Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Среди участников политических отношений центральное место занимает личность. Она играет в политическом процессе ключевую роль, потому что всякая политика осуществляется через людей, посредством людей, во имя людей. Вся система политических отношений, форм, институтов замыкается в конечном счете на человеке, ради него существуют государство, право, власть. Он – главная фигура на политической сцене.
Личность как субъект политических отношений выступает в качестве носителя политического сознания и политической культуры, а главное – в качестве обладателя политических прав и свобод. Так, гражданин вправе свободно письменно или устно высказывать любые политические мысли и идеи, кроме прямо запрещенных законом. Конституция Российской Федерации запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Важной формой участия граждан в политической жизни страны является их право вступать в различные партии, общественно-политические организации, участвовать в управлении делами государства. Коллективная форма проведения политических акций – право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Граждане формируют все выборные органы государства, наделяют их властными полномочиями, имеют право требовать от них отчета в работе. Однако самые широкие возможности личности активно участвовать в политической жизни страны открывает непосредственная (прямая) демократия. Сегодня она используется в виде референдумов и выборных кампании. Но возможности прямой демократии реализуются крайне недостаточно. Возьмем, к примеру, народный контроль за деятельностью государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций. Такой контроль оказался невостребованным. Бесконтрольность же обернулась ростом бюрократизма, невиданным расцветом коррупции, вседозволенностью и безответственностью на всех уровнях государственного управления. В последние годы большую политическую остроту приобрела проблема борьбы с преступностью и укрепления законности, успешно решить которую без привлечения живых сил общества, без использования прямой демократии вряд ли удастся. В этой связи уместно напомнить следующую заповедь светлых умов Древней Греции: “Народ должен сражаться за законы, как за стены своего дома”. Законы сравниваются со стенами дома. Почему? Потому, что стены дома выполняют охранительную функцию, защищают человека от непогоды, других внешних воздействий. Законы тоже выполняют охранительную функцию: защищают честь, достоинство и неприкосновенность личности от противоправных (преступных) посягательств.
Но не надо ждать, пока законность появится сама по себе. Такого не будет. Народ, а не только правоохранительные органы, должен активно бороться за ее утверждение. Ведь законность – великое благо и для общества, и для человека. Напротив, произвол, беззаконие – реальная угроза безопасности личности. Следовательно, каждый гражданин объективно заинтересован в торжестве законности, и этот интерес должен воплотиться в реальные дела. Так, в ряде субъектов Российской Федерации делаются первые шаги по возрождению на новой основе народных дружин для обеспечения общественного порядка.
Сегодня практически на всех окнах нижних этажей домов стоят металлические решетки, двери подъездов и квартир тоже металлические. Однако это пусть необходимая, но пассивная форма индивидуальной и групповой защиты от преступных посягательств. Таким путем решить проблему укрепления законности нельзя. Необходимо искать и находить оптимальные формы участия граждан в борьбе с антисоциальными проявлениями. В наше время большую актуальность приобрела проблема политической активности российских граждан. Углубляющийся системный кризис в обществе порождает противоречивые формы этой активности. С одной стороны, рост числа различных протестов населения в виде пикетирования правительственных учреждении, голодовок из-за длительных задержек выплаты зарплаты, пенсий и др. С другой – массовые отказы граждан от участия в голосовании по выборам как в федеральные, так и региональные органы. Все это углубляет противостояние народа и органов власти.
Огромное значение для политической жизни общества и положения отдельной личности в этом обществе имеет политический режим, влияющий на все происходящие процессы. В настоящее время политологи выделяют демократические и антидемократические режимы власти. Антидемократия – это политическое устройство, при котором народ лишен власти, а управление находится в руках немногих лиц. При антидемократии население лишено политических прав и свобод, а любое недовольство подавляется путем применения насилия.
Одной из разновидностей антидемократии выступает диктаторский режим. Диктатура – неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая строю ограниченной группой людей во главе с лидером, имя которого, или используемая им социально-политическая идея, дает определение тому или иному виду диктаторского правления (цезаризм, абсолютизм, неконституционная монархия, бонапартизм, диктатура класса, партии, тоталитаризм, использующий примат религиозной идеи и т.д.). Сущность диктатуры заключается в узурпации на первом этапе ее становления политической власти с дальнейшим распространением господства на все сферы жизнедеятельности общественных структур и общества в целом. Установление той или иной формы диктаторского правления происходит в результате обострения общественных противоречий, сужения экономической, социальной базы существующей власти, неспособности наличных политических структур эффективно осуществлять управление обществом, что приводит к политической дестабилизации общества, утрате традиционными формами власти доверия населения и, как следствие этого, требованиям “сильной руки”. Диктатура характеризуется отсутствием разделения властей, подавлением гражданского общества – функционирующих на демократических или юридических основаниях политических и социальных групп и ассоциаций, сведением на нет любых форм гражданского неповиновения путем террора, являющегося единственным универсальным инструментом становления и упрочения создаваемого диктаторского режима, полнейшей концентрации власти в руках диктатора или группы диктаторов (дуумвираты, триумвираты, партократия, олигархия и т.п.), установлением юридических ограничений политических, экономических и идеологических властных функций с последующим законодательным закреплением правовой основы вновь создаваемого социального порядка. Уничтожение или существенное сужение политических свобод заключается в подмене свободной кооперации социальных, экономических и политических автономных групп и институтов, принудительным осуществлением на псевдозаконных основаниях т.н. “гражданских обязанностей” в сфере труда, коллективных служб и повинностей. Принятие решений в условиях диктатуры носит преимущественно агрессивный и импульсивный характер. Внутренняя и внешняя политика пронизаны чертами активизма и часто базируются на идеологии мессианства, направленной на трансформацию общества путем создания жесткой дисциплины, которая теряет свой общественный смысл и превращается в самоцель, единственно способствуя устрашению непокорных и тем самым поддержанию режима.
Методы политического и социального контроля носят насильственный характер, основанный на грубом произволе, представляя собой широкий спектр – от запугивания н физического уничтожения до воспитания безропотного послушания. Внедряемые в сознание идеологические постулаты оправдывают и восхваляют тоталитарный строй. Поддержанию любой диктатуры служит террор и безупречно действующая в интересах режима пенитенциарная система. В силу этого любая диктатура в реализации своего господства опирается на армию, а после трансформации всех форм власти также на вновь создаваемые вооруженные формирования, являющиеся производными от репрессивной формы установления режима. Своеобразной исторической формой диктатуры правления является абсолютная монархия, в которой власть передается по наследству. Чаше всего монарх (император, король, царь, эмир, хан) является для своих поданных истиной в последней инстанции. Но олицетворяя собой верховную власть как помазанник божий (Европа), он редко присваивает себе функцию исполнительной власти, вполне довольствуясь законодательной и судебной, т.е. не берет на себя всю полноту ответственности за проводимую им политику. Однако наиболее последовательные монархи, руководствуясь либо личными соображениями, либо общественными интересами, объединяли все формы власти, полностью концентрируя ее в своих руках (Цезарь и римские императоры, вожди варварских племен, Хлодвиг, Карл Великий, Людовик ХIV во Франции, Генрих VIII в Англии, Иван Грозный, Петр Великий в России и ряд других). Следует отметить, что монархия является специфической формой диктатуры только в тех случаях, когда она носит абсолютный и неконституционный характер. Роль армии, будучи всегда решающей, тем не менее варьируется в разных формах диктаторских режимов.
Классическими примерами военных диктатур в чистом виде (диктатур военных) являются латиноамериканские режимы конца ХIХ – начала ХХ вв., представляющие собой единоличную диктатуру армейской элиты, основанную на беспрекословной поддержке армии и чуждую всяких классовых интересов. Тоталитарные диктатуры, основанные на религиозных идеях (теократии) характерны для некоторых стран Азии (Иран, Ирак) и базируются на принципах исламского фундаментализма. Так называемые племенные диктатуры, характерные для отсталых стран Африки, представляют собой конгломерат феодально-субординационных отношений, замешанный на постпервобытном примитивизме.
Прямой противоположностью диктатуры является демократия. Что понимается современной политологией под демократией? Сам термин “демократия” появился в Древней Греции. Он составлен из двух греческих слов: demos – народ и kratos – власть, что буквально означает “власть народа”. Однако, власть всегда означает господство одних людей над другими. Поэтому сам по себе термин “демократия” указывает на народ как субъект власти, но не указывает на объект властного воздействия. Следовательно, этот термин сегодня имеет более широкое содержание, чем его этимологическое значение. В настоящее время в политической науке существует множество определений демократий. Однако преобладающим является понимание демократии как формы государственно-политического устройства, основанной на признании народа в качестве источника и субъекта власти.
Современный демократический режим основывается на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными. В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Такими критериями должны быть политические взгляды, профессионализм. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала и гуманизм. Демократический режим разномыслие и многопартийность, возможность деятельности оппозиционных партий, профсоюзных и других массовых общественных организаций. Через массовые организации население стремится воспользоваться возможностями участия в политическом процессе и оказания давления на правительство с целью удовлетворения своих требований. Наиболее важной из этого перечня является деятельность политических партий. Политическая партия (от лат. – часть) – политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, ставящая своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы. При демократическом режиме действует многопартийная система, которая может включать в себя всего две основные партии (например, в Великобритании – консервативная и лейбористская партии; в США – республиканская и демократическая), или даже несколько относительно небольших партий. При многопартийной системе важнейшие государственные решения принимаются демократически: сопоставлением мнений, их обоснованием, лоббированием в законных рамках, – словом, с помощью нормальной парламентской процедуры. При демократическом режиме управление государством производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Гражданин имеет право на критику властей. Действует принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Все эти вышеназванные и другие признаки дают характеристику демократического режима, существование которого возможно только в правовом государстве, т.е. в государстве, где главным принципом является верховенство закона. Он предопределяет и прочие принципы правового государства, в частности, подчинение закону самого государства и его органов, других организаций, должностных лиц, граждан.
Таким образом, для того, чтобы общество могло называться демократическим, оно должно отвечать целому ряду требований. Можно назвать их принципами, или критериями, демократии, к которым на основании вышесказанного можно отнести следующие:
– признание народа источником власти и носителем верховной власти;
– наличие гражданских прав у предельно широком круга взрослого населения;
– равная возможность участия в политической жизни для всех граждан;
– выборность основных органов власти;
– разделение властей;
– решение вопросов голосованием;
– возможность для каждого гражданина получить полное представление по существу рассматриваемого вопроса;
– право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или общественною объединения;
– наличие многопартийной системы.
Необходимо заметить, что данные критерии являются идеалом для общества, которое стремится к демократии. В современном мире, пожалуй, нет страны, в которой эти требования были бы выполнены полностью. Реальная демократия всегда выступает в лучшем случае как власть большинства над меньшинством, в худшем – как господство хорошо организованном меньшинства над большинством при формальном согласии последнего подчиняться.
Среди главных достоинств демократии – свободный общественный строй и высокая эффективность в выполнении общественных задач. Демократия гарантирует политическую стабильность и порядок, уберегает общество от сиюминутных массовых увлечений и преходящих настроений, идеологического иррационализма и эгалитарных устремлении широких слоев населения. Высокая эффективность демократии объясняется рациональностью организации политической системы, четким разделением труда, более высокой, компетентностью и ответственностью лиц, принимающих решения. Демократическое правление увеличивает восприимчивость общества к новым веяниям, требованиям времени различных социальных сил, повышает – вероятность нахождения оптимальных решений. Демократия совместно с конкурентными рыночными структурами делает общество открытым для любых идей и вариантов развития, предпочитаемых народом (отсюда и название демократического рыночного государства “открытое общество”). Тем самым утрачивает свою значимость широко распространенное деление общества на капитализм и социализм. Стимулируемый демократией плюрализм обеспечивает многообразие общественных явлений, богатство духовных и социальных альтернатив, расширяет диапазон политического выбора. Демократическое соучастие позволяет представить различные взгляды и позиции при принятии политических решений, осуществлять отбор наиболее приемлемых из них. Периодическая конкурентная смена парламента и правительства способствует своевременному исправлению ошибок и гибкой корректировке политического курса в соответствии с меняющейся ситуацией.
И хотя не со всеми подобными суждениями о демократии можно согласиться, опыт истории учит, что демократия – благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Необходимым условием ее социальной эффективности является наличие в обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания в государстве, признание подавляющим большинством граждан “демократических правил игры”, преобладание индивидуалистского сознания, исходящего из ценностного приоритета личности по отношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине, из уважения других людей, закона, мнения большинства.
Разумеется, демократический режим имеет и свои проблемы:
– чрезмерное социальное расслоение общества;
– временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условиях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил;
– фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как народовластия;
– неизбежную вследствие сложной иерархической системы управления бюрократизацию и олигархизацию власти, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;
– приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;
– нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью;
– слабая легитимация власти вследствие почти полного отчуждения от нее граждан;
– ущемление политического равенства возможностей всех граждан участвовать в политическом процессе за счет чрезмерно большой свободы представительных органов;
– широкие возможности политического манипулирования, принятия неугодных большинству решений с помощью сложной, многоступенчатой системы власти.
Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.
Тоталитаризм, как определенный тип политической системы, специфический, политический и общественный строй – феномен 20 в. Однако сам термин возник гораздо раньше. Слово “тоталитаризм” происходит от позднелатинского – весь, целый, полный. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Б. Муссолини в 1925 г. Теоретические исследования, посвященные этому вопросу, появляются в 40-50-ые годы в работах западных политологов Х. Арендт, К. Фридриха, З. Бжезинского и др. Именно двое последних в своей книге “Тоталитарная диктатура и автократия”(1956 г.) первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократических или авторитарных. К ним относятся: всеобщая государственная идеология; одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, т.е. исключительно одаренным и наделенным особым даром; монополия государства на средства массовой информации; монополия государства на средства вооружения; особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе; жестко централизированный контроль над экономикой.
Отдельные из приведенных признаков тоталитарного режима возникли еще в глубокой древности. Но большинство из них окончательно сформировались лишь в ХХ в., в эпоху индустриальной цивилизации, когда возникла система массовых коммуникаций, усложнились общественные связи и организации, стал технически возможен всеобъемлющий контроль за личностью. В этот же период человеческая цивилизация в полосу кризисов, что сказалось в первую очередь на материальном положении значительной части населения, превращая их в маргиналов и подталкивая к психической неустойчивости, беспокойству, агрессивности. При наличии опытных демагогов (как это произошло в России в 1917 г.) эти слои населения становились удобным орудием для прихода к власти людей подобных Ленину, Сталину, Гитлеру, Мао Цзэдуну и др.
Таким образом, тоталитаризм – это политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии.
В наибольшей степени черты тоталитарного режима проявились в нашей стране. Основным содержанием советского тоталитарного государства была, проводимая в нашей стране политика террора. Террор – это универсальное средство, которое обеспечивало власть и господство коммунистического режима, и без которого его существование было немыслимо. В истории советского тоталитарного режима можно выделить три взаимосвязанных периода, времени становления и развития тоталитаризма в нашей стране.
СТАНОВЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРИЗМА 1917-1924 гг. В этот период шел процесс захвата и укрепления власти большевиками, когда окончательно не были сформулированы ни идеологические постулаты нового режима, ни сформированы полностью структуры управления и подчинения тоталитарного государства. Этим объясняется на данном этапе возможность определенного идеологического плюрализма внутри коммунистической партии, проведение ряда экономических мероприятий (нэпа), идущих в разрез политики большевиков и незавершенность формирования личной диктатуры одного человека (шел процесс борьбы за первенство в руководстве большевистской партии). Но уже в эти годы создается то, что будет основой коммунистической власти в последующий период: первые концлагеря и госбезопасность, экономическое насилие и политическое бесправие народа, начало первых “культов” и уничтожение религии.
ВЕРШИНА ТОТАЛИТАРИЗМА 1924-1953 гг. В этот период террор был возведен в абсолют и был направлен на все стороны жизни советского общества. Любой несогласный или проявивший малейшую слабость или даже потенциально склонный к этому должен был быть уничтожен. В экономической сфере происходит фактическое прикрепление крестьян к земле, создана огромная система рабского труда в ГУЛАГе, рабочих также лишают возможности свободного труда. В политической сфере – господство сталинской идеологии и власти, покоящихся на культе “великого вождя”, на полном подчинении советского народа коммунистической партии (“народ и партия – едины”). В духовной сфере – возникновение аполитичной личности, двойной морали: на словах одно, на деле – другое. Все общество переплетено страхом наказания, безраздельной властью ОГПУ-НКВД-МГБ как над народом, так и над самой партией.
КРИЗИС ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ 1953 г. – до настоящего времени. Этот кризис проявлялся в неспособности коммунистической партии обеспечить достойную материальную и духовную жизнь советского народа, отставание по основным экономическим, социальным показателям Советского Союза от развитых стран мира, в постепенном развале всей мировой коммунистической системы, а в конечном итоге в неспособности коммунистов удержать власть в собственной стране и крахе всей коммунистической идеологии, что наглядно показали президентские выборы в России 90-х гг.
Почему же все эти годы могла существовать советская тоталитарная система?
Во-первых, за счет создания значительной массы бесплатной рабочей силы (разорение деревни в 20-30-е годы, привлечение труда заключенных);
Во-вторых, этому способствовали материальные ресурсы страны (огромная территория с массой полезных ископаемых, значительная часть которых продавалась за границу: нефть, газ, лес, золото и др.), низкий потребительский уровень народа (в результате низких доходов и создания психологии “затянуть потуже пояса”);
В-третьих, фундаментом, скрепляющим эту систему являлось наличие антидемократических структур управления и фанатизм советских людей, формируемый с самого рождения советского гражданина с помощью сильнейшего пропагандистского аппарата, отсутствия у населения реальной информации о событиях происходящих в стране и в мире, осуществления некоторых социальных гарантий (бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование, пенсии и др.).Однако, фанатизм, не подкрепленный реальными делами и при постепенном расширении информационного поля – не может существовать вечно, как не мог существовать вечно советский тоталитарный режим.
Однако говорить сегодня о триумфе правового государства на территории бывшего СССР не приходится. Во многих постсоветских государствах, в том числе и в России, сохраняется опасность коммунистического реванша; кое-где упрочились приближающиеся к тоталитарному типу некоммунистические режимы (Туркмения, Азербайджан, Белоруссия и др.). Таким образом, процесс разложения тоталитарного строя продолжается и его история не заканчивается в ХХ в.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!