Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Одно из основных понятий аудиотехники (от лат. audio – «слышу» и греч. «техне») – Hi-Fi. Это сокращение английского словосочетания «High Fidelity», которое можно перевести как «высокая верность». Но что должно соответствовать данному требованию – запись звука или его воспроизведение? И то и другое. Чтобы звук качественно воспроизвести, его необходимо верно записать. Поэтому техника звукозаписи и техника звуковоспроизведения совершенствовались одновременно.
Требования, которые предъявляют к качеству звукотехнического оборудования, во многом определяются особенностями человеческого слуха, а точнее – строением уха и свойствами психики человека. В широком смысле эти особенности называют психологией восприятия, и занимается ею специальная наука – психоакустика (от греч. «психе» – «душа» и «акустикос» – «слуховой»). Теперь точно известно, что человек ориентируется в пространстве по звуку: даже с завязанными глазами он в состоянии определить, откуда доносится звук – сзади или сбоку, находится его собеседник в комнате или в подземном переходе.
С осмысления и учета этих факторов и начинается Hi-Fi, т. е. высокая точность передачи речи и музыки техническими средствами.
Считается, что добиться Hi-Fi стало возможным лишь после перехода от монофонической (от греч. «монос» – «один» и «фоне» – «звук») записи к стереофонической (от греч. «стереос» – «объемный» и «фоне»). В первом случае звук записывается и воспроизводится по одному каналу. Во втором – звуковые сигналы от двух микрофонов записывают раздельно: по двум (или нескольким) каналам, правому и левому. Воспроизводится стереофоническая запись тоже раздельно (двумя динамиками), благодаря чему у слушателя создается впечатление объемности звучания.
Переход к стереозаписи оказался поистине революционным событием: режиссеры получили возможность работать со звуковым пространством, а слушатели – оценить принципиально новое качество звучания. Однако переход этот произошел не сразу, а готовился постепенно.
Идея стереофонической записи появилась в самом начале XX в. Первые же практические опыты связаны с работами американских ученых Алена Блумлейна в 1929–1931 гг. и Харви Флетчера в 1934 г. Их эксперименты заключались в следующем. В комнате записи (тон-студии) играл оркестр, и музыка через три микрофона передавалась в зал прослушивания, где воспроизводилась через усилители тремя динамиками. Динамики в зале располагались строго в соответствии с положением микрофонов в тон-студии. Слушатели не видели музыкантов, но достаточно точно определяли, как те перемещаются вдоль линии воображаемой сцены; передвижение в глубину различалось хуже. В 1939 г. Американская радиовещательная корпорация впервые осуществила трехканальную запись звука.
Возникает вопрос: почему в опытах со стереозвуком использовали три канала, а не два – правый и левый? Дело в том, что значительного прогресса в области стереозвука удалось добиться, как это ни странно, благодаря кинематографу. Первоначально фильмы не озвучивались, а лишь сопровождались игрой тапера в зале. Когда же Великий немой (так раньше называли кино) «заговорил», техника звукозаписи стала стремительно развиваться. Именно в кино вопрос качества звука особенно актуален.
Зритель в кинотеатре должен не только видеть героев фильма, но и хорошо слышать, что они говорят. Однако и этого недостаточно. Если, например, актер перемещается в кадре слева направо, а динамик, воспроизводящий звук, находится где-то сбоку, изображение на экране «оторвется» от звукового сопровождения, что создаст ощущение неестественности происходящего. Во избежание этого озвучивание фильма для большого помещения производится по трем независимым каналам. В кинотеатре три группы громкоговорителей располагают за экраном – слева, в центре и справа. Такой порядок соответствует расположению микрофонов в съемочном павильоне киностудии. Когда актер, перемещаясь в кадре, произносит текст, звук его голоса слышен сначала слева, потом, по мере приближения к правому микрофону, звук слева ослабевает, а в центральном и правом динамиках становится громче. Поэтому у зрителя и создается ощущение, что звук исходит непосредственно от изображения актера на экране.
В Советском Союзе идею стереофонического сопровождения фильма впервые высказал изобретатель Л.И. Экало в 1928 году. Спустя девять лет в кинотеатре «Москва» стала действовать первая в СССР установка для передачи стереофонического звучания. Она была двухканальной. Однако большого распространения система не получила. Использовавшийся в то время формат кинокадра 18 х 24 мм ограничивал размер экрана по ширине. При пропорциях экрана 1:1,37 зрительный зал делали узким, поэтому динамики находились слишком близко друг к другу, и эффект стереозвучания был слабым, особенно для зрителей в задних рядах.
Коренным образом ситуация изменилась после изобретения широкоэкранного кино с пропорциями экрана 1:2. Появилась возможность увеличить расстояние между динамиками левого и правого каналов и тем самым значительно улучшить пространственное восприятие звука. В конце 1953 г. широкоэкранные фильмы с трехканальной стереофонической магнитной записью звука были сняты в США. В Советском Союзе первый широкоэкранный кинотеатр со стереофоническим звуком открылся в июне 1955 г. в Москве.
К середине 50-х гг. технология магнитной стереофонической записи была освоена только в кино. Технологию производства граммофонных пластинок удалось поднять до уровня, позволяющего переносить двухканальные стереозаписи на долгоиграющие пластинки, лишь в 1958 г. С этого времени объемный звук можно было услышать не только в кинотеатре, но и в квартирах. Звучание аппаратуры стало сравнимо с «живыми» звуками. Это и приняли за стандарт качества. На страницах журналов и рекламных изданий появился термин «высокая верность» – Hi-Fi.
МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП
Фирмы, производящие бытовую звуковую аппаратуру, по традиции долго следовали принципу «все в одном» – выпускали в основном так называемые звуковые комбайны. В обычном домашнем стационарном (от лат. stationarius – «неподвижный») радиоприемнике находятся модуль настройки на нужную станцию, громкоговоритель и усилитель. Но и громкоговорители, и усилители есть и в магнитофоне, и в проигрывателе. Поэтому, чтобы сэкономить место и средства, возникла идея сделать общий усилитель с громкоговорителем для всех устройств, входящих в систему.
Комбайны, или магниторадиолы, напоминали современные аудиоцентры, с той лишь разницей, что все части комбайна были монофоническими и помещались в одном корпусе. Это лишало возможности заменить, например, устаревший проигрыватель более совершенным стереофоническим.
Со временем при конструировании аппаратуры стали использовать блочно-модульный принцип. Он позволял купить по отдельности проигрыватель, магнитофон, усилитель, динамики и собрать из них качественную аудиосистему по своему вкусу. Появление аппаратуры «высокой верности» совпало с разделением устройств, входящих в комбайн, на независимые блоки. Само же сокращение Hi-Fi перестало обозначать просто высокую точность звучания – оно стало символом (а позднее и логотипом) нового стандарта качества звукотехнических изделий.
ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О HI-FI
Представления о качественном воспроизведении звука со временем менялись. Сначала при совершенствовании аппаратуры основной упор делался на ее технические характеристики: считалось, чем они лучше, тем качественнее будет звучание. Фирмы-производители стремились поразить покупателя каким-нибудь новым, «запредельным» результатом.
Однако к концу 70-х гг. стало очевидно, что подобная оценка качества не совсем верна. Почему, скажем, два усилителя разных фирм с абсолютно одинаковыми характеристиками звучат по-разному? Или другой пример. Есть два усилителя равной мощности, но один транзисторный, а другой ламповый. Если судить по измеренным в лаборатории параметрам, первый безусловно лучше, однако на практике выясняется, что его звучание гораздо хуже.
Причина феномена «транзисторного звучания» была понята далеко не сразу. Прошло около двух десятилетий, прежде чем удалось обнаружить, что ранние модели бытовых транзисторных усилителей особым образом искажают звук.
ЧТО ТАКОЕ HI-END?
Это открытие привело к возврату, казалось бы, давно забытых радиоламп – диодов, триодов и пентодов. С возрождения ламповой техники и с изменения отношения к техническим параметрам началась эра Hi-еnd. Немалую роль в появлении нового понятия сыграла и разработанная к началу 80-х гг. новая технология записи – цифровая.
Перевести Hi-еnd можно как «высший предел» или же «передний край» науки и техники (такой вариант иногда предлагается в научно-технических статьях). Что же отличает аппаратуру Hi-End от Hi-Fi?
Как правило, техника класса Hi-End изготовляется по заказу для конкретного покупателя и носит эксклюзивный характер. Например, ламповые усилители английской фирмы «Аудио Неут», в которых провода выходных трансформаторов сделаны из чистого серебра. Или модель «Вестминстер» известной английской фирмы «Тэноу», производящей акустические системы. Об уровне такой техники можно судить по тому, что пара колонок «Вестминстер» стоит в резиденции Ее Величества Королевы Великобритании. Дня подобной аппаратуры используют дорогостоящие материалы, включающие редкоземельные элементы, сверхточные радиодетали и т.д. Недешево обходятся и научные исследования в данной области. Все это вместе взятое значительно повышает как себестоимость производства, так и конечную цену такой аудиотехники. Hi-еnd – это особый подход буквально ко всем компонентам, составляющим стереосистему. В эпоху Hi-Fi никому бы и в голову не пришло, что стойка для усилителей может «сушить» звук или что на проводах нужно ставить стрелки. А стрелки эти, как иронично заметил серьезный американский специалист Фрэд Дэвис, нужны для того, чтобы переменный ток знал, в какую сторону ему течь, и аппаратура лучше звучала.1
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!