Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«ДЕЛОВАЯ ИГРА. «КРУГЛЫЙ СТОЛ». ДИСКУССИЯ»

/ Педагогика
Конспект, 

Оглавление

Деловая игра – один из ведущих методов активного обучения [2]. Как метод обучения деловая игра должна отвечать следующим тре­бованиям: 

      распределение ролей между участниками игры; 

      совместная деятельность участников игры в условиях диффе­ренциации и интеграции имитируемых функций;

      диалоговое общение партнеров по игре как необходимое усло­вие принятия согласованных решений;

      различие интересов у участников игры и появление конфлик­тных ситуаций;

      наличие общей игровой цели у всего коллектива (игровая сис­тема), которая является ведущим стержнем игры, фоном, на ко­тором развиваются частные конфликты и противоречия;

      введение в игру импровизации (непредвиденных обстоятельств, моделирующих возможные непредвиденные обстоятельства);

      использование гибкого масштаба времени;

      применение системы оценки результатов игровой деятельнос­ти и профессиональных знаний, способствующих созданию кли­мата состязательности;

      наличие в игре системы стимулирования, создающей интел­лектуальную и эмоциональную обстановку, т.е. побуждающей в ходе игры действовать так, как бы действовал в реальной жизни;

      динамичность, непрерывность и занимательность деловой игры;

      достижение единого – обучающего, развивающего и воспи­тывающего – эффекта деловой игры.

Процесс конструирования деловой игры включает 4 этапа:

I этап: определение цели игры.

Она формируется исходя из задач обучения, содержания изуча­емых теоретических проблем и тех умений, которые должны быть обретены участниками в процессе занятия.

II этап: определение содержания.

В процессе конструирования деловой игры подбирают ситуа­ции, наиболее типичные по структуре деятельности для учителя, классного руководителя, что и обеспечивает профессиональный контекст игры.

III этап: разработка игрового контекста.

Игровой контекст, являющийся специфическим и обязатель­ным компонентом в конструкции деловой игры, обеспечивается: введением новых правил; игровых прав и обязанностей игроков и арбитров; введением персонажей; исполнением двойных ролей; вве­дением противоположных по интересам ролей; конструированием поведенческих противоречий; разработкой системы штрафов, по­ощрений, премий; визуальным представлением результатов, что излагается в игровой упаковке документации.

IV этап: составление структурно-функциональной программы де­ловой игры, содержащей цели и задачи, описание игровой обста­новки, ее организационную структуру и последовательность, пе­речень участников игры, их функции, вопросы и задания, систе­му стимулирования.

Методика проведения деловой игры включает 4 последователь­ных этапа, которым предшествует предварительная подготовка сту­дентов к игре.

Предварительная подготовка участников игры по данной теме включает в себя лекционное изложение материала, самостоятель­ную работу над рекомендованной литературой с последующим са­моконтролем и самооценкой по разработанному преподавателем перечню вопросов и ответов. Процедура занятий в форме деловой игры состоит из нескольких этапов.

На I этапе (организационный) проводится обоснование темы и цели игры, формирование мини-групп (по 4–5 чел.), создание ар­битража (4–5 чел.), информирование участников об условиях игры, вручение игровых документов.

I этап занятия завершается актуализацией знаний играющих: каж­дая мини-группа отвечает на заданные ей два вопроса: представи­тели других мини-групп дополняют. Ответы и дополнения оцени­ваются арбитрами по трем уровням: деловому, риторическому, этическому, что создает климат соревновательности, активности, вводит игроков в роль. Таким образом, уже на первом этапе игры стоит вопрос «да» или «нет», «выигрыш» или «проигрыш», что делает ее увлекательной, а существующая система стимулирования (в том числе и объективность подведения итогов игровой деятель­ности) побуждает каждого действовать так, как если бы он дей­ствовал в реальной жизни, максимально использовать теоретичес­кие знания и практический опыт.

II этап (подготовительный) включает в себя самостоятельную работу мини-групп, изучение ситуаций, инструкций, распределе­ние ролей, сбор дополнительной информации, заполнение свод­ных таблиц, оценку письменных ответов арбитражем.

В ходе III этапа (игрового) мини-группы имитируют подготов­ленные задания. После ответа другие мини-группы дополняют, уточняют или опровергают их действия; арбитры вводят импрови­зации, которые должны быть решены в режиме сжатого времени. Арбитраж фиксирует все выступления, дополнения, оценивает их, как и ранее, по трем уровням.IV этап.

Анализ решений. Подведение итогов. Арбитрами анали­зируется процесс игры, поведение и активность слушателей, об­ращается внимание на ошибки и правильные решения, подводят­ся итоги соревнования.

«Круглый стол» – это метод активного обучения, одна из орга­низационных форм познавательной деятельности студентов, по­зволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недо­стающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии [5]. Харак­терной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии, с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у студентов вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнитель­ным материалом, а также выявление проблем и вопросов для об­суждения.

Важное условие при организации «круглого стола»: нужно, что­бы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участ­ников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном заня­тии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого сту­дента в обсуждение, повышает мотивацию студентов, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмо­циональные проявления.

Преподаватель также располагается в общем кругу, как равно­правный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от студен­тов и все они обращены к нему лицом. В классическом варианте участники дискуссии адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если преподаватель сидит среди студентов, обращения членов группы друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между преподавателями и студентами.

Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия. Дискуссия (от лат. discussio – исследование, рассмот­рение) – это всестороннее обсуждение спорного вопроса в пуб­личном собрании, в частной беседе, споре [6]. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мне­ний, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразова­ние, изменение установок, стимулирование творчества и др.

При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставят­ся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты толь­ко такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск аль­тернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обо­снование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закон­читься принятием решения.

Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэто­му неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаи­моисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвиваю­щий диалог играют большую роль, так как первостепенное значе­ние имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу. Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:

      подготовка (информированность и компетентность) студентов по предложенной проблеме;

      семантическое однообразие (все термины, дефиниции, поня­тия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми студентами);

      корректность поведения участников;

      умение преподавателя проводить дискуссию. Правильно организованная дискуссия проходит три стадии раз­вития: ориентация, оценка и консолидация.

На первой стадии студенты адаптируются к проблеме и друг к другу, т.е. в это время вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы. При этом перед преподавателем (организатором дискуссии) ставятся следующие задачи:

1. Сформулировать проблему и цели дискуссии. Для этого надо объяснить, что обсуждается, что должно дать обсуждение.

2. Провести знакомство участников (если группа в таком соста­ве собирается впервые). Для этого можно попросить представиться каждого студента или использовать метод «интервьюирования», ко­торый заключается в том, что студенты разбиваются на пары и представляют друг друга после короткой ознакомительной (не бо­лее 5 минут), направленной беседы.

3. Создать необходимую мотивацию, т.е. изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и противоре­чивые вопросы, определить ожидаемый результат (решение).

4. Установить регламент дискуссии, а точнее, регламент вы­ступлений, так как общий регламент определяется продолжитель­ностью практического занятия.

5. Сформулировать правила ведения дискуссии, основное из ко­торых – выступить должен каждый. Кроме того, необходимо: вни­мательно выслушивать выступающего, не перебивать, аргументи­рование подтверждать свою позицию, не повторяться, не допускать личной конфронтации, сохранять беспристрастность, не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию.

6. Создать доброжелательную атмосферу, а также положитель­ный эмоциональный фон. Здесь преподавателю могут помочь пер­сонифицированные обращения к студентам, динамичное ведение беседы, использование мимики и жестов, и, конечно, улыбки. Следует помнить, что основой любого активного метода обучения является бесконфликтность.

7. Добиться однозначного семантического понимания терми­нов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов сле­дует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучае­мой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные сло­ва, систематически пользоваться справочной литературой.

Вторая стадия – стадия оценки – обычно предполагает ситуа­цию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, кото­рый в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей. На этой стадии перед преподавателем (орга­низатором «круглого стола») ставятся следующие задачи:

1. Начать обмен мнениями, что предполагает предоставление слова конкретным участникам. Преподавателю не рекомендуется брать слово первым.

2. Собрать максимум мнений, идей, предложений. Для этого необходимо активизировать каждого студента. Выступая со своим мнением, студент может сразу внести свои предложения, а может сначала просто выступить, а позже сформулировать свои предло­жения.

3. Не уходить от темы, что требует некоторой твердости органи­затора, а иногда даже авторитарности. Следует тактично останавли­вать отклоняющихся, направляя их в заданное «русло».

4. Поддерживать высокий уровень активности всех участников.. Не допускать чрезмерной активности одних за счет других, соблю­дать регламент, останавливать затянувшиеся монологи, подклю­чать к разговору всех присутствующих студентов.

5. Оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений перед тем, как переходить к следующему витку дискуссии. Такой анализ, предварительные выводы или ре­зюме целесообразно делать через определенные интервалы (каж­дые 10–15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Под­ведение промежуточных итогов очень полезно поручать студентам, предлагая им временную роль ведущего.

Третья стадия – стадия консолидации – предполагает выработ­ку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функ­ция занятия. Задачи, которые должен решить преподаватель, мож­но сформулировать следующим образом:

1. Проанализировать и оценить проведенную дискуссию, под­вести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулиро­ванную в начале дискуссии цель с полученными результатами, сде­лать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.

2. Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мне­нию, чего можно достичь путем внимательного выслушивания раз­личных толкований, поиска общих тенденций для принятия реше­ний:

3. Принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и под­ходов.

4. В заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.

5. Добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.

При проведении «круглого стола» студенты воспринимают не только высказанные идеи, новую информацию, мнения, но и но­сителей этих идей и мнений, и прежде всего преподавателя. По­этому целесообразно конкретизировать основные качества и уме­ния, которыми преподаватель (организатор) должен обладать в процессе проведения «круглого стола»:

      высокий профессионализм, хорошее знание материала в рам­ках учебной программы;

      речевая культура и, в частности, свободное и грамотное вла­дение профессиональной терминологией;

      коммуникабельность, а точнее – коммуникативные умения, позволяющие преподавателю найти подход к каждому студенту, за­интересованно и внимательно выслушать каждого, быть естествен­ным, найти необходимые методы воздействия на студентов, про­явить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;

      быстрота реакции;

      способность лидировать;

      умение вести диалог;

      прогностические способности, позволяющие заранее преду­смотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;

      умение анализировать и корректировать ход дискуссии;

      умение владеть собой

      умение быть объективным.

Составной частью любой дискуссии является процедура вопро­сов и ответов. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую так­тику проведения «круглого стола».

С функциональной точки зрения, все вопросы можно разделить на две группы:

      Уточняющие (закрытые) вопросы, направленные на выясне­ние истинности или ложности высказываний, грамматическим при­знаком которых обычно служит наличие в предложении частицы «ли», например: «Верно ли, что?», «Правильно ли я понял, что?». Ответить на такой вопрос можно только «да» или «нет».

      Восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выясне­ние новых свойств или качеств интересующих нас явлений, объек­тов. Их грамматический признак – наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и т.д.

С грамматической точки зрения, вопросы бывают простые и сложные, т.е. состоящие из нескольких простых. Простой вопрос содержит в себе упоминание только об одном объекте, предмете или явлении.

Если на вопросы смотреть с позиции правил проведения дис­куссии, то среди них можно выделить корректные и некорректные как с содержательной точки зрения (некорректное использование информации), так и с коммуникативной точки зрения (например, вопросы, направленные на личность, а не на суть проблемы). Особое место занимают так называемые, провокационные или улав­ливающие вопросы. Такие вопросы задаются для того, чтобы сбить с толку оппонента, посеять недоверие к его высказываниям, пере­ключить внимание на себя или нанести критический удар. С педагогической точки зрения, вопросы могут быть контроли­рующими, активизирующими внимание, активизирующими память, развивающими мышление.

В дискуссии предпочтительнее использовать простые вопросы, так как они не несут в себе двусмысленности, на них легко дать ясный и точный ответ. Если студент задает сложные вопросы, це­лесообразно попросить его разделить свой вопрос на несколько простых. Ответы на вопросы могут быть: точными и неточными, верными и ошибочными, позитивными (желание или попытка от­ветить) и негативными (прямой или косвенный уход от ответа), прямыми и косвенными, односложными и многосложными, крат­кими и развернутыми, определенными (не допускающий различ­ного толкования) и неопределенными (допускающий различное толкование).

Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы «круглый стол» не превратился в мини-лекцию, монолог преподавателя, занятие необходимо тща­тельно подготовить. Для этого преподаватель (организатор «круг­лого стола») должен:

      заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по выводу дискуссии, чтобы не дать ей погаснуть;

      не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;

      не допускать превращения дискуссии в диалог двух наиболее активных студентов или преподавателя со студентом;

      обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно больше­го количества студентов, а лучше – всех;

      не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать студентов, своевременно организуя их критическую оценку;

      не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся мате­риала «круглого стола»: такие вопросы следует переадресовывать аудитории;

      следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не человек, выразивший его;

      сравнивать разные точки зрения, вовлекая студентов в кол­лективный анализ и обсуждение, помнить слова К.Д. Ушинского о том, что в основе познания всегда лежит сравнение.

Для того, чтобы не погасить активность студентов, преподава­тель не должен:

      превращать дискуссию в контрольный опрос студентов;

      давать оценки суждениям по ходу выступлений и раньше вре­мени высказывать свое мнение;

      подавлять аудиторию лекторским многословием;

      занимать позицию ментора, поучающего аудиторию и знаю­щего единственно правильные ответы на все вопросы;

      помнить, что на занятии, проводимом в активной форме, главным действующим лицом является студент: нужно ждать ак­тивности от него, а не от самого преподавателя, который выступа­ет в роли консультанта, а не лектора, руководителя дискуссии и ее – более компетентного, но равноправного участника.

Во время проведения «круглого стола» царит деловой шум, мно­гоголосье, что, с одной стороны, создает атмосферу творчества и эмоциональной заинтересованности, а с другой – затрудняет ра­боту преподавателя. Ему необходимо среди этой полифоничности услышать главное, создать рабочую обстановку, дать возможность высказаться, правильно вести нить рассуждений. Но все трудно­сти окупаются высокой эффективностью такой формы проведения занятий.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!