Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Денежно-кредитная политика»

/ Финансы
Конспект, 

Оглавление

Вопрос 1. Какова связь кредита с деньгами?

 

    Ссудным капиталом называется капитал в денежной форме (денежный капитал), предоставляемый в ссуду его собственни­ками на условиях возвратности за плату в виде процента. Дви­жение этого капитала называется кредитом.

    Важнейшими источниками ссудного капитала служат:

1) денежные средства, предназначенные для восстановле­ния основного капитала и накапливаемые по мере перенесения его стоимости по частям на создаваемые товары в виде амор­тизации;

2) часть оборотного капитала, высвобождаемая в денежной форме в связи с несовпадением во времени продажи изготов­ленных товаров и покупки сырья, топлива и материалов, не­обходимых для продолжения процесса производства;

3) капитал, временно свободный в промежутках между по­ступлением денежных средств от реализации товаров и выпла­той заработной платы;

4) предназначенная для капитализации стоимость, накапли­ваемая при расширенном воспроизводстве до определенной ве­личины, зависящей от масштабов предприятий и их техниче­ского уровня;

5) денежные доходы и сбережения частных лиц, включая все общественные слои населения. Так, для приобретения то­варов длительного пользования и жилья люди откладывают деньги, которые аккумулируются на счетах в банках. Важным источником ссудного капитала являются и денежные накоп­ления государства.

    Следовательно, кредитная система представляет собой фун­кциональную подсистему рыночного хозяйства, опосредствую­щую процессы формирования капитала в экономической си­стеме и его движения между субъектами и секторами эконо­мики. Необходимо также отметить, что постепенно (окончательно в ХХ в.) денежная система превратилась в де­нежно-кредитную систему, когда во внутреннем обращении до­минирующие позиции занимают кредитные деньги и их про­изводные.

    Кредитные деньги – это бумажные знаки стоимости, возникшие взамен золота на основе кредита. Различают три основных вида кредитных денег: вексель, банкнота и чек. К их производным относят прежде всего депозитные деньги и электронные деньги (электронные средства платежа). Депозитные деньги – система специальных расчетов между банками на основе банковских вкладов путем переноса суммы с одного счета на другой. В настоящее время все страны рыночного хозяйства имеют высокоразвитые денежно-кредитные системы. Кредитные деньги и их производные образуют и международную денежно-кредитную систему, хотя и далеко не столь развитую, как национальные системы. Утвердившись по­всюду, денежно-кредитные отношения продолжают эволюцио­нировать.

    Таким образом, денежно-кредитная система управляет раз­витием денежных рынков, формирует капитал и организует его переток из одних секторов экономики в другие, создает и опре­деляет инвестиционный климат и влияет на инвестиционную активность, задает правила игры в денежно-кредитном обра­щении. Денежно-кредитный механизм является системой, ко­торая в значительной мере может определить структуру про­изводства и совокупного спроса, непосредственно влияя на со­ставляющие экономического равновесия.

    Таким образом, в современных условиях кредит наряду с деньгами и финансами используется как инструмент регулирования экономики.

 

Вопрос 2. Что подразумевается под денежно-кредитной политикой и какой она была в 90-е годы в России?

 

    Совокупность государственных мероприятий в области де­нежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель – регулирование экономи­ческой ситуации путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения, в том числе для активной борьбы с инфляцией.

    Денежно-кредитная политика направлена либо на стимули­рование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспан­сия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнк­туру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается “бир­жевой горячкой”, спекуляцией, ростом цен, нарастанием дис­пропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить “перегрев” конъюнктуры при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

    Главными особенностями техники денеж­но-кредитного регулирования, которое осуществлялось в соответствии с неокейн­сианскими рекомендациями, являются из­менение официальной учетной ставки Центрального банка; ужесточение или ослабление прямого огра­ничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, мас­штабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.

    Принципиальное отличие техники денежно-кредитного кон­троля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обусловливает изменение направления денежно-кредитной по­литики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики во многом определяет и главные объекты, и саму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, таки ее отдельные агрегаты.

    Особо следует подчеркнуть, что государственные органы стран с рыночной экономикой в последнее время все чаще используют “политику развития конкуренции” в банковской сфере, т.е. стимулируют конкуренцию, расчищают для нее ме­сто, включая и меры, направленные против антиконкурентного сотрудничества. В рамках этой политики находятся и предпри­нимаемые в последние годы действия по либерализации внут­ренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступ иностран­ных банков к местным рынкам рассматривается как необхо­димый фактор повышения эффективности последних.

    Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых Центральным банком РФ “Основных направлениях денежно-кредитной политики” и совместных заявлениях Правительства РФ об экономической политике.

    В качестве примера можно сказать, что в 1994-1996 гг. наиболее эффективным средством выполнения основной задачи денежно-кредитной политики – сдерживания инфляции – было соблюдение положений еже­годно разрабатываемой денежной программы, предусматрива­ющей целевые ориентиры в денежно-кредитной сфере. При разработке этой программы Банк России исходит из прогно­зируемых показателей состояния экономики (изменения в ее отдельных секторах и ВВП в целом, инфляции, дефицита го­сударственного бюджета, международных резервов и др.), уста­навливает поквартальные предельные величины роста денежной массы и денежной базы, а также целевые показатели объемов международных резервов, предельные величины внутренних активов Центрального банка РФ. Осуществление этой поли­тики в 1994 – 1996 гг. имело следствием замедление темпов инфляции в 1995 и 1996 гг.

    Важнейшими направлениями и инструментами денежно-кре­дитной политики Центрального банка РФ являются:

1)      отказ от прежней практики использования прямых кре­дитов ЦБ РФ для финансирования бюджета;

2)      предоставление кредитов коммерческим банкам только через рыночные механизмы (кредитные аукционы, ломбардные кредиты, операции РЕПО (договор о сделке с правом обратного выкупа) с использованием для этого ставок рефинансирования Центробанка РФ;

3)      повышение эффективности других имеющихся инстру­ментов денежно-кредитного регулирования, например обяза­тельных резервов (это – депонирование части привлеченных средств коммерческих банков и кредитных организаций в Банке России), в целях повышения эффективности их воздействия на динамику и структуру денежной массы.

 

Вопрос 3. Какие методы применяет Центральный Банк России для реализации необходимой денежно-кредитной политики?

 

    Эти методы делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.).

    Охарактеризуем общие методы денежно-кредитной политики.

    Учетная (дисконтная) политика является старей­шим методом кредитного регулирования: она активно приме­няется с середины ХIХ в. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора ком­мерческих банков. Последние переучитывали у него свои век­селя или получали кредиты под собственные долговые обяза­тельства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, став­ку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло по­полнение банковских ресурсов, вело к повышению процент­ных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных опе­раций.

    Наибольшей популярностью учетная политика пользовалась в конце ХIХ – начале ХХ в. В 30–40-х гг. текущего столетия центральные банки проводили рекомендованную Дж. М. Кей­нсом политику “дешевых денег”, т. е. низких процентных ставок и обильного кредитования. В Англии с 1932 по 1951 г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в CШA с 1937 по 1948 г. – 1%.

    Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стрем­ление обеспечить финансирование казначейства на льготных условиях в период после Второй мировой войны. С 50-х гг. во многих странах вновь активизировалось использование учетной политики. В настоящее время за рубежом учетная ставка колеблется в достаточно широких пределах от 2 до 15%, отражая как общие тенденции экономического развития, таки циклические колебания конъюнктуры. Но в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими сущест­венно снизилось.

    В России подобную функцию выполняет ставка рефинан­сирования Центробанка РФ, т.е. предоставление кредитных ре­сурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также организации кредитных аукционов. При установлении данной ставки учи­тывается влияние процентной политики на формирование про­изводственных затрат и на применение уровня доходности вкла­дов физических лиц в коммерческих банках. Со 2 декабря 1996 г. ставка рефинансирования составила 48% годовых против 60% в период с 21 октября по 1 декабря 1996 г. С июля 1998 г. ставка рефинансирова­ния стабилизировалась на уровне 60%. Действие такой высокой ставки рефинансирования сказывается самым негативным обра­зом, а именно:

       невозврат кредитов;

       рост цен на продукцию производственного сектора и секто­ра услуг;

       уменьшение рентабельности у заемщиков, вследствие чего сокращение налогооблагаемой базы;

       свертывание производства;

       сужение внутреннего потребительского рынка ввиду паде­ния доходов субъектов воспроизводственного процесса.

    Объяснения Центрального банка РФ, что при помощи такой по­литики обеспечивается устойчивость рубля, не выдерживают кри­тики, поскольку инфляция зависит от других факторов – от эмиссионной политики, соответствия товарной и денежной мас­сы, от ценовой политики. Удешевление кредита приведет к оздо­ровлению производства, к повышению товарной массы, к сниже­нию цен на товары и услуги и, как следствие, к росту доходов субъ­ектов воспроизводственного процесса, к росту налогооблагаемой базы и, в конечном счете, к увеличению доходов бюджета. Пока же кредитная политика в России направлена лишь на сужение воз­можностей экономики к воспроизводству.

    Операции на открытом рынке заключаются в про­даже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявлен­ному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже цент­ральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции отражаются на состоянии резервной по­зиции банковской системы и используются как метод ее ре­гулирования.

    В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центробанком РФ государственных ценных бу­маг, которые обладают высокой степенью ликвидности и до­ходности. Коммерческие же банки являются основными инве­сторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

    К селективным методам денежно-кредитной политики от­носятся следующие.

    Контроль по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских ссуд на покупку товаров в рас­срочку, ипотечного кредита. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспреде­лить ссудные капиталы в пользу отдельных отраслей или ограничить общий объем потребительского спроса.

    Регулирование риска и ликвидности банков­ских операций. В многочисленных правительственных по­ложениях (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, ос­новное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия. Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового по­ложения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

    Поэтому во многих странах при кредитовании клиентуры банки должны соблюдать ряд принципов. Как правило, размер кредитов, выданных одному клиенту или группе “породнен­ных” клиентов, должен составлять определенный процент от суммы собственных средств банка: в США – не более 10%, во Франции – 75%. В развитых странах также определяется соотношение общего объема кредитных операций и собствен­ных средств. Во Франции сумма всех кредитов, предоставленных банком, не должна превышать более чем в 20 раз его собственные средства.

 

Вопрос 4. В чем состоит значение учетной ставки Центрального Банка России для экономической политики страны. Какова динамика этой ставки? Почему?

 

    Учетная ставкаэто процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудно­сти. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Умень­шение ее делает для коммерческих банков займы резервных фон­дов дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих бан­ков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Более того, некоторые ком­мерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвра­тить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокра­щению денежного предложения. Среди инструментов монетар­ной политики политика учетных ставок занимает второе по зна­чению место после политики Центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложения денег) и проводится обычно в сочета­нии с деятельностью Центрального банка на открытом рынке.

    Так, при продаже государственных ценных бумаг на откры­том рынке в целях уменьшения денежного предложения Цент­ральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доход­ности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерче­скими банками правительственных ценных бумаг населению, так как им становится невыгодно восполнять резервы займами у Цент­рального банка, и повышает эффективность операций на откры­том рынке. И наоборот, при покупке Центральным банком госу­дарственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бу­маг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширитель­ная политика Центрального банка становится более эффективной.

   

Вопрос 5. Уровень резервных требований ЦБ РФ к коммерческим банкам? Что под этим имеется ввиду и как меняется этот уровень? Почему?

 

    Существенное воздействие на ресурсы коммерческих банков и, следовательно, на их возможности предоставлять ссуды ока­зывает изменение норм обязательных резервов. Повышение нор­мы обязательных банковских резервов означает, что большая часть банковских средств заморожена на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по ссу­дам. Снижение нормы банковских резервов увеличивает расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению рыночного процента.

    Установление норм обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучше­нию банковской ликвидности, а с другой стороны, эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Из­менения норм обязательных резервов – метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые этот метод применили в CШA в 1933 г.

    В отличие от операций на открытом рынке и учетной по­литики этот механизм денежно-кредитного регулирования за­трагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом. В России с 1 августа 1996 г. нормативы обязательных резервов по рублевым счетам до востребования и срочным обя­зательствам до 30 дней составили 18%, по срочным обязатель­ствам от 31 до 90 дней – 14% и по срочным обязательствам свыше 91 дней – 10%. Что касается нормативов резервирова­ния по счетам в иностранной валюте, то они были на уров­не 2,5%.

    Таким образом, регулируя резервную позицию коммерческих банков, Центральный банк может вызвать цепную реакцию сокращения или увеличения кредитов и соответственно депозитов. Суть в том, что имеется определенная взаимосвязь между размером резервов, которые банки обязаны хранить на счете в центральном банке, и кредитными операциями банков. Увели­чение банковских ссуд ведет к росту депозитов и, следователь­но, вызывает необходимость увеличения обязательных резер­вов, уменьшение ссуд приводит к противоположному результату. Если банк не имеет возможности поддержать требуемое соотно­шение между обязательными резервами и депозитами, он вынуж­ден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Если же у банков возникают избыточные (“свободные”) резервы (т.е. сумма фактических резервов на счетах в цен­тральном банке превышает сумму обязательных резервов), то банки могут предоставить новые ссуды и создать депозиты.

    Указанная зависимость получила название эффекта кредитно-депозитной мультипликации. Он означает расширение депозитов путем многократного увеличения любых новых резервов, получаемых банковской системой в целом. Данный эффект срабатывает несмотря на то, что каждый отдельный банк не может расширить депозиты в количестве, превышающем его избыточные резервы.

    Например, если банк, получивший 1000 долл. в качестве де­позитов, должен иметь обязательные резервы, равные 10% от суммы депозитов, то 90% полученных наличных денег, т.е. 900 долл., он может расходовать на ссуды. Если клиенты, получившие ссуды, используют полученные деньги для оплаты своих долгов или покупки товаров, то 900 долл. перейдут в руки дру­гих лиц, которые увеличат свои вклады в банках. В результате 900 долл., уйдя из кассы нашем банка, попадут в кассы других банков. Последние же в свою очередь, удержав 10% в виде ре­зервов, расходуют полученные средства на новые приносящие доход активы. При этом они теряют 810 долл. наличными, ко­торые переходят к другим банкам и дают последним возмож­ность создать новые депозиты. Таким образом, хотя каждый банк предоставил взаймы только 90% денег, которые он полу­чил от клиентов, все банки в целом в конце концов расширили свои ссуды на сумму, в 9 раз превышающую сумму исходного депозита, т.е. на 9000 долл. В результате приема одним банком депозита в 1000 долл. банковской системой формируются совокупные депозиты в сумме 10000 долл., которая в 10 раз пре­вышает сумму первоначального депозита.

    Из таблицы видно, что каждый банк, получающий депозит, добавляет к своим резервам 10% от полученной суммы депозита.

    Расширение депозитов и резервов продолжается до тех пор, пока все 1000 долл. первого депозита не будут использованы в качестве обязательных резервов, а сумма депозитов не расши­рится до 10 000 долл.

    В рассмотренном примере мы предполагаем, что все получен­ные клиентами от банков деньги остаются в банковской системе, т.е. депонируются в банках, и что все банки не создают излишних резервов, или резервов сверх установленного центральным банком уровня. Однако на практике какая-то часть выданных банком средств остается в наличной форме, что приводит к уменьшению суммы новых резервов и соответственно новых депозитов. Ана­логично влияет и создание банками излишних резервов. Если бы наш первый банк, получив новый депозит в 1000 долл., удержал в форме излишних резервов 900 долл., весь процесс окончился бы, не вызвав многократного расширения депозитов. Желание банков иметь излишние резервы зависит, во-первых, от наличия спроса на банковские ссуды и, во-вторых, от уровня процента, который они могут получить по своим кредитам. В условиях, когда предос­тавление банковских ссуд слишком рискованно, а надежные госу­дарственные краткосрочные обязательства приносят очень маленький доход, расширение банковских ресурсов в результате денежно-кредитной политики центрального банка, вероятно, просто привело бы к образованию или увеличению излишних резервов. Указанные обстоятельства существенно ограничивают возможно­сти центрального банка воздействовать на состояние рынка ссуд­ных капиталов и денежное обращение.

 

Вопрос 6. Что такое эмиссионные операции ЦБ РФ?

 

    К основным функциям центрального банка относится – эмиссионная функция – старейшая и одна из наиболее важных функций центрального банка. Хотя в совре­менных условиях наличные деньги менее важны, чем безна­личные, банкнотная эмиссия центральных банков сохраняет свое значение, поскольку наличные деньги по-прежнему необходимы для значительной части платежей и обеспечения лик­видности кредитной системы, которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств. Так, в России наличные деньги составляют 30–37% совокупной денежной массы.

    За центральным бан­ком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег, которые являются обще­признанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране. В некоторых странах центральный банк также монопольно осуществляет эмиссию монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство). В последнем случае центральный банк покупает монеты у казна­чейства по номиналу, а разница между номинальной (нарица­тельной) стоимостью монет и их себестоимостью идет в доход госбюджета. Купленные монеты центральный банк выпускает в обращение вместе с банкнотами.

    Банкноты со­ставляют незначительную часть денежной массы промышлен­но развитых стран, однако банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле, а также для обеспечения ликвидности кредитной системы. Эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (как в форме банкнот, так и в форме депозитов коммерческих банков в центральном банке) служат кас­совым резервом любого коммерческого банка.

 


Выводы:

    Кредит представляет собой движение ссудного капитала (денежного капитала), предоставляемого в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента. Он выступает в двухосновных формах: коммерческого и банковского кредита.

    Кредит выполняет функции: перераспределительную, эко­номии издержек обращения, ускорения концентрации и цен­трализации капитала. В современных условиях кредит наряду с деньгами и финансами используется как инструмент регули­рования экономики.

    Кредитная система включает, во-первых, совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования и, во-вторых, совокупность финансово-кредитных институтов, кото­рые подразделяются на центральные банки, коммерческие бан­ки и специализированные финансово-кредитные учреждения (кредитные организации).

    Банковские операции обычно подразделяются на четыре группы: пассивные, активные, банковские услуги и собственные операции банков. Первые две группы операций наиболее рас­пространены, и на них приходится основная часть банковской прибыли.

    Совокупность государственных мероприятий в области де­нежного обращения и кредита представляет собой денежно-кредитную политику. Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудного капитала в целом) и селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.). К общим методам относятся учетная (дисконтная) политика, операции на открытом рынке и изменение норм обязательных резервов. Среди селективных методов выделяются прямое огра­ничение резервов банковских кредитов и контроль по отдель­ным видам кредитов.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!