Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Философская концепция человека. Предметно-практическая деятельность человека»

/ Ответы на вопросы
Конспект, 

Оглавление

Многовековой опыт развития философии убеждает, что существует центральная философская тема, вокруг которой группируются все другие темы, проблемы, вопросы философии. Это тема о человеке. “Человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлени­ем для человека”, – писал древнегреческий мыслитель Эмпедокл. С древности люди задумывались над собственной природой. “Познай самого себя” – это изречение со времен Сократа стало девизом мно­гих философских произведений. Тот же Сократ любил повторять, что его интересуют не деревья в лесу, а люди в городах. “Что такое чело­век и каково его истинное назначение. Это основной вопрос – пос­ледняя цель всей человеческой мысли”, – отмечал русский фило­соф С.Л. Франк.1 

    Помимо естественного интереса человека к познанию самого себя, существует ряд причин, позволяющих считать тему о человеке цент­ральной философской темой. Дело прежде всего в том, что в рамках философского знания возникает потребность свести разнообразные темы к единому центру. Надо учесть, что всеохватность, присущая философии, неравнозначна раздробленности и разбросанности. Сле­довательно, философии необходим центр, способный соединить раз­нообразную проблематику в единое целое. Будучи по преимуществу рациональной формой знания, философия стремится к стройности, систематичности, обоснованности. Поэтому ей необходим единый отправной и конечный пункт, к которому, словно лучи, сходились бы все темы философии: необходима центральная философская тема. Почему такой темой является тема о человеке?

    Очевидно, что вопросы универсального значения, которые ста­вит и решает философия, имеют смысл не сами по себе, а примени­тельно к человеку. Философия решает вопросы о предельных основа­ниях бытия для того, чтобы уяснить место человека во Вселенной,
разгадать смысл жизни человека и его предназначение в мире. Заду­мываясь над проблемами устройства Вселенной, философ (в отличие от астронома или физика) ни на минуту не забывает о главном, что его волнует как философа – о смысле человеческого существования. Все разделы философского знания прямо или косвенно служат поис­кам ответов на вопросы о человеке. К чему бы ни обращалась филосо­фия, какие бы предметы ни попадали в ее поле зрения, ее взор неиз­менно возвращается к человеку. Для философии вполне справедливо изречение древнего философа Протагора о том, что человек есть мера всех вещей.

    Философия рассматривает человека как своеобразную Вселенную. Так, в античной философии человек понимался как “малый космос” – микрокосмос. Малый космос, т.е. человек, рассматривался в качестве аналога большого космоса – макрокосмоса, т.е. всей Вселенной. Этим подчеркивалось, что человеческая душа может быть столь же богатой и разнообразной, как и Вселенная, которую мы наблюдаем. “Душа, – отмечал Аристотель, – есть в известном смысле все”. С этим изрече­нием согласились бы многие направления и современной философс­кой мысли. Пристальное внимание философов к теме о человеке ведет свой отсчет от античности, от древнегреческой философии. Особая заслуга в постановке философской проблемы человека принадлежит Сократу (470/469–399 гг. до н.э.). Именно Сократ был первым фило­софом, поставивший в центр своих размышлений человека, смысл его существования, особенности человеческой природы.

    Согласно Сократу, человек есть существо, которое постоянно ищет самого себя, осмысливает испытывает себя и условия своего суще­ствования. Критическая, испытывающая установка по отношению к жизни и определяет ценность жизни. Главной частью души является разум, которому противостоят страсти или аффекты. Последние суть нечто иное, как вожделения и желания, влекущие человека к неумерен­ности, чрезмерности и тем самым разрушающие равновесие души. Ра­зум же есть источник того, что Сократ называет “самообладанием”. Самообладание – это власть разума над стихийно-жизненными по­рывами. По Сократу, свободен тот, кто умеет управлять страстями, умеет их ограничивать. Развивая свои мысли о человеке, Сократ создал стройное этическое учение, поэтому его принято считать одним из основоположников этики – науки о морали и нравственности.

    С философской точки зрения целесообразно выделить в составе человеческого бытия три части. Эти части таковы: дух, душа и тело.

    Понятие духа первоначально имело исключительно религиозный смысл. Так, в христианстве дух Святой есть одно из лиц божествен­ной Троицы. Выражение же “духовная жизнь” означало и нередко оз­начает сегодня жизнь религиозную. Это та часть жизни человека, ко­торую он непосредственно посвящает Богу. Со временем понятие духа приобрело более широкий смысл, далеко выходящий за пределы ре­лигиозного. Однако известная связь между религиозным и философс­ким понятием духа сохранилась. Дух – это сфера ценностей неутили­тарного характера. Это также сфера идеалов. В духе человек поднимает­ся до определения и уяснения высших ценностей. Он мысленно освобождается от непосредственных потребностей и рутины повсед­невности. В то же время человек может быть охвачен не только духом добра, но и духом злобы. Но и в том и другом случае дух остается тем, что выше человека, управляет им. Если духовная жизнь складывается благополучно, то человек устремляет свою душу ввысь в поисках воз­вышенного смысла и идеалов, способных облагородить его жизнь и его самого. В духовном процессе, при условии внимания к нему со стороны самого человека, формируются принципы, которые он счи­тает незыблемыми и во имя которых он порой готов пожертвовать своей жизнью. Понятие духа фиксирует ориентацию человека на отыс­кание устойчивых оснований своего бытия.

    Наиболее полно духовная жизнь реализуется в сферах духовной культуры: искусстве, литературе, науке, религии, философии и др.

    Понятие души еще более древнее. Если понятие духа мы находим только в развитых религиозных системах, то понятие души присутство­вало уже в первобытных верованиях. Примитивные племена склонны были одушевлять не только человека и животных, но и всю природу.

    Понятие души сопоставимо с понятием духа, но не тождественно ему. В духе человек как бы поднимается над собой, душа же есть не­посредственно данное. Душевная жизнь (в отличие от духовной) – это сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей. В понятии души больше присутствует интимно-личностный аспект. В понятии же духа ярче выражено общее, универсальное. Душа более подвержена колебаниям и более подвижна, чем дух, который стре­мится сохранить устойчивость и основательность.

    В связи с ростом влияния естествознания вновь и вновь возникают попытки исключить понятие души (как и духа) из философии и в целом из культуры. Сторонникам естественнонаучной ориентации эти понятия представляются недостаточно строгими, не соответствующими стандартам научности. В частности, их пытались заменить понятием сознания. Однако сознание есть важная, но только одна часть души, наряду с другими. Это стало особенно очевидно с признанием суще­ствования бессознательных структур человеческой психики.

    Понятию души действительно свойственна некоторая неопреде­ленность, отличающая его от многих понятий естественно-матема­тических наук. Но в этой неопределенности можно усмотреть не только недостаток, но и преимущества. В силу своей неоднозначности поня­тие души ассоциативно. Оно вызывает множество ассоциаций худо­жественного, поэтического, религиозного и другого характера. Ассо­циативность понятия души подчеркивает сложность и многоплановость душевной жизни. Сохранение в философии понятия души поддерживает связь философского знания с другими формами куль­туры, в которых идея души играла и играет значительную роль. Нали­чие в современной философии понятия души позволяет также не утрачивать связь с историей и культурой прошлого, которая немыс­лима без понятия души.

    Понятие тела отражает материально-вещественную сторону чело­века. Изучением телесных проявлений человеческого существа непос­редственно заняты конкретные науки: биология, анатомия и физио­логия, медицина и др. Философию же интересует не столько тело само по себе, сколько взаимная зависимость тела, души и духа.

    Конечно, человек не есть бесплотный, т.е. бестелесный, дух. Но очевидно, что тело, или вещество человека, не есть сам человек. Что же такое человек? Видимо, не все в человеке является собственно человеческим. Целесообразно, следовательно, отличать человеческое в человеке от того, что таковым не является, но тоже присутствует в человеке. Человеческое, с одной стороны, не есть скотское. С дру­гой – человеческое не есть “ангельское”. Собственно человеческое располагается между животной и идеальной сторонами человека. Следовательно, человек – это возможность стать человеком. Это свобода выбора. Человек может пасть даже ниже животного состояния. Но он может и возвыситься до высоких образцов благородства и духовности. В каждой точке своего бытия он заново стоит перед проблемой выбора. Человек как бы не завершен, он есть непрерывное становление. Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными, изменчивыми. И здесь огромное значение приобретает предметно-практическая деятельность человека.

    Предметно-практическая деятельность человека – это активная предметная деятельность не только человека, но и социальных групп, общества, которая приводит к изменению средств и пред­метов труда, преобразованию внешнего мира и развитию самого человека. Трудовая деятельность всегда целесооб­разна. Взятая в целом, она имеет характер материального процесса особого рода, преобразует не только окружаю­щую действительность, но и человека, формирует и удов­летворяет его потребности. “Люди никоим образом не на­чинают с того, что “стоят ... в теоретическом отношении к предметам внешнего мира. Как и всякое животное, они начинают с того, чтобы есть, пить и т.д., то есть не “сто­ять” в каком-нибудь отношении, а активно действовать, овладевать при помощи действия известными предметами внешнего мира и таким образом удовлетворять свои по­требности”.1


    В отличие от животного человек в процессе труда не только изменяет природный материал, но и осуществляет свою сознательную цель, которая “как закон определяет способ и характер его действий” и которой “он подчиняет свою волю”. Такой формой взаимодействия человека с внешним ми­ром является материальное производство.

    Говоря о материальном производстве как об основном, определяющем виде практики, необходимо отметить три важнейшие стороны, черты предметно-практической деятельно­сти. Во-первых, она генетически является первичной по отношению к сознанию и всем другим формам обществен­ной деятельности. Во-вторых, предметно-практическая деятельность на любой ступени ее развития выступает как опре­деляющая по отношению к сознанию и всем другим фор­мам деятельности: умственной, политической, религиоз­ной и т.д. В-третьих, производственная деятельность яв­ляется чувственно-предметной, она осуществляется вне сознания, по объективным законам, не проходящим через сознание. Наоборот, сознание, формируясь на основе предметно-практической деятельности, становится ее необходимым моментом, оказывает на нее активное на­правляющее и регулирующее влияние. В этом проявляет­ся идеальная, субъективная сторона предметно-практической деятельности. Но сознание способно направ­лять и регулировать материальное производство лишь в той мере, в какой оно более или менее верно отражает его объективные законы. Отклонения от этих законов, т.е. действия, противоречащие им, делают невозможным осу­ществление производственного процесса.



1 Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 15

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 377

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!