Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Что изучает психология»

/ Психология
Конспект, 

Оглавление

Что является предметом и объектом психологии?

    Слово  “психология”  в  переводе  на   русский  язык буквально означает “наука  о душе”. В настоящее  время  вместо  понятия  “душа” используется понятие “психика”, хотя в языке до сих  пор сохранилось много  слов  и  выражений, производных  от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п. С  лингвистической  точки  зрения  “душа”  и “психика”  -  одно  и то  же. Однако  с развитием  культуры и  особенно  науки  значения  этих  понятий  разошлись. Что  же  является  объектом и предметом  психологии?  В настоящее время объектом психологии как науки выступает психика, предметом - основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.1 Первоначально понятие “психология”, возникшее как научный термин впервые в XVI веке, относилось к особой науке, которая занималась изучением т.н. душевных или психических явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаружит в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее в XVII - XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознанные психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. В XX веке психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название “психология” отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название. С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.2


    Чтобы  составить  предварительное   представление  о том,  что такое  “психика”, необходимо рассмотреть понятие  “психические явления”.  Под  психическими  явлениями   обычно  понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Что  такое  внутренний,  или субъективный,  опыт? Можно сразу понять, о  чем идет  речь, если  обратите взор “внутрь  себя”. Человеку хорошо  знакомы ощущения, мысли, желания, чувства. Например, мы видим помещение и все, что в  нем находится;  слышим,  что говорят другие люди, и пытаемся это  понять; нам может быть сейчас радостно или  скучно, мы  что-то вспоминаем,  переживаем  какие-то стремления  или желания. Все перечисленное   -   элементы   нашего  внутреннего опыта, субъективные или психические явления. Фундаментальное свойство субъективных явлений - их   непосредственная   представленность   су6ьекту.  Что это означает? Это  означает,  что  мы  не только  видим, чувствуем, мыслим,  вспоминаем,  желаем,  но  м  знаем,  что видим, чувствуем, мыслим и т.п.;  не только  стремимся, колеблемся  или  принимаем  решения,  но  и  знаем   об  этих  стремлениях, колебаниях, решениях. Иными  словами, психические  процессы  не  только  происходят в  нас, но также  непосредственно  нам  открываются.  Наш  внутренний  мир -  это как  бы большая  сцена, на  которой происходят  различные события,  а мы  являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Эта уникальная особенность субъективных явлений открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался  над психической  жизнью человека. А на некоторых ученых  она произвела  такое впечатление, что  они  связали  с  ней  решение  двух фундаментальных вопросов: о предмете и о методе психологии.            

    Психология,  считали  они,  должна  заниматься только тем,  что переживается  субъектом и  непосредственно открывается  его  сознанию, а  единственный метод  (т.е. способ)  изучения  этих  явлений  -  самонаблюдение. Однако  этот  вывод  был  преодолен  дальнейшим  развитием психологии. Дело в том, что существует целый ряд других форм проявления психики, которые психология выделила и  включила в круг своего рассмотрения. Среди них - факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т.е. продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях,  продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и драматических трансформаций представлений о ее предмете.    

    Можно   выделить   признаки,   которые отличают собственно предмет психологии, от других  наук. Предметом  психологии  являются  закономерные  связи  субъекта  с природным  и социокультурным миром, запечатленные  в системе  чувственных и  умственных  о6разов  этого  мира, мотивов,  побуждающих действовать, а также  в самих  действиях, переживаниях  своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядро этой системы. Биологически  обусловленные  ее  компоненты  имеются   и у  животных: чувственные  образы  среды,  мотивация   поведения (как  инстинктивного,  так  и  приобретенного в  процессе приспособления  к  ней).  Однако  психическая организация человека качественно  отлична  от этих  биологических форм.  Социокультурный образ  жизни  порождает  у  человека  сознание.  В  межличностных  контактах,  опосредованных  языком и совместной  деятельностью, индивид, “всматриваясь” в  других  людей,  приобретает  способность  познавать  самого  себя  как  субъекта психической жизни. Не все  компоненты этого представления переводимы на язык сознания. Но и они, образуя  сферу бессознательного, станут  предметом  психологии,  которая  выявляет характер соответствия действительности побуждений, влечений,  ориентаций личности  сложившимся  у  нее представлениям  о них. Как осознаваемые,  так  и  неосознаваемые психические акты протекают не по физиологическим, а по собственно   психологическим  законам.  Исторический  опыт  говорит,  что  знание  о  предметной  области  психологии  складывалось  и  расширялось  благодаря   связи  этой  науки  с  другими  науками  -  естественными, социальными,  техническими. Таким образом, психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.1                                                      

В чем состоят обязанности психолога?

    В психологии  - как  и в большинстве  других  наук  -  есть  области, ориентированные  преимущественно  на  получение  знания,  на  исследование   (хотя  и   там  возможна   выработка  практических рекомендаций),и области, специально   “обслуживающие”  практику  -  трудовую,   учебно-воспитательную,   медицинскую  и  др.  или   направленные  на   помощь  людям,  переживающим  сложности  в  личной  жизни.  На   базе  последних  строится   так  называемая   практическая  психология. К  сфере  деятельности  практического  психолога относятся  психологическая  диагностика - описание состояния  объектов,  которыми,  в  зависимости  от области работы,  могут  выступать  личность  -  в  различных отношениях, группы, организации, выработка рекомендаций по  изменению  ситуации  и   непосредственная работа с  людьми,  основанная  на  использовании специальных психологических техник - систем приемов, позволяющих, в зависимости от конкретной проблемы,   улучшить  взаимоотношения  между  людьми,  облегчить  страдания,  помочь  овладеть  приемами  организации  собственной  деятельности  и  др.  Выбор  техник  зависит  преимущественно от того,  на  какую психологическую  систему -  теорию деятельности,  психоанализ,  бихевиоризм,   гуманистическая психология и т.д. ориентирован психолог.             

      В нашей стране практический психолог  работает преимущественно в структуре психологической службы  учреждения (иногда  представляя эту  службу в  одиночку!)   или  центра   психологического  консультирования, причем  в  последнее  время  развиваются и негосударственные психологические консультации.   Психологические  службы  -  особые  подразделения в структуре  предприятий  и  организаций.  Наибольшее развитие они нашли в промышленности и образовании. Задачи  психологических  служб  достаточно разнообразны.  Так,   на  промышленных   предприятиях  психологи занимаются  разработкой  и  проведением  в   жизнь  мероприятий,   направленных   на  повышение эффективности  производства  -  естественно,   мероприятий  психологического  плана,  связанных  с  изменением  психологического климата  в  группах (бригадах,  сменах,  цехах  и  др.), взаимоотношений на различных уровнях управления, межличностных   взаимодействий,   отношения    к   труду, совершенствованием   рабочих  мест,   организации  труда, подбора  кадров  и  др. В  задачу психологов  входит разрешение  межличностных    конфликтов,   консультирование сотрудников  по   поводу  взаимоотношений   на  производстве и в семье, личностным проблемам.                  

    Во многом  аналогична психологическая  служба школы  (подразумевается не только   средняя  общеобразовательная  школа,  но  и  детский сад, учреждения профтехобразования, детские  дома), но,  естественно, со своей спецификой:  в центре  ее внимания  - создание  таких условий,   при   которых   было  бы   возможно максимально гармоническое развитие личности  ребенка.  Следовательно,  психологу приходится  работать с  такими условиями, которые  препятствуют  гармоническому развитию,   с  событиями,  ситуациями,  обстоятельствами,  которые  не позволяют ребенку полноценно личностно и интеллектуально  совершенствоваться; именно  это  и  вызывает  необходимость   психологического вмешательства. Причины, вызывающие зачастую очень печальные психологические последствия для ребенка, многообразны. Это могут быть взаимоотношения ребенка с учителем, отсутствие или неправильное применение индивидуального подхода в учебно-воспитательной работе, отверженце ребенка классом или важными для него соучениками, в целом плохой социально-психологический климат в классе и школе, семейные проблемы. Соответственно, в задачи психолога входит контроль за состоянием ребенка, группы (психодиагностика), предотвращение возможных причин негативных состояний ребенка (психопрофилактика, прежде всего в форме работы с родителями и учителями по их “психологическому просвещению” и в форме работы с ребенком - его психологической подготовке к возможным потенциально травматическим ситуациям; отреагированию в работе  с психологом  тех личностных проблем, которые могут стать причиной межличностных конфликтов и др.), практическая работа по “выправлению” негативной психологической ситуации (психокоррекция). Психологи,  работающие  в  психологических  центрах образования,   в   основном  выполняют  следующие  обязанности:         

Ø     организация  циклов  лекций   для  учителей   и  родителей  с  целью  повышения  их  психологической  культуры. Опыт  показывает,  что  именно после  прослушанного курса  лекций  учителя  и родители  чаще обращаются  к психологу,  видят  больше  проблем,  лучше  их формулируют. Лекции  дают  возможность  усилить   мотивацию  учителей и  родителей  к  выполнению рекомендаций  психолога, так как  анализ сходного  случая показывает  взрослым реальные  пути  решения  той  или  иной  проблемы.  При  этом важно,  чтобы  психолог  останавливался   на  актуальных вопросах, интересных  аудитории,   иллюстрировал  лекции  примерами  из  практики (разумеется, без указания имен и фамилий). Это повышает  заинтересованность не только в психологических знаниях,  но и  в консультировании; родители и учителя начинают  представлять себе, в чем   состоит работа   психолога,  перестают пугаться, когда  их приглашают  на беседу  с психологом  по поводу учебы или поведения их ребенка;                       

Ø     проведение  консультаций  для  учителей,   родителей  по интересующим   их   психологическим  проблемам и оказание  информационной  помощи.  К  психологу  часто  обращаются  с  просьбой  рассказать о  том, где  можно получить  консультацию  по  специальным  вопросам,  затрагивающим  интересы  ребенка. В зависимости  от запроса психолог  рекомендует   специализированные  психологические,  дефектологические,  юридические,   медицинские  и иные консультации;                                    

Ø     осуществление  углубленной  работы    в   каком-либо классе  с  целью  помощи  классному руководителю  в выявлении  конкретных  причин  неуспеваемости  и недисциплинированности учащихся, определении совместно с учителями  возможных  форм  коррекции  поведения  и развития школьников;                                     

Ø     помощь в подготовке и проведении педагогических консилиумов в отдельных школах;                       

Ø     организация постоянно действующего семинара для учителей района по  детской и  педагогической психологии,  психологии  личности и  межличностных отношений;

Ø     создание  психологического  “актива”  из  числа учителей школ района. Это обязательное условие  работы районной  психологической  службы.  Если  в  каждой школе или  по  крайней  мере  в  большинстве школ  района не будет хотя бы одного  учителя, умеющего  грамотно ставить психологические вопросы, определить,  каких детей и по  каким проблемам  целесообразно показать  для обследования  психологу,  то  районному психологическому центру работать  будет   практически   невозможно: несколько человек, которые в нем  есть, не  смогут самостоятельно  определить  трудности и  проблемы, которые возникают у учащихся в школах;                       

Ø     участие в наборах в первые классы для определения уровня готовности детей к обучению в школе.         

    Опыт  работы  районного психологического  центра позволяет  говорить о  нем как  о полезной  форме психологической службы,  учитывая, что  обеспечить психологами в ближайшее время все школы трудно.  Несмотря  на  то  что  более эффективной  формой организации   психологической  службы   является  работа практического психолога непосредственно в  школе, психологический центр  или кабинет  при РОНО  мог бы оказать   определенную   психологическую   помощь  школам района.  Для  развития школьной  психологической службы  очень  важно  взаимодействие  психолога в  школе с психологами  из  районных  (городских) психологических кабинетов.1

    В психодиагностическом обследовании  выделяют три основных этапа: сбор данных, переработка и интерпретация данных; вынесение решения (диагноз  и прогноз). Диагноз  -  как основная  цель диагностики  - может устанавливаться на разных уровнях. На  современном  этапе  психолог   часто  вынужден ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психологической диагностике и ее методах чаще  всего говорят в связи со  способами собственно выявления  и измерения. Основными  методами  диагностики  выступают тестирование и опрос, методическим воплощением которых являются, соответственно, тестам и опросники.

Тестирование предполагает, что обследуемый по заданию психолога   выполняет   определенную  деятельность (в зависимости   от используемой  методики   это  может быть  решение  задач,  рисование,  рассказ по  картинке и др.), т.е.  проходит определенное  испытание (по-английски “тест” и означает “испытание”,  “проба”, “проверка”),  на  основании  результатов  чего  психолог  делает выводы  о  наличии,  особенностях,  уровне  развития  тех или  иных  свойств.  Отдельные  тесты
представляют стандартные  наборы. заданий  и  материала,  с  которым работает испытуемый;   стандартной  является   и  процедура предъявления  заданий,  хотя  в  некоторых  случаях предусмотрены   некоторые   степени  свободы   для  психолога  -  например,  право задать   дополнительный   вопрос, построить  беседу  по  поводу материала; стандартна   и процедура  оценки  результатов.  Такая   стандартизация позволяет  сопоставлять  результаты   различных  испытуемых. Тесты весьма  разнообразны.   Существует  множество оснований  для  их  классификации  (тесты   вербальные  и невербальные,  тесты  интеллекта  и  тесты  личности, тесты групповые  и индивидуальные  - соответственно,  в зависимости   от   тестового   материала,   диагностируемых особенностей, формы проведения).1   Опросниками  называют  методики,  материал которых представляют  вопросы,  на  которые  обследуемый должен ответить,  либо  утверждения,  с  которыми  обследуемый должен  согласиться либо  не согласиться.  Ответы даются  либо  в свободной  форме (опросники  “открытого типа”)  или  выбираются  из  вариантов,   предлагаемых  в опроснике (опросники “закрытого типа”). Различают  опросники-анкеты и  личностные  опросники.   Опросники-анкеты  предполагают  возможность  получения  информации  об  обследуемом,  не  отражающей непосредственно  его  личностные   особенности.  Таковыми могут  быть  биографические  опросники,  в  ряде случаев - опросники интересов и  опросники установок  (в зависимости  от  того,  насколько  соотносятся конкретные выявляемые  интересы  и  установки с  собственно личностными  психологическими   характеристиками:  например, опросник,  выявляющий  предпочтительный  выбор  из  перечня  профессий,  или  опросник,  выявляющий  установку  -  отношение к  определенной социальной  группе относятся к опросникам-анкетам). Личностные опросники, как это явствует из названия, предназначены для измерения личностных особенностей. Разумеется,  тестами  и  опросниками  не  ограничиваются  методики  выявления  и  измерения  психологических особенностей  объекта.  Практический  психолог пользуется в  диагностических целях  наблюдение и  беседой, методиками  анализа  процессов  и  продуктов деятельности, сбором  экспертных  оценок;  мы остановились  на названных в связи  с тем,  что именно  тесты и  опросники чаще всего  оказываются  главным  диагностическим  инструментом.
1 

    Таким образом, можно выделить три основные сферы деятельности практического психолога: психодиагностика, психопрофилактика и психокоррекция. Близкой к психокоррекции является психотерапия. Под психологической коррекцией понимается деятельность  психолога  по   исправлению  (корректировке) тех  особенностей  психического развития,   которые   по принятой  системе критериев не соответствуют   некоей “оптимальной”  модели.  Психотерапия  - более  узкое понятие, изначально связанное с  лечением психических   и психосоматических  заболеваний   психологическими  средствами,  но  в  последние  годы  распространяемое вообще на   случаи психического  неблагополучия  (внутренние конфликты, депрессии, тревога,  страхи, и  нарушения общения,  и  связанные с  этим переживания  и др.),  в том числе в пределах медицинской нормы.2

Что из себя представляют профессиональные качества психолога?

    Профессиональная   деятельность   психологов должна быть направлена на развитие научного психологического знания о человеке, основанного на экспериментальных  исследованиях  и данных, полученных с помощью надежных методов. Психологическое  научное  знание  может  рассматривать  человеческое  поведение  в  различных  контекстах, поэтому  психолог может  нести различные  профессиональные функции и обязанности и выступать как теоретик, исследователь, преподаватель-учитель-тренер, психодиагност, психотерапевт,  супервизор  (преподаватель  психотерапии,  отвечающий за профессиональный рост психолога-психотерапевта), консультант, администратор, воспитатель,  социальный работник, эксперт. Во всех  случаях целью  работы психолога  является развитие научного понимания человеческого  поведения и,  если это  необходимо и  целесообразно, то  практическое  использование  научного знания  в целях  улучшения условий  существования и функционирования  как  индивида,  так  и  социальной  группы или  (со)общества. Психологи стремятся  помочь  людям  в развитии  их способности  понимать свое поведение и поведение других людей.

    Способность  практического  психолога  эффективно  выполнять  подобные  функции   зависит  от   определенных  его качеств.  Все  они во  взаимосвязи характеризуются  общим понятием - профессиональная компетентность, или профессионалом. Таким образом, профессиональная компетентность   характеризуется сформированностью   у   практического   психолога   единого  комплекса  знаний,  навыков,  умений,  психологических  особенностей (качеств) и  профессиональных  позиций.  Здесь  знания,  навыки и  умения можно  представить как ролевые  характеристики  профессиональной   компетентности  психолога. Все остальные компоненты предстают  в качестве  ее субъектных   характеристик,  указывают на отношение психолога к деятельности и на его сугубо  индивидуальный почерк. Причем достижение различных уровней профессиональной  компетентности  определяется  целым  рядом  детерминантов,  среди  которых индивидуальные ограничения, являющиеся  противопоказаниями для выполнения профессиональных функций. Изучение опыта  практической  деятельности  психологов  и  ознакомление   с   передовой   практикой  социально-психологической  работы  в  нашей  стране  и  за  рубежом позволяют  выделить следующие   отличительные   особенности    профессиональной   компетентности специалистов этого профиля:                            

Ø     обусловленность целей и задач профессиональной  деятельности  практического  психолога  социальным   заказом  общества  и  его  институтов  - оптимально  реализовать потенциальные возможности  человека как  в сфере  его деятельности, так и в повседневной жизни;                                   

Ø     сочетание  в  задачах  многообразия   составляющих,  которые определяют   полифункциональность   профессионального   труда практического психолога;                                   

Ø     недостаточная регламентированность социально-правовой, функциональной    и организационно-методической базы профессиональной деятельности, взаимоотношений с различными субъектами труда   и  жизни,   обусловливающая актуальность творческого подхода, адекватного общепринятым нормам, рекомендациям психологической науки, моральным принципам и профессиональной этике;                          

Ø     конгруэнтность (соответствие) выдвигаемых целей, задач и функций с индивидуальными возможностями, потребностями и действиями практического психолога;                     

Ø     интегративный характер  процесса  и  результатов  профессиональной   деятельности,   складывающийся  на   основе  эффективного    использования    исследовательско-диагностических, конструктно-проектировочных, формирующе-развивающих,  коррекционно-терапевтических,      коммуникативных, аналитико-оценочных и других технологий;                     

Ø     творческий  характер  профессиональной   деятельности,  базирующийся  на  знании  психологической  сути  процессов  и явлений,  широкой  эрудиции,  личном  опыте,   активном  поиске новаторских   подходов   и  инновационных   технологий,  личной   инициативе   и   широкой   профессиональной  коммуникабельности;                                                   

Ø     поливариантность    условий     выполнения    профессиональных обязанностей,  которые  реализуются  комплексно   и  полифункционально   при   обязательном   непосредственном   сопряжении с   конкретным  человеком,   коллективом,  их   отношениями  и взаимосвязями.                                               

    Таким  образом,  труд  практического  психолога,  являясь особым видом труда  в современном  обществе, содержит  как общие, так и специфические признаки. Для  его анализа  как целостного феномена  целесообразно  выделить  следующие  стороны (блоки):  профессиональная   деятельность,   профессиональное   общение, развивающаяся личность и результаты  труда. Все  они объединены  единой  социальной  целью,  которая  должна достигаться при оптимальной активизации ресурса социального субъекта. Данные   стороны   отражают   процессуальный   и  результирующий аспекты профессиональной  деятельности психолога,  его повседневных отношений и  личностного развития.  Здесь практический  психолог  раскрывается как целостный феномен со своими неповторимыми макрохарактеристиками  как  индивид,  личность, субъект деятельность. Каждая  из  указанных  сторон  (блоков)   труда  практического психолога   описывается  определенными   психологическими  характеристиками.  Их  можно  сгруппировать в  критериальный модуль. В таком модуле для описания любой из сторон труда психолога и для оценки  различных реальных  характеристик используются   показатели  в   виде  объективно   необходимых  знаний, навыков и умений, психологических особенностей (качеств). Анализ каждой  из сторон (блоков) труда  практического психолога и  взаимосвязей между  ними с  использованием модульных характеристик  определяет  степень его  профессионализма. Профессиональная  компетентность  выступает  интегральной  характеристикой, которая позволяет судить об  уровне подготовленности психолога  и его  способности выполнять  должностные функции.  Она является  не только  мерилом профессионализма,  но и  выступает в процессе  труда коллектива,  жизни семьи  или конкретного человека как определяющий  фактор, от  которого зависит  успешность  реализации как  социальных, так  и собственно жизнедеятельностных функций.

    Можно раскрыть и содержание  других   характеристик  профессиональной  компетентности  практического  психолога,   которые  позволяют ему успешно осуществлять свою деятельность.    Профессиональные   умения,   необходимые   для   продуктивной  деятельности   практического   психолога,   охватывают  обширный  арсенал  его  действий  по  выполнению   профессиональных  функций.  Ему  необходимо  уметь  объективно и  всесторонне анализировать реальные условия и факторы, цели и  задачи труда  и жизни клиента;  планировать   и  эффективно   осуществлять  социально-психологическую  работу  в  соответствии  с  научными рекомендациями, законами  и интересами  человека, группы,  общества; систематически  изучать  и  объективно  оценивать  результаты социально-психологической   деятельности,   а   также  реализовывать меры по ее оптимизации.  Не менее  важно владеть  умением эффективно  осуществлять в первую  очередь те  мероприятия, которые играют  определяющую  роль  в достижении  намеченной   цели.  При этом  очень  существенно приобретать  умения все  более высокого порядка, адекватные. Базовыми  компонентами  для  развития  умений   являются  навыки. Их совокупность представляет собой  основу, то  есть сформированную,    устойчивую способность  психолога выполнять приемы,  действия,  операции профессиональной  деятельности.  В числе  важных  навыков  можно выделить способность регулировать свою  мыслительную деятельность и психические состояния,  мобилизовывать  возможности и психологический ресурс, осуществлять весь  комплекс  деятельностных элементов, образующих целостную технологию   продуктивного профессионального труда психолога.1    

Что относится к этическим нормам психолога?

    Одним из наиболее острых вопросов подготовки  психологов является в данный момент проблема оценки  уровня  профессионализма  специалистов. На пути решения этой проблемы наряду с профессиональными качествами необходимо учитывать и определенные этические нормы профессиональной  деятельности. Цель этических норм - способствовать  нормальному функционированию  индивидов и групп, с которыми психологи работают, а также обеспечить защиту обеих  сторон. Следование  этическим  нормам  является  индивидуальной ответственностью каждого, кто  стремится к высоким стандартам профессиональной практики и поведения. Эти этические нормы психологов должны основываться  на общечеловеческих  ценностях, а  также логически  вытекать из  профессионального  опыта. Что может быть отнесено к подобным этическим нормам психолога и чего он обязан придерживаться?

    Профессиональная компетентность Психологи  стремятся  поддерживать высокие  стандарты профессионализма  в их  работе. Они признают  ограничения  их  собственной  компетентности  и  границы  их   экспертизы.  Они  предлагают  только  те  услуги, оказывают  психологическую помощь,  используя те  методы и техники,  которые  прошли  апробацию  в  психологическом  образовании,  в психологическом исследовании  и  в  психологической  практике.  Психологи  отдают себе  отчет в  том, что необходимый уровень компетентности различается в зависимости  от различных  областей, где они  работают.  В тех  областях, где  признанные стандарты  еще не  существуют, психологи принимают  необходимые  меры  предосторожности, чтобы обеспечить  безопасность тех,  с кем они работают: это могут быть коллеги, студенты, испытуемые, клиенты или пациенты и  др. Психологи признают  важность релевантной  научной информации  и постоянного дальнейшего общения в области, где они работают.

    Научная ответственность. Цели   психологического   исследования   не   должны ставить  под  сомнение  или  угрозу  физическое  и  психическое  здоровье людей,  а также гражданские и человеческие права как взрослых, так и детей и подростков.  Психологи  отвечают  за соответствие  используемых ими  методов и  нормативных шкал общепринятым в России стандартам и целям их собственного исследования. Психологи не  предоставляют    неспециалистам     возможность    использовать психологические методы (тесты, опросники  и  др.) и  методы   психотерапевтической  и консультационной работы.  Конструирование  новых  тестов  и  опросников,  а  также других  прикладных методов, должно  базироваться  на  научно  обоснованных  процедурах стандартизации,  валидизации, проверки  надежности,  а  также  должны  быть разработаны  инструкции и  рекомендации для внедрения в практику.

    Честность. Психологи осознают  то  влияние,  которое  оказывают  их собственные системы ценностей, убеждения, взгляды и потребности на их профессиональную деятельность, поэтому в области научных исследований, обучении, практической работе, в  публикациях они ведут себя честно,  справедливо и  уважительно по  отношению к  другим. В  описании своей квалификации,  в  представлении  научных,  финансовых  и  других  отчетов  и практической деятельности  и  публикациях  они  не  представляют  ложных  сведений  и  фактов.  Плагиат считается  недопустимым,  даже если заимствование. (экспериментальных  данных, авторских  методов,  цитирования  без  ссылок) произошло  непреднамеренно. При  опубликовании данных, выводов, заключений, которые впоследствии оказались преждевременными  или неверными,  считается  необходимым  обсуждение  этого  автором  в  последующих  публикациях. Психологи избегают  этически  неприемлемых и потенциально вредных  двойственных профессиональных  взаимоотношений.

    Социальная ответственность.   Психологи    уважают   права    каждого   человека на конфиденциальность, самоопределение, частную жизнь, равные права,  несмотря на  то, что они  осознают  важность  культурных,  индивидуальных,  ролевых  различий  -  таких  как возраст, пол, национальность, этническая принадлежность, религия,  сексуальная ориентация,  язык, социоэкономический статус, состояние физического и психического  здоровья. Психологи не участвуют  в заведомо  несправедливых и дискриминационных акциях. Психологи стараются  предотвратить  возможное  неправильное  использование  их  методов  и  результатов работы. Психологи  развивают  те  практики,  которые  служат  интересам  людей,   их  психическому здоровью, развитию способностей, социальной безопасности и благополучию. Отношения психологов  (консультантов,  психотерапевтов,  социальных  работников)  с клиентами   (пациентами)   кроме   соблюдения   общих  этических   правил  предусматривают  соблюдение конфиденциальности, а  именно: информация  о личной  частной жизни  клиентов не передается другим лицам, исключая случаи, когда а) соблюдение конфиденциальности влечет за собой нанесение ощутимого вреда основам общественного устройства, морали и нравственности и безопасности других людей; б) психолог защищает права и здоровье ребенка или подростка; в) психолог имеет необходимость проконсультироваться со своим супервизором или  группой коллег. В этом  случае соблюдается  анонимность, то  есть все  данные, позволяющие идентифицировать клиента, остаются в тайне.1                                      

Что относится к нормативным документам?

    Психологи в своей деятельности должны опираться на достаточно широкую нормативную базу. Психолог должен знать:

    Закон Российской Федерации “Об образовании”; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о правах ребенка; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты.



1 Гриншпун И.Б. Введение в психологию. - М., 1996. С. 21

2 Немов Р.С. Психология. В 2-х кн. Кн. 1. – М., 1994. С. 7-9

1 Петровский А.В. Введение в психологию. – М., 1995. С. 73; Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996. С. 19-21

1 Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. - М., 1995. С. 27-29

1 Петровский А.В. Указ. соч. С. 103-106

1 Общая психология: (курс лекций) // Сост. Е.И. Рогов. - М., 1995С. 95-99

2 Гриншпун И.Б. Указ. соч. С. 97-100

1 Рабочая книга практического психолога. – М., 1996. С. 14-25

1 Рабочая книга школьного психолога. – М., 1991. С. 55-63

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!