Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Аппаратура Hi-Fi и Hi-end. Критерии высокого качества звучания: четкая идентификация источника звука, высокий динамический диапазон, передача акустических особенностей помещения.»

/ Товароведение и экспертиза товаров
Конспект, 

Оглавление

Одно из основных понятий аудиотехники (от лат. audio – «слышу» и греч. «техне») – Hi-Fi. Это сокращение английского словосочетания «High Fidelity», которое можно перевести как «высокая верность». Но что долж­но соответствовать данному требова­нию – запись звука или его воспро­изведение? И то и другое. Чтобы звук качественно воспроизвести, его необ­ходимо верно записать. Поэтому тех­ника звукозаписи и техника звуковос­произведения совершенствовались одновременно. 

Требования, которые предъявляют к качеству звукотехнического обору­дования, во многом определяются особенностями человеческого слуха, а точнее – строением уха и свойствами психики человека. В широком смысле эти особенности называют психоло­гией восприятия, и занимается ею специальная наука – психоакустика (от греч. «психе» – «душа» и «акустикос» – «слуховой»). Теперь точно из­вестно, что человек ориентируется в пространстве по звуку: даже с завязан­ными глазами он в состоянии опреде­лить, откуда доносится звук – сзади или сбоку, находится его собеседник в комнате или в подземном переходе. 

С осмысления и учета этих факто­ров и начинается Hi-Fi, т. е. высокая точность передачи речи и музыки техническими средствами.

Считается, что добиться Hi-Fi стало возможным лишь после перехода от монофонической (от греч. «монос» – «один» и «фоне» – «звук») записи к стереофонической (от греч. «стереос» – «объемный» и «фоне»). В пер­вом случае звук записывается и вос­производится по одному каналу. Во втором – звуковые сигналы от двух микрофонов записывают раздельно: по двум (или нескольким) каналам, правому и левому. Воспроизводится стереофоническая запись тоже раз­дельно (двумя динамиками), благода­ря чему у слушателя создается впечат­ление объемности звучания.

Переход к стереозаписи оказался поистине революционным событи­ем: режиссеры получили возможность работать со звуковым пространством, а слушатели – оценить принципиаль­но новое качество звучания. Однако переход этот произошел не сразу, а го­товился постепенно.

Идея стереофонической записи появилась в самом начале XX в. Пер­вые же практические опыты связаны с работами американских ученых Алена Блумлейна в 1929–1931 гг. и Харви Флетчера в 1934 г. Их экспе­рименты заключались в следующем. В комнате записи (тон-студии) играл оркестр, и музыка через три микро­фона передавалась в зал прослушива­ния, где воспроизводилась через уси­лители тремя динамиками. Динамики в зале располагались строго в соответ­ствии с положением микрофонов в тон-студии. Слушатели не видели му­зыкантов, но достаточно точно опре­деляли, как те перемещаются вдоль линии воображаемой сцены; пере­движение в глубину различалось хуже. В 1939 г. Американская радиовеща­тельная корпорация впервые осущест­вила трехканальную запись звука.

Возникает вопрос: почему в опытах со стереозвуком использовали три ка­нала, а не два – правый и левый? Де­ло в том, что значительного прогрес­са в области стереозвука удалось добиться, как это ни странно, благода­ря кинематографу. Первоначально фильмы не озвучивались, а лишь со­провождались игрой тапера в зале. Когда же Великий немой (так раньше называли кино) «заговорил», техника звукозаписи стала стремительно раз­виваться. Именно в кино вопрос ка­чества звука особенно актуален.

Зритель в кинотеатре должен не только видеть героев фильма, но и хорошо слышать, что они говорят. Однако и этого недостаточно. Если, например, актер перемещается в кад­ре слева направо, а динамик, воспро­изводящий звук, находится где-то сбоку, изображение на экране «ото­рвется» от звукового сопровождения, что создаст ощущение неестествен­ности происходящего. Во избежание этого озвучивание фильма для боль­шого помещения производится по трем независимым каналам. В кино­театре три группы громкоговорите­лей располагают за экраном – слева, в центре и справа. Такой порядок со­ответствует расположению микро­фонов в съемочном павильоне кино­студии. Когда актер, перемещаясь в кадре, произносит текст, звук его го­лоса слышен сначала слева, потом, по мере приближения к правому микро­фону, звук слева ослабевает, а в цен­тральном и правом динамиках стано­вится громче. Поэтому у зрителя и создается ощущение, что звук исхо­дит непосредственно от изображения актера на экране.

В Советском Союзе идею стерео­фонического сопровождения филь­ма впервые высказал изобретатель Л.И. Экало в 1928 году. Спустя девять лет в кинотеатре «Москва» стала действо­вать первая в СССР установка для пе­редачи стереофонического звучания. Она была двухканальной. Однако большого распространения система не получила. Использовавшийся в то время формат кинокадра 18 х 24 мм ограничивал размер экрана по шири­не. При пропорциях экрана 1:1,37 зрительный зал делали узким, поэто­му динамики находились слишком близко друг к другу, и эффект стереозвучания был слабым, особенно для зрителей в задних рядах.

Коренным образом ситуация изме­нилась после изобретения широкоэк­ранного кино с пропорциями экрана 1:2. Появилась возможность увели­чить расстояние между динамиками левого и правого каналов и тем самым значительно улучшить пространст­венное восприятие звука. В конце 1953 г. широкоэкранные фильмы с трехканальной стереофонической магнитной записью звука были сняты в США. В Советском Союзе первый широкоэкранный кинотеатр со сте­реофоническим звуком открылся в июне 1955 г. в Москве.

К середине 50-х гг. технология магнитной стереофонической записи была освоена только в кино. Техноло­гию производства граммофонных пластинок удалось поднять до уровня, позволяющего переносить двухканальные стереозаписи на долгоигра­ющие пластинки, лишь в 1958 г. С это­го времени объемный звук можно было услышать не только в кинотеат­ре, но и в квартирах. Звучание аппа­ратуры стало сравнимо с «живыми» звуками. Это и приняли за стандарт качества. На страницах журналов и рекламных изданий появился тер­мин «высокая верность» – Hi-Fi.

МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП

Фирмы, производящие бытовую звуко­вую аппаратуру, по традиции долго следовали принципу «все в одном» – выпускали в основном так называемые звуковые комбайны. В обычном до­машнем стационарном (от лат. stationarius – «неподвижный») радиоприем­нике находятся модуль настройки на нужную станцию, громкоговоритель и усилитель. Но и громкоговорители, и усилители есть и в магнитофоне, и в проигрывателе. Поэтому, чтобы сэкономить место и средства, возни­кла идея сделать общий усилитель с громкоговорителем для всех уст­ройств, входящих в систему.

Комбайны, или магниторадиолы, напоминали современные аудиоцент­ры, с той лишь разницей, что все час­ти комбайна были монофонически­ми и помещались в одном корпусе. Это лишало возможности заменить, например, устаревший проигрыва­тель более совершенным стереофо­ническим.

Со временем при конструирова­нии аппаратуры стали использовать блочно-модульный принцип. Он по­зволял купить по отдельности проигрыватель, магнитофон, усилитель, динамики и собрать из них качествен­ную аудиосистему по своему вкусу. Появление аппаратуры «высокой верности» совпало с разделением устройств, входящих в комбайн, на независимые блоки. Само же сокра­щение Hi-Fi перестало обозначать просто высокую точность звучания – оно стало символом (а позднее и ло­готипом) нового стандарта качества звукотехнических изделий.

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О HI-FI

Представления о качественном вос­произведении звука со временем ме­нялись. Сначала при совершенство­вании аппаратуры основной упор делался на ее технические характери­стики: считалось, чем они лучше, тем качественнее будет звучание. Фир­мы-производители стремились пора­зить покупателя каким-нибудь но­вым, «запредельным» результатом.

Однако к концу 70-х гг. стало оче­видно, что подобная оценка качества не совсем верна. Почему, скажем, два усилителя разных фирм с абсолютно одинаковыми характеристиками зву­чат по-разному? Или другой пример. Есть два усилителя равной мощности, но один транзисторный, а другой ламповый. Если судить по измерен­ным в лаборатории параметрам, пер­вый безусловно лучше, однако на практике выясняется, что его звуча­ние гораздо хуже.

Причина феномена «транзистор­ного звучания» была понята далеко не сразу. Прошло около двух десяти­летий, прежде чем удалось обнару­жить, что ранние модели бытовых транзисторных усилителей особым образом искажают звук.

ЧТО ТАКОЕ HI-END?

Это открытие привело к возврату, ка­залось бы, давно забытых радио­ламп – диодов, триодов и пентодов. С возрождения ламповой техники и с изменения отношения к техни­ческим параметрам началась эра Hind. Немалую роль в появлении нового понятия сыграла и разрабо­танная к началу 80-х гг. новая техно­логия записи – цифровая.

Перевести Hind можно как «выс­ший предел» или же «передний край» науки и техники (такой вариант иногда предлагается в научно-техни­ческих статьях). Что же отличает ап­паратуру Hi-End от Hi-Fi?

Как правило, техника класса Hi-End изготовляется по заказу для конкрет­ного покупателя и носит эксклюзив­ный характер. Например, ламповые усилители английской фирмы «Ау­дио Неут», в которых провода выход­ных трансформаторов сделаны из чистого серебра. Или модель «Вест­минстер» известной английской фир­мы «Тэноу», производящей акусти­ческие системы. Об уровне такой техники можно судить по тому, что пара колонок «Вестминстер» стоит в резиденции Ее Величества Королевы Великобритании. Дня подобной аппа­ратуры используют дорогостоящие материалы, включающие редкозе­мельные элементы, сверхточные ра­диодетали и т.д. Недешево обходятся и научные исследования в данной области. Все это вместе взятое значи­тельно повышает как себестоимость производства, так и конечную цену та­кой аудиотехники. Hind – это особый подход бук­вально ко всем компонентам, состав­ляющим стереосистему. В эпоху Hi-Fi никому бы и в голову не пришло, что стойка для усилителей может «су­шить» звук или что на проводах нужно ставить стрелки. А стрелки эти, как иронично заметил серьезный амери­канский специалист Фрэд Дэвис, нуж­ны для того, чтобы переменный ток знал, в какую сторону ему течь, и ап­паратура лучше звучала.1



1 Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника // Гл. ред. М.Д. Аксенова. М., 1999. С. 473-478

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!