Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Алкоголизм»

/ Медицина
Конспект, 

Оглавление

Употребление спиртных напитков началось свыше восьми тысяч лет назад. Открытие арабским химиком и врачом Альбу-казисом Коза этилового спирта – продукта брожения различных растительных веществ – повлекло за собой распространение и употребление этого вещества. 

Изобретение водки относят к VI веку, и оно приписывается монахам-бенедектинцам, которые распространили этот напиток во всей системе существующих монастырей.[1] 

Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности.[2]

Появление алкогольных напитков на Руси связывают с естественным сырьем для их изготовления – мед, березовый сок. Затем начали использовать зерновые продукты. Хронология производства алкогольных напитков такова: IX век – мед ставленый; X – березовица пьяная, мед хмельной, мед вареный, вино виноградное; XI – сикера, квас неисполненный; XII – квас твореный, пиво твореное; XIII – хмельное, ол (олуй, олус); XIV век – вино твореное.[3]

В России до XV века алкогольные напитки появлялись на столе только в честь победы, в дни рождения и похорон. Иван Грозный (1547–1584) запретил продавать и употреблять в Москве хлебное вино, дозволив его пить только своим опричникам. Для них на Балчуге был построен особый дом, названный по-татарски кабаком. Это был первый кабак на Руси.

В Петровские времена подпольное изготовление вина каралось смертной казнью. В 1712 г. Петр I учредил «отличие», представлявшее собой чугунную медаль весом 12,5 фунтов, которую вешали на шею человеку, употреблявшему спиртное в рабочее время. Указом от 14 октября 1738 г. положен запрет на ввоз в Россию вина, осуществляемый в нарушение государственной винной монополии.

Однако с середины XIX века, благодаря расширению торговых связей  и отсутствию государственной монополии на алкогольные напитки, Россию начала наводнять винная продукция из-за рубежа, увеличилась сеть собственных заводов, беспрепятственно открывались по всей территории питейные дома. В 1865 г. «Петербургский листок» писал, что только в Столярном переулке находится восемнадцать питейных заведений, и призывал желающих насладиться увеселяющими напитками.[4]

И все же по данным 1905 г. Россия по количеству выпитых на душу населения ведер водки занимала десятое место. Потребление других алкогольных напитков было еще более скромным. Существенным препятствием на пути к пьянству в этот период была религия, принципиально отвергающая это зло.

Однако после 1917 г., вместе с гонением на христианскую церковь, начали разрушаться общечеловеческие принципы и духовная культура, острее стала проблема алкоголизма.

Производство и потребление алкоголя в нашей стране постоянно растет. Так, по подсчетам статистиков, в 1980 г. по сравнению с 1950 г. оно выросло в 10,4 раза. И это без учета «домашних вин», самогона и других спиртосодержащих жидкостей, потребление которых, по мнению социологов, составляет 100% к алкоголю, произведенному государством. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя свыше 8 литров на душу населения в год ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых. Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.[5]

В России в 1998 г. состояло на учете только подростков, злоупотребляющих алкоголем – 57 590 (или 849,8 на 100 тыс. подросткового населения, что выше, чем в 1997 г. – 809,3). В 1998 г. число подростков, больных алкоголизмом, с впервые в жизни установленным диагнозом составило 776 чел. (или 11,5 и на 100 тыс. подросткового населения), и показатель в последние годы неоднозначен.[6]

Алкоголизации детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными событиями. В укоренении алкогольной традиции роковую роль играет воспитание детей в семьях в условиях систематического употребления спиртных напитков с угощением детей. Когда потребление алкоголя в семье не считается злом, приобщение детей к спиртному не вызывает беспокойства.

Восприятие и постепенное усвоение алкогольных обычаев начинается задолго до появления потребности в алкоголе. Обследование детей старшей группы детских садов показало, что они в игре с достаточной точностью копируют внешние атрибуты взрослого застолья с имитацией чоканья бокалами, тостов, качающейся походки гостей. У младших школьников неосознанно начинает формироваться представление об алкоголе, как об особом, обязательном спутнике торжеств и встреч, притягательном символе взрослой жизни.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.[7]

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Одна из причин пьянства подростков – усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом и юношеском возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление подростками алкоголя ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении в подростковом возрасте обычна и понятна. Все дело в средствах самоутверждения. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.

Привлекательность для подростков спиртных напитков усугубляется популяризацией употребления алкоголя в кино, телевизионных передачах, рекламных роликах и проспектах. Социологи США считают, что примеры пьющих телегероев, а в основном, они играют положительные роли, – наиболее действенная форма вовлечения подростков в пьянство. «Польза» алкогольных напитков косвенно поддерживается некоторыми зарубежными и отечественными произведениями литературы и кино, где поэтизируется состояние опьянения. В них молодежи навязывается мысль, что в жизни взрослого человека пьяные застолья – дело обыденное и непредосудительное.

В связи с резким уменьшением числа внешкольных детских и юношеских учреждений, падением престижа деятельности общественных организаций, завышенной платой за всевозможные дополнительные образовательные услуги (обучение музыке, танцами т.д.) большинство подростков испытывает избыток свободного времени. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки. Круг активной социальной жизни ограничивается проблемами и интересами алкогольной компании, в которой иногда можно встретить лиц, ранее судимых, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Новый член такого микроколлектива почти обречен на прохождение обязательной программы, начинающейся с хулиганских действий в состоянии опьянения, а заканчивающейся нередко и серьезными правонарушениями.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства. Употребление алкоголя становится чуть ли не основным смыслом жизни.

Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта (врожденная аномалия, заболевание психики и т.д.) у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки. Алкоголь в таких случаях является компенсирующим фактором, позволяющим сгладить имеющуюся дезадаптацию личности ребенка, обеспечить его безболезненное вхождение в группу сверстников, преодолеть скованность и робость, повысить речевую активность, проявить скрытые возможности.

В специальной литературе[8] выделено четыре типа личности ребенка, наиболее предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию: 1) дети с завышенной самооценкой, перенявшие у родителей убеждение в своей непогрешимости, находящиеся вне критики; 2) дети с повышенным чувством жестокости и агрессивности; 3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны родителей; 4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

Некоторые подростки употребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние реально может возникнуть в связи с отчужденным положением в семье или школьном коллективе. Складывается такой стереотип поведения, когда все жизненные проблемы решаются и порождаются употреблением спиртного.

В наиболее общем виде последствия алкоголя с точки зрения наносимого им вреда можно разделить на четыре группы:

­      социально-экономические (преждевременное оставление учебы, резкое понижение производительности труда, увеличение производственного и бытового травматизма, затраты на различные противоалкогольные мероприятия и т.д.);

­      социально-психологические (разрыв семейных, школьных, трудовых или иных социально-положительных связей, духовное и нравственное крушение личности, ухудшение нравственно-психологического климата микросреды и т.д.);

­      криминальные (совершение преступлений, вовлечение в преступную деятельность других лиц, создание благоприятных ситуаций, способствующих криминализации и виктимизации, и т.д.);

­      физические (наносится вред не только здоровью конкретных людей, злоупотребляющих алкоголем, но и здоровью будущих поколений).



[1] Похлебкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 1996. С. 50

[2] Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С. 228

[3] Похлебкин В.В. Указ. соч. С. 58

[4] Экспертиза напитков / Под ред. В.М. Позняковского. Новосибирск, 2001. С. 6

[5] Социальная педагогика: курс лекций. Указ. соч. С. 228

[6] Волков Ю.Г. и др. Социология молодежи: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001. С. 528

[7] Абрамов С.А. Алкоголизм как социальное зло. М., 1999. С. 12-13

[8] Социальная педагогика: курс лекций. Указ. соч. С. 236

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!