Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по Истории России»

/ История России
Лекция, 

Оглавление

Тема №14: Социалистическая идея в ХХ веке.  СССР в постсталинскую эпоху

1. Послевоенные идеологические кампании и репрессии

               В первые послевоенные годы в жизни советского общества особое место занимала идеология. Это объясняется частично тем, что в ходе войны и сразу после нее интеллигенция, прежде всего научная и творческая, надеялась на либерализацию жизни, ослабление жесткого партийно-государственного контроля. Велики были надежды на развитие и укрепление культурных контактов с США, Англией, Францией, не говоря уже о контактах с коллегами из стран “народной демократии”. Речь о всестороннем послевоенном сотрудничестве шла на Ялтинской и Потсдамской конференциях. И такое сотрудничество налаживалось. А в 1948 г. ООН во “Всеобщей декларации прав человека” закрепила за каждым человеком свободу творчества и передвижений, независимо от государственных границ.

               Однако международная обстановка вскоре после войны резко изменилась. Началась “холодная война”. Вместо сотрудничества возникла конфронтация. Политики отреагировали на это значительно быстрее интеллигенции, многие представители которой были выбиты из колеи, когда история совершила крутой поворот.

               Руководство СССР взяло курс на немедленное “завинчивание гаек” в отношении интеллигенции, которые несколько ослабли в последние годы войны. В 1946 — 1948 гг. было принято несколько постановлений ЦК ВКП (б) по вопросам культуры. Начали с ленинградцев. Мартовское 1946 г. постановление “О журналах “Звезда” и “Ленинград” подвергло беспощадной критике творчество М.Зощенко и А.Ахматовой. На Оргбюро ЦК, где обсуждался вопрос по указанным журналам, И.В.Сталин заявил, что журнал в СССР “не частное предприятие”. Он не имеет права приспосабливаться к вкусам людей, “которые не хотят признавать наш строй”. “Кто не хочет перестраиваться, например Зощенко, — конкретизировал Сталин, — пускай убирается ко всем чертям. Не нам же переделывать свои вкусы”. Главный в то время идеолог страны А.А.Жданов, выступая в Ленинграде с разъяснением постановления, назвал Зощенко “пошляком”, “несоветским писателем”. А ведь тот много сделал для утверждения и прославления режима личной власти Сталина в 30-е годы. Режим “пожирал” своих детей. Что касается А.Ахматовой, то, по мнению Жданова, она ничего “кроме вреда” не могла дать советской молодежи.

               После разгрома ленинградских писателей взялись за театры, кино, музыку. Были приняты соответственно постановления ЦК партии “О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению”, “О кинофильме “Большая жизнь”, “Об опере Мурадели “Великая дружба”. Постановления ЦК ВКП(б) по вопросам культуры были ярким примером грубого, административного вмешательства в культуру, примером командного руководства этой сферой, тотального подавления прав личности. С другой стороны, это был мощный рычаг самосохранения режима. Кроме А.Ахматовой и М.Зощенко, осуждались и другие писатели, композиторы, деятели кино: В.Мурадели, А.Фатья-нов, Д.Бедный, Ю.Герман, Э.Казакевич, Г.Козинцев, В.Пудовкин, И.Трауберг, С.Эйзенштейн и др.

               Борьба за “коммунистическую идейность” творчества деятелей культуры вылилась в 1949 г. в широкую кампанию против космополитизма и “низкопоклонства” перед Западом. Сигнал к началу кампании был дан редакционной статьей “Правды” в феврале 1949 г. под заголовком “Об одной антипатриотической группе советских критиков”. Еще недавно почтенные литературоведы и критики — И.Юзовский, исследователь творчества М.Горького, А.Гурвич, автор книги и статей о драматургии Н.Погодина, — были обвинены в буржуазном национализме и политическом хамелеонстве. “Безродных космополитов” обнаруживали во многих городах. Одновременно началось раскрытие литературных псевдонимов, чтобы подчеркнуть, кто кроется за ними.

               Духовный террор сопровождался террором физическим, подтверждением чему явились “ленинградское дело” (1949 — 1951 гг.) и “дело врачей” (1952 — 1953 гг.). Формально “ленинградское дело” было начато в январе 1949 г. после поступившей в ЦК ВКП(б) анонимки о подтасовке результатов выборов секретарей Ленинградского обкома и горкома партии. А завершилось снятием с работы более 2 тыс. руководителей, когда-либо работавших в Ленинграде, и казнью свыше     200 из них. Они были обвинены в попытке разрушить СССР. Среди казненных были: А.А.Кузнецов — секретарь ЦК ВКП(б), ранее первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), академик Н.А.Вознесенский — член Политбюро, заместитель Председателя Совета Министров СССР, Председатель Госплана СССР, М.И.Родионов — председатель СМ РСФСР, П.С.Попков — первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), Я.Ф.Капустин — второй секретарь Ленинградского горкома партии и другие.

               В послевоенные годы в советском обществе тесно переплетались два противоречивых курса: курс на фактическое усиление репрессивной роли государства и курс на формальную демократизацию политической системы. Последний проявился в следующих формах. Осенью 1945 г. сразу после разгрома милитаристской Японии в СССР было прекращено чрезвычайное положение и упразднен ГКО, внеконституционный орган власти, сосредоточивший в своих руках диктаторские полномочия. В 1946 — 1948 гг. прошли перевыборы Советов всех уровней и был обновлен депутатский корпус, сформированный еще в 1937 — 1939 гг. Первая сессия ВС СССР нового, второго созыва состоялась в марте 1946 г. Она утвердила 4-й пятилетний план, приняла закон о преобразовании Совета народных комиссаров в Совет Министров СССР (что соответствовало общепринятым в мировой государственной практике наименованиям), удовлетворила просьбу М.И.Ка-линина об освобождении его от обязанностей Председателя Президиума Верховного Совета СССР в связи с болезнью. На этот пост был избран Н.М.Шверник. Наконец, в 1949 — 1952 гг. возобновились после долгого перерыва съезды общественных и общественно-политических организаций СССР. Так, в 1949 г. состоялся Х съезд профсоюзов           и XI съезд комсомола (спустя соответственно 17 и 13 лет после пре-дыдущих). А в 1952 г. состоялся XIX съезд партии. Последний съезд, на котором присутствовал И.В.Сталин. Съезд принял решение переименовать ВКП(б) в КПСС.

               Вскоре после съезда 5 марта 1953 г. умер И.В.Сталин. Миллионы советских людей оплакивали эту смерть, другие миллионы связывали с этим событием надежды на лучшую жизнь. Тех и других разделяли не только разные чувства, но часто и колючая проволока многочисленных концлагерей. К этому времени, по словам Н.С.Хрущева, в концентрационных лагерях находилось около 10 млн. чел. Со смертью Сталина заканчивалась сложная, неоднозначная, героическая, но и кровавая страница истории советского общества. Оно с трудом и робко вступало в новый этап своего развития. Спустя несколько лет, вспоминая своего фронтового союзника и политического врага, У.Черчилль назвал Сталина восточным тираном и великим политиком, который “взял Россию” лапотной, а оставил с атомным оружием. После похорон И.В.Сталина (он был похоронен в мавзолее рядом с В.И.Лениным) высшее руководство государства перераспределило обязанности: главой государства был избран маршал К.Е.Ворошилов, главой правительства утвержден Г.М.Маленков, министром обороны — маршал Н.А.Булганин, министром объединенного Министерства внутренних дел (куда вошло и Министерство государственной безопасности) — маршал Л.П.Берия. Пост руководителя партии оставался вакантным.

               Фактически вся полнота власти в стране была сосредоточена в руках Берии и Маленкова. По инициативе Берии было прекращено “дело врачей” кремлевской больницы, обвиненных в стремлении умертвить руководителей партии, государства, международного коммунистического движения. Он же настаивал на лишении ЦК партии права руководить экономикой страны, ограничив его лишь политической деятельностью. Летом 1953 г., вернувшись из Берлина, где он руководил подавлением антисоветского восстания, и предложив отказаться от поддержки ГДР, согласившись на ее объединение с ФРГ.       Берия был арестован. Инициаторами этой чрезвычайно опасной акции были секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев и министр обороны Н.А.Булганин. Группой захвата всесильного Берии, состоявшей из генералов и офицеров московского округа ПВО, руководил заместитель Булганина маршал Г.К.Жуков. В декабре 1953 г. состоялся закрытый суд и казнь Берии и его ближайших сподвижников. Их обвинили в организации массовых репрессий в годы жизни Сталина и подготовке государственного переворота после его смерти. В истории Советского государства это был последний крупный процесс над “врагами народа”, по которому проходили лица столь высокого ранга.

2. СССР в 1953 — 1964 гг. Экономика, общественно-политическое развитие

Со второй половины 1953 г. по конец 50-х гг. в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах. Главная причина поражения реформ — они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу — систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.

               Новый курс внутренней политики СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М.Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускоренное развитие сельского хозяйства и производство предметов потребления. Через месяц сентябрьский пленум ЦК КПСС посвятил свою работу анализу тяжелого положения, в котором находилось сельское хозяйство. Избранный на пленуме Первым секретарем ЦК Н.С.Хрущев от имени партийного руководства впервые после свертывания НЭПа четко и определенно заявил, что без материального стимулирования крестьян сельское хозяйство не поднять. Начать следует с резкого повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

               В начале 1954 г. был взят курс на поднятие целинных и залежных земель. Этого требовали интересы быстрейшего решения острой проблемы — зерновой. Народ жил впроголодь. На целину поехали десятки тысяч энтузиастов из центра России, Украины, других республик. На целине создавались зерновые совхозы. Для укрепления руководящих кадров колхозов на работу в них председателями были направлены более 30 тыс. партработников (“тридцатитысячники”). Более       120 тыс. специалистов сельского хозяйства из управленческого аппарата перешли на работу в село (одни добровольно, других заставили).     В 1958 г. началась реорганизация МТС (машиннотракторных станций) в РТС (ремонтно-тракторные станции). Технику продавали колхозам. Предполагалось, что эта мера укрепит материальную базу колхозов и ликвидирует “двоевластие” на земле (колхозов и МТС), укрепит власть колхозов, развяжет их инициативу. В целом, крупные меры в аграрной области, проведенные в 1953 — 1958 гг., можно свести к следующему:

               — резко повысили закупочные цены (они не компенсировали всех затрат производства, но стали более обоснованными);

               — списали долги прошлых лет;

               — в несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни;

               — отменили налог на личные подсобные хозяйства и разрешили    в 5 раз увеличить его размер;

               — провозгласили принцип планирования снизу;

               — стали вводить пенсии для колхозников;

               — начали выдавать паспорта колхозникам;

               — колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных условий;

               — наконец, за пять лет реализовали крупную программу освоения 42 млн. га целинных и залежных земель.

               Эти меры, не подрывая государственной монополии, укрепили сельское хозяйство, во многом раскрепостили крестьян. Экономика села стала набирать темпы. Прирост сельскохозяйственной продукции        за 1953 — 1958 гг. составил 34 % (по сравнению с предыдущим пятилетием). Это примерно соответствовало темпам развития сельского хозяйства в годы НЭПа.

               Однако с конца 50-х гг. экономические стимулы, как рычаг развития, настойчиво вытеснялись административным принуждением, что было привычно и менее опасно для управленческого аппарата. Экономическое реформирование перешло в административную тряску. Два сильных удара сверху подорвали экономику села, сорвали процесс расширенного воспроизводства. Во-первых, технику МТС не отдали колхозам, а заставили ее выкупить, да еще в сжатые сроки (за год) и по высоким ценам. Одним этим ударом государство в течение года смогло вернуть себе средства, вложенные в деревню в предыдущие годы. Во-вторых, вместо дальнейшего укрепления и расширения личного подсобного хозяйства жителей деревни, начался новый поход на него (третий после проведения коллективизации).

               Освободив приусадебное хозяйство от налогов, объявили курс на его свертывание, т. к. оно будто бы тормозит окончательную победу социализма на селе. Этот курс был закреплен в 1958 г. на декабрьском пленуме ЦК КПСС по предложению Н.С.Хрущева. Хрущев призывал сельских жителей личный скот продать государству или колхозам, а взамен покупать у них (или получать на трудодни) мясо-молочную продукцию. Никита Сергеевич активно агитировал за опыт своих земляков из с. Калиновка Орловской области, которые и коров колхозу продали, и материально жить стали лучше, перестали разрываться между общественной нивой и личным скотным двором, время на духовное развитие получили. По предложению секретаря ЦК Л.И.Брежнева пленум принял решение поручить государтсвенным органам в 2 — 3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам встать на этот путь. Началось новое раскрестьянивание селян СССР. В 30-е годы их освободили от земли, теперь от коровы, кормилицы крестьянской семьи. В результате, к середине шестидесятых годов деревенские жители во многих районах страны деградировали до уровня более низкого, чем в начале 50-х гг. Это не замедлило сказаться на обострении продовольственной проблемы в СССР.

               Аграрная политика государства после сентября 1953 г. была непоследовательной, половинчатой, а потому не привела к устойчивому успеху. В 1959 г., находясь в США, Н.С.Хрущев обещал американцам показать “кузькину мать” не только в науке и технике (советский спутник), но и в сельском хозяйстве. Он пришел к выводу, что поднять “мясную целину” можно, лишь решив проблему кормопроизводства, а та в свою очередь упирается в структуру посевных площадей. Вместо травополья надо перейти к широким и повсеместным посевам кукурузы, которая и зерно дает, и зеленую массу на силос. Там же, где кукуруза не растет, решительно заменять руководителей, которые “сами засохли и кукурузу сушат”. Однако чудо не наступило, и в 1962 г. правительство приняло решение стимулировать животноводство повышением в полтора раза цен на мясо. Новые цены не увеличили количества мяса, но вызвали волнения в городах. Наиболее крупное из них              в г. Новочеркасске подавили силой оружия. Были жертвы. В следующем году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Длинные очереди с ночи выстраивались у хлебных магазинов. Ширились антиправительственные настроения. И тогда было решено выйти из кризиса с помощью закупок американского зерна. Эта временная мера стала органической частью государственной политики вплоть до кончины СССР. Золотые запасы Советского Союза использовались для поддержки, укрепления и развития американских фермерских хозяйств, в то время как хозяйства собственных крестьян подвергались гонению. Зато организаторы этого “обмена” получили новый и, казалось, неиссякаемый источник личного обогащения. Семилетний план развития народного хозяйства (1959 — 1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70 % рост составил лишь 15 %.

СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на производство средств производства, которое составило к началу 60-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства. Особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (в 50-е — первой половине 60-х гг. объем их производства вырос в 4 — 5 раз). Предприятия группы “Б” (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двукратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства в СССР превышали 10 %. Столь высоких темпов можно было достичь, только активно используя жесткие методы административной экономики. Руководители СССР были уверены, что темпы промышленного роста страны будут не только высокими, но и возрастающими. Выводы западных экономистов о неизбежном “затухании” темпов по мере возрастания экономического потенциала СССР отвергались как попытки судить о социализме по аналогии с капитализмом. Тезис об ускоряющемся развитии народного хозяйства в СССР (прежде всего промышленности) прочно вошел в политическую пропаганду и общественные науки.

               Несмотря на подведение машинной базы под народное хозяйство, ее научно-технический уровень начинал отставать от потребностей времени. Высок был удельный вес рабочих и крестьян, занятых тяжелым ручным и малоквалифицированным трудом (в промышленности — 40 %, в сельском хозяйстве — 75 %). Эти проблемы обсуждались в 1955 г. на июльском пленуме ЦК КПСС, посвященном научно-техническому прогрессу (НТП). Был определен курс на механизацию и автоматизацию производства. Через несколько лет, в 1958 г., было названо и главное звено, ухватившись за которое, надеялись вытянуть всю цепь научно-технической революции — химия. Форсированное развитие химической промышленности обосновывалось усилением ее роли в создании материально-технической базы коммунизма.

               Однако символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем космические ракеты понесли в космос животных, облетели Луну. А в апреле 1961 г. в космос шагнул человек, первый человек планеты, советский человек. Имена первых советских космонавтов были на устах у всей страны: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриан Николаев, Валентина Терешкова. Покорение космоса потребовало колоссальных средств. За ценой не стояли. В этом был не только научный, но и военный интерес. Верили, что недалеко то время, когда советские космонавты как радушные хозяева будут встречать в далеком космосе посланцев других стран, в том числе и США. Казалось, Советский Союз надолго и прочно стал лидером научно-технического прогресса человечества.

Крупнейшей хозяйственной реформой, проведенной во второй половине 50-х годов была реформа управления гражданской промышленностью и строительством (1957 г.). Переход от отраслевого (вертикального) к территориальному (горизонтальному) принципу управления, создание вместо министерств совнархозов (советов народного хозяйства) преследовало благородную цель: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить внутри их хозяйственные связи, в итоге — ускорить экономическое развитие. Управление же оборонной сферой экономики оставалось централизованным. В развитие реформы более 3,5 тыс. предприятий было передано из общесоюзного в республиканское подчинение, а в ведение местных Советов передали вопросы производства и распределения продукции местной промышленности. Эти меры укрепили экономическую власть республик и мест, которая была значительно ограничена союзным правительством еще в конце 30-х гг.

               Однако реформа ударила по единой технической и технологической политике, развивать которую намеревались в 1955 г., принимая решения по НТП. Укрепив хозяйственные связи внутри республик и регионов, она разрушила эти связи между ними, порождая местничество. Как раньше ведомства, так теперь места пытались как можно большую часть финансового “одеяла” натянуть на себя. Чтобы преодолеть уклон в местничество, стимулировать технический прогресс, руководство страны вновь обратилось к административному рычагу — стали наращивать этажи управленческого аппарата: создавать республиканские совнархозы, затем ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства) СССР. Управление становилось громоздким, неуклюжим.

               Наибольший успех гражданский сектор экономики имел на направлении жилищного строительства. В СССР массового жилищного строительства не вели, в иные периоды просто не строили жилья. Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, бараках, коммуналках. Получить отдельную благоустроенную квартиру для многих было почти несбыточной мечтой. Индустриальное домостроение воплотило эту мечту в жизнь. Московский район экспериментальной застройки “Черемушки” многократно повторился в других городах страны. Темпов, которыми велось жилищное строительство в первой половине 60-х годов, наша страна не знала ни до, ни после этого периода.

               Крупным народнохозяйственным экспериментом конца 50-х гг. был переход с пятилетнего к семилетнему планированию. Утвержденный в 1956 г. пятилетний план развития народного хозяйства СССР уже через год сочли неудачным и решили разработать новый, но семилетний. Семилетка (1959 — 1965 гг.) охватила два последних года шестой пятилетки и следующее пятилетие. Смена плановых вех диктовалась, по мнению руководства, несколькими задачами: с помощью нового плана форсировать освоение Востока страны, открыть простор для научно-технического прогресса, наконец, скоординировать народнохозяйственные планы стран-членов СЭВ. За семилетие промышленный потенциал СССР увеличился почти вдвое. Вместо плановых 80 % рост составил 84 %. Однако предприятия группы “Б” план не выполнили. Несмотря на призывы Н.С.Хрущева не забывать, что экономика страны держится на двух ногах — промышленности и сельском хозяйстве, разрыв между двумя важнейшими сферами экономики не без помощи лидера Союза увеличился. Народное хозяйство достигло опасного крена.

3. Общественно-политическое развитие

               Важнейшими внутриполитическими событиями изучаемого периода были XX и XXI съезды КПСС. XX съезд КПСС состоялся в феврале 1956 г. Были подведены итоги пятой пятилетки, приняты директивы по шестой пятилетке (1956 — 1960 гг.), поставлена задача догнать и перегнать развитые капиталистические страны “в краткие исторические сроки”. Планы был сорваны, задача забыта, а съезд вошел в историю советского общества благодаря докладу, сделанному Н.С.Хрущевым на последнем закрытом ночном заседании, докладу, которого в повестке дня не было. Необходимость этого доклада, шокировавшего делегатов съезда, Хрущев отстоял в трудных спорах со своими товарищами по Президиуму ЦК КПСС. Материалы к докладу “О культе личности и его последствиях” подготовила созданная            в 1959 г. по предложению Н.С.Хрущева комиссия ЦК во главе с секретарем ЦК КПСС академиком П.Н.Поспеловым. В докладе были приведены многочисленные факты жестоких расправ над высокопоставленными партийными, государственными и военными деятелями во времена Сталина. Он не содержал теоретических обобщений и глубоких выводов. Вывод был один: казненные “враги народа” на деле были честными партийцами и советскими патриотами. Этот доклад, засекреченный от народа на 33 года (в СССР он был опубликован в 1989 г., в США — летом 1956 г.), стал главным достижением съезда. С него началось, хотя и трудно и медленно, очищение партии и общества от идеологии и практики государственного террора. С другой стороны, он положил начало крупному расколу в международном коммунистическом движении. Ряд партий объявил его ревизионистским. В 1956 г. Н.С.Хрущев настаивал и настоял “сказать правду о культе Сталина” именно на XX съезде, потому, что это был первый съезд после смерти Сталина. Свое развитие доклад получил в постановлении ЦК КПСС “О преодолении культа личности и его последствий” (июнь 1956 г.). В нем не было страшных фактов, но была попытка разобраться в причинах возникновения культа и его последствиях. В этом отношении постановление сделало шаг вперед после съезда.

               Спустя много лет, вспоминая 1956 год, Н.С.Хрущев признавал: “Мы давали партии и народу неправильные объяснения и все свернули на Берия... Мы создали версию... о роли Берия. Он, мол, полностью отвечает за злоупотребления, которые были сделаны Сталиным. Мы никак еще не могли освободиться от того, что Сталин — друг народа, отец народа... Простые люди молились на Сталина...”. Инициатор борьбы с культом личности Сталина так и не смог или не захотел понять, что истоки государственного террора уходят в политическую систему общества, которая позволяла одному человеку сосредоточивать в своих руках безграничную власть. Эту власть могла контролировать лишь совестливость, нравственность самого политического деятеля. XX съезд КПСС положил начало широкому процессу реабилитации репрессированных в 30-х — начале 50-х гг. Если с весны 1953 г. реабилитация проходила осторожно и касалась узкого круга номенклатурной элиты, то затем она коснулась миллионов простых граждан СССР, даже целых народов. В январе 1957 г. Верховный Совет СССР восстановил справедливость в отношении репрессированных в годы войны калмыков и северокавказских народов: чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев. Была восстановлена их национальная государственность, им позволили вернуться на историческое место жительства.        В 1964 г. был отменен Указ Президиума ВС СССР от 28 августа 1941 г. в отношении советских немцев, но лишь в части, содержащей огульные обвинения в пособничестве оккупантам. В 1968 г. подобное обвинение сняли с крымских татар. В конце 60-х годов процесс реабилитации был свернут.

               Летом 1957 г. высшее руководство страны и партии пришло к выводу, что Н.С.Хрущев слишком далеко зашел в разоблачениях Сталина, чем подорвал авторитет СССР и КПСС на международной арене. Глава государства маршал Ворошилов, глава правительства маршал Булганин, а также Молотов, Маленков, Каганович, Первухин, Сабуров, составив большинство членов Президиума ЦК КПСС, приняли решение о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК. С этим решением Хрущев не согласился. Его поддержали некоторые члены Президиума ЦК, руководители “силовых” ведомств — министр обороны маршал Жуков и председатель КГБ генерал Серов. На стороне Хрущева выступил пленум ЦК партии (июнь 1957 г.), который осудил действия семерки как антипартийные, направленные на пересмотр решений XX съезда КПСС. Вскоре все выступившие против Н.С.Хрущева были отстранены от власти. Был снят со своего поста и Г.К.Жуков, проявивший наибольшую активность в борьбе за Хрущева.

               С 1958 г. Хрущев стал совмещать пост Первого секретаря ЦК КПСС с должностью Председателя Совета Министров СССР. В его руках сосредоточивается необъятная, безграничная и все менее контролируемая власть. В 1956 г. XX съезд КПСС поручил ЦК партии подготовить проект новой партийной программы — программы строительства коммунизма в СССР. О возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране говорил И.В.Сталин в 1939 г. на XVIII съезде партии. Эта остановка вопроса ничего общего не имела с марксизмом, но была тесно связана с политикой: перед партией и народом надо было поставить серьезную цель, мобилизовать их на новый переходный период, не дать расслабиться.

               Еще до войны была создана комиссия по подготовке партийной программы. После войны она возобновила свою работу, подготовила несколько проектов, но дело до конца не было при Сталине доведено. В 1956 г. новую комиссию возглавил Н.С.Хрущев, и осенью 1961 г. проект программы был опубликован в печати для всенародного обсуждения. В октябре 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята новая программа партии. Исходя из того, что социализм в Советском Союзе победил “полностью и окончательно”, и страна вступила в этап “развернутого строительства коммунизма”, съезд рассматривал программу как философское, экономическое и политическое обоснование построения в СССР “коммунизма в основном”.

               Для построения “коммунизма в основном” предполагалось решить триединую задачу: в области экономической — построить материально-техническую базу коммунизма (т.е. выйти на первое место в мире по производству продукции на душу населения; достигнуть наивысшей в мире производительности труда; обеспечить самый высокий в мире жизненный уровень народа); в области социально-политической — перейти к коммунистическому самоуправлению; в области духовно-идеологической — воспитать нового, всесторонне развитого человека. Исторические рамки программы КПСС были в основном ограничены двадцатью годами. В начале 60-х гг. образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался с конкретными крупными социальными программами, которые партия обязывалась решить, используя государство как орудие. Эти программы были включены в партийную программу по настоянию Хрущева. Вызвавшие энтузиазм народа, веру в то, что “хотя бы дети наши будут жить по-человечески”, социальные программы-обязательства сводились к следующему: во-первых, решить продовольственный вопрос, полностью обеспечив народ качественными продуктами рационального и бесперебойного питания; во-вторых, полностью удовлетворить спрос на предметы широкого потребления; в-третьих, решить жилищный вопрос, обеспечив каждой семье отдельную благоустроенную квартиру; наконец, ликвидировать малоквалифицированный и тяжелый ручной труд в народном хозяйстве.

               В этих задачах ничего утопического не было. Они стали таковыми после ввязывания СССР в новый тур невиданной прежде гонки вооружений, лишившей их материальной базы.

4. Внешняя политика СССР

               После смерти И.В.Сталина руководство СССР активизировало внешнеполитическую деятельность, пересмотрело некоторые взгляды Сталина на отношения с другими, прежде всего капиталистическими странами. Начался короткий период “оттепели” в международных отношениях. Налаживались тесные контакты со странами, освободившимися от колониальной зависимости, прежде всего Индией и Индонезией.

               Укреплялись дружественные связи со странами “социалистического лагеря”. В 1955 г. был создан военно-полити-ческий союз социалистических стран Европы, кроме Югославии, который получил название — Организация Варшавского Договора (ОВД). Первой крупной акцией этой организации было подавление антисоветского и антисоциалистического восстания в Венгрии (1956 г.). В 1955 г. руководство СССР выступило с призывом прекратить гонку вооружений и созвать Всемирную конференцию по этому вопросу. Со своей стороны, в подтверждение нового внешнеполитического курса оно провело две крупные акции: резко, более чем в два раза сократило численность Вооруженных Сил СССР, доведя ее к концу 1960 г. примерно до 2,5 млн. человек, и прекратило весной 1958 г. испытания термоядерного оружия, призвав США и Великобританию последовать этому примеру. Эти акции имели большой международный резонанс, несмотря на то, что сокращение сопровождалось ракетно-ядерным перевооружением Советской Армии, а мораторий сами же нарушили осенью 1961 г.

               К благотворным последствиям отмеченных акций следует отнести начатые в 1958 г. переговоры между СССР, США и Англией о запрещении ядерных испытаний и совершенный в 1959 г. визит советской правительственной делегации во главе с Н.С.Хрущевым в США. Переговоры, продолжавшиеся пять лет, завершились подписанием в Москве в августе 1963 г. договора о запрещении ядерных испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космосе, под водой. И хотя договор не запрещал испытания ядерного оружия под землей, это был крупный договор ядерных стран. Он свидетельствовал, что при наличии доброй воли можно урегулировать самые сложные вопросы. Вскоре к договору присоединилось около 100 государств. Московский договор 1963 г. внушил надежду, что разоружение — реальная цель. Через пять лет, в 1968 г., был подписан договор о нераспространении ядерного оружия, по которому ядерные государства обязывались не распространять ядерное оружие, а неядерные — не производить и не приобретать его; договор стал одним из важнейших международных соглашений в области контроля над вооружениями.

               Первый визит руководителя Советского правительства и партии в ведущую капиталистическую страну — США состоялся в сентябре 1959 г. по приглашению президента США Д.Эйзенхауэра. Цель визита — сломать лед “холодной войны”, наладить взаимовыгодное сотрудничество двух стран, обсудить проблему разоружения. Визит Н.С.Хрущева в США совпал по времени с сессией Генеральной Ассамблеи ООН, на которой он выступил с речью по проблеме разоружения. Заявив о том, что никогда еще гонка вооружений не таила в себе столько опасностей, как в век атома, и что она подвела мир к черте, когда “война может стать фактом”, Хрущев от имени Советского правительства изложил четырехлетнюю программу всеобщего разоружения.

               Программа включала в себя, во-первых, полное разоружение,   т.е. ликвидацию средств ведения войны, а именно: роспуск вооруженных сил; упразднение генеральных штабов, военных министерств; закрытие военных учебных заведений; ликвидацию военных баз на чужих территориях; уничтожение атомного и водородного оружия, военных ракет. В распоряжении государств Н.С.Хрущев предлагал оставить лишь милицию (полицию), вооруженную легким стрелковым оружием. Во-вторых, предполагалось учредить всеобщий и полный контроль за всеобщим и полным разоружением. XIV сессия Генассамблеи ООН одобрила идею разоружения, но не план, предложенный главой СССР.

Визит советского лидера в США не получил своего взаимного продолжения. Намеченный ответный визит американского президента в СССР не состоялся. В обеих странах были силы, не заинтересованные в укреплении связей на высшем уровне. Проникновение в мае 1960 г. в советское воздушное пространство американского самолета-разведчика, уничтожение его и последующий шумный судебный процесс над летчиком — все это разрушило хрупкие контакты, обострило отношения между крупнейшими ядерными странами, которые вскоре подвели мир к черте ядерной катастрофы.

               В 1962 г. советское руководство приняло решение создать на американском континенте ракетно-ядерную базу как средство давления на своего основного соперника. Ведь США создали ракетную базу у границ СССР на территории Турции с той же целью. Формально решение было оформлено в виде просьбы руководства Кубы во главе с Ф.Кастро помочь укреплению обороны “Острова Свободы” и закреплено советско-кубинским договором. Решение, принятое Н.С.Хруще-вым под влиянием военных, было несвоевременным и ошибочным. Оно явно переоценивало возможности СССР расширить свое военное присутствие в мире и недооценивало решимости США отстаивать свои национальные интересы.

               В октябре 1962 г. американская разведка раскрыла советские планы. Они вызвали у американского военно-политического руководства бурю возмущения вплоть до стремления немедленно разгромить остров всеми имеющимися средствами. Президент США Д.Кеннеди занял не менее воинственную, но более взвешенную позицию: установить блокаду Кубы с воздуха и моря. Вооруженные Силы США и НАТО были приведены в полную боевую готовность. В то же состояние были приведены и Вооруженные Силы СССР, и ОВД. Начался “карибский” (“ракетный”, “кубинский”) кризис 1962 г. После корейской войны это был самый опасный международный конфликт.

               Решимость военных “не поступиться принципами”, не дрогнуть перед применением оружия поставила мир у порога третьей мировой войны, на этот раз ракетно-ядерной и последней. Осознание опасности заставило руководителей СССР и США срочно обратиться к политическому разрешению конфликта. На этот раз Д.Кеннеди и Н.Хрущев оказались достойны своего высокого положения. В ходе переговоров руководство СССР отказалось от своего замысла и обещало в короткие сроки демонтировать начатое строительство ракетной базы. В ответ руководство США согласилось вывезти свои ракеты из Турции, а Кубу оставить в покое. “Карибский” кризис стал для ядерных держав серьезным экзаменом на выдержку и ответственность перед всем мировым сообществом. И хотя после него игра “ядерными мускулами” продолжалась, но до столь опасного рубежа она не приближалась, грозить друг другу войной политики СССР и США уже не осмеливались. Что же касается советских ракетодромов у американских берегов, то эта задача была решена. Их построили не на суше, а на подводных лодках. Они имели преимущество по части скрытности и мобильности.

               В начале 60-х годов самонадеянная и опрометчивая внешняя политика руководства СССР способствовала обострению отношений не только с ведущей капиталистической державой, но и с великим соседом — КНР. В последние годы жизни основатель Советского государства видел в союзе с Китаем залог победы социализма во всемирном масштабе. И в 50-е годы советско-китайские отношения действительно определяли силу и могущество “социалистического лагеря”. Однако курс КПСС на разоблачение культа Сталина вызвал растущий протест руководства Компартии Китая. Попыткой поставить соседа “на место”, вернуть его в фарватер своей политики явился неожиданный и срочный вывод советских специалистов из КНР весной 1960 г., сокращение материально-технической помощи. Китай оказался в тяжелом положении. Более полуторасот предприятий были построены с помощью СССР в первой китайской пятилетке, были заложены сотни заводов и фабрик. И все это оказалось в ловушке экономической зависимости. Процесс индустриализации Китая резко затормозился. В дальнейшем список взаимных обид, претензий и ударов множился. Отношения КПСС и КПК, СССР и КНР из дружественных стали напряженными, а потом и враждебными. Все это имело далеко идущие и трагические последствия. Раскол советско-китайских отношений стал основой раскола мировой системы социализма и международного коммунистического движения. 

5. Внешняя политика СССР в 50-х — начале 60-х гг.

Война породила новую геополитическую ситуацию. Она характеризовалась растущим противостоянием ведущих капиталистических держав во главе с США и Советского Союза, распространившего свое влияние на ряд стран Европы и Азии.

               Рост влияния СССР в послевоенном мире вызвал чрезвычайную озабоченность руководства западных держав. Наиболее сильно она отразилась в речи бывшего премьер-министра Великобритании У.Черчилля, с которой он выступил в г. Фултоне (США, март 1946 г.). Признав, что военные победы выдвинули СССР в состав “руководя-щих наций мира”, бывший британский премьер заявил, что он стремится к “безграничному распространению своей силы и своих доктрин”. Это представляло, по его мнению, опасность для “великих принципов свободы и прав человека... англосаксонского мира”. Поскольку де “русские больше всего восхищаются силой”, США и Великобритания, создав “ассоциацию народов, говорящих на английском языке”, должны разговаривать с ними с позиции силы, чтобы пресечь “экспансионистские тенденции” России. При этом допускалось использование американского атомного оружия как “эффективного средства устрашения”.

               Через год (февраль 1947 г.) президент США Г.Трумэн в своем послании к конгрессу разделил и конкретизировал позицию У.Черчилля (“доктрина Трумэна”). В итоге, по отношению к СССР были определены две стратегические задачи: как минимум — не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма), как максимум — заставить СССР уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма). Были определены и конкретные шаги к достижению этих целей: во-первых, оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США (“план Маршалла”); во-вторых, создать военно-политический союз этих стран во главе с США (НАТО, 1949 г.); в-третьих, разместить у границ СССР сеть военных баз США (Греция, Турция); в-четвертых, поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока; наконец, использовать — как крайний случай — свои вооруженные силы для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния.

               Новый внешнеполитический курс бывших военных союзников руководство СССР расценило как призыв к войне с Советским Союзом, что незамедлительно сказалось как на внешней, так и на внутренней политике советского государства. Надежды стран антигитлеровской коалиции на всестороннее сотрудничество после войны рухнули, мир вступил в эпоху “холодной войны”, которая — то затихая, то обостряясь, грозя перерасти в третью мировую войну — продолжалась около полувека (1946 — 1991 гг.).

               Меры, принятые СССР после войны во внешней политике, были адекватными мерам США, хотя и менее эффективными. Силы были неравны, прежде всего, потому, что Союз ССР вышел из войны экономически ослабленным, США — окрепшими. Советский Союз, руководимый КПСС (до 1952 г. — ВКП(б)), развернул в свою очередь широкомасштабную помощь странам “народной демократии”, создав для этой цели специальную организацию — Совет Экономической Взаимопомощи (1949 г.). Спустя несколько лет объединил часть из них в военно-политический союз — Организацию Варшавского Договора      (1955 г.). Активно содействовал коммунистическим партиям и движениям в капиталистических странах. Способствовал росту национально-освободительного движения, краху колониальной системы и созданию стран “социалистической ориентации”. Наконец, не останавливался перед использованием вооруженных сил для непосредственного подавления в ряде стран антисоциалистических выступлений.

               Символом раскола мира на две противостоящих системы — “система капитализма” и “система социализма” — стал раскол Германии на два государства — ФРГ (1948 г.) и ГДР (1949 г.). Ядром противостояния в эпоху “холодной войны” было советско-американское противоборство, острота которого и определяла климат международных отношений. Самым грозным событием этого противоборства на закате сталинского правления стала корейская война (1950 — 1953 гг.). Вскоре после победы революции в Китае и создания КНР (октябрь 1949 г.), чему в немалой степени способствовала помощь СССР, руководство Северной Кореи (КНДР), поощряемое советским руководством, сделало попытку вооруженным путем воссоединить страну, свергнув проамериканский режим Южной Кореи.              Успешная на первых порах операция потерпела поражение и грозила перерасти в мировую войну после вмешательства в события войск США под флагом ООН и противостоящих им вооруженных сил КНР (“китайских добровольцев”), выступивших на стороне КНДР. Советское правительство перебросило в Китай несколько дивизий истребительной авиации, которые в течение двух с половиной лет участвовали в отражении американских налетов на КНР, передало Китаю большое количество самолетов и другой техники, содействовало созданию танковых, артиллерийско-зенитных и инженерных войск. СССР снабжал корейскую Народную армию и “китайских добровольцев” оружием, боеприпасами, транспортом, горючим, продовольствием, медикаментами. Он также подготовил на крайний случай пять дивизий для непосредственной отправки в Корею. Сталин настаивал на жесткой политике по отношению к противнику. Корейская война была прекращена после смерти И.В.Сталина. Корея осталась разделена на два противостоящих государства как символ раскола мира на две системы на азиатском континенте. Эту участь разделил и Вьетнам.

6. СССР в 1964 — 1985 гг. Общественно-политическое и экономическое развитие

В центре общественно-политической мысли и жизни находилась концепция “развитого социализма”. Она стала первой крупной ревизией взглядов Сталина-Хрущева о возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране. Эти взгляды наиболее полно отразились в Программе КПСС 1961 г., воплотившись в концепцию “развернутого строительства коммунизма”. Она просуществовала до конца 60-х гг., затем была заменена прагматичной концепцией, отвечавшей интересам стабилизации положения в обществе. Концепция “развитого социализма” еще не разрушала веры в коммунизм, но превращала последний из конкретно-исторической задачи снова в теоретическую.

               Согласно новой концепции на пути к коммунизму лежит этап развитого социализма, когда социализм должен приобрести целостность, т.е. гармоническое сочетание всех сторон, сфер, отношений — производственных, социально-политических, нравственно-правовых, материальных и идеологических. Впервые концепция была изложена Л.И.Брежневым на XXIV съезде партии в 1971 г., затем дополнялась на двух последующих съездах. Настойчиво о ней говорили М.А.Суслов, Ю.В.Андропов, К.У.Черненко. Развитой социализм они рассматривали как неизбежный этап на пути к коммунизму. В 1977 г. концепция была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Теоретической базой нового Основного Закона стала концепция “развитого социализма”, ориентиром — Конституция СССР 1936 г.

               Как и прежде, упор в Конституции делался на провозглашение социально-экономических прав граждан СССР, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. После 1977 г. в течение 5 лет были разработаны и приняты конкретные законы по реализации этих прав. Они были продублированы в республиканских конституциях, принятых в 1978 г. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. Ст. 6. определяла ее как “руководящую и направляющую”, КПСС провозглашалась “ядром политической системы”.

               Конституция также закрепила резко усилившуюся экономическую и политическую роль союзного государства, “центра” за счет соответствующих прав республик. К концу 70-х гг. количество центральных министерств и ведомств достигло почти 90 (в 1924 г. их было 10, в 1936 г. — 20).

               К важнейшим задачам союзного государства Конституция отнесла укрепление “новой социальной и интернациональной общности” — советский народ и единого народнохозяйственного комплекса — материальной базы этой общности. Событиями, которые время от времени всколыхивали медленно текущую общественно-политическую жизнь страны, являлись празднования 50-ти и 60-летия Октября, 100-й и 110-й годовщины со дня рождения В.И.Ленина, 50-ти и 60-летия образования СССР. Октябрьская революция была признана “главным событием   XX века”, СССР — “оплотом мира” во всем мире и гарантом дружбы народов.

               В юбилейных докладах Л.И.Брежнева и Ю.В.Андропова утверждалось, что национальный вопрос в СССР, “в том виде, в каком он достался нам от прошлого”, решен полностью. Со второй половины      70-х гг. к событиям важной политической значимости были отнесены и дни рождения Л.И.Брежнева. Он официально характеризовался как “великий продолжатель” дела В.И.Ленина, “выдающийся политический деятель” мирового масштаба. К этому времени в его руках была сосредоточена необъятная власть. С 1977 г. он был не только Генеральным секретарем ЦК КПСС, но и Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

               Со второй половины 60-х годов были приглушены, а затем запрещены критика культа Сталина и разоблачения практики государственного террора в сталинский период. Был свернут и процесс реабилитации репрессированных в прежние десятилетия. Не все представители интеллигенции, особенно творческой, шли в фарватере идейно-политической жизни. Некоторые из них, оставаясь на платформе коммунистической идеологии и социалистического реализма, тем не менее, были отнесены к лагерю инакомыслящих и подверглись жестокому давлению партийно-государственного аппарата. Сильнее всего оно отразилось в 1969 — 70 гг. на журнале “Новый мир”, главным редактором которого был А.Т.Твардовский. Редакционная коллегия журнала была разогнана, а его главный редактор подал в отставку.

               В 70-е гг. инакомыслие вылилось в целое движение, получившее название “диссидентского”. Его характерной чертой стал антикоммунизм и антисоветизм. Не просто критика сталинских преступлений, а борьба с существующим строем в СССР стала его главной задачей. Движение не было единым. В нем прослеживались два основных течения: одно боролось только с политическим строем и коммунистической идеологией, другое же распространяло эту борьбу и на советскую государственность, ставя задачу разрушения СССР. Среди крупных деятелей движения были академик А.Сахаров, писатели А.Солженицын и В.Максимов, музыкант М.Ростропович и др. Методы борьбы с ними были разнообразны: ссылка, лагерь, психиатрическая больница, высылка за границу. Многие из них сами стремились на Запад, становясь “невозвращенцами”.

               Политическую жизнь страны первой половины 80-х годов лихорадила частая смена высшего руководства. В январе 1982 г. умер главный идеолог страны М.А.Суслов, в ноябре того же года — лидер партии и государства Л.И.Брежнев. Генеральным секретарем ЦК КПСС, а через полгода и Председателем Президиума ВС СССР стал Ю.В.Андропов. В феврале 1984 г. его не стало. На высших постах оказался К.У.Черненко, состояние здоровья которого было не лучше, чем у его предшественников. Общество жило от похорон до похорон, в ходе которых жизнь почти замирала. В марте 1985 г. состоялись новые похороны и новый передел власти.

               Реформа 1965 г. С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начав стабилизацию общества с села и сельского хозяйства. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. — мартовском (по сельскому хозяйству) и сентябрьском (по промышленности). Решения партийных пленумов положили начало мерам, которые вошли в историю как “экономическая реформа 1965 г.”

               Мартовский пленум наметил следующие меры по сельскому хозяйству: повысить государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, установить твердый план государственных закупок на 6 лет (1965 — 1970 гг.); ввести 50 % надбавку к основной цене за сверхплановую продажу сельскохозяйственной продукции государству; увеличить капиталовложения в деревню и прежде всего в производство сельскохозяйственной техники; “рекомендовать” колхозам разработать новый Примерный Устав сельскохозяйственной артели.

               Стабильный долговременный план, хорошие цены, госкредиты, “притупление” борьбы с личным подсобным хозяйством (ЛПХ) — все это проложило путь к временному ускорению сельскохозяйственного производства, снижению остроты продовольственного вопроса. Сентябрьский пленум наметил реформу управления промышленностью и меры экономического стимулирования промышленного производства: вернуться к отраслевому управлению; перевести предприятия на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование); сочетать единое госпланирование с местной инициативой (“встречным планированием”). Предполагалось, что реформа управления приведет не к возвращению к прежним министерствам (монополистам-диктаторам), а к новым министерствам, партнерам и советчикам предприятий в условиях полного хозрасчета.

               В октябре 1965 г. Верховный Совет СССР принял Закон о создании союзных и союзно-республиканских министерств по отраслям промышленности. Были упразднены советы народного хозяйства. Реформа предполагала резко сократить число становых показателей, спускаемых министерствами на предприятия, до пяти. Основными показателями должны были стать; во-первых, объем реализованной продукции (а не валовой, т.е. произведенной); во-вторых, рентабельность производства; в-третьих, размер прибыли.

               Для экономического стимулирования на предприятиях за счет прибыли государство разрешило создавать поощрительные фонды. Их можно было направлять на развитие производства, на материальное поощрение рабочих и служащих, на социально-культурные нужды и жилищное строительство. Решение жилищного вопроса отныне частично перелагалось с одного плеча (общегосударственного), на другое (ведомственное). Экономическая реформа 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы восьмой пятилетки (1965 — 1970 гг.). Объем промышленного производства вырос на 50 %. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти. В 1970 г. он начал выпускать первые “Жигули”. Сельскохозяйственное производство выросло на 21 %. В ноябре 1969 г. в Москве состоялся    III съезд колхозников СССР. Он принял новый Примерный Устав колхозов взамен Уставу 1935 г. Новый Устав сохранял право на ограниченное ЛПХ, намечал перевод колхозников на гарантируемую зарплату и пенсионное обеспечение.

               В 70-е годы вновь начался теперь уже всеобщий спад темпов развития, приведший к глубокому экономическому кризису. Реформа   1965 г. ушла в песок, хотя ее никто никогда не отменял. Сельское хозяйство вновь, уже в который раз, отошло на второй план, а в промышленных отраслях несокрушимо нарастало административное давление на предприятия министерств и главков. Вместо пяти плановых показателей их стало к середине 80-х годов более 1 тысячи. Министерства перетянули в свои руки все права предприятий, покончив с их самоуправлением. Далее, кадры остались прежними, и даже сам инициатор реформы, глава правительства А.Н.Косыгин, потерял инициативу и интерес к ней. Наконец, события в ЧССР в 1968 — 1969 гг. усилили в советском руководстве консервативное крыло. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

               Промышленность

               Социально-экономическое развитие СССР в 70-е — первой половине 80-х гг. проходило под знаком резкого усиления централизованного управления, роли центра в жизни общества и ограничения экономической власти республик и местных Советов. Оно определялось планами трех пятилеток — 9-й, 10-й, 11-й. Директивы этих планов были одобрены соответственно тремя партийными съездами — XXIV     (1971 г.), XXV (1976 г.) и XXVI (1981 г.). Упор в промышленном развитии был отныне сделан на создание гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК). Всего их было развернуто несколько десятков. Но главное внимание руководство СССР уделяло созданию и развертыванию Западно-Сибирского ТПК.

               В Западной Сибири (Тюменская область) еще в 60-е годы были обнаружены огромные залежи нефти и газа. В 1969 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальное решение об ускоренном развитии здесь нефте- и газодобычи и строительстве объектов нефтяной и газовой промышленности. Сибирская нефть была относительно дешевой (самофонтанирующая), цены на нефть на мировом рынке в 70-е гг. были довольно высокими. Это стимулировало не только добычу энергетического сырья, но и продажу его за границу во все возрастающих размерах. За 70-е гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла              в 10 раз, т.е. прирост составил 10 таких нефтеносных районов, как Бакинский, главный в 30-е годы. Добыча газа выросла в 16 раз. В результате в Западной Сибири была создана главная и крупнейшая топливно-энергетическая база страны — нефтегазовая. 70-е годы породили иллюзии о неисчерпаемых недрах Советского Союза.

               Эти иллюзии, а также реальные доходы от экспорта нефти и газа вызвали очередное “головокружение” у партийно-государственного и хозяйственного руководства страны. Победило мнение, что вкладывать деньги и труд народа в добычу сырья гораздо выгоднее, чем в наукоемкие отрасли. Наукоемкую продукцию де можно купить за “нефтедоллары” (так стали называть доходы, получаемые от экспорта энергетического сырья).

               В 70-е гг. ускорение получила угледобыча — было развернуто строительство двух ТПК по добыче угля открытым способом. В Казахстане — Павлодарско-Экибастузский ТПК (строительство началось в 60-е гг., завершилось в 70-е). В Красноярском крае — Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК, строительство завершилось в 80-е гг.). Это был самый дешевый уголь страны. Восток страны превратился в строительную площадку, куда более мощную, чем в годы сталинской индустриализации. На базе Усть-Илимской ГЭС был создан Братско-Усть-Илимский лесопромышленный комплекс. На базе Саяно-Шушенской ГЭС разворачивался Саянский ТПК по обработке цветных металлов.

               В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 г. было решено вернуться к строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМ, первая попытка ее создания предпринималась накануне Великой Отечественной войны). Строительство более трехтысячикилометровой магистрали было в основном завершено в 1984 г. Она связала Восточную Сибирь с Дальним Востоком. При строительстве преследовали цель создать в этих районах крупные ТПК. Однако комплексное освоение территорий затянулось, поэтому в 80-е гг. БАМ не окупила вложенных в нее средств, как и многие другие стройки.

               В 70-е гг. началось строительство крупнейшего в Средней Азии ТПК — Южно-Таджикского агропромышленного. Его сердцем стала Нурекская ГЭС, вышедшая в 1979 г. на проектную мощность. Нурекское водохранилище создало условия для орошения земель трех среднеазиатских республик (Таджикистана, Туркмении, Узбекистана).

               В 70-е гг. был создан КамАЗ — Камский автозавод в Набережных Челнах. Это целый комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей в Татарии.

               Курс на строительство ТПК, большинство из которых развернулось на территории России, свидетельствовал, что экономика СССР развивалась экстенсивным путем, главным образом вширь. Руководство страны пыталось максимально использовать естественное преимущество СССР перед другими странами: огромную территорию с колоссальными природными богатствами. Использовать в сжатые сроки, часто варварским способом.

               Вместе с тем, экстенсивное развитие таило большую опасность для Советского государства. Его основные конкуренты по экономическому соревнованию на мировой арене — развитые капиталистические страны — еще в 60-е гг. сделали упор на интенсивное развитие; на форсирование наукоемких отраслей, которые определяли научно-технический прогресс — электронику, кибернетику, робототехнику, биотехнологию и т.п. На этих направлениях они стали наращивать свой отрыв от СССР.

               Руководство страны понимало, что выиграть экономическую схватку можно лишь переведя экономику СССР на преимущественно интенсивный путь развития. Эту задачу в качестве главной ставили на XXIV, XXV, XXVI съездах КПСС. Однако она не была решена ни        в 70-е, ни в 80-е годы. Попытки “команды” Брежнева-Косыгина добиться ускорения социально-экономического развития через интенсификацию экономики, через свершение технологической революции всякий раз срывались.

               Удержать страну в числе промышленных лидеров мира руководство СССР могло лишь путем относительного усиления эксплуатации трудящихся и безудержной эксплуатации природной среды. Последняя крупная попытка переломить ситуацию в “эпоху Брежнева” была предпринята в 1979 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальное постановление по управлению народным хозяйством и повышению эффективности производства. Однако сил хватило лишь на “постановку вопроса”, на призыв. Очень преклонный возраст “стабильного” руководства не позволял делать решительных и резких шагов, а инициатива “снизу” уже не поощрялась.

               В то же время в 70-е — начале 80-х гг. проводились отдельные эксперименты по совершенствованию управления народным хозяйством: создавались производственные объединения и научнопроизводственные объединения. Это были эксперименты по концентрации производства и управления. В области сельского хозяйства в 70-е — первой половине 80-х гг. упор делался на промышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают — промышленность, транспорт, торговля, строительство        (в той их части, что связана с селом). Эту интеграцию громко назвали “второй коллективизацией”.

               После экспериментов в Молдавии, Грузии и Эстонии была определена и главная форма интеграции — РАПО (районное агропромышленное объединение). Агропром рассматривался как главное направление сращивания двух форм собственности — государственной и кооперативно-колхозной, столбовая дорога к бесклассовому обществу.

               Конечным пунктом этой дороги, ее тупиком стал созданный в 1985 г. по инициативе М.С.Горбачева Госагропром СССР. Объединив пять министерств, он стал “единым и неделимым” органом управления огромного и необозримого из Москвы АПК, агропромышленного комплекса СССР. В 70-е годы широко развернулся поход на “вторую целину” — “Нечерноземье”. В 1974 г. ЦК партии и союзное правительство приняли совместное постановление “О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР”. Принять документ заставило беспокойство по поводу растущего бегства молодежи из деревень центральной России.

               Программа очеловечивания Нечерноземья была рассчитана на пятнадцать лет, т.е. до 1990 г. Она предполагала резко увеличить капиталовложения в социально-экономическое развитие 29 областей и республик России. Средства стали выделять, но они ушли в суглинок, как в песок. А проблемы остались и висят они над центром России мечом.

               Еще одно явление не просто коснулось, но больно ударило по селу Европейской части Союза — массовая ликвидация “неперспектив-ных деревень”. На 70-е годы приходится расцвет этого курса, который корнями уходит в борьбу с хуторской системой конца 30-х гг. Социологи в союзе с чиновниками агропрома доказывали, что курс на агропромышленную интеграцию, концентрацию сельскохозяйственного производства неизбежно ведет к концентрации местожительства работников. Лишь “перспективные деревни” могут быть социально обустроены, селяне жить в них будут лучше и веселей.

               В конце 70-х годов разработали проект ликвидации 200 тысяч таких деревень. В 70-е — начале 80-х гг. были проведены огромные работы по мелиорации сельскохозяйственных угодий с целью повышения их урожайности. Построили грандиозные каналы и системы для обводнения и орошения: Большой Ставропольский канал, Северо-Крымский канал, Каракумский канал и др. Многие из них действительно спасали засушливые земли. Многие, но не большинство.

               В начале 80-х гг. были разработаны проекты переброски части северных рек на юг: сибирских — в Среднюю Азию, европейских — в Каспий через Волгу. Но благодаря резкой критике писателей и публицистов, проект отложили.

               Наконец, событием особой важности в аграрной области, более того — в социально-экономическом развитии общества было принятие Продовольственной программы. Продовольственная программа предполагала до 1990 г. решить две проблемы: укрепить материально-техническую базу сельского хозяйства и решить продовольственный вопрос в СССР к 1990 г. В решении этого вопроса впервые официально признавалась большая роль личного подсобного хозяйства (ЛПХ). В экономическом отношении изучаемый период условно делится на два этапа. Рубежом является 1970 г.

               Главная особенность социально-экономического развития СССР в 70-е — первой половине 80-х гг. — резкое и тотальное падение темпов роста экономики. Оно началось в IX пятилетке (1971 — 1975 гг.), продолжалось в Х (1976 — 1980 гг.) и XI (1981 — 1985 гг.). Основные результаты следующие: за 15 лет темпы роста национального дохода упали в 2,5 раза (VIII пятилетка — 41 %, XI — 17 %); промышленного производства — в 2,5 раза (соответственно: 50 % и 20 %); сельскохозяйственного производства — в 3,5 раза (21 % и 6 %); итоги экономического развития — реальных доходов населения — в 3 раза (33 % и 11 % ). Темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), противоречия приобрели предкризисные формы. Что касается XI пятилетки, то она не была выполнена ни по одному основному показателю. В истории государственного пятилетнего планирования это был первый случай общего срыва плана.

               В 1983 г. руководство страны во главе с Ю.В.Андроповым попыталось выправить положение в экономике ужесточением трудовой дисциплины. В Москве в ряде районов были проведены показательные принудительные задержания граждан работоспособного возраста с целью выяснения главного вопроса: почему в рабочее время они не на работе, а на улице или в общественных местах?

               Борьба за трудовую дисциплину методом облав вызвала возмущение общественности, но имела некоторый положительный эффект. Рецидив страха, прокатившись по стране, подтянул дисциплину и повысил производительность труда. Правда, эффект был кратковременным, как и деятельность Андропова на постах главы партии и государства. В итоге, ни к 1980, ни к 1985 г. Советский Союз не вышел на первое место в мире ни по производству продукции на душу населения, ни по уровню производительности труда. В США производительность труда в промышленности в два раза, а в сельском хозяйстве в пять раз превышала соответствующую производительность в СССР. Наконец, в СССР не был обеспечен “наивысший в мире” жизненный уровень народа”, о чем торжественно говорили в 1961 г. Жизнь народа в СССР даже среди социалистических стран (ГДР, Венгрия, Чехословакия) разительно отличалась в худшую сторону.

               Невыполнение намеченного, голословные обещания с высоких трибун — все это не могло не отразиться на настроении трудящихся, не вызвать пассивности, скептицизма, падения авторитета КПСС и государственной власти в массах. Общество зашло в тупик. И партия как его руководящая сила должна была взять на себя ответственность за этот итог.  

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!