Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по Истории России»

/ История России
Лекция, 

Оглавление

 

Тема №15: Кризис и распад СССР. Становление новой российской   государственности

 

1.Начало разрушения советской системы

       Новая цель определила и новые задачи. Среди первостепенных были названы: создание президентской системы власти в СССР и переход к многопартийности. Решение этих задач было начато III Съездом народных депутатов СССР (март 1990 г.). Он избрал Президентом СССР М.С.Горбачева. Вскоре стала оформляться и структура президентской власти, одним из главных звеньев которой стал Президентский Совет, преобразованный в начале 1991 г. в Совет Федерации, а в конце — в Госсовет.

         Переход к президентской системе власти в СССР означал свертывание, а в будущем и ликвидацию Советской власти. III съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции СССР, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы. Это был курс на возрождение многопартийности в обществе.

         Официально новые партии и движения стали регистрироваться с января 1991 г., однако уже весной 1990 г. они заявили о своем существовании как сила, оппозиционная КПСС. Летом 1990 г. одиннадцать партий и движений предприняли первую попытку объединиться — создать “Центристский блок”. Объединенная оппозиция поставила задачу добиться отставки правительства Н.И.Рыжкова и создать правительство “народного доверия”. Попытка оказалась неудачной.

         В январе 1991 г. в Харькове была осуществлена новая, более успешная попытка. Она имела далеко идущие последствия. 47 партий и движений из 12 союзных республик провели “Демократический конгресс”, на котором приняли “Обращение” к народам и парламентам республик. Они предлагали выразить недоверие не только правительству (его в то время возглавлял уже В.Павлов), но прежде всего Президенту СССР, добиться его отставки. Вместе с тем они поставили задачу бойкотировать референдум о судьбе СССР, намеченный Верховным Советом на 17 марта, распустить СССР, создав вместо него СНР (Содружество Независимых Республик). Призыв “Демократи-ческого конгресса” фактически нашел благоприятный отклик среди депутатского корпуса союзных республик, обновленного в 1990 г.

         Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался процесс распада КПСС, цементирующей силы как политической системы СССР, так и самого союзного государства. Распад шел по двум направлениям — национальному и идейному. В декабре      1989 г., затем в апреле и октябре 1990 г. заявили о своем выходе из КПСС компартии прибалтийских республик (соответственно Литвы, Латвии и Эстонии). Попытки руководства КПСС во главе с М.С.Горбачевым предотвратить этот процесс потерпели поражение. Лидер КП Литвы А.Бразаускас был признан главным раскольником. Одновременно в самих компартиях прибалтийских республик произошел раскол. Из них вышли коммунисты (главным образом, представители некоренной национальности), которые объединились в компартии “на платформе КПСС”.

         Что касается идейного раскола КПСС, то он происходил как раз по вопросу, что считать “платформой КПСС”. Прежняя программа партии в ее новой редакции была отброшена. Новой не было. Партия переживала период разброда и шатания. Это способствовало фактическому расколу КПСС на две партии: коммунистическую и социал-демократическую.

         В 1990 г. партийным руководством была разработана одобренная XXVIII съездом КПСС (лето 1990 г.) платформа строительства “демократического социализма”, в центре которого должен стоять человек. Это была платформа мирного преобразования партии из коммунистической в социал-демократическую западного образца. Плану не суждено было сбыться. Несмотря на то, что в КПСС возникло несколько платформ (демократическая, марксистская, группа “ленинградского съезда” инициативников и др.), ни раскол, ни преобразование КПСС оформить не удалось. В 1990 г. была создана          КП РСФСР как составная часть КПСС, объединившая партийные организации на территории Российской Федерации. Поскольку она создавалась по инициативе сверху, то ее руководство долго не признавалось многими партийными организациями. После “августовского путча” 1991 г. и последующего ареста высших должностных лиц союзного государства, включая Председателя Верховного Совета А.И.Лукья-нова, приостановки (23 августа) и запрета компартии на территории России (ноябрь 1991 г.), политическая система СССР была обречена.

2. Распад СССР. Образование  Содружества независимых государств

Итогом политической реформы в СССР стал распад политической системы. Косвенным ее результатом стали попытки продолжить реформу в новых условиях в некоторых бывших союзных республиках.

               В 1986 г. XXVII съезд КПСС категорически заявил, что национальный вопрос в СССР решен полностью. Однако в 1988 г. оппозиционные силы в Прибалтике взяли курс на выход своих республик из СССР. Одновременно в Закавказье разразился конфликт между Арменией и Азербайджаном по вопросу принадлежности Нагорного Карабаха. Армения настаивала на включении его в состав своей республики, за это выступали армяне Нагорно-Карабахского автономного округа (НКАО). Азербайджан выступал против территориального передела своей республики.

               Конфликт принял формы кровавой и затяжной войны. Азербайджанцы стали покидать Армению, армяне — Азербайджан. Количество беженцев в Закавказье вскоре превысило 300 тысяч. Тысячи из них стали жертвами террористических актов и прямых вооруженных конфликтов.

               Союзное руководство оказалось беспомощным в конфликте, который стал первым очагом будущего всесоюзного пожара. Это серьезно подорвало веру народа в эффективность союзного государства. Весной-летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете, фактически противопоставив себя союзному государству.

               Национальный суверенитет был перенесен вскоре на суверенитет государственный, когда республики заявили о приоритете своего законодательства над союзным. Это стало первым этапом конституционного кризиса, завершившегося распадом союзной государственности. Удержать власть демократическим путем руководство СССР уже не могло. Оно все чаще прибегало к военной силе, которая была применена в апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге, наконец, в августе 1991 г. в Москве.

В этих условиях М.С.Горбачев предложил первый вариант нового союзного договора по “обновлению СССР”. Обсуждение этого и других вариантов, проведенное в 1991 г., получило (по названию резиденции Горбачева) наименование “новоогаревского процесса”. Он намечал предоставление республикам широких полномочий с сохранением единого государства. Дискуссии велись по приоритетам: “сильный центр — сильные республики” или “сильные республики — сильный центр”.

               17 марта 1991 г. в СССР (за исключением нескольких республик) прошел референдум, на котором абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в обновленном виде, плохо представляя суть этого обновления. В апреле 1991 г. в “обновленный Союз” под названием “Содружество Суверенных Государств” (ССГ) согласились вступить десять из пятнадцати республик. Грузия участвовала в переговорах, но Заявление не подписала. На       20 августа было намечено подписание нового союзного договора. Проект договора об ССГ предусматривал преобразование союзного государства в конфедерацию с ликвидацией многих полномочий центра, но с сохранением системы президентской власти. Предпринятая  19 — 21 августа 1991 г. попытка центра вооруженным путем предотвратить эту перспективу, закончилась поражением. Начался новый и заключительный этап распада СССР. Его не приостановило возобновление “новоогаревского процесса”, в котором теперь участвовало семь республик. Крупнейшая после РСФСР республика — Украина — в переговорах участвовать отказалась.

               Сразу после подавления “августовского путча” три республики Прибалтики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре Президент подписал указы о признании этого выхода. 8 декабря три “славянские республики” — РСФСР, УССР и БССР — заявили о роспуске СССР и создании “Содружества Независимых Государств” (СНГ). Это событие, произошедшее в глубокой тайне от Президента СССР и народов страны, вошло в историю как “беловежское соглашение”. Оно было достигнуто между Президентом РСФСР Б.Н.Ельциным, Президентом УССР Л.М.Кравчуком и Председателем Верховного Совета БССР С.С.Шушкевичем. 21 декабря одиннадцать республик поддержали “беловежское соглашение” о создании СНГ и роспуске СССР (“Алмаатинское соглашение”). 25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия, а 26-го Верховный Совет СССР решением одной палаты официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.

3. Внешняя политика СССР в 1985 — 1991 гг.  Новое политическое мышление. Нормализация отношений с США, Китаем и другими странами. Распад социалистической системы

               В середине 80-х годов новое руководство СССР решило резко активизировать внешнюю политику, вырвать Советский Союз из международной изоляции. Были определены следующие задачи внешней политики СССР:

               — достижение всеобщей безопасности и разоружения;

               — укрепление мировой социалистической системы в целом, социалистического содружества, в особенности;

               — укрепление отношений с освободившимися странами в целом, со странами “социалистической ориентации”, в особенности;

               — восстановление взаимовыгодных отношений с капиталистическими странами:

               — укрепление международного коммунистического и рабочего движения.

               Эти направления были одобрены XXVII съездом партии в начале 1986 г. Однако в 1987 — 1988 гг. в них были внесены значительные коррективы. Впервые они были отражены в книге М.С.Горбачева “Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира” (осень 1987 г.). Активное участие в определении и реализации принципов “нового политического мышления” во внешней политике СССР принимали министр иностранных дел Э.А.Шеварднадзе, член Политбюро ЦК КПСС А.Н.Яковлев, послы СССР и США.

               “Новое политическое мышление” (НПМ) во внешней политике явилось попыткой реализации “идей перестройки” на международной арене. Основные принципы НПМ сводились к следующему: отказ от вывода, что современный мир расколот на две противоположные общественно-политические системы — капиталистическую и социалистическую, и признание современного мира единым, взаимосвязанным, взаимозависимым; отказ от убеждения, что безопасность современного мира держится на балансе сил двух противоположных систем, и признание баланса интересов в качестве гаранта этой безопасности; отказ от принципа пролетарского, социалистического интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми, идеологическими).

               В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных наднациональных современных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство “общеевропейского дома” и единого европейского рынка, войти в который планировалось в начале 90-х гг. В качестве решающего шага на этом пути Политический Консультативный Комитет стран Варшавского Договора по инициативе советского руководства принял в мае 1987 г. “Берлинскую декларацию” об одновременном роспуске ОВД и НАТО и, в первую очередь, их военных организаций. Во второй половине 80-х годов Советский Союз предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета СССР. В августе 1985 г., в сороковую годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу. В ответ руководство США пригласило представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. Мораторий был временно отменен в апреле 1987 г.

               15 января 1986 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев выступил с заявлением “В 2000-й год без ядерного оружия”. В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к XXI веку. В заявлении излагалось согласие СССР на контроль за ходом этого процесса не только национальными, но и международными средствами. Через месяц это заявление М.С.Горба-чева поддержал XXVII съезд КПСС, а через год — Международный форум “За безъядерный мир, за выживание человечества” (Москва, февраль 1987 г.). На форум съехалось более тысячи человек, представителей свыше 80 стран, различных политических партий, общественных движений, деловых кругов. В своих выводах участники форума были единодушны: мышление человека милитаризовано; технически он способен к самоубийству; всемирная катастрофа политически весьма вероятна. Поэтому необходимо новое политическое мышление, чтобы “очеловечить” международную политику.

               Курс к безъядерному миру последовательно проводился в ходе советско-американских встреч на высшем уровне. Они были возобновлены в ноябре 1985 г. и стали ежегодными. Встречи и переговоры М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом, затем Дж.Бушем способствовали уничтожению образа врага, налаживанию всесторонних отношений между двумя государствами и привели к подписанию двух договоров по военным вопросам.

               В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД (ракетам средней и меньшей дальности). Впервые был начат поворот от гонки вооружений к разоружению через уничтожение целого класса оружия. Ратифицированный в обеих странах в мае 1988 г. он привел к ликвидации к маю 1990 г. более 2,5 тыс. ракет (в т. ч. почти 2/3 советских). Это составило примерно 4 % мирового запаса ядерного оружия. Таким образом, призыв Горбачева к безъядерному миру был поддержан и стал претворяться в жизнь. В июле 1991 г. в Москве был подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1).

               Это был второй договор, предусматривающий ликвидацию части ядерного оружия. В 1987 г. в ходе переговоров М.С.Горбачева с Р.Рей-ганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. Вывод советских войск из Афганистана (май 1988 г. — февраль 1989 г.) стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР. В декабре 1989 г. II съезд народных депутатов СССР осудил и признал грубой политической ошибкой “необъявленную войну” в соседней, прежде дружественной стране. Эта оценка была отражена в постановлении съезда “О политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.”. С 1989 г. по 1991 г. Советский Союз оказывал помощь просоветскому правительству Кабула главным образом в виде оружия, боеприпасов и продовольствия.

               В январе 1989 г., подписав “Венскую декларацию” СБСЕ, Советский Союз обязался привести все свои законы, правила и практику в соответствие с международными, а также уважать и гарантировать права человека и основные свободы (включая свободу мысли, совести, религии и убеждений). В соответствии со взятыми обязательствами через несколько месяцев, в мае того же года, были подготовлены проекты Закона о свободе совести и религиозных организаций и Указа о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. Документы были приняты в 1991 г. Указ вступал в силу с января 1993 г.

               Весной 1989 г. Президиум ВС СССР принял Указ “О сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в течение 1989 —    1990 гг.”. Согласно Указу в том же году началось сокращение вооруженных сил на 500 тыс. человек, а также форсированный вывод советских частей из европейских и других социалистических стран. Оборонные расходы были сокращены на 14,2 % и составили, по официальным данным, в 1989 г. немногим более 78 млрд. руб., а в 1990 г. — примерно 73 млрд. руб. 1989 г. стал переломным в отношениях между СССР и КНР.

               Поскольку вывод советских войск из Афганистана и начавшийся вывод войск СССР из Монголии снимал два из трех препятствий, которые, по мнению руководителей КНР, мешали нормализации отношений между двумя странами, то оставалось третье — “кампучийская проблема”.

               Руководство СССР своим примером и прямым политическим влиянием смогло убедить руководителей Вьетнама в необходимости вывода своих войск из Кампучии (он был завершен осенью 1989 г.). Открылась возможность для советско-китайской встречи на высшем уровне. Она состоялась в мае-июне 1989 г. Стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить переговоры по спорным пограничным территориям и отводу своих войск от совместной границы, а также о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

               1989 г. стал переломным и в отношениях между СССР и странами “социалистического содружества”, руководители которых не приняли “новое политическое мышление”, считая что оно приведет к изменению общественно-политического строя. Более того, курс советского руководства вызвал резкое падение авторитета правящих партий социалистических стран, которые длительное время ориентировали свои государства и народы на тесный экономический и военно-политический союз с СССР.

               Всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений перерос в восточноевропейские революции, в ходе которых компартии были отстранены от власти (вторая половина 1989 г. — начало 1990 г.). Инициатором процесса стала Польша (август 1989 г.). Пришедшие к власти национально-демократические силы взяли курс на отход от СССР и сближение со странами НАТО, выразив готовность вступить в НАТО и Общий рынок, одновременно потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий. Что касается бывшего “форпоста социализма” в Европе — ГДР, то как государство она вообще перестала существовать, войдя в 1990 г. в состав ФРГ. Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД.

               Ухудшение внутриэкономического положения в СССР, обострившееся из-за сильного сокращения поставок из бывших социалистических стран, заставило руководителей СССР в 1990 — 1991 гг. обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего, странам “семерки” (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В 1990 — 1991 гг. многие страны оказали Советскому Союзу “гуманитарную” помощь (гл. обр. продовольствием, медикаментами и медоборудованием). Серьезной финансовой помощи не последовало. Страны “семерки” и Международный валютный фонд (МВФ), обещая такую помощь, летом 1991 г. отказали в ней, ссылаясь на неустойчивое внутриполитическое положение в СССР. Они все больше склонялись к поддержке отдельных республик СССР, поощряя их сепаратизм, и все меньше верили в дееспособность Президента СССР.

               8 декабря 1991 г. руководители трех славянских республик, приняв решение о роспуске Союза ССР и создании СНГ, прежде всего, сообщили об этом Президенту США (он его одобрил), затем Президенту СССР и, наконец, народам своих республик. Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в “холодной войне”.

3. Социально-экономическое  и общественно-политическое развитие России в эпоху постперестройки (1991 — 1997 гг.).

               Борьба, развернувшаяся внутри правящего и господствующего в СССР класса — номенклатуры, привела к концу “перестройки” к его распаду на три неравные части. Меньшая его часть — идейные коммунисты, были изгнаны из центральных “коридоров власти”. Большая часть — сторонники коллективно-номенклатурной собственности, была значительно оттеснена от власти. Основные направления внутренней и внешней политики России стали определять сторонники частной собственности.

               Основной курс внутренней политики российского руководства (Президента РФ Б.Н.Ельцина и правительства во главе с и.о. премьер-министра Е.Т.Гайдаром) в 1992 г. сводился к реализации программы приватизации собственности. Объявив себя правопреемником СССР, Россия прежде всего “приватизировала” союзную собственность, расположенную на ее необъятной территории, включая остатки золотого запаса Союза. Затем были определены общие контуры процесса передачи этой собственности в частные руки. На 1992 г. намечалось приватизировать 20 % государственных промышленных предприятий (кроме ВПК) и 70 % предприятий сферы услуг и торговли. При этом Президент России обещал на совещании Научно-Промышленного союза (январь 1992 г.) “никакой тотальной, насильственной приватизации” не проводить. Взятый правительством курс позволит создать класс собственников — средней буржуазии (“средний класс”), который станет социальным буфером между крупной буржуазией и трудящимися.

               Самым сильным, опасным и далеко идущим шагом правительства самостоятельной России в 1992 г. стало освобождение большинства цен от государственного регулирования (“либерализация цен”, январь 1992 г.). Это привело к резкому росту цен на все товары и, прежде всего, на товары первой необходимости. Цены здесь выросли в течение года в 50 — 100 раз. Инициатор “либерализации цен” — глава правительства Е.Гайдар считал эту меру решающей, т.к. нерешительность в политике ценообразования из-за боязни социальных потрясений, по его мнению, погубила политику Горбачева. Решительность же российского правительства, по словам и.о. премьер-министра, сделала невозможной возврат ни к старой экономике, ни к старому общественному устройству.

               Поскольку “освобождение” цен предшествовало приватизации экономики (по приватизационному плану “500 дней” последовательность была обратной), то абсолютное большинство граждан, чьи сбережения были фактически конфискованы, устранились от этого процесса. Им в качестве компенсаций за понесенный ущерб и надежды на будущее выдали приватизационные чеки (“ваучеры”), которые с 1993 г. разрешалось вкладывать в акции некоторых предприятий. Граждане России могли в будущем получать проценты с прибыли в соответствии с количеством вложенных чеков, если производство станет прибыльным. Подчеркнутая социальная значимость “ваучеризации” состояла в том, что правительство постановило выдать чеки всем россиянам, даже младенцам, родившимся до сентября 1992 г.

               Этот шаг действительно сбил на время нараставший взрыв социального негодования. Но вероятность его остается, т.к. экономический кризис продолжает углубляться. Промышленное производство России в 1992 г. сократилось на 20 %. В следующие годы его спад продолжился. При этом сокращается производство не только оружия, средств производства и пр., но и продуктов питания, товаров широкого потребления. Разрыв экономических связей с бывшими союзными республиками (как раньше связей СССР с союзниками по СЭВ) разрушает экономику России. “Освобождение” цен временно укрепило финансовую систему, без успеха которой все экономические преобразования обречены.

               Но основная ставка правительства России в 1992 г. была на финансовую помощь стран Запада. Глава правительства надеялся получить многомиллиардные займы до сентября 1992 г., иначе, по его словами, “будет поздно”. В обещанной помощи (24 млрд. долларов) было отказано. Главная причина, названная руководителями “семерки”, — неустойчивое политическое положение в России. Япония же связала вопрос о финансовой помощи  с возвращением Курильских островов , включенных в состав СССР в 1945 г. и теперь находящихся в составе суверенной России. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России оценил работу правительства Ельцина-Гайдара как неудовлетворительную и добился отставки и.о. премьер-министра. Новым главой прежнего правительства стал В.С.Черномырдин. Он попытался в начале 1993 г. ввести регулирование цен на ряд товаров, прежде всего, широкого потребления. Попытка была парализована другими членами правительства и Президентом. В 1993 г. борьба между ними вступила в новый этап с перспективой дальнейшего обострения.

               После разрушения СССР главной внутриполитической задачей российского руководства стало оформление суверенной российской государственности и предотвращение распада России. В 1991 г., стремясь во взаимной борьбе опереться на автономии, М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин сделали угрозу распада России реальной. Один — обещанием вывести автономии на непосредственное подписание договора об ССГ, другой — призывом “брать на себя” столько суверенитета, сколько они смогут “унести”. В результате все республики России заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, все автономные области (кроме Еврейской) также объявили себя суверенными республиками. Некоторые республики взяли курс на постепенный выход из России (Татарстан, Башкортостан, Якутия и др.), а Чеченская республика, не признанная российским руководством, заявила о выходе из РФ и готовности вооруженным путем защищать свою независимость.

               Трудность решения отмеченной выше задачи состояла в том, что, во-первых, политические деятели, много усилий приложившие к демонтажу одного государства, должны были резко сменить ориентиры и приступить к созданию другого. Во-вторых, российского государства в территориальных рамках нынешней Российской Федерации никогда не существовало. Наконец, у россиян не было ни единства воли, ни единства действий в решении поставленной историей задачи. Все это усугублялось растущим социально-экономическим и политическим кризисом, пучина которого поглотила сверхдержаву.

               31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, который определял взаимоотношения между субъектами Российской Федерации (РФ) (республика, край, область, округ) и определял границы государства. 9 апреля 1992 г. договор был одобрен VI съездом народных депутатов РФ. Несмотря на то, что договор не был подписан Татарстаном и Чечней, он стал первым крупным шагом конституционной реформы в России. Вторым шагом стала подготовка новой Конституции. Вопрос о ее необходимости был поставлен в июне 1990 г. первым Съездом народных депутатов.

               В октябре 1991 г. председатель Конституционной комиссии Б.Н.Ельцин, избранный в июне того же года Президентом Российской Федерации, представил проект Конституции V Съезду народных депутатов России. Съезд предложил доработать проект. VI съезд в апреле 1992 г. решил вновь доработать проект, включив в его текст основное содержание Федеративного договора.

               Камнем преткновения в затянувшейся работе над новой Конституцией стала главная концепция президентского проекта: “сильный президент — сильный парламент”. Съезд и Верховный Совет предпочитают обратное сочетание: “сильный парламент — сильный президент”. За словесным спором скрывается стремление одного усилить свою политическую власть за счет прав и полномочий другого. Взаимная борьба двух ветвей власти — законодательной и исполнительной, объективно обусловлена переходным характером российской государственности. Идет выбор форм государства: президентская республика, парламентская республика или смешанная форма — парламентско-президентская республика. Проект исходит из третьей названной формы. Однако в обществе сильны настроения как в пользу сильной президентской республики и роспуска Советов, так и в пользу ликвидации президентской формы правления и установления всевластия представительных органов (лозунг “Вся власть Советам!”).

               Вопрос конституционной реформы по решению VII Съезда народных депутатов РФ (декабрь 1992 г.) был вынесен на Всероссийский референдум (апрель 1993 г.). В 1992 г. огонь межнациональных конфликтов перекинулся через Кавказский хребет на территорию России. Вначале он разделил на две республики единую Чечено-Ингушскую республику, затем привел к кровавой северо-осетино-ингушской резне. Ингуши с оружием в руках стремились вернуть себе территорию, с которой их согнали во время войны и не вернули в ходе реабилитации 1957 г. В конце 1992 г. российскому руководству пришлось использовать вооруженные силы для разведения враждующих сторон.

               Антирусские настроения широко распространились в республике Тува и привели к бегству оттуда тысяч русских граждан. Проблема беженцев и вынужденных переселенцев превратилась в одну из самых острых политических проблем республики. Общая численность таких граждан за последние два года достигла почти миллиона человек. Основной поток мигрантов шел из Средней Азии, Закавказья и Казахстана. Две трети их составляли русские. Усилился и выезд граждан России в другие государства ближнего и дальнего зарубежья: на Украину, в Белоруссию, в Германию.

               В 1991 — 1992 гг. сторонники радикальных реформ сплачивали силы с целью поддержки курса Президента России и правительства. Их организация получила название “Движение Демократических Реформ” (ДДР), во главе которой стал Г.Х.Попов. Исповедуя идеологию антикоммунизма, движение поставило целью ликвидировать Советскую власть, прежде всего, в лице Съезда народных депутатов и Верховного Совета, установить президентскую республику с Учредительным собранием, окончательно изменить общественно-политический строй России, включив ее в сообщество буржуазно-демократических государств западного образца. Идет сплочение и сил оппозиции — прокоммунистической и национал-патриотической ориентации. Она обвиняет власть в предательстве интересов России и россиян. Борьба между этими силами определяла характер общественно-политической жизни суверенной России в 1992 — 1993 гг. Исход борьбы определит и путь, по которому пойдет Российское государство в 90-е годы.

4. Внешняя политика

       Распад СССР и провозглашение СНГ выделили две сферы внешнеполитических интересов России — ближнее и дальнее зарубежье (соответственно: страны СНГ и другие республики бывшего СССР и другие страны). Российское руководство, как прежде союзное, в 1992 — 1993 гг. предпочтение отдавало дальнему зарубежью, прежде всего, налаживанию и укреплению российско-американских отношений. В январе 1993 г. в Москве был подписан договор ОСНВ-2, по которому к 2003 г. уровень ядерного противостояния сторон должен сократиться на 2/3 по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1. Трудности положения российской стороны в ходе подписания и ратификации договора состояли в том, что по настоянию США и согласованию с Украиной, Беларусью и Казахстаном она являлась единственной ядерной державой на территории бывшего Союза. Однако три республики еще не передали стратегическое ядерное оружие, расположенное на их территории, России. А последняя не привлекала их к подготовке договора, хотя он затрагивал их интересы.

         Подписание столь важного договора еще не означало, что российское руководство намерено сократить военные расходы и социально переориентировать экономику страны. Это подтвердила первая крупная внешнеполитическая инициатива Президента России, с которой он выступил в начале 1992 г. Предложив США помощь в разработке программы СОИ, которую сами американцы считают фантастически дорогостоящей, глава российского государства намерен направить экономический и интеллектуальный потенциал России на создание американского военно-промышленного щита. Взамен надеялись получить широкомасштабную финансовую помощь для укрепления рубля и демократии в стране. В 1992 г. надежды не оправдались. Гуманитарная же помощь поступала в Россию до середины 1992 г. В январе 1992 г. правительство России и Москвы приняло решение продавать ее по коммерческим ценам, что, по их мнению, позволяло получить средства на социальные задачи, в т. ч. повышение пенсий, пособий, стипендий. На деле эта акция позволила обеспечить “гуманитарной помощью” состоятельные круги, а нуждающиеся получили денежную компенсацию в рублях, покупательная способность которых упала в 1992 г. в десятки раз.

       Заняв место СССР в ООН и СБСЕ, Россия продолжила линию, которую проложило союзное руководство в последние годы своего существования. В отношении Содружества Независимых Государств Россия с конца 1991 г. по 1993 г. вела политику определения круга своих и общих интересов. За этот период (по январь 1993 г.) она подписала в рамках СНГ более 250 документов, регулирующих взаимоотношения с другими государствами Содружества. Вначале они касались создания единого рублевого пространства на период хозяйственной стабилизации, открытости границ, обороны, космоса, информационного обмена. Затем был подписан договор о коллективной безопасности стран — членов СНГ (его подписали только 6 из 11 стран: Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан). Однако законотворчество не привело к оформлению Содружества в серьезную организацию. Это явилось результатом отсутствия, прежде всего, экономического союза. Более того, вместо его создания страны СНГ целый год потратили на дележ собственности бывшего СССР. В результате, в сфере экономики взаимоотношения стран — членов СНГ           в 1992 г. обострились сильнее, чем в рамках бывшего СССР. Во многом это было вызвано финансовой (освобождение цен) и экспортной политикой крупнейшего государства СНГ — России. Сокращая экспорт в ближнее зарубежье, она увеличивала его в страны, имеющие твердую валюту. Так, экспорт российской нефти в страны СНГ             в 1992 г. сократился на 40 — 50 %, а в другие страны увеличился на     32 %. Борьба за доллар обрекает СНГ на распад. Попытка скрепить Содружество Уставом, проект которого обсуждался на Минской встрече глав государств и правительств в январе 1993 г., ожидаемого успеха не имела. Устав подписали 7 государств. Остальные могли его подписать по мере готовности к данному решению вплоть до января 1994 г.

         Характер и судьбу СНГ определяли российско-украинские отношения. Они долгое время оставались довольно напряженными: проблемы ядерного оружия, Черноморского флота, Крыма, статуса Севастополя, украинских денег и др. Украинское руководство отдавало предпочтение двухсторонним связям. В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья: Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана. Полностью выведены войска из Армении. Кампания по выводу российских войск из стран ближнего и дальнего зарубежья и обустройство их в России обойдется в 594,2 млн. долларов и 725 млрд. руб. (в ценах на 1.11.92 г.).

            В июне 1991 г. всенародным голосованием президентом России был избран Б.Н.Ельцин. Президент Ельцин пошел по пути широких реформ в экономике. Однако скоро возник кризис государственной власти в силу наличия двух несовместимых институтов: президентства и Верховного Совета РСФСР. Лидеры Совета выступали против шоковой терапии в экономике, оспаривали законность ликвидации КПСС президентом в 1991 г. В ходе референдума 1993 г. народ выбрал президентское правление. Однако открытое противостояние и вооруженные столкновения имели место в октябре 1993 г. Президент одержал победу. Конституция РСФСР делала страну президентской республикой. Срочно были проведены выборы в Государственную Думу и Федеральное собрание. Крупнейшими фракциями в Думе стали ЛДПР      (В.Жириновский) и КПРФ (В.Зюганов). В экономике была проведена приватизация и широкие рыночные реформы. В условиях экономического спада и инфляции жизненный уровень основной массы населения упал. На протяжении второй половины 1994 — 1995 гг. правительство России сумело уменьшить темпы падения производства и укрепить национальную валюту. (По официальным данным, инфляция в августе 1995 г. составила 4%).

               В конце 1994 г. обострились отношения с субъектами федерации на Кавказе. Вооруженные действия в Чечне (конец 1994 — начало    1997 гг.) стали серьезным испытанием для демократической системы страны, причем вывод войск из этой республики не решил всех проблем.

 

 

Хронологическая таблица

 

IX в.

образование Древнерусского государства

988

принятие Русью христианства

1097               

съезд князей в Любиче

1147

первое упоминание о Москве

1223

битва на реке Калке

1237 — 1240

нашествие монголо-татар на Русь

1240 — 1480

монголо-татарское иго

1240               

Невская битва

1242               

Ледовое побоище

8 сентября 1380

Куликовская битва   

1439

Флорентийская уния

1478

присоединение к Москве Великого       Новгорода

1480

стояние на реке Угре

1485               

присоединение к Москве Твери

1497               

издание судебника Ивана III

1547               

венчание на царство Ивана IV

1550

издание Судебника Ивана IV

1552

взятие Казанского ханства

1556               

взятие Астраханского ханства

1558 — 1583              

Ливонская война

1564

начало книгопечатания в России

1565 — 1572              

опричнина

1581

введение заповедных лет

1589

учреждение патриаршества в России

1597

указ о 5-летнем сроке сыска беглых           крестьян

1603

восстание Хлопка

1605

коронация Лжедмитрия I

1606 — 1607

восстание Ивана Болотникова

1610 — 1612              

польская интервенция

1613

воцарение династии Романовых

1649

Соборное уложение

1654

воссоединение Украины с Россией

1667 — 1671

крестьянская война под предводительством С.Разина

1682

стрелецкие бунты

1695 — 1696

Азовские походы

1700 — 1721

Северная война

1703

основание Петербурга

27 июня 1709

Полтавская битва

1714

указ о единонаследии

1721

провозглашение России империей

1755

основание Московского университета

1762               

манифест о вольности дворянской

1767 — 1768              

Уложенная комиссия

1768 — 1774, 1787 — 1791

русско-турецкие войны

1773 — 1775

крестьянская война под предводительством Е.Пугачева

1785               

Жалованная грамота дворянству                 и городам

1812               

Отечественная война

26 августа 1812

Бородинское сражение                         

1813 — 1814

заграничный поход русской армии

1815

провозглашение Священного союза

14 декабря 1825

восстание декабристов

1836

публикация “Философического письма” П.Я.Чаадаева

1853 — 1856

Крымская война

19 февраля 1861

отмена крепостного права

1874

“хождение в народ”

1877 — 1878

русско-турецкая война

1 марта 1881

убийство Александра II

1904 — 1905              

русско-японская война

9 января 1905

кровавое воскресенье

1905 — 1907

первая русская революция

17 октября 1905

манифест о даровании демократических свобод и  законодательной Думы

3 июня 1907

государственный переворот

1914 — 1918                             

первая мировая война

февраль 1917

вторая русская революция

2 марта 1917

отречение Николая II, образование          Временного правительства

июнь 1917

I Всероссийский съезд Советов

август 1917

Корниловский мятеж

1 сентября 1917

провозглашение России республикой

25 — 26 октября

II Всероссийский съезд Советов,                 октябрьский  переворот

5 — 6 января 1918

Учредительное собрание

3 марта 1918

Брестский мир

июль 1918

первая Советская Конституция

июнь 1918 — ноябрь 1920

гражданская война

март 1921     

Х съезд РКП(б), переход к НЭПу

30 декабря 1922

образование СССР

декабрь 1925

ХIV съезд ВКП(б).                                       Курс на индустриализацию

декабрь 1927

ХV съезд ВКП(б). Курс на коллективизацию

1928 — 1932              

первая пятилетка

1929                             

год “великого перелома”, свертывание НЭПа

декабрь 1936

Конституция СССР

1 сентября 1939

начало второй мировой войны

22 июня 1941 — 9 мая 1945

Великая Отечественная война

декабрь 1941              

начало разгрома фашистских войск         под Москвой

ноябрь 1942 —                  февраль 1943

Сталинградская битва, начало коренного перелома в  ходе войны

июль — август 1943

Курская битва

ноябрь — декабрь 1943

1944

Тегеранская конференция

изгнание  немецких войск с территории СССР

6 июня 1944               

открытие второго фронта

февраль 1945                            

Ялтинская конференция

2 мая 1945                                 

окончание штурма Берлина

8 мая 1945                                 

капитуляция фашистской Германии

июль — август 1945

Постдамская конференция

август — сентябрь 1945

разгром милитаристской Японии

2 сентября 1945                       

окончание второй мировой войны

1949                                            

создание СЭВ

1952                                            

ХIХ съезд КПСС

1955                                            

подписание Варшавского договора

февраль 1956                            

ХХ съезд КПСС

12 апреля 1961                         

полет Ю.А.Гагарина в космос

октябрь 1961                             

ХХII съезд КПСС, принятие новой          программы КПСС

1962                                            

Карибский кризис

1977                                            

принятие новой Конституции СССР

1987                                            

начало перестройки

19 — 21 август 1991

путч

декабрь 1991                            

распад СССР. Образование СНГ

октябрь 1993                             

роспуск Верховного Совета РФ

декабрь 1993

выборы нового парламента РФ                    и референдум по новой Конституции      России

 

 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!