Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Безналичный расчет»

/ Финансы
Конспект, 

Оглавление

 

Глава 1. Порядок открытия счетов

 

    В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, свя­занные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Последние мо­гут принимать как наличную, так и безналичную форму. Организация денежных расчетов с использованием безналич­ных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значитель­ная экономия на издержках обращения. Широкому приме­нению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

     Безналичные расчеты – это денежные расчеты путем за­писей по счетам в банках, когда деньги списываются со сче­та плательщика и зачисляются на счет получателя. Безна­личные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявля­емых к их организации, определенных конкретными усло­виями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

    Существовавшая с 30-х годов вплоть до 1993 г. в на­шей стране система безналичных расчетов была приспо­соблена к затратному механизму хозяйствования и со­ответствовала административно-командным методам управления экономикой. Действовавшая система безна­личных расчетов была ориентирована на обслуживание в первую очередь интересов поставщика, сводившихся к выполнению своих плановых заданий по производству и поставкам продукции. При этом действовали довольно жесткие принципы организации безналичных расчетов, соблюдение кото­рых в некоторой степени компенсировало отсутствие подлинной экономической заинтересованности и ответственности предприя­тий за выполнение своих договорных обязательств.

    Эти принципы, в частности, строго регламентировали:

q         место платежа – банк (он выступал организатором и контроле­ром безналичных расчетов);

q         время платежа – после отгрузки продукции или оказания услуг (что означало запрещение авансов и коммерческого кредита);

q         согласие плательщика (акцепт) – как основание платежа;

q         источник платежа – собственные средства покупателя или бан­ковский кредит при наличии права на его получение;

q         форму безналичных расчетов, сфера использования каждой из которых была заранее предопределена.

    Все безналичные расчеты осуществлялись на основе платежных документов, имеющих хождение только во внутрибанковском обо­роте.

    Указанные принципы расчетов не учитывали требования пла­тежеспособности и кредитоспособности покупателя, отрицательное влияние нарушения хронологической очередности платежей на лик­видность балансов участников расчетов, возможность использова­ния на практике других разнообразных и более гибких форм расче­тов и способов платежа.

    Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их орга­низации.

    Первый принцип безналичных расчетов в рыночных условиях хозяй­ствования состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и перевода средств.

    В рыночных условиях хозяйствования проведение расчетов через банк должно обусловливаться экономической целесообразностью, со­четаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственностью за свои действия.

Важно подчеркнуть, что первый принцип безналичных расчетов в условиях рынка имеет отношение как к юридическим, так и физическим лицам, в то время как раньше касался исключительно юридических лиц, поскольку существовало четко законодательное разграничение сферы наличного и безналичного денежного оборота.

    Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что пла­тежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной очередности платежей и в преде­лах остатка средств на счете.

    В связи с введением в действие Гражданского кодекса Российской Федерации Банком России был установлен порядок проведения опера­ций по банковским счетам клиентов. Списание денежных средств со счета осуществляется на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом (или пре­дусмотренных договором между банком и клиентом).

    В соответствии со ст. 855 ГК РФ1, а также поправкой к этой статье, принятой Государственной Думой 18 июля 1996 г., при наличии на сче­те денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществля­ется в порядке поступления распоряжений клиента и других докумен­тов на списание (календарная очередность).

    При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворе­ния всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

  • в первую очередь осуществляется списание по исполнительным до­кументам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании али­ментов;
  • во вторую очередь производится списание по исполнительным до­кументам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контрак­ту, выплате вознаграждений по авторскому договору;
  • в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов, по оплате труда с лицами, работающими по трудовому дого­вору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Государственный фонд занятости насе­ления РФ;
  • в четвертую очередь производится списание по платежным докумен­там, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
  • в пятую очередь производится списание по исполнительным доку­ментам, предусматривающим удовлетворение других денежных требо­ваний;
  • в шестую очередь производится списание по платежным документам в порядке календарной очередности.

    Вместе с тем 23 декабря 1997 г., принято постановление Конституци­онного Суда РФ, в котором признано не соответствующим Конститу­ции РФ положение абзаца пятого п. 2 ст. 855 ГК РФ, в связи с чем при применении ст. 855 ГК РФ следует исходить из следующей очередности списания денежных средств со счета клиента:

• в первую и вторую очереди осуществляются платежи в соответствии с действующей редакцией п. 2 ст. 855 ГК РФ;

• в третью очередь в соответствии с постановлением Конституцион­ного суда осуществляется бесспорное списание задолженности (недоимки и пени за просрочку) по платежам в бюджет и внебюджетные фонды на основании распоряжений (инкассовых поручений) налоговых органов, органов налоговой полиции и органов внебюджетных фондов, наделен­ных правами налоговых органов по бесспорному списанию задолжен­ности;

• в четвертую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных тре­бований;

• в пятую очередь производится списание по другим платежным до­кументам в порядке календарной очередности, в том числе списание по платежным документам клиента, предусматривающим перечисление платежей в бюджет и внебюджетные фонды и перечисление или выдачу денежных средств на оплату труда лиц, работающих по трудовому до­говору (контракту).

    Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступле­ния документов (или наступления сроков платежа).

    При представлении в кредитную организацию платежных докумен­тов по перечислению средств (получению платежа) в правой стороне в специально отведенных графах клиента проставляется очередность пла­тежей, в соответствии с очередностью, установленной ГК РФ (ст. 855).

    В формулировке данного принципа обращает на себя внимание от­сутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утвержде­ния экономической самостоятельности владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и ответственности обеспечения платежа. Главное требование, предъявляемое в данном случае бан­ком к субъекту рынка – участнику расчетов, – это осуществление пос­ледним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете.

    Третий принцип – принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.

    Этот принцип также нацелен на утверждение экономической само­стоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственно­сти) в организации договорных и расчетных отношений и на повыше­ние их материальной ответственности за результативность этих отно­шений. Банку отводится роль посредника в платежах.

    В Положении о безналичных расчетах, принятом 9 июля 1992 г., видна тенденция к превращению плательщика в главный субъект платежной операции, так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит плательщику. Данное обстоятельство соответству­ет рыночным отношениям в экономике страны.

    Все три названных принципа безналичных расчетов хотя и не четко, но прослеживаются в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г. Однако, на наш взгляд, к ним следует доба­вить еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность платежа.

    Принцип срочности и платежа означает осуществление расчетов стро­го исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, стра­ховых договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарп­латы или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смысл этого принципа заключается в том, что по­лучатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, четко фиксированный срок, введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут уп­равлять ликвидностью своего баланса.

    Срочный платеж может совершаться:

q         до начала торговой операции, т.е. до отгрузки товаров поставщи­ком или оказания им услуг (авансовый платеж);

q         немедленно после завершения торговой операции;

q         например, платежным поручением плательщика;

q         через определенный срок после завершения торговой операции – на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязатель­ства или с письменным оформлением векселя.

    На практике могут встречаться как досрочные, так и отсроченные и просроченные платежи.

    Досрочный платеж – это выполнение денежного обязатель­ства до истечения оговоренного срока.

    Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т.е. продление перво­начально установленного срока платежа, производимое по согласова­нию с получателем средств.

    Просроченные платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммер­ческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.

    Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа пред­полагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. В за­висимости от характера ликвидных средств следует различать опера­тивную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативную обес­печенность обусловливает наличие у плательщика или его гаранта дос­таточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денеж­ных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного харак­тера, а также такую форму их организации, которая гарантирует своев­ременное погашение обязательства).

    Оперативное обеспечение платежей может иметь разнообразные фор­мы (в том числе и в виде депонирования средств за счет клиента или банка для последующего их перечисления получателю).

    Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку пла­тежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяй­ственных связей (предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности плательщиков).

    Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, ук­репляет платежную дисциплину в хозяйстве, а следовательно, платеже­способность и кредитоспособность всех участников расчетов.

    Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нару­шение одного из них приводит к нарушению других.

    Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, те­кущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после пред­ставления последними соответствующих документов.

    Каждое предприятие, организация могут иметь в банке только один основной счет – расчетный или текущий.

     РАСЧЕТНЫЕ СЧЕТА открываются всем предприятиям независи­мо от формы собственности, работающим на принципах коммерческо­го расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех при­читающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кре­дитные взаимоотношения с банками. Таким образом, владелец расчет­ного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.

    ТЕКУЩИЕ СЧЕТА в настоящее время открываются организаци­ям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статус юридического лица. Традиционно такие счета откры­ваются общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете. Самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Так, владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень опера­ций по текущим счетам регламентируется. Это делается в момент от­крытия счета. Хозорганы, имеющие в банке расчетные счета, могут со­вершать любые операции, связанные с производственной и инвестици­онной деятельностью, без установления какого-либо перечня, лишь бы эти операции не противоречили законодательству.

    Для открытия расчетного счета в учреждения коммерческого банка представляются следующие документы:

q         заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;

q         документ о государственной регистрации предприятия (предвари­тельно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);

q         копия учредительного договора о создании предприятия (заверен­ная нотариально);

q         копия устава (нотариально удостоверенная);

q         документ о подтверждении полномочий директора предприятия (про­токол собрания учредителей или контракт);

q         документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера пред­приятия (приказ о приеме на работу или контракт);

q         две карточки с образцами подписей первых должностных лиц пред­приятия с оттиском его печати (нотариально заверенные);

q         справка от налоговой инспекции о постановке предприятия на учет для взимания налогов;

q         справка о постановке предприятия на учет в пенсионном фонде;

q         регистрационная карточка статистических органов.

    Все перечисленные документы сдаются либо главному юрискон­сульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей эк­спертизы документов банк открывает предприятию расчетный счет (на соответствующем балансовом счете банка) с присвоением номера. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора о расчетно-кассовом обслуживании.

    В соответствии с названным договором банк берет на себя обязан­ности по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслужи­ванию в соответствии с действующими нормативными документами (проведение расчетов, выдача денежных и расчетных чековых книжек, а также выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграф­ных услуг и т.п., оказание консультационных услуг по вопросам веде­ния счетов и т.п.); по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента; по конфиденциальности информации о хозяйственной деятель­ности клиента; по сохранению коммерческой тайны по операциям кли­ента. Клиент соответственно обязуется: соблюдать требования действу­ющих нормативных актов, регулирующих порядок осуществления рас­четных и кассовых операций; хранить все свои денежные средства толь­ко на счете в банке; представлять в банк в установленные сроки бухгал­терскую и статистическую отчетность, отвечающую требованиям По­ложения о бухгалтерском учете и отчетности, и другие документы, не­обходимые для организации расчетно-кассового обслуживания; пред­варительно в письменной форме уведомить банк о закрытии счета, а также об изменении организационно-правовой формы (с представлением в последующем соответствующих нотариально удостоверенных уч­редительных документов). В отдельных случаях клиентов банка могут обязать стать его акционерами или пайщиками, предложить им размес­тить свои свободные денежные средства на депозитных счетах, иметь на расчетном счете определенную сумму свободных средств.

    Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется банками на платной основе, то в договоре предусматривается специаль­ный раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них. В частности, в договорах предусматриваются плата за открытие счета, комиссионные за операции по расчетному счету (в определенном проценте от суммы дебето­вого оборота или от количества и вида обрабатываемых документов), за кассовое обслуживание клиентов (в определенном проценте от суммы вы­даваемой наличности). Некоторые банки в этот раздел включают размер процентной ставки, уплачиваемой ими за стабильный минимальный или средний остаток средств на расчетном счете клиента.

    В договоре на расчетно-кассовое обслуживание предусматривается ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обяза­тельств. Например, банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное списание средств со счета клиента или зачисление банком сумм, причитающихся клиенту. Клиент несет ответственность за досто­верность документов, представляемых для открытия счета и ведения операций по нему; за несвоевременное предоставление кассового про­гноза на предстоящий квартал; за нарушение сроков оплаты услуг, ока­зываемых банком; за неполучение наличных денег, забронированных банком для него в день, указанный в заявке, и т.п.

    В договоре фиксируются размеры штрафов за каждое из перечис­ленных нарушений как с одной, так и с другой стороны. В договоре пре­дусматриваются порядок разрешения споров, срок его действия и осо­бые или дополнительные условия.

    Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и по­лучатель средств обслуживаются разными банками, а также при взаим­ном кредитовании банков и перемещении наличных денег. Такие расче­ты в настоящее время осуществляются через корреспондентские счета, открывающиеся на балансе каждого банка.

    Межбанковские расчеты в России носят характер корреспондентс­ких отношений, суть которых заключается в том, что платежи банков ограничены имеющимися у них денежными средствами.

    Расчеты между банками носят взаимный характер и отражаются од­новременно на двух счетах.

    Открытый коммерческим банком корреспондентский счет в Цент­ральном банке или в другом коммерческом банке в балансе этих банков является пассивным (счет «лоро»). Тот же счет в самом коммерческом банке будет активным (счет «ностро»). Остатки по счетам «лоро» и «ностро» должны быть идентичными, однако взаимные расчеты по этим счетам могут не совпадать во времени и равенство выявляется в специ­альном расчете. Сверка должна производиться не реже одного раза в месяц и обязательно на 1-е число.

    Списание средств со счетов «лоро» производится только на основе распоряжений владельца счета (платежных поручений). Исключение составляют так называемые инкассовые поручения, оплата которых про­изводится в бесспорном порядке.1

    До 1991 г. расчеты между банками производились через систему меж­филиальных оборотов (МФО). Система МФО, введенная в 1933 г., до­статочно успешно обеспечивала проведение расчетов между учрежде­ниями Госбанка СССР, через которые проходила подавляющая часть платежного оборота страны. В эту систему включались также учрежде­ния Внешторгбанка СССР. Расчеты Госбанка СССР со Стройбанком СССР и Гострудсберкассами осуществлялись через корреспондентские счета, открытые правлениями Стройбанка и Гострудсберкасс в Правле­нии Госбанка СССР. А взаимные расчеты между учреждениями Строй­банка и внутри системы сберкасс основывались также на использова­нии счетов МФО.

    Расчеты по системе МФО были хорошо отлажены, содержали чет­кий механизм взаимодействия между всеми банковскими учреждения­ми и единый порядок их урегулирования. Но такая система расчетов могла быть дифференцированной лишь в условиях централизованной системы хозяйствования, при функционировании ее в отношениях меж­ду филиалами одного банка (например, внутри Госбанка СССР, Строй­банка СССР).

     С переходом к рыночной экономике, сопровождающимся создани­ем большого количества самостоятельных коммерческих банков, рас­падом СССР и формированием на его территории целого ряда суверен­ных государств, система межбанковских расчетов как внутри России, так и вне ее (с банками стран СНГ) должна была претерпеть существен­ные изменения как не обеспечивающая четкого разграничения ресурсов разных банков. Эти изменения свелись к переходу на корреспондентс­кие отношения между банками.

    Существует два варианта организации межбанковских расчетов. Рас­четы могут производиться непосредственно между двумя банками (пря­мые корреспондентские отношения) или с учетом Центрального банка, когда расчеты между банками производятся через их корреспондентс­кие счета, открываемые в Банке России.

    В нашей стране межбанковские расчеты ориентируются на вто­рой вариант. Проведение расчетов между банками осуществляют спе­циально создаваемые для этих целей подразделения Банка России расчетно-кассовые центры (РКЦ). В РКЦ по месту нахождения прав­лений коммерческих банков открываются корреспондентские счета банков. Филиалы банков имеют корреспондентские счета типа субсче­тов. Порядок открытия корреспондентских счетов коммерческим бан­кам определяется теми же нормами, которые действуют в отношении расчетных счетов клиентов банка. Определяющим документом здесь в соответствии с гл. 45 Гражданского кодекса РФ является договор бан­ковского счета. В договоре предусматриваются процедуры всех опера­ций по корреспондентскому счету, а также ответственность сторон за нарушение условий договора.

     Через корреспондентские счета банки осуществляют весь круг опе­раций, связанных с обслуживанием своих клиентов, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта. Для учреждения банка кор­респондентский счет – это своего рода «расчетный» счет, на нем хранят­ся все средства коммерческого банка (как собственные, так и не исполь­зованные им деньги своих клиентов, а также неиспользованные деньги, полученные в ссуду от других кредитных учреждений).

     Главный принцип осуществления платежей по корреспондентским счетам коммерческих банков – это осуществление их строго в пределах остатка средств на этих счетах. При недостаточности средств на счете банки могут получить от Банка России кредит, который является одно­дневным и предоставляется только отдельным банкам. Такой принцип организации межбанковских расчетов нацелен на активизацию депозит­ной политики коммерческих банков, рациональное размещение ими ресурсов с соблюдением должного уровня ликвидности. Такая организа­ция межбанковских расчетов предполагает высокую ответственность каждого коммерческого банка за бесперебойность расчетов с другими банками-корреспондентами. Посредничество в платежах между бан­ками позволяет Центральному банку контролировать и регулировать денежный оборот в стране.

     Расчеты между коммерческими банками России производятся пре­имущественно через РКЦ ЦБ РФ и отражаются по корреспондентским счетам, открываемым в нем по каждому отдельному банку на балансо­вом счете № 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России».

     Расчеты между РКЦ по операциям коммерческих банков, а также по их собственным операциям осуществляются через систему меж­филиальных оборотов. На балансе ЦБ РФ открываются два счета по межбанковским расчетам: счет Начальных межфилиальных оборотов и счет ответных межфилиальных оборотов. Расчетный центр, начав­ший операцию по расчетам (начальный провод), условно называется фи­лиалом А, а принявший документы к ответному проводу – филиалом Б. Операции друг друга РКЦ осуществляет на основании специальных до­кументов – авизо, представляющих собой официальное извещение о вы­полнении расчетной операции. Они могут быть почтовыми и телеграф­ными, а также дебетовыми или кредитовыми (в зависимости от содер­жания операции).

     Деятельность РКЦ неразрывно связана с работой вычислительных центров. В настоящее время коммерческие банки имеют возможность использовать для автоматизации своей деятельности как централизо­ванную систему обработки информации, так и различные варианты ло­кальных систем или обе системы одновременно.

     Рассмотрим, как осуществляются иногородние межбанковские рас­четы. На основе платежных поручений своих клиентов коммерческий банк А списывает деньги с их расчетных счетов.

     Затем платежные поручения группируются по группам очередности и срокам платежа. По каждой группе очередности и сроку платежа банк составляет сводное платежное поручение. К сводному платежному по­ручению прилагаются два экземпляра платежных поручений клиентов, а на каждый коммерческий банк Б составляется опись расчетных доку­ментов. В описи, в частности, указывается номер лицевого счета клиента.

     Централизованный порядок организации межбанковских расчетов име­ет один очень серьезный недостаток – относительно низкую скорость со­вершения расчетных операций. В последнее время ЦБ РФ несколько усо­вершенствовал эти расчеты и они стали проводиться четче и быстрее. Од­нако проблемы остаются. Они связаны с уровнем технической оснащенно­сти; кроме того, сама технология этих расчетов основана на использова­нии большого числа бумажных носителей информации, что приводит к ошибкам; имеют место задержки в почтовом обороте между РКЦ. Замед­ление платежей крайне негативно отражается на финансовом состоянии предприятий, формировании доходной части бюджета, приводит к ослож­нению взаимоотношений коммерческих банков с их клиентами.

    Корреспондентские отношения между банками могут осуществляться напрямую (рис. 1.). Рублевые операции отра­жаются на балансовых счетах № 30110 («ностро») и 30109 («лоро»). Такие расчеты стали развиваться некоторое время спустя после образования ком­мерческих банков, причем инициатива их организации исходила от ком­мерческих банков при довольно пассивной позиции ЦБ РФ. Отдельные нор­мативные акты ЦБ РФ этой связи появились лишь в последнее время. Пер­воначальным и самым важным аргументом в пользу прямых расчетов яви­лись существенные недостатки в организации межбанковских расчетов, имевшие место в ЦБ РФ (хронические задержки платежей, случаи несанк­ционированного доступа к банковской информации).

 

 
 


Рис. 1. Схема документооборота при прямых корреспондентских отношениях между коммерческими банками России

 

     В настоящее время прямые межбанковские расчеты получили доволь­но широкое распространение. В целом, сроки платежей здесь минималь­ные, поскольку переводы осуществляются, как правило, электронным путем. Вместе с тем, электронный способ перевода финансовой информа­ции у нас не получил еще твердого юридического обоснования. Имеет место также и замедление движения средств, когда эти расчеты являются многоступенчатыми (в одной операции может участвовать 3-4 банка).

     Мелкие и средние коммерческие банки, вступая в прямые корреспон­дентские отношения с крупными банками получают доступ к другим услугам этих банков. Имеются в виду проведение выгодных операции с государственными ценными бумагами, возможность выхода на коммер­ческие связи с зарубежными банками.

    Важное место в системе межбанковских расчетов может и должен за­нять КЛИРИНГ. Клиринговые расчеты проводились и проводятся ЦБ РФ между одногородними коммерческими банками.

     По решению ЦБ РФ от 10 февраля 1993г. организацию клиринговых расчетов могут брать на себя специальные (внебанковские) структуры КЛИРИНГОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (клиринговые центры, клиринговые расчетные палаты). Данные учреждения могут проводить клиринговые расчеты не только между местными банками, но включать в сферу сво­ей деятельности и межрегиональные расчеты. Отчасти межрегиональ­ные расчеты свойственны и крупным коммерческим банкам, имеющим разветвленную сеть филиалов и втягивающим в орбиту прямых коррес­пондентских отношений большое число мелких и средних банков. Од­нако организация клиринговых центров должна способствовать цент­рализации и унификации межбанковских расчетов. Кроме того, имеет­ся хорошая возможность поставить эти расчеты на совершенный техни­ческий и технологический уровень.

    В общую систему межбанковских расчетов входят расчеты между филиалами одного банка. В первую очередь, речь идет о филиалах Цен­трального банка РФ. Эти расчеты преимущественно связаны с коррес­пондентскими отношениями между коммерческими банками. Важное место в расчетах между филиалами ЦБ РФ занимают его эмиссионные операции.

     Взаимные расчеты между филиалами коммерческого банка под­разделяются на два вида. Первый вид связан с перемещением ресурсов и отражается на счетах № 30305 и № 30306. Второй вид охватывает все другие операции, включая расчетные по поручениям клиентов. Здесь используются № 30301 (в банке начальной операции) и 30302 (в банке ответной операции).

     При государственной поддержке, привлекая средства коммерческих банков, ЦБ РФ должен создать высокоэффективную общегосударствен­ную систему межбанковских расчетов, отвечающую мировым достиже­ниям. Дело упирается в техническую оснащенность данной системы. На первое место выступает организация электронных платежей, освобож­дение банков от пересылки друг другу первичных документов. В каче­стве дополнения к системе межбанковских расчетов через ЦБ РФ могут существовать различного рода клиринговые структуры, а также прямые расчеты между коммерческими банками.

     Что касается расчетов с иностранными банками, то наши коммер­ческие банки ориентируются в основном на международную межбан­ковскую систему СВИФТ с центром обработки информации в Голлан­дии. В настоящее время в данную систему входит несколько десятков отечественных банков.


Глава 2. Форма безналичных расчетов

    Экономической базой безналичных расчетов является материальное производство. Вследствие этого преобладающая часть платежного обо­рота (примерно три четверти) приходится на расчеты по товарным опе­рациям, т.е. на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги.

     Остальная часть платежного оборота (примерно одна четверть) – это расчеты по нетоварным операциям, т.е. расчеты предприятий и орга­низаций с бюджетом, органами государственного и социального стра­хования, кредитными учреждениями, органами управления, судом, ар­битражем и т.д.1

    По признаку территориального расположения предприятий и обслу­живающих их банков различают расчеты иногородние и одногородние. Расчеты между предприятиями и организациями, обслуживаемыми од­ним или разными учреждениями банков, находящимися в одном насе­ленном пункте, называются одногородними или местными расчетами. Расчеты между предприятиями и организациями, обслуживаемыми учреждениями банков, находящимися в разных населенных пунктах, называются иногородними.

     Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансо­выми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении рас­четных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ плате­жа и соответствующий ему документооборот. Документооборот – это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание рас­четного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного до­кумента и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономи­ческого воздействия.

До недавнего времени основной формой безналичных расчетов являлась акцептная форма, совершаемая на основе платежных тре­бований поставщиков. На ее долю в общем платежном обороте страны к началу 1990 г. приходилось около 44-45%, а в платежах за то­вары и услуги – 66-67%. Преобладающая роль акцептной формы объяснялась тем, что она в большей степени, чем другие формы расчетов, соответствовала принципам организации безналичных расчетов, разработанным и действовавшим в условиях админист­ративно-командной системы управления.

     В настоящее время в связи с переходом к рыночным условиям хозяй­ствования акцептная форма расчетов отменена и хозяйству предложено использовать такие формы, которые предполагают исключить в расче­тах диктат производителя и сделать инициатором совершения платежа самих плательщиков.

     В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:

  • платежными поручениями;
  • платежными требованиями-поручениями;
  • чеками;
  • аккредитивами.

     Формы расчетов между плательщиком и получателем средств опре­деляются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).

    Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получате­лем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковс­ких учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже.

    Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых опе­раций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ.

    Банковские учреждения обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операци­онного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или планом.

    В случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания со счета клиента денежных средств банки выплачива­ют проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования Бан­ка России.

    РАСЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, используемые при действующих фор­мах расчетов, принимаются банком к исполнению только при их соот­ветствии стандартизированным требованиям и, следовательно, обяза­тельно должны содержать следующие данные:

q         наименование расчетного документа;

q         номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;

q         наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и номер банка плательщика;

q         наименование получателя средств, номер его счета в банке, наиме­нование и номер банка получателя средств;

q         назначение платежа (в чеке не указывается);

q         сумма платежа (цифрами и прописью).

    Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться сче­том в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета платель­щика производится только на основании первого экземпляра расчетно­го документа.

    Расчетные документы (кроме чеков) выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками.

     Расчетные документы принимаются банком к исполнению в течение операционного дня банка. В соответствии со сложившейся практикой в большинстве банков операционный день устанавливается до 13 ч. Документы, принятые банком от клиентов в операционное время, про­водятся им по балансу в этот же день.

РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ

     ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ представляет собой письменное рас­поряжение владельца счета банку о перечислении определенной денеж­ной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия – получателя средств в том же или другом одногородном или иногороднем учреждении банка.1

     Возможности применения в расчетах платежных поручений много­образны. С их помощью совершаются расчеты в хозяйстве как по то­варным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные пла­тежи совершаются исключительно платежными поручениями.

    В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:

q         за полученные товары и оказанные услуги (т.е. путем прямого ак­цепта товара) при условии ссылки в поручении на номер и дату товар­но-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;

q         для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при усло­вии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);

q         для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;

q         при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;

q         по арендной плате за помещения;

q         платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

     В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения исполь­зуются для:

q         платежей в бюджет;

q         погашения банковских ссуд и процентов по ссудам;

q         перечисления средств органам государственного и социального стра­хования;

q         взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, 000 и т.п.;

q         приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банков­ских векселей;

q         уплаты пени, штрафов, неустоек и т.д.

    Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке уста­новленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совер­шения платежа, и представляется в банк, как правило, в 4 экземплярах, каждый из которых имеет определенное назначение:

1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со счета плательщика и остается в документах дня банка;

4-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в каче­стве расписки о приеме платежного поручения к исполнению;

2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк по­лучателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для за­числения средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки.

    Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может использоваться также ссуда банка при наличии у хозоргана права на ее получение.

    При оплате платежного поручения будут сделаны следующие бух­галтерские проводки.

В банке плательщика:

    Д-т – расчетный счет плательщика (либо его ссудный счет);

К-т сч. № 30102 (корреспондентский счет банка плательщика в РКЦ).

В банке поставщика:

Д-т сч. № 30102 (корреспондентский счет банка поставщика в РКЦ);

К-т – расчетный счет поставщика.

    Поручение действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается).

    Схема документооборота при расчетах платежными поручениями за фактически полученный товар, оказанные услуги, выполненные рабо­ты (при иногородних расчетах и единой централизованной сети ЭВМ) выглядит следующим образом.

    При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг покупатели могут рассчитываться с поставщиками ПЛАТЕЖ­НЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ в порядке плановых платежей. В этом слу­чае расчеты осуществляются не по каждой отдельной отгрузке или ус­луге, а путем периодического перечисления средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в определенной сумме на ос­нове плана отпуска товаров и услуг на предстоящий месяц, квартал. Таким путем могут производиться расчеты между торговыми организа­циями и их поставщиками (мясокомбинатами, хлебозаводами, молоко­заводами), между торфопредприятиями и электростанциями, производ­ственными предприятиями за уголь, газ, электроэнергию, металл и т.д.

    Расчеты плановыми платежами – прогрессивная форма перечисле­ния платежей, так как в своей основе имеет встречное движение денег и товаров. Это ведет к ускорению расчетов, снижению взаимной дебиторско-кредиторской задолженности, упрощает технику расчетов, дает воз­можность предприятиям и организациям заранее планировать свой пла­тежный оборот.

    В этой связи в целях нормализации финансового состояния сельскохо­зяйственных товаропроизводителей, предприятий и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности и создания условий для поддержа­ния развития жизнеобеспечения отраслей производства Указом Президен­та РФ от 22 сентября 1993 г. № «Об упорядочении расчетов за сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары» расширена прак­тика использования расчетов плановыми платежами. Исходя из данного Указа ЦБ РФ установил, что при постоянных хозяйственных связях расче­ты покупателей с сельскохозяйственными товаропроизводителями, пред­приятиями пищевой и перерабатывающей промышленности независимо от форм собственности за поставленную продукцию производятся плано­выми платежами. При этом перечисление средств осуществляется в сроки и размерах, согласованных в договорах сторон, но не реже трех раз в месяц.

    Указанные плановые платежи применяются как по одногородним, так и по иногородним расчетам. Сумма каждого планового платежа ус­танавливается сторонами на предстоящий месяц (квартал) исходя из со­гласованной периодичности платежей и объема поставок по договору либо фактической поставки за предыдущий период.

    В тех случаях, когда в поставках сельхозпродукции и продовольствен­ных товаров происходят существенные отклонения от предусмотренно­го объема в договоре, стороны могут вносить соответствующие измене­ния в договорные отношения, предусмотрев порядок расчетов, при котором в начале месяца первые один-два платежа производятся исхо­дя из планового объема поставок за этот период, а последующие пла­тежи – с учетом фактического объема поставок за предыдущий период.

    Стороны обязаны один раз в месяц выверять взаимные расчеты ис­хода из фактической поставки сельхозпродукции и продтоваров за ис­текший период и засчитывать кредиторскую и дебиторскую задолжен­ность при перечислении следующего платежа.

    На каждый плановый платеж банку представляется отдельное пла­тежное поручение, в котором в графе «Вид платежа» покупатель указы­вает плановый платеж по сроку (число, месяц) в соответствии с выше­названным указом.

    После проверки банком правильности оформления поручения про­изводится списание средств со счета плательщика. При отсутствии средств на счете покупателя в день наступления срока планового плате­жа платежное поручение принимается банком в картотеку неоплачен­ных расчетных документов с оприходованием по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Оплата его про­изводится по мере поступления средств на счет плательщика в порядке установленной очередности платежей.

    Плательщик может заблаговременно передавать банку платежные поручения на плановые платежи за предстоящий месяц. В этом случае платежные поручения регистрируются в специальном журнале и опла­чиваются в день наступления срока платежа. Поручения по плановым платежам, сроки оплаты которых не наступили, могут быть отозваны плательщикам, но при соблюдении вышеназванного Указа.

    В условиях перехода сельхозтоваропроизводителей, а также пред­приятий пищевой и перерабатывающей промышленности на расче­ты в порядке плановых платежей банком рекомендуется получить от предприятий-плательщиков копии соглашений либо перечень пред­приятий, с которыми у них имеются соглашения о расчетах плановыми платежами, с указанием длительности расчетных периодов, сро­ков перечисления платежей, сроков выверки счетов и порядка завер­шения расчетов.

    Действующее положение о безналичных расчетах предусматривает особый порядок расчетов платежными поручениями при оплате денеж­ных переводов через предприятия связи.

    Предприятиям и организациям предоставлено право без ограниче­ния суммы осуществлять денежные переводы через предприятия связи на следующие цели:

q         на имя отдельных граждан причитающихся им лично средств (пен­сии, алименты, заработная плата, командировочные расходы, авторс­кий гонорар);

q         предприятиям в местах, где нет учреждения банка, на расходы для выплаты заработной платы, по организованному набору рабочих, по заготовке сельскохозяйственной продукции.

    В этих случаях предприятие-плательщик выписывает на ближайшее почтовое отделение платежное поручение, где указывает назначение пе­речисляемой суммы (например, на выплату авторского гонорара и т.д.) и сдает его в свое учреждение банка. К поручению плательщик должен приложить бланки заполненных денежных переводов на конкретных получателей, а также общий список всех переводополучателей (в 2 эк­земплярах) с указанием того, кто получает деньги, на какие цели, в ка­кой город или населенный пункт направляется этот перевод.

    Банковская бухгалтерская проводка:

Д-т – расчетный счет предприятия-плательщика (перевододателя);

К-т – расчетный счет почтового отделения, переводящего денежные средства.

В свою очередь предприятие связи, переводящее средства, выписы­вает через свое учреждение банка платежное поручение на имя того по­чтового отделения, которое будет оплачивать эти переводы. К данному поручению прикладываются заполненные бланки денежных переводов перевододателей и экземпляр общего списка переводополучателей.

    Банковская бухгалтерская проводка:

Д-т – расчетный счет почтового отделения, переводящего денежные средства;

К-т – расчетный счет почтового отделения, оплачивающего пере­воды.

    При этом движение денежных средств между банками осуществ­ляется через их корреспондентские счета в РКЦ на балансовом счете № 30102. Предприятия связи оплачивают поступившие переводы налич­ными либо зачислением средств на счета переводополучателей. При этом переводы, адресованные юридическим лицам, оплачиваются только без­наличным путем также поручениями, составляемыми в 4 экземплярах на общую сумму всех переводов по каждому получателю.

    Через предприятия связи хозяйствующие субъекты могут также пе­реводить на свои счета, открытые в банках, наличные суммы торговой выручки. В бланке почтового перевода перевододатель должен указать:

q         свое полное наименование;

q         номер банковского счета, на который подлежит зачислению эта выручка;

q         наименование и номер банка, в котором открыт этот счет. Предприятие связи по всем денежным переводам, связанным с пере­водом торговой выручки, должно составить платежное поручение в ад­рес переводополучателя на общую сумму и сдать это поручение в банк, обслуживающий данное предприятие связи. На обратной стороне всех экземпляров поручений, относящихся к перечислению торговой выруч­ки, предприятие связи обязано указать наименование конкретных пере­вододателей торговой выручки и суммы, переводимые ими в банк на счет торговой выручки.

    Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по срав­нению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых това­ров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой.

РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ-ПОРУЧЕНИЯМИ

    ПЛАТЕЖНОЕ ТРЕБОВАНИЕ-ПОРУЧЕНИЕ представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании при­ложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость по­ставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

    Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стан­дартизированном бланке и вместе с отгрузочными документами направ­ляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требовании-по­ручении и на инкассо (в банке поставщика).

     ИНКАССО – это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк постав­щика сам пересылает платежные требования-поручения в банк платель­щика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения рас­четов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк пла­тельщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или теле­факсу. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.1

     Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-пору­чениями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью по­ступившие в банк покупателя платежные требования-поручения регис­трируются в специальном журнале и передаются банком непосредствен­но плательщику под расписку для акцепта.

     Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.

    ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ АКЦЕПТ – форма акцепта, при которой пла­тельщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему тре­бование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

     ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ АКЦЕПТ – форма акцепта, при которой пла­тельщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АКЦЕПТ означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течение трех рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк в расчет не принимается. Оплата производится на следующий день по истечении срока акцепта. Например, 25/Х (пятница) платежное требование-поручение поступило в банк плательщика; 26/Х, 27/Х – выходные дни; 28/Х, 29/Х, 30/Х – срок предварительного акцепта; 31/Х – оплата.

    ПОСЛЕДУЮЩИЙ АКЦЕПТ предусматривает немедленную оп­лату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка. При этом за плательщиком сохраняется пра­во заявления последующего отказа от акцепта в течение 3 рабочих дней. Например, 25/Х (пятница) – поступление расчетного документа в банк и его оплата; 26/Х, 27/Х – выходные дни (в расчет не берутся); 28/Х, 29/Х, 30/Х – дни заявления последующего акцепта.

     До конца 80-х годов преобладающей формой акцепта, используемой на практике, был отрицательный акцепт последующего характера, по­скольку данная форма акцепта ускоряет движение денежных средств и получение платежа. В период 1990-1991 гг. в связи с организационными изменениями в расчетах (появлением большого числа новых хозяйству­ющих субъектов, новых коммерческих банков, переводом последних на расчеты через РКЦ) основной формой акцепта стал отрицательный ак­цепт предварительного характера.

    Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, вве­денное в действие в 1992 г., предусматривает использование в расчетах платежными требованиями-поручениями положительной формы акцеп­та, которая всегда имеет предварительный характер.

     Для акцептования платежного требования-поручения плательщику да­ется три рабочих дня (не считая дня поступления его в банк плательщика).

     При согласии оплатить полностью или частично платежное требо­вание-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномо­ченных распоряжаться счетом в банке, и оттиском печати на всех экзем­плярах и сдает их в обслуживающий банк, из которых:

1-й экземпляр служит основанием для списания средств со счета пла­тельщика и остается в документах для банка;

2-й экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основани­ем для зачисления средств на счет поставщика;

3-й экземпляр возвращается плательщику как расписка в совершении банковской операции по его счету.

    При частичном отказе от оплаты в платежном требовании-поруче­нии в графе «Сумма к платежу» плательщик проставляет ту сумму, ко­торую согласен оплатить.

    Оплата платежного требования-поручения отражается следующими бухгалтерскими проводками по счетам в банках:

в банке плательщика:

Д-т – расчетный счет плательщика (или его ссудный счет);

К-т сч. № 30102 (корреспондентский счет банка плательщика в РКЦ);

в банке поставщика:

Д-т сч. № 30102 (корреспондентский счет банка поставщика в РКЦ);

К-т – расчетный счет поставщика.

    В случае отказа полностью или частично оплатить платежное тре­бование-поручение плательщик оформляет сопроводительное пись­мо (извещение) с мотивировкой отказа от акцепта. Если отказ час­тичный, то указанное сопроводительное письмо передается платель­щиком в обслуживающий его банк вместе с оформленным платеж­ным требованием-поручением для пересылки его вместе с последним в банк поставщика.

 

 
 


Рис. 2. Схема документооборота при расчетах за товары и услуги платежными требованиями-поручениями

    В случае полного отказа от акцепта платежное требование-поруче­ние вместе с сопроводительным письмом об отказе в оплате возвраща­ется плательщиком непосредственно поставщику, минуя банк.

    Схема документооборота при расчетах за товары и услуги платеж­ными требованиями (при иногородних расчетах, условии полного ак­цепта плательщика и единой системой ЭВМ) может быть представлена следующим образом (рис. 2).

    Расчеты платежными требованиями-поручениями, являясь новой для нашей банковской практики формой безналичных расчетов (введена с 1990 г.), можно оценить в качестве перспективной, так как она сочетает в себе достоинства как отмененных с 1992 г. расчетов платежными тре­бованиями, так и действующих расчетов платежными поручениями. Она отвечает финансовым и хозяйственным интересам и поставщиков, и по­купателей, укрепляет договорные отношения в хозяйстве:

q         ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление осуществляет сам получатель платежа; поставщик – сразу после от­грузки продукции или оказания услуг;

q         платеж совершается с согласия плательщика после предварительной проверки им расчетных и товарно-транспортных документов постав­щика с целью проверки выполнения последним условий хозяйственно­го договора;

q         поставщик имеет возможность на время отвлечения средств из хо­зяйственного оборота в товары отгруженные получить в банке факто­ринговый кредит.

    ЧЕК – письменное распоряжение плательщика своему банку уп­латить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.

    ДЕНЕЖНЫЕ ЧЕКИ применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т.д.

     РАСЧЕТНЫЕ ЧЕКИ – это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек – это документ установленной формы, со­держащий безусловный письменный приказ чекодателя своему бан­ку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платеж­ное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платеж­ного поручения чек передается плательщиком предприятию-получа­телю платежа в момент совершения хозяйственной операции, кото­рый и предъявляет чек в свой банк для оплаты.

     Чек действителен в течение 10 календарных дней, не считая дня его выписки.

    С 1992 г. в платежном обороте Российской Федерации использова­лись чеки единого образца с грифом «Россия», которые в конце 1995 г. были запрещены.

    В настоящее время в расчетах за товары и услуги клиенты могут использовать лишь чеки из лимитированных чековых книжек, кото­рые положительно зарекомендовали себя многолетней практикой. Ли­митированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25, 50 листов), которые мо­гут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышаю­щую установленный по этой книжке лимит. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно задепонированных в банке средств на отдельном банковском счете. Депозит создается на основании пред­ставленных предприятием в банк заявления и платежного поручения о списании соответствующей суммы с его расчетного счета и зачис­лении ее на отдельный лицевой счет на балансовом счете № 40903 «Расчетные чеки». Депонирование средств может производиться так­же за счет ссуды банка.

    При последующем документообороте владелец чековой книжки (че­кодатель) при приобретении товаров, работ, услуг на основании счета поставщика выписывает расчетный чек и вручает его поставщику. Со­гласно ГК РФ чек должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование «чек», включенное в текст документа;

2) поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;

3) наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;

4) указание валюты платежа;

5) указание даты и места составления чека;

6) подпись лица, выписавшего чек, – чекодателя.

    Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов ли­шает его силы чека.

    Поставщик (чекодержатель) предъявляет полученный чек при рее­стре в 4 экземплярах в свой банк на инкассо для взыскания платежа. Банк поставщика пересылает указанный чек в банк плательщика. Пос­ледний после проверки подлинности чека списывает сумму платежа со счета № 40903 и через свой корреспондентский счет в РКЦ (филиал А) пересылает ее в банк поставщика для зачисления на расчетный счет поставщика.

    Новым Гражданским кодексом РФ предусмотрена возможность пе­редачи прав по чеку по индоссаменту, а также гарантирование платежа по чеку посредством аваля. Аваль может даваться любым лицом, за ис­ключением плательщика. Аваль проставляется на лицевой стороне чека или на дополнительном листе путем подписи «считать за аваль» и ука­зания, кем и за кого он дан. Аваль подписывается авалистом с указани­ем места его жительства и даты совершения надписи, а если авалистом является юридическое лицо, то места его нахождения и даты соверше­ния надписи. Авалист, оплативший чек, приобретает права, вытекаю­щие из чека, против того, за кого он дал гарантию, и против тех, кто обязан перед последним.

    В случае отказа плательщика от оплаты чека чекодержатель вправе по своему выбору предъявить чек к одному, нескольким или ко всем обязанным по чеку лицам (чекодателю, авалистам, индоссантам), кото­рые несут перед ним солидарную ответственность.

     Иск чекодержателя к указанным лицам может быть предъявлен в течение 6 месяцев со дня окончания срока предъявления чека к платежу. Регрессные требования по искам обязанных лиц друг к другу погаша­ются с истечением 6 месяцев со дня, когда соответствующее обязанное лицо удовлетворило требование, или со дня предъявления чека.

    РАСЧЕТЫ ПО АККРЕДИТИВАМ

     АККРЕДИТИВ – это поручение банка покупателя банку поставщи­ка об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотрен­ных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных по­ставщиком соответствующих документов.

    Аккредитивная форма расчетов используется как в иногороднем, так и в одногороднем платежном обороте. Аккредитив может быть пред­назначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия ак­кредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавли­вается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной фор­ме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств по­купателя, либо за счет средств его банка.

    Аккредитивы могут открываться двух видов: покрытые (депониро­ванные) и непокрытые (гарантированные).

    Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предва­рительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этом слу­чае банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет № 40901 «Аккредитивы к оплате», что находит отражение в следующих банковских проводках.

    Депонирование средств в банке поставщика может быть произведе­но и за счет ссуды, полученной плательщиком в банке-эмитенте. В этом случае в банке плательщика проводка по счетам изменится и будет выг­лядеть следующим образом:

Д-т – ссудный счет плательщика;

К-т – корреспондентский счет банка-эмитента в РКЦ.

    В банке поставщика проводка по счетам не изменится. В банковской практике не предусмотрено выставление аккредитива частично за счет собственных средств покупателя и частично за счет ссуды банка, т.е. по конкретному аккредитиву может быть использован только один источ­ник платежа.

    Непокрытый – это аккредитив, по которому платежи поставщику га­рантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свои банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Ука­занное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, в отно­шении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии ус­тановления между ними и банком, исполняющим аккредитив, коррес­пондентских отношений. При открытии гарантированного аккредити­ва банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика – получателя средств со своего корреспондентского счета.

    Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзыв­ным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом (по указа­нию покупателя) без предварительного согласования с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведом­ления об изменении или аннулировании аккредитива.

    Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

    Использование аккредитивной формы расчетов предусматривается в договоре между плательщиком и поставщиком, где, в частности, оговариваются конкретные условия расчетов по аккре­дитиву, срок его действия, вид аккредитива и способ его исполнения, наименование банков плательщика и поставщика, перечень докумен­тов, против которых производится оплата, и др. Для открытия аккре­дитива плательщик представляет в свой банк заявление на стандартизи­рованном бланке, где обязан указать:

q         номер договора, в соответствии с которым открывается аккредитив;

q         срок действия аккредитива (число и месяц закрытия аккредитива);

q         наименование плательщика и номер его счета;

q         наименование и номер банка плательщика;

q         наименование поставщика и номер его счета;

q         наименование и номер банка поставщика;

q         полное наименование документов, против которых производятся вып­латы по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления;

q         порядок оплаты товарно-транспортных документов поставщика (с акцептом уполномоченного покупателя или без акцепта);

q         вид аккредитива;

q         сумма аккредитива и другие необходимые данные.

    Представленное заявление регистрируется банком плательщика в специальном журнале и приходуется по внебалансовому счету № 90907 «Выставленные аккредитивы для расчетов с резидентами». Заявление на открытие аккредитива представляется в количестве эк­земпляров, необходимых банку плательщика для выполнения условии аккредитива (обычно в пяти экземплярах).

    1-й экземпляр с подписями и оттиском печати покупателя является основанием для списания средств с его расчетного счета и остается в документах дня банка плательщика;

5-й экземпляр возвращается плательщику в качестве расписки банка в совершении операции по его счету;

    2-й, 3-й и 4-и экземпляры заявления через РКЦ направляются в банк поставщика, где: 2-й экземпляр, снабженный подписью должностных лиц и печатью банка плательщика, используется для депонирования средств на счете № 720 «Аккредитивы»;

    3-й экземпляр вручается поставщику и служит основанием для от­грузки товаров;

    4-й экземпляр используется в качестве лицевого счета поставщика по данному аккредитиву  по балансовому счету № 720.

    Для получения средств по аккредитиву поставщик после отгруз­ки товаров представляет в свой банк товарно-транспортные документы и реестр счетов фактур на отгруженную продукцию, на основании которых исполняющий банк проверяет выполнение поставщиком условии аккредитива, правильность оформ­ления документов и только после этого производит выплаты по аккре­дитиву.

    Реестр счетов-фактур представляется поставщиком банку в 3 экзем­плярах, из которых 1-й экземпляр используется в качестве основания для списания средств со счета № 720 и зачисления их на расчетный счет поставщика, 3-й экземпляр выдается поставщику с распиской банка в приеме документов, 2-й экземпляр с приложением товарно-транспорт­ных документов и отметкой об использовании аккредитива (в полной или частичной сумме) отсылается банку плательщика для вручения пос­леднему и одновременно отражается по расходу внебалансового счета № 9931 «Аккредитивы к оплате».

     Если условиями аккредитива предусмотрен акцепт уполномоченного покупателя, то должен представить в банк поставщика:

свой паспорт или другой заменяющий его документ;

заполнить карточку образцов подписей;

командировочное удостоверение или доверенность, выданные орга­низацией, открывшей аккредитив.

    Акцепт уполномоченного оформляется следующей надписью на реестре счетов-фактур:

«Акцептован за счет аккредитива от __________ № __

дата

уполномоченным _____________________________

(наименование организации покупателя)

подпись __________

дата ________________ ».

    Закрытие аккредитива в банке поставщика производится:

1) по истечении срока аккредитива;

2) по заявлению поставщика об отказе дальнейшего использова­ния аккредитива до истечения срока. Банку-эмитенту посылается уведомление исполняющим банком;

3) по заявлению покупателя об отзыве аккредитива полностью или частично. Аккредитив закрывается или уменьшается в день полу­чения извещения от банка-эмитента.

    Неиспользованная сумма аккредитива возвращается банку платель­щика для зачисления на счет, с которого депонировались средства, что находит отражение в следующих проводках по банковским счетам.

    Ответственность за  обоснованность  выставления платежного требования          на безакцептное списание денежных средств несет получатель средств.

РАСЧЕТЫ ИНКАССОВЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ

12.1. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

    Данное положение не распространяется на взыскание денежных средств в пользу взыскателя – физического лица по предъявленному им исполнительному документу непосредственно  в  банк,  обслуживающий  должника.  Порядок  такого  взыскания устанавливается отдельным нормативным актом Банка России. Инкассовое поручение составляется на бланке формы 0401071.

    При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении в поле «Назначение платежа» должна быть сделана ссылка на соответствующий закон (с указанием его номера, даты принятия).

    При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению. Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата.

    Банки не принимают к исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, если прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством.

    Исполнительные документы о взыскании периодических платежей (взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, и другие) сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи. Такой же порядок действует и в отношении нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов. В указанных случаях сроки предъявления исполнительных документов к исполнению исчисляются для каждого платежа в отдельности.

    Банк в трехдневный срок со дня получения от взыскателя или судебного пристава –исполнителя инкассового поручения с приложенным исполнительным документом исполняет инкассовое поручение. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете должника для удовлетворения требований взыскателя банк делает на исполнительном документе отметку о полном или частичном неисполнении указанных в нем требований в связи с отсутствием на счете должника денежных средств и помещает инкассовое поручение с приложенным исполнительным документом в картотеку по внебалансовому счету №90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Инкассовые поручения исполняются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.

    Бесспорный порядок списания денежных средств применяется по обязательствам в соответствии с условиями основного договора, за исключением случаев, установленных Банком России.


1 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая // СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410

1 Банковское дело // Под ред. О.И. Лаврушин. М., 2000. С. 363

1 Экономика и право // А.М. Никитин, Ю.А. Цыпкин, Н.Д. Эриашвили. М., 1999. С. 221

1 Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки. М., 2001. С. 49-50

1 Предпринимательское право: Учебник // Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. М., 2001. С. 353

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!