Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Экономико-географические аспекты развития Волго-Вятского региона РФ»

/ Экономическая география и регионалистика
Конспект, 

Оглавление

VI. Вторичная сфера хозяйственной деятельности человека. Структура и размещение обрабатывающей индустрии.

Лесной комплекс. Отрасли районной специализации – лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная выпускают 7,5% объема промышленной продукции ВВЭР. На долю района приходится 8,5% производства деловой древесины и 19% бумаги в стране. 

В Кировской обл. заготавливается более 1/2 всей древесины, здесь развито лесопиление. Нижегородская обл. выделяется лесохимией и производством бумаги – 92% в районе. Здесь находится крупный Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат, основной поставщик газетной бумаги в стране. Бумагу делают также в Волжске (Республика Марий-Эл) и в Кировской обл. В деревообрабатывающей промышленности особенно выделяются производство мебели (Киров, Нижний Новгород, Шумерля в Чувашии), спичек и спортивного инвентаря (Кировская обл.). 

Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности и лесохимии являются источником загрязнения окружающей среды, создают острую экологическую ситуацию. Лесопромышленный комплекс Волго-Вятского района в перспективе будет осваивать более глубокую переработку древесины, что способствует ресурсосбережению и восстановлению лесов.

Электроэнергетика обеспечивает 9,2% производства промышленной продукции ВВЭР. Топливно-энергетический баланс района – остродефицитный. Местные ресурсы торфа не могут удовлетворить потребности района в производстве электрической и тепловой энергии. Сюда доставляется уголь из Печорского и Кузнецкого бассейнов, газ и нефть поступают по магистральным трубопроводам из Поволжья и Западной Сибири.

На р. Волга действуют две ГЭС: Чебоксарская и Нижегородская. Но основную часть электроэнергии для региона производят небольшой мощности ТЭС. Район получает недостающую электроэнергию из Объединенной энергосистемы европейской части страны.

Комплексы пищевой и легкой промышленности. Имеющая высокий удельный вес (почти 12% объема производства) пищевая промышленность работает как на местном, так и привозном сырье. Выделяются мясная, молочная, мукомольно-крупяная, на юге – сахарная и овощеконсервная подотрасли. Большинство предприятий размещается в городах, в первую очередь в Нижнем Новгороде. Своим ростом в последние годы пищевая отрасль в значительной мере обязана сокращению импорта продовольствия.

Легкая промышленность района имеет характерные и отличительные черты. Здесь развиты производства хлопчатобумажных, льняных, шерстяных тканей, швейных изделий, кожевенно-обувной, меховой продукции, изделий народных промыслов. Льняная отрасль работает на собственном сырье. Кожевенное и овчинно-шубное производства имеются в Кирове, Нижнем Новгороде, Богородске, Йошкар-Оле. Налажен выпуск высокохудожественных декоративно-прикладных изделий: хохломская и городецкая росписи, резьба по дереву в Нижегородской обл., искусство инкрустации; дымковские игрушки из глины (Киров), художественные металлические изделия; столовые наборы, особенно столовые ножи (Павлово); художественная вышивка.

Легкая промышленность обеспечивает только 3% производства промышленной продукции и переживает кризис, обусловленный износом оборудования, а также высокими затратами на сырье, особенно хлопок-волокно и шерсть.

Агропромышленный комплекс. ВВЭР вносит весомый вклад в производство сельскохозяйственной продукции. Здесь находится около 5% сельскохозяйственных угодий и пахотных земель России и производится до 7% валовой продукции сельского хозяйства страны. Сельскохозяйственные угодья занимают 40% общей площади. Пашня занимает 75% сельскохозяйственных угодий, 25% – луга и пастбища.

Сельское хозяйство специализируется на производстве зерна, картофеля, технических культур – льна-долгунца в Заволжье, конопли и хмеля – на южном Правобережье, а также на молочно-мясном животноводстве и пригородном хозяйстве (вблизи Нижнего Новгорода и других крупных городов).

Ведущая отрасль сельского хозяйства – растениеводство. В структуре посевных земель преобладают зерновые культуры. Основная часть зерновых (60% их посевной площади) находится в Кировской обл. и Мордовии. Выращивают, главным образом, озимую и яровую пшеницу, рожь, ячмень, овес, а также лен-долгунец и картофель, ряд других культур, в том числе в южной части района кукурузу и хмель (в Чувашии).

Животноводство по стоимости товарной продукции в настоящее время превосходит растениеводство. Вблизи городов оно имеет более интенсивный характер (молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство), а на остальной территории района – мясомолочное, мясошерстное и овчинно-шубное направления. По разведению овец романовской породы, по выделке овчины и шитью из нее одежды особенно выделяется Республика Марий-Эл. В Мордовии и Чувашии хорошо развито пчеловодство, чему благоприятствует наличие здесь значительных массивов липы, садов, посевов гречихи, а в Кировской обл. – кролиководство.

 

VII. Непроизводственная сфера. Важнейшие виды производственных и потребительских услуг и их размещение.

Валовой региональный продукт ВВЭР составляет около 4% ВВП России. Он ниже удельного веса района в населении России – 5,7%. ВРП на душу населения значительно дифференцирован и приближается к среднероссийскому уровню только в Нижегородской обл., а в республиках он уступает ему примерно вдвое.

Во всех субъектах района, за исключением Нижегородской обл., удельный вес отраслей, производящих товары, выше удельного веса отраслей, производящих услуги.

Доля промышленного производства в ВРП района наиболее высокая в Нижегородской обл. – 34%. Удельный вес сельского хозяйства максимальный в Мордовии – 20%.

Промышленные комплексы. Изменения в отраслевой структуре промышленности ВВЭР к 2005 г. обусловливались положительной динамикой следующих отраслей специализации: машиностроение, химическая и лесная, а также пищевая промышленность, что определялось более высоким рыночным спросом на их продукцию. Эти отрасли в 2004 г. производили 73% всей промышленной продукции района, в том числе почти 42% приходилось на продукцию машиностроения.

Машиностроение играет важнейшую роль в хозяйстве района, обеспечивая выпуск 2/5 промышленной продукции. Ведущие отрасли – автомобилестроение, судостроение, станкостроение, самолетостроение, приборостроение, радиоэлектроника, электротехника, в особенности светотехника, химическое машиностроение. Среди машиностроительных предприятий особое место занимает АО «АвтоГАЗ» с его головным заводом в Нижнем Новгороде, выпускающим легковые и грузовые автомобили. Кроме того, в районе выпускают автофургоны (в Шумерле), автосамосвалы, автобусы для сельской местности (в Саранске). В Нижнем Новгороде производят 10% легковых и 30% грузовых автомобилей России.

К началу 2000-х гг. в Нижегородской обл. ежегодно производилось свыше 80 тыс. грузовых (1-е место среди субъектов РФ), 125 тыс. легковых автомобилей и 20 тыс. автобусов. На рынке особенно конкурентоспособны малотоннажные грузовики марки «Газель», осваивается «Бурлак».

Район имеет развитое судостроение, в Нижнем Новгороде находится одно из ведущих предприятий страны – АО «Красное Сормово», где выпускают пассажирские теплоходы, суда на подводных крыльях, речные ледоколы, морские железнодорожные паромы. В Нижегородской обл. судостроение развито в Навашино и Городце.

Другие отрасли транспортного машиностроения представлены заводом транспортного машиностроения в Кирове, выпускающим различные машины для железнодорожного транспорта (снегоочистители, подъемные краны, поворотные круги для депо, различные запасные части и детали), и заводом по производству транспортного оборудования в г. Канаш (Чувашия). В Чувашии создано крупное производство промышленных тракторов.

Значительное развитие получила электротехническая промышленность, ее основные предприятия расположены в Саранске (где производят значительную часть электроламп и выпрямителей, выпускаемых в стране) и в Чебоксарах (электроаппаратный завод, производство кабельных изделий). В настоящее время светотехническая промышленность оформилась в корпорацию «Российский свет», в основе которой крупнейшее в России и Европе ОАО «Лисма», состоящее из 15 предприятий и ВНИИ источников света.

Станкостроение представлено крупным заводом фрезерных станков в Нижнем Новгороде (50% производства в России), заводом по производству деревообрабатывающих станков в г. Кирове и другими предприятиями.

Химическая промышленность. После машиностроения второй по значению отраслью специализации в районе является химическая и нефтехимическая промышленность, обеспечивающая около 12% производства промышленной продукции. Она производит свыше 500 видов товаров. Район занимает видное место в стране по выпуску минеральных удобрений, аммиака, каустической соды, пластмасс, красителей, синтетических смол.

На базе нефтепереработки в Нижнем Новгороде и Кетово увеличивается производство продуктов нефтехимии. Крупнейшим центром химической промышленности района является г. Дзержинск. Здесь особенно развито производство пластмасс и азотных удобрений. В Кирове создано крупное шинное предприятие. На основе вятско-камских фосфоритов делают фосфоритную муку. В Саранске выпускают медицинские препараты. Арзамас (г. Саровск) – один из центров атомной промышленности. Крупный химический комбинат создан в Новочебоксарске.

Одной из наиболее важных проблем региона, связанных с развитием химии, является сложная экологическая обстановка в районе г. Дзержинска, где постоянно высокий уровень загрязнения окружающей среды, опасный для здоровья населения.

 

VIII. Общая характеристика хозяйства экономического района

1. Размеры хозяйства и уровень его экономического развития

Волго-Вятский экономический район (ВВЭР) относится к числу небольших по площади районов России и занимает 1,6% ее территории. Здесь проживает 8,2 млн. чел., или 5,7% населения РФ. Название района определяется его географическим положением. Южную часть его территории с запада на восток пересекает великий Волжский водный путь, а на северо-востоке в направлении с севера на юг р. Вятка – правый судоходный приток Камы.

ВВЭР – единственный экономический район России, не относящийся к категории приграничных и не имеющий государственных границ со странами СНГ и дальнего зарубежья. По периметру его границ находятся территории Уральского района (на востоке), Поволжья (на юге), Центра (на западе) и Северного района (на севере).

В состав района входят две области – Нижегородская и Кировская и три республики – Чувашская, Марий-Эл и Мордовская.

Географическое положение ВВЭР между сырьевым Севером, индустриальными Центром и Уралом и индустриально-аграрными Поволжьем и ЦЧР чрезвычайно благоприятно, так как оно позволяет регулировать межрегиональные товаропотоки, создавать и развивать на их пересечении крупные промышленные узлы, в частности центры металлообработки, нефте- и лесопереработки.

Транспортная инфраструктура района в большей степени обеспечивает промежуточное (транзитное) положение ВВЭР и не имеет системы замыкающихся на едином центре радиальных связей. Наибольшее экономическое значение имеют широтные железнодорожные магистрали (на севере и юге района), а также участок Волжско-Камского водного пути – от Нижнего Новгорода до Казани.

Доминирование в районе отраслей обрабатывающей промышленности сложилось также в результате отсутствия на его территории сколько-нибудь крупных минеральных и топливных ресурсов. Наличие лесных ресурсов позволило развивать комплексы лесной, лесоперерабатывающей, в том числе лесохимической, промышленности.

Участие ВВЭР в международном разделении труда в значительной мере определяется нахождением на его территории Нижегородского промышленного узла, являющегося мировым центром автомобилестроения, судостроения, химии, атомной промышленности (г. Саровск), а также крупнейшим научным центром.

Очень важно, что именно в Нижегородской обл. отрабатывались принципы рыночного реформирования российской экономики. Сейчас область входит в число 20 первых регионов страны по уровню развития промышленности, транспортной инфраструктуры и по концентрации доходов населения.

 

2. Состояние регионального рынка труда

Для района характерна поляризация городских систем расселения, проявляющаяся в наличии нескольких крупных городов и обилии малых городских поселений, развитии городов-спутников вокруг областных и республиканских центров и формировании на их базе городских агломераций. В системе городских поселений резко выделяется Нижний Новгород (1371 тыс. жителей), выгодно расположенный в транспортном фокусе района. В нем сосредоточена 1/4 его городских жителей. Нижний Новгород и тяготеющие к нему города-спутники Дзержинск (279 тыс.), Кстово (69 тыс.), Бор (64 тыс.), Заволжье, Правдинск, Володарск, Балахна, Городец и поселки городского типа образуют крупную агломерацию с численностью населения более 2 млн. человек. Надо отметить также областной центр г. Киров (466 тыс.) с городами-спутниками Кирово-Чепецком, Слободским, Нововятском, а также столицы республик: Чебоксары (458 тыс.) со спутником г. Новочебоксарском (124 тыс.), Саранск (317 тыс.) со спутником г. Рузаевкой (53 тыс.) и Йошкар-Олу (250 тыс.). Однако большую часть городских поселений составляют малые города и поселки городского типа.

Сельское население в последние десятилетия уменьшилось абсолютно и относительно из-за миграции в города самого района и за его пределы. В Заволжье население сосредоточено главным образом в опольях. На Правобережье плотнее заселены ареалы с большей распаханностью. Такое размещение жителей сложилось исторически. Большой долей сельского населения отличаются республики (около 40%), где оно занято преимущественно в земледелии.

Для трудовых ресурсов Волго-Вятского района характерна высокая производственная квалификация. Они остаются одним из главных экономических факторов развития его хозяйства. Более 1/2 занятых в материальном производстве работают в промышленности и строительстве и только 1/5 – в сельском хозяйстве. Значительны трудовые ресурсы городских поселений Нижегородской и Кировской областей (машиностроители, химики, деревообработчики и др.).

Остается сложным положение на рынке труда. Уровень зарегистрированной безработицы составил в республике Марий Эл 2,87%, в республике Мордовия – 4,3%, в чувашской республике – 3,2%, в нижегородской области – 1,98%. Во всех регионах района реализуется программа занятости населения. Так, например в нижегородской области за январь – март 2006 г. трудоустроено 18,6 тыс. чел., организовано общественных работ для 4,4 тыс. чел., направлено на профобучение 3,4 тыс. безработных граждан. Количество районов области с критической ситуацией на рынке труда (уровень безработицы больше 5%) за март 2006 г. уменьшилось с 10 до 6. В чувашской республике создание временных ученических рабочих мест для выпускников учебных заведений различного уровня в рамках подпрограммы «молодежная практика» позволило трудоустроить в январе-марте 2007 г. 291 человека. По прогнозным оценкам регионов, уровень зарегистрированной безработицы к концу 2008 года увеличится.

 

3.Региональная собственность. Финансирование региона. Источники финансирования.

Реальное реформирование экономики протекает вяло и малорезультативно. В этом отношении район выглядит «середняком». Его доля в стране по числу приватизированных объектов почти не уступает доле по ВРП; в государственном, муниципальном и частном секторах занято работников относительно столько же, как в целом по России, и лишь в смешанном – несколько больше; процесс акционирования экономики не получил должного размаха.

Наряду с этим наблюдается более активное формирование рыночной, особенно банковской, инфраструктуры. Доля Волго-Вятки в России по числу кредитных организаций с филиалами – 5,4% – заметно превысила долю по ВРП, хотя по привлеченным денежным ресурсам и выданным кредитам – 3,9 и 1,3% – значительно уступает ей.

Финансовыми ресурсами район беден, аккумулируя лишь 3,8–2,8% общероссийской прибыли (2005-2007 гг.), а на 1 жителя – только 59% от среднего уровня. Показатели рентабельности в промышленности немного лучше российских, но удельный вес убыточных предприятий и организаций заметно выше. Поэтому и налоговые платежи, и бюджетная обеспеченность волго-вятских регионов невысокие. Кроме Нижегородской области с высшим показателем бюджетной обеспеченности остальные находятся в средней (Кировская область, Чувашия) и ниже средней (Марий Эл, Мордовия) группах. Недостаток капиталов не позволяет развернуть широкие инвестиционные программы, что усугубляет депрессию хозяйства.

В рейтинге предпринимательского климата 2 региона (Марий Эл, Мордовия) имеют низкую его привлекательность, 1 (Чувашия) – ниже средней; только 2 региона – 40% – обладают высокой (Нижегородская область) и средней (Кировская область) привлекательностью. Наряду с Северо-Западом и Северным Кавказом Волго-Вятский район может предоставить сравнительно ограниченные возможности для эффективной инвестиционной и товаропроизводительной деятельности (2 региона из 5).

Эта оценка носит несколько формальный, поэтому и условный характер. Район обладает конкурентным потенциалом, о чем свидетельствуют его внутренние и внешние экономические связи.

Нижегородская модель экономической реформы считается активно либеральным вариантом с форсированием малой приватизации, разгосударствлением ведомственного жилого фонда, интенсивным преобразованием социальной инфраструктуры, активным содействием предпринимательству, торговле, наращиванию доходов, отказом от регулирования потребительских цен, открытостью региона и т.п. Область добилась улучшения некоторых показателей, прежде всего в промышленности, однако особых успехов на фоне российской экономики не наблюдается. Естественная убыль населения здесь одна из самых высоких, целый ряд важных социально-экономических характеристик, приведенных выше, уступает средним по стране. В то же время эти показатели значительно лучше, чем в других регионах Волго-Вятки.

Нижегородская область приняла закон о гарантиях частных инвестиций, согласно которому предоставляются необходимые гарантии сохранности капитала, источниками которых служат средства областного бюджета, активы областных внебюджетных фондов, природно-сырьевые ресурсы и недвижимость, находящиеся в собственности области. Политика региональных и местных властей в макрорегионе способствует развитию малого предпринимательства и рыночной инфраструктуры.

Наилучшие перспективы имеют следующие важные направления хозяйственного развития:

конверсия и оздоровление крупных предприятий оборонной и гражданской наукоемкой промышленности – авиа-космической, автомобилестроительной, судостроительной, а также химической, микробиологической и медицинской;

модернизация и подъем сырьеперерабатывающих экспортно-ориентированных отраслей – нефтепереработки, бумажной и мебельной промышленности, кустарных деревообрабатывающих промыслов и т. п.;

финансовая поддержка со стороны государства отдельных высокотехнологичных предприятий по выпуску светотехники, оптики, электроники, особо чистых материалов и т.п.;

стимулирование предприятий, обслуживающих товарные рынки своего и сопредельных районов (переработка сельскохозяйственного сырья, выпуск строительных материалов и т.п.);

рациональное освоение, помимо разрабатываемого сырья (лес, стройматериалы и т.п.), новых сырьевых ресурсов (перспективных площадей на нефть и газ, залежей вятско-камских фосфоритов).

Благоприятные перспективы региона во многом определяются удачной разработкой стратегии поведения крупнейших районообразующих предприятий на рынке. Об этом хорошо говорит пример Нижегородского автозавода – ОАО «ГАЗ», который рассматривался одно время как эталон успешного хода реформ на отдельном предприятии. После проведения в 80-90-х годах радикального технического перевооружения он занял ряд свободных рыночных ниш. Был подготовлен и налажен выпуск новых моделей автомобилей. Это – семейство «Газелей» (20 модификаций) – малые грузовики (нужные и доступные малым и средним предпринимателям, фермерам и т.д.); совсем небольшие микроавтобусы «Соболь» на 9 мест (взамен ставшего заграничным латвийского «РАФа»), средний грузовик «Садко», новая, 10-я модель автомобиля «Волга» (выпускалась в три смены с 1997 г.). Разработаны и готовятся к выпуску и другие модели. Некоторые не уступают аналогичным иномаркам по техническим характеристикам и комфортабельности, но стоят значительно дешевле. Часть автомобилей собирается из готовых частей в России (Иркутск) и СНГ (Украина, Молдавия, Казахстан). Система технического сервиса включает 165 рассредоточенных по стране предприятий. Автозавод-гигант дает работу 1/4 занятым в промышленности «сверхмиллионного» Нижнего Новгорода и служит важным бюджетообразующим звеном области. Поэтому широкие и надежные перспективы подобных предприятий являются основой устойчивого экономического и социального подъема целых больших регионов.

 

IX. Экономико- и политико-географическая ситуация в регионе.

1. Соседи.

Регионы Волго-Вятского экономического района входят в Поволжский федеральный округ (ПФО) и соответственно граничат с республикой Татарстан, Пензенской, Самарской, Саратовской, Улья­новской областями и регионами Уральского экономического района.

ПФО занимает центральную и восточную часть Восточно-Европейской равнины. По его восточной окраине протянулись Уральские горы. Естественными осями пространства ПФО высту­пают реки Волга и Кама.

Округ занимает 6% территории России, простираясь от зоны южной тайги до зоны степей. Регионы округа располагают различными природными ресурсами. Но наиболее важными являются нефть и газ. Значительные рудные месторождения имеются в при­уральских регионах (Республика Башкортостан, Оренбургская и Пермская области). Степные и лесостепные регионы округа распо­лагают богатыми агроклиматическими ресурсами.

В силу своего положения округ играет особую роль в интегра­ции российского экономического пространства. На территории ок­руга находится геометрический центр российской экономики (в Татарстане) и населения (в Башкортостане). Здесь скрещиваются главные внутренние водные пути Европейской России. В округе самая густая сеть магистральных нефтепроводов в России. Кроме того, через регионы округа проходят транспортные пути, связую­щие европейские и азиатские районы России. Оренбургская об­ласть выступает воротами России в Центральную Азию. Важной стороной положения округа является его; примыкание к Прикас­пийскому нефте-газодобывающему району, и в частности к богато­му углеводородами северо-западному Казахстану.

Велик экономический потенциал округа. В 2007 г. на него при­шлось 18% ВРП России, 19% промышленного и почти 27% сель­скохозяйственного производства, 14% инвестиций в основной ка­питал, 17% экспорта и 7% импорта. В структуре экономики России ПФО выделяется более высокой долей топливной промышленно­сти, нефтехимии и химии, машиностроения.

Наиболее развитую часть ПФО составляют пять наиболее круп­ных региона округа. На республики Башкортостан, Татарстан, Ни­жегородскую, Пермскую и Самарскую области приходится 45,5% населения, но 69% промышленного производства округа, 68% ВРП, 70% инвестиций в основной капитал, 84% иностранных инвести­ций, 76% экспорта и 70% импорта. Эти субъекты РФ по величине ВРП относятся к числу крупнейших в России.

Менее развитые и депрессивные регионы протянулись полосой с северо-востока на юго-запад (Коми-Пермяцкий АО, Кировская область, республики Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Пензенская и Ульяновская области), разделяя наиболее развитые регионы на две части – Нижегородскую и Заволжско-Уральскую. Саратовская и Оренбургская области, Республика Удмуртия занимают по социаль­но-экономическому положению промежуточное положение.

Округ сталкивается со всеми теми проблемами, которые харак­терны и для других ФО европейской части России. Это и неблаго­приятная демографическая ситуация, которая наиболее сильно про­является в Нижегородской и Кировской областях, и большие меж­региональные различия по социально-экономическим показателям, и неблагоприятная экологическая обстановка. Учитывая структуру экономики регионов округа, в которой преобладают машинострое­ние и разнообразная химия, для него на первый план выходит не­обходимость технологической модернизации действующего произ­водственного потенциала и повышение его конкурентоспособности на мировых рынках. Привлекаемые в регионы округа российские и иностранные инвестиции пока недостаточны для решения этой масштабной задачи.

С этой проблемой тесно связана необходимость организации широкой кооперации региональных экономик в создании совре­менных производств, развертывании для этой цели разветвленной сети межрегиональных технологических цепочек. Развитие межре­гиональных связей в пределах ПФО усилит его позиции как важно­го геоэкономического звена, интегрирующего российское экономи­ческое пространство.

 

2. Оценка сухопутных и морских рубежей региона

Волго-Вятский экономический район располагает всеми видами транспорта – железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок.

Бедность Волго-Вятского района минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы региона вывозятся древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают древесина, строительные материалы. Система широтных железнодорожных магистралей, характерная для региона, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский экономический район осуществляет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России. Через территорию района проходят такие магистральные железнодорожные линии, как Москва –- Нижний Новгород – Киров – Пермь; Москва – Арзамас – Казань; Нижний Новгород – Саранск – Пенза; Санкт-Петербург – Котельнич – Киров – Пермь. Имеется также ряд железных дорог, обеспечивающих внутрирайонные грузоперевозки. По густоте железнодорожной сети особенно выделяются Нижегородская область, Мордовская и Чувашская республики. Протяженность железных дорог в Волго-Вятском районе составляет 3,3 тыс.км.

Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и другие) создает благоприятные условия для развития речного транспорта, тесного его взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский воднотранспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжья, Северо-Кавказского, Центрального районов и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль осуществляется перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования. Речные судоходные пути по рекам Волжского бассейна составляют 3 тыс.км.

Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт, в том числе современная шоссейная магистраль Москва – Нижний Новгород. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.

Все большее место в грузообороте района занимает трубопроводный транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.

Волго-Вятский район имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую деятельность. Главным экспортером района выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок района. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невысокий уровень научно-технического развития производства, несовершенство форм и методов включения хозяйства района во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных поставок района приходится на машиностроение, что соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем, выпускаемая продукция машиностроительных предприятий района в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отвечает требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.

В последние годы в снабжении Волго-Вятского экономического района разнообразным сырьем растет удельный вес продукции восточных районов. В перспективе из восточных районов все в больших количествах будут поступать электроэнергия, нефть, газ, уголь и металл, т.е. продукция, которая будет способствовать углублению сложившихся отраслей рыночной специализации.

Особенности географического положения района на водных путях с пересекающими их железными дорогами дают возможность шире использовать смешанные железно-водные перевозки, способствующие сокращению транспортных издержек.

 

3. Внешнеэкономические связи региона.

Стимулирование развития экспортных и импортзаменяющих производств позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского района. Регион располагает большими возможностями для создания технополисов как региональных центров внедрения достижения отечественной и мировой науки.

Наиболее развитые внешнеэкономические связи у Нижегородской области. Нижегородская область относится к числу тех немногих российских регионов, которым удалось заметно увеличить приток иностранных вложений, активизировать инвестиционную деятельность. Объем иностранных инвестиций вырос в области в 2007 году на 20% и составил около 170 миллионов долларов. В 2008 году предполагается довести их до 300-350 миллионов долларов.

Успех связан с тем, что все инвестиционные проекты являются основной частью общей программы экономического развития региона. Все они хорошо проработаны и экономически обоснованы. Разработано и принято к реализации свыше 200 инвестиционных проектов, которые предусматривают совокупность мероприятий (технических, технологических, организационных, экономических) по преобразованию различных отраслей народного хозяйства. Реализация проектов позволит заметно улучшить экономическую ситуацию в Богородском, Починковском, Кулебакском и некоторых других районах. Показательно, что, кроме еврооблигаций, привлекаются и собственные средства предприятий. Более 35 миллионов долларов поступило от российских коммерческих банков.

Администрация области рассматривает создание совместных предприятий как важный канал привлечения инвестиций. К тому же это реальная возможность освоения мировой культуры бизнеса, что существенно для формирования своего собственного высокопрофессионального класса предпринимателей. К наиболее значимым совместным проектам относится решение вопроса улучшения окружающей среды. Уже установлено оборудование по очистке производственных стоков. Намечено также строительство завода по производству комбикормов мощностью 140 тысяч тонн в год на площадях АО «Линдовская птицефабрика».

Наиболее крупные проекты по евробондам:

2 городских – «Чистая вода» и «Ветхий фонд» – 39 миллионов долларов;

выпуск городского автобуса на ОАО «Павловский автобус» – 15 миллионов долларов;

выпуск самолета «Гжель» на АООТ «Сокол» – 6 миллионов долларов.

В 2007 году были активизированы экономические отношения с предприятиями Италии, прежде всего с концерном «ФИАТ». Развиваются другие направления сотрудничества. Компания «Пармалат» собирается открыть свое производство в Борском районе. Там же реализуется и проект испанской фирмы «ПАСА» по производству пищевых продуктов. Достигнуты конкретные договоренности с деловыми кругами Японии, Германии. Так, подписан договор о сотрудничестве области и земли Северный Рейн-Вестфалия.

 

X. Вывод.

Проведение экономических реформ и формирование рыночных отношений, предоставление большей самостоятельности областям и республикам требуют учета региональной специфики во всех направлениях экономического и социального развития районов.

Одними из главных задач регионального развития являются изменение промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой концентрацией предприятий оборонного комплекса, а также реконструкция предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных гражданских отраслей. Необоснованно низкий уровень в отраслевой структуре легкой и пищевой промышленности требует изменений в инвестиционной политике, т.е. увеличения капиталовложений на развитие этих отраслей, что могло бы обеспечить потребности населения в необходимых товарах народного потребления и продуктах питания. С развитием рыночных отношений в АПК шире используются новые формы хозяйствования: появляется больше фермерских хозяйств, внедряются арендные формы, получают развитие личные подсобные хозяйства. Усиливается специализация региона на более продуктивных зерновых культурах, активнее проводится приватизация перерабатывающих предприятий района и восстанавливаются нарушенные хозяйственные связи. Необходима модернизация инфраструктурных объектов, современное состояние которых не обеспечивает в должной степени развитие рыночных структур в районе.

ВВЭР имеет благоприятные предпосылки экономического развития: 1) сложившийся индустриальный потенциал, на базе которого могут формироваться конкурентоспособные производства в машиностроении, химико-лесном комплексе, легкой и пищевой промышленности; 2) многоотраслевой АПК, растущая эффективность которого основана на относительно высоком плодородии почв, трудообеспеченности села, близости к крупным потребителям сельскохозяйственной продукции на Урале, в Поволжье и Центре; 3) разветвленная сеть транзитных и внутренних железных и автомобильных дорог, водных путей и трубопроводов обеспечивают ВВЭР выгодное разделение труда с соседними районами.

Неблагоприятные условия в настоящее время таковы: 1) более низкий относительно среднего по стране уровень жизни населения, особенно в Республике Марий-Эл и Кировской обл.; 2) нерешенность острых экологических проблем, связанных с функционированием предприятий химико-лесного комплекса, особенно химических предприятий г. Дзержинска Нижегородской обл.; 3) неплатежеспособность потребителей на внутреннем рынке.

В обозримой перспективе в ВВЭР можно ожидать увеличения доли отраслей, производящих товары народного потребления: машиностроения, легкой и пищевой промышленности, большей ориентации обрабатывающей промышленности на внутренний рынок – выпуск импортозамещающей продукции, реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе на базе совместных предприятий (СП).

В числе известных инвестиционных проектов: 1) создание на базе ОАО «ГАЗ» совместного производства легковых автомобилей с итальянской фирмой ФИАТ; 2) строительство в г. Кетово химфармзавода с участием японского концерна «Мицуи»; 3) производство оптоволоконного кабеля на базе ОАО «Кировкабель»; 4) дальнейшая реализация проекта по производству тяжелых промышленных тракторов, на базе которых в АО «Чебоксарский завод промышленных тракторов» создаются бульдозеры, трубоукладчики и другая техника; 5) производство стиральных машин «Вятка» нового поколения в г. Кирове; 5) освоение ресурсов Верхнекамского фосфоритового рудника и др.

В районе предстоит осуществить глубокую конверсию оборонного комплекса с переводом на гражданские нужды наиболее высокотехнологичных производств в машиностроении, авиа- и судостроении, электронике и приборостроении.

Примерами конверсионных программ являются: выпуск на АО «Лайме» в Саранске цветных телевизоров пятого и шестого поколений, налаживание производства современной медтехники на АО «Медоборудование» (г. Саранск), производство гражданских самолетов на авиационном заводе «Сокол» в Нижегородской обл. Дополнительное внимание требуется уделить развитию лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, на базе которых необходимо обеспечить более рациональное использование лесных богатств региона, в массовой практике перейти к глубокой переработке древесины.

Предстоит активизировать внешнеэкономическую деятельность, в которую пока, в основном, вовлечена только Нижегородская обл. Экспорт Нижегородской обл. в свою очередь нуждается в оптимизации.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!