Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

/ Медицина
Конспект, 

Оглавление

Государство с помощью законов определяет источники финансирования здравоохранения в зависимости от потребностей общества, типа и реальных возможностей экономики страны. По расчетам специалистов расходы на здравоохранение составляют от 3 до 14% валового национального продукта, или валового внутреннего продукта. Специалисты ВОЗ считают, что для решения основных проблем здравоохранения затраты общества должны быть не менее 6,0% валового внутреннего продукта, а для удовлетворения потребностей населения в современном медицинском обслуживании с высоким уровнем качества – не менее 12%. Однако уровень затрат общества на охрану здоровья не решает автоматически всех проблем. Для этого необходимо тратить средства с максимальной эффективностью. Высокоразвитые страны с социальной рыночной экономикой, имеющие государственную (страховую и бюджетную) систему здравоохранения, добились больших успехов в обеспечении доступности медицинского обслуживания для населения, тратя при этом на нужды здравоохранения в среднем 6-8% валового внутреннего продукта. Расходы на здравоохранение в нашей стране составляют около 4,0% валового внутреннего продукта.[1] 

В настоящее время правовые основы финансирования здравоохранения определены Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». 

В соответствии с Конституцией 1993 г. (ст. 41)[2] в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с этой статьей должна оказываться гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Источники финансирования охраны здоровья указаны в ст. 10 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; это[3]:

1.  Средства бюджетов всех уровней.

2.  Средства, направляемые на ОМС и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

3.  Средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан.

4.  Средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений.

5. Доходы от ценных бумаг.

6.  Кредиты банков и других кредиторов.

7.  Безвозмездные и/или благотворительные взносы и пожертвования.

8.  Иные источники, не запрещенные законом.

В этой же статье указаны источники средств непосредственно для финансирования органов и учреждений системы здравоохранения. Это:

      средства республиканского (Российской Федерации) бюджета, бюджетов республик в составе Российской Федерации и местных бюджетов;

      средства государственных и общественных организацией, объединений, предприятий и других хозяйствующих субъектов;

      личные средства граждан;

      безвозмездные и/или благотворительные взносы и пожертвования;

      доходы от ценных бумаг;

      кредиты банков и других кредиторов;

      иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Как видно, они составляют часть средств, идущих на охрану и улучшение здоровья населения. Это, по существу, отраслевые ассигнования на деятельность органов и учреждений здравоохранения.

Из этих источников формируются финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения и государственной системы ОМС. Финансовые средства используются:

      для финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Советами Министров Российской Федерации и республик в составе РФ, органами государственного управления краев, областей, местной администрацией;

      для обеспечения профессиональной подготовки кадров;

      для финансирования научных исследований;

      для развития материально-технической базы учреждений здравоохранения;

      для субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по ОМС;

      для оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;

      для финансирования медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально-значимых заболеваниях;

      для оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет отчислений страхователей на ОМС. Эти средства находятся в государственной собственности и используются для оплаты медицинских услуг в соответствии с программами ОМС.

Так как здравоохранение находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов в ее составе, то субъекты Федерации несут более 2/3 всех расходов на текущие нужды здравоохранения и могут в соответствии с законами РФ и своими правовыми документами использовать различные, в том числе местные, источники финансирования для решения проблем здравоохранения.

По данным Всемирного банка, в среднем в мире тратится на здравоохранение 8% внутреннего валового продукта, причем в странах с развитой рыночной экономикой – 9,3%, в развивающихся странах – 2,5%.

К настоящему времени ассигнования на здравоохранения в большинстве стран мира существенно увеличились в сравнении с 1990 г. В целом из всех источников (общественных, государственных, частных и др.) они в США, например, достигли 14% от размера ВВП, или 4200 долл. на душу населения, в Германии – более 12% ВВП, или около 3000 долларов. В целом в экономически развитых странах на человека приходится не менее 1000 долларов на здравоохранение.[4]

К 1995 г. расходы на здравоохранение в России составили почти 4,0% внутреннего валового продукта. Однако в последующем положение с финансированием здравоохранения не улучшилось, так как внутренний валовой продукт резко уменьшился, а на здравоохранение использовано по-прежнему 4%. Неблагоприятные тенденции в экономике сохраняются, в связи с чем продолжается сокращение внутреннего валового продукта и финансирование здравоохранения ухудшается. До 10-12% сократилась доля федерального бюджета; основные расходы государственного бюджета обеспечивают бюджеты регионов и отчисления на ОМС.[5]

В 2002-2003 г. средства бюджетов трех уровней (федерального, территориального и местного) составляли около 75% всех расходов на здравоохранение, более 20% средств поступало на здравоохранение через систему ОМС, частные средства (общественных фондов, добровольного медицинского страхования, пожертвований, поступающие путем частной оплаты медицинских услуг и др.) составляли около 5%. При этом потребности системы здравоохранения не удовлетворялись, а утвержденный бюджет выполнялся в среднем на 70%.[6]

В сентябре 1998 г. Постановлением Правительства (№1096) утверждена программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, в которую вошла базовая программа ОМС. Программа гарантий, кроме средств ОМС, определяет средства бюджета и других источников для обеспечения бесплатной медицинской, скорой, стационарной и амбулаторно-поликлинической помощью, В 1998-1999 гг. расходы бюджета на здравоохранение несколько повысились (до 70 млрд. руб. и более), но не превышали 4% внутреннего валового продукта.

К 2003 г. средства на здравоохранение распределялись так: 60% бюджетные из федерального и территориальных бюджетов, 3%  – средства ОМС и 10% добровольного страхования, частные средства. При четвертом слушании бюджета в Государственной думе на 2001 год удалось увеличить объем федерального бюджета на здравоохранение с 1,8% до 2,3%. Всего на социальные нужды, в том числе здравоохранение, выделяется 9% средств федерального бюджета.[7]



[1] Здравоохранение в России: Статистический сборник. М., 2003. С. 67

[2] Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 1993

[3] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №33. Ст. 1318

[4] Перфильева Г.М. и др. Экономика здравоохранения. М., 2004. С. 29

[5] Назаров Г.Ф. Экономика и организация здравоохранения. СПб., 2004. С. 33

[6] Там же. С. 34

[7] Там же

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!