Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Антимонопольное законодательство Российской Федерации и его требования»

/ Общая экономика
Конспект, 

Оглавление

Важнейшей частью проводимых в России преоб­разований для преодоления монополизации экономики были и остаются правовая защита конку­ренции и обеспечение открытости товарных и финан­совых рынков Российской Федерации.

    Очевидно, что при добросовестной состязатель­ности предпринимателей производитель товаров (ра­бот, услуг) лично заинтересован в получении преиму­ществ перед другими субъектами на рынке. Эти пре­имущества выражаются в предпочтении потребителем его товара аналогичным предложениям со стороны прочих предпринимателей. Такая борьба за покупате­ля в идеальном варианте приводит к стремлению хо­зяйствующего субъекта постоянно наращивать выпуск производимой продукции, повышать ее качество, сни­жать цены, стараясь при этом уменьшить производ­ственные расходы. Кроме того, речь здесь идет и о пре­имуществах, связанных с созданием положительного образа компании в глазах покупателя, формировани­ем ее деловой репутации, что также влияет на потре­бительский выбор. Указанное стремление обуславли­вает и конкретные формы, методы хозяйственной де­ятельности предприятий, определяет характер их по­ведения на рынке. Простым установлением норматив­ных правил поведения было бы невозможно заставить производителя двигаться в данном направлении. И именно поэтому государство, отстаивающее кроме всего прочего и публичные интересы, обязано прило­жить все усилия для того, чтобы создать конкурентную среду, способствующую выбору хозяйствующим субъектом такого поведения, при котором удовлетво­рялись бы как его коммерческие запросы, так и потреб­ности общества, а также отдельных покупателей. Имен­но в этом, на наш взгляд, и состоит важнейшая функ­ция конкуренции. Подобное воздействие конкурентной борьбы на предпринимателей далее дополняется нормативным регулированием, устанавливающим в основном общие рамки дозволенного (по принципу “Дозволено все, что не запрещено законом”) и препятствующим перерастанию добросовестной конкурен­ции в противоправную деятельность.

    Создание и постоянное поддержание государством конкурентного состояния рынка не позволяет злоупотреблять экономической властью, запрещает в этой связи определенные действия, направленные на недобросовестное приобретение экономических пре­имуществ, способствует сбалансированному развитию всех участников рыночных отношений. Таким обра­зом, на лицо необходимость создания и применения специальных правил и мер, гарантирующих конкуренцию и открытость экономики России.

    Эти меры и правила можно обозначить как антимонопольную политику. Антимонопольную политику следует рассматривать не в рамках действующего антимонопольного законодательства, а гораз­до шире. Антимонопольную политику нельзя сводить к мерам админи­стративного воздействия в плане регулирования монопольного ценооб­разования или предотвращения искусственного ограничения доступа на рынки тем или иным покупателям и продавцам и прочее. Следует подра­зумевать под ней прежде всего механизм проводимых институциональ­ных и структурных реформ. Другими словами, проводимые в стране институциональные и структурные реформы, должны иметь антимонопольную на­правленность и рассматриваться как неотъемлемая часть антимонополь­ной политики.

    Цели антимонопольной политики можно обозначить следующие: способствовать поддержанию, развитию конкурентной среды хозяйствования, достижению большей сбалансированности народного хозяйства, снижению инфляции, укреп­лению рубля путем снижения темпов роста цен (демонополизации цено­образования), расширения ассортимента предлагаемых товаров, нара­щивания объемов их выпуска. Тогда механизм институциональных, структурных реформ, не только не будет про­тиворечить, а наоборот, будет всячески способствовать финансовой ста­билизации. В результате снизится мафиозная коррумпированность вновь нарождающихся негосударственных структур. Экономическая эффективность проводимых реформ будет более предсказуемой.1

    Для того, чтобы разобраться в проблемах россий­ского законодательства о конкуренции, не лишне вос­пользоваться опытом зарубежных стран. Зарубежное законодательство о конкуренции имеет достаточно длинную историю становления и развитии Все основ­ные понятия законодательства о конкуренции, меха­низмы приведения его в действие уже хорошо разра­ботаны в законодательстве стран Западной Европы, Соединенных Штатов и других государств. Поэтому в первую очередь необходимо рассмотреть причины и условия создания за­конодательства о конкуренции в развитых капиталис­тических странах.

    В странах Западной Европы и в Соединенных Штатах специальные законы, регулирующие конку­ренцию, появились в конце ХIХ - начале ХХ века. Это:

        антитрестовские законы;

        законы против ограничения конкуренции;

        законы об ограничительной торговой практике;

        законы о конкуренции;

        законы о картелях.

    Зарубежное законодательство о конкуренции возникло в условиях рыночной экономики, когда появи­лись крупные структуры монополистического типа, между которыми заключались соглашения, направлен­ные на ограничение предложения и повышение цен. В разных странах предпочтения отдавались определен­ным видам соглашений.

    К примеру, в Германии очень широкое распрос­транение получили картельные и синдикатные соглашения (т.е. соглашения по вопросам сбыта продукции).

    Другая не менее распространенная форма согла­шений – трест, чья родина – Соединенные Штаты Америки. В этом случае имеет место единое управление предпри­ятиями, входящими в трест. При этом предприятия те­ряют не только свою самостоятельность при установ­лении условий сбыта, но и производственную и коммер­ческую самостоятельность. Вместо ранее изолирован­ных предприятий создается одно целое. Одним их ста­рейших и крупнейших трестов мира был созданный в США в 1882 году “Стандарт Ойл”.

    Еще одна структура монополистического типа – концерн. Он объединяет предприятия различных от­раслей промышленности, транспорта, торговли, часто в производственном отношении совсем не связанные друг с другом. Ярким примером может служить кон­церн Стингера, возникший в Германии после Второй мировой войны и распавшийся после экономического кризиса 1929-1933 гг. В него входили металлургичес­кие предприятия, предприятия машиностроения и хи­мического производства, плантации кофе и хлопка в различных странах, торговые и транспортные компа­нии, бумажные фабрики и т.п. Главная цель соглаше­ний – лишить организации, входящие в концерн, про­изводственной, коммерческой, торговой самостоятель­ности.

    Естественно, ни потребители, ни конкуренты не получали выгоды от монополизации рынка. Не устраи­вало такое положение ни государственные органы, ни малые предприятия. И как ответная реакция на сни­жение темпов развития экономики и безраздельное гос­подство и рост монополий появляются первые антимо­нопольные законы. В нормативных актах ряда стран, регулирующих торговый оборот, например, актах о тор­говле, об охране потребителей, контроле за ценами и качеством товаров, содержатся ограничения на торговую практику. В других странах появляются специаль­ные законы, непосредственно направленные на регулирование конкуренции и монополии: например, закон Шермана 1890 года в США, Закон о предупреждении и запрете объединений, ограничивающих торговлю в Ка­наде.1 

    Таким образом, законодательство о конкурен­ции развитых капиталистических стран возникло в условиях рынка, при наличии конкурентных отноше­ний и в основном содержит ограничительные нормы – т.е. нормы, препятствующие разрушению конкурен­ции.

    Процесс формирования законодательства о кон­куренции в нашей стране существенно отличался от аналогичного процесса в развитых странах. Во-первых, он начался в период,
когда еще не было рыночных от­ношений, во-вторых, при полном отсутствии конкурен­ции и в-третьих, при наличии сформировавшихся го­сударственных монополий, так непохожих на монопо­лии зарубежных стран.

    В современной России правила, связанные с конкуренцией, сосредоточены в нормативных правовых актах, входящих в систему антимонопольного законодательства Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 1-1 Закона РФ “О конкурен­ции и ограничении монополистической деятельнос­ти на товарных рынках” антимонопольное законодательство включает:

1)     Конституцию Российской Федерации;

2)     Закон о конкуренции;

3)     федеральные законы, издаваемые в соответ­ствии с Законом о конкуренции;

4)     указы Президента Российской Федерации;

5)     постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

    Практическое значение определения состава ан­тимонопольного законодательства состоит в том, что применение целого ряда норм федеральных законов связывается с необходимостью точного установления круга актов, входящих в антимонопольное законодательство.

    Прежде всего, антимонопольное законодатель­ство включает нормы Конституции Российской Феде­рации. Законодатель закрепил также правовые нормы поддержки конкуренции в п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ.

    В соответствии с ними на государство возлагает­ся обязанность обеспечить свободу экономической деятельности, по  конкуренцию, следить за тем, чтобы на территории Российской Федерации не устанавливались какие-либо препятствия для свобод­ного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Отмеченные ограничения могут вводиться лишь в соответствии с федеральным законом, и толь­ко в том случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охра­ны природы и культурных ценностей. В этой связи следует отметить, что конституционной обязанности государства обеспечить свободу экономической дея­тельности и конкуренцию корреспондирует право предпринимателей и потребителей на добросовест­ную конкуренцию.

    Конституция России запрещает любую экономи­ческую деятельность (как на товарных, так и на финан­совых рынках), которая направлена на монополиза­цию экономики и недобросовестную конкуренцию.

    Основополагающие конституционные принци­пы антимонопольного регулирования развиваются в большой группе федеральных законов, среди которых центральное место занимает Закон о конкуренции.

    Будучи первым российским антимонопольным законом, данный нормативный акт опирается на весь­ма богатый опыт подготовки и применения законода­тельства о конкуренции зарубежных стран и содержит все его основные черты.1

    С самого начала формирования правовой базы рыночных реформ в различных областях экономики России законодатель стремился следовать принципам поддержки конкуренции. Поэтому среди большого массива антимонопольного законодательства выделя­ются законодательные акты, принятые на основе За­кона о конкуренции и включающие отдельные поло­жения антимонопольной направленности. Подобные правовые нормы можно условно подразделить на:

    а) содержащие требования по осуществлению различ­ных видов деятельности; б) содержащие организаци­онные требования.

    К первой группе нормативных положений следу­ет отнести такие, как:

    1) ч.5, 6,7 ст.17 Закона РФ от 2l февраля 1992 г.” О недрах”; 2) ст. 32 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. “О банках и банковской деятельности”; 3) ст.146-6, 157-1, 157-2 Кодекса РСФСР об администра­тивных правонарушениях; 4) ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г.; 5) ч.3 ст.29 Федерального закона от 13 октября 1995 г. “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”; 6) п.4 ст.3 Феде­рального закона от 27 декабря 1995 г. “О государствен­ном оборонном заказе”.

    Правовые нормы, связанные с организационны­ми требованиями, включают, например: 1) ч. 2,3,4 ст.17 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. ”О недрах” (в редак­ции Федерального закона от 3 марта 1995 г. №27-ФЗ); 2) п.4 ст.8 Закона РФ от 3 июля 1991 г. “О привати­зации государственных и муниципальных предприя­тий в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями); 3) ст. 39 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. “О животном мире”; 4) ч.1 ст. 16 Фе­дерального закона от 9 августа 1995 г. “О почтовой свя­зи”; 5) п.4 ст. 6, п.1 ст.93 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. “Об акционерных обществах”.1

    Приведенные автором нормы относятся к разряду норм антимонопольного законодательства, так как все они приняты в связи с реализацией антимонопольной политики, направлены на правовое обеспечение анти­монопольного регулирования и защиты конкуренции, используют терминологию Закона о конкуренции, строятся на основе его принципиальных положений и предполагают участие в их реализации антимоно­польных органов России.

    Закон о конкуренции в ст. 1-1 исходит из широ­кой трактовки состава антимонопольного законода­тельства и включает в нем не только законодательные, но и подзаконные акты, т.е. указы Президента Россий­ской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. В качестве приме­ра можно назвать принятые Указы Президента РФ от 17 февраля 1995 г. №161 “О гарантиях права гражданина охрану здоровья при распространении рекламы”, от 27 февраля 1995 г. №2010 Государственного комитета Российской Федерации по антимонополь­ной политике и поддержке новых экономических структур”, от 06 марта 1995 г. №161 “Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятель­ности в Российской Федерации”, Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. №191 “О Государственной программе демонополизации экономики и
развития конкуренции на рынках Российской Феде­рации, Постановление Правительства РФ от 26 декаб­ря 1995 г. №1284 “Оплате за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодатель­ством”.

    Проблема конкуренции имеет и международное значение. Поэтому при применении антимонополь­ного законодательства Российской Федерации необ­ходимо учитывать положения соответствующих меж­дународных договоров, имея в виду п.4 ст. 15 Консти­туции Российской Федерации. Он гласит, что обще­признанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Феде­рации являются составной частью ее правовой систе­мы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмот­ренные законом, то применяются правила междуна­родного договора.

    В этом смысле возрастает роль антимонопольно­го права государств СНГ. Так, сотрудничество госу­дарств СНГ по вопросам развития конкуренции в на­стоящее время опирается на положения ряда между­народно-правовых документов: Соглашения “О принципах сближения хозяйственного законодательства от 9 ноября 1992 г., договора “О создании Экономи­ческого союза” от 24 сентября 1993 г., Соглашения “О согласовании антимонопольной политики” от 12 мар­та 1993 г. и Договора “О проведении согласованной антимонопольной политики” от 23 декабря 1993 г. Дан­ные акты провозглашают основные принципы межго­сударственного антимонопольного регулирования.1

    Выводы: Антимонопольное законодательство – это право­вая форма государственного регулирования экономи­ки. Такое законодательство включает нормативные правовые акты, направленные на воспроизводство и поддержку добросовестной конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а так­же на обеспечение открытости экономического пространства. Антимонопольное законодательство по сво­ему уровню является федеральным.



1 Меркулова Ю. Приватизация и демонополизация // Общество и экономика. – 1998. - №8-9. С. 188

1 Ермошенко Н.Н. Антимонопольное законодательство и конкуренция. – Киев, 1991. С. 97-98

1 Клейн Н.И. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности // Предпринима­тельское право. - М., 1993. С. 235-244

1 Тотьев К.Ю. Антимонопольное право России. – М., 1997. С. 3-5

1 Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 6-7

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!