Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!
Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей.
Под благом принято понимать то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям. Все разнообразие благ можно подразделить на два класса: естественные продукты природы (земля, лес, плоды растений и деревьев, реки и т.д.). Природа — это, образно говоря, мать богатства, которым с самого начала воспользовались предки человека; экономические блага — результаты созидательной производственной деятельности людей.1
Потребовалось несколько тысяч лет для того, чтобы все основные виды хозяйственной деятельности смогли достичь зрелого состояния и обособиться в самостоятельные отрасли экономики. Такими отраслями стали, например, промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь.
В ХХ столетии экономика существенно расширила свои границы. Она охватила и социальную сферу, на которую во всех государствах затрачиваются значительные материальные и денежные средства. В связи с этим возникли новые отрасли народного хозяйства. Так, сформировалась экономика науки, образования, здравоохранения, культуры и других видов нематериального производства.
Экономика современного общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека. Имеется важное жизненное мерило: сколько всякий человек получает для себя различных благ от семьи,
общества, то сколько он им возвращает. В разном возрасте неодинаково соотношение между тем, что человек производит в виде национального дохода (вновь создаваемого ежегодно общественного продукта) и что из него потребляет.
Как установили социологи, начальный период жизни ребенка — до 16 лет — целиком обеспечивают семья и общество. Использовать детский труд на предприятиях в нашей стране запрещено. Поэтому дети, естественно, только потребляют.
Во второй период жизни (примерно с 20 лет) человек обычно начинает обеспечивать себя своим трудом, правда, частично. Создаваемый им национальный доход постепенно начинает несколько превышать сумму потребляемого. В данный период жизни резко расширяются человеческие потребности и возрастает желание скорее их удовлетворить. Это стимулирует рост профессионального мастерства, качества работы и величины выработки.
В третий период (30—45 лет) достигаются наивысшие уровни производительности и потребления. Благодаря максимальной выработке сумма создаваемого работником дохода в 3—4 раза превышает лично присваемую им величину.
Для пенсионеров, не прекративших работу на производстве, наступает четвертый период их жизнедеятельности. Объемы потребления материальных благ резко сокращаются, и они лишь частично компенсируются вновь создаваемыми продуктами. Наступает, наконец, время полного отдыха, когда заботу о пенсионерах проявляют родственники и общество.
Нетрудно заметить: за второй и третий периоды жизни человек как бы возвращает семье и обществу своего рода “долги”, которые естественным путем образовались в пору его детства и частично — юношества. Кроме того, он “авансирует” свое материальное благополучие в старости.
Значит, за трудоспособный период (с 16 лет до пенсионного возраста) работник создает доход такой величины, которая значительно (в рассмотренном нами случае — вдвое) превышает объем использованных им благ. Таково решающее экономическое условие существования семьи и непрерывной смены поколений. Если бы каждый взрослый человек не мог произвести больше, чем сам потребляет, то человечество не смогло бы даже существовать. Да и чем жило бы подрастающее поколение?
И вот мы подошли к обобщениям. Прежде всего решающим условием улучшения жизни отдельного работника, его семьи и общества в целом является все более высокая выработка высококачественной продукции, которую человек достигает в трудоспособном возрасте. Благодаря такому результату каждый работник может получить от общества, в свою очередь, все большее количество материальных благ и услуг для удовлетворения своих потребностей.
Как видно, благополучие человека и его семьи прямо и в решающей мере зависит от результатов его хозяйственной деятельности. Отсюда вытекает глубокий и неподдельный интерес всех людей к экономике, которая обеспечивает их необходимыми условиями жизнедеятельно.
В условиях перехода нашей страны к рыночной экономике у людей возникает масса злободневных вопросов. Они касаются условий жизни людей: кто и как гарантирует сохранение достигнутого ранее уровня благосостояния учащихся, пенсионеров и малообеспеченных семей? Когда и как будут изменяться цены на потребительские товары и в какой мере будут компенсироваться потери населения от инфляции? Если человек окажется безработным, кто и как ему поможет?
И здесь ключевую роль играют человеческие потребности. Человеческие потребности весьма разнообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) они различаются на индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на которой они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.
Рассмотрим детальнее последний вид потребностей. Экономические потребности — та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Именно они участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это взаимодействие?
Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям. Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует реализации определенных человеческих запросов. Их удовлетворение с помощью уже потребленной вещи ведет к возникновению новых запросов. Вот простой пример. Предположим, человек пожелал приобрести автомобиль. После его покупки владелец машины испытывает массу новых нужд. Автомашину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.
Во-вторых, под воздействием технического обновления производства сильно изменяется предметный мир и уклад жизни, возникают качественно новые потребности. Скажем, с появлением в продаже персональных компьютеров, видеомагнитофонов, телевизоров новых поколений у людей возникает желание их приобрести.
В-третьих, производство не только доставляет материал для удовлетворения потребности, но и влияет на способы потребления, а тем самым формирует определенную культуру потребителя. Например, первобытный дикарь питался, разрывая руками и зубами сырое мясо на куски. А современный человек испытывает, как правило, качественно иную потребность. Мясо должно быть определенным образом приготовлено и потреблено с помощью столовых приборов.
Значит, производство создает потребление и определенный способ потребления. Благодаря этому оно развивает у людей потребности — влечение и способности к потреблению.
В свою очередь, экономические потребности оказывают сильное обратное воздействие на производство, которое идет по двум линиям.
Во-первых, потребности являются внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.
Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношении. Потребности всегда включают в себя появление новых созидательных целей еще до того, как изготавливаются блага, соответствующие таким целям. В силу этого человеческие запросы часто обгоняют производство и толкают его вперед.
Рис. 1.
Глубокая внутренняя взаимосвязь производства и потребностей выражается в законе возвышения потребностей. Всю историю экономики мы можем в определенном
смысле рассматривать как историю формирования потребностей все более всесторонне развитого человека. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает множество различных потребностей. Они подразделяются на следующие виды:
q физиологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода); потребность в безопасности (защита от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);
q потребность в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);
q потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);
q потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).
Эти виды потребностей можно представить в виде пирамиды (рис. 1). На этом рисунке видно, что в основании пирамиды находятся физиологические потребности. Как у всех живых существ, так и у человека, они обусловлены обменом веществ — необходимой предпосылкой существования каждого организма. Однако в этом отношении человек решительно отличается от любого животного. У последнего верхний предел его желаний — полностью удовлетворить потребности биологического порядка. У людей такого ограничителя нет.
В отличие от животных, которые просто приспосабливаются к природной среде, человеческое общество преобразует природную и социальную среду. Оно в первую очередь налаживает производство средств, необходимых для поддержания жизни (пищи, жилища, одежды и т.п.). Затем появляются качественно новые потребности более высокого порядка, которые могут резко увеличиваться.
Итак, экономический прогресс общества предполагает действие закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (не зависящую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих потребностей с развитием производства и культуры. Действия этого закона проявляются в следующих изменениях. В ходе исторического развития потребности общества количественно растут и качественно изменяются. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, вследствие чего иным становится состав потребностей. Соответственно этому меняется структура общественного богатства, уровень благосостояния людей.
Рассмотрев взаимосвязь между производством и потребностями, мы можем теперь сделать более широкие обобщения. С одной стороны, очевидно: потребности общества способны в принципе расти бесконечно — и в отношении увеличения их разнообразия, и в отношении качественных изменении. С другой стороны, такой рост в действительности может происходить лишь по мере соответствующего усложнения разделения труда в производстве и его качественного совершенствования.
Одно зависит от другого. Это, пожалуй, ясно. Не ясно иное: в какой количественной мере потребности и производство воздействуют друг на друга?
Изучение этого вопроса на фактическом материале позволяет точно установить: является ли закон возвышения потребностей абсолютным экономическим законом (безусловно действующим во всех случаях)? Или же он функционирует как относительно устойчивая тенденция, прокладывающая себе путь при особых благоприятных условиях?
В хозяйственной жизни разных стран складывается соотношения три основных варианта количественных пропорций потребностей (соотношений) между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблениями населения, - с другой.
Первый вариант — регрессивный (лат. regressus — движение назад). Он возникает в тех странах и регионах, где длительный упадок хозяйства ведет к свертыванию потребления, а тем самым к количественному и качественному уменьшению потребностей. Происходит понятное движение к низшему уровню человеческих нужд. Такие отрицательные изменения в экономике можно уподобить спиралевидном движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Это ведет к исключительно острому проявлению противоречия между элементарными нуждами людей и невозможностью их удовлетворить за счет внутреннего производства страны, попавшей в бедственное положение. Такую ситуацию сейчас можно видеть, в частности, в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Второй вариант — застойный. При нем выпуск сравнительно ограниченного набора продуктов растет крайне медленно. Потребности являются устойчиво традиционными и лишь по немного расширяются. Движение по колее “производство — распределение — обмен — потребление — потребности” напоминает замкнутый круг. Отсюда вытекает длительность общего застоя в экономике, который к тому же часто закрепляется сложившимися в народе зачастую примитивными обычаями, традициями. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных странах и регионах Азии и Африки.
Третий вариант — прогрессивный. В данном случае производство количественно растет и качественно совершенствуется, повышается уровень потребления и потребностей. Все это можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися воротами. Несмотря на некоторую неравномерность такого движения, в последние десятилетия оно происходит в ведущих промышленно развитых странах.
О чем свидетельствуют перечисленные варианты? Первый и второй варианты показывают, что во многих странах повышению потребностей сильно противодействует ряд факторов, парализующих социально-экономический прогресс. К ним, в частности, относятся:
— низкий уровень материальной и духовной куль туры общества, ограничивающий круг человеческих нужд; он изменяется медленнее других факторов;
— очень слабое развитие разделения труда, не позволяющее увеличить разнообразие материальных благ и повысить уровень потребления и потребностей;
— мизерные денежные доходы большой части общества при высоком уровне цен, препятствующие удовлетворению даже самых элементарных человеческих запросов;
— численность населения страны, увеличивается во многих случаях более высокими темпами, чем расширение материальных условий существования людей.
Отсюда мы можем сделать следующее заключение. Закон возвышения потребностей не является абсолютным экономическим законом. Он действует как тенденция, которая определяет общую направленность социально-экономического развития. Эта тенденция в наибольшей мере проявляется, когда неуклонно растет валовой национальный продукт в расчете на душу населения, а следовательно, увеличиваются личные доходы и потребление жителей страны.
Однако при изучении динамики потребностей мы сталкиваемся с немалыми трудностями. Строго говоря, экономические потребности не поддаются точному количественному измерению. Например, о потребности людей в получении высшего образования часто судят по количеству заявлений, подаваемых каждый год в приемные комиссии высших учебных заведений. Численность горожан, остро нуждающихся в улучшении жилищных условий, нередко подсчитывается путем сложения численности очереди на получение от государства бесплатного жилья и количества заявлений о вступлении в жилищные кооперативы. Однако можно ли признать полученные данные о потребности в получении высшего образования и жилья достаточно полными и правильными? Вряд ли.
Если брать все человеческие запросы в их естественном выражении (нужда в питании, одежде, медицинской помощи, занятии спортом, чтении художественной литературы и т.д.), то они являются качественно разнородными, а поэтому количественно несопоставимыми.
Только с появлением денег стало возможно сводить большую часть потребностей, особенно потребностей в материальных благах, к единому измерению. Общей их мерой стал покупательский спрос — выраженная в деньгах платежеспособная потребность.
С помощью денег как универсального измерителя потребностей стало возможным достаточно точно обнаруживать количественные взаимосвязи между платежеспособными и потребностями и разными экономическими процессами. Мы устанавливаем, например, зависимость объема покупательского спроса на те или иные продукты и услуги от роста экономики и доходов населения. При этом имеется в виду, что потребности людей, повышающиеся по мере роста качества жизни, подразделяются на три основные группы:
q продовольственные товары;
q промышленные изделия, входящие в обычный набор потребителя (одежда, обувь и т.п.);
q высококачественные товары и услуги длительного пользования (мебель, телевизоры и видеомагнитофоны, мотоциклы, автомобили и др.).
Немецкий статистик ХIХ в. Э. Энгель впервые установил закономерную связь между денежными доходами населения, предназначенными для покупки жизненных благ, и структурой потребления. Смысл закона Энгеля состоит в следующем. Чем выше качество жизни людей, тем меньше их платежеспособный спрос на продовольственные товары. Как свидетельствуют статистические данные, в этом случае возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении жизненного уровня населения существенно расширяются покупки высококачественных товаров и растет необходимость услуг длительного пользования.1
Примечательно, что в высокоразвитых странах с большими доходами населения, как, например, США и Великобритания, из всей суммы расходов на покупку товаров и оплату услуг в конце 80-х годов на долю продовольственных товаров приходилось 15%, на непродовольственные товары 28-33%, на оплату услуг 42-53%, на остальные расходы 29%.
Однако при резком уменьшении величины доходов людей структура их расходов меняется в обратном направлении. Это подтверждают материалы обследования семейных бюджетов населения России за 1990—1993 гг.2
Из закона Энгеля вытекают важные практические выводы для всех предпринимателей. Так, производителям всех групп товаров важно следить за степенью удовлетворения покупательского спроса на их изделия. Когда достигается предел насыщения платежеспособных потребностей населения в отношении определенных материальных благ, то это служит тревожным сигналом. Надо своевременно переключаться на выпуск товаров более высокого качества и новых изделий, искать пути их продвижения на международный рынок.
Выводы. Тенденции изменения состава потребностей населения приходится учитывать при разработке государственной экономической политики, при сопоставлении уровня и качества жизни разных народов и определенных перспективных перемен в структуре народного хозяйства. Чтобы претворить в жизнь прогрессивный вариант экономического развития, важно установить максимальные возможности созидательной деятельности общества и обеспечить современную структуру производства.
1 Экономика. Учебник // Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М., 1998. С. 12-14
1 Экономика // Под ред. А.С. Булатова. – М., 1999. С. 32-36
2 Мониторинг социально-экономического потенциала семей. – М., 1996. С. 7-18
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!