За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и ТПК.
Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производительных сил, можно объединить в родственные группы факторов: природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов, экономические факторы и демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами. В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры. Особенно большую роль в рациональном размещении производительных сил страны играют многообразные экономические факторы (транспорт, научно-технический прогресс и т.д.).
Факторы размещения, связанные с территориальными различиями в природных ресурсах и условиях, играют важную роль.
К их числу, в первую очередь, относятся природные ресурсы – топливно-энергетические, минерально-сырьевые, земельные, лесные и водные. Экономические районы по уровню территориальных затрат на топливо делятся на три группы. В первую группу входят Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы. Ко второй группе относятся районы со средним уровнем затрат: Поволжский, Уральский, Дальневосточный, Северный и Северо-Кавказский. К третьей группе, где самые высокие издержки по топливу, следует отнести Северо-западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный районы и Калининградскую область. Если принять затраты на топливо в первой группе за единицу, то во второй они составляют 2– 2,5, а в третьей – 3– 5.
Однако существует значительная группа минерально-сырьевых ресурсов повсеместного распространения, на пример многие виды ресурсов для производства строительных материалов. Даже в тех случаях, когда затраты на их добычу имеют некоторую порайонную дифференциацию, она оказывается значительно меньшей, чем величина межрайонных транспортных издержек на их перевозку.
Другая группа факторов размещения, связанных с территориальными различиями в природной среде, именуется природно-климатическими условиями. К ним относятся климат, почвы, рельеф местности, характер грунтов и др. Эти факторы оказывают большое воздействие на экономику строительства и специализацию сельского хозяйства, стоимость жизнеобеспечения населения, а также технологические характеристики производства.
Рельеф местности, характер грунтов, площади для промышленного и гражданского строительства различаются чрезвычайно большим разнообразием внутри экономических районов по отдельным пунктам размещения.
Неблагоприятные климатические условия вызывают заметное удорожание всех видов строительно-монтажных работ и повышение уровня заработной платы (величины текущих издержек в производственной и непроизводственной инфраструктурах).
Научная обоснованность влияния климатических условий на экономическую деятельность и уровень жизни по районам относятся к числу исключительно важных, н о далеко не решенных проблем экономики размещения производительных сил. Созданная нормативная база, отражающая влияние на стоимость строительства территориальных различий в ценах на строительные материалы, уровня заработанной платы, климатических и сейсмических условий, не отвечает современным требованиям.
Водные ресурсы при современном уровне развития производительных сил – исключительно важный фактор не только для водоемких отраслей промышленности (химическая, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная), но также и для сельского хозяйства, развития городов.
В настоящее время в водном хозяйстве до сих под не решена такая важная проблема, как экономическая оценка водных ресурсов. Даже размер ограничений на использование водных ресурсов, устанавливаемый по их физическому наличию в районах, промузлах, промпунктах, также еще не вполне определен. Это связано, во-первых, с тем, что водные ресурсы характеризуются пространственной подвижностью, и, во-вторых, окончательно потребляются лишь в размере так называемых безвозвратных потерь, а не в соответствии с показателями водозабора по потребителям.
Фактически водохозяйственный баланс отражает лишь соотношение водозабора и суммарного стока. Это соотношение показывает уровень водообеспеченности при условии, что все потребители сконцентрированы в одном пункте, который одновременно является точкой, характеризуемой суммарным годовым стоком данной территории.
Правильный учет водооборота существенно изменит показатели водохозяйственного баланса. При этом могут быть получены различные показатели в зависимости от принятой степени очистки стоков. Даже учет только естественной очистки воды в соответствии с фактической гидрографической сетью и размещением конкретных потребителей приведет к получению уточненных результатов. Количество водных ресурсов, как правило, не выступает в качестве ограничения для развития хозяйства в целом по району. Однако есть исключение из этого правила – южная часть Урала, Тульская область, Калмыкия, отдельные регионы Северо-Кавказского и Центрально-Черноземного районов.1
Группа экономических факторов размещения производительных сил оказывает большое влияние на территориальное разделение труда. Под этими факторами понимается территориальная дифференциация количественных и качественных характеристик живого и овеществленного труда, которые в современных условиях зачастую оказывают даже большее влияние на принятие решений относительно размещения производительных сил, чем природные ресурсы и условия.
Под фактором населения и трудовых ресурсов понимается не только территориальная дифференциация численности населения и трудовых ресурсов, но и различия в квалификации управленческих, инженерно-технических и рабочих кадров, уровень развития общей и профессиональной культуры, науки, национально-психологические особенности населения и др.
Уровень межрайонной подвижности населения в России относительно невысок, причем регулирование миграционных потоков оказывается весьма сложным. Межрайонная подвижность населения в нашей стране за период 1981 – 1990 гг. составила 3%, а внутрирайонная – 27%. За период 1991 – 1995 гг. она увеличилась соответственно до 5 и 28% за счет миграций из северных регионов, где условия жизни резко ухудшились. В отдельных регионах (Татарстан, Башкортостан, Калмыкия и Северный Кавказ) существуют специфические условия, существенно снижающие интенсивность внутри районных миграционных процессов. Это скорее исключение, чем правило.
Качественная характеристика населения и трудовых ресурсов, их территориальная дифференциация зависят, в первую очередь, от внутрирайонных факторов, в особенности от размеров городских поселений и структуры их хозяйства. При размещении отдельных предприятий и отраслей хозяйства необходимо учитывать как уже сложившуюся в данном месте демографическую ситуацию, так и перспективную ситуацию, а также будущий прирост самого производства. При размещении строительства новых хозяйственных объектов следует иметь в виду, что население в трудоспособном возрасте сокращается. Поэтому стоит задача экономии трудовых ресурсов, более рационального их использования, высвобождения рабочей силы в результате комплексной механизации и автоматизации производства, лучшей организации труда.
Современная демографическая ситуация характеризуется большой неравномерностью расселения. В большей степени плотно заселены районы европейской части страны: Центральный, Северо-западный, Северо-Кавказский. В то же время районы Сибири и Дальнего Востока, Севера имеют очень низкую плотность населения. Поэтому при строительстве новых крупных производств на востоке и севере страны необходимо привлечь в эти районы трудовые ресурсы из многонаселенных европейских районов страны, создать для них благоприятную социальную инфраструктуру, чтобы закрепить эти кадры во вновь осваиваемых районах с экстремальными условиями.
Большое значение имеет трудовой фактор и в перспективном развитии сельского хозяйства, где ощущается значительный недостаток в трудовых ресурсах. Только решение важнейших социальных проблем на селе, частная собственность на землю, сближение уровней жизни города и деревни, всемерное развитие жилищного строительства и других инфраструктурных отраслей даст возможность закрепить кадры, особенно молодежи, на селе.
Важной стороной кадровой политики, влияющей на развитие и размещение производства, является фактор заработной платы, особенно для районов Севера, восточных районов, т.е. районов трудодефицитных с экстремальными условиями, слабозаселенных.1
Из многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение производства, следует выделить транспортный фактор.
При размещении всех отраслей хозяйства этот важнейший фактор имеет особое значение, так как он обеспечивает экономические связи между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, изменяет экономико-географическое положение территорий, способствует улучшению территориальной организации хозяйства всей страны. При планировании размещения предприятий стоит задача транспортного строительства, задача ликвидации или сокращения дальних нерациональных перевозок. Транспорт обеспечивает не только освоение новых территорий на севере и востоке страны, но и обеспечивает потребность западных районов в топливе и сырье. Несмотря на огромное значение транспортного фактора в рациональном и планомерном размещении производительных сил еще велики встречные и чрезмерно дальние перевозки грузов, продукции лесозаготовок, металла, полуфабрикатов и часто громоздких малотранспортабельных изделий других отраслей промышленности.
По соотношению материальных ресурсов и готовой продукции, а также себестоимости продукции можно выделить отрасли промышленности, наиболее зависящие особенно от транспортного фактора.
Учет транспортного фактора является особенно важным при размещении производства любой отрасли. Причем оптимальные размеры предприятий следует определять исходя из экономической целесообразности, но обязательно с учетом транспортных издержек.
Транспортный фактор играет большую роль в эффективном межрайонном перемещении ресурсов на значительные расстояния. Эффективность транспорта повышается в результате электрификации железных дорог, развития систем трубопроводов и дальних высоковольтных линий электропередач.
Важным экономическим фактором размещения производства является научно-технический прогресс (НТП). Он представляет непрерывный процесс развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации труда и производства. Непрерывность НТП зависит в значительной степени от развития фундаментальных исследований, открывающих новые свойства материалов, законы природы и общества, а также от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих реализовать научные достижения в новую технику и технологию.
В условиях замедления темпов роста трудовых, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов возрастает значение научно-технического прогресса в совершенствовании территориального разделения общественного труда, экономическом развитии отдельных регионов и страны в целом.
Большую роль научно-технический прогресс играет в рациональном размещении производства и производительных сил в целом. Изменяется специализация сложившихся регионов, начинается хозяйственное освоение новых территорий со сложными климатическими условиями.
Одним из направлений научно-технического прогресса является использование новых технологических решений при освоении природных богатств восточных районов страны. Применение новых технологических схем дает возможность вести комплексную переработку сырья, заменять их традиционные источники новыми. Так, использование новых методов бурения скважин и добычи сырья, приспособленных к специфическим условиям западносибирского Севера, позволило значительно сэкономить денежные ресурсы на оборудовании каждой скважины. Впервые в мировой практике в Среднем Приобье при турбинном бурении были широко использованы гидромониторные долота, что позволило удвоить механическую скорость проходки скважин. Применение новых технологий помогло также освоить крупные газоконденсатные месторождения Оренбурга и Астрахани.
Значительные изменения в территориальной организации хозяйства связаны с применением таких новых направлений, как развитие робототехники, роторных и роторно-конвейерных линий, гибких автоматизированных производств, обеспечивающих высокую производительность. Особенно важную роль эти направления играют в районах дефицитных или ограниченных трудовых ресурсов. Технический прогресс, сокращающий потребность в трудовых ресурсах за счет роста производительности труда, является главным звеном экономической стратегии освоения отдаленных и труднодоступных районов.
В условиях формирования рыночных отношений научно-техническая революция требует значительных структурных и качественных изменений производственных основных фондов. Наращивание экономической мощи в последние десятилетия имело экстенсивный характер. Научно-техническая и. производственная база нашей страны не отвечает требованиям интенсификации общественного производства. Свыше 50% оборудования и машин эксплуатируются более 15 лет, в то время как сменяемость оборудования в Японии составляет 6–8 лет, а в европейских государствах –10–12 лет. Особенно тяжелая ситуация сложилась в старопромышленных районах европейской части России, где действующие предприятия в течение длительного времени не подвергались реконструкции и техническому переоснащению. Решение задачи повышения эффективности общественного производства в стране возможно лишь при условии ускорения научно-технического прогресса.
Реализация достижений научно-технического прогресса влияет на формирование территориальных народнохозяйственных пропорций и воздействует на территориальной разделение труда. Велико значение в формировании территориальных пропорций экономических факторов: капитальных вложений, освоение основных фондов и т.д.
В соответствии с учетом факторов размещения производства определяется место для строительства того или иного предприятия, производятся необходимые изыскания и технико-экономические расчеты для обоснования местоположения предприятий, выявляются транспортные условия, энергетические, сырьевые и водные ресурсы намечаемого района строительства и т.п. В технико-экономических расчетах учитываются примерная мощность (размер) проектируемого предприятия, его производственная программа с основной номенклатурой изделий, ориентировочная потребность в главных видах сырья, топлива и электроэнергии, ориентировочная стоимость и очередность строительства и т.п. Технико-экономические расчеты и обоснование строительства обеспечивают правильное территориальное размещение предприятий, строительство их с наименьшими материальными и трудовыми затратами и, следовательно, в значительной степени определяют рентабельность работы этих промышленных объектов.
В размещении производительных сил велика роль всей совокупности факторов. Экономически обоснованное размещение производительных сил с учетом совокупности факторов в условиях рыночной экономики будет способствовать более эффективному использованию природно-ресурсного потенциала и комплексному развитию регионов.
1 Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб., 1998. Гл. 7. Природные ограничения развития регионов
1 Регионоведение: Учебник для вузов // Под ред. Т.Г. Морозовой. М., 1999. Гл. 4. Население, трудовые ресурсы, демографические проблемы России
За помощью обращайтесь в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!