Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Любая физическая деятельность человека в быту, на производстве, в спорте требует определенного уровня развития физических, или, как их еще называют, двигательных качеств. Чем он выше, тем лучше работоспособность организма и выше производительность труда при одновременно меньших затратах энергии. Основные физические качества – выносливость, сила, быстрота, гибкость, ловкость и скоростно-силовые – определяют эффективность трудовой деятельности человека, состояние его здоровья, долголетие активной жизни, успехи в спорте.
Главная цель учащихся – разносторонняя физическая подготовленность, быстрое и эффективное овладение своей профессией, нужными трудовыми навыками и действиями. Чем многограннее будет физическая подготовленность школьников, чем большим числом двигательных навыков они овладеют, тем легче будет достигнута эта цель.
Хорошо известно, что профессиональные навыки приобретаются и совершенствуются в процессе обучения и работы. Но бесконечные и однообразные повторения скоро наскучивают, и коэффициент полезного действия их значительно снижается. Поэтому рекомендуются систематические занятия физической культурой и спортом. Это объясняется наличием так называемого закона переноса навыка. Каким бы путем ни была приобретена выносливость, быстрота, сила, ловкость или другое любое качество, они найдут отражение везде, где потребуется.
Физические качества развиваются естественно, по мере перехода ученика из одной возрастной категории в другую. Такое развитие называется возрастными изменениями. Происходит оно сравнительно медленно и неравномерно, иногда с задержкой, снижением и даже прекращением роста. Однако возможно целенаправленное развитие физических качеств на основе так называемых сенситивных (т.e. наиболее благоприятных) периодов развития тех или иных качеств и применения соответствующих данному возрасту средств и методов. Об этих средствах и методах развития выносливости, силы, быстроты, гибкости у детей, подростков и юношей и пойдет речь ниже.
В ряду физических качеств человека выносливость занимает особое место. Любое другое качество – быстрота или сила, ловкость или гибкость – в большинстве случаев проявляется в течение некоторого периода времени или при многократном повторении, что само по себе требует определенного уровня выносливости.
Формы проявления выносливости многообразны. Многообразны и пути ее приобретения и развития. Выносливость к физической работе зависит от двигательной активности человека, диктуемой условиями быта и труда. Подавляющее большинство современных школьников с физическим трудом не связано. Возможность двигательной деятельности в быту у них сокращена до минимума, и для развития выносливости остается один эффективный путь – занятия физической культурой и спортом.
Успешнее всего выносливость развивается посредством различных циклических упражнений, из которых наиболее эффективен бег. Бег является основой легкой атлетики, входит составной частью в большинство других видов спорта, ему отводится одно из первых мест в школьных программах физического воспитания учащихся.
Что же такое выносливость и какой она бывает? Специалисты спортивной педагогики считают, что выносливость – это способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью. Физиологи утверждают, что это способность организма совершать продолжительную работу мощностью от 60 до 90% от максимальной, преодолевая трудности, возникающие во внутренней среде организма при напряженной мышечной работе.
Различают общую и специальную выносливость. Общей выносливостью называют способность продолжительно выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам. Специальная же выносливость относится к определенной деятельности, избранной как предмет специализации (скоростная, прыжковая, силовая и др.).
У выносливости есть свой уровень. При выполнении любой физической нагрузки рано или поздно наступает утомление, т.е. временное снижение работоспособности. Чем раньше оно наступает, тем ниже считается уровень выносливости. Следовательно, при выполнении одинаковой длительной работы более выносливым будет считаться тот, кто меньше утомляется.
Утомление можно определить по внешним признакам – напряжению мимической мускулатуры, появлению испарины, дрожанию рук, побледнению, снижению интенсивности и качества выполняемой работы, а также по более глубоким физиологическим сдвигам в организме, таким, как учащение частоты сердечных сокращений, дыхания, повышение артериального давления.
Если за счет волевых усилий удается сохранить нормальный ритм и интенсивность работы при наступлении утомления, то это фаза компенсированного утомления. Если же несмотря на возрастающие волевые усилия не удается отодвинуть границу утомления, то это свидетельствует о наличии фазы декомпенсированного, непреодолимого утомления.
Различают местное и общее утомление. Местное связано с работой отдельных мышечных групп. Например, при выполнении отжиманий от пола или подтягивании на перекладине «до отказа» главным образом устают мышцы рук. Часто местное утомление наблюдается на производстве, при выполнении однообразных операций. При занятиях же физической культурой и особенно спортом чаще всего наступает общее утомление, так как в беге, плавании, передвижении на лыжах и др. участвует весь мышечный аппарат или большая его часть.
Об уровне развития выносливости учащихся можно судить по предельному времени, в течение которого совершается физическая работа или упражнение заданной интенсивности. Наиболее доступный и эффективный тест – бег. Для точного измерения выносливости требуется поддержание строго постоянной скорости бега и определение того момента, когда дальнейшее выполнение его с заданной скоростью становится невозможным. Это прямой метод измерения выносливости. Есть еще и косвенный метод, заключающийся в оценке выносливости по времени пробегания какой-либо определенной дистанции, например 500, 800, 1000, 3000 м.
Уровень развития общей выносливости можно определить также и по расстоянию, какое учащийся способен пробежать за определенное время, например, за 6, 12 мин, или когда он бежит со скоростью, равной 60% от максимальной. Хороший показатель для юношей 15–16 лет –1400–1600 м, для девушек того же возраста – 1200–1400 м. При этом за максимальную скорость принято считать время пробегания дистанции 30 м с ходу.
Аналогично оценивается выносливость и в других циклических видах спорта – плавании, лыжах и т.д.
При планировании нагрузок на выносливость необходимо учитывать возрастные особенности ее развития. Следует иметь в виду, что период с 7 до 12 лет характеризуется значительным увеличением выносливости как у мальчиков, так и у девочек. После 13–14 лет у юношей она продолжает возрастать, а у девушек из-за сокращения двигательной активности значительно снижается, что объясняется увеличением у них подкожных жировых отложений, развитием грудных желез и сокращением отношения массы мышц к массе тела.
Учитывая эти закономерности, следует не упустить возможность развития выносливости в сенситивные периоды и противодействовать временной задержке ее развития в возрасте 15–17 лет. Для развития выносливости в младшем школьном возрасте лучше использовать повторный метод упражнений с интенсивностью 80–90% от максимальной, а в среднем и старшем школьном возрасте – равномерный, повторный и переменный методы с интенсивностью от 50 до 90% от максимальной.
На первом году занятий с детьми 9–10 лет объем бега может быть доведен до 14 км в неделю, а на втором году до 25 км, т. е. по 2–3 км в день. В зависимости от уровня подготовленности уже 10-летние дети могут пробегать в одном занятии от 500 до 3000 м.1
Подготовленность учащихся к выполнению нагрузок на выносливость может быть различной. Одна и та же нагрузка для некоторых является чрезмерной, для других – недостаточной. Следовательно, определение оптимальной нагрузки для детей различного возраста – важнейшая часть планирования учебных занятий.
При повторных упражнениях (пробежках, заплывах и т. п.) необходимы паузы для отдыха, продолжительность которых определяется временем, затрачиваемым на восстановление пульса до 115–120 уд/мин. Отдых в интервалах может быть пассивным или активным – ходьба, медленный бег или другие упражнения малой интенсивности.
Сила. По данным академика А. Берга, примерно 100 лет назад 96% работы человек выполнял вручную.2 В настоящее время многие трудовые процессы как на производстве, так и в быту механизированы, и работники разгружены или вовсе освобождены от значительных физических усилий. Однако это не значит, что сила в настоящее время не нужна. Каждый по личному опыту знает, как велико ее значение и теперь, не говоря уже о том, что без высокого уровня силы гармоничное развитие человека немыслимо. Силу человека можно определить как способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
Специалисты различают следующие виды силовых способностей: собственно силовые (статический режим, медленные движения) и скоростно-силовые (динамическая сила, проявляемая в быстрых движениях). Существует также абсолютная и относительная сила. Абсолютная сила, например, определяется величиной поднятого веса. Обычно человек тяжелого веса из-за большей мышечной массы имеет преимущество в силе перед людьми более легкого веса, но это не значит, что любую работу, любое упражнение он выполнит лучше. Здесь играет большую роль относительная сила, т.е. сила, приходящаяся на единицу собственного веса.
К важнейшим двигательным качествам относится и быстрота – способность человека в определенных условиях мгновенно реагировать на тот или иной раздражитель и соответственно этому совершать нужные действия с минимальной затратой времени. Раздражителем может быть все, что вызывает необходимость действий в труде, быту, спорте.
Качество это комплексное. Оно включает в себя: а) латентный (скрытый) период двигательной реакции, б) время выполнения простого одиночного действия (например, нажатие на кнопку светового или звукового сигнала, удар в боксе, угол в фехтовании и т.п.), в) время выполнения сложного ациклического действия или ряда одинаковых действий, называемых циклическими.
Нет нужды объяснять, какое значение в жизни имеет не только быстрота выполнения самого действия, но и подготовка к нему; достаточно вспомнить реакцию диспетчера, шофера или пилота в экстремальных условиях, когда от их действий может зависеть жизнь людей. Быстрота нужна и машинистке, делающей в минуту иногда свыше 600 ударов по клавишам пишущей машинки, и ткачихе, мгновенно связывающей нити, и многим работникам автоматизированных линий, токарям и др.
С возрастом быстрота реакции у человека улучшается, достигая лучших показателей к 17 годам. Изменяется и частота движений. Так, мальчики младшего школьного возраста при беге за 5 с делают 14–16 шагов, среднего–16–22, а старшего – уже 16–20. Наилучших показателей частота движений рук и ног достигает к 13–14 годам. А при отсутствии специальной тренировки после 14 лет она ухудшается.
Скоростно-силовые качества. Многие ациклические и циклические упражнения на быстроту эффективны только при высоком уровне развития силы. Сочетание быстроты и силы особенно ярко проявляется в скоростно-силовых качествах, которые, однако, не следует рассматривать как механическое соединение быстроты и силы.
Под скоростно-силовыми качествами понимается способность к проявлению максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Некоторые специалисты относят к этим качествам также способность к «взрывному» усилию. Именно такой характер работы опорно-двигательного аппарата лежит в основе прыжковых упражнений, спринтерского бега, легкоатлетических метаний, т.е. физических упражнений и профессиональных действий, результаты которых адекватно отражают уровень скоростно-силовой подготовленности человека.
Возрастная динамика скоростно-силовых качеств имеет периоды бурного и замедленного роста показателей. Специалисты утверждают, что наиболее интенсивный прирост их наблюдается у мальчиков с 10 до 13 лет, с некоторым замедлением показателей к 14 годам. У девочек, например, такой типичный скоростно-силовой показатель, как прыгучесть, улучшается до 14 лет.
Наиболее точным отражением уровня развития скоростно-силовых качеств являются результаты в различных прыжках и метаниях, в спринтерском и барьерном беге и ряде других упражнений.
Термином гибкость целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам правильно говорить: «подвижность».
Подвижность в суставах имеет большое значение как в труде, так и в быту и особенно в спорте. Отсутствие необходимого запаса подвижности в суставах порой лимитирует возможность эффективного выполнения как трудовых движений, так и спортивных упражнений.
Принято выделять две основные формы проявления подвижности в суставах: при пассивных и при активных движениях.
Пассивные движения осуществляются в результате воздействия сил извне. Они могут проводиться до полного упора или болевых ощущений. Активные движения выполняются за счет мышечных групп, проходящих через сустав. Активная подвижность в суставах имеет наибольшее практическое значение, т.е. она в значительной степени реализуется при выполнении физических упражнений и трудовых действий. Пассивная же подвижность является резервом для увеличения активной, и именно величины первой являются особенно показательными.
В случае пассивного движения следует различать тормоз и ограничитель движения. Тормозом в таком движении являются мышцы, связочный аппарат и другие мягкие ткани, а ограничителем – кости.
В обычных условиях человек использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической (предельной) подвижности и постоянно сохраняет огромный резерв пассивной. Активное движение в суставе выполняется мышцами-синергистами. Торможение активного движения обеспечивается только мышцами-антагонистами. Связочный аппарат и другие элементы сустава при активных движениях в тормозном процессе не участвуют. Величина активной и пассивной подвижности у спортсменов и у представителей различных профессий определяется их специализацией.
На протяжении жизни у человека значительно изменяется величина суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков, суставных сумок, поэтому величина подвижности в суставах в разном возрасте неодинакова. Активная подвижность увеличивается у детей младшего и среднего школьного возраста, а в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности также уменьшается. Отсюда следует, что специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма.
Воспитание гибкости у школьников целесообразно начинать в возрасте 10–13 лет, когда подвижность в суставах развивается почти в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется тем, что к 14–16 годам завершается морфологическое формирование суставов человека, прочнее становится связочный аппарат, он меньше поддается воздействиям на растягивание, эластичность связок становится менее совершенной. Все это выражается в уменьшении предельно возможной амплитуды движений.
Сравнение подвижности в суставах у детей разного пола говорит о том, что у школьниц 7–17 лет подвижность при активных и пассивных движениях значительно выше, чем у мальчиков этого же возраста.
В процессе физического воспитания ставится задача: обеспечить к старшему школьному возрасту такую степень всестороннего развития гибкости учащихся, которая позволила бы им овладеть совершенными формами жизненно важных движений и результативно проявлять основные физические качества – ловкость, быстроту, силу, выносливость. В старшем школьном возрасте предусматривается главным образом сохранение на оптимальном уровне достигнутых показателей гибкости.
При воспитании гибкости важно обеспечить гармоническое развитие подвижности во всех суставах. При этом особое внимание следует обратить на те звенья опорно-двигательного аппарата, которые имеют наибольшее значение в овладении прикладными жизненно необходимыми действиями (плечевые, тазобедренные, голеностопные суставы, сочленения кисти). Основные средства воспитания гибкости – это упражнения на растягивание (махи руками, ногами, супинация и пронация конечностей, наклоны и вращательные движения туловищем, фиксация конечностей и туловища в положениях, связанных с максимальным растягиванием мышц). К упражнениям, способствующим развитию пассивной подвижности, относятся пассивные движения, выполняемые с помощью партнера, с отягощением, с помощью эспандера или амортизатора, с использованием собственной силы, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения служит вес собственного тела). Используются также активные движения (различные махи, рывки и наклоны), выполняемые с полной амплитудой с предметами и без них, а также статические упражнения (удержание конечности в отведенном до предела положении в течение 3–6 с). Все эти упражнения обеспечивают прирост подвижности в суставах за счет улучшения растяжимости мышечно-связочного аппарата. Они воздействуют непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют их укреплению, повышают эластичность.
Величина подвижности существенно зависит от силовых возможностей человека. Добиться повышения активной подвижности можно путем увеличения пассивной подвижности и максимальной силы. Большой эффект также дает метод динамических усилий. Максимальное силовое напряжение при этих упражнениях создается за счет перемещения какого-либо непредельного отягощения с максимальной амплитудой. Причем достигается она не сразу: в начале увеличивается, достигнув же максимума, держится на одном уровне и затем уменьшается. Применяются также упражнения с внешним сопротивлением (вес предметов, противодействие партнера).
Силовые упражнения и упражнения на растягивание нужно использовать комплексно. Полезно включать в занятия и упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению и растягиванию.
При воспитании гибкости первостепенное значение имеет дозировка нагрузок. Число упражнений и их дозировка должны не только обеспечивать- развитие подвижности, но и способствовать поддержанию ее на достигнутом уровне. Общее правило для развития подвижности в суставах: выполнять движения до максимальной амплитуды плюс 8–10 движений.1
Непосредственно с дозированием упражнений связана и величина интервалов отдыха. Длительность их должна быть оптимальной, чтобы обеспечивать повторение той же работы без снижения амплитуды движений. Время фазы восстановления зависит и от числа повторений.
Ловкость – это способность быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Мы называем человека ловким, если он может быстро обучаться и овладевать каким-нибудь новым двигательным действием, новым упражнением.
Другим показателем ловкости является способность человека быстро перестраиваться на различные виды двигательной деятельности, Так, в процессе игры в баскетбол игрок, передвигаясь к баскетбольному щиту противника, постоянно меняет форму движений: ведет мяч, неожиданно изменяет направление бега, делает повороты вправо, влево, кругом, бросает мяч в корзину, передает его партнеру и т.д. Все эти двигательные действия должны осуществляться быстро и точно. Ловкий человек затрачивает на выполнение данных действий меньше времени, чем менее ловкий, и выполняет упражнение более точно и эффективно.
Естественно, время, которое необходимо для овладения новыми физическими упражнениями или трудовыми действиями, зависит от их координационной сложности, от физической и координационной подготовленности учащихся, наличия опыта в выполнении данного упражнения. При отсутствии у занимающихся прежнего опыта в осуществлении трудового действия или изучаемого упражнения и при равных физических данных важным фактором в сроках обучения является ловкость. Более ловкому потребуется меньше времени на овладение сложным координационным двигательным действием, чем менее ловкому.
1 Сонькин В.Д. Растем сильными и выносливыми. М., 1987. С. 23
2 Сирис П.З., Кабачков В.А. Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников. М., 1988. С. 28
1 Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. М., 1988. С. 113-115
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!