Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Анализ факторов размещения производительных сил с экономической оценкой отраслей и районов»

/ Экономическая география и регионалистика
Конспект, 

Оглавление

Факторами размещения принято считать совокупность усло­вий для наиболее рационального выбора места размещения хо­зяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же кон­кретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и ТПК.

    Все многообразие факторов, оказывающих огромное влия­ние на размещение производительных сил, можно объединить в родст­венные группы факторов: природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресур­сов для развития отдельных отраслей и районов, экономиче­ские факторы и демографические факторы, под которыми по­нимаются системы расселения, обеспеченность отдельных тер­риторий страны трудовыми ресурсами. В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры. Особенно большую роль в рациональном размещении произво­дительных сил страны играют многообразные экономические факторы (транспорт, научно-технический прогресс и т.д.).

    Факторы размещения, связанные с территориальными различия­ми в природных ресурсах и условиях, играют важную роль.

    К их числу, в первую очередь, относятся природные ресурсы – топ­ливно-энергетические, минерально-сырьевые, земельные, лесные и водные. Экономические районы по уровню территориальных затрат на топ­ливо делятся на три группы. В первую группу входят Западно-Сибир­ский и Восточно-Сибирский экономические районы. Ко второй груп­пе относятся районы со средним уровнем затрат: Поволжский, Ураль­ский, Дальневосточный, Северный и Северо-Кавказский. К третьей группе, где самые высокие издержки по топливу, следует отнести Северо-западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Чернозем­ный районы и Калининградскую область. Если принять затраты на топ­ливо в первой группе за единицу, то во второй они составляют 2– 2,5, а в третьей – 3– 5.

    Однако существует значительная группа минерально-сырьевых ресурсов повсеместного распространения, на пример многие виды ре­сурсов для производства строительных материалов. Даже в тех случаях, когда затраты на их добычу имеют некоторую порайонную дифферен­циацию, она оказывается значительно меньшей, чем величина межрай­онных транспортных издержек на их перевозку.

    Другая группа факторов размещения, связанных с территориальными различиями в природной среде, именуется природно-климати­ческими условиями. К ним относятся климат, почвы, рельеф местнос­ти, характер грунтов и др. Эти факторы оказывают большое воздейст­вие на экономику строительства и специализацию сельского хозяйст­ва, стоимость жизнеобеспечения населения, а также технологические характеристики производства.

    Рельеф местности, характер грунтов, площади для промышленно­го и гражданского строительства различаются чрезвычайно большим разнообразием внутри экономических районов по отдельным пунктам размещения.

    Неблагоприятные климатические условия вызывают заметное удо­рожание всех видов строительно-монтажных работ и повышение уров­ня заработной платы (величины текущих издержек в производствен­ной и непроизводственной инфраструктурах).

    Научная обоснованность влияния климатических условий на экономическую деятельность и уровень жизни по районам относятся к числу исключительно важных, н о далеко не решенных проблем эконо­мики размещения производительных сил. Созданная нормативная база, отражающая влияние на стоимость строительства территориальных различий в ценах на строительные материалы, уровня заработанной платы, климатических и сейсмических условий, не отвечает современ­ным требованиям.

    Водные ресурсы при современном уровне развития производитель­ных сил – исключительно важный фактор не только для водоемких от­раслей промышленности (химическая, электроэнергетика, черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная), но также и для сельско­го хозяйства, развития городов.

    В настоящее время в водном хозяйстве до сих под не решена такая важная проблема, как экономическая оценка водных ресурсов. Даже размер ограничений на использование водных ресурсов, устанавлива­емый по их физическому наличию в районах, промузлах, промпунк­тах, также еще не вполне определен. Это связано, во-первых, с тем, что водные ресурсы характеризуются пространственной подвижностью, и, во-вторых, окончательно потребляются лишь в размере так называе­мых безвозвратных потерь, а не в соответствии с показателями водоза­бора по потребителям.

    Фактически водохозяйственный баланс отражает лишь соотноше­ние водозабора и суммарного стока. Это соотношение показывает уро­вень водообеспеченности при условии, что все потребители сконцент­рированы в одном пункте, который одновременно является точкой, ха­рактеризуемой суммарным годовым стоком данной территории.

    Правильный учет водооборота существенно изменит показатели водохозяйственного баланса. При этом могут быть получены различ­ные показатели в зависимости от принятой степени очистки стоков. Даже учет только естественной очистки воды в соответствии с фактиче­ской гидрографической сетью и размещением конкретных потребите­лей приведет к получению уточненных результатов. Количество водных ресурсов, как правило, не выступает в качестве ограничения для разви­тия хозяйства в целом по району. Однако есть исключение из этого правила – южная часть Урала, Тульская область, Калмыкия, отдельные регионы Северо-Кавказского и Центрально-Черноземного районов.1

    Группа экономических факторов размещения производительных сил оказывает большое влияние на территориальное разделение труда. Под этими факторами понимается территориальная дифференциация количественных и качественных характеристик живого и овеществлен­ного труда, которые в современных условиях зачастую оказывают даже большее влияние на принятие решений относительно размещения про­изводительных сил, чем природные ресурсы и условия.

    Под фактором населения и трудовых ресурсов понимается не толь­ко территориальная дифференциация численности населения и тру­довых ресурсов, но и различия в квалификации управленческих, ин­женерно-технических и рабочих кадров, уровень развития общей и про­фессиональной культуры, науки, национально-психологические осо­бенности населения и др.

    Уровень межрайонной подвижности населения в России относи­тельно невысок, причем регулирование миграционных потоков оказы­вается весьма сложным. Межрайонная подвижность населения в на­шей стране за период 1981 – 1990 гг. составила 3%, а внутрирайонная – 27%. За период 1991 – 1995 гг. она увеличилась соответственно до 5 и 28% за счет миграций из северных регионов, где условия жизни резко ухудшились. В отдельных регионах (Татарстан, Башкортостан, Калмы­кия и Северный Кавказ) существуют специфические условия, сущест­венно снижающие интенсивность внутри районных миграционных про­цессов. Это скорее исключение, чем правило.

    Качественная характеристика населения и трудовых ресурсов, их территориальная дифференциация зависят, в первую очередь, от внут­рирайонных факторов, в особенности от размеров городских поселе­ний и структуры их хозяйства. При разме­щении отдельных предприятий и отраслей хозяйства необходи­мо учитывать как уже сложившуюся в данном месте демографи­ческую ситуацию, так и перспективную ситуацию, а также бу­дущий прирост самого производства. При размещении строи­тельства новых хозяйственных объектов следует иметь в виду, что население в трудоспособном возрасте сокращается. Поэто­му стоит задача экономии трудовых ресурсов, более рациональ­ного их использования, высвобождения рабочей силы в резуль­тате комплексной механизации и автоматизации производства, лучшей организации труда.

    Современная демографическая ситуация характеризуется большой неравномерностью расселения. В большей степени плотно заселены районы европейской части страны: Централь­ный, Северо-западный, Северо-Кавказский. В то же время рай­оны Сибири и Дальнего Востока, Севера имеют очень низкую плотность населения. Поэтому при строительстве новых круп­ных производств на востоке и севере страны необходимо при­влечь в эти районы трудовые ресурсы из многонаселенных евро­пейских районов страны, создать для них благоприятную соци­альную инфраструктуру, чтобы закрепить эти кадры во вновь осваиваемых районах с экстремальными условиями.

    Большое значение имеет трудовой фактор и в перспективном развитии сельского хозяйства, где ощущается значительный не­достаток в трудовых ресурсах. Только решение важнейших социальных проблем на селе, частная собственность на землю, сбли­жение уровней жизни города и деревни, всемерное развитие жи­лищного строительства и других инфраструктурных отраслей даст возможность закрепить кадры, особенно молодежи, на селе.

    Важной стороной кадровой политики, влияющей на развитие и размещение производства, является фактор заработной платы, особенно для районов Севера, восточных районов, т.е. районов трудодефицитных с экстремальными условиями, слабозаселенных.1

    Из многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение производства, следует выделить транс­портный фактор.

    При размещении всех отраслей хозяйства этот важнейший фактор имеет особое значение, так как он обеспечивает эконо­мические связи между районами и центрами, способствует ос­воению вновь открытых природных ресурсов, изменяет эконо­мико-географическое положение территорий, способствует улучшению территориальной организации хозяйства всей стра­ны. При планировании размещения предприятий стоит задача транспортного строительства, задача ликвидации или сокраще­ния дальних нерациональных перевозок. Транспорт обеспечива­ет не только освоение новых территорий на севере и востоке страны, но и обеспечивает потребность западных районов в топ­ливе и сырье. Несмотря на огромное значение транспортного фактора в рациональном и планомерном размещении произво­дительных сил еще велики встречные и чрезмерно дальние пе­ревозки грузов, продукции лесозаготовок, металла, полуфабри­катов и часто громоздких малотранспортабельных изделий дру­гих отраслей промышленности.

    По соотношению материальных ресурсов и готовой продук­ции, а также себестоимости продукции можно выделить отрасли промышленности, наиболее зависящие особенно от транспорт­ного фактора.

    Учет транспортного фактора является особенно важным при размещении производства любой отрасли. Причем оптимальные размеры предприятий следует определять исходя из экономиче­ской целесообразности, но обязательно с учетом транспортных издержек.

    Транспортный фактор играет большую роль в эффективном межрайонном перемещении ресурсов на значительные расстоя­ния. Эффективность транспорта повышается в результате элек­трификации железных дорог, развития систем трубопроводов и дальних высоковольтных линий электропередач.

    Важным экономическим фактором размещения производства является научно-технический прогресс (НТП). Он представляет непрерывный процесс развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации труда и производства. Непрерывность НТП зависит в зна­чительной степени от развития фундаментальных исследований, открывающих новые свойства материалов, законы природы и общества, а также от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих реализовать научные достижения в новую технику и технологию.

    В условиях замедления темпов роста трудовых, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов возрастает значе­ние научно-технического прогресса в совершенствовании терри­ториального разделения общественного труда, экономическом развитии отдельных регионов и страны в целом.

    Большую роль научно-технический прогресс играет в рацио­нальном размещении производства и производительных сил в целом. Изменяется специализация сложившихся регионов, на­чинается хозяйственное освоение новых территорий со сложны­ми климатическими условиями.

    Одним из направлений научно-технического прогресса явля­ется использование новых технологических решений при освое­нии природных богатств восточных районов страны. Применение новых технологических схем дает возможность вести комплекс­ную переработку сырья, заменять их традиционные источники новыми. Так, использование новых методов бурения скважин и добычи сырья, приспособленных к специфическим условиям западносибирского Севера, позволило значительно сэкономить денежные ресурсы на оборудовании каждой скважины. Впервые в мировой практике в Среднем Приобье при турбинном бурении были широко использованы гидромониторные долота, что позво­лило удвоить механическую скорость проходки скважин. Приме­нение новых технологий помогло также освоить крупные газо­конденсатные месторождения Оренбурга и Астрахани.

    Значительные изменения в территориальной организации хозяйства связаны с применением таких новых направлений, как развитие робототехники, роторных и роторно-конвейерных линий, гибких автоматизированных производств, обеспечиваю­щих высокую производительность. Особенно важную роль эти направления играют в районах дефицитных или ограниченных трудовых ресурсов. Технический прогресс, сокращающий потребность в трудовых ресурсах за счет роста производительности труда, является главным звеном экономической стратегии ос­воения отдаленных и труднодоступных районов.

    В условиях формирования рыночных отношений научно-техническая революция требует значительных структурных и качественных изменений производственных основных фондов. Наращивание экономической мощи в последние десятилетия имело экстенсивный характер. Научно-техническая и. производ­ственная база нашей страны не отвечает требованиям интенси­фикации общественного производства. Свыше 50% оборудова­ния и машин эксплуатируются более 15 лет, в то время как сме­няемость оборудования в Японии составляет 6–8 лет, а в евро­пейских государствах –10–12 лет. Особенно тяжелая ситуация сложилась в старопромышленных районах европейской части России, где действующие предприятия в течение длительного времени не подвергались реконструкции и техническому переоснащению. Решение задачи повышения эффективности обще­ственного производства в стране возможно лишь при условии ускорения научно-технического прогресса.

    Реализация достижений научно-технического прогресса влияет на формирование территориальных народнохозяйственных пропорций и воздействует на территориальной разделение труда. Велико значение в формировании территориальных про­порций экономических факторов: капитальных вложений, ос­воение основных фондов и т.д.

    В соответствии с учетом факторов размещения производства определяется место для строительства того или иного предпри­ятия, производятся необходимые изыскания и технико-экономические расчеты для обоснования местоположения пред­приятий, выявляются транспортные условия, энергетические, сырьевые и водные ресурсы намечаемого района строительства и т.п. В технико-экономических расчетах учитываются пример­ная мощность (размер) проектируемого предприятия, его произ­водственная программа с основной номенклатурой изделий, ориентировочная потребность в главных видах сырья, топлива и электроэнергии, ориентировочная стоимость и очередность строительства и т.п. Технико-экономические расчеты и обосно­вание строительства обеспечивают правильное территориальное размещение предприятий, строительство их с наименьшими ма­териальными и трудовыми затратами и, следовательно, в значи­тельной степени определяют рентабельность работы этих про­мышленных объектов.

    В размещении производительных сил велика роль всей сово­купности факторов. Экономически обоснованное размещение производительных сил с учетом совокупности факторов в усло­виях рыночной экономики будет способствовать более эффек­тивному использованию природно-ресурсного потенциала и комплексному развитию регионов.



1 Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб., 1998. Гл. 7. Природные ограничения развития регионов 

1 Регионоведение: Учебник для вузов // Под ред. Т.Г. Морозовой. М., 1999. Гл. 4. Население, трудовые ресурсы, демографические проблемы России

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!