Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Факторы качества магнитофонов и автомагнитол»

/ Товароведение и экспертиза товаров
Конспект, 

Оглавление

Глава 1. Обзор литературы

1.1. Развитие качества звука

 

Одно из основных понятий аудиотехники (от лат. audio – «слышу» и греч. «техне») – Hi-Fi. Это сокращение английского словосочетания «High Fidelity», которое можно перевести как «высокая верность». Но что долж­но соответствовать данному требова­нию – запись звука или его воспро­изведение? И то и другое. Чтобы звук качественно воспроизвести, его необ­ходимо верно записать. Поэтому тех­ника звукозаписи и техника звуковос­произведения совершенствовались одновременно. 

Требования, которые предъявляют к качеству звукотехнического обору­дования, во многом определяются особенностями человеческого слуха, а точнее – строением уха и свойствами психики человека. В широком смысле эти особенности называют психоло­гией восприятия, и занимается ею специальная наука – психоакустика (от греч. «психе» – «душа» и «акустикос» – «слуховой»). Теперь точно из­вестно, что человек ориентируется в пространстве по звуку: даже с завязан­ными глазами он в состоянии опреде­лить, откуда доносится звук – сзади или сбоку, находится его собеседник в комнате или в подземном переходе. 

С осмысления и учета этих факто­ров и начинается Hi-Fi, т. е. высокая точность передачи речи и музыки техническими средствами.

Считается, что добиться Hi-Fi стало возможным лишь после перехода от монофонической (от греч. «монос» – «один» и «фоне» – «звук») записи к стереофонической (от греч. «стереос» – «объемный» и «фоне»). В пер­вом случае звук записывается и вос­производится по одному каналу. Во втором – звуковые сигналы от двух микрофонов записывают раздельно: по двум (или нескольким) каналам, правому и левому. Воспроизводится стереофоническая запись тоже раз­дельно (двумя динамиками), благода­ря чему у слушателя создается впечат­ление объемности звучания.

Переход к стереозаписи оказался поистине революционным событи­ем: режиссеры получили возможность работать со звуковым пространством, а слушатели – оценить принципиаль­но новое качество звучания. Однако переход этот произошел не сразу, а го­товился постепенно.

Идея стереофонической записи появилась в самом начале XX в. Пер­вые же практические опыты связаны с работами американских ученых Алена Блумлейна в 1929–1931 гг. и Харви Флетчера в 1934 г. Их экспе­рименты заключались в следующем. В комнате записи (тон-студии) играл оркестр, и музыка через три микро­фона передавалась в зал прослушива­ния, где воспроизводилась через уси­лители тремя динамиками. Динамики в зале располагались строго в соответ­ствии с положением микрофонов в тон-студии. Слушатели не видели му­зыкантов, но достаточно точно опре­деляли, как те перемещаются вдоль линии воображаемой сцены; пере­движение в глубину различалось хуже. В 1939 г. Американская радиовеща­тельная корпорация впервые осущест­вила трехканальную запись звука.

Возникает вопрос: почему в опытах со стереозвуком использовали три ка­нала, а не два – правый и левый? Де­ло в том, что значительного прогрес­са в области стереозвука удалось добиться, как это ни странно, благода­ря кинематографу. Первоначально фильмы не озвучивались, а лишь со­провождались игрой тапера в зале. Когда же Великий немой (так раньше называли кино) «заговорил», техника звукозаписи стала стремительно раз­виваться. Именно в кино вопрос ка­чества звука особенно актуален.

Зритель в кинотеатре должен не только видеть героев фильма, но и хорошо слышать, что они говорят. Однако и этого недостаточно. Если, например, актер перемещается в кад­ре слева направо, а динамик, воспро­изводящий звук, находится где-то сбоку, изображение на экране «ото­рвется» от звукового сопровождения, что создаст ощущение неестествен­ности происходящего. Во избежание этого озвучивание фильма для боль­шого помещения производится по трем независимым каналам. В кино­театре три группы громкоговорите­лей располагают за экраном – слева, в центре и справа. Такой порядок со­ответствует расположению микро­фонов в съемочном павильоне кино­студии. Когда актер, перемещаясь в кадре, произносит текст, звук его го­лоса слышен сначала слева, потом, по мере приближения к правому микро­фону, звук слева ослабевает, а в цен­тральном и правом динамиках стано­вится громче. Поэтому у зрителя и создается ощущение, что звук исхо­дит непосредственно от изображения актера на экране.

В Советском Союзе идею стерео­фонического сопровождения филь­ма впервые высказал изобретатель Л.И. Экало в 1928 году. Спустя девять лет в кинотеатре «Москва» стала действо­вать первая в СССР установка для пе­редачи стереофонического звучания. Она была двухканальной. Однако большого распространения система не получила. Использовавшийся в то время формат кинокадра 18 х 24 мм ограничивал размер экрана по шири­не. При пропорциях экрана 1:1,37 зрительный зал делали узким, поэто­му динамики находились слишком близко друг к другу, и эффект стереозвучания был слабым, особенно для зрителей в задних рядах.

Коренным образом ситуация изме­нилась после изобретения широкоэк­ранного кино с пропорциями экрана 1:2. Появилась возможность увели­чить расстояние между динамиками левого и правого каналов и тем самым значительно улучшить пространст­венное восприятие звука. В конце 1953 г. широкоэкранные фильмы с трехканальной стереофонической магнитной записью звука были сняты в США. В Советском Союзе первый широкоэкранный кинотеатр со сте­реофоническим звуком открылся в июне 1955 г. в Москве.

К середине 50-х гг. технология магнитной стереофонической записи была освоена только в кино. Техноло­гию производства граммофонных пластинок удалось поднять до уровня, позволяющего переносить двухканальные стереозаписи на долгоигра­ющие пластинки, лишь в 1958 г. С это­го времени объемный звук можно было услышать не только в кинотеат­ре, но и в квартирах. Звучание аппа­ратуры стало сравнимо с «живыми» звуками. Это и приняли за стандарт качества. На страницах журналов и рекламных изданий появился тер­мин «высокая верность» – Hi-Fi.

МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП

Фирмы, производящие бытовую звуко­вую аппаратуру, по традиции долго следовали принципу «все в одном» – выпускали в основном так называемые звуковые комбайны. В обычном до­машнем стационарном (от лат. stationarius – «неподвижный») радиоприем­нике находятся модуль настройки на нужную станцию, громкоговоритель и усилитель. Но и громкоговорители, и усилители есть и в магнитофоне, и в проигрывателе. Поэтому, чтобы сэкономить место и средства, возни­кла идея сделать общий усилитель с громкоговорителем для всех уст­ройств, входящих в систему.

Комбайны, или магниторадиолы, напоминали современные аудиоцент­ры, с той лишь разницей, что все час­ти комбайна были монофонически­ми и помещались в одном корпусе. Это лишало возможности заменить, например, устаревший проигрыва­тель более совершенным стереофо­ническим.

Со временем при конструирова­нии аппаратуры стали использовать блочно-модульный принцип. Он по­зволял купить по отдельности проигрыватель, магнитофон, усилитель, динамики и собрать из них качествен­ную аудиосистему по своему вкусу. Появление аппаратуры «высокой верности» совпало с разделением устройств, входящих в комбайн, на независимые блоки. Само же сокра­щение Hi-Fi перестало обозначать просто высокую точность звучания – оно стало символом (а позднее и ло­готипом) нового стандарта качества звукотехнических изделий.

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О HI-FI

Представления о качественном вос­произведении звука со временем ме­нялись. Сначала при совершенство­вании аппаратуры основной упор делался на ее технические характери­стики: считалось, чем они лучше, тем качественнее будет звучание. Фир­мы-производители стремились пора­зить покупателя каким-нибудь но­вым, «запредельным» результатом.

Однако к концу 70-х гг. стало оче­видно, что подобная оценка качества не совсем верна. Почему, скажем, два усилителя разных фирм с абсолютно одинаковыми характеристиками зву­чат по-разному? Или другой пример. Есть два усилителя равной мощности, но один транзисторный, а другой ламповый. Если судить по измерен­ным в лаборатории параметрам, пер­вый безусловно лучше, однако на практике выясняется, что его звуча­ние гораздо хуже.

Причина феномена «транзистор­ного звучания» была понята далеко не сразу. Прошло около двух десяти­летий, прежде чем удалось обнару­жить, что ранние модели бытовых транзисторных усилителей особым образом искажают звук.

ЧТО ТАКОЕ HI-END?

Это открытие привело к возврату, ка­залось бы, давно забытых радио­ламп – диодов, триодов и пентодов. С возрождения ламповой техники и с изменения отношения к техни­ческим параметрам началась эра Hind. Немалую роль в появлении нового понятия сыграла и разрабо­танная к началу 80-х гг. новая техно­логия записи – цифровая.

Перевести Hind можно как «выс­ший предел» или же «передний край» науки и техники (такой вариант иногда предлагается в научно-техни­ческих статьях). Что же отличает ап­паратуру Hi-End от Hi-Fi?

Как правило, техника класса Hi-End изготовляется по заказу для конкрет­ного покупателя и носит эксклюзив­ный характер. Например, ламповые усилители английской фирмы «Ау­дио Неут», в которых провода выход­ных трансформаторов сделаны из чистого серебра. Или модель «Вест­минстер» известной английской фир­мы «Тэноу», производящей акусти­ческие системы. Об уровне такой техники можно судить по тому, что пара колонок «Вестминстер» стоит в резиденции Ее Величества Королевы Великобритании. Дня подобной аппа­ратуры используют дорогостоящие материалы, включающие редкозе­мельные элементы, сверхточные ра­диодетали и т.д. Недешево обходятся и научные исследования в данной области. Все это вместе взятое значи­тельно повышает как себестоимость производства, так и конечную цену та­кой аудиотехники. Hind – это особый подход бук­вально ко всем компонентам, состав­ляющим стереосистему. В эпоху Hi-Fi никому бы и в голову не пришло, что стойка для усилителей может «су­шить» звук или что на проводах нужно ставить стрелки. А стрелки эти, как иронично заметил серьезный амери­канский специалист Фрэд Дэвис, нуж­ны для того, чтобы переменный ток знал, в какую сторону ему течь, и ап­паратура лучше звучала.

 

1.2. Классификация магнитофонов и магнитол

 

Магнитолы относятся к радиоприемным устройствам.

К радиоприемным устройствам также относятся радиопри­емники, радиолы, магниторадиолы, тюнеры, радиокомплексы, комплектующие и запасные части к ним.

Радиоприемники позволяют принимать радиосигналы в диапазоне длинных, средних, коротких и ультракоротких радиоволн. Радиоприемники, способные принимать сигналы только в диапазоне длинных и средних волн, относятся к низким группам сложности, поскольку обеспечивают уве­ренный прием сигналов только в ночное время. Радиопри­емники, обеспечивающие прием радиосигналов в коротком диапазоне волн, – более высокого класса.

В ультракоротком диапазоне волн работают только местные радиостанции. Для повышения качества воспроиз­ведения вещательных программ применяются системы мно­гоканального цифрового радиовещания как через спутники связи, так и по каналам кабельной связи.

Отечественные радиоприемники по функциональным характеристикам подразделяются на четыре группы слож­ности: 0 (высшая), 1, 2 и 3.

Радиоприемники высшей группы сложности от­личаются высокой чувствительностью и избирательностью, обеспечивают высокое качество звучания и фиксированную электронную настройку на передающую станцию. К радио­приемникам этой группы относятся Ленинград-015-стерео.

Радиоприемники первой группы в настоящее вре­мя не выпускаются. Отличительным признаком радиоприемников второй группы сложности являются небольшие размеры. Эти приборы обеспечивают уверенный прием радиосигналов, имеют универсальное питание.

Радиоприемники третьей группы сложности спо­собны принимать сигналы мощных передающих станций, имеют небольшие размеры, питание универсальное или от батарей.

Современные радиоприемники зарубежных фирм име­ют дополнительные устройства, обеспечивающие высокое и устойчивое качество приема радиовещательных прог­рамм – автоматическую регулировку усиления и громкос­ти, систему бесшумного приема, автоматическую подстрой­ку частоты, микрокомпьютерное управление приемником.

Ведущие фирмы (Sony, Philips, Grundig) выпускают всеволновые приемники, позволяющие принимать сигналы в диапазонах длинных, средних и коротких волн на магнит­ную антенну, а в диапазоне ультракоротких волн – на те­лескопическую раздвижную антенну.

Для усиления напряжения тока и мощности применяют усилители, которые делятся на усилители на электронных лампах, биполярных транзисторах, полевых транзисторах и специализированных интегральных микросхемах.

Наиболее распространенными на российском рынке яв­ляются усилители фирм Sony, Technics и Marantz.

Для коррекции тембра прослушиваемых музыкальных или других программ используется эквалайзеры. Простые эквалайзеры имеют кнопочные переключатели, позволяю­щие фиксировать установку прибора на определенный звук (тяжелый, мягкий, чистый и др.).

В дорогостоящих акустических системах для точной имитации отраженных звуков используются цифровые сиг­нальные процессоры, имеющие фиксированную настройку, позволяющую создавать впечатление звучания в концерт­ном зале, на стадионе, дискотеке и др.

Усилители также делятся на монофонические, стерео­фонические и квадрафонические.

Монофонические (одноканальные) системы состоят из микрофона, усилителя и громкоговорителя. Эти системы не отражают реальной картины звучания, поскольку зву­ковые сигналы исходят как бы из одной точки.

В стереофонических (двухканальных) системах чаще всего используется сдвоенный стереофонический уси­литель и две звуковые колонки. Стереофонический эффект зависит от типа акустических систем и их расположения, а также условий распространения звука. Оптимальным рас­стоянием расположения слушателя относительно колонок является 1,5–3,0 м (в комнате средних размеров).

Квадрафоническая система воспроизведения зву­ков включает четыре микрофона для записи звука и четы­ре акустические системы для его прослушивания.

Тюнеры используются для настройки и усиления сиг­нала. Выпускаются тюнеры высшей и 1-й группы сложнос­ти. В тюнерах применяется аналоговая настройка или циф­ровой синтезатор, что позволяет осуществить фиксирован­ную настройку на несколько станций.

Радиолы используются для приема радиосигналов и проигрывания записей при помощи электропроигрывателя (Мелодия-110-стерео, Кантата-204).

Магниторадиола представляет собой радиоаппарату­ру, в которой объединены радиовещательный приемник, магнитофон и электропроигрыватель.

Магнитолы – устройства, обеспечивающие прием ра­диосигналов и проигрывание записей при помощи встроен­ного магнитофона.

Радиокомплексы включают в одну систему отдельные устройства – тюнер, магнитофон, электропроигрыватель, акустические системы и др.

Высокое качество звуковоспроизведения выражается сокращением Hi-Fi. Большинство электроакустических устройств, вы­пускаемых в настоящее время, за исключением миниатюр­ных приемников и магнитол, соответствуют требованиям к Hi-Fi устройствам.

Разрабатываются такие электроакустические устрой­ства, характеризующиеся термином Hiqh-End, которые имеют очень высокую стоимость.

Группа магнитофонов представлена магнитофонами катушечными и кассетными, магнитофонами-приставками катушечными и кассетными, магнитофонами-проигрывате­лями, а также комплектующими и запасными частями к ним.

Магнитофоны используются для записи звука на маг­нитную ленту и его воспроизведения.

Магнитофоны делятся на следующие типы: стационар­ные катушечные магнитофоны; стационарные кассетные магнитофонные приставки без усилителей мощности и ди­намиков – деки; переносные магнитофоны с батарейным питанием; миниатюрные магнитофоны для записи и воспро­изведения речи – диктофоны; миниатюрные магнитофоны для воспроизведения магнитных записей – плейеры.

В катушечных магнитофонах запись осуще­ствляется на магнитную ленту шириной 6,2 мм. Такие маг­нитофоны выпускаются в ограниченном количестве и вы­теснены с рынка кассетными магнитофонами.

В кассетных магнитофонах для записи использует­ся миниатюрная кассета с магнитной лентой шириной 3,8 мм для записи на 60, 90, 120, 180 мин и больше.

Кассеты выпускаются четырех типов, которые позво­ляют осуществлять запись умеренного (тип I), повышенно­го (тип II), высокого (тип III) и отличного качества (тип IV). Магнитные ленты кассет выше типа II позволяют доль­ше хранить запись без ухудшения их качества.

Качество (техническая характеристика) магнитофонов зависит от числа кассет, моторов в каждом механизме, го­ловок; скорости перемотки кассеты, потребляемой мощно­сти, габаритов, массы и других показателей.

Ведущие зарубежные фирмы (Sony, Harme/Kardon, Panasonic, Marantz) выпускают магнитофоны различных типов – от сверхминиатюрного персонального магнитофон­ного плейера до цифровых магнитофонов.

К группе аппаратуры для видеозаписи и воспроиз­ведения относятся видеомагнитофоны, видеопроигрыватели, телевизионные камеры, видеокамеры и видеопринтеры.

Видеомагнитофоны используются для записи на маг­нитную ленту телевизионных видеосигналов со звуковым сопровождением и последующего их воспроизведения. Маг­нитная лента для видеозаписи имеет ширину 50,8; 25,4 мм (студийные видеомагнитофоны) и 19,05; 12, 7,8 и 6,3 мм (бы­товые видеомагнитофоны).

Бытовые видеомагнитофоны классифицируются по фор­мату записи, количеству лентопротяжных механизмов, воз­можности осуществлять запись и воспроизведение в раз­личных форматах и системах цветного телевидения, количеству видеоголовок, числу скоростей записи-воспроизве­дения, характеру записываемых и воспроизводимых аудио­сигналов, виду источника тока и др.

По формату видеозаписи видеомагнитофоны делят­ся на аппараты формата VHS, Super VHS, VHS-C, Video-8 и др.

По количеству лентопротяжных механизмов раз­личают однокассетные и двухкассетные видеомагнитофо­ны, а по количеству видеоголовок – двухголовчатые и четырехголовчатые.

По количеству скоростей записи-воспроизведения видеомагнитофоны делятся на односкоростные и двухскоростные.

По характеру записываемых и воспроизводимых аудиосигналов выделяются видеомагнитофоны монофоничес­кие и стереофонические.

По видам источника тока видеомагнитофоны делятся на аппараты, работающие от сети переменного тока, и ап­параты универсального питания.

Видеопроигрыватели могут воспроизводить запись с кассет и оптических дисков определенных размеров или ос­нащаются универсальным дископриемником, это позволя­ет использовать различные диски (лазерно-визуальные, малые компакт-диски и др.).

 

1.3. Общие требования к качеству бытовых машин и приборов

 

Бытовые электроприборы и машины выпускают в со­ответствии с требованиями ГОСТ или ТУ.

Существуют стандарты, содержащие технические тре­бования и методы испытаний на группы изделий (нагре­вательные, механические, установочные, бытовые све­тильники с лампами накаливания и др.), а также стан­дарты на отдельные изделия (например, электроутюги, холодильники, пылесосы и т.п.). При установлении со­ответствия изделий требованиям стандартов надо учиты­вать требования всех трех видов этих документов.

При разработке новых и пересмотре действовавших стандартов учитывают рекомендации Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК), Института стандар­тизации, зарубежные стандарты. Соответствие изделий требованиям стандартов проверяют при контрольных и типовых испытаниях приборов и машин.

Программа контрольных испытаний устанавливается стандартами и включает проверку на соответствие лишь основным требованиям. Обязательны при контрольных испытаниях всех приборов и машин проверка электри­ческой прочности изоляции в условиях производствен­ного помещения, испытание на функционирование изде­лия и внешний осмотр. Контрольным испытаниям под­вергают все изделия при их выпуске.

Типовые испытания имеют своей целью проверку со­ответствия изделий всем требованиям стандартов. Их проводят в трех случаях: при запуске в производство но­вого типа прибора или машины; при внесении в конст­рукцию выпускаемых приборов и машин изменений, ко­торые могут оказать влияние на номинальные парамет­ры приборов; периодически, но не реже одного раза в год, для контроля стабильности технологических процес­сов производства.

Торговым организациям и предприятиям предостав­лено право требовать от заводов-изготовителей протоко­лы последних типовых испытаний.

Требования к качеству машин и приборов можно раз­делить на следующие группы: функциональные, требо­вания к конструкции, эксплуатационные, эстетические, экономические.

Функциональные – это требования к соответствию изделия своему целевому назначению. Конкретные фун­кциональные требования к изделиям излагаются при рас­смотрении ассортимента.

Машины и приборы конструируют для работы на на­пряжения однофазного переменного тока: 12; 24; 36; 127; 220 В и постоянного тока: 6; 12; 24; 110; 220 В. Допуска­ется изготовление приборов и машин с переключением для работы на любое из указанных напряжений в диапа­зоне напряжений. При этом все изделия, кроме холо­дильников, должны быть работоспособными при откло­нениях напряжения питающей сети в пределах ±10% от номинального значения (для холодильников ±10–15%),

Конструкция изделий должна гарантировать оптималь­ное выполнение ими целевой функции. Изделия должны быть устойчивыми при эксплуатации. Необходимо, что­бы сменные части были взаимозаменяемыми, а сами из­делия стойкими к возможным ударам при эксплуатации и транспортировке.

Для внутренней проводки используют в приборах толь­ко медные провода; применение алюминиевых проводов не допускается. Приборы с несъемными соединительны­ми шнурами должны иметь устройства для закрепления шнура и эластичную втулку из изоляционного материа­ла в месте ввода шнура. Такая втулка предохраняет при­бор от натяжения, скручивания, изломов, истирания.

Важно, чтобы металлические части изделий, корро­зия которых может привести к неисправности изделия или снижению безопасности эксплуатации, имели байт­ные покрытия.

Особенно важна электрическая безопасность приборов и машин в эксплуатации, в то же время они не должны давать вредных излучений, наносить механические трав­мы, вызывать отравление химическими веществами, со­здавать опасность пожара.

Части приборов и машин, находящиеся под напряже­нием, должны быть надежно защищены от случайного соприкосновения с ними. В приборах класса II недоступ­ными для случайного соприкосновения надлежит быть также всем металлическим частям, изолированным от токопроводящих частей только рабочей изоляцией.

Для электрической безопасности приборов и машин имеют также значение качество изоляции, соблюдение требований к заземлению приборов классов 0; 01; I; к конструкции изделий (пути утечки тока, воздушные зазоры и т. п.).

Приборы классов II и III считаются безопасными в элек­трическом отношении. Если прибор класса III питается от сети через понижающий трансформатор, то он будет безопасным лишь в том случае, если трансформатор име­ет отдельные обмотки высокого и низкого напряжения; изоляция между обмотками выдерживает в течение 1 мин испытательное напряжение 4000 В с частотой тока 50 Гц. Общим стандартом и стандартами для групп изделий ус­тановлены испытательные напряжения для изделий каж­дого класса.

Приборы классов 0; 01, I считаются опасными, если они не заземлены или если в них не использованы дру­гие меры защиты, например автоматические выключате­ли, работающие в зависимости от утечки.

Ток, протекающий между любой из токопроводящих жил соединительного шнура и доступными металличес­кими частями корпуса или алюминиевой фольгой, нало­женной на внешние поверхности оболочки приборов из изоляционных материалов, называют током утечки. В приборах класса II ток утечки возникает также между любым из выводов прибора и металлическими деталями, отделенными от частей, сходящихся под напряжением, только рабочей изоляцией. Ток утечки величиной до 1мА обычно не ощущается человеком при длительном сопри­косновении с прибором. При токе до 6 мА, протекающем до 30 с, действие тока ощущается, но удается еще ото­рвать руку от прибора.

Токи большей величины обычно вызывают пораже­ние человека. Стандарты нормируют допускаемые токи Утечки по приборам каждого класса, но в целом они не должны превышать 5 мА. Требования к величине утечки не относятся к приборам, предназначенным для работы от постоянного тока.

Во избежание механических травм приборы и маши­ны не должны иметь острых граней. Вращающиеся час­ти также должны быть защищены от случайного прикос­новения к ним.

Приборы и их части, соприкасающиеся во время эк­сплуатации с продуктами питания, изготовляют из мате­риалов, разрешенных государственной санитарной инс­пекцией Министерства здравоохранения РФ.

В целях обеспечения пожарной безопасности прибо­ров и машин стандартами устанавливаются предельно до­пустимые превышения температур нагрева опорной по­верхности над температурой окружающего воздуха (не более 60 °С), нагрева деталей, соприкасающихся с мас­лом (на 50°С ниже температуры вспышки масла), нагре­ва резиновой и полихлорвиниловой изоляции при внут­ренней или внешней проводке.

Показатели качества электротоваров могут быть ус­ловно разделены на четыре группы: функциональные; эк­сплуатационные, в том числе показатели надежности и эргономики; эстетические; экономические.

Группа эксплуатационных требований может быть подразделена на требования надежности и эргономи­ческие.

От бытовых электроприборов и машин требуются вы­сокая надежность и работоспособность в пределах за­проектированных сроков службы. Надежность включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и со­храняемость.

Требования эргономики предусматривают создание оптимальных условий для деятельности человека при эксплуатации приборов и машин в быту. Эргономичес­кие требования подразделяют на гигиенические, антро­пометрические, физиологические, психофизиологичес­кие и психологические. С эргономической точки зре­ния приборы и машины должны быть удобны в эксплу­атации и не требовать значительных физических затрат труда.

Эстетические требования предполагают соответствие изделия общему стилевому направлению и опреде­ляются целостностью композиции изделия, рациональ­ностью формы, соразмерностью внешних элементов конструкции, их масштабностью, цветовым оформлением, использованием контрастных цветовых сочетаний, качеством поверхности, четким выделением главных и вто­ростепенных элементов в общей композиции изделия, соответствием стилевому ансамблю внутреннего интерье­ра жилища, качеством исполнения изделий по линиям примыканий, выразительностью фирменных знаков.

Экономические требования к электроизделиям пре­дусматривают высокие эксплуатационные расходы, эко­номное расходование электроэнергии,

В настоящее время еще нет государственных стандартов по оценке качества электротоваров. Разработаны и действуют лишь ведомственные методики и инструкции по общей оценке качества и уровня качества.

При оценке качества и уровня качества электро­бытовых приборов и машин в первую очередь определя­ют совокупность свойств, обусловливающих их качество (номенклатуру показателей качества), объективно опре­деляют каждое свойство и находят их количественную характеристику,

При комплексном методе оценки качества устанавливают весомость каждого показателя в общей совокупнос­ти, а при сценке уровня качества определяют базовое из­делие и количественные характеристики его свойств.

Соответствие изделий требованиям стандартов прове­ряют при контрольных и типовых испытаниях. Обяза­тельным при контрольных испытаниях является копт роль электрической прочности и испытание на функцио­нирование. Если при проверке выяснилось, что изделия не соответствуют требованиям по электрической безопас­ности или не функционируют, то проводить оценку ка­чества не имеет смысла.

Номенклатура функциональных показателей качест­ва зависит от назначения изделия. Например, для пыле­сосов функциональными показателями качества являются эффективность пылеочистки различных поверхностей (ковров, твердых гладких полов, паркетных полов и др.) пылеемкость, эффективность пылезадержания.

Группа функциональных показателей является основ­ной при оценке качества, так как она позволяет устано­вить соответствие изделия своему назначению. Для некоторых изделий между функциональными и эксплуатационными показателями качества трудно провести рез­кую грань.

Эксплуатационные показатели качества проявляются при выполнении изделиями целевой функции в процессе эксплуатации. Их можно подразделить на 3 подгруппы: показатели надежности, эргономические и прочие.

Выбор показателей надежности (безотказность, долго­вечность и др.) зависит от того, является ли изделие ре­монтируемым или нет, каков режим его эксплуатации, каковы последствия отказов в работе и т. п.

Показателями безотказности могут быть: вероятность безотказной работы, интенсивность отказов, наработка на отказ; долговечности – ресурс, срок службы; ремон­топригодности – среднее время восстановления, средняя стоимость ремонта; сохраняемости – средний срок сох­раняемости и др.

За наиболее часто используемый показатель безотказ­ности принимают вероятность безотказной работы (ве­роятность того, что в заданный промежуток времени или в пределах заданной наработки не возникает отказа, т.е. нарушения работоспособности).

Обычно вероятность безотказной работы устанавлива­ют на период гарантийного срока эксплуатации. Следует иметь в виду, что вероятность безотказной работы изделия равна произведению вероятностей безотказной рабо­ты всех входящих в него элементов. Поэтому изделие никогда не может быть надежней самого ненадежного своего элемента.

Показателем долговечности является ресурс (нара­ботка до предельного состояния, т.е. невозможности даль­нейшей эксплуатации изделия) или срок службы (кален­дарная продолжительность эксплуатации до предельного состояния). Стандартами на бытовые электроизделия устанавливаются также гарантийные сроки, исчисляемые со дня продажи потребителю, в течение которых завод-изготовитель безвозмездно заменяет или ремонтирует вышедшие из строя изделия при условии соблюдения правил эксплуатации в соответствии с инструкцией пред­приятия-изготовителя. При определении правильности эксплуатации завод-изготовитель в основном устанавли­вает сохранность пломб, покрытий красками регулиро­вочных и крепежных винтов и др.

Показателями эргономики являются удобство эксп­луатации, доступность функциональных узлов, располо­жение и форма органов управления, читаемость знаков и надписей, психофизиологическое воздействие цветового решения, создаваемый уровень шума, отсутствие повреж­дения поверхностей (для передвижных приборов) и т.п. Преобладающее большинство эргономических показате­лей качества оценивают экспертным путем в баллах.

Из прочих эксплуатационных показателей качества отметим производительность, создаваемый уровень по­мех радиоприему и др.

Эстетические показатели качества выявляют соот­ветствие изделий эстетическим требованиям. Они выра­жаются в баллах при экспертной оценке.

Для оценки интегрального показателя качества и тех­нико-экономического уровня качества следует знать эко­номические показатели, т.е. затраты на производство, эксплуатацию, розничную цену. Качество бытовых элек­троизделий оценивают единичным (по одному из свойств, входящих в качество), комплексным (по нескольким свой­ствам) и интегральным (отношением суммарного полез­ного эффекта от эксплуатации к суммарным затратам на создание и эксплуатацию) показателями. Если одно из свойств, обусловливающих качество, получает отрица­тельную оценку, то и качество в целом считается неудов­летворительным.

Уровень качества электробытовых приборов и машин оценивают дифференцированным (по соотношению еди­ничных показателей качества оцениваемого и базового изделия) и комплексным (с использованием комплексного или интегрального показателя качества оценивае­мого и базового изделия) методами.

При определении технического уровня качества эко­номические показатели не учитываются, при установле­нии технико-экономического, наоборот, учитывают. За базовые изделия принимают лучшие образцы изделий, производимые в нашей стране или за рубежом, либо из­делия, ранее выпускавшиеся (если надо определить из­менение уровня качества за определенный период). Базо­вые показатели качества могут выбираться так же, как перспективные или расчетные.

Высокое качество бытовых электроизделий может быть обеспечено лишь в том случае, если на всех этапах их создания, начиная с разработки технического зада­ния на проектирование, производства и эксплуатации постоянно проявляется забота о его непрерывном повы­шении.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!