Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по Истории России»

/ История России
Лекция, 

Оглавление

Глава 34. СССР в середине 1980 – начале 1990-х гг.

 

Предыстория «перестройки»

После смерти Л. И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) в высших эшело­нах власти вновь началась борьба за лидерство. О ее остроте свиде­тельствует тот факт, что дважды за короткий срок на посту гене­рального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу этого заведомо «временные» как руководи­тели правящей партии: с ноября 1982 г. - Ю. В. Андропов, а после его смерти в феврале 1984 г. — К. У. Черненко (умер в марте 1985 г.). В стареющей партийно-государственной элите постепенно укрепляются позиции относительно молодых и энергичных поли­тиков (М.С.Горбачев, Е.К.Лигачев, Н.И.Рыжков, Э. А. Шевард­надзе, А. Н. Яковлев и др.), не только боровшихся за передел власти в свою пользу, но и готовых к обновлению системы.

В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев, Председателем Совета министров СССР - Н. И. Рыжков (в декабре 1990 г. его сменил В. С. Павлов). Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре на­звание «перестройки».

Главной задачей «перестройки» было остановить распад системы «государст­венного социализма» и обеспечить интересы его правящей эли­ты - номенклатуры, сформировавшей этих политиков и выдвинувших их наверх. Средством избира­ется осторожное реформирование общественных структур, прежде всего экономики. Однако, решения горбачевской администрации очень часто не опережа­ли и направляли общественные процессы, а следовали за ними - с неизбежной в таких случаях результативностью. В огромной сте­пени это объяснялось запоздалостью реформ, глубиной тотального кризиса, успевшего охватить основные звенья системы.

 Реформы в экономике 

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его ры­чаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора».

На встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и моло­дыми ударниками труда в сентябре 1985 г. М. С. Горбачев призвал не сводить все к рублю, не дожидаться появления нового класса ма­шин, а мобилизовать энергию молодежи на приведение в действие «скрытых резервов», а именно: добиться максимальной загрузки имеющихся мощностей путем организации трех-, четырехсменно­го режима работы, укрепить трудовую дисциплину, проводить ме­ханизацию и автоматизацию силами местных рационализаторов, немедленно повысить качество продукции. С этой целью создается еще одна контролирующая инстанция - госприемка.

Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой и квалификацией работников, привела не к «ускорению», а к значи­тельному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. По мнению международных экспертов, ее послед­ствия отразятся на здоровье и жизни десятков миллионов людей нескольких поколений. «Чернобыль» стал мрачным символом ка­тастрофы, надвигающейся на общество и государство, во главе ко­торого находились политики, не способные прогнозировать по­следствия своих решений.

К собственно экономической реформе власти обратились лишь с лета 1987 г. Были заметно расширены права предприятий. В час­тности, они получили возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными фирма­ми деятельность. Сокращалось число министерств и ведомств, между ними и предприятиями декларировались «партнерские» (а не командные) отношения. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов,  арендных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В середине 1988 г. принимаются законы, открывшие простор для частной деятельности в более чем 30 видах производства това­ров и услуг. Тем самым фактически легализовывалась «теневая экономика» и ее капиталы, накопленные разными способами, включая коррупцию и казнокрадство. По скромным и очень при­близительным оценкам, частный сектор стал «отмывать» до 90 млрд. рублей в год (в масштабах цен того времени).

Следующий шаг в реформе хозяйственного механизма был от­мечен появлением в июне 1990 г. постановления Верховного Сове­та СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной эконо­мике», а затем серии других законодательных актов. В них предус­матривалось: перевод промышленных предприятий на аренду (до 20% их общего числа к 1995 г.), постепенная демонополизация, де­централизация и разгосударствление собственности, создание ак­ционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация этих мер откладывалась на 1991 г. Власти вся­чески затягивали и болезненное в социальном плане, но крайне не­обходимое для оптимизации производства реформирование кре­дитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энергоносителями.

В целом экономическая политика горбачевской администрации отличалась непоследовательностью и половинчатостью, что усили­вало кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различны­ми секторами. К тому же абсолютное большинство принимаемых «правильных» законов не работало. Они выхолащивались и глуши­лись бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в не­привычных новациях Центра прямую угрозу своему существова­нию и благополучию.

Экономическая ситуация не переставала ухудшаться. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Резко усилились инфляционные тенденции в связи с огромным бюджетным дефицитом (уже в 1989 г. он превысил 100 млрд. рублей или 11% валового нацио­нального продукта). Инфляция, официально оцениваемая в 1990 г. в 10%, достигла к концу следующего года 25% в неделю. Золотой запас сократился в 1991 г. в 10 раз по сравнению с 1985 г. и составил лишь 240 т. Уровень жизни населения стремительно падал, де­лая в глазах простых людей рассуждения об экономической рефор­ме все менее заслуживающими доверия. Летом 1989 г. прошли первые массовые забастовки рабочих, которые с того времени уже постоянно сопутствовали «перестройке».

Политическая реформа                 

Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. обратилось - не без колебаний - к реформированию закостеневшей политической системы СССР.

На первом этапе целью политической реформы было укрепле­ние руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов, подмятых в свое время под ее железную пяту, привнесение в совет­скую систему элементов парламентаризма и разделения властей.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законода­тельной власти - Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989-1990 гг. на альтернативной основе. Из числа народных депутатов формировались постоянно действу­ющие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост - председателя Совета (от Верховного до районного). Предсе­дателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР - бывший кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Б. Н. Ельцин (май 1990 г.).

Еще раньше (с середины 1987г.) был провозглашен курс на «гласность», т. е. на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидацию «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее запрещенных книг и т. п. Однако вскоре выяснилось, что партаппарат, давно утративший свою гиб­кость и адаптационные возможности, не способен удержать поток свободного слова в русле официально подтвержденного «социали­стического выбора». В стране возникают десятки, затем тысячи не­зависимых газет и журналов, раскованнее делается радио- и телеве­щание.

В этих условиях резко усилился спонтанный процесс формиро­вания новых политических партий (точнее протопартий) самого широкого спектра: от монархических до анархистских с преоблада­нием центристских (либерально-демократических) группировок. В республиках появляются партии и массовые движения нацио­нальной - а зачастую и националистической - ориентации («На­родные фронты» и т. п.).

Новые политические образования все отчетливее занимают ан­тикоммунистические и антисоциалистические позиции, отражая растущее недовольство народа неспособностью правящей партии остановить развал экономики и падение жизненного уровня.

Кризис охватывает и ряды самой КПСС. В ней обозначились по меньшей мере три течения: социал-демократическое, центрист­ское и ортодоксально-традиционалистское. Происходит массовый отток из компартии (к середине 1991 г. ее численность сократилась с 21 до 15 млн. человек). В 1989-1990 гг. компартии Латвии, Лит­вы и Эстонии заявили о своем выходе из КПСС. Развертывается необратимый процесс идейного расслоения и организационного разброда этой несущей конструкции советской политической си­стемы.

При всей своей важности он, однако, был лишь внешним про­явлением другого, намного более глубокого процесса - региональ­ного дробления до той поры единой и строго централизованной со­юзной номенклатуры. В стране начинают складываться новые цен­тры реальной власти - в лице республиканских съездов народных депутатов и Верховных Советов, где происходит блокирование по­литиков либерально-демократической ориентации, прошедших в «парламенты» на волне критики КПСС, и старых опытных парток­ратов.

Весной и летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а за ними Рос­сийская Федерация и другие союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливавшие приори­тет своих законов над законами Союза. Сепаратистские настроения в национальных регионах, прежде всего в Прибалтике, энергично поддерживались российским руководством во главе с Б. Н. Ельци­ным. Последнее пыталось использовать их в собственной борьбе с Центром. Страна вступила в полосу дезинтеграции. В ряде мест вспыхнули кровавые межнациональные конфликты (в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, в Ошской области, Сумгаите и др.).

Оказавшись под перекрестным огнем критики политических оппонентов с правого (ортодоксально-марксистского) и левого (либерально-демократического) флангов, а также руководства республик, горбачевская администрация вяло, теряя инициати­ву, переходит с весны 1990 г. ко второму этапу политических реформ. Постепенно они распространяются и на сферу государ­ственного устройства СССР. Отличительными чертами этого эта­па были:

- признание постфактум сдвигов в общественных настроениях, в реальной расстановке политических сил и их законодательное оформление (отмена б-й статьи Конституции СССР, закреплявшей «руководящую и направляющую» роль КПСС, начатая с 1991 г. официальная регистрация политических партий, и др.);

- отказ от поддержки распадавшейся КПСС в ее прежнем виде и попытка перестроить партию по образцу западной социал-демок­ратии в надежде обрести опору в лице коммунистов-реформаторов. Соответствующая программа, разработанная генсеком и его едино­мышленниками, была одобрена XXVIII съездом КПСС (лето 1990 г.), но так и не проведена в жизнь;

- введение новой высшей государственной должности - Пре­зидента СССР и концентрация властных полномочий в президент­ском аппарате за счет союзных советских структур (съезда народ­ных депутатов и Верховного Совета), терявших контроль над ситуа­цией в стране и авторитет в обществе. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал Президентом М. С. Горбачева;

- прямые переговоры Президента СССР с руководством ре­спублик о заключении нового Союзного договора. Они начались в президентской резиденции Ново-Огарево в апреле 1991 г. после того, как Центр исчерпал свои возможности по силовому давлению на местные власти (в апреле 1989г. в Тбилиси, в январе 1990г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге).

Распад СССР

В переговорах с Президентом СССР согласились участвовать представители 9 из 15 союзных республик. К августу 1991 г. с трудом удалось подготовить компромиссный и согласованный лишь в общих чертах проект образования вместо СССР Содружества Суверенных Государств. ССГ должно было представлять собой фактически конфедерацию, но с институтом единой президентской власти (весьма ограниченной). По сути, это была последняя попытка Центра, агонизирующего под мощным давлением рвущихся к безраздельной власти республиканских пра­вящих элит, предотвратить бесконтрольный распад СССР и неиз­бежные при таком повороте событий бедствия и страдания миллионов простых людей во всех концах бывшего Союза. История, од­нако, рассудила по-своему.

В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. произошло памятное выступ­ление консервативного крыла в высшем руководстве СССР. Его не устраивали проект Союзного договора, наделявший Центр при­зрачной властью, утрата контроля над республиканскими Верхов­ными Советами и правительствами. В отсутствие Президента СССР (он отдыхал в Крыму) был учрежден Государственный коми­тет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП). В него вошли вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер В. С. Павлов, министр обороны Д. Т. Язов, министр внутренних дел Б. К. Пуго, председа­тель КГБ В. А. Крючков и ряд других ответственных работников. ГКЧП объявил: о введении чрезвычайного положения в отдельных районах СССР; о расформировании структур власти, действовав­ших вопреки Конституции 1977 г.; о приостановлении деятельно­сти оппозиционных партий; о запрете митингов и демонстраций; о контроле над средствами массовой информации. В Москву вошли войска.

В Москве, а затем и в неко­торых других крупных городах России президенту РСФСР Б.Н.Ельцину (избран на этот пост всенародным голосованием в июне 1991 г.) удалось организовать десятки тысяч своих сторон­ников на активное сопротивление мерам ГКЧП (митинги протеста, строительство баррикад у здания Верховного Совета РСФСР и т. п.). 22 августа члены ГКЧП были арестованы по обвинению в по­пытке государственного переворота.

Сразу после упразднения ГКЧП Президент РСФСР Б. Н. Ель­цин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе. Распад СССР всту­пил в завершающую фазу. Уже в августе три прибалтийские ре­спублики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре 1991 г. Пре­зидент М. С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С. С. Шушкевич) объявили о роспу­ске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Это решение, подготовленное в глубокой тайне от Прези­дента СССР и народов страны, вошло в историю как «беловежское соглашение». 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоедини­лись еще восемь республик (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), санкционировав тем самым кончину Союза. 25 декабря М. С. Гор­бачев подал в отставку с поста Президента СССР в связи с исчезно­вением самого государства.

Поворот во внешней политике

Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила тра­диционные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже на рубеже 1987-1988 гг. в них были внесены существенные кор­рективы в духе провозглашенного к тому времени М.С. Горбаче­вым «нового политического мышления». Активными проводника­ми нового курса стали министр иностранных дел Э. А. Шеварднад­зе, член Политбюро ЦК КПСС А. Н. Яковлев, а также послы СССР в Вашингтоне.

Основные принципы «нового политического мышления» своди­лись к следующему:

- отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические систе­мы (социалистическую и капиталистическую); признание его еди­ным и взаимозависимым;

- объявление в качестве универсального способа решения меж­дународных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их ин­тересов;

- отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).

Реализация этого курса по одним направлениям имела положи­тельные последствия, по другим - обернулась крупнейшими внешнеполитическими провалами СССР.

Характерной чертой нового этапа советской дипломатии были ежегодные встречи М. С. Горбачева с Президентами США Р. Рейга­ном, затем Д. Бушем. Заключенные с США договоры об уничтоже­нии ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и об ог­раничении стратегических вооружений (июль 1991 г. - соглаше­ние об ОСНВ-1) положили начало новой тенденции к сокращению ядерного оружия в мире. За май 1988 - февраль 1989 гг. был осуще­ствлен вывод советских войск из Афганистана. С 1989 г. стало про­водиться снижение численности Вооруженных сил СССР и оборон­ных расходов.

Этот же год явился переломным в отношениях СССР со своими партнерами по «социалистическому содружеству». Развернулся форсированный (и социально не обеспеченный) вывод войск с со­ветских баз в Центральной и Восточной Европе.

С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских соцстранах про­исходит серия народных революций, в результате которых мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролит­ные столкновения) власть переходит от компартий к национально-демократическим силам. Новые правительства тут же взяли курс на отход от СССР и сближение с Западом, выразив готовность всту­пить в НАТО и Общий рынок. ГДР, войдя в состав ФРГ, вообще исчезла как самостоятельное государство.

Ухудшение экономического положения в СССР, заметно обост­рившееся из-за обвального снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990 - 1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим де­ржавам мира - т. н. «семерке» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).

В эти годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь продо­вольствием и медикаментами (она в основном осела в номенкла­турных кругах или прилипла к рукам дельцов коррумпированной товаропроводящей сети). Серьезной же финансовой помощи не по­следовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обе­щали ее М. С. Горбачеву. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм, и все меньше верили в дееспособность Президента СССР.

Крушение Советского Союза вывело США в разряд единствен­ной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

 

Глава 35. Российская Федерация в 1992-1999 гг.

 

Государственно-политическое развитие

Про­цесс формирования обновленной российской государственности на­чался еще до распада Советского Союза. Принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России на I Съезде народ­ных депутатов РСФСР стало важнейшей вехой в становлении ее институтов власти и управления, независимых от союзных структур. Тогда же на пост Председателя Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, пользовавшийся в тот период широкой поддержкой в России.

Ровно через год, 12 июня 1991 г., в рамках укрепления исполнительной высшей власти и в соответствии с утвержденным IV Съездом народных депутатов РСФСР Законом о Президенте РСФСР, Б.Н. Ельцин был избран на этот пост всенародным голосованием. В первом же туре выборов его кандидатура получила поддержку почти 60 % избирателей, принявших участие в голосовании.

После событий августа 1991 г. фактически вся полнота государст­венно-политической власти перешла от союзного Центра в республики. Осенью 1991 г. российское руководство поставило целью, прежде всего, разрушение структур КПСС, создание собственной системы исполни­тельной власти как в центре, так и на местах, а также борьбу за перераспределение рычагов управления страной от союзных к респуб­ликанским органам.

В сфере государственного строительства важнейшей задачей, сто­явшей перед руководством России, являлось решение вопроса о сохранении территориальной целостности страны. Уже с 1990 г. авто­номные республики в составе РСФСР повысили свой статус до уровня союзных, что значительно расширило их суверенные полномочия.

31 марта 1992 г. после длительных переговоров и дискуссий боль­шинство субъектов Российской Федерации подписали в Кремле Феде­ративный Договор. Этот документ разграничивал предметы ведения и полномочия между федеральными органами власти и управления, а также органами власти субъектов Федерации. К числу субъектов Федерации были отнесены республики в составе Российской Федера­ции, края, области, автономные образования, города Москва и Санкт-Петербург. От подписания Федеративного Договора воздержались лишь лидеры Татарстана и Чеченской республики. Они заявили о своем полном суверенитете и независимости от федеральных органов. Одна­ко, как показали последующие события, подписание Договора не оказало ожидаемого результата на укрепление государственного един­ства России.

В 1992-1993 гг. на высшем уровне российская государственность была представлена тремя ветвями власти: законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый из числа депутатов двухпа­латный Верховный Совет), исполнительной (Президент РФ и назна­чаемое им Правительство РФ, Председатель которого утверждался, по представлению Президента, Съездом народных депутатов), судебной (систему судебных органов венчал Конституционный Суд, состав которого избирался также Съездом народных депутатов).

В действовавшей в этот период Конституции России, с внесенными в нее поправками и изменениями, функции и пределы компетенции разных ветвей власти четко определены не были. Поэтому она объек­тивно не могла играть роль общепризнанного гаранта политической стабильности в ситуации, когда развернулся процесс выбора конкрет­ной формы государственности. На повестку дня был поставлен вопрос, быть ли России президентской республикой (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентской республикой (сильный парламент, назначающий под­отчетное ему правительство; должность президента либо отсутствует вовсе, либо он наделен ограниченными полномочиями) или парламентско-президентской республикой (равно присутствуют признаки и парламентской и президентской республик).

Конституционный кризис и его разрешение

В течение 1993 г. важнейшим фактором государственно-политического развития Рос­сийской Федерации стало все более обостряющееся противостояние двух высших институтов государственной власти: исполнительной - в лице Президента РФ и его аппарата и законодательной - в лице руководства Верховного Совета РФ.

В основе соперничества этих главных политических институтов на высшем уровне федеральной власти лежало различие в подходах к развитию конституционного процесса, осуществлению стратегии и тактики переходного периода и реализации основных положений рыночных реформ в стране.

Президент и его аппарат вели настойчивую борьбу за усиление центральных органов исполнительной власти и ускорение начавшихся радикальных социально-экономических преобразований и, прежде всего, за форсированную приватизацию.

Руководство Верховного Совета РФ, опираясь на оппозиционно настроенное большинство депутатского корпуса, настаивало на плавном и сбалансированном переходе страны к рынку при домини­рующей роли государственного регулирования. Сложилось положение опасного состояния двоевластия, как в центре, так и на местах.

В качестве выхода из сложившейся ситуации Президент РФ Б.Н. Ельцин в январе 1993 г. предложил заключить конституционное соглашение с руководством Верховного Совета РФ. В связи с возник­шими по этому поводу дебатами он выдвинул идею о вынесении вопроса о путях разрешения конституционного кризиса на референдум. Лидеры парламента выступили против инициативы Президента, их поддержал Конституционный Суд. Состоявшийся 10-13 марта 1993 г. VIII (внеочередной) Съезд народных депутатов отклонил вопрос о про­ведении референдума. Тогда Президент Б.Н. Ельцин пошел на реши­тельные меры: 20 марта он обратился по телевидению к гражданам России, заявив, что подписывает указ «Об особом порядке управления» страной вплоть до преодоления кризиса власти. Этот шаг вызвал бурный протест большей части российских депутатов, а Председатель Конституционного Суда опротестовал законность президентского ре­шения. Вслед за этим в конце марта вновь собрался Съезд народных депутатов. На нем был поставлен вопрос об отстранении Президента от должности в связи с превышением полномочий. В итоге удалось найти компромиссное решение: большинство депутатов согласилось на проведение всероссийского референдума о доверии Президенту, поддержке курса проводимых им реформ, доверии Председателю Вер­ховного Совета РФ и российскому депутатскому корпусу.

Референдум состоялся 25 апреля 1993 г., выраженная на нем под­держка реформаторского курса, проводимого Президентом (из 62 % граждан, принявших участие в голосовании, большинство высказалось за доверие исполнительной высшей власти), стала той основой, которая позволила Ельцину продолжить обсуждение конституционной рефор­мы.

Для подготовки текста новой Конституции летом 1993 г. в несколь­ко этапов, с участием представителей как государственных, так и общественных органов, проводилось Конституционное совещание. Рас­ценивая итоги референдума как свою победу, Б.Н. Ельцин публично объявил 10 августа 1993 г., что сентябрь будет «сверхбоевым».

Исходя из сложившейся в обществе и государстве кризисной ситуации, вечером 21 сентября 1993 г. Президент в своем обращении к народу по телевидению провозгласил роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, а также заявил о формировании двухпалатного Федерального Собрания на основе проведения выборов в Государственную Думу и наделения функциями верхней палаты Совета Федерации (образованного летом 1993 г. как консультативный орган при Президенте РФ).

Одновременно был подписан указ Президента РФ № 1400 «о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Он содержал положения о роспуске прежних государственных органов советской власти, назначении выборов нового органа законодательной власти - Федерального Собрания и проведении очередного референ­дума - на этот раз по проекту новой Конституции Российской Феде­рации.

Председатель Верховного Совета РФ Р.И. Хасбулатов охарактери­зовал появление указа Президента как очевидный антиконституцион­ный акт и государственный переворот. Его поддержало большинство членов Конституционного Суда. В ночь с 21 на 22 сентября, опираясь на уже отмененную Президентом РФ Конституцию, о возложении на себя президентских обязанностей заявил вице-президент А.В. Руцкой. Собравшиеся 23 сентября на Х (внеочередной) Съезд народные депу­таты решили не покидать здание Верховного Совета РФ и организовать его оборону. К этому времени здание Верховного Совета было уже фактически блокировано силами правопорядка, подчиненными Пре­зиденту. На требование Правительства РФ сдать оружие защитники власти Советов ответили отказом.

Апогеем противостояния между народными депутатами и силами, поддерживающими Президента РФ, стали трагические события, раз­вернувшиеся в Москве 3-4 октября 1993 г. и вылившиеся в форму открытого вооруженного противоборства. Сторонники Верховного Со­вета захватили здание мэрии на Новом Арбате, а затем их нападению подвергся телецентр в Останкино. В ответ Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска: Утром 4 октября начался обстрел здания Верховного Совета РСФСР из танковых ору­дий, а спустя несколько часов оно было взято штурмом отрядами спецподразделений.. Главные политические оппоненты Президента были арестованы. В ходе трагических октябрьских событий 1993 г. в Москве погибли и были ранены несколько сот человек.

В это же время Б.Н. Ельцин возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления в стране вплоть до проведения выборов в Федеральное Собрание. Таким образом, кон­ституционный кризис в России был разрешен силовыми методами.

В соответствии с указом Президента РФ выборы в Государственную Думу должны были пройти как на основе традиционной мажоритарной системы - по одномандатным округам, так и по партийным спискам. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одновременно был проведен Всероссийский референдум по проекту новой Конституции России. Конституция получила одобрение большинства принявших участие в голосовании граждан (около 55 % от общего числа внесенных в списки избирателей).

По итогам выборов в Государственную Думу партийный состав нижней палаты сложился следующим образом: из 450 мест наибольшее число мандатов получили представители проправительственного блока «Выбор России» (лидер Е.Т. Гайдар), они заняли 96 мест с учетом депутатов, избранных по территориальным округам. Наибольшее число мандатов по партийным спискам получила Либерально-демократи­ческая партия В.В. Жириновского (свыше 25 %), занявшая 70 мест в нижней палате нового российского парламента. Компартия России (председатель Г.А. Зюганов) получила 65 мандатов, а Аграрная партия России (лидер М.И. Лапшин) - 47. Остальные избирательные блоки и партии («Яблоко», Партия российского единства и согласия, Демок­ратическая партия России и избирательное объединение «Женщины России») получили в Государственной Думе ФС РФ первого состава от 14 до 21 места.

В целом оппозиционный по своему политическому потенциалу Президенту состав Думы определил ту политическую атмосферу, в которой начался новый этап государственного строительства в России.

Конституционные основы Российской Федерации

Пятая в истории России Конституция подвела черту под советским периодом развития государственности нашего Отечества. Конституция РФ носит в себе элементы переходного периода, когда в обществе еще не сложились основные социальные механизмы, не завершился процесс формиро­вания общественно-политических групп и партий. Новый Основной Закон выразил определенный компромисс между организацией испол­нительной и законодательной власти и неструктурированным обще­ством.

Вся полнота государственной власти в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ совместно с органами законодатель­ной (двухпалатный парламент - Федеральное Собрание), исполнитель­ной (Правительство РФ) и судебной (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ) власти, действую­щих самостоятельно. Система органов государственной власти респуб­лик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов устанавливается субъектами Федера­ции самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя.

Президент как глава государства является одновременно Верхов­ным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государ­ственной власти. Он назначает выборы, распускает Государственную Думу, вносит в нее законопроекты, подписывает указы и распоряже­ния. Президент назначает с согласия нижней палаты парламента Председателя Правительства РФ, а также его заместителей и федераль­ных министров. В полномочия Президента входит также формирование Совета Безопасности, Администрации Президента и Совета Обороны, назначение и освобождение полномочных представителей Президента, высшего командования Вооруженных Сил, дипломатических представителей России за рубежом.

Президент Российской Федерации избирается на 4-летний срок. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Отрешение от должности Президента РФ, хотя и предусмот­рено Конституцией, но весьма сложно и далеко еще не определено. Вместе с тем сама декларация существования такого механизма не позволяет считать власть Президента в России неограниченной.

Совет Федерации - верхняя палата российского парламента - формируется из представителей субъектов Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов их государственной власти), образует комитеты и комиссии, проводит парламентские слушания по вопросам своего ведения; утверждает указы Президента РФ о введении военного (чрезвычайного) положения; решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами страны; назна­чает выборы Президента и отрешает его от должности; по представле­нию Президента назначает судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; назначает и освобождает от дол­жности Генерального прокурора РФ, заместителей Председателя Счет­ной палаты и половину состава ее аудиторов. К его ведению относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Феде­рации.

Государственная Дума - нижняя палата Федерального Собрания - избирается в составе 450 депутатов на 4-летний срок на постоянной основе. Государственная Дума образует комитеты и комиссии, прово­дит по вопросам своего ведения парламентские слушания, принимает федеральные законы (о федеральном бюджете, финансовом, валютном и таможенном регулировании, войне и мире и др.), высказывается о доверии Правительству РФ, назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ и Председателя Счетной палаты.

В Конституции провозглашается право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности и про­фессию, вступать в трудовые споры, включая такую форму, как заба­стовка. Впервые права частной собственности охраняются законом: никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. В Конституции записано: человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, а соблюдение его прав и свобод и их защита - главной обязанностью государства.

Вместе с тем, события, происходившие в стране после принятия новой Конституции, со всей очевидностью демонстрировали, что созданная правовая основа российской государственности еще далеко не разрешила всех проблем, стоящих на пути ее развития.

Лишь в начале 1995 г. возобновилась работа Конституционного Суда РФ, приостановленная в октябре 1993 г. В качестве средства разрешения противоречий между интересами федеральных властей и местных политических элит в различных регионах России возникла идея заключения двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и о взаимном делегировании полномочий между федеральны­ми органами власти РФ и органами власти субъектов Федерации.

Первым такого рода документом стал договор между федеральными властями и Татарстаном, подписанный 15 февраля 1994 г. Вслед за этим были заключены договоры со всеми остальными субъектами Федерации.

Единственное исключение составила «самопровозглашенная» Че­ченская республика Ичкерия. Руководство Чечни во главе с пришедшим к власти в результате государственного переворота в сентябре 1991 г. бывшим генералом Советской Армии Д. Дудаевым демонстративно не признавало действия российского законодательства на территории республики, заявляя о полном государственном суверенитете. Переговоры с Чечней, кото­рые представители федеральной власти пытались вести на протяжении двух лет, не давали конструктивных результатов. И тогда в Москве возобладал силовой подход к решению чеченского кризиса. 10 декабря 1994 г. в Чечню были введены федеральные войска.

Целью военной операции федеральных сил официально объявля­лось разоружение незаконных вооруженных формирований и восста­новление конституционного строя и правопорядка на территории Чечни. Однако продолжавшаяся около трех лет военная акция так и не принесла ожидаемых результатов. Более того, эскалация военных действий федеральных сил в Чечне, вылившаяся в полномасштабную войну, привела к огромным материальным и человеческим жертвам.

После вывода федеральных войск, в соответствии с Хасавюртовскими соглашениями, подписанными 31 августа 1996 г., в Чечне были проведены президентские и парламентские выборы, организованные непобежденной оппозицией на основе Конституции непризнанной Чеченской Республики Ичкерия, а не федерального законодательства. Президентом Чечни по итогам проведенных в конце января 1997 г. выборов стал бывший начальник штаба оппозиционных вооруженных формирований А.А. Масхадов. Между ним и Президентом России Б.Н. Ельциным 12 мая 1997 г. в Кремле был подписан Договор о мире и основах отношений. Однако, несмотря на все усилия, чеченская проблема оставалась, пожалуй, наиболее сложной и взрывоопасной в контексте современного этапа развития российского федеративного государственного строительства.

В середине 1999 г. ситуация в Чечне вновь обострилась. Усилилось сепаратистское движение, возглавляемое А. Масхадовым. Участились террористические акты против представителей федеральной власти и мирных граждан. Чечня стала центром притяжения террористов из многих соседних стран. Все это стало причинами антитеррористической операции федеральных войск в Чечне, а точнее – причинами второй чеченской войны (август 1999 г.).

Общественно-политическая жизнь

С конца 1994 г. общественно-политическая жизнь в России все в большей степени определялась борьбой ведущих партий и блоков за голоса избирателей на выборах в новую Государственную Думу. В ходе проведения выборов 17 декабря 1995 г. с участием более 50 % от числа всех избирателей 5-процентный барьер, необходимый для получения голосов по федеральным спискам, преодолели КП РФ (22 % голосов), ЛДПР (10,9 %), проправительственный блок, возглавляемый В.С. Чер­номырдиным, - «Наш дом - Россия» (около 10 %), а также объеди­нение «Яблоко» (свыше 7 %).

Итоги выборов по одномандатным округам укрепили позиции основных оппозиционных президентской власти партий и блоков: КПРФ получила 58 мандатов избирателей, «Яблоко» -14, а «Наш дом - Россия» -10.

По сравнению с предыдущими парламентскими выборами 1993 г. новые выборы в Думу продемонстрировали серьезное поражение таких политических и общественных объединений, как «Демократический выбор России», «Женщины России», Аграрная партия России, а также «Конгресс русских общин» (лидеры А.И. Лебедь, Ю.В. Скоков и С.Ю. Глазьев), на победу которого возлагали надежды многие отече­ственные и зарубежные аналитики.

Расстановка сил в новой Думе отразилась в избрании на пост ее председателя одного из руководителей фракции КПРФ Г.Н. Селезнева. Председателем вновь сформированного Совета Федерации стал глава администрации Орловской области, бывший член Политбюро ЦК КПСС, отвечавший в последние годы существования СССР за развитие аграрного сектора экономики, Е.С. Строев.

Итоги парламентских выборов 1995 г. отразили глубокое противо­речие между жесткой политикой реформирования общества, проводи­мой администрацией Б.Н. Ельцина, и нарастающим противодействием социальным последствиям этой политики в российском обществе. Действительно, рецепты «шокотерапии», примененные для оздоровле­ния экономики страны, не принесли ожидаемых положительных ре­зультатов: спад промышленного производства, достигший более чем 50 % от уровня 1991 г., безудержный рост «освобожденных от партий­ного диктата» цен и катастрофическое падение уровня жизни населе­ния, массовые невыплаты пенсий и заработной платы превратились в постоянно присутствующие факторы жизни россиян.

Парламентские выборы 1995 г. стали пробой сил накануне прези­дентских выборов 1996 г. Проведенные в два тура, 16 июня и 3 июля 1996 г., они принесли победу Б.Н. Ельцину, переизбранному на второй срок, т. е. до 2000 г. В ходе второго тура голосования Ельцин, получивший около 40 млн. голосов избирателей, победил своего ос­новного конкурента - председателя Коммунистической партии РФ Г. А. Зюганова. Таким образом, большинство избирателей продемон­стрировало неприятие предлагаемой нынешними коммунистическими лидерами модели развития экономики и общества.

В марте 1997 г. по инициативе Президента были произведены перемены в составе Правительства РФ. Первыми заместителями Пре­мьер-министра были назначены «молодые реформаторы» - А.Б. Чу­байс и губернатор Нижегородской области Б.Е. Немцов. Одновременно в этот период в большинстве регионов - субъектов РФ проходили губернаторские выборы. Наибольший успех у избира­телей, как показали результаты избирательных кампаний, имели кан­дидатуры управленцев - профессионалов, обладающих значительным опытом хозяйственной работы.

Весна 1998 г. ознаменовалась новым резким поворотом в полити­ческой жизни страны. 23 марта Б.Н. Ельцин подписал указ об отставке Правительства РФ во главе с В.С. Черномырдиным. Вскоре в соответ­ствии с конституционной процедурой Президент направил в Государ­ственную Думу письмо с предложением утвердить на пост Председателя Правительства РФ министра топлива и энергетики 35-летнего С.В. Кириенко. В результате длительных процедурных колебаний нижняя палата Российского парламента утвердила представленную Президен­том кандидатуру на этот пост. К середине мая был окончательно сформирован новый состав Правительства РФ, и началась выработка его антикризисной программы.

17 августа 1998 г. грянул кризис всей валютно-финансовой системы России. В этот день Центральный банк РФ официально заявил об отказе по обязательствам государства в выплатах ГКО и о расширении рамок «валютного коридора» до 9,5 руб. за 1 долл. США. Вслед за финансовым банкротством, взаимно дополняя его, последовал и политический кризис. 23 августа Президент РФ подписал указ об отставке правительства С.В. Кириенко, ровно через 153 дня с момента его назначения. Исполняющим обязанности Председателя Правитель­ства РФ в этот же день был вновь назначен В.С. Черномырдин. Его кандидатура встретила бурю возмущения среди большинства депутат­ского корпуса нижней палаты Федерального Собрания РФ и дважды в течение первой недели сентября была отвергнута на заседаниях Думы. Одновременно начался процесс политических консультаций и «круг­лых столов» между представителями основных ветвей государственной власти: лидерами фракций Госдумы, региональной элитой и Прези­дентом.

Важнейшим событием в политической жизни страны осенью 1999 г являлась подготовка и проведение избирательной кампании по выбо­рам депутатов в Государственную Думу третьего созыва. Главными соперниками в ходе выдвижения кандидатов и регистрации избирательных объединений в третий состав Государственной Думы стали, помимо уже традиционных парламентских «партий-фракций» КПРФ, «Яблоко» и ЛДПР, новые избирательные блоки. Это, прежде всего, движение «Отечество», объединившееся в конце лета с региональным «губернаторским» блоком - «Вся Россия» и создавшее движение «Отечество - Вся Россия» (ОВР), во главе которого встал экс-премьер Е.М. Примаков, а также руководители двух российских столиц - мэр Москвы Ю.М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В.А. Яковлев.

Другим оппозиционным предвыборным блоком, кото­рый возглавил также недавний премьер российского правительства С.В. Кириенко, стал «Союз правых сил» (СПС), в который вошли такие видные либеральные политики современной России как Б. Немцов, И. Хакамада, А. Чубайс и др. Наконец, в августе 1999 г. при явной поддержке Кремля и «Белого дома», был образован проправительст-венный избирательный блок «Единство», во главе которого был пос­тавлен бессменный министр РФ по чрезвычайным ситуациям генерал-лейтенант С.К. Шойгу, а также два других представителя силовых ведомств России генерал милиции А.И. Гуров и рекордсмен мира и Европы по классической борьбе полковник налоговой полиции А.А. Карелин.

После изнурительной и крайне ожесточенной по своим методам парламентской кампании (в которой широко использовались компро­метирующие материалы и публичное очернение руководителей избирательных объединений) уже 23 декабря 1999 г.

Лидерами «думского марафона» стали КПРФ, «Единство», ОВР, СПС, «Яблоко» и Блок Жириновского (ЛДПР). Согласно результатам выборов большинство мест в Госдуме третьего созыва заняли представители КПРФ, набрав по федеральным спискам 67 мандатов и победив в 46 одномандатных округах, а проправительственный блок «Единство» получил соответст­венно 64 и 8 мест. Именно эти две ведущие политические силы с учетом независимых депутатов, сформировавших парламентскую группу «На­родный депутат», составили думское большинство. К ним присоединилась также фракция Жириновского. Три других избранных в Думу блока (ОВР, СПС и «Яблоко»), сформировавшие соответству­ющие парламентские фракции, фактически оказались в Госдуме треть­его созыва в меньшинстве.

Результаты парламентских выборов определили новую «политичес­кую конфигурацию» в стране. Финальным аккордом государственно-политического развития современной России стало неожиданное заявление Президента Б.Н. Ельцина о своей добровольной отставке и возложении исполнения президентских обязанностей на Председателя Правительства РФ В.В. Путина, прозвучавшее с экранов телевидения 31 декабря 1999 г. - в канун Нового 2000-го года. Таким образом, первый всенародно избранный Президент обновленного Российского государства фактически выдвинул на пост главы исполнительной власти своего преемника, значительно сократив сроки развертывав­шейся в стране президентской кампании. На состоявшихся 26 марта 2000 г. выборах Президента РФ победу в первом же туре одержал исполняющий обязанности главы государства В.В. Путин, получив­ший поддержку почти 53 % избирателей, участвовавших в голосовании.

Социально-экономическое развитие Российской Федерации

Экономическая политика, проводившаяся «перестроечным» руководством КПСС и характеризовавшаяся попытками совместить введение рыночных механизмов с социалистическими методами хозяйствова­ния, потерпела крах. Новое российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным пошло на радикальные меры по реформированию экономики страны. Уже в конце октября 1991 г. Ельцин выступил с изложением программы радикальных экономических преобразований, в основе которой лежали методы западной «шоковой терапии», переработанные применительно к российским условиям группой экономи­стов во главе с Е.Т. Гайдаром. Программа реформ предусматривала введение свободных цен на товары и услуги (либерализацию цен), «запуск» механизма конкуренции между отраслями промышленности и предприятиями, освобождение из-под государственного контроля внутренней и внешней торговли и, наконец, широкую приватизацию и акционирование основных средств, принадлежащих государству в промышленном и сельскохозяйственном производстве - «разгосудар­ствление», которое должно было превратить массы населения в собст­венников и предпринимателей. Намечалось также проведение жесткой антимонопольной политики. Социально незащищенные слои населе­ния (пенсионеры, дети, инвалиды и т. п.) должны были при этом получить адресную поддержку со стороны государства.

Согласно принятой группой Гайдара концепции, постсоветская экономика не могла быть усовершенствована или улучшена, она подлежала немедленному демонтажу при одновременной ломке всей командно-бюрократической системы управления и распределения.

Первой радикальной реформой стал отпуск розничных цен с 1 января 1992 г. По прогнозам правительства, освобождение цен на внутреннем рынке должно было привести к сравнительно невысокому их росту. Был установлен индекс повышения заработной платы в бюджетной сфере, пенсий, стипендий и других выплат - на 70%. Однако цены сразу же выросли в 10-12 раз, а к декабрю 1992 г. - в 100-150 раз. Результатом явилось резкое падение уровня жизни большинства россиян.

Одновременно с отпуском цен последовали меры по либерализации торговли. Это привело к тому, что в 1992 г. в широких масштабах осуществлялось «первоначальное накопление капиталов» за счет спе­кулятивных операций в торгово-закупочной сфере. В их основе лежало использование значительной разницы между государственными заку­почными ценами и розничными ценами свободно регулируемого рын­ка. Наиболее опасным следствием этого процесса явилось накопление огромной денежной массы вне сферы государственного контроля и налогообложения.

Наконец, третьей важнейшей задачей макроэкономической модер­низации явилось разгосударствление собственности в стране путем акционирования и приватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе бесплатной раздачи всему населению страны приватизационных чеков номинальной стоимостью 10 тыс. руб. Именно ваучерная приватизация, согласно концепции радикальных экономических преобразований, должна была нейтрали­зовать негативные последствия рыночных реформ и способствовать формированию среднего класса - слоя собственников-акционеров. Однако ваучерная приватиза­ция не дала ожидаемого экономического эффекта и не привела ни к оживлению промышленного производства, ни к появлению массы граждан-собственников. Более того, в процессе приватизации было допущено множество злоупотреблений, причем, чаще всего занижалась реальная стоимость приватизируемых предприятий.

Итоги проведения экономических реформ в 1992-1993 гг. проде­монстрировали их внутреннюю противоречивость. Построить за один год эффективную модель экономики в действительности оказалось невозможно. Вместе с тем, благодаря свободному ценообразованию началось наполнение рынка товарами. Процесс массовой приватиза­ции постепенно привел к формированию в обществе рыночных отно­шений. Началась структурная перестройка основных отраслей экономики, в рамках которой ведущую роль играли факторы спроса и предложения, а не госзаказ.

С другой стороны, «шокотерапия» вызвала небывалый рост социального напряжения в обществе, развал целых отраслей промышленности (включая военно-промышленный комп­лекс), был нанесен сокрушительный удар по внерыночным, или бюд­жетным сферам - науке, культуре, медицине, образованию и др. Трагической ценой радикальных преобразований стало резкое увели­чение смертности россиян, которая возросла в 1993 г. на 20 % по сравнению с предыдущим годом. Одновременно было зафиксировано снижение рождаемости - на 14 % за тот же период. Новым явлением российской действительности стало появление официально зарегист­рированных безработных (на конец ноября 1992 г. было зафиксировано 1,4 млн. безработных). VII Съезд народных депутатов в декабре 1992 г. признал работу правительства неудовлетворительной.

Важнейшими задачами правительства в реформировании экономи­ки страны в 1994-1996 гг. являлись жесткий контроль со стороны государства за состоянием производства и сдерживание инфляции с последующим достижением финансовой стабилизации, выравнивание доходов по отраслям, регионам и различным социальным группам, а также сохранение минимальных социальных стандартов в сфере госу­дарственного обеспечения.

В результате производимой структурной перестройки экономики России в наиболее тяжелом положении оказались предприятия слож­ного машиностроения и наукоемкого производства, где спад достиг 70-80 %. Вместе с тем относительно благоприятно складывалась ситуация в сырьевых отраслях добывающей промышленности, прежде всего в нефтяной и газовой промышленности и в черной металлургии, продукция которых имеет прямой выход на зарубежные рынки.

В 1996-1997 гг. главной задачей руководства РФ в сфере эконо­мики являлось соблюдение жесткой финансовой дисциплины и сокра­щение бюджетных расходов. Важнейшим источником пополнения государственной казны было признано, наряду с сохраняющимися внешними заимствованиями (внешний долг России в 1996-1997 гг. составил свыше 130 млрд. долл., включая долги, унаследованные от СССР), привлечение внутренних финансовых ресурсов за счет высо­кого процента прибыльности государственных обязательств, а также привлечение средств от реализации программы приватизации.

По мнению ряда экспертов, российская экономика к концу 1997 г., казалось бы, миновала стадию затяжного структурного кризиса. Боль­шинство показателей на макроэкономическом уровне по итогам года свидетельствовали о тенденции к некоторой стабилизации промыш­ленного производства. Россия начала входить в полосу относительно стабильных, хотя и весьма высоких по мировым стандартам, цен.

Важнейшим показателем изменений в макроэкономической сфере является динамика доходов и потребительских расходов населения России. Масштабный финансово-экономический кризис августа 1998 г. не мог не привести к существенному падению доходов и изменению структуры потребления большинства россиян. Так, реальные личные доходы наших соотечественников к лету 1999 г. сократились в среднем примерно на 25 %, а в структуре потребления (потребительских расхо­дов) - снизились на 20 %, причем резко возросло потребление более дешевых отечественных товаров.

Внешняя политика России

Распад Советского Союза и провозглашение Содружества Неза­висимых Государств выделил две сферы внешнеполитических ин­тересов России: традиционное дальнее и новое ближнее Зарубежье, т. е. бывшие республики СССР.

Ельцинская администрация, как прежде горбачевская, очевид­ное предпочтение отдавала дальнему Зарубежью, главным образом укреплению отношений с США. В январе 1993 г. в Москве был заключен договор с США. В конце 1991 - начале 1992 гг. пре­зидент Б. Н. Ельцин выступил с первыми внешнеполитическими инициативами.

В январе 1993 г. в Москве между Россией и США был заключен договор ОСНВ-2, предусматривавший взаимное сокращение к 2003 г. ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уров­нем, установленным соглашением по ОСНВ-1.

Проблема ближнего Зарубежья - вообще наиболее трудная и болезненная для российского руководства. В рамках СНГ Россия подписала свыше 250 документов, регулирующих взаимоотно­шения с другими государствами Содружества (создание единого рублевого пространства на период хозяйственной стабилизации, отлаживание режима границ, совместного изучения космоса, обме­на информацией и т.д.). Был заключен договор о коллективной безопасности (в нем участвуют б из 11 стран СНГ), утвержден Устав СНГ (7-ю странами). Законотворчество, однако, не привело к оформлению Содружества в серьезную и действенную органи­зацию. Это объясняется и отсутствием взаимовыгодного эконо­мического союза между молодыми независимыми государства­ми, и наличием большого числа нерешенных вопросов, омрача­ющих их отношения.

Межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывала дискриминация проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией.

К концу 90-х годов на долю СНГ приходилось 22% российского товарооборота. Главными партнерами РФ оставались Белоруссия и Украина.

На международной арене основными торговыми партнерами России оставались государства Европейского союза. В июне 1999 г. руководи­тели стран — членов ЕС приняли документ «Общая стратегия Европей­ского союза в отношении России». Документ стал основой сотрудниче­ства между государствами. Однако начавшиеся военные действия в Чечне вызвали серьезный конфликт в отношениях между ними.

В марте — апреле 1999 г. в связи с так называемым югославским конфликтом осложнились отношения между Россией и НАТО. Под предлогом защиты косовских албанцев от притеснений сербов военное командование НАТО предприняло военную операцию против Республи­ки Югославия. В ответ на агрессивные действия НАТО Россия отказа­лась от разработанных ранее программ сотрудничества с ними.

 

Глава 36. Россия в начале ХХI столетия

 

Смена руководства страны на рубеже 1999—2000 гг. завершила определенный этап в жизни постсоветской России, стала своеобраз­ным рубежом в ее общественно-политическом и экономическом раз­витии. Новые государственные лидеры, опираясь на предшествую­щий исторический опыт России, направили свои усилия на консоли­дацию общества, укрепление его стабильности и подъем экономики, повышение роли России на международной арене.

Начавшиеся в 90-е годы XX в. либерально-демократические пре­образования во всех сферах жизни общества интенсивно продолжа­ются в начале нового столетия. Предстоит решить ряд сложных про­блем для стабилизации политической системы и экономики, для ук­репления внешнеполитических контактов России и повышения ее роли на международной арене.

К началу XXI в. окончательно определились границы Российской Федерации, ее территория. Общероссийская перепись 2003 г. показа­ла, что по своей площади она занимала первое место в мире. Чис­ленность населения составляла 145,2 млн человек — на 1,8 млн меньше по сравнению с переписью 1989 г. Среди россиян насчиты­валось 106,5 млн горожан и 38,7 млн сельских жителей. Россия ос­тавалась одной из самых многонациональных стран мира: на ее территории проживали представители свыше  160 национальностей; бо­лее 80% населения составляли русские.

Были утверждены государственные символы России: трехцветный (бело-сине-красный) флаг и герб в виде двуглавого орла. Красный флаг остался за Вооруженными силами страны. Слова гимна на му­зыку бывшего гимна СССР (композитор А. В. Александров) написал поэт С. В. Михалков.

Международные связи России

В начале нового столетия замет­но активизировалась внешняя политика России. Восстанавливались политические, экономические, культурные связи с ведущими страна­ми мира — США, Германией, Великобританией, Францией, Италией. Конкретные вопросы сотрудничества обсуждались на встречах Пре­зидента В. В. Путина с главами зарубежных стран, а также во время визитов за рубеж министров иностранных дел И. Иванова, затем С. Лаврова и делегаций Государственной Думы.

Существенное воздействие на развитие международных отноше­ний оказали события 11 сентября 2001 г. В этот день террористы од­ной из международных организаций, завладев несколькими пассажирскими самолетами, направили их на здания Всемирного торгово­го центра в Нью-Йорке. Здания были разрушены, свыше 3 тысяч человек погибли. Ответной мерой США стал курс на ликвидацию баз международного терроризма, на объединение в борьбе с терро­ризмом стран Европы и Азии. В 2002 г. США предприняли военную операцию в Ираке. Ирак был объявлен местом пребывания террори­стов, причастных к событиям 11 сентября, и главным производите­лем оружия массового уничтожения. Россия не поддержала нападе­ние США на Ирак. Государственная Дума призвала страны к мирно­му урегулированию конфликта на основе норм международного права. Вместе с тем идея объединения усилий государств в борьбе с терроризмом получила поддержку со стороны российского руковод­ства. Россия ратифицировала Международную конвенцию по борьбе с международным бомбовым терроризмом. Была достигнута догово­ренность с Европейским Союзом о совместном антитеррористиче­ском сотрудничестве. Было заключено соглашение с НАТО, преду­сматривающее объединение усилий стран в борьбе за обеспечение международной безопасности.

В мае 2002 г. в Москве во время встречи В. В. Путина с амери­канским президентом Дж. Бушем была подписана декларация, на­правленная на расширение всестороннего сотрудничества между странами. Вопросы укрепления партнерства США и России обсужда­лись на нескольких последующих встречах глав государств. Однако курс на укрепление сотрудничества не помешал США заявить об од­ностороннем выходе из договора о противовоздушной обороне (ПРО) и продолжить строительство военных баз на приграничных с Россией территориях.

Многосторонние и двусторонние договоры связывали Россию с государствами Западной Европы. Германия, Италия и Франция ста­ли наиболее крупными партнерами страны в области внешней тор­говли. Осуществлялось сотрудничество с международными экономи­ческими организациями. Так, Россия согласилась с предложением своих партнеров о необходимости списать долги с Ирака в связи с его тяжелым положением, вызванным боевыми действиями.          

Недостаточно эффективно развивались отношения России с государствами Центральной и Восточной Европы, которые в своей внешней политике все более ориентировались на США и западноевропейские державы.                                 

Углублялись внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Индией и Китаем. Россия, как и прежде, оказывала помощь Индии в сфере энергетики и металлургии. При участии российских организаций велись работы на металлургическом заводе в Бхилаи. В отношениях с Китаем полу­чило развитие взаимное инвестирование. В России действовали свы­ше 400 предприятий с китайским капиталом. В то же время в КНР насчитывалось около 1200 фирм с российским участием (в основном в химической и ядерной промышленности). Были определены пути расширения политических и экономических контактов России и не­которых стран Латинской Америки. Договоренности о конкретных действиях в этой области удалось достичь во время поездки Прези­дента В. В. Путина в Бразилию и Чили.

Как и в предшествующие годы, руководство страны стремилось к расширению отношений с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). В соответствии с двусторонними договорами уве­личивались объемы торгово-экономических связей, росли поставки в страны СНГ российского газа и нефти. Принимались меры по уг­лублению интеграционных процессов в экономике государств. По предложению России велись переговоры с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании единого экономического пространства с еди­ной торговлей, налоговой и денежно-финансовой политикой. Вместе с тем в отношениях Российской Федерации с некоторыми из быв­ших советских республик сохранялись противоречия и неразрешен­ные вопросы. Особенно осложнились отношения с Грузией и Украи­ной, где в связи с парламентскими (в другом случае — президент­скими) выборами возникли глубокие внутренние конфликты.

Общественно-политическое развитие

Первостепенное внимание в области внутренней политики было направлено на укрепление ос­нов российской государственности. В 2000 г. для совершенствования механизма укрепления страной были созданы 7 федеральных окру­гов. Во главе округов стояли полномочные представители Президента, призванные согласовывать работу местных органов власти на ос­нове российской Конституции. Произошла реорганизация Совета Фе­дерации — верхней палаты Федерального Собрания России. Место глав регионов в Совете заняли назначаемые ими лица, имеющие опыт работы в законодательной сфере. Бывшие члены верхней пала­ты парламента составили основу совещательного Государственного Совета при Президенте. Осенью 2004 г. была проведена еще одна реформа в системе государственной власти — переход от общена­родного избрания губернаторов к утверждению их федеральными парламентами по представлению Президента России.

Одно из центральных мест в деятельности Государственной Ду­мы занимала проблема разграничения обязанностей между федераль­ными, региональными и местными органами власти. Были определе­ны пути взаимодействия всех трех уровней власти на основе россий­ской Конституции и федерального законодательства.

Продолжалась работа по политическому урегулированию обста­новки в Чечне. В 2003 г. состоялся референдум по Конституции, ко­торая утвердила Чечню как субъект Российской Федерации. Прези­дентом республики стал бывший муфтий, а затем глава администра­ции Чечни Ахмат Кадыров. Создавались республиканские институты власти. Претворялась в жизнь принятая в январе 2001 г. федеральная программа восстановления экономики и социальной сферы. Однако сепаратистские тенденции в республике не исчезли. При участии ме­ждународных экстремистских организаций чеченские боевики орга­низовали несколько крупных терактов (взрыв Дома правительства в Грозном, нападение на Ингушетию, захват заложников в Москов­ском театральном центре на Дубровке, захват школы в Беслане и др.). Продолжались террористические действия против представи­телей местной администрации. В мае 2004 г. был убит президент республики. Новым главой Чечни стал Алу Алханов, прежде воз­главлявший республиканское МВД.

Развитию и укреплению нового политического порядка в стране, улучшению многопартийности должен был способствовать Закон о политических партиях России (2001 г.). Закон предусматривал пре­вращение партий в общефедеральные организации. В ходе последую­щей перерегистрации некоторые из них прекратили существование. В то же время создавались новые политические объединения. Наибо­лее крупной и влиятельной среди них стала партия «Единая Рос­сия», возникшая в результате слияния общественно-политических движений «Единство» и «Отечество — вся Россия». Именно эта пар­тия явилась главной опорой продолжавшихся политических и эконо­мических преобразований.

7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу IV созыва. В парламент были избраны 450 депутатов. Подавляющая часть их принадлежала к партии «Единая Россия» (350). КПРФ по­лучила 52 места, ЛДПР — 36, «Родина» — 36. Группу независимых составили 23 депутата. Представители оппозиционных партий «Союз правых сил» и «Яблоко» в Госдуму не прошли, так как не набрали необходимого количества голосов. Председателем Думы стал Б. В. Грызлов, занимавший ранее пост министра внутренних дел Рос­сийской Федерации.

Социально-экономическое развитие

Первые годы нового столе­тия явились переломными для российской экономики. Были преодоле­ны тяжелые последствия экономического кризиса (дефолта) 1998 г. и началось постепенное оживление всей хозяйственной системы.

Приоритетное внимание в планах экономического развития на период до 2010 г., разработанных Министерством торговли и про­мышленности, уделялось дальнейшему формированию и совершенст­вованию рыночных отношений. В этих целях продолжался, хотя и медленно, процесс приватизации. В 2003 г. в стране действовали почти 3,9 тыс. предприятий и организаций, из них 76,8% в негосу­дарственном секторе. Крупные монополии заняли прочные позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Широ­кую известность не только в России, но и за рубежом приобрели созданные в 90-е годы компании ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО ЕЭС (Единая энергетическая сис­тема). Стремясь к получению неограниченных прибылей, некоторые предприниматели (олигархи) пытались использовать в этих целях за­конотворчество, внедряли своих представителей в органы власти. На­рушалось налоговое законодательство.

Совершавшиеся в экономике структурные преобразования потре­бовали упорядочения отношений государственной власти и частного бизнеса. Принимались меры по предотвращению злоупотреблений со стороны крупных промышленников и компаний. Государственная Дума III созыва утвердила Закон «О конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности на товарных рынках». Усилилось ре­гулирование деятельности монополий в электроэнергетической сфере. Чтобы не допустить сращивания бизнеса и силовых структур, спец­службам запрещалось излишнее вмешательство в работу предпри­ятий. Совершенствовалось налоговое законодательство, а к наруши­телям его применялись жесткие меры. В 2003—2004 гг. были при­влечены к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупных размерах руководители нефтяной компании ЮКОС. Было продано главное добывающее предприятие ЮКОСа — Юганскнефть. Позднее оно стало частью крупнейшей государственной монополии Газпрома.

Были приняты новые законодательные акты, направленные на улучшение условий деятельности средних и мелких предприятий. В 2003 г. насчитывалось свыше 280 тыс. малых предприятий, из них 47% — в торговле, 12% — в промышленности, лишь около 2% в агросфере. Положению дел в аграрном секторе уделялось особенно большое  внимание.  В   2001—2003 гг.   были  внесены  существенные изменения в Земельный кодекс. Закреплялось право собственности на землю. Устанавливались льготные кредиты для сельскохозяйст­венных предприятий. Были разработаны меры государственной под­держки личных подсобных хозяйств. Расширялись возможности раз­вития сельхозкооперации и фермерских (крестьянских) хозяйств.

Реформирование экономики шло медленно, но его позитивные результаты были налицо. В 2004 г. темпы роста валового внутренне­го продукта (ВВП) составляли более 6% (в 2001 г. — 5,1%); прирост промышленной продукции превысил 6% (в 2001 г. — 4,9%). На 12% сократилась инфляция. Это означало, что в развитии народного хо­зяйства наметился определенный поворот. Большую роль в этом сыграли и высокие цены на мировом рынке на предметы российско­го экспорта, прежде всего на нефть. Вместе с тем многие задачи развивающейся рыночной экономики оставались нерешенными. В ча­стности, предстояло создать действенные рыночные механизмы и структуры, способные успешно управлять всей системой народного хозяйства.

Под воздействием экономических преобразований продолжались изменения в социальной структуре общества. Увеличилась числен­ность новых социальных групп: предпринимателей (крупных, сред­них и мелких), фермеров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Во всех сферах хозяйственной системы сократилось количество работников государственного сектора.

Изменения в экономике стали основой позитивных сдвигов в со­циальной сфере. Только в течение 2001—2003 гг. четыре раза повы­шался минимальный размер оплаты труда работникам бюджетной сферы. Реже становились задержки с выплатой зарплаты, пенсий и пособий. Были увеличены размеры пенсий. С 1999 по 2003 г. до­ходы населения выросли, по официальным данным, в полтора раза. Одновременно углубилась социальная дифференциация в обществе; десятки миллионов россиян оставались за чертой бедности.

Радикальные преобразования политической системы и экономики, многостороннее взаимовыгодное сотрудничество с государствами ми­ра способствовали укреплению внутреннего положения России и ее позиций на международной арене. 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!