Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Глава 25. НЭП: сущность, противоречия, итоги
Сущность и цели НЭПа
С окончанием гражданской войны политика «военного коммунизма» окончательно зашла в тупик. Крестьянство больше не хотело мириться с системой продразверстки. В этих условиях на Х съезде РКП(б) в марте 1921 г. В.И. Ленин предложил новую экономическую политику. Это была антикризисная программа, сущность которой состояла в воссоздании многоукладной экономики и использовании организационно-технического опыта капиталистов при сохранении «командных высот» в руках большевистского правительства. Главная политическая цель НЭПа – снять социальную напряженность, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление внешнеполитической изоляции. Достижение этих целей привело к постепенному свертыванию НЭПа во второй половине 20-х годов.
НЭП подорвал социальные корни повстанческого движения, что позволило к середине 1920-х годов ликвидировать его основные очаги.
Реализация НЭПа
Необходимость нормализации отношений города и деревни заставила большевистское руководство пойти на отмену продразверстки и замену ее продналогом, размер которого был вдвое ниже плана разверстки и объявлялся еще до посевной (резолюция Х съезда РКП (б)). Размер натурального налога не мог быть увеличен в течение года, что создавало для крестьян возможность распоряжаться излишками товарной продукции сельского хозяйства и стимулировало ее производство. Это значительно расширяло сферу товарно-денежных отношений и вынуждало советское руководство вернуться к свободе торговли. Допускались аренда земли и наем рабочей силы. Прекратилось насильственное насаждение коммун, что позволило укрепиться в деревне частному, мелкотоварному сектору. Крестьяне-единоличники давали 98,5 % сельскохозяйственной продукции. В результате к 1925 году на восстановленных посевных площадях валовой сбор зерна на 20,7 % превысил среднегодовой уровень предвоенной России.
В ходе преобразования экономики на принципах НЭПа в 1921-1924 гг. проводятся реформы управления промышленностью, торговлей и т.д. Проводится разгосударствление промышленности. Был отменен декрет о национализации. Не только мелкие, но и средние предприятия передаются частным владельцам. К концу 1922 г. в руках государства осталось лишь около 1/3 ранее национализированных предприятий. Это были наиболее крупные и технически оборудованные фабрики и заводы в добывающей и обрабатывающей отраслях, которые были объединены в тресты: "Югосталь", "Химуголь", "Донуголь" и т.д. Исключительно в государственном управлении находилась также внешняя торговля.
Уравнительная оплата труда была заменена новой тарифной сеткой, учитывающей квалификацию рабочих, качество и количество производимых продуктов. Отменяются также всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации. Их заменяет свободный наем рабочей силы через биржи труда.
В соответствии с тезисом о многоукладности переходной экономики получает развитие госкапитализм в форме концессий (за счет привлечения иностранных инвесторов), аренды, смешанных акционерных обществ и совместных предприятий.
В 1921-1924 гг. создается банковская система: Государственный банк СССР, сеть кооперативных банков, Торгово-промышленный банк и т.д. В 1922 г. правительство приступило к денежной реформе. В обращение была выпущена устойчивая конвертируемая валюта – червонец (10 руб.). Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией.
С переходом к НЭПу, расширением рыночных связей усиливался процесс социальной дифференциации крестьянства. Основным и обобщающим показателем экономического развития страны в годы нэпа являлся рост национального дохода. Рост национального дохода создал условия для улучшения материального положения рабочих, крестьян, служащих. Годы нэпа характеризуются повышением реальной заработной платы рабочих.
Итоги НЭПа
В целом нэповская экономика носила рыночно-административный характер. Не отказываясь от конечной цели создания нерыночной социалистической экономики, большевики прибегли к использованию товарно-денежных отношений при одновременном сохранении в руках государства командных высот: крупной и средней промышленности, транспорта, внешней торговли, банков. Предполагалось относительно длительное сосуществование социалистического и несоциалистических (капиталистического, мелкотоварного, патриархального) укладов с постепенным вытеснением последних из хозяйственной жизни страны.
Однако, несмотря на значительные темпы экономического роста в годы нэпа, нарастало экономическое отставание России от передовых западных стран.
По мере завершения восстановительного периода обострялись присущие нэпу противоречия. Загрузка производственных мощностей потребовала значительных инвестиций для обновления машинного парка, создания новых производств. Причем, речь шла о капиталистических отраслях тяжелой индустрии с длительным сроком оборота капиталов. Однако жесткая политика в вопросах уплаты дореволюционных долгов, компенсаций за национализированную собственность препятствовали притоку капиталов извне. Перелив же внутренних частнокапиталистических накоплений блокировался законодательным путем.
Индустриальный рост потребовал увеличения товарности крестьянского хозяйства, однако в деревне тормозилось развитие индивидуальных крупнотоварных хозяйств. Усиливалось противоречие между многообразием социальных интересов и большевистским авторитаризмом. Хозяйственно возрождающаяся деревня, крепнущий частнопредпринимательский сектор стремились обеспечить политические гарантии своих экономических интересов, что в условиях однопартийной системы создавало почву для усиления фракционной борьбы в ВКП (б).
В стране еще завершалось восстановление народного хозяйства, когда компартия на своем XIV съезде (декабрь 1925 г.) провозгласила курс на индустриализацию. Как будет показано далее, проведение в жизнь этого курса довольно быстро обострило все противоречия, присущие нэповской России, подвело рыночно-административную экономику к краю пропасти.
Глава 26. Образование СССР. Национальная политика в 20-30-е гг. ХХ в.
Распад Российской империи начался уж в период краха самодержавия, сразу после победы Февральской революции, когда заметно усилились тенденции национально-государственного обособления на национальных окраинах. В период существования Временного правительства автономию в политической сфере обрела Финляндия, о своей независимости заявила Украина, и, наконец, оккупированное кайзеровской Германией Царство Польское к тому моменту также фактически не принадлежало Российской державе.
После Октябрьской революции и победы большевиков одним из первых декретов новой власти стала «Декларация прав народов России», провозглашавшая равенство и суверенность всех народов, их право на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств, свободное развитие всех национальных меньшинств. Законодательно федеративный принцип, как и право народов свободно решать вопрос о вхождении в Советскую Федерацию, был закреплен в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», вошедшей составной частью в текст первой Конституции РСФСР (1918г.).
В соответствии с принципом о праве наций на самоопределение 31 декабря 1917 г. советское правительство признало государственную независимость Финляндии, а в августе 1918 г. был подписан декрет об отказе от договоров, зафиксировавших предыдущие разделы Польши. Формально национальную автономию получили многочисленные народы и народности Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии. Сибири и Дальнего Востока. Однако в трактовке «права наций на самоопределение вплоть до отделения» руководители Советского государства исходили исключительно из политической целесообразности, которая требовала сохранения на территории России максимально централизованного и единого государства.
В процессе создания единого федеративного государства использовались две взаимодополняющие друг друга схемы государственного устройства. Во-первых, в 1918-1922 гг. народы, компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР республиканскую (Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие автономные республики) и областную (Чувашская, Марийская, Калмыцкая, Удмуртская, Вотская и другие автономные области) автономии. Помимо этого, автономными республиками были также Киргизская (Казахстан) и Туркестанская республики. Система органов власти в автономных республиках повторяла властную структуру в РСФСР, а в автономных областях - губернскую.
Во-вторых, параллельно с РСФСР, в 1918 г. возникают государственные образования советского типа на Украине, в Литве, Латвии и Эстонии, которые находились формально вне контроля Москвы, но руководство которыми фактически осуществлялось ЦК РКП(б). В 1920 г. в Средней Азии были образованы Хорезмская и Бухарская Народные Республики. После разгрома основных сил белого движения в апреле 1920 - феврале 1921 г. поочередно в Азербайджане, Армении и Грузии с помощью частей Красной Армии были установлены советские режимы и также провозглашено создание закавказских социалистических республик. Вновь образовавшиеся национальные республики сгруппировались вокруг РСФСР как федеративного центра. С момента своего возникновения они использовали ее государственно-правовые модели. При этом власть в этих республиках фактически концентрировалась в руках органов коммунистических партий, входивших в состав РКП(б) на правах областных организаций.
В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации советских республик была создана специальная комиссия из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий национальных республик, которая при участии наркома по делам национальностей И.В. Сталина, являвшегося одновременно и руководителем всего партаппарата (занимая внешне скромный пост генсека ЦК), подготовила так называемый «план автономизации», предусматривавший вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий. Однако предложение Сталина было весьма холодно встречено партийным руководством большинства национальных республик и, прежде всего, ЦК компартии Грузии, которое не желало поступаться своей реальной властью.
В этой ситуации В.И. Ленин решительно отверг сталинский проект автономизации, посчитав его политически ошибочным, ни в коей мере не соответствующим условиям мирного строительства и предложил иную юридическую базу для создания единого государства с удержанием необходимых «атрибутов независимости». Он настоял на образовании добровольного союза суверенных и равноправных республик. ЦК РКП(б) поддержал это предложение.
Актом учреждения Союза ССР стал Договор, заключенный между четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией (Армения, Грузия и Азербайджан). Они образовали новое государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Договор устанавливал разграничение компетенции между новыми правительственными органами Союза ССР и республиканскими структурами исполнительной власти. 27 декабря 1922 г. Договор вместе с особой Декларацией был одобрен и подписан, а 30 декабря 1922 г. съезд полномочных представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (I съезд Советов Союза ССР) утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.
В 1922-1924 гг. продолжалась разработка основ государственного устройства Союза ССР, которые после многочисленных дискуссий были окончательно оформлены в новой Конституции СССР, принятой 31 января 1924 г. Согласно Основному Закону СССР закреплялось федеративное устройство и право свободного выхода из Союза. Однако в ситуации, когда основное конституционное положение о полновластии Советов являлось лишь декларацией, а реальная власть в государстве концентрировалась в структурах компартии, опирающихся на единый управляющий центр - Центральный Комитет, Советский Союз с самого момента своего образования приобрел характер унитарного государства. Ключевые политические и хозяйственные решения принимались центральными партийными инстанциями - съездами, конференциями, пленумами ЦК ВКП(б). Они были обязательными к исполнению для всех партийных организаций, в том числе и национальных республиканских.
В 1925 г. III съезд Советов СССР принял в состав Союза Узбекскую ССР и Туркменскую ССР, в 1929 г. из Узбекистана была выделена Таджикская ССР, а в 1936 г. образовались Казахская и Киргизская ССР. В том же году Закавказская Федерация была распущена, и Азербайджан, Армения и Грузия вошли в состав СССР в качестве самостоятельных союзных республик. Параллельно образовывались новые автономные республики и области. В 1924 г. в составе Украинской ССР появилась Молдавская автономная республика, а в РСФСР в 1923-1925 гг. - Бурят-Монгольская и Чувашская автономные области были преобразованы в автономные республики. В этот же период была ликвидирована Горская республика, из нее выделились Кабардино-Балкарская (Кабардинская), Карачаево-Черкесская, Чеченская, Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. В составе Азербайджанской ССР были образованы Нахичеванская автономная республика и Нагорно-Карабахская автономная область.
Проводимая коммунистическим руководством Советского Союза целенаправленная политика «по сближению наций и народностей» имела своим результатом, прежде всего, форсированное выравнивание уровней социально-экономического и культурного развития национальных советских республик за счет перекачивания в них значительных материальных и людских ресурсов из Российской Федерации, а внутри РСФСР - из великорусских областей в автономные образования. Таким образом, достигалась интернационализация различных сторон жизни советского общества, в основном в производственной сфере. Однако, несмотря на это, нации и народности Советского Союза с большим трудом «интернационализировали» свою самобытность. Они упорно старались сохранить традиции и обычаи, оставшиеся в наследство от предыдущих поколений. Более того, социально-экономический, культурный подъем национальных союзных и автономных республик сопровождался ростом национального самосознания коренных народов, стремлением укрепить государственность и суверенитет титульных наций. Это входило в коренное противоречие с декларируемым федерализмом и программными установками компартии на слияние всех наций и народностей по мере успешного строительства коммунистического общества.
Глава 27. Сталинская модель «государственного социализма»
Социалистическая индустриализация
В декабре 1925 г., когда экономика страны едва поднялась из разрухи, коммунистическая партия взяла курс на форсированную индустриализацию. Индустриализация на основе НЭПа зашла в тупик. Обострились трудности с хлебозаготовками. Крестьяне быстро утрачивали всякий интерес к поставкам зерна на рынок, к продаже его хлебозаготовителям, ибо на вырученные деньги не могли купить промышленных товаров. Все материальные средства и ресурсы ускоренным порядком перекачивались на строительство индустриальных гигантов, а не заводов и фабрик, производящих товары народного потребления. В итоге на рубеже 1927-1928 гг. государственные закрома после закупок крестьянской продукции остались полупустыми. Под угрозой голода оказались города и армия.
Большевики, не долго думая, по примеру эпохи «военного коммунизма», прибегли к насильственным методам изъятия зерна. Вновь на сельских дорогах появились отряды «хлебозаготовителей», в руках которых были не сумки с деньгами, а винтовки. И вновь деревня забурлила. Начались убийства партийно-советских активистов, в ряде мест вспыхнули крестьянские бунты и восстания.
По вопросу, что делать дальше, руководство партии раскололось. Группа членов политбюро (Н. И. Бухарин, председатель СНК А. И. Рыков и лидер советских профсоюзов М. П. Томский) считали необходимым отладить механизм рыночной смычки между городом и деревней, и в дальнейшем действовать строго на его основе. Конкретно они предлагали поддержать индивидуальное крестьянское хозяйство, нормализовать, а затем регулировать рынок посредством гибких, отвечавших хозяйственной конъюнктуре закупочных цен и маневрирования госрезервами; для создания резервов использовать закупки зерна за рубежом; активно развивать легкую промышленность. И лишь тогда, когда произойдет общее оздоровление экономики и, главное, будет обеспечен подъем сельского хозяйства, ставить вопрос о быстрых темпах индустриализации.
Позиция И.В. Сталина была принципиально другой. Кризисную ситуацию в экономике он рассматривал через призму сохранения важнейшего приоритета в хозяйственной политике партии - ускоренной индустриализации, открывавшей путь к развертыванию современного военно-промышленного комплекса и техническому перевооружению всего народного хозяйства. Если, считал генсек, этой стратегической цели невозможно добиться на основе НЭПа, то тем хуже для него. Надо без колебаний демонтировать расшатанный механизм рыночной экономики и заменить его механизмом с иным, административно-распорядительным типом хозяйственных связей, отвечавшим социалистическому идеалу. И начинать этот демонтаж надо с деревни, не дожидаясь того времени, когда она вся поднимется против коммунистов.
В апреле 1929 г. состоялась XVI партконференция. Из двух вариантов пятилетнего плана (на 1928/29-1932/33 гг.), разработанных Госпланом СССР, оптимального и отправного, она одобрила первый, задания по которому были на 20% выше. Кроме того, с ноября 1929 г. и вплоть до середины 1932 г. эти задания неоднократно повышались.
Источники средств для строительства предприятий тяжелой промышленности изыскивались исключительно внутри страны. Они, в основном, складывались из:
- доходов легкой промышленности и, главным образом, сельского хозяйства, перераспределяемых в пользу индустриальных отраслей;
- доходов от монополии внешней торговли колхозным и совхозным зерном, золотом, лесом, пушниной, частично другими товарами; на вырученную валюту в страну ввозилось новейшее технологическое оборудование для строящихся заводов;
- значительно выросших налогов на нэпманов; прямым следствием этого, по сути, конфискационного налогообложения, дополненного прямым административным нажимом, стало полное свертывание к 1933 г. частного сектора в промышленности и торговле;
- средств, полученных за счет ограничения потребления городского и сельского населения (через увеличение розничных цен на товары, существовавшую с 1928 по 1934 гг. карточную систему их распределения, обязательные подписки на «займы индустриализации» и т. п.); в итоге жизненный уровень рабочих и служащих упал в 2—3 раза.
На этом фоне удивительным и непостижимым для нас смотрится еще один источник ресурсов для проведения индустриализации - духовная энергия трудящихся. Остается фактом - большевики сумели вызвать и в течение многих лет поддерживать волну трудового энтузиазма, что нашло яркое выражение в массовом «социалистическом соревновании»: в ударничестве (с 1929 г.) и стахановском движении (с 1935 г.). «Как видно из воспоминаний о тех годах, - писал один западный историк, - мощным стимулом для множества людей служила мысль о том, что за короткий срок, ценой изнурительно тяжелых усилий можно создать лучшее, т. е. социалистическое общество».
Плановые задания на первую пятилетку предполагали увеличение промышленного производства по сравнению с 1928 г. почти в 3 раза, на вторую пятилетку (1933-1937 гг.) - в 2 раза от достигнутого в 1932 г. Официальная пропаганда объявила о досрочном выполнении заданий обеих пятилеток (каждую - за 4 года и 3 месяца).
Ныне историки оспаривают эти официальные итоги. Анализ архивных данных позволил установить, что по большинству важнейших показателей первые пятилетние планы вообще не были выполнены. Более того, часть исследователей ставит под сомнение и главный сталинский вывод: о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну. По их расчетам, в конце 30-х годов сельское хозяйство вносило в национальный доход больше, чем промышленность (по официальной статистике, доля аграрного и промышленного секторов экономики равнялась в национальном валовом продукте соответственно 30 и 70% в 1932 г., 23 и 77% в 1937 г.).
Конечно, вопрос этот нуждается в серьезном дополнительном изучении. Но бесспорно одно: за 1929-1937 гг. страна совершила беспрецедентный рывок в росте промышленной продукции.
За это время в строй вступило около б тыс. крупных предприятий, т. е. 600-700 ежегодно. Темпы роста тяжелой промышленности были в 2-3 раза выше, чем за 13 лет развития России перед первой мировой войной. В результате страна обрела потенциал, который по отраслевой структуре и техническому оснащению находился в основном на уровне передовых капиталистических государств. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937г. вышел на второе место в мире после США (в 1913 г. - пятое место). Несравненно меньше политика индустриализации затронула другие отрасли экономики. По-прежнему ручной труд преобладал в строительстве, в аграрном секторе. Хронически отставала легкая промышленность. Да и в самой тяжелой промышленности крайне медленно шло освоение нового производства: не хватало подготовленных кадров, не были четко налажены связи между предприятиями.
Форсированная индустриализация позволила в короткий срок обеспечить полную занятость трудоспособного населения. Накануне первой пятилетки безработные составили 12% от числа занятых в народном хозяйстве рабочих и служащих. И вот на 1 апреля 1930 г. впервые фиксируется снижение числа безработных (1 млн. 081 тыс. человек), а к 1931 г. безработица в СССР была ликвидирована полностью, закрывается последняя биржа труда.
Коллективизация сельского хозяйства
Еще XV съезд партии (1927 г.) определил, что коллективизация должна стать основной задачей партии в деревне. В 1928 г. был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства», представлявший колхозам льготы по получению в пользование земли, кредитованию и налогообложению. Одновременно ограничивалась аренда земли кулаками, запрещалось выделение на хутора зажиточных хозяйств. В помощь колхозам государство организовывает машинно-тракторные станции (МТС).
С осени 1929 г. на смену чрезвычайным мерам по хлебозаготовкам пришла насильственная коллективизация.
Ее необходимость была «обоснована» в работе И. В. Сталина «Год великого перелома» (ноябрь 1929 г.), где он заявил о «готовности широких слоев крестьянства» к вступлению в колхозы и необходимости решительного наступления на кулака. Эти идеи легли в основу партийно-государственных решений. 5 января 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». В нем устанавливались сроки проведения коллективизации по отдельным районам и ликвидации кулачества как класса. И без того жесткие рамки постановления постоянно нарушались, ретивые администраторы на местах торопились рапортовать первыми о выполнении заданий партии.
Власти с помощью войск ОГПУ в течение короткого времени (за 1,5-2 года) изъяли из деревни реально и потенциально опасные для себя слои населения. В их число попали, прежде всего, кулаки и зажиточные середняки, т. е. те крестьяне, которым было что терять от коллективизации, и которые поэтому противодействовали (в различной форме, вплоть до борьбы с обрезами в руках, но одинаково стихийно и разрозненно) большевистскому наступлению на деревню.
Историки называют разные цифры «раскулаченных»: от 3,5 до 15 млн. человек. Часть из них была брошена в тюрьмы, а основную массу, включая женщин, стариков и детей, отправили под конвоем в трудовые лагеря, устроенные в глухих районах Севера и Сибири.
Оставшиеся в родных местах крестьяне, опасаясь за свою судьбу, записались в колхозы, где работали за нищенскую плату. 1 марта 1930 г. был утвержден Примерный устав сельскохозяйственной артели. Согласно ему, наряду с «обобществлением» основных средств производства (пахотной земли, рабочего скота и инвентаря, семенного зерна) в единоличном пользовании колхозников оставались приусадебные земли (огород, сад), мелкий инвентарь, корова, мелкий домашний скот, птица.
В целом трагическая эпопея по коллективизации крестьянства закончилась к середине 30-х годов.
Последствия разгрома векового хозяйственного уклада в деревне были крайне тяжелыми. Производительные силы сельского хозяйства оказались подорванными на годы вперед: за 1929-1932 гг. поголовье крупного рогатого скота и лошадей сократилось на 1/3, свиней и овец - более, чем в 2 раза. Голод, обрушившийся на ослабленную деревню в 1932-1933 гг., унес жизни свыше 5 млн. человек. От холода, нехватки продовольствия и непосильного труда погибли и миллионы «раскулаченных».
И все же большевистские руководители, исповедовавшие стародавний принцип «цель оправдывает средства», праздновали еще одну победу. В короткий срок аграрный сектор, где господствовала мелкотоварная, слабоуправляемая стихия, оказался во власти жесткой централизации, администрирования, приказа, превратился в органическую составную часть директивной экономики.
Политика в области культуры
Перепись населения в 1920 г. выявила в стране 54 млн. неграмотных. Поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных в государственной политике народного образования. На средства общества содержались тысячи пунктов или школ по ликвидации неграмотности (ликбезы). Наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи закрепления у населения господствующей идеологии. Увеличивается сеть рабочих клубов, изб-читален, библиотек. Выпускаются специальные серии популярных брошюр на антирелигиозные, политические, экономические, бытовые, исторические и революционные темы.
К концу 20-х годов старая интеллигенция почти полностью рассталась с иллюзиями о возможности демократической эволюции Советской власти. В этой среде теперь преобладали скептицизм и безразличие, совершенное отсутствие энтузиазма в отношении свертывания нэповских начал. Лидер меньшевиков Ф. И. Дан, хорошо информированный о внутрироссийских делах, справедливо отметил в январе 1930 г.: «Когда на пороге 1928 г. появились первые предвестники нового поворота от НЭПа к «генеральной линии», к политике проводимой головокружительным темпом сверхиндустриализации и коллективизации, эта «линия» слишком резко противоречила научным убеждениям и общей политически-психологической установке интеллигенции, чтобы она могла добровольно ее проводить. В порядке приказа она могла проводить эту «линию» только с величайшим внутренним сопротивлением».
В сфере культуры определяющей тенденцией с начала 30-х годов стала проводимая властями унификация и жесткая регламентация. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидировались многочисленные группы и объединения мастеров литературы и искусства, а их место заняли централизованные, удобные и подконтрольные правительству «творческие союзы» интеллигенции: Союз композиторов и Союз архитекторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.), Союз художников. Господствующим творческим направлением был провозглашен «социалистический реализм», требовавший от произведений литературы и искусства коммунистической идейности, служения задачам социалистического строительства.
Среди гуманитарных наук особым вниманием властей пользовалась история. Она была коренным образом переработана и превращена, по выражению И. В. Сталина, в «грозное оружие в борьбе за социализм». В 1938 г. выходит в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», ставший нормативной книгой для сети политпросвещения, школ и вузов. Он давал далекую от истины сталинскую версию прошлого большевистской партии. В угоду политической конъюнктуре была переосмыслена и история Российского государства. Оно уже не рассматривалось как «тюрьма народов», а, напротив, всячески подчеркивалась его мощь и прогрессивность присоединения к нему различных наций и народностей. Советское многонациональное государство представало теперь в качестве преемника цивилизаторской роли дореволюционной России.
Свободнее развивались естественные и технические науки. Огромные средства государство вкладывало в создание различных конструкторских бюро, разрабатывавших новые образцы боевой техники. Следует отметить абсолютное преобладание прикладных исследований над теоретическими – государству нужны были сегодняшние результаты.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!