Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Человек как объект экономической деятельности»

/ История экономических учений
Конспект, 

Оглавление

Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей.

    Под благом принято понимать то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям. Все разнообразие благ мож­но подразделить на два класса: естественные продукты природы (земля, лес, плоды растений и деревьев, реки и т.д.). Природа — это, образно говоря, мать богатства, которым с самого начала воспользовались предки человека; экономические блага — результаты созидательной производствен­ной деятельности людей.1

    Потребовалось несколько тысяч лет для того, чтобы все основные виды хозяйственной деятельности смогли достичь зрелого состояния и обособиться в самостоятельные отрасли экономики. Такими отраслями стали, например, промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь.

    В ХХ столетии экономика существенно расширила свои границы. Она охватила и социальную сферу, на которую во всех государствах затрачиваются значительные материальные и денежные средства. В связи с этим возникли новые отрасли народного хозяйства. Так, сформировалась экономика науки, образования, здравоохранения, культуры и других видов нематериального производства.

    Экономика современного общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека. Имеется важное жизненное мерило: сколько всякий человек получает для себя различных благ от семьи,
общества, то сколько он им возвращает. В разном воз­расте неодинаково соотношение между тем, что человек производит в виде национального дохода (вновь создаваемого ежегодно обществен­ного продукта) и что из него потребляет.


    Как установили социологи, начальный период жизни ребенка — до 16 лет — целиком обеспечивают семья и общество. Использовать дет­ский труд на предприятиях в нашей стране запрещено. Поэтому дети, естественно, только потребляют.

    Во второй период жизни (примерно с 20 лет) человек обычно начи­нает обеспечивать себя своим трудом, правда, частично. Создаваемый им национальный доход постепенно начинает несколько превышать сумму потребляемого. В данный период жизни резко расширяются человеческие потребности и возрастает желание скорее их удовлетво­рить. Это стимулирует рост профессионального мастерства, качества работы и величины выработки.

    В третий период (30—45 лет) достигаются наивысшие уровни про­изводительности и потребления. Благодаря максимальной выработке сумма создаваемого работником дохода в 3—4 раза превышает лично присваемую им величину.

    Для пенсионеров, не прекративших работу на производстве, наступает четвертый период их жизнедеятельности. Объемы потребления материальных благ резко сокращаются, и они лишь частично компен­сируются вновь создаваемыми продуктами. Наступает, наконец, время полного отдыха, когда заботу о пенсионерах проявляют родственники и общество.

    Нетрудно заметить: за второй и третий периоды жизни человек как бы возвращает семье и обществу своего рода “долги”, которые естественным путем образовались в пору его детства и частично — юношест­ва. Кроме того, он “авансирует” свое материальное благополучие в старости.

    Значит, за трудоспособный период (с 16 лет до пенсионного возраста) работник создает доход такой величины, которая значительно (в рассмотренном нами случае — вдвое) превышает объем использован­ных им благ. Таково решающее экономическое условие существования семьи и непрерывной смены поколений. Если бы каждый взрослый человек не мог произвести больше, чем сам потребляет, то человечество не смогло бы даже существовать. Да и чем жило бы подрастающее поколение?

    И вот мы подошли к обобщениям. Прежде всего решающим усло­вием улучшения жизни отдельного работника, его семьи и общества в целом является все более высокая выработка высококачественной про­дукции, которую человек достигает в трудоспособном возрасте. Благодаря такому результату каждый работник может получить от общества, в свою очередь, все большее количество материальных благ и услуг для удовлетворения своих потребностей.

Как видно, благополучие человека и его семьи прямо и в решающей мере зависит от результатов его хозяйственной деятельности. Отсюда вытекает глубокий и неподдельный интерес всех людей к экономике, которая обеспечивает их необходимыми условиями жизнедеятельно­.

    В условиях перехода нашей страны к рыночной экономике у людей возникает масса злободневных вопросов. Они касаются условий жизни людей: кто и как гарантирует сохранение достигнутого ранее уровня благосостояния учащихся, пенсионеров и малообеспеченных семей?  Когда и как будут изменяться цены на потребительские товары и в какой мере будут компенсироваться потери населения от инфляции? Если человек окажется безработным, кто и как ему поможет?

    И здесь ключевую роль играют человеческие потребности. Человеческие потребности весьма разнообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) они различаются на индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на которой они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выде­ляются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановле­ния работоспособности) и экономические.

    Рассмотрим детальнее последний вид потребностей. Экономические потребности — та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Именно они участвуют в активном взаимодействии между произ­водством и неудовлетворенными запросами людей. Каково же это вза­имодействие?

    Производство прямо влияет на потребности по нескольким направ­лениям. Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует реализации определенных человеческих запросов. Их удовлетворение с помощью уже потребленной вещи ведет к возникновению новых запро­сов. Вот простой пример. Предположим, человек пожелал приобрести автомобиль. После его покупки владелец машины испытывает массу новых нужд. Автомашину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.

    Во-вторых, под воздействием технического обновления производ­ства сильно изменяется предметный мир и уклад жизни, возникают качественно новые потребности. Скажем, с появлением в продаже пер­сональных компьютеров, видеомагнитофонов, телевизоров новых по­колений у людей возникает желание их приобрести.

    В-третьих, производство не только доставляет материал для удов­летворения потребности, но и влияет на способы потребления, а тем самым формирует определенную культуру потребителя. Например, первобытный дикарь питался, разрывая руками и зубами сырое мясо на куски. А современный человек испытывает, как правило, качествен­но иную потребность. Мясо должно быть определенным образом при­готовлено и потреблено с помощью столовых приборов.

    Значит, производство создает потребление и определенный способ потребления. Благодаря этому оно развивает у людей потребности — влечение и способности к потреблению.

    В свою очередь, экономические потребности оказывают сильное обратное воздействие на производство, которое идет по двум линиям.

    Во-первых, потребности являются внутренней побудительной при­чиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

    Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношении. Потребности всегда включают в себя появление новых созидательных целей еще до того, как изготавливаются блага, соответствующие таким целям. В силу этого человеческие запросы часто обгоняют производство и толкают его вперед.


                                             Рис. 1.

    Глубокая внутренняя взаимосвязь производства и потребностей вы­ражается в законе возвышения потребностей. Всю историю экономики мы можем в определенном
смысле рассматривать как историю формирования потребностей все более всесторонне развитого человека. Современная цивилизация (нынешняя ступень разви­тия материальной и духовной культуры общества) знает множество различных потребностей. Они подразделяются на следующие виды:

q      физиологические потребности (в пище, воде, одежде, жилье, воспро­изводстве рода); потребность в безопасности (защита от внешних врагов и преступ­ников, помощи при болезни, защите от нищеты);

q      потребность в социальных контактах (общении с людьми, имею­щими те же интересы; в дружбе и любви);

q      потребность в уважении (уважении со стороны других людей, само­уважении, в приобретении определенного общественного положения);

q      потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возмож­ностей и способностей человека).

    Эти виды потребностей можно представить в виде пирамиды (рис. 1). На этом рисунке видно, что в основании пирамиды находятся физио­логические потребности. Как у всех живых существ, так и у человека, они обусловлены обменом веществ — необходимой предпосылкой су­ществования каждого организма. Однако в этом отношении человек решительно отличается от любого животного. У последнего верхний предел его желаний — полностью удовлетворить потребности биологи­ческого порядка. У людей такого ограничителя нет.

    В отличие от животных, которые просто приспосабливаются к при­родной среде, человеческое общество преобразует природную и соци­альную среду. Оно в первую очередь налаживает производство средств, необходимых для поддержания жизни (пищи, жилища, одежды и т.п.). Затем появляются качественно новые потребности более высокого по­рядка, которые могут резко увеличиваться.

    Итак, экономический прогресс общества предполагает действие закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (не зависящую от воли и желания людей) необходимость роста и со­вершенствования человеческих потребностей с развитием производст­ва и культуры. Действия этого закона проявляются в следующих изме­нениях. В ходе исторического развития потребности общества количе­ственно растут и качественно изменяются. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, вследствие чего иным становится состав потребностей. Соответственно этому меняется структура обществен­ного богатства, уровень благосостояния людей.

    Рассмотрев взаимосвязь между производством и потребностями, мы можем теперь сделать более широкие обобщения. С одной стороны, очевидно: потребности общества способны в принципе расти бесконеч­но — и в отношении увеличения их разнообразия, и в отношении каче­ственных изменении. С другой стороны, такой рост в действительности может происходить лишь по мере соответствующего усложнения раз­деления труда в производстве и его качественного совершенствования.

    Одно зависит от другого. Это, пожалуй, ясно. Не ясно иное: в какой количественной мере потребности и производство воздействуют друг на друга?

    Изучение этого вопроса на фактическом материале позволяет точно установить: является ли закон возвышения потребностей абсолютным экономическим законом (безусловно действующим во всех случаях)? Или же он функционирует как относительно устойчивая тенденция, прокладывающая себе путь при особых благоприятных условиях?

    В хозяйственной жизни разных стран складывается соотношения три основных варианта количественных пропорций потребностей (соотношений) между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблениями населения, - с другой.

    Первый вариант — регрессивный (лат. regressus — движение назад). Он возникает в тех странах и регионах, где длительный упадок хозяйства ведет к свертыванию потребления, а тем самым к количественному и качественному уменьшению потребностей. Происходит понятное дви­жение к низшему уровню человеческих нужд. Такие отрицательные изменения в экономике можно уподобить спиралевидном движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Это ведет к исключительно острому проявлению противо­речия между элементарными нуждами людей и невозможностью их удовлетворить за счет внутреннего производства страны, попавшей в бедственное положение. Такую ситуацию сейчас можно видеть, в част­ности, в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.

    Второй вариант — застойный. При нем выпуск сравнительно огра­ниченного набора продуктов растет крайне медленно. Потребности яв­ляются устойчиво традиционными и лишь по немного расширяются. Движение по колее “производство — распределение — обмен — потреб­ление — потребности” напоминает замкнутый круг. Отсюда вытекает длительность общего застоя в экономике, который к тому же часто закрепляется сложившимися в народе зачастую примитивными обы­чаями, традициями. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных странах и регионах Азии и Африки.

    Третий вариант — прогрессивный. В данном случае производство количественно растет и качественно совершенствуется, повышается уровень потребления и потребностей. Все это можно уподобить движе­нию вверх по спирали с расширяющимися воротами. Несмотря на некоторую неравномерность такого движения, в послед­ние десятилетия оно происходит в ведущих промышленно развитых странах.

    О чем свидетельствуют перечисленные варианты? Первый и второй варианты показывают, что во многих странах повышению потребностей сильно противодействует ряд факторов, парализующих социально-экономический прогресс. К ним, в частности, от­носятся:

      низкий уровень материальной и духовной куль туры общества, ограничивающий круг человеческих нужд; он изменяется медленнее других факторов;

        очень слабое развитие разделения труда, не позволяющее увеличить разнообразие материальных благ и повысить уровень потребления и потребностей;

      мизерные денежные доходы большой части общества при высоком уровне цен, препятствующие удовлетворению даже самых элемен­тарных человеческих запросов;

      численность населения страны, увеличивается во многих случаях более высокими темпами, чем расширение материальных условий существования людей.

    Отсюда мы можем сделать следующее заключение. Закон возвыше­ния потребностей не является абсолютным экономическим законом. Он действует как тенденция, которая определяет общую направлен­ность социально-экономического развития. Эта тенденция в наиболь­шей мере проявляется, когда неуклонно растет валовой национальный продукт в расчете на душу населения, а следовательно, увеличиваются личные доходы и потребление жителей страны.

    Однако при изучении динамики потребностей мы сталкиваемся с немалыми трудностями. Строго говоря, экономические потребности не поддаются точному количественному измерению. Например, о потреб­ности людей в получении высшего образования часто судят по количе­ству заявлений, подаваемых каждый год в приемные комиссии высших учебных заведений. Численность горожан, остро нуждающихся в улучшении жилищных условий, нередко подсчитывается путем сложения численности очереди на получение от государства бесплатного жилья и количества заявлений о вступлении в жилищные кооперативы. Од­нако можно ли признать полученные данные о потребности в получе­нии высшего образования и жилья достаточно полными и правильны­ми? Вряд ли.

    Если брать все человеческие запросы в их естественном выражении (нужда в питании, одежде, медицинской помощи, занятии спортом, чтении художественной литературы и т.д.), то они являются качествен­но разнородными, а поэтому количественно несопоставимыми.

    Только с появлением денег стало возможно сводить большую часть потребностей, особенно потребностей в материальных благах, к едино­му измерению. Общей их мерой стал покупательский спрос — выражен­ная в деньгах платежеспособная потребность.

    С помощью денег как универсального измерителя потребностей ста­ло возможным достаточно точно обнаруживать количественные взаимо­связи между платежеспособными и потребностями и разными экономи­ческими процессами. Мы устанавливаем, например, зависимость объема покупательского спроса на те или иные продукты и услуги от роста экономики и доходов населения. При этом имеется в виду, что потреб­ности людей, повышающиеся по мере роста качества жизни, подразделя­ются на три основные группы:

q      продовольственные товары;

q      промышленные изделия, входящие в обычный набор потребителя (одежда, обувь и т.п.);

q      высококачественные товары и услуги длительного пользования (ме­бель, телевизоры и видеомагнитофоны, мотоциклы, автомобили и др.).

    Немецкий статистик ХIХ в. Э. Энгель впервые установил законо­мерную связь между денежными доходами населения, предназначенными для покупки жизненных благ, и структурой потребления. Смысл закона Энгеля состоит в следующем. Чем выше качество жизни людей, тем меньше их платежеспособный спрос на продовольственные товары. Как свидетельствуют статистические данные, в этом случае возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальней­шем повышении жизненного уровня населения существенно расширя­ются покупки высококачественных товаров и растет необходимость услуг длительного пользования.1

    Примечательно, что в высокоразвитых странах с большими дохода­ми населения, как, например, США и Великобритания, из всей суммы расходов на покупку товаров и оплату услуг в конце 80-х годов на долю продовольственных товаров приходилось 15%, на непродовольствен­ные товары 28-33%, на оплату услуг 42-53%, на остальные расходы 29%.

    Однако при резком уменьшении величины доходов людей структу­ра их расходов меняется в обратном направлении. Это подтверждают материалы обследования семейных бюджетов населения России за 1990—1993 гг.2

    Из закона Энгеля вытекают важные практические выводы для всех предпринимателей. Так, производителям всех групп товаров важно сле­дить за степенью удовлетворения покупательского спроса на их изде­лия. Когда достигается предел насыщения платежеспособных потреб­ностей населения в отношении определенных материальных благ, то это служит тревожным сигналом. Надо своевременно переключаться на выпуск товаров более высокого качества и новых изделий, искать пути их продвижения на международный рынок.

    Выводы. Тенденции изменения состава потребностей населения приходится учитывать при разработке государственной экономической политики, при сопоставлении уровня и качества жизни разных народов и опреде­ленных перспективных перемен в структуре народного хозяйства. Чтобы претворить в жизнь прогрессивный вариант экономического развития, важно установить максимальные возможности созидатель­ной деятельности общества и обеспечить современную структуру про­изводства.



1 Экономика. Учебник // Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М., 1998. С. 12-14

1 Экономика // Под ред. А.С. Булатова. – М., 1999. С. 32-36

2 Мониторинг социально-экономического потенциала семей. – М., 1996. С. 7-18

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!