Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
1. Денежный оборот: что это такое?
Деньги, сменяя форму стоимости, находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежный оборот. Денежный оборот – кровеносная система экономики. От его успешного функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества.
Денежный оборот осуществляется в двух формах: наличной и безналичной. Налично-денежный оборот – движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются:
■ для кругооборота товаров и услуг;
■ для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий;
■ по платежам населения за коммунальные услуги;
■ при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода;
■ по выплате страховых возмещений по договорам страхования и др.
Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию, или выпуск, наличных денег осуществляет центральный, как правило, государственный банк. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.
Безналичный денежный оборот – движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждениях привели к возникновению такого обращения.
Безналичный денежный оборот осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.
Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения.
2. В чем смысл закона денежного обращения?
Закон денежного обращения устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.
Количество денег, нужное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:
■ количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
■ уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);
■ скорости обращения денег (связь обратная).
Все перечисленные факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение руда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке. Чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цены.
Это можно выразить следующей формулой:
Количество денег = Сумма цен товаров
Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, так как одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходи из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказание услуг.
Денежная масса – совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный коммерческий показатель движения денег.
Денежная система – устройство денежного обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное национальным законодательством.
3. Как организована денежная система РФ?
Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим ее правовые основы.
Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком РФ и публикуется в печати.
Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах ЦБР. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России.
4. Какие денежные агрегаты Вы знаете?
Отдельные виды денежных средств, образующие часть денежной массы, обращающейся в стране, в соответствии с присущим им уровнем ликвидности объединяются в денежные агрегаты или денежные комплексы. В рамках такой структуризации агрегат с более высокой степенью ликвидности входит составной частью в комплекс с более низким уровнем ликвидности. В результате образуется система вкладывающихся друг в друга агрегатов, каждый из которых характеризуется определенными показателями состава и количества денежной массы. В разных странах эти показатели и, соответственно, число денежных агрегатов различны. Так, в США, Японии, Италии используются 4 агрегата, в ФРГ – 3, а во Франции – целых 10. Россия использует в основном американскую систему деления денежной массы на агрегаты с разным уровнем ликвидности. Однако в российской практике финансового анализа и статистики разделение денежной массы на агрегаты стало применяться только с началом рыночных реформ.
Охарактеризуем в общих чертах типичные денежные агрегаты.
Денежный агрегат М0 представляет наличные, то есть самые ликвидные средства.
Денежный агрегат М1 включает наиболее мобильные денежные средства в виде наличных денег в обращении, денег, находящихся на банковских счетах до востребования, других чековых вкладов и дорожных чеков. Хотя денежный агрегат М1 охватывает не только наличные деньги, обладающие практически абсолютной ликвидностью, но и денежные чеки, все входящие в этот комплекс денежные средства можно считать собственно деньгами. Такой вывод основывается на возможности использовать все компоненты агрегата М1 без ограничений для осуществления платежей и расчетов.
Денежный агрегат М2 состоит из всех видов денежных средств, входящих в комплекс М1, и, кроме того, включает деньги на срочных вкладах, нечековые сберегательные вклады и суммы на счетах взаимных фондов денежного рынка. В целом агрегат М2 охватывает высоколиквидные денежные средства, так как наряду с собственно деньгами в него входят нечековые сбережения и срочные депозиты относительно небольшого размера (в CШA это вклады до 100 тыс. долларов), которые могут быть беспрепятственно обращены в наличные деньги в течение определенного времени. То же относится и к двусторонним денежно-рыночным фондовым счетам. Дополнение агрегата М1, преобразующее его в агрегат М2, представляет так называемые почти деньги.
Денежный агрегат М3 образуется из М2 присовокуплением к нему крупных срочных сберегательных вкладов (в США это вклады более 100 тыс. долларов), принадлежащих частным организациям, фирмам. Такие вклады в форме депозитных сертификатов несложно обратить, переоформить в чековые вклады, но с некоторыми потерями, обусловленными изменением вкладчиком заявленных сроков хранения вклада.
Самый обширный денежный агрегат L включает все денежные средства, входящие в М3, плюс различные ценные бумаги (в CШA это сберегательные облигации, казначейские векселя и другие кредитные ценные бумаги, выпускаемые государством и имеющие 18-месячный срок погашения). Ценные бумаги, как известно, тоже могут быть обращены в собственно деньги или иные платежные средства. Но так как обратить их в деньги намного сложнее, чем сберегательные вклады, денежный комплекс L в мелом обладает более низкой ликвидностью в сравнении с М2 и М3.
Как следует из изложенного, “денежные” (платежные) свойства наиболее присущи части денежной массы, входящей в агрегат М1, почему он и назван выше собственно деньгами. Именно этот агрегат включает виды денежных средств, которые непосредственным образом используются в качестве средства обращения, то есть реализуют главную функцию денег. Что же касается других денежных агрегатов, то они представляют поле потенциального, возможного расширения денежной массы за счет включения в него многочисленных иных видов денежных средств, которые теми или иными путями могут быть трансформированы в наличные деньги и чеки. В России периода перехода к рынку до широкого распространения в ней чекового обращения к наиболее ликвидным денежным средствам целесообразно относить наличные деньги и безналичные на текущих счетах до востребования.
Приходится отмечать, что разделение денежной массы на денежные агрегаты с различным уровнем ликвидности носит во многом условный характер. Отсюда, когда мы говорим, например, о денежной массе, находящейся в обращении в данное время или в течение года, не уточняя, какие именно денежные средства имеются ввиду, может оказаться, что разные люди будут воспринимать состав этой массы по-разному. Простейший выход состоит, видимо, в том, чтобы считать денежной массой, находящейся в обращении, самые ликвидные деньги М1, разделяя их на наличные деньги и на деньги на счетах до востребования.
Состояние денежных систем разных стран характеризуется как общим объемом денежной массы, так и ее распределением по отдельным денежным агрегатам. Для устойчивых, развитых денежных систем характерна относительно небольшая доля агрегата М1 в общей массе денежных средств, которую можно считать эквивалентной объему агрегата L. К примеру, в середине 90-х годов в США и в Японии сложилось процентное соотношение между долями денежных агрегатов следующим образом:
Денежный агрегат М1 М2 М3 L
Процентная доля 15 65 80 100
В России в тот же период сложилось примерно следующее соотношение между объемами денежной массы, входящими в разные денежные агрегаты:
Денежный агрегат М1 М2 М3 L
Процентная доля 50 70 80 100
Доля высоколиквидных денег в общем объеме денежной массы в России (в том числе наличных) была выше, чем в развитых странах, что прежде всего свидетельствует о низкой доле срочных вкладов и государственных ценных бумаг.
5. Как функционирует система эмиссионного регулирования?
Регулирование объема и структуры денежной массы в обращении осуществляется Центральным банком путем изменения объема предоставляемых банкам кредитных ресурсов, покупки и продажи ценных бумаг и иностранной валюты, именуемых операциями на открытом рынке. Центральный банк устанавливает и изменяет нормы обязательных резервов, которые коммерческие банки должны держать в Центральном банке, проводя политику минимально допустимых резервов. Главный банк страны оказывает регулирующее воздействие на банковские процентные ставки по кредитам, устанавливая свою так называемую учетную ставку (ставку рефинансирования), по которой он сам предоставляет кредиты. Учетная ставка оказывает воздействие на ставки процента, по которым выдают кредиты банки второго уровня.
Центральный банк организует расчеты между коммерческими банками через корреспондентские счета, которые открываются этими банками в расчетно-кассовом центре (РКЦ) Центрального банка.
Центральному банку принадлежит исключительное право выпуска в обращение и изъятия из обращения денежных знаков. В связи с этим он организует изготовление, перевозку и хранение денежных знаков, создает их резервный фонд и определяет порядок замены поврежденных денежных знаков, осуществляет уничтожение устаревших денежных знаков, а также устанавливает признаки платежности денег.
Регулирование и контроль за деятельностью коммерческих банков Центральный банк осуществляет на всех этапах их деятельности, начиная от лицензирования и заканчивая лишением того или иного коммерческого банка лицензии на банковскую деятельность.
Если Центральный банк определяет, что норма резерва, в обязательном порядке размещаемого коммерческими банками в Центральном банке, составляет 10%, то первый кредит, который может предоставить коммерческий банк, будет равен не 100 тысячам, а лишь 90 тысячам денежных единиц. Уменьшение вызвано тем, что из исходной суммы депозита 10 тысяч денежных единиц должно быть размещено в Центральном банке в качестве резерва.
Второй кредит может быть выдан лишь на 81 тысячу денежных единиц, так как 10% общей суммы кредита, составляющей 90 тысяч единиц, то есть 9 тысяч, отправятся в Центральный банк как резерв. Конечная сумма депозитов, определяемая как сумма членов убывающей геометрической прогрессии, не сможет превысить 1 миллиона денежных единиц, а предельная сумма кредитов, таким образом, составит 900 тысяч денежных единиц.
Если же Центральный банк определит норму резерва в 50%, то первый кредит может быть выдан только на 50 тысяч денежных единиц, второй – на 25 тысяч, а третий – на 12,5 тысяч и т.д. Конечная сумма банковских депозитов с учетом исходного депозита составит в этом случае 200 тысяч денежных единиц, а кредитов – в 100 тысяч денежных единиц.
Таким образом, увеличение в 5 раз нормы резервов вызывает пятикратное уменьшение депозитов и девятикратное снижение возможностей получения предпринимателями кредитов в банковской системе. Отметим, что сумма кредитов меньше суммы депозитов, так как в нее не входит исходный депозит.
Такой механизм “создания” кредитных денег называют денежным мультипликатором. Величина мультипликатора равна 1/r, где r – норма обязательных резервов. В первом рассмотренном случае денежный мультипликатор равен 1/0,1 = 10, то есть первоначальная сумма денег в 100 тысяч единиц увеличилась в 10 раз и стала равной 1 миллиону. Во втором случае мультипликатор равен 1/0,5 = 2, то есть произошло двукратное увеличение первоначальной суммы и она составила в итоге 200 тысяч денежных единиц.
Как видно из примеров, политика регулирования нормы резервов представляет собой мощный инструмент осуществляемого через Центральный банк контроля государства за объемом банковских депозитов и совокупной кредитной денежной массой. По мере того как у государства появляется необходимость сдержать процесс кредитования в стране, Центральный банк увеличивает в той или иной мере нормы обязательных резервов, вследствие чего сокращаются совокупные банковские деньги.
Следствием такой политики будет сжатие, уменьшение совокупного кредита. Это ведет к уменьшение его доступности из-за роста дороговизны. Норма банковского кредитного процента как для предпринимателей, так и для населения при этом возрастает, частное и государственное инвестирование сокращается.
В случае если экономическая ситуация в стране характеризуется депрессией и государство заинтересовано в оживлении предпринимательской деятельности, Центральный банк может пойти на снижение процентных ставок по своим кредитам (учетной ставки Центрального банка) и норм обязательных резервов для коммерческих банков. Эти меры вызывают увеличение депозитов банков. Рост денежной массы в коммерческой сети проявляется в более дешевых кредитных деньгах. Доступный кредит, низкий процент по ссудам, облигациям и закладным создают благоприятные условия потенциальным инвесторам (предпринимателям, правительству, населению) для осуществления инвестиций в производство, социальную сферу или покупку в рассрочку предметов длительного пользования.
Таким образом, спрос на рынках предметов и средств производства в потребительской: сфере увеличивается. А поскольку рынок всегда адекватно отвечает на изменение соотношения спроса и предложения, то увеличенный спрос вызовет оживление в экономике, увеличение производства, рост национального дохода и занятости. Однако чрезмерное увлечение подобными мерами грозит избытком денежной массы, неуправляемым ростом цен, инфляцией.
Еще один мощный инструмент регулирования денежной массы – операции Центрального банка на “открытом рынке”. Такие операции тесно связаны с функционированием рынка ценных бумаг. Покупая или продавая государственные ценные бумаги (процентные государственные облигации) на их рынке, Центральный банк может сковывать или освобождать кредитные ресурсы коммерческих банков. Если государство хочет несколько снизить инфляцию, сжать свободную денежную массу, то Центральный банк может “выбросить” на открытый рынок определенное количество государственных облигаций с целью отвлечения на их покупку свободных денег. Рыночная цена облигаций снизится, доходность по ним увеличится, и инвесторам с учетом доходов через купоны станет более выгодно покупать государственные облигации, чем иные ценные бумаги, скажем, акций. Таким образом, средства инвесторов будут связаны, в том числе связанными окажутся и банковские деньги, что вызовет цепную реакцию во всей банковской системе. Но естественно, Центральному банку придется в последующем выплачивать проценты по облигациям и затем выкупать их, что потребует дополнительных расходов бюджетных средств. Так что эмиссия государственных ценных бумаг является безинфляционной только временно.
6. Что такое информация? Каково ее значение для финансовой стабилизации? Ситуация в этом плане в России сегодня?
Информацию (от лат. informatio - ознакомление, разъяснение) будем понимать как отрицательную энтропию, т.е. как нечто, уменьшающее неопределенность.
В результате трансформаций капитала и услуг труда можно говорить о едином “человеческом капитале” с высокой долей профессиональной интеллектуальной собственности. В той степени, в какой “человеческий капитал” зависит от достигнутого уровня образования и науки, последние становятся “специфическими факторами производства”. Текущий уровень образования и науки, характеризующий данное общество, превращается в фактор долговременной конкурентоспособности его экономики.
Во взаимной связи реального и номинального секторов увеличивается относительная значимость номинального сектора. Основными параметрами (параметрами порядка) становятся, помимо величины реального совокупного дохода на душу населения, величины процентной ставки, денежного мультипликатора и обменного курса. Общее равновесие экономики становится зависящим не только от того, что происходит на рынках существующих капиталов, товаров и услуг (в том числе услуг труда), но и в значительной степени от того, что происходит на рынках будущих товаров, услуг и капиталов.
В такой экономике, когда объем фактического выпуска становится достаточно большим, номинальный сектор становится ведущим по отношению к реальному. Причина этого на первый взгляд странного явления заключается в эволюционных изменениях в самой экономике, поскольку текущий номинальный сектор есть, если пренебречь рядом деталей, не что иное, как будущий реальный сектор. Преимущество, какое получает номинальный сектор в данный момент времени, означает просто, что будущее производство товаров и услуг становится экономически более значимым, чем текущее их производство. По существу, это другой способ выразить эволюционный характер экономики.
Особое значение для общества получает взаимодействие информационных и денежных потоков. Постепенно создается единая инфраструктура для всех невещественных потоков: информационных и денежных. Дело идет к созданию полноценных электронных денег, а не просто пластиковых карточек Уже сегодня через мировые электронные информационные сети ежедневно проходят 2,3 трлн. долл.
В итоге основную роль в экономике начинает играть не собственно производство, а телекоммуникационная, транспортная, организационная и т.п. инфраструктура, посредством которой достигается устойчивость экономики в условиях быстро и неожиданно меняющейся экономической конъюнктуры. Снижение, даже кратковременное, надежности функционирования инфраструктуры, в том числе информационной, создает угрозу нормальному функционированию экономики и общества в целом.
Эффективность экономики, функционирующей в условиях неопределенности, во многом зависит и от того, насколько правильными являются предположения экономических субъектов и социальных институтов о будущем. Качество прогноза (оценка будущих результатов) предпринимаемых сегодня действий становится основным элементом успеха (или неудачи) экономической деятельности. Именно это обстоятельство служит одним из главных условий, превращающих спрос на информацию в ведущую составляющую совокупного спроса.
Неравномерность мирового экономического развития ведет к перераспределению сырьевых и энергетических ресурсов в пользу более развитых стран, способных лучше использовать новые знания и новые технологии для экономическом роста. Россия занимает промежуточное место между новыми индустриальными (Турция, Мексика, Аргентина) и развивающимися странами. Относительное отставание России вызвано не только экономическим спадом, но и структурой ее реальном сектора, где преобладает производство сырья, энергии и неконкурентоспособной обрабатывающей промышленности. Даже небольшой экономический рост, который может, по прогнозам, начаться в России в начале следующего тысячелетия, если он будет происходить на прежней или несколько модернизированной технологической базе мало что изменит в этом отношении.
Восстановление прежних индустриальных гигантов России, слабо реагировавших на спрос и новую информацию, но потреблявших огромное количество сырья и энергии, ведет к консервации ее технологической и социальной отсталости. Единственно возможный путь - сдвиг в сторону высоких технологий и конкурентном инновационного рынка.
Однако на этом пути нас ожидают огромные трудности. Обычно ссылаются на неразвитость инфраструктуры. В России нет общенациональной компьютерной сети, а число компьютеров на 1000 жителей в 30 раз меньше, чем в США. Кроме того, в стране не хватает обычных дорог, средств связи, нет условий для мобильного перемещения капиталов из центра в регионы.
Еще важнее низкий уровень платежеспособных информационных потребностей, обусловленный низким средним уровнем доходов населения. Чем ниже доход, тем больше человек думает о пропитании, а не об информации. Информационные товары и услуги обладают, как правило, высокой эластичностью относительно дохода. Потребность в них быстро растет с ростом дохода и столь же быстро падает с его уменьшением. Увеличение совокупного дохода на душу населения является поэтому первой важнейшей предпосылкой успешного движения России к информационному обществу.
Другим сдерживающим фактором является дикость российского рынка, на котором прибыль получается в основном за счет нарушения общепринятых правил рыночной игры, посредством информационной непрозрачности рынка и его “теневых” связей сорганизованной преступностью и с государством, за счет экспортных, импортных, налоговых и иных привилегий. Крайне опасно стремление некоторых государственных структур полностью контролировать информационные потоки в обществе, используя процесс создания единой национальной информационной сети. В России такую попытку предпринимает сегодня Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), создающее подвластные государству компьютерные сети, куда предполагается в административном порядке включить всех пользователей информации. Такое информационное пространство может быть использовано для массовой передачи искаженной в угоду правящей элиты информации.
Устранение любой монополии на передачу информации и достижение информационной прозрачности всех государственных и рыночных структур (за исключением конфиденциальной информации, не составляющей установленной законом государственной тайны) является поэтому второй существенной предпосылкой успешного продвижения России к информационному обществу. Важно также достижение современного уровня развития теле- и транспортных коммуникаций, способствующих территориальной, экономической и социально-политической целостности России, вхождению ее в общемировое информационное пространство.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!