Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Беседа как базовый метод психологического консультирования»

/ Конфликтология
Конспект, 

Оглавление

Основным методом психологического консультирования явля­ется консультативная беседа. На первый взгляд это выглядит очень просто: психолог-консультант разговаривает со своим клиентом, и ничем особенным эта беседа не отличается от общения в других ситуациях, например с другом или приятелем. Один человек рас­сказывает другому о том, что его волнует, о своих переживаниях, страхах и проблемах. Однако эта кажущаяся поверхностная про­стота. Профессиональная консультативная беседа обладает своими внутренними принципами и законами организации, соблюдение которых делает возможным оказание в ходе беседы психологичес­кой помощи и поддержки. Трудность овладения навыками ведения консультативного диалога заключается в том, что этому нельзя научиться, читая книги или слушая лекции. Только на практике, работая совместно с тренером или супервизором, который помо­жет анализировать ход беседы, будет отслеживать и затем обсуж­дать динамику процесса, указывать и исправлять ошибки, можно достичь успехов в профессиональной подготовке. 

Беседа является основным методом не только консультирова­ния, но и психотерапии, однако суть его в разных направлениях оказания психологической помощи разная. Различие проявляется уже на уровне названия, традиционно беседу в психотерапии на­зывают психотерапевтическим интервью, под которым понимают «прежде всего метод воздействия, часто основной набор техноло­гий в психотерапии, главный результат которого состоит в его те­рапевтическом эффекте, в разрешении проблем и улучшении со­стояния пациента» [4, с.67]. Интервью предполагает учас­тие двух неравных по занимаемым позициям сторон: интервьюера и интервьюируемого, т.е. ведущего и ведомого, в то время как бе­седа – это изначально общение двух равноправных участников, это диалог как универсальный способ познания другого. Наивыс­шим уровнем развития консультативной беседы является создание такой ситуации общения, в которой возможно раскрытие границ внутреннего мира каждого участника. 

Консультативная беседа – это не стихийный процесс, она имеет свои закономерности развития, свою структуру. Ю.Е. Алешина ус­ловно делит беседу консультанта с клиентом на четыре этапа: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы [1]. По­следовательная смена этапов структурирована по времени таким образом: I этап – 5–10 мин, II этап – 25–35 мин, III этап – 10– 15 мин, IV этап – 5–10 мин.

Ролло Мэй в книге «Искусство психологического консульти­рования» также выделяет четыре этапа развития консультативного процесса, однако суть их несколько отлична. Первая часть встре­чи – установление контакта с клиентом, достижение раппорта. Вторая, «главная часть встречи – исповедь». Далее «наступает ста­дия толкования». И наконец, последняя фаза консультирования – «трансформация личности, что является завершением и целью всего процесса» [5, с.112]. Приведенные выше попытки описать дина­мику процесса психологического консультирования позволяют сделать вывод о том, что структурирование консультативной бесе­ды во многом зависит от теоретических установок и направленно­сти консультанта.

В книге «Основы психологического консультирования» Р. Кочюнас приводит эклектичную модель структуры консультативного процесса, предложенную В.Е. Гилландом с сотрудниками: «Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования любой ориентации» [3, с. 18]. Пе­речислим эти стадии.

1. Исследование проблем – установление контакта с клиен­том и достижение обоюдного доверия.

2. Двумерное определение проблем – стремление консуль­танта точно охарактеризовать проблемы клиента, устанав­ливая как когнитивные, так и эмоциональные их аспекты, уточнение проблем, достижение одинакового их понима­ния клиентом и консультантом.

3. Идентификация альтернатив – выяснение и открытое об­суждение возможных альтернатив решения проблем.

4.   Планирование – критическая оценка альтернатив решения.

5.   Деятельность – последовательная реализация плана реше­ния проблем.

6.   Оценка и обратная связь – совместное оценивание уровня достижения цели и обобщение достигнутых результатов.

Выделение в процессе консультирования этапов необходимо для его понимания и анализа, однако в реальности процесс зна­чительно обширнее, сложнее и не так четко структурирован, вы­деление стадий условно и их взаимоотношения в практической работе не столь однозначны, как это представляет любая схема.

Общим фактом, на который обращают внимание все исследо­ватели, является то, что начало консультативного процесса, пер­вый его этап, заключается в установлении особых отношений меж­ду психологом и клиентом. Эти отношения можно определить как консультативный контакт, построенный на доверии клиента психо­логу. Необходимость установления доверительных отношений как одно из наиболее важных условий возможности консультирования под­черкивается всеми психологами вне зависимости от того, в какой сфере они оказывают свои услуги – в сфере возрастного консульти­рования [2]; индивидуального консультирования [3]; семейного консультирования [1]; психологического консалтинга в области менедж­мента и корпоративного производства [8] и др.

Однако определение и понимание сущности консультативного контакта не столь однозначны. Тем не менее можно выделить несколько уникальных черт, отражающих суть этого сложного явле­ния:

         эмоциональность (контакт возникает не столько на уровне понимания, сколько на уровне переживания, чувствования);

         интенсивность (это искренние отношения, построенные на взаимном обмене переживаниями);

         динамичность (консультативный контакт не есть что-то зас­тывшее, неизменное);

         конфиденциальность (обязательство консультанта не рас­пространять сведения о клиенте способствуют доверитель­ности);

         поддерживающий характер (постоянная поддержка со сто­роны консультанта создает у клиента чувство безопасности отношений) [3].

Создание атмосферы доверия, терапевтического климата яв­ляется основной задачей психолога на начальном этапе консуль­тирования и зависит прежде всего от его личностных качеств и установок по отношению к клиенту и консультативному процессу. Для установления обоюдного доверия консультанту особенно не­обходимы качества, выделенные в 1951 г. К. Роджерсом: искрен­ность, эмпатия и безусловное уважение к людям.

Искренность консультативного контакта (конгруэнтность) – один из важнейших элементов создания терапевтического климата. Ис­кренности нельзя научиться, однако консультант должен уметь вести себя с клиентами так, чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как поддержку, а не как угрозу. По мнению К. Роджерса, конгруэнтность означает, что «в межличностных от­ношениях консультант непринужденно и самобытно выражает свои переживания... Он должен оставаться самим собой во время психо­терапевтического контакта» [7, с.98].

Искренний консультант остается самим собой, а не прячется за маской и не старается исполнить роль. Он естествен в контакте, потому что чуток к своим реакциям и чувствам, добросовестен и правдив в передаче их клиентам. Искренность предполагает соот­ветствие высказываний чувствам и невербальному поведению, спонтанность. Открытый своим чувствам, мыслям, установкам и одновременно не испытывающий тревоги консультант способствует комфортному состоянию клиента.

Однако некоторые специалисты обращают внимание на есте­ственные ограничения в проявлении искренности и открытости со стороны консультанта. Речь идет о том, насколько психологу следует раскрываться перед клиентом, делиться собственными чувствами, соображениями по поводу консультирования. Откровенность кон­сультанта в отношениях с клиентом имеет предел: консультант не обсуждает и не решает собственных проблем с клиентом.

Эмпатию определяют как идентификацию с другим лицом, при которой становится возможным взаимопонимание разных людей. Проявление эмпатии в общении означает, что консультант чутко и точно реагирует на переживания клиента, словно это его соб­ственные переживания. Подразумевается способность «вжиться» в субъективный мир клиента и понять смысл разных событий в этом мире, не разделяя содержание этого мира на правильное и непра­вильное, хорошее и плохое. Безоценочная установка консультанта позволяет клиентам в большей мере принимать себя. Когда кон­сультант точно и старательно идентифицирует разнообразные чув­ства – злобу, страх, враждебность, тревогу, радость, клиент име­ет возможность лучше услышать и понять себя.

Войдя в мир другого человека, консультанту важно оставаться автономным от клиента, т.е. сохранить самость. К. Роджерс писал: «Если я действительно открыт тому, как понимает жизнь другой человек, и принимаю его мир в свой, то рискую начать смотреть на жизнь его глазами и вследствие утраты самости сопротивляться изменению вместе с ним. Другая крайность состоит в полном со­хранении собственного взгляда на мир, скрупулезном анализе и излишней оценке, и тогда понимание другого человека становит­ся недоступно» [6, с.107].

Поэтому сопереживание консультанта клиенту никогда не дол­жно быть тотальным, а только частичным и временным.

Эмпатия означает способность консультанта не только со­переживать, но и понимать клиента. В этом смысле она представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс. Третьим аспектом эмпатии в консультировании является, как отмечает К. Роджерс, передача ее клиенту. Важно не только понимать и со­переживать клиенту, но и показать это ему, что осуществляется самыми разными способами – молчанием, отражением чувств, удачной и своевременной интерпретацией, точной метафорой, рас­сказывая какую-нибудь историю и т.п. Однако эмпатия, которую консультант может выражать различными способами, не сводится к сумме отдельных техник, умелому общению, навыкам, выраба­тываемым с помощью определенных тренировок. Уникальная спо­собность консультанта к эмпатии состоит в своеобразном видении клиента – умении вникнуть в его невербальное поведение и чув­ства, в сказанное об этих чувствах и на основании интуиции по­нять, что клиент говорит откровенно и о чем умалчивает и т.д.

Безусловное уважение клиента – безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности. «Безусловное позитив­ное отношение» – это терпимость ко всем аспектам субъективно­го мира клиента, словно ты сам являешься его частью. Позитивное отношение не выдвигает условий типа «ты мне понравишься, если будешь таким-то», исключается также установка на хорошие и пло­хие качества. Необходимо вобрать все социальные чувства клиента: не только положительные – зрелые, но и негативные – отталки­вающие и пугающие, защитные и ненормальные. Следует смириться с противоречивостью клиента. В подобном отказе терапевта от соб­ственнических установок и попыток удовлетворения своих запро­сов и проявляется забота о клиенте. О клиенте нужно заботиться как о самостоятельной личности, позволяя ему жить своей жиз­нью. [7, с. 132-133].

Консультант должен уметь поддерживать позитивные отноше­ния с самыми разными людьми – консультативный контакт позво­ляет «переступить» через преграды, которые обычно считаются не­преодолимыми. Если в каком-либо случае консультант не в состоя­нии перебороть себя, он обязан направить клиента к коллеге.

Безусловность означает, что базовая установка консультанта не колеблется в зависимости от эмоционального состояния и по­ведения клиента. Безусловное позитивное отношение представля­ется не только сложным, но и довольно противоречивым феноме­ном, так как требование безусловности уважения противоречит другим требованиям, предъявляемым к консультанту (например, искренности). Говоря о безусловности принятия, следует разли­чать субъективный мир клиента и его внешнее поведение. Безус­ловность направлена на принятие чувств, фантазий, мыслей, же­ланий клиента, однако это не означает, что консультант прини­мает любое поведение и поступки клиента.

Искренний интерес к проблемам клиента, подлинное желание помочь ему, максимальная концентрация внимания консультанта только на клиенте, его переживаниях и выс­казываниях, конфиденциальность встреч позволяют создать атмос­феру доверия и безопасности для клиента, необходимую для его самораскрытия и самопознания, делают возможным откровенное обсуждение личных, глубоко интимных проблем. Однако важно не только создать консультативный контакт, но и поддерживать его на протяжении всей встречи. Многие исследователи выделяют специ­альные техники ведения консультативной беседы, использование которых помогает установить доверительные отношения и поддерживать их.

Далее рассмотрим некоторые из техник и принципов орга­низации беседы. Но прежде хотелось бы отметить, что консультатив­ная беседа не есть набор последовательно применяемых техник, она должна быть живой, непринужденной и естественной.

1. Очень важно для консультанта умение слушать своего клиен­та. Чтобы его услышать, консультант должен прежде всего дать клиенту возможность говорить, ограничив свою речь в диалоге. Этот прием имеет свой психотерапевтический смысл: в сложной напря­женной жизненной ситуации человеку необходимо выговориться. По мнению Ю.Е. Алешиной, «за счет того, что собеседник внима­тельно и эмпатически слушает, создавая таким образом атмосфе­ру полного доверия, у рассказчика возникает ощущение облегче­ния, освобождения от напряжения и беспокойства» [1, с. 211]. Выговориться, быть выслушанными – основная потребность многих людей, которые обращаются за психологической помощью. Кроме того, рассказывая свою историю, человек не просто освобождает­ся от напряжения, очищается, выплакивает свою боль, вместе с тем идет серьезная внутренняя работа по переосмыслению фак­тов, проблем, взаимоотношений, что в свою очередь способствует принятию необходимых решений.

Наиболее важным аспектом в слушании является обратная связь, благодаря которой у собеседника создается ощущение, что он говорит не в пустоту, а с живым человеком, который понимает и сопереживает. Для того чтобы клиент чувствовал психологическую поддержку, слушание консультанта должно быть активным и эмпатическим. Активное выслушивание предполагает постоянное уточне­ние и прояснение правильности понимания информации, которую хочет донести клиент. Уточняющие вопросы обеспечивают адекват­ную обратную связь, у клиента появляется уверенность, что его слу­шают и понимают. Однако для консультанта важно точное понима­ние не только на информационном уровне, но и на уровне чувств и переживаний клиента. Эмпатическое слушание предполагает про­яснение и отражение эмоциональных состояний клиента.

Именно чуткое, эмпатическое, внимательное и активное выслу­шивание делает общение с психологом уникальным, дает челове­ку, обратившемуся за психологической помощью, особый опыт полного понимания и принятия.

2. Получение информации о клиенте невозможно без умелого опроса. Несмотря на то что вопросы являются важным и необходи­мым моментом консультирования, следует избегать чрезмерного опрашивания, использование вопросов должно быть крайне осто­рожным. Беседа, перенасыщенная вопросами, рискует превратиться в поверхностный, формальный, похожий на игру в «пинг-понг» обмен репликами, а у клиента может возникнуть чувство, что его допрашивают.

Любой вопрос должен быть обоснован и уместен. Необходимо, чтобы клиент понимал, с какой целью его опрашивают, видел связь между вопросом и оказываемой ему психологической помо­щью, чтобы не возникало ощущение, что ответ удовлетворяет праздное любопытство.

Задаваемые вопросы должны в большей степени сосредоточи­вать внимание клиента на чувствах и переживаниях и в меньшей степени приводить к обсуждению фактологии жизни, биографи­ческих данных. Не следует нагромождать вопросы друг на друга, ставя одновременно несколько вопросов или предлагая разные варианты формулировок одного и того же вопроса.

Формулировка вопроса должна быть по возможности простой, краткой и понятной клиенту. Для консультанта важно, задавая воп­рос, получить на него ответ, даже если клиент отвечает не сразу и возникает пауза. Не следует торопить клиента, проявлять беспо­койство в связи с затянувшимся молчанием, предлагать свои ва­рианты ответов, задавать наводящие вопросы – все эти действия консультанта могут вызвать у клиента ощущение дискомфорта, опасности, напряженности.

3. Отражение содержания помогает консультанту постепенно пе­ревести клиента с уровня поверхностных к более глубоким пережи­ваниям. Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходи­мо уточнять, перефразировать или обобщать его высказывания. Очень важно, чтобы процесс отражения содержания происходил осторож­но, пошагово, не вступая в конфронтацию с клиентом и не прово­цируя сопротивление. Цель уточнений состоит в более полном, объем­ном охвате того, что происходит с человеком, и создании целост­ной картины во всем многообразии связей и взаимоотношений. Перефразирование и переформулировка помогают выкристалли­зовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде. Видоиз­менившись, высказывание становится яснее, конкретнее и понят­нее самому клиенту, открывая ему новый взгляд на излагаемую проблему. Однако, уточняя и переформулируя, психолог не дол­жен выходить за пределы очевидного для клиента, искажать или заменять его мысль, добавлять что-либо от себя, дословно повто­рять высказывания клиента, так как в этом случае у него может создаться впечатление, что его передразнивают, над ним подшу­чивают. В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания, что помогает клиенту систематизировать свои мыс­ли, вспомнить, что было сказано.

4. Непременная составляющая отношений двух людей – по­знание и отражение чувств партнера. Отражение чувств тесно свя­зано с перефразированием высказанных клиентом мыслей, но в случае, когда мы говорим о переживаниях, это более глубокий процесс, попытка приоткрыть внутреннее, субъективное, личност­ное содержание излагаемых фактов из жизни, событий. Главное правило психологического консультирования состоит в приорите­те вопросов о переживаниях и существенной роли отражения чувств. Концентрируя внимание на субъективных аспектах, акцентируя эмоциональные переживания, психолог помогает клиенту разоб­раться в своих чувствах, выступая при этом в качестве зеркала, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих пережива­ний. Отражение чувств включает в себя их идентификацию, опре­деляющую разнообразные чувственные нюансы, принимая во вни­мание любые эмоциональные реакции клиента – положительные, отрицательные, амбивалентные.

5. Для выявления скрытого, но существенного содержания ис­пользуется интерпретация того, что рассказывает клиент. Интер­претация – важный шаг в процессе консультирования, имеющий характер психологического воздействия и дающий клиенту воз­можность по-иному увидеть и понять поведение свое и окружаю­щих. Сущность интерпретаций и возможность их использования в консультативном процессе во многом определяются теоретичес­кими установками консультанта.

Продуктивность интерпретирования зависит от двух факторов: от готовности клиента к принятию интерпретации и от адекватно­сти момента. В связи с этим не уместно пользоваться этим при­емом на начальных этапах консультирования. Интерпретация дол­жна связываться с тем, что клиент уже знает. Своевременность и адресованность личности, имеющей достаточный опыт в самопо­знании, усиливает терапевтическую ценность интерпретации, не­соблюдение этих условий может привести к сопротивлению со сто­роны клиента, к враждебности или к эмоционально равнодушной реакции, свидетельствующей об ослаблении межличностного кон­такта. Несмотря на значимость интерпретации, не следует ею зло­употреблять, формулировать интерпретации лучше в виде допу­щений или выдвигаемых гипотез, в этом случае они легче прини­маются клиентами и не вызывают резкого сопротивления и актуализации защитных механизмов.

6. Консультативная беседа предполагает эмоциональную вовле­ченность не только клиента, но и самого консультанта. Диалог-общение предполагает самораскрытие с обеих сторон. Однако со стороны консультанта важно, чтобы самораскрытие было умест­ным и служило интересам клиента. Говоря о своих чувствах, консультант дает пример открытости в общении, приглашая клиента к более откровенной беседе. Открытость консультанта придает сме­лости клиенту, создает атмосферу безопасности, увеличивает взаим­ное доверие.

Рассказывая о своем опыте и своих переживаниях, психолог при­держивается принципа «здесь и сейчас», акцентируя внимание на той ситуации, которая связывает консультанта и клиента, не обра­щается к прошлому или другим ситуациям, которые не имеют отно­шения к проблемам клиента и далеки от него. Важно, чтобы кон­сультант не злоупотреблял самораскрытием, здесь очень важен фак­тор времени. Преждевременное самораскрытие, самораскрытие вне контекста беседы тормозят общение, снижают его продуктивность, могут испугать клиента. Необходимо учитывать уместность и своев­ременность личной информации, соблюдать принцип пошагового продвижения в самораскрытии по мере развития и углубления со­держания, взаимности и доверительности отношений.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!