Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Анализ процесса формирования системы методов государственного регулирования внешней торговли в Российской Федерации. Роль и место таможенных органов»

/ Мировая экономика и международные экономические отношения
Конспект, 

Оглавление

Сложный процесс демонополизации внешней торговли бывшего Союза ССР, а также Российской Федерации, зарождение и развитие процесса перехода экономики страны к рыночным отношениям в сфере внешней торговли сочетается с далеко не всегда последовательным и безболезненным поиском необходимого минимума в комплексе мер государственного регулирования внешней торговли страны.

       Переход страны на рыночные отношения во внешнеэкономической сфере осуществлялся более ускоренными темпами, чем такой переход национальной экономики в целом. Началом стало принятие постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» от 19 августа 1986 г. № 991, явившимся одним из последних совместных постановлений КПСС и Советского Правительства. В постановлении сделаны, в принципе, правильные выводы, которые сводятся к следующему:

1)    Сложившееся положение во внешнеэкономическом комплексе страны в значительной степени стало следствием использования устаревших методов управления внешнеэкономической деятельностью, а также явной разобщенности производственной сферы национальной экономики и ее внешнеторговой составляющей.

2)    Такое разобщение выразилось в том, что производственные объединения и предприятия страны оказались по сути дела отстраненными от участия во внешнеэкономической деятельности вообще и, в частности, непосредственно от деятельности внешнеторговой.

       В постановлении сделан акцент на прямолинейные административно-командные составляющие в деле управления внешнеэкономическими связями. Первым же пунктом резолютивной части предусматривалось создание нового громоздкого бюрократического органа – Государственной внешнеэкономической комиссии Совета Министров СССР, призванный осуществлять «функции руководства деятельностью внешнеэкономических министерств и ведомств» при реализации ими внешнеэкономических связей. Однако, новая громоздкая и крайне зацентрализованная бюрократическая надстройка по существу оказалась неспособной найти свое место в системе органов государственного управления внешнеэкономическими связями и дополнила собой и без того достаточно длинный перечень согласовательных инстанций.

        Практическая реализация постановления свелась к растаскиванию по ведомственно-территориальным квартирам прав проведения экспортно-импортных операций по номенклатуре товаров, закрепленной за различными внешнеторговыми объединениями, подведомственными в основном Министерству внешней торговли СССР, а также к передаче некоторых из этих объединений в подчинение ряда союзных отраслевых министерств.

       Обвальный рост числа участников внешнеэкономических связей, начавшийся с 4 квартала 1986 г., и усилившийся с 1987 г. и особенно в 1988 г., стиль и методы их выступлений на внешних рынках, нередко происходивших вразрез с необходимостью соблюдения общегосударственных интересов и выражавшихся в не всегда грамотном ведении оперативно-коммерческой работы, поставили на повестку дня вопрос о разработке и выпуске нормативного акта, который упорядочил бы эти во многом неуправляемые процессы путем принятия и последующей практической реализации оптимального комплекса мер государственного регулирования внешней торговли в условиях появления элементов, свидетельствующих о начавшемся процессе перехода экономики страны на рыночные отношения, во всяком случае – в сфере внешней торговли.

       Таким – несколько запоздалым – нормативным актом стало постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1989 г. № 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».

·       Несмотря на по-прежнему декларативный характер его названия, «ритуальные» ссылки на партийные органы практическая ценность постановления  состоит в том, что в нем:

·       во-первых, впервые в практике выпуска нормативных актов по вопросам внешнеэкономических связей обозначена роль таможенного тарифа как наиболее важного экономического инструмента регулирования внешней торговли страны, что было особенно актуально в обстановке начавшегося процесса перехода национальной экономики на рыночные отношения, во всяком случае – в сфере внешней торговли;

·       во-вторых, содержится признание о рыночной несостоятельности фиксированного Внешэкономбанком СССР курса советского рубля по отношению к иностранным валютам и предусматриваются, пусть робкие, но уже практические меры, направленные на обеспечение использования более реального курса советского рубля при расчетах во внешнеэкономических связях;

·       в-третьих, очерчены контуры системы мер государственного регулирования внешней торговли, разумеется, нуждающихся в тщательной проработке механизма их применения;

·       в-четвертых, обозначены принципы взаимодействия органов государственной власти и управления, призванных разрабатывать, вводить и осуществлять контроль за соблюдением мер государственного регулирования внешней торговли;

·       в-пятых, намечены пути, практическая реализация которых обеспечивала переход к таможенной статистике внешней торговли, свободной от ведомственного влияния в той системе, в какой сам процесс формирования такой статистики обеспечивался освобождением от ведомственного влияния и происходил на основе первичных документов, достоверность которых при представлении их на проверку контролировались бы ведомством, независимым от участников внешнеэкономических связей.

       Однако наиболее проработанным, последовательным и конкретным нормативным актом в плане определения и механизма функционирования мер государственного регулирования внешней торговли стало постановление Совета Министров СССР от 7 марта 1989 г. №203 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности».

       Постановлением предусматривалось создание четырехэлементной системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, включающей:

1.     Регистрацию участников внешнеэкономических связей.

2.     Декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР.

3.     Порядок экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения.

4.     Меры оперативного регулирования внешнеэкономических связей.

       За некоторыми изъятиями эта система мер государственного регулирования внешнеэкономических связей сохранила в России свои существо и направленность и после распада Союза ССР.

       В качестве первого элемента системой предусматривалась обязательная регистрация в Министерстве внешнеэкономических связей СССР (преобразовано из Министерства внешней торговли в конце 1986 г.), в том числе – через аппараты уполномоченных этого ведомства на местах.

       При всей логической несуразности этого положения постановления (коль скоро право  выхода на внешний рынок предоставлено им, видимо, необходимо просто пользоваться!) бесспорна его принципиальная новизна и значимость в качестве первой меры государственного регулирования внешней торговли, также следует отметить, что в постановлении впервые приведено конкретное определение понятия «Участники внешнеэкономических связей», под которыми следовало понимать «предприятия, объединения, производственные кооперативы и иные организации, непосредственно осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, включая консорциумы, акционерные общества, торговые дома, ассоциации делового сотрудничества с зарубежными странами, другие ассоциации, созданные на территории СССР совместные предприятия, международные объединения и организации».

       Принципиально новой мерой государственного регулирования внешней торговли стало положение постановления, устанавливающее с 1 апреля 1989 г. обязательное декларирование путем представления органам государственного контроля СССР грузовой таможенной декларации (ГТД) установленного образца всех товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР.

       При этом особо оговаривалось, что сведения, содержащиеся в грузовой таможенной декларации, являются «официальными исходными данными для ведения государственной статистики внешнеэкономической деятельности». Хотя правильнее было указать, что сведения в ГТД являются исходными данными для ведения статистики внешней торговли, являющейся хотя и существенной, однако лишь одной из составляющих внешнеэкономической деятельности. Окончательная обработка полученной информации производилась в органах Госкомстата СССР.

       В качестве третьей меры государственного регулирования внешнеэкономических связей постановлением утвержден порядок экспорта и импорта товаров общегосударственного значения. Экспорт и импорт должны были осуществляться по лицензиям, выдаваемым соответствующими министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.

       В качестве цели применения четвертой меры – оперативного регулирования внешнеэкономических связей постановлением устанавливается сбалансированное развитие внешнеэкономических связей и совершенствование внешнеэкономической политики страны, а в качестве инструмента осуществления этих целей – ограничения экспорта и импорта, которые могут вводиться на определенные периоды, по отдельным товарам (работам, услугам), а также странам и группам стран в случаях, когда этого требует состояние платежных отношений и (или) иные экономические и политические условия.

       Ограничения экспорта и импорта должны были оформляться введением количественных или стоимостных квот на импорт или экспорт, при этом все сделки, осуществляемые в рамках заполнения таких квот, подлежат лицензированию.

       В течение 1990-1993 гг. Правительством Российской Федерации издано ряд нормативных актов, в соответствии с которыми был отменен разрешительный порядок регистрации участников ВЭС, введен институт спец экспортеров стратегически важных сырьевых товаров, последовательно сокращались перечни товаров, экспорт которых подлежал квотированию и лицензированию, а также перечень стратегически важных сырьевых товаров.

       В период с 23 мая по 10 июня 1994 г. Президент Российской Федерации издал пакет из 15 указов по вопросам реализации в стране экономической реформы. Принципиально важным является отмена с 1 июля 1994 г. квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт, а также отмена всех льгот по обложению экспортируемых товаров вывозимыми таможенными пошлинами. В дальнейшем, квотирование и лицензирование использовались, как мера оперативного регулирования внешней торговли. Так, согласно постановления Правительства от 04.09.95 года № 879 введено лицензирование экспорта и импорта продукции, работ и услуг военного назначения. В развитие ряда постановлений Правительства изданы приказы ГТК РФ: от 19.03.96 года № 150 «О лицензировании импорта отдельных видов товаров», от 19.03.96 года № 149 «О лицензировании экспорта отдельных видов товаров». Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. № 1590 «О мерах по упорядочению ввоза на таможенную территорию Российской Федерации спирта этилового и водки», издан Приказ ГТК РФ от 6 февраля 1997 г. ввоз на таможенную территорию РФ спирта этилового и водки без наличия лицензии на импорт.

 

       Из вышеизложенного следует, что начавшийся с 1992 г. в целом последовательный процесс перехода экономики Российской Федерации на рыночные отношения в сфере внешней торговли в ускоренном темпе стал возможен в результате последовательного формирования и осмысленного применения четырех элементной системы мер государственного регулирования внешнеэкономических связей, гибкого реагирования на рыночные императивы в области внешней торговли страны путем внесения в эту систему эволюционных изменений. В свою очередь, уже сам процесс качественного переформирования отдельных элементов этой системы, как показала практика, стал невозможен без активного участия в нем российского таможенного ведомства в качестве инструмента, контролирующего ход практического исполнения мер государственного регулирования внешней торговли, как одной из существенных составляющих комплекса внешнеэкономических связей страны. Было положено начало освоения экономических составляющих в оперативной деятельности таможенных органов России, и придание  российскому таможенному ведомству функций, в первую очередь присущих таможенным ведомствам стран с рыночной экономикой.

       Современная система методов государственного регулирования внешней торговли в Российской Федерации представлена на рисунке 2.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!