Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Алгоритм политического анализа»

/ Политология
Конспект, 

Оглавление

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 1

1. Конструирование исследовательской проблемы.. 2

2. Составление базы данных и систематизация данных. 5

3. Моделирование проблемы с позиции теории систем.. 9

4. Моделирование проблемы с позиций институционализма. 12

5. Моделирование проблемы с позиций классового анализа. 15

6. Моделирование проблемы с позиций рационального выбора. 18

7. Моделирование проблемы с позиции когнитивного подхода. 21

8. Алгоритм анализа политического клиентелизма. 25

 

Введение

Каждый студент, наверняка, сталкивался когда-то с ситуацией: «знаешь то, о чем собираешься писать, но не знаешь, как к этому подступиться, и вообще, с чего начинать?»

Данное методическое пособие  предлагает конкретные алгоритмы для проведения исследования политических явлений с точки зрения самых разных методологических подходов. Практикум предназначен для использования на практических занятиях, самостоятельной работы студентов и выполнения контрольных работ. Каждый алгоритм применяется к материалам, самостоятельно собранным студентами.

Предложенные алгоритмы апробированы в течение многолетнего опыта преподавания курса «Политический анализ», они также использовались студентами для написания научных исследований (курсовых и выпускных квалификационных работ), статей научного и публицистического характера. Были случаи, когда слушателям заочного отделения эта практическая работа помогла решить задачи, стоящие перед ними в их профессиональной деятельности.

Каждый алгоритм предполагает последовательное выполнение различных этапов исследования. Каждый этап алгоритма логически связан со всеми предыдущими, поэтому для успешного выполнения контрольных заданий следует выполнить все без исключения этапы моделирования. При выполнении всех пунктов алгоритма достигается цель исследования. Разные методологические подходы позволяют увидеть проблему с самых различных точек зрения. Поэтому можно сказать, что все алгоритмы подходят всем сюжетам, только выводы будут касаться разных аспектов проблемы

Алгоритм конструирования исследовательской проблемы поможет найти «свой» узкий сюжет исследования. Стоит обратить внимание на то, что необходимо предмет исследования сделать максимально узким, чтобы автор смог предложить конкретное решение существующей конкретной проблемы.

Каждый студент может сам оценить успешность своей работы. Для этого можно представить, сможет ли случайный прохожий на улице, бабушка на лавочке при обсуждении этой проблемы придти к тем же выводам, что и ВЫ, пройдя по всему алгоритму. Если «да», то значит, Вы что-то сделали неправильно. В результате проделанной работы исследователь должен получить новую информацию, предложить свой вариант решения проблемы.

Исследование с использованием составленной самостоятельно базы данных способствует тому, что студент «отключается» от логики автора, цитируемого текста. Используя конкретную информацию с карточек возможно с меньшими издержками составить собственный текст, с собственной логикой изложения.

Предлагаемая работа достаточно сложная, но это действенный способ научиться самостоятельно писать научные тексты, разбираться в разных методологических подходах.

И.В.

            1. Конструирование исследовательской проблемы

Аналитик может сталкиваться с двумя типами проблем: 1) проблема уже сформулирована заказчиком: противоречие, которое нужно разрешить, или цель (результат), которую надо достигнуть; 2) проблема не сформулирована, есть лишь потребность в экспертизе или в решении общей, недостаточно конкретно поставленной задачи (например, поставленная кандидатом в депутаты задача «спланировать выигрышную кампанию» не является корректной постановкой проблемы: кампания Е.Строева в Орловской области и кампания В.Жириновского в Москве будут выигрышными при разных условиях и предполагают решение разных проблем). В обоих случаях аналитик должен самостоятельно сконструировать проблему, чтобы избежать «ошибки третьего типа», т.е. чтобы не решать бессмысленную задачу. Тот же подход применим при выполнении учебных заданий.

Этапы конструирования проблемы:

1) определение границ объекта и предметного поля

Под объектом исследования понимается некий фрагмент реальности, на который направлен «взор» исследователя. При определении объекта, исследователь никак не оценивает эту реальность, а только фиксирует ее наличие. Предмет исследования фиксирует некую проблему, связанную с этой реальностью. Здесь уже определяющим становится мнение самого исследования по поводу этой реальности. (Так, например, можно под объектом исследования понимать действия неких органов государственной власти, а под предметом некую госполитику, которую автор усматривает в деятельности этих органов).

На данном этапе необходимо использовать своего рода «фильтр» – отсеять все то, что не будет входить в предметное поле. Например, если предстоит проанализировать государственную политику в области здравоохранения, следует определиться с временным промежутком, с крупными функциональными блоками, формирующими систему здравоохранения (законодательство, финансовые потоки, медицинские стандарты, инфраструктура и пр.), и с «подотраслями» – стационарное и амбулаторное обслуживание, государственная и частная медицина, специализированные лечебные и научно-исследовательские учреждения, медицинское страхование, фармацевтика и пр. Кроме того, нужно очертить географические рамки, определить для себя, какой уровень органов власти вы будете рассматривать (международные структуры, федеральные органы, региональные власти, местное самоуправление). Наконец, необходимо уточнить, какие органы управления осуществляют государственную политику здравоохранения на выбранном вами уровне.

2) выявление имеющихся вторичных данных (подбор литературы)

По вопросу, которым вы собираетесь заниматься, кто-нибудь что-нибудь уже обязательно написал. Интерес представляют четыре вида работ: а) общая теория вопроса; б) исследование аналогичных ситуаций (в прошлом с тем же объектом либо с подобными объектами); в) исследование того же объекта с других позиций, в ином контексте; г) частные объекты (вопросы), входящие в исследуемое предметное или проблемное поле. Эти работы могут быть научными, журналистскими, представлять собой аналитические отчеты, докладные записки, справочные и статистические материалы и пр. На данном этапе также необходимо использовать своего рода «фильтр»: из имеющегося списка литературы (как опубликованной, так и неопубликованной) убрать то, что не связано напрямую с вашим предметным полем. Отфильтрованные работы необходимо ранжировать: определить, что необходимо прочесть сначала, что потом. В малознакомой области проще двигаться от общего к частному, от определения понятий и общепризнанных суждений – к отдельным вопросам и аспектам. В области, где вы чувствуете себя специалистом, лучше начинать с частного, определить специфику предмета, чтобы он не сливался с уже известными вам близкородственными явлениями.

3) определение общей цели (результата) анализа

Целью любой аналитической деятельности вообще является новая информация. Аналитик не решает практическую проблему, а предлагает пути ее решения. На данном этапе необходимо определить: а) какова будет форма представления информации (экспликативная модель, рекомендации, технология, концепция и пр.) и б) к чему будет относиться данная информация (уточнение предмета на основе изученной литературы).

4) определение потребности (интереса) заказчика в рамках предметного поля

Интерес чаще всего определяют как осознанную потребность. Если речь идет о конкретном заказчике (орган власти, политический деятель, общественная организация и пр.), потребности чаще всего осознанны (бывают и исключения, по принципу «принеси то, не знаю что»: специалист часто необходим как раз для того, чтобы определить потребности). Если заказчик абстрактный (общество в целом, какая-то социальная группа, жители региона или города и пр.), выявление потребностей применительно к данному предметному полю является самостоятельной исследовательской проблемой. В этом случае основанием для выявления потребностей могут стать как вторичные, так и первичные данные, которые придется собирать самостоятельно (опросы, интервью, статистика и пр.).

Как правило, потребности (интересы) заказчика множественны. Следовательно, необходимо выявить все существенные потребности (интересы) – в рамках данного предметного поля! – и ранжировать их по степени значимости. Это важно по следующим двум соображениям: а) интересы одного и того же субъекта могут противоречить друг другу; когда они ранжированы по значимости, становится ясно, какой из них предпочесть; б) если анализ показывает невозможность реализации более значимого интереса, всегда можно предложить пути осуществления следующего за ним по значимости.

5) выявление факторов (явлений, правил, процессов и пр.), мешающих реализации интереса заказчика

Это основной этап конструирования проблемы. Прежде всего, при выявлении «вредных» факторов необходимо использовать очередной «фильтр»: отсеять все факторы, на которые воздействовать невозможно. Так, не стоит вносить в список земное притяжение, общемировые демографические процессы, смену времен года и пр. Разумеется, перечень недоступных воздействию факторов меняется в зависимости от заказчика: федеральные органы власти могут сделать многое, недоступное местному самоуправлению и т.д. Особое внимание следует обратить на избегание априорных «ошибок первого типа».  Для этого необходимо максимально конкретизировать каждый фактор. Например, вы анализируете возможности финансирования какой-то муниципальной программы. Муниципальное образование – дотационное на 95%, что связано с небольшой численностью населения, отсутствием предприятий и т.д. Перечень муниципальных налогов определен федеральным законодательством – следовательно, муниципальные власти на этот фактор воздействовать не могут. Расширение налогооблагаемой базы теоретически возможно и силами муниципалитета, но этот процесс растянется на десятилетия и поэтому также является фактором, на которой невозможно влиять, если иметь в виду реализацию программы со следующего бюджетного года. Однако, если мы конкретизируем общий фактор («финансирование»), расписав его по доходным статьям муниципального бюджета + возможные доходы внебюджетных фондов + самофинансирование заинтересованных в программе лиц (организаций) + ..., то выяснится, что увеличение или перераспределение доходов силами муниципалитета в принципе возможно. Именно эти факторы (распределение средств, зависящее только от муниципалитета, все виды самостоятельных доходов...) и следует внести в список. Легко заметить, что многие «мешающие» факторы могут стать ресурсами, если изменить подход к ним. Например, существующее распределение средств мешает финансированию новой программы, но внедрение другого механизма распределения – ресурс, который можно использовать для решения проблемы.

6) формулировка проблемы (противоречие между интересами заказчика и противостоящими им факторами)

Проблему чаще всего определяют как противоречие между сущим и должным, или между желаемым и действительным. На этом этапе вы должны себе представлять, какое именно противоречие предполагается решить на основе вашего анализа. Остается лишь грамотно и однозначно его сформулировать. Формулировка проблемы должна включать в себя как иерархию интересов заказчика, так и все значимые факторы, препятствующие реализации этих интересов. Идеальная формулировка должна быть краткой, но емкой, включая в себя (или внятно подразумевая) все эти аспекты. Так, в предыдущем примере (финансирование муниципальной программы) проблема может быть сведена к поиску дополнительных средств либо к перераспределению имеющихся, либо к экономии расходов путем их рационализации и пр.

7) окончательная формулировка цели анализа

Окончательная формулировка цели однозначно описывает тот результат, достижением которого должен завершиться ваш анализ. Иными словами, формулируя цели, вы должны не только указать на то, какая проблема будет решена, но и на то, как будет выглядеть предлагаемое вами решение (см. п.3).

Литература:[1]

Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. С. 19-28, 40-71, 118-128.*

Симонов К.В. Политический анализ. М.: Логос, 2002. С. 7-43.

Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2006.

Боришполец К.П. Методы политических исследований. М.: Аспект Пресс, 2005.

Политический анализ: Хрестоматия / сост. Я.Ю.Старцев. Екатеринбург, 2005. Раздел 1.

            2. Составление базы данных и систематизация данных

Для работы над любым исследовательским проектом необходимо составление баз данных, которые используются собственно в процессе анализа и при составлении итогового документа (отчета, аналитической записки, статьи и пр.). Баз данных может быть сколь угодно много, но как минимум две: библиографическая и предметная. База данных может составляться как на бумажных носителях (традиционно их называют «карточки»), так и на электронных (компьютерная база данных). Составление только электронной базы данных оправданно лишь тогда, когда вы постоянно носите с собой ноутбук или карманный компьютер, либо когда вы можете донести любой необходимый документ до оборудованного компьютером рабочего места. Сравнительные преимущества и недостатки: компьютерные базы данных позволяют работать одновременно с большими объемами информации, ускоряют поиск нужных данных – особенно если это реляционные базы; базы данных на «карточках» дают возможность наглядных процедур, недостижимых при использовании электронных баз. В учебных целях используются базы данных на бумажных носителях.

1) библиографическая картотека

В библиографической картотеке (базе данных) единицей информации является библиографическая ссылка на опубликованный либо неопубликованный источник информации. Одна книга (статья, заметка, телепередача, интервью, запись наблюдений...) – одна карточка.

Выглядит это примерно так:

 

 

Косолап1

 

 

УрАГС

66.01 + 88.51 + 60.550-6

301 9с         К 71

 

Косолапов Н. А. Политико-психологический анализ социально-территориальных систем. Основы теории и методологии (На примере России). М.: Аспект Пресс, 1994. – 240 с.

(Комплексный анализ социальных процессов с ориентиром на полит. манипулирование. С.190-210 интересная информация  про вирт. соц. мобильность)

 

 

На карточке есть библиографическое описание книги (в центре), указание на библиотеку и шифр (чтобы не лазить снова в каталог, если книга понадобится, и не путать с книгами из других библиотек), сокращенная ссылка (верхний левый угол – чтобы не переписывать полностью выходные данные, если вы делаете выписки для себя) и дополнительная информация о том, что в этой книге есть для вас интересного (внизу). Точно так же – с соблюдением стандартных требований к библиографическому описанию – оформляются карточки со ссылками на статьи, теле- и радиопередачи, неопубликованные документы и пр.

2) предметная картотека (база данных)

Предметная картотека необходима для накопления и систематизации информации, непосредственно относящейся к анализируемой проблеме. Следовательно, все, что вам встретится интересного и полезного – мысли, цитаты, факты, статистические данные и т.д. – должно быть выписано на отдельные карточки.

Выглядеть это может примерно так:

 




Технологии 

 

 

Выборы:  теория

«На каком-то этапе политического развития…руководители регионов стали один за другим выигрывать выборы с преимуществом до 80-90% голосов…» (Далее – пример по Ленинградской области, где и.о. губернатора Сердюк выиграл выборы у бывшего губернатора Густова, хотя и «не вел активной избирательной кампании, ограничиваясь поездками по районам»).

Источник:  Пастухов В.Б. Власть и общество на поле выборов, или Игры с нулевой суммой// Полис. 1999. №5. С.9.

 

 

 

Или так:

 

 

Подкуп

 

 

Муниципальные выборы в городе Энске,  май 2009

 

 

 «Штаб кандидата М. устроил бесплатную раздачу зубных  щеток «Колгейт» в ходе встречи кандидата с избирателями во 2м округе».

 

 

Источник: Курочкин А. За кого мы голосуем?// Вечерний Энск.   2009. 23 мая.

 

 

Для удобства использования бумажные карточки должны быть одного размера.

Анализ предполагает, прежде всего, разложение целого на части и рассмотрение этих частей по отдельности. На практике аналитик всегда сталкивается со следующей проблемой: на какие именно составные части раскладывать анализируемый объект? Эта проблема имеет два практических аспекта: а) при работе с данными и с литературой, при составлении картотеки (базы данных) необходимо представлять себе, по каким параметрам классифицировать данные; б) при сравнении, выявлении зависимостей и прочих операциях содержательного исследования объекта следует использовать узнаваемые и существенные характеристики.

Прежде всего, определимся с первичной рубрикацией информации для составления базы данных. В зависимости от конкретной проблемы первичными «ярлыками» могут быть термины («политика», «реализация», «система», «функция», «полезность» и т.п.), факты, действия и т.д. В каждой рубрике, таким образом, оказывается несколько единиц информации (карточек). Например, при анализе выборов, на карточках с общим грифом «Биография кандидата С» будут полученные из разных источников данные о прошлом кандидата С; на карточках с общим грифом «Программа С» будут лозунги, требования, программные высказывания С и т.д. Возможен ярлык «Оценки С»: на карточках с этим грифом нужно собрать различные высказывания, так или иначе характеризующие С (например, по мнению обозревателя «Уральского рабочего», у него твердый, нордический характер – одна карточка, а по мнению обозревателей «Известий» на АТН, ему палец в рот не клади – другая карточка).

Самый важный принцип: ярлыки определяются в процессе работы по сбору материала. Если в ваших источниках много внимания уделяется влиянию президентской администрации на анализируемую государственную политику, необходимо сделать отдельный ярлык (и несколько карточек) «Влияние президентской администрации», а если в источниках много говорится о роли думской комиссии – ярлык «Роль комиссии ГД». Если наблюдатели избирательной кампании вовсю говорят о массовом подкупе – ярлык «подкуп» и подборка карточек об этом; если часто упоминаются личные связи – ярлык «связи» и т.п.

3) рубрикация и типологии

Анализируя имеющиеся материалы, от первоначальных «ярлыков» переходим к более серьезной систематизации. Иными словами, от фиксации данных (заполнения карточек) – к их упорядочению (перетасовке карточек).

При составлении научных типологий, классификаций, шкал и других способов упорядочения информации большое значение имеет единство основания. Например, если мы рассматриваем кандидатов (партии), участвующих в выборах, то мы можем их сопоставлять на разных основаниях, но при каждом сопоставлении основание должно быть одно. Идеологическое основание: коммунисты, либералы, консерваторы и пр. Социально-экономическое основание: «олигархи», мелкий бизнес, «бюджетники», пенсионеры и пр. Группы элит: «городской», «областной», «федеральный» кандидаты и пр. Принадлежность к партии: партийные и независимые кандидаты. Главное – последовательность, оценка каждого участника выборов на одном и том же основании. С точки зрения формальной логики следующий способ дробления объекта является бредовым: коммунисты, представители пенсионеров, представитель олигархов и федеральный кандидат. В данном случае бессистемно используются разные основания. Общее основание не всегда очевидно. Например, при анализе государственной политики мы вполне можем выделить финансовый аспект (блок), кадровый, законодательный и контрольный. Есть ли здесь общее основание? Есть: речь идет о различных функционально специализированных сферах деятельности или о разных этапах управленческого цикла (принятие решения – обеспечение реализации (кадровое и финансовое) – контроль...). Выявление основания позволяет дополнить первоначальную схему другими обязательными этапами (планирование и прогнозирование, координация и т.д.). Выбор основания зависит от целей анализа, используемой методологии и от квалификации исследователя.

На практике анализ многих объектов требует использования сразу нескольких шкал, построенных на разных основаниях. Если мы используем два основания (например, идеология и социально-экономические группы), то итоговую схему легко представить графически в виде двухмерной системы координат либо таблицы. При большем количестве оснований схема оказывается менее наглядной, но зачастую более точной и подробной.

При использовании того или иного алгоритма необходимо группировать данные по этапам анализа. Например, при системном анализе – подборка данных, характеризующих анализируемую систему в целом (этап 1), подборка данных, описывающих структуру системы (этап 2) и т.д. Для этого надо приготовить особые карточки для каждого пункта (подпункта) каждого алгоритма. Эти карточки будут использоваться не для хранения новой информации, а для систематизации существующей в соответствии с требуемым алгоритмом.

 

 

4) жесткая структура базы данных

При подборе однотипного материала необходимо составление жесткой схемы, группирующей данные. Такого рода материал требуется: а) для подробных, часто крупномасштабных сравнений (например, кампания одной и той же партии в нескольких десятках округов, или реализация одной политики в разных регионах); б) при составлении компьютерных баз данных; в) при подготовке к количественной обработке данных (именно на основе таких схем происходит кодирование собранного материала).

Наглядным примером такой систематизирующей схемы является систематический каталог любой библиотеки или алгоритм анализа степени централизации/децентрализации, приведенный в данном пособии. Необходимо лишь представить (разработать) типичную структуру изучаемого явления, а затем просто «заполнять ячейки» в таблице. Ваша база данных может быть организована по «жесткой» схеме как полностью, так и частично. Например, при анализе государственной политики в какой-то сфере материалы, относящиеся к формированию политики, могут быть организованы на основе первичных ярлыков, а относящиеся к реализации политики в разных регионах – по единой схеме: бюджетные характеристики, сроки, количество пользователей и пр.

Литература:

Кузнецов И.Н. Учебник по информационно-аналитической работе. М.: ООО Изд-во «Яуза», 2001. С.85-216.

Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М.: Весь мир, 1997. С. 72-117, 183-328, 356-374.*

Смирнов О. Картотека нужна приличному человеку//  Организация времени http://www.improvement. ru/zametki/oskartot/*

Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. М.: Книжный дом «Университет», 2001. С. 59-97, 134-162.

Политический анализ: Хрестоматия / сост. Я.Ю.Старцев. Екатеринбург, 2005. Раздел 2.

3. Моделирование проблемы с позиции теории систем

Главное в системном подходе – целостность: успешно проанализировать какое-то явление можно лишь: а) рассмотрев его место в системе, частью которой оно является и б) представив само это явление как систему, т.е. как неразрывную взаимосвязь различных элементов, влияющих друг на друга.

Этапы системного моделирования (на основе структурно-функционального анализа):

1) определить анализируемую (под)систему и ее место в политической системе в целом

На данном этапе необходимо ответить на три вопроса: а) что за систему мы анализируем? б) в какую более крупную систему она входит в качестве подсистемы? в) какую функцию (функции) выполняет наша система в более крупной системе? Например, мы рассматриваем судебную реформу в РФ. Мы можем считать анализируемой системой судебную власть в РФ. В таком случае она входит в государственную систему в качестве одной из ветвей власти, выполняя контрольно-санкционирующую функцию (обеспечение выполнения правовых норм через наказание за их нарушение). Но мы можем анализировать как систему и саму реформу; в этом случае судебная реформа будет подсистемой путинского реформаторства или, шире, подсистемой реформы государственно-правовых установлений, возникающих в России с начала 1990-х гг. – в конечном счете, подсистемой политической модернизации как самостоятельной крупной системы. В данном случае функция судебной реформы – обеспечение замкнутости демократического и рыночного цикла. Мы можем также проанализировать систему разрешения конфликтов в обществе, где судебная подсистема занимает свое место и пр.

2) выявить структуру-1 анализируемой системы (элементы и подсистемы), определиться с типом системы

Прежде всего необходимо определить, из каких подсистем состоит анализируемая система. Подсистемы в свою очередь могут распадаться на подсистемы второго уровня, и так – до отдельных элементов, т.е. неделимых единиц, «атомов» взаимодействия. Естественно, каждая подсистема будет состоять из своих элементов, и эти элементы не обязательно будут однородными, они могут быть и разнообразными.

В примере с судебной реформой, если мы анализируем систему судебной власти, ее можно разделить на следующие подсистемы: ориентирования (прогнозирование, планирование, мотивация, нормативное регулирование, методическое руководство), обеспечения (кадрового, финансового, информационного и пр.) и оперативного управления (непосредственное регулирование, учет, контроль, оценка). В данном случае за основу взят функциональный подход – каждая подсистема объединяет группу функций управления. Однако подсистемы судебной власти могут быть выделены и на основе институционального подхода: подсистема судов общей юрисдикции, арбитражных судов, конституционных и уставных судов, мировых судов и пр. Очевидно, что каждая подсистема распадается на подсистемы следующего уровня (в первом случае – кадровая, финансовая, информационная подсистемы  и т.д.).

Если мы рассматриваем саму судебную реформу как систему, проще всего выделить подсистемы, соответствующие этапам управленческой деятельности: проектирование, реализация, оценка результатов. Возможен и другой вариант – в качестве самостоятельных подсистем мы рассматриваем финансовую, идеологическую, организационную и иные стороны реформы. Таким образом, определение структуры системы весьма субъективно и зависит от: 1) того, как мы определяем исследуемую систему, 2) того, какие цели мы преследуем и 3) квалификации аналитика.

3) выявить структуру-2 анализируемой системы (функции и взаимосвязи)

Функцию каждой подсистемы (элемента) легко определить, ответив на вопрос «зачем нужна системе эта подсистема (элемент)?». При функциональном подходе (см. выше, п.2) ответ кажется очевидным: обеспечивающая система – для обеспечения, ориентирующая – для ориентирования и пр. Однако корректный ответ на вопрос предполагает более точную характеристику роли, которую играет данная подсистема в функционировании системы в целом. В частности, обеспечивающая подсистема должна не просто снабжать систему ресурсами, но делать это постоянно и бесперебойно, в приемлемой (годной для использования) форме, в достаточном количестве, причем обеспечивать всеми видами необходимых ресурсов (их можно перечислить) и т.д. Уточнение функциональной роли той или иной подсистемы возможно через использование противоположной гипотезы: что произойдет с системой, если эту подсистему «убрать», если она не будет нормально функционировать?

Если исследуемая система достаточно «жесткая» (т.е., может быть представлена через характеристики «сильнее-слабее» или «больше-меньше» и через однозначные каузальные связи), то моделировать взаимосвязи нужно не только с указанием функций, но и определив положительные и отрицательные связи в системе. Положительные связи увеличивают значение какого-либо фактора, отрицательные – уменьшают. Необходимо иметь в виду, что структурно-функциональный подход рассматривает большинство социальных систем как достаточно жесткие и детерминированные структуры.

4) оценить эффективность осуществления функций различными подсистемами (элементами)

Оценка эффективности выполнения той или иной функции происходит путем сопоставления того, как эта функция должна осуществляться (см. выше, п.3) и статистических или оценочных данных о реальном ее осуществлении. При этом необходимо определить критические значения, при которых недостаточное или неполное выполнение функции превращается в ее невыполнение, т.е. в угрозу существованию системы или в фактор трансформации системы. Основная задача этого этапа – выявить ключевые (критические) для анализируемой проблемы подсистемы (элементы, функции).

5) составить прогноз развития системы без управленческого вмешательства из внешней среды системы.

На данном этапе мы должны ответить на вопрос о том, что будет дальше с системой, если ее функционирование будет продолжаться так, как идет, если не произойдет никаких вмешательств (влияний) из вне системы.

Поскольку мы анализируем систему, в функционировании которой существует какая-то проблема (дисфункция), прогноз должен относиться к тому, сможет ли система самостоятельно справиться с выявленными на предыдущем этапе дисфункциями и как она это делает. Следовательно, мы можем прогнозировать одну из трех ситуаций: 1) система не справляется самостоятельно с дисфункцией и разрушается, когда дисфункция приходит к критическому значению; 2) система может самостоятельно справиться с дисфункцией, адаптировавшись к ней, осуществляя необходимую функцию другими способами (в рамках той же или другой подсистемы), ликвидировав дисфункциональные элементы и пр.; 3) под влиянием дисфункции система трансформируется, меняет свою природу и превращается в другую систему, основные характеристики, цели и механизмы функционирования которой существенно (качественно) отличаются от первоначальных.

Если мы проектируем новую систему, то задача данного этапа – определить условия, при которых система станет саморегулируемой, т.е. будет функционировать нормально без радикальных вмешательств и сможет самостоятельно справляться с незначительными отклонениями.

6) выявить способы модификации системы с целью устранения дисфункций (восстановления нормального функционирования)

На данном этапе необходимо двигаться от общего к частному: сначала определить принципиальное решение (какую функцию/ подсистему корректировать, в каком направлении, каков должен быть результат), а затем проанализировать практические возможности воплощения этой схемы.

Литература:

Истон Д. Категории системного анализа политики // Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. М.: Гардарики, 2000. C.319-331.* Или// Антология мировой политической мысли: В 5 т. М.: Изд-во РАГС, 1997. Т. II. С. 630—642.

Луман Н. Понятие общества// Проблемы теоретической социологии / Под. ред. А.О. Бороноева. СПб., 1994. С. 35-42.*

Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения//Американская социологическая мысль. М., 1996. С.494-526.*

Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии// Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. С. 381-414.

Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001. С. 10-72.

Политический процесс: основные аспекты и способы анализа/ Под ред. Е.Ю.Мелешкиной. М.: ИНФРА-М, Весь мир, 2001. С.20-47.

Самбиев А. Технический анализ социальных систем. Грозный, 1999. Интернет-публикация в Библиотеке Мошкова http://www.lib.ru/POLITOLOG/sambiev.txt*

Скоробогацкий В.В. Коррупция как способ легитимации власти // ЧиновникЪ. 2001. № 1(11).

            4. Моделирование проблемы с позиций институционализма

Этапы моделирования:

1) какой политический институт (взаимодействие институтов) мы анализируем? Чем определяется институциональная природа объекта анализа?

На этом этапе идентифицируем анализируемый институт, отграничив его от других институтов. Необходимо выявить типичные признаки института, показав, что исследуемый объект действительно является политическим институтом, а не произвольно взятым куском реальности. Так, в современной России  многие общественные движения существуют лишь потенциально, они не институционализированы (антиглобализм, например). В то же время некоторые движения институционализированы и их можно рассматривать именно с этой точки зрения (например, движение в защиту прав военнослужащих срочной службы, представленное такими организациями, как Комитет солдатских матерей, поддерживаемое многими политическими партиями, признанное органами государственной власти и пр.). Кроме того, важно определиться с масштабом анализируемого института. Так, мы можем анализировать институт политических партий в современной России, т.е. всю партийную систему, взаимодействие партий с другими политическими институтами. С другой стороны, мы можем рассматривать в качестве института отдельную партию.

Институты могут быть как формальными (статус и правила функционирования закреплены правом – политические партии, государственные и местные органы и пр.), так и неформальными (системы клиентарных связей, устоявшиеся коррупционные взаимодействия, патернализм и непотизм, идеологические системы и пр.). Чаще всего политические институты обладают как формальными, так и неформальными характеристиками. В целом необходимо характеризовать политический институт по трем параметрам: 1) правовой (наличие правового статуса), 2) социальный (наличие устойчивых социальных структур и определенной легитимности) и 3) организационный (наличие постоянно функционирующих организационных структур, обеспечивающих существование института). При этом учитываем, что институционализирована может быть структура или совокупность структур (институт президентской власти, парламент и пр.), процесс (выборы, законодательный процесс, конституционный контроль) или другие явления – движения, идеологические системы и пр.

2) каковы легальные и неформальные правила создания (функционирования) института? Как определяются и меняются эти правила?

Выявление легальных (формальных) правил обычно не представляется сложным – достаточно лишь проанализировать действующее законодательство. Неформальные правила по определению менее очевидны и часто их выявление превращается в самостоятельное исследование. Тем не менее такие правила всегда существуют и проще всего их выявлять, анализируя случаи нарушения правил и следующих за этим санкций. Так, выборы в органы власти безусловно являются политическим институтом. Правовое регулирование осуществляется законодательством о выборах, о политических партиях и пр. Есть и неформальные правила, регулирующие существование этого института. Ужесточение контроля за использованием подкупа избирателей, например, показывает, что если в начале – середине 1990-х гг. практика подкупа была институционализирована (принималась как нечто нормальное и неизбежное), то сегодня прямой подкуп избирателей перестает быть нормой. То же можно сказать об использовании «черного пиара» в ходе избирательных кампаний. Согласованные действия различных партий, движений, органов власти по вытеснению с политического поля радикальных движений, стремящихся к массовой мобилизации (НБП, ДПНИ, «движения несогласных»), говорят о существовании еще одного неформального правила: запрет на активное использование и разжигание массового протеста в избирательных целях. Без массовой мобилизации даже сравнительно радикальные лозунги признаются допустимыми в качестве партийной идеологии (ЛДПР). Постепенно это правило институционализируется и в формальном смысле: закон о политических партиях запрещает создавать партии по социальному, религиозному, национальному признакам – т.е. по тем признакам, которые легко использовать для создания массовых протестных движений.

Таким образом, важно выявить как правила, установленные законом, так и правила, сформировавшиеся в ходе политической практики. При анализе изменений действующих правил и норм прежде всего устанавливаем роль анализируемого института в изменении правил, регулирующих его деятельность. Так, Государственная Дума может самостоятельно менять многие аспекты своего статуса, от механизма выборов до регламента. Однако эти изменения возможны лишь в рамках действующей Конституции. Неформальные ограничения связаны с тем, что любое серьезное изменение статуса Государственной Думы требует предварительного согласия Президента – либо означает серьезную конфронтацию президентской и законодательной властей. Другой пример: большинство федеральных министерств и ведомств не могут самостоятельно менять правила своей работы, такие изменения зависят от Правительства и от Президента. Однако есть большая вероятность того, что разработка проекта новых правил будет поручена самому министерству, пусть и с последующим утверждением «наверху», – возможность влияния сохраняется.

3) на каком этапе своей эволюции находится анализируемый институт (институты)?

Любой политический институт проходит определенные фазы в своем развитии. В самом общем виде речь идет о 1) институционализации какого-либо явления (процесса), т.е. о формировании института, 2) изменении форм, механизмов, структур, значения, роли уже существующего политического института, 3) деинституционализации. На данном этапе анализа необходимо обрисовать эволюцию анализируемого института вплоть до его нынешнего состояния.

4) в какую систему взаимодействий включен анализируемый институт, каковы его интересы и ресурсы?

Любой политический институт существует через взаимодействие с другими институтами. Если мы рассматриваем институт-процесс (законодательный процесс, модернизация или один из ее аспектов и пр.), то речь идет об интересах и ресурсах участников этого процесса, как правило также институционализированных (в случае с законодательным процессом – представители различных ветвей власти, участвующие в процессе). Если анализируется институт-структура, то мы рассматриваем собственные ресурсы и интересы данной структуры (парламента, судебной власти, партии и т.п.). И интересы и ресурсы имеет смысл распределить на две категории: 1) связанные с деятельностью в рамках существующих правил и 2) связанные с возможностью изменения существующих правил для увеличения собственной власти.

5) каков прогноз эволюции института без управленческого вмешательства?

На данном этапе прогнозируем возможные направления эволюции анализируемого института исходя из действующей системы норм, регулирующих его деятельность. Разумеется, необходимо сопоставить нормы с имеющимися ресурсами и интересами данного института (участников институционали-зированного процесса). См. также алгоритм 15.

6) какие характеристики института необходимо изменить для достижения поставленной цели (реализации интересов)? Какими институциональными мерами можно этого добиться?

На данном этапе работаем прежде всего с теми характеристиками, которые определяют институциональную природу анализируемого явления (см. п.1).

Литература:

Принципы институционального анализа:

Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2001. С. 101-114.

Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. «Институт» и «союз»// Вебер М. Избр. произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 535-545.

Политическая наука: новые направления/ Пер. с англ. М.М.Гурвица и др. Науч. ред. Е.Б.Шестопал. М.: Вече, 1999. С. 149-180, 205-234.

Политический процесс: основные аспекты и способы анализа/  М.: ИНФРА-М, Весь мир, 2001. С.20-47.

Политический анализ: Хрестоматия / сост. Я.Ю.Старцев. Екатеринбург, 2005. Раздел 3.

 

Примеры институционального анализа:

Дюверже М. Политические партии. М.: Академ. проект, 2000.*

Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях// Полис. 2002. № 1. С.6-17. № 2. С.20-30.

Старцев Я.Ю. Система государственного управления: Политический анализ. Екатеринбург: УрАГС, 2001. С. 102-130.

Шайо А. Самоограничение власти: Краткий курс конституционализма. М.: Юристъ, 2001.

Шугарт М. С., Кэри Д. М. Президентские системы// Современная сравнительная политология: Хрестоматия/ Науч.ред. Г.В.Голосов, Л.А.Галкина. М.: Моск. обществ. науч. фонд, 1997. С.198-246.*

            5. Моделирование проблемы с позиций классового анализа

Этапы моделирования:

1) определить основные классовые противоречия анализируемого общества, этап классовой борьбы

Представители марксистского подхода предлагают два основных пути интерпретации классовых противоречий в современном российском обществе. Первый вариант – рассматривать Россию в контексте общемировых процессов глобализации и становления постиндустриального общества, с размыванием пролетариата, формированием многочисленных средних классов, которые и являются основными эксплуатируемыми. Причем эксплуатируется во все большей степени интеллектуальный труд, что существенно отличает сегодняшнюю ситуацию от прежних фаз развития капиталистического общества. Здесь же – проблема интернационализации капитала и эксплуататорских классов.

Второй вариант основан на аналогии между современной Россией и другими обществами в фазе накопления капитала и капиталистической модернизации. Отсюда – темы перераспределения собственности, компрадорской буржуазии, усиления карательных функций государства на службе новообразованных монополий и пр. Соответственно, развитие классовых противоречий либо переходит в новую постиндустриальную фазу (первый подход), либо возвращается к исходному пункту, прерванному революцией 1917 г. При анализе конкретной проблемы мы можем выбрать одну из этих версий, привлекать новые, сочетать их и т.д.

2) определить, какие классы (социальные группы) участвуют в анализируемой ситуации, выявить базовые социально-экономические интересы этих классов (групп)

Многочисленные суждения и исследования о социально-классовой структуре современного российского общества позволяют выбрать тот тип структуры, который представляется наиболее адекватным в контексте анализируемой проблемы. Важно помнить, что для последовательного марксиста базовые классовые интересы всегда связаны с конкуренцией за редкие блага и с отношением к средствам экономического производства, наиболее важным для анализируемого общества.

3) выявить степень развития классового сознания, уровень организации в отстаивании классовых интересов

Как правило, степень осознания своих интересов и классовой организованности эксплуататоров всегда выше. Необходимо определить формы осознания и отстаивания классовых интересов, степень единства рассматриваемых классов, наличие внутренних противоречий и т.д. Например, класс буржуазии (если мы признаем его существование в современном обществе) может распадаться на отдельные группы (монополистическая и мелкая буржуазия, компрадорская и национал-патриотическая), между которыми возможны серьезные противоречия, часто заслоняющие базовое для данного общества противоречие между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Некоторые классы могут не осознавать своего единства, некоторые, напротив, быть высокоорганизованными. Отдельный вопрос – в какой степени государство (государственный аппарат) обособлено от эксплуататорских классов и осознает собственные интересы. Соответственно, господствующие классы должны обладать инструментами воздействия на государственный аппарат во избежание его чрезмерной эмансипации.

4) определить специфические классовые (групповые) интересы, применительно к анализируемой ситуации

Базовые классовые интересы всегда конкретизируются или трансформируются применительно к конкретной ситуации. Так, любой класс стремится к политической власти с целью контроля за распределением средств экономического производства. Если мы анализируем проблему, связанную с деятельностью политических партий, мы должны ответить на несколько вопросов: является ли создание (поддержка) партии адекватным способом получения политической власти? Если да – что это должна быть за партия, если нет – какие иные способы получения власти может использовать этот класс (группа) и каким должно быть его поведение в отношении политических партий (разоблачение, игнорирование, подрыв изнутри и пр.). Другой аспект проблемы – возможность создания временных или постоянных межклассовых союзов. Например, многие европейские компартии заключали формальные или неформальные соглашения с буржуазными партиями; в долгосрочной перспективе они враги, но в краткосрочной – такой союз позволяет компартии усилить свое влияние на правительство,  отстаивая интересы трудящихся.

5) определить, какие ресурсы и методы используют различные классы (социальные группы) в политической борьбе

Традиционная схема выглядит достаточно просто: основной ресурс эксплуатируемых – массовые мобилизации, основной ресурс эксплуататоров – институциональный дизайн (например, создание представительной демократии) и использование карательных инструментов государства. Кроме того, представители любого социального класса используют пропаганду и агитацию для отстаивания своих интересов. Однако в каждой конкретной ситуации арсенал используемых средств гораздо специфичнее и разнообразнее. В частности, традиционно мощное оружие эксплуатируемых – разъяснение и демонстрация межклассовых противоречий; эксплуататоры стремятся сгладить или объявить эти противоречия несуществующими (основные инструменты – СМИ и государство).

6) составить прогноз развития ситуации без политического (управленческого) вмешательства

Прогноз должен определить вероятность межклассовых столкновений (в рамках рассматриваемой проблемы), их формы и  вероятную степень успешности.

7) разработать схему усиления (ослабления) позиций отдельных классов (социальных групп) для достижения желаемого результата

Стратегическая схема достаточно проста: осознание – организация – объединение – мобилизация – мирные или вооруженные способы давления. Тактические задачи отличаются гораздо большим разнообразием.

Литература:

Принципы классового подхода:

Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2001. С. 274-299, 336-341.

Ленин В.И. Государство и революция// ПСС. Т. 33. – Или отдельное издание.

Чилкот Р.Х. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы. М.: Весь мир, 2001. С. 401-474.

Электронный журнал «Скепсис» http://www.scepsis.ru

 

Примеры классового анализа:

Бурдье П. Политические позиции и культурный капитал// Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. С.99-158.*

Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти// ПСС. Т. 36. С. 167-208. – Или отдельное издание.

Маркс К. 18 брюмера Луи Бонапарта// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. С. 115-217. – Или отдельное издание.

Маркс К. Гражданская война во Франции// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 17. С. 321-366.или отдельное издание.

Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.// Соч. Т.7. С. 5-110. – или отдельное издание.

Сидоренко А. "Альтернативы рынку нет!" Нет?// Санкт-Петербургские ведомости. – 2000.  10, 14 нояб.*

            6. Моделирование проблемы с позиций рационального выбора

Этапы моделирования:

1) выявить индивидуальных участников анализируемого взаимодействия

Участники могут быть как конкретными – если их немного, так и безличными (избиратели, члены партии или профсоюза, депутаты парламента и пр.). В последнем случае предполагается, что у каждого из них одинаковые мотивы. Иногда в качестве участников могут выступать коллективные субъекты (исключение).

2) определить эгоистическую цель каждого участника взаимодействия.

В данном случае нужно иметь в виду то, что зачастую декларируемые цели не соответствуют личным эгоистическим целям каждого участника. Необходимо выявить именно эгоистическую цель каждого (это относится и к групповым участникам в той же степени).

3) определить единицы измерения индивидуальной полезности для каждого участника ситуации

Полезность определяется ситуацией. Она может измеряться как в специфических единицах (например, поданные голоса при выборах), так и в условных «единицах полезности» или баллах, либо в деньгах.

В учебных целях рекомендуется использовать бальную систему оценки, поскольку в баллы проще конвертировать самую разную полезность различных участников. Необходимо в этом случае выбрать шкалу (например, от 0 до 10 баллов) и на всем протяжении исследования строго ее придерживаться. В этой же шкале будут оцениваться и затраты участников взаимодействия.

На этом этапе также следует оценить то, «сколько стоит» именно для конкретного выбранного участника взаимодействия достижение обозначенной на предыдущем этапе цели. Нужно иметь в виду, что различные участники взаимодействия оказались втянутыми в это взаимодействие по разным причинам. Для одного участника это может быть вопрос «политической жизни и смерти», а другой «просто шел мимо».

4) проанализировать, какие действия должен предпринять каждый участник для достижения различных возможных результатов

Чаще всего теория рационального выбора рассматривает жестко структурированные ситуации с ограниченным количеством вариантов выбора (идти на выборы или нет; голосовать за белых, красных или зеленых; вступить в коалицию с левыми или с правыми и т.п.). Реже возможны ситуации неструктурированного выбора, когда участник взаимодействия сам придумывает, что он может сделать (либо аналитик делает это за него). На данном этапе необходимо построить дерево возможных действий для каждого участника с учетом
правил последовательности и взаимоисключения.

Как видим на схеме, каждая «ветвь» дерева может привести к различным результатам (2 варианта и 2 последующих варианта выбора приведены только в качестве примера — их количество всегда различается, возможна асимметрия и пр.). Среди этих результатов есть и тот, что обозначен как основная цель участника взаимодействия, но также появляется несколько вариантов достижения  других результатов. Относительно оценки главной цели можно оценить и «стоимость» достижения других результатов (строго придерживаться той же выбранной вначале  шкалы).

5) соотнести затраты (усилия) со стороны каждого участника и возможные результаты, определить оптимальное соотношение

Предпринимая любое действие, каждый участник взаимодействия несет какие-то затраты. Выгодным будет лишь то действие, суммарная полезность которого не ниже суммарных затрат, связанных с достижением соответствующего результата.

Для более точного подсчета затрат следует оценить затратность каждого выбора (см. дерево действий), каждое действие или отказ от него может «стоить» каких-то затрат для участника (учитываются все виды издержек, в т.ч. и морально-психологические, физические, материальные, трансактные и др.). Оценив таким образом каждый шаг, подсчитываем среднее арифметическое по каждой ветке (стратегии). Таким образом, получаем цифру, оценки затрат по данной стратегии, в той же системе баллов, в которой оценивалась полезность. Полученную полезность результата данной стратегии сравниваем с затратами и делаем вывод о возможной выгоде данной стратегии.

6) соотнести действия участников друг с другом, найти равновесную стратегию для каждого

Каждый из участников стремится к собственной выгоде, и действия одних могут препятствовать реализации замыслов других. На данном этапе важно выявить, достижение какого результата возможно для каждого участника с учетом действий других. Самый оптимальный из возможных вариантов и будет равновесной стратегией для данного участника.

Отдельный аспект – возможность коалиции или сговора. Необходимо проанализировать возможность формирования коалиций как с абстрактно-рациональной точки зрения, так и с практической (вероятность фактической встречи и договоренности). Следует иметь в виду, что создание коалиции может сократить издержки, но при этом может корректироваться и конечная цель взаимодействия, что также может привести к сокращению индивидуальной полезности. В данном случае оказывается важным для участника взаимодействия именно соотношение полезности и затрат.

Равновесной (наиболее выгодной из возможных, для каждого участника) может оказаться какая-то коалиционная стратегия.

7) выявить факторы, препятствующие рациональному выбору

В самом общем виде таких фактора два – недостаточная информированность и большие трансактные издержки – либо психологические, либо связанные с получением информации и т.п. Однако в каждой конкретной ситуации может обнаружиться специфический набор препятствий; может их и не оказаться вовсе.

8) определить, какие изменения условий необходимы для превращения желательных для нас стратегий участников в субъективно рациональные (максимизирующие полезность) для них

Как при проектировании какой-то ситуации, так и при анализе уже произошедших событий, мы можем столкнуться с тем, что рациональные стратегии участников взаимодействия не совпадают с нашими интересами (в конечном счете – с интересами заказчика). Для того, чтобы изменить это положение вещей, необходимо предпринять какие-то действия, в результате которых более рациональными станут другие стратегии. На этом этапе необходимо определить, можно ли воздействовать на ситуацию подобным образом, и если можно – то как.

Литература:

Нуреев Р. Теория общественного выбора: Учебно-методическое пособие. Гл. 1: Общественный выбор: методологические и теоретические предпосылки анализа // Вопросы экономики. 2002. №8-12.

Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М.: ИНФРА-М, Весь мир, 2001. С.20-47.

Титков А.Ф. Теория общественного выбора. Конспект лекций. Вып. 2. Екатеринбург: УКЦ, 1994.

Цебелис Д. В защиту теории рационального выбора// Современная сравнительная политология: Хрестоматия. М.: Моск. обществ. науч. фонд, 1997. С.52-83.*

            7. Моделирование проблемы с позиции когнитивного подхода

I. Этапы моделирования- вариант 1: символическое взаимодействие

1) определить основные характеристики символического пространства, к которому относится ситуация, место предмета дискурса в этом пространстве

Как правило, речь идет о символах власти и о символическом пространстве, структурированном вокруг образов власти. Соответственно, необходимо определить, какие аспекты власти затрагиваются, какие представления существуют в данном обществе (на данной территории, в социальной группе) по поводу власти вообще и ее проявлений, связанных с анализируемой проблемой. Кроме того, следует обратить внимание на неявные аспекты символического оформления и утверждения власти – такие, как habitus («габитус»), структурное символическое насилие и пр.

Стоит обратить внимание на стереотипы, имеющиеся в обществе, те характеристики, которые воспринимаются людьми как нечто само собой разумеющееся, то, что не обсуждается и не оспаривается.

Под воздействием характеристик символического пространства находятся и объект и субъект воздействия. Характеристики символического пространства не нужно рационализировать, находить их логику. Их просто «нужно иметь в виду».

2) определить субъект и объект символического воздействия (автора и адресата политического дискурса), интересы и цели субъекта

Субъектом (автором) дискурса является тот, кто его «произносит» – через тексты, визуальные образы, действия и пр. В некоторых случаях имеет смысл различать «заказчика» и «исполнителя». Объектом (адресатом) политического дискурса являются какие-то люди, организации, группы – необходимо определить, какие именно. На этом этапе можно предварительно выявить цели субъекта – зачем он вмешивается в существующую структуру представлений, что собирается изменить.

Стоит обратить внимание на то, что деятельность субъекта касается только символов.

3) определить устойчивые представления объекта воздействия о предмете политического дискурса

Как правило, любое символическое воздействие направлено либо на изменение существующих представлений, либо на их укрепление. Следовательно, необходимо максимально подробно охарактеризовать уже существующие представления, которые подвергаются воздействию, условия формирования и структуру этих представлений.

4) составить перечень представлений (образов), создаваемых политическим дискурсом

На данном этапе определяем представления, к созданию которых стремится автор символического воздействия. Иными словами – что люди в результате должны видеть, во что верить, что знать и как все это должно быть организовано.

5) определить методы символического воздействия (методы модификации существующих представлений и формирования новых)

На данном этапе необходимо охарактеризовать используемые субъектом воздействия технологии. Результатом должно быть описание процедур, с помощью которых представления, выявленные на этапе 4, превращаются (или должны превратиться) в представления этапа 5.

Среди методов символического воздействия выделим:

    Метод присоединения или «привязки» (с целью повышения, понижения, идентификации). Привязка может быть к архитепичным образам,  к отдельным авторитетным личностям, так и к отдельным историческим эпохам, событиям и т.д. Часто привязка с целью идентификации присоединяет личность к некой группе населения. Здесь также задействуется архитип «свой-чужой».

    Метод эстетизации.

    Метод персонализации.

    Метод официальной номинации

/навешевания ярлыков

    Метод демонизации/сакрализации

    Метод эрзац-акций (символческое действие)

    Метод подмены понятий/терминов

    Расщепление целостного образа либо создание синкретичных образов и т.д.

На данном этапе рекомендуется использовать все возможные материалы и формы представления символов – вербальные, графические, цветовые и т.д.

Кроме того, на этом же этапе необходимо выяснить, на какой тип мышления (рациональное, магическое, эстетическое, этическое и пр.) направлено анализируемое воздействие.

6) осуществить деконструкцию новой реальности и разработать методы ее трансформации в альтернативную реальность

Проанализировать, каким образом можно разрушить вновь созданную систему представлений. Если речь идет о происходивших в прошлом событиях – проанализировать причины успеха или неуспеха символического воздействия.

Литература:

Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2001. С. 328-343.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.*

Бурдье П. Политические позиции и культурный капитал// Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. С.99-158. *

Бурдье П. Делегирование и политический фетишизм// Бурдье П. Начала. Choses dites. М.: Socio-Logos, 1994. С.231-156. *

Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. Гл.1-23.*

Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: УРСС, 2004.

Мисюров Д.А. Политическая символика: между идеологией и рекламой// Полис. 1999. № 1. С.168-174.

Политический процесс: основные аспекты и способы анализа/ Под ред. Е.Ю.Мелешкиной.  М.: ИНФРА-М, Весь мир, 2001. С.20-47.

Поцелуев С.П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме// Полис. 1999. № 5. С.62-75.

 

II. Этапы моделирования-вариант 2: методология гибких систем

1) охарактеризовать неструктурированную ситуацию

Главное на этом этапе – отрешиться от уже готовых интерпретаций, посмотрев на ситуацию только как на материал, необходимый  для формулировки проблемы. Проблемы еще нет, ее предстоит сформулировать. Анализ ситуации осуществляется по двум параметрам: 1) факты, имеющие отношение к делу и не подвергающиеся сомнению; 2) мнения и интерпретации, существующие по поводу данной ситуации.

2) наглядно представить проблемную ситуацию

Ситуация должна быть представлена через «картинку», или образную схему, на которой необходимо отразить существующие структуры и процессы, участников и их мнения / интересы, социальные роли, взаимодействие этих факторов и самого аналитика. Образная схема может включать рисунки, графики, логические схемы, текстовые примечания и пр.

3) сконструировать адекватную систему через ключевые определения

Адекватной считается та система, которая максимально полно отражает ситуацию и проблему по мнению аналитика (или всех участников анализа, если это коллективный процесс). Необходимо помнить, что система не существует в реальности – она придумывается для лучшего изменения реальности и может быть любой.

Ключевые определения формируются по следующей схеме:

а) пользователи или адресат (т.е. те, кто будет получать какие-то блага, ограничения и иные воздействия в результате функционирования системы);

б) исполнители (т.е. те, кто осуществляет трансформацию – см. ниже);

в) трансформация (преобразование) как основная функция системы. Любая система преобразует то, что получает на входе в нечто иное, наблюдаемое на выходе. В зависимости от типа системы на входе мы можем иметь требования, нормы, задачи и пр., а на выходе – права, услуги и иные блага и т.д. Принципиально важный аспект при определении трансформации – то, что она относится к одному и тому же предмету. Потому речь и идет о трансформации: один и тот же процесс (предмет) трансформируется, переходя в другое состояние;

г) картина мира («мировидение», система представлений), в рамках которой данная трансформация имеет смысл; чаще всего в основе этих представлений лежит определенная традиция или идеология;

д) хозяева (руководители, начальники) – те, кто может менять характер трансформации, прекратить ее и пр.;

е) окружение (внешняя среда) – факторы, которые извне ограничивают или регулируют процесс трансформации (нормативные, финансовые, культурные и пр.).

Система обозначается через ключевые определения, выстроенные в логическую цепочку: система осуществляет «в» для «а» через «б» под контролем «д» в рамках – или с целью – «г» с учетом ограничений «е».

Часто бывает необходимо сконструировать два типа систем: операциональную (осуществление конкретных задач) и проблемную (определение целей и базовых параметров). В любом случае конструируемая система должна отражать не существующее положение вещей, а идеальное – то, к которому мы хотим прийти. Как правило, приходится учитывать несколько разных трансформаций, в этом случае на основе каждой из них строится своя система.

4) разработать концептуальную модель

На данном этапе представляем сконструированную систему в виде логической схемы. Чаще всего это линейная хронологическая последовательность или цикл. В случае наличия нескольких систем мы получаем несколько разных моделей.

5) сравнить модель с реальностью

Необходимо сравнить имеющиеся концептуальные модели друг с другом и с образной схемой (п.2): выявить совпадения и различия, проблемные узлы и т.д. Можно попробовать дополнить одну модель за счет другой, или «прокрутить» через модель реальную конкретную ситуацию (случай) и сравнить результат и процесс прохождения – с тем, как оно было на самом деле. Итогом должен стать список ключевых узлов, проблем, параметров, которые необходимо изменить для совершенствования системы. В случае, если этого не происходит, – вернуться на этап 2.

6) определить необходимые изменения

Изменения должны быть: а) желательными с точки зрения основной функции системы, т.е. способствовать реализации этой функции; б) возможными с точки зрения существующих ограничений. В случае, если этого не происходит (изменения не придумываются или не соответствуют требованиям а и б) – вернуться на этап 2.

7) разработать способы реализации изменений

Изменения могут касаться структуры, процедур или целей деятельности. В любом случае итогом этих изменений должно стать переосмысление каких-то аспектов деятельности со стороны ее участников.

Литература:

Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001. С. 10-72.

Wallis J. The Method of SSM – http://www.scit.wlv.ac.uk/scit/modules/cp4414/lectures*

            8. Алгоритм анализа политического клиентелизма

Этапы анализа:

1) идентифицировать участников анализируемых отношений.

В зависимости от конкретной проблемы это могут быть конкретные личности, должностные лица, организации, сообщества и пр.

2) определить, какими ресурсами обладает каждый из участников взаимодействия.

При этом необходимо: а) собственно выявить имеющиеся ресурсы и б) определить, какие из ресурсов одной стороны являются значимыми для другой, т.е. отсеять ресурсы, не имеющие отношения к рассматриваемому взаимодействию. Степень значимости ресурсов одного из участников для другого зависит преимущественно: а) от возможности / невозможности найти им замену, б) от роли данных ресурсов в обеспечении основной деятельности или самого существования и от наличия субъективного стремления к обладанию ими и в) от того, является ли потребность в данных ресурсах постоянной или эпизодической.

3) сравнить имеющиеся ресурсы с целью определения равенства – неравенства ресурсов, выявления случаев концентрации разнообразных значимых ресурсов в одних руках.

В случае, когда одна из сторон имеет явные преимущества, анализ стоит продолжать. В других ситуациях вероятность существования клиентарных связей между участниками данного взаимодействия очень мала.

4) установить наличие или отсутствие случаев, когда значимые ресурсы перераспределяются более «богатым» в пользу более «бедного».

Это перераспределение несет признаки клиентелизма, если соблюдаются следующие условия:

- перераспределение селективно: сделан выбор между тем, кому их предоставлять, и тем (теми), кому в них отказано;

- перераспределение дискреционно (выбор и сама передача ресурсов зависят только от желания и произвола того, кто передает ресурсы);

- перераспределение односторонне:  получатель не отвечает передачей равноценных ресурсов.

Если эти условия не соблюдаются, возникновение клиентарных связей только возможно. Если они соблюдаются, патрон-клиентные отношения реально возникают.

5) проанализировать степень системности подобного перераспределения ресурсов

Если оно постоянно возобновляется в отношении одних и тех же субъектов, либо единично, но ведет к постоянно действующим последствиям (прием на постоянную работу, спасение от наказания, предоставление привилегии и т.д.), можно говорить о существовании устойчивых клиентарных связей. Дополнительное условие: «дающая» сторона должна сохранять возможность прекращения перераспределения ресурсов, лишения привилегии и т.д. Кроме того, перераспределяемые ресурсы должны постоянно оставаться значимыми для клиента.

В целом, на этом этапе существование клиентарных связей (либо фаворитизма) можно считать доказанным. Следующие этапы предназначены для уточнения характеристик данной конкретной системы.

6) выявить случаи «ответных услуг»

Например, ситуации, когда получатели дополнительных ресурсов выполняют особые поручения, идут на уступки, обеспечивают условия для какой-то деятельности и т.д.

7) определить масштабы клиентелы (в рамках рассматриваемого взаимодействия):

Сколько участников включено в эти отношения? есть ли у клиентов собственные клиентелы, опирающиеся на те же или родственные ресурсы?

8) определить границы признательности клиентов

Необходимо смоделировать те действия или услуги, на которые клиенты не пойдут ни при каких условиях. По общему правилу, пограничными являются действия, которые лишают клиента преимуществ, связанных с получением дополнительных ресурсов. Анализ конкретных услуг позволяет подтвердить и уточнить это правило либо выявить исключения.

9) спрогнозировать развитие клиентарной системы

На основании существующих схем оценить дальнейшую эволюцию системы, последствия для анализируемой проблемы.

10) определить способы корректировки или использования существующих клиентарных связей

Литература

Старцев Я.Ю. Система государственного управления: политический анализ. Екатеринбург.: УрАГС, 2001. С.190-202.

Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность. М.: МОНФ, 1997.

Прохоров А.П. Русская модель управления. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2002.

Кордонский С.Н. Сословная структура постсоветской России. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2008.


[1]           Фрагменты из книг и статей, отмеченных знаком*, содержатся также в Хрестоматии по политическому анализу/ Сост. Я.Ю.Старцев. – Екатеринбург: УрАГС, 2002. Дополнительные материалы к курсу размещены в электронном виде на сервере УрАГС по адресу: //personnel.uapa.ru → Политический анализ  → Дополнительные материалы

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!