Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Небывалый расцвет культуры и особенно рост общественной значимости и популярности античного ораторского искусства связан с - именем Демосфена (р. прим. в 384 г., ум. в 322 г. до н.э.). Еще в молодые годы увлекшись красноречием, пренебрегая насмешками над своим физическим недостатком - косноязычием, Демосфен неутомимым и упорнейшим трудом добился общественного признания своего ораторского мастерства, а главное - роли в решении общественных дел. Именно он, а не кто-либо другой стал звездой первой величины в ораторской элите, воплотил в своем творчестве великое мастерство античного публичного слова. Демосфен сумел превратить общественную трибуну в плацдарм идеологической и политической борьбы.
До наших дней дошли его выступления: 61 текст речей, 56 “вступлений” к речам и несколько писем. Некоторые его речи, например “О преступном посольстве” и “За Ксенофонта о венке”, имеют по сто с лишним страниц. Это значит, что не два-три часа, а больше длились эти речи, привлекая внушительную массу людей.
При этом нужно принять во внимание то, с какой торжественностью обычно обставлялись такие речи,. скажем, в сенате, в какой обычно напряженной, а нередко накаленной атмосфере выступал оратор, имея чаще всего явных противников. Следует учесть также и то, какое значение придавалось внешним эффектам и вообще атрибутам публичной речи, в которой многообразная жестикуляция‚ ораторская поза, патетика и конечно, модуляции в голосе сильно возбуждали страсти людей. Ясно, что такое публичное выступление не обходилось без зрелищных элементов или моментов. Речи Демосфена насыщены разнообразным фактическим материалом, содержат немало личных наблюдений и подмечённых в гуще жизни характерных деталей. В редких случаях оратор обходился без лаконичной и временами образной характеристики людей, их поступков и намерений. Некоторые оценки людей и описания событий, даваемых Демосфеном в речах, воспринимаются как типизации по законам художественных обобщений. В своих судебных речах Демосфен нередко становился бытописцем, от взора которого, казалось, не ускользала никакая мелочь. То иронизируя над незадачливыми людьми, то изобличая падение нравов, Демосфен-оратор предстает перед общественностью не только как нравоучитель, но и как общественный судья и политический лидер. Находчивый полемист и глубокий психолог, Демосфен умел в любой ситуации заставить выслушать себя до конца, не блиставший в судебных речах, которыми он начал свою ораторскую практику в качестве адвоката, Демосфен особенно известен своими политическими выступлениями, чаще всего направленными против захватнических войн македонского царя Филиппа II . В этих речах Демосфен не просто адвокат или обвинитель, но политический деятель, патриот и трибун, последовательно и упорно ратовавший за мир и благо своего народа. В таких выступлениях Демосфен часто вспоминал “достославных” предков-афинян, призывая чтить их память и следовать их былым гражданским подвигам. Оратор призывал слушателей к чувству и чести гражданина свободной республики. Смелые и памфлетные по своему стилю, исполненные гнева и патриотического достоинства, эти речи вдохновляли афинян на подвиги в ратных делах, оставили глубокий след в духовной жизни афинского государства, вошли в историю политической борьбы под нарицательным названием “филиппики”.1
Показательно, что Демосфен свои речи обычно начинал словами: “Граждане афиняне!” Прямым обращением к “гражданам” афинский трибун пользовался умело. Так, например, имея в виду угрозы со стороны вероломного македонского царя и учитывая возникшую в этой связи нелегкую ситуацию, а также обобщая некоторые свои соображения о реальной возможности отпора врагу, Демосфен в одной из филиппик говорил: “Итак, прежде всего не следует, граждане афиняне, падать духом, глядя на теперешнее положение, как бы плохо оно ни представлялось”. И через некоторое время, снова произнося: “граждане афиняне”, оратор напоминал о патриотических. обязанностях каждого из них перед возникшей внешней опасностью. Подразумевая нерешительность или даже медлительность во влиятельных кругах общества, Демосфен уже в тоне, взывающем к патриотическим чувствам, полуспрашивал-полувосклицал: “Так когда же, когда, наконец, граждане афиняне, вы будете делать что нужно?”.
Частое обращение античного оратора к “гражданам афинянам”, мгновенная реакция темпераментной, если не сказать экзальтированной, массы людей являлись испытанными приемами психологического воздействия оратора на аудиторию. Такие приемы красноречия держали слушателей в напряжении, в состоянии сотворчества, а порою единомыслии, активизировали мышление собравшихся.
Он не оставлял без ответов никаких реплик в свой адрес, не терялся, когда политические страсти разгорались и атмосфера накалялась. Быстро и. эффектно он парировал крики и пререкания. “Прошу не поднимать шума, - обращался он к собравшимся, - слушайте, как подобает людям”. В таком обращении, пожалуй, не столько просьба, сколько приказание. Оно исходило от его глубочайшей убежденности в собственной правоте и, конечно, сознания своего личного влияния на общественное мнение.
Для усиления общественного внимания к произносимой речи и вовлечения слушателей в творческую, размышляющую и переживающую атмосферу Демосфен охотно использовал прием риторического вопроса. Например: “К чему это я говорю? - для того, чтобы...”. Или: “Что же именно? - Это то…”. В некоторых случаях оратор как бы забрасывал своих слушателей вопросами, оставляя их безответными, на размышление аудитории. Пользуясь вопросно-ответным приемом, то есть фактически диалогической формой, Демосфен драматизировал собственную речь, как бью воссоздавая живую картину характеризуемых им событий, и тем самым воздействовал на собрание в образной форме. Диалогический прием оратор временами дополнял рассказами, иногда ссылаясь на игру - Федора, Аристодема и других популярных в его время актеров (исполнителей первых ролей). А в патетических местах речи оратор декламировал стихи трагиков - Эврипида, Софокла и других известных поэтов античного мира.
Излюбленным ораторским приемом Демосфена было восклицание, например утвердительное: “Хорошо!”, “Отлично!”. Но он восклицал и при отрицании: “Нет, никогда!” - в категорической форме, или: “Нет, нет, о все боги!”, или же: “Но это не так, да, не так!” -двойное отрицание. Демосфен пользовался также другими формами того же отрицательного восклицания: “Да нет же!” или: “Ничуть не бывало!” Оратор применял также восклицание вопрос. Например: “Кто бы мог подумать, что это случится?” или: “И после этого вы еще спрашиваете, почему дела государства все решительно пошли прахом?” И так далее. Не нужно обладать большим воображением, чтобы представить, как такие варьируемые восклицания, да еще произносимые в различных интонациях - в соответствии с конкретной ситуацией или настроением собравшихся, должны были в одних случаях эмоционально активизировать ораторскую речь, в других - интриговать слушателя или помочь ему яснее осознать характеризуемое явление.
Большое впечатление на слушателей производили клятвы Демосфена или его призывы к богу (богам). Так, например, как бы прерывая плавное течение собственной речи, оратор произносил: “Нет, - клянусь Зевсом” или: “Клянусь богами, я выскажу вам откровенно всю правду и ничего не утаю”. В речи “О делах в Херсонесе” Демосфен обращался к собравшимся с такими словами: “Уж разрешите мне, ради богов, когда дело идет о наилучших мерах для государства...”. Он клялся Зевсом и всеми богами афинян, он молил всех богов и богинь – “да помогут все боги!” - поддержать его в достижении правды, истины и нужных Афинам свершений. Временами оратор как бы призывал к коллективной клятве: “Клянемся Зевсом”. В редких случаях Демосфен не обращался к авторитету богов. Взывание к ним было приемом, как можно судить по текстам его речей, психологического воздействия на собравшихся, почитавших своих богов. Он, очевидно, был рассчитан и на внешний эффект, которому античная риторика придавала немаловажное значение.
Речи Демосфена аргументированы, ясны по изложению; как правило, краткие, исполненные патетики, метафоры и другие речевые выше, усиливали впечатляемость демосфеновских выступлений. Сильная выразительность его речей, исполненная глубокой и всегда общественно важной и нередко злободневной мысли, не могла не возбуждать людей. Успех речей Демосфена, уверенного, неподкупного и смелого, определялся также их интонационной гибкостью, хорошо отработанной жестикуляцией и продуманным. во всех отношениях артистическим поведением на трибуне. Эти характеристики базируются не только на анализе его речей, но и на свидетельствах античных авторов и позднейших исследователей его ораторского искусства.
Демосфен был далеко не безразличен и к теории риторики: развил ряд принципиально важных мыслей о сущности красноречия и личности оратора. В некоторых публичных выступлениях он как бы отступал от прямой их темы, говоря о риторике как об ответственном деле, достойном исключительного общественного внимания и серьезного отношения. Так, например, в речи “О мире” Демосфен говорил о своей политической и ораторской деятельности, как об определенном единстве. Он не представлял красноречия вне политики и общественных интересов, свое же ораторское искусство рассматривал как острейшее оружие политической, по существу патриотической, деятельности. Демосфен постоянно говорил о принципах и правилах своего красноречия. В речи “О делах Херсонеса” он утверждал, что оратор не может руководствоваться вражды к кому-либо или желанием льстить кому бы то ни было, что всякий оратор должен высказывать то, что считает наилучшим. Он осуждал демагогические речи, а также выступления, обнаруживавшие угодничество, отмечал, что не должно быть разрыва между речью оратора и его практической деятельностью. Не только ваши речи, подчеркивал он, но и наши свершения должны быть достойными предков. Лживые речи, говорил Демосфен в своем выступлении “О распространении средств”, весьма вредны для государства. Всякая ораторская речь, утверждал он, должна соответствовать гражданскому достоинству говорящего. “Не слова и не звук голоса составляют славу оратора, а направление его политики”, подразумевая под “политикой” те цели, к которым стремился оратор своей деятельностью.
Таким образом, Демосфен подчеркивал взаимосвязь (единство) красноречия и политической деятельности, а значит, социальную направленность красноречия. Он вместе с тем обосновывал определенные морально этические принципы и нормы, которыми должны руководствоваться те, кто пользуется публичной речью. Эти положения великого оратора древности не потеряла своего смысла и значения для нашего времени, хотя они и сформулированы идеологом рабовладельческого общества, с учетом конкретных условий его развития.
Известно, что на демосфеновских речах учились ораторы разных поколений не только Эллады, но и далеко за ее пределами, особенно в Риме. Демосфен - вершина древнегреческого красноречия, являвшегося острейшим оружием политической борьбы и вместе с тем высоким достижением духовной культуры. Без этого красноречия нельзя представить не только ораторскую практику, но и античную теорию риторики, разрабатывавшуюся в те времена.1
Глава 3. Демокрит, Аристотель, Цицерон – великие ораторы античности
Для теории риторики примечательно прежде всего то огромное значение, которое придавалось слову, способному утверждать как прекрасное, так и безобразное, как истину, так и ложь.
В Греции того времени было широко распространено убеждение в том, что мудрость - первейшее человеческое благо (богатство). Соперничество в мудрости считалось искусством, а победитель в нем пользовался почестями. И так как соревнование в “ученых беседах” как говорили тогда, совершалось посредством слова или, как отмечал Демокрит, речью выражалось знание вещей, то сама искусность в таком публичном выступлении пользовалась большим вниманием.
Классик античного атомизма, знаменитый мыслитель Греции V в. до н.э., Демокрит говорил: “Слова исходят, словно “статуи” (сущих вещей) в качестве имен, являющихся подражанием умственными видам и числам”. Без слов, утверждал мыслитель, возникающих в сношениях с людьми, невозможны сами эти сношения. Сперва возникла вещь, затем ее осознание и, наконец, слово, которое обозначало ее, давало ей имя. “Слово - тень дела”, - говорил Демокрит, образно и удивительно верно определяя вторичность языка.
Отмечая возможности речи, Демокрит вместе с тем повторял: надо уметь говорить и помнить, что “слово часто бывает убедительнее золота”. А ведь “многие, совершающие постыднейшие поступки, говорят прекраснейшие речи”. Демокрит в данном случае под “прекраснейшим” понимал кажущуюся, ложную красоту, ибо для него красота и истина (правда) были неразрывны. Вот почему он наставлял: “должно уметь говорить правду и избегать многословия”, избегать речей спорщиков и “мастеров на софизмы”. Но для этого нужно учиться и трудиться постоянно. “Ни искусства, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться”, - утверждал Демокрит.
Что же касается оратора, то одна из его обязанностей - украшение стиля речи, обеспечение ее привлекательности. “Ибо все, что только попадает под какую-либо меру слуха, хотя бы оно и не было стихом (ведь в этом последнем заключается недостаток речи оратора), называют числом, а по-гречески “ритмом”. В этом положении сказалось демокритовское понимание слуха (звукослухового восприятия) наряду с обонянием, вкусом, осязанием, зрением и другими чувствами (ощущениями) как факторами познания действительности. Демокрит учитывал роль слухового восприятия при слушании речи, поэтому, как свидетельствуют некоторые древнегреческие источники, его речь, как и речь Платона, хотя и не состоит из стихов, однако “развертывается настолько стремительно и пользуется такими яркими словесными украшениями, что ее можно считать скорее поэзией, чем произведением авторов комедий”.
Любопытен и, пожалуй, показателен вот еще какой факт. Говоря о свойствах и реальных возможностях речи, греки чаще всего подразумевали оратора, ритора. А ведь всякий говорящий, далекий от искусства красноречия, пользовался той же словесно-звучащей речью, хотя, разумеется, не располагал такими ораторскими приемами и таким богатым словарным фондом, каким свободно пользовался и который систематически наращивал опытный оратор. Следовательно, можно полагать, что мыслители, которые так высоко ставили выразительность и значение звучащего слова, говорили об огромных его возможностях, по-видимому, подразумевали определенную разницу между “просто говорящими” людьми и ораторами. Последние, как об этом свидетельствуют древнегреческие источники, признавались и почитались как мастера речи, как творцы и исполнители словесного искусства. Они считались учителями. Вообще говоря, риторика, охотно обращавшаяся к молодежи и увлекавшая ее разнообразными идеями, делала много полезного для воспитания, для социальной организации вообще. Вот почему риторика является предшественницей педагогики в Древней Греции.
Аристотель, гениальный мыслитель античности энциклопедист положивший начало многим отраслям знания, и в риторике (ее практике и теории) оставил глубокий след. Он был выдающимся лектором чисто академического склада, сумевшим именно своими лекциями в знаменитых лицеях развить культуру теоретического, философского мышления, совершенствовать логику: систему определений и суждений, аргументаций и доказательств, умозаключений и обобщений. Его “Метафизика” (эта философская энциклопедия древности) и “Этика” выросли в лекциях, являются их записями. И вновь читая эти труды, поражаешься тому, как широко и глубоко Аристотель разрабатывал тему очередной встречи с учениками и такого совершенства он достиг в синтезе науки и искусства устного слова.
Аристотель внес большой вклад в теорию риторики. Мысли о ней он развивал во многих работах. Ценнейшими приобретениями для риторики, как и мышления вообще, явились аристотелевские труды по логике и особенно “Органон” (“Аналитики”). Вряд ли есть надобность подробно говорить и доказывать, что риторика в античности в своих лучших образцах, и прежде всего в речах Демосфена, - составляла органическое единство мысли и слова, точнее, она - публичное мышление, определенный творческий процесс мысли и чувств; осуществляемый прежде всего посредством слова, адресованного слушателям. Вот почему аристотелевские труды по логике не могли не оказывать плодотворное влияние на искусство красноречия.
Аристотель создал специальный труд – “Риторику”. Кроме того, несколько глав своей “Поэтики”, ознаменовавшей важную веху в истории эстетической мысли, Аристотель также посвятил риторике. Мы уже не говорим о том, что все его критические суждения о софистах также оказали определенное влияние на развитие оратороведения.
По своему характеру и манере изложения “Риторика” находится, как нам представляется, между “Аналитиками” и “Поэтикой”, ибо в “Риторике” даны основы как логики, так и поэтики. Ценность этого труда определяется и тем, что представляет единственное древнегреческое сочинение по красноречию, дошедшее до наших дней в достаточно целостном виде. Если речи Демосфена дают весьма живое и достаточно полное представление о практике древнегреческой риторики, то рассматриваемый труд Аристотеля может быть принят как документ, свидетельствующий о том, что еще до нашей эры ясно осознавалась необходимость специальной науки об ораторском искусстве.
В “Риторике” Аристотель пишет о самой непосредственной задаче риторики, а именно о том, что она направлена к возбуждению того или иного мнения, подразумевая, очевидно, общественное мнение. Это положение примыкает к некоторым суждениям, развиваемым в “Поэтике”. “Сюда относится: доказательство, опровержение, возбуждение душевных движений, например сострадания, страха, гнева и тому подобных, а сверх того - возвеличение или умаление”.
“Риторика” состоит из трех книг и посвящена трем вопросам ораторского искусства: языку, стилю и структуре речи. Разбирая роль языка, мыслитель писал, что раз речь неясна, она не достигает цели. Эту же мысль он развивал в “Поэтике”, в которой писал: “достоинство словесного выражения быть ясным и не быть низким”. Поясняя это, Аристотель писал, что речь не должна быть затасканной, то есть состоящей из слишком употребительных слов. Речь должна отличаться красотой и благородством. К этим качествам речи, к ее ясности и доступности автор “Поэтики” относил также ее звучание в котором выступает осмысленное слово. Ясность и понятность речи Аристотель рассматривал как первейшее условие успеха ораторского искусства.
Серьезное внимание в “Риторике” автор уделил стилю ораторской речи. И в данном случае он опять-таки на главенствующее место выдвигал ясность. “Достоинство стиля заключается в ясности. Стиль не должен быть ни слишком низок, ни слишком высок, но должен соответствовать предмету речи”. Основу же стиля, писал Аристотель, составляет умение говорить правильно. А это требует мастерского размещения слов в построении фразы, точного обозначения характеризуемых предметов, исключает двусмысленные выражения, обязывает к развитию правильной речи.
Стиль ораторской речи, как утверждал Аристотель, отличается не только определенной ритмикой, но и разнообразием выразительности речи. В речи должны использоваться хорошо и к месту подобранные метафоры - звучные, заключающие “в себе нечто приятное для зрения или для какого-либо другого чувства”, умело отобранные загадки, а также эпитеты, гиперболы, уменьшительные имена, сравнения. Но при этом, предупреждал автор “Риторики”, не следует в один прием давать все возможные средства языка ради “уловления слушателя”. Следует стремиться быть умеренным, советовал Аристотель. В такой воздержанности он видел одно из условий благородства ораторской речи, ее привлекательности. Такую притягательную силу красноречию придают “изящные и удачные выражения”, создаваемые даровитым и искусным человеком. Раскрыть сущность таких выражений, писал Аристотель, “дело нашей науки”, то есть риторики.
Аристотель выступал против “ходульности” стиля, встречающегося у ораторов, употребляющих сложные слова, необычные выражения, неуместные эпитеты. Одновременно мыслитель говорил, что стиль ораторской речи должен быть эмоционально-одухотворенным. Такой стиль помогает тому, чтобы оратор “завладел своими слушателями и воодушевлял их похвалами или порицаниями, гневом или дружбой”.
Но при всем том хороша прежде всего та речь, писал Аристотель, которая “сразу же сообщает нам знания”. То есть ни красоту стиля, ни выразительность или какие-либо другие свойства ораторской речи Аристотель не рассматривал - как самоцель. Все возможности живого слова и соответствующего стиля красноречия он подчинял его главной задаче - достижению знания, возбуждению и организации общественного мнения. В этой связи решающее значение он придавал суждениям. испытанным средствам познания. И все то, что Аристотель писал в “Риторике” о суждении, фактически является конкретизацией применительно к ораторскому искусству тех основных положений, которые он доказывал и утверждал в “Аналитиках”.
Говоря о стиле ораторской речи, Аристотель различал стиль письменной, то есть заранее написанной, и устной речи. Первая форма речи отличается наибольшей выразительной точностью, но кажется сухой, непривлекательной. Стиль же устной речи, которую нужно произносить, меняя интонации, писал философ, отличается живостью, артистичностью. Необходимо лишь избегать декламационности речи. Живая речь кажется силуэтной живописью, отмечал автор “Риторики”, тем самым подчеркивая, как важна образность и даже наглядность, определенная изобразительность в ораторском искусстве.1
Итак, оценивая древнегреческую риторику в ее практике и теория, можно сказать, что она примечательное явление античной цивилизации, в особенности ее гражданской жизни. древнегреческое красноречие, развивавшееся вместе с другими искусствами, является не только огромным достижением духовной культуры Эллады, но н первостепенным показателем его общественно-политической зрелости. Политика и дипломатия, судебная практика, распространение любомудрия. не обходились без социально-организующей, культурно-просветительной роли красноречия. Его опыт и традиции, равно как и его теоретические основы и принципы, однако, не оставались в пределах Афин и вообще древнегреческих полисов. Вместе с достижениями в области культуры, в особенности философии, правовых воззрений и эстетики, древнегреческая риторика проникала в другие страны; одновременно с формированием эллинистической культуры росло ораторское искусство, обогащаясь опытом, особенностями красноречия и языка других стран, составлявших эллинистический мир.
В античной риторике после древней Греции самое видное место занимает Рим, выдвинувший большую группу блистательных ораторов во главе с великим, после Демосфена, трибуном Марком Туллием Цицероном (106-43 гг. до н.э.).2 Именно он, высоко почитая своего всеми признанного предшественника, считал его лучшим ритором Греции и призывал ораторов-современников учиться у Демосфена искусству публичной речи. Цицерон сам следовал его примеру и даже подражал его знаменитым филиппикам. Но вместе с тем он вполне самостоятельно развивал ораторское искусство, в особенности мастерство судебной речи, Цицерон занимался историей риторики и развивал ее теорию в
таких трудах, как “Брут” (об истории римского красноречия), “О знаменитых ораторах”, “О наилучшем роде ораторов”, “Оратор”, “Об ораторе”, а также в ряде речей и статей. Цицерон сыграл выдающуюся роль в развитии искусства красноречия.
Отмечая огромные возможности красноречия для воздействия на массы людей и управления ими, Цицерон считал его одним из главных орудий государства. Поэтому он был убежден в том, что любой государственный и общественный деятель должен владеть искусством публичного слова.
Одно из главных положений его риторической теории - об идеальном ораторе. Таким он считал мыслителя-философа; обладающего высокой моралью и глубокими знаниями. Идеальный оратор умеет играть на чувствах слушателей. Будучи психологом, он знает характер людей, предугадывает их настроения и в нужные моменты возбуждает в них необходимые чувства радости или любви, благосклонности или ненависти, возмущения или гнева и другие. Но, подчеркивал римский оратор, главная сила красноречия - его содержательность, “мудрость содержания”, облекаемая в яркую и доходчивую форму.1
Римские теории или концепции красноречия развивались также Марком Фабием Квинтилианом (35-95 гг. н.э.), выдающимся оратором и преподавателем риторики. Его основной труд – “Наставление в ораторском искусстве” в 12 книгах обобщает опыт древнегреческой и римской риторики, в частности опыт такого оратора, как Марк Антоний. Но основу этого труда Квинтилиана составляют принципы и нормы, выработанные и обоснованные Цицероном, продолжавшим и развивавшим лучшие традиции древнегреческой риторики и особенно искусства Демосфена.
Квинтилиан выступал противником театральности в красноречии, будучи убежденным, что не внешними эффектами, а содержательностью речи можно добиться успехов в политической борьбе. Он разработал методику обучения красноречию, изложив свою теорию в обширном труде “О воспитании”. Но в нем он явный крен сделал в сторону
школьном, образовательного красноречия в ущерб политическому ораторскому искусству. Интенсивная разработка теории красноречия виднейшим римским историком, политическим деятелем и оратором Публием Корнелием Тацитом (ок. 55-120 гг.), драматургом Стацием Цецилием (ум. ок. 168 г.), создание обширной для того времени литературы по истории и теории риторики: “Рассуждение об ораторе”, “О десяти ораторах”, а также своеобразных монографий об отдельных ораторах - явление весьма показательное. Как и в древней Греции, оратор в Риме нередко являлся политическим деятелем, например депутатом сената, дипломатом, а порою военачальником. Это обстоятельство способствовало тому, что иной политический деятель, бывший одновременно талантливым оратором, становился властителем дум, общественным трибуном, какими были Демосфен и Цицерон. Редко видный оратор Рима не занимался одновременно теорией красноречия. Демосфен, например, не писал специальных трудов по теории риторики, свои мысли в некоторых ее основах и принципах, как уже было отмечено, он развивал в своих же речах. Цицерон же теоретическими проблемами красноречия занимался более энергично, чем ораторской практикой.1
1 Плутарх Избранные жизнеописания. В 2-х тт. Т. 2. – М., 1990. С. 495-511
1 Бадак А.Н. и др. Демосфен, оратор афинский // Бадак А.Н. и др. История Древнего мира. Древняя Греция. – Минск, 1998. С. 482-495
1 Кохтев Н.Н. Аристотель и его риторика // Кохтев Н.Н. Указ. соч. С. 8-9
2 Бадак А.Н. и др. Культура Рима эпохи республики // Бадак А.Н. и др. История Древнего мира. Древний Рим. – Минск, 1998. С. 167
1 Утченко С.Л. Цицерон и его время. – М., 1986. С. 104-109
1 Словарь античности // Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1993. С. 496-498
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!