Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по Истории России»

/ История России
Лекция, 

Оглавление

Глава 1. Восточные славяне в древности

 

Происхождение, занятия, общественный строй восточных славян в VI-VIII вв.

Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации являются сложной и от того нерешенной проблемой. Неоспоримым является тот факт, что создателями Древнерусского государства были восточные славяне, принадлежащие к группе индоевропейских народов. Большинство историков считает, что славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э.

С конца IV в. н. э. многочисленные племена, населявшие Восточную Европу, оказались вовлеченными в Великое переселение народов. Именно в результате этого Великого переселения на исторической сцене появляются славянские племена, которые в течение IV – VIII в. н. э. постепенно заселяют Русскую или Восточно-европейскою равнину.

В ходе расселения на этой огромной территории, начиная с VI в. и до XII в. славянский мир разделился на три группы: южную, западную и восточную.

Южная ветвь – болгары, хорваты, словенцы, сербы, боснийцы.

Западная ветвь – чехи, поляки, словаки.

Основу общественного устройства восточных славян составляли племенные союзы, которые образовывались, начиная с VI в., путем объединения многих племен вокруг наиболее сильного племени.

Основными племенами восточных славян были племена: поляне, древляне, дреговичи, радимичи, северяне, уличи, тиверцы, кривичи, вятичи, полочане.

До расселения славянских племен по Русской равнине они, по-видимому, жили еще в формах так называемого патриархального или родового быта. Родовые старейшины имели большую власть каждый в своем роде: они разбирали и решали споры и столкновения между членами рода; если же кому-либо из родичей была нанесена обида от чужеродцев, то родичи должны были отомстить обидчику (за убийство родичи мстили убийством, так называемая «кровная месть»). Если возникали вопросы, касающиеся всего племени, особенно в случаях внешней опасности, родовые старейшины собирались на совет и иногда выбирали общих предводителей, власть которых прекращалась после того, как опасность миновала.

Однако этот примитивный патриархально-родовой быт начал быстро разлагаться по мере того, как славяне расселялись в Поднепровье и далее – на север и восток.

Восточные славяне занимались земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством. Основным их занятием было земледелие. Первоначально у славян лесостепной полосы ведущей системой земледелия был перелог, а в лесных районах – подсечно-огневая. Подсечно-огневая система земледелия характеризуется низким уровнем развития техники, большими физическими затратами. Поэтому тогда основной хозяйствующей единицей была родовая община, где земли обрабатывались всеми членами рода, и совместно потреблялся полученный продукт.

 К IX в. пашенное земледелие повсеместно вытесняет подсечно-огневое. Следствием этого стало повышение производительности труда. Отпала необходимость обрабатывать землю всем родом. На смену родовой общине пришла соседская, где семьи селились по принципу соседства, а не родства. Земля рода была поделена на наделы, которые обрабатывала своими орудиями каждая семья, и собранный ею урожай становился собственностью семьи. Следствием перехода к семейной общине стало появление имущественного неравенства внутри общины, поскольку одна семья могла получить больше урожая, чем другая.

Типичной формой славянских поселений становятся небольшие деревни – в один, два, три двора, а основной ячейкой общественной организации становятся сложные семьи во главе с домохозяином, включающие несколько родственников, а нередко и посторонних лиц, принятых в хозяйство. Несколько таких поселков объединялись в союзы, но это были уже союзы не кровные, а территориальные, соседские, связанные экономическим интересами, а также интересами взаимной защиты.

В VI – VIII вв. восточные славяне вступают в последнюю стадию родоплеменного строя, который называется «военная демократия». Это был переходный этап от первобытно - общинного строя к феодальному. В этот период в условиях постоянных войн очень сильно возрастет роль военачальника – князя. Князь одновременно являлся высшим лицом в исполнительной власти племенного управления. Высшим органом управления у славян было народное собрание – Вече, которое обеспечивало политическое и экономическое равенство всех членов племени. Первоначально князь выбирался на вече. Усиление власти князя в условиях постоянных войн привело к тому, что его власть стала наследственной. Когда войны были редки, на них выходило все мужское население. В условиях частых войн это было экономически невыгодно. В то же время рост прибавочного продукта позволил племени содержать людей, основным занятием которых было военное дело. Вокруг племенных князей начинают формироваться дружины. Средством содержания князя и дружины вначале были добыча и добровольные подношения соплеменников. Постепенно в руках этих военно-дружинных корпораций сосредоточилась вся полнота власти, и в VIII-IX вв. создается система эксплуатации свободного земледельческого населения. Объявив себя собственниками земель племени или племенного союза, военная знать стала существовать уже не за счет добровольных приношений, а за счет обложения их данью – налогом. Дань называлась полюдьем и собиралась путем объезда подвластных территорий.

Таким образом, в VIII-IX вв. у восточных славян общество раскололось на эксплуататоров и эксплуатируемых, и наступил период перехода к феодальным отношениям. Появились собственники и феодально-зависимые работники, которые платили плату за право пользоваться собственностью, т.е. землей. Восточнославянское общество в IX в. вплотную подошло к образованию государства.

Восточнославянские племена занимали западную часть Великой русской равнины, от Черноморского побережья на юге до Финского залива и Ладожского озера на севере. Проходящий с севера на юг по этой территории великий водный путь "из варяг в греки" на несколько веков сделался главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства. По Днепру с незапамятных времен шло оживленное торговое движение, толчок которому был дан греками. Занявшие Поднепровье восточнославянские племена оказались втянутыми в это движение, которое вызывало разработку естественных богатств занятой поселенцами страны.  С тех пор меха, мед и воск стали главными статьями русского вывоза.

Следствием оживленного торгового движения было возникновение древнейших торговых городов на Руси. Эти города были Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород Великий, Псков, Витебск, Ростов. Большинство этих городов вытянулось длинной цепью или прямо по главному водному пути, по линии Днепра – Волхова, или по сторонам этого пути, недалеко от него; только Ростов выдвинулся далеко к Востоку.

Города эти служили для окрестных округов торговыми центрами, а затем сделались и опорными пунктами. Будучи должным образом укреплены и создав в своей среде военную организацию для защиты от внешних опасностей, города эти подчинили себе окрестные области, и таким образом была создана первая политическая форма на Руси – городовые области или «волости». Это городовое деление не имело племенного происхождения и не совпадало с ним. Так область Киевская, или Полянская, уже в IX в. включала в себя всех древлян; область Чернигово-северская включала в себя части северян, радимичей и вятичей; Новгородская область составилась из славян ильменских и части кривичей; Полоцкая – из западной части кривичей и северной части дреговичей и т.д. Таким образом, в начале русской истории племенное деление не играло существенной роли и скоро отступило на второй план в ходе политического и хозяйственного развития страны.

Верования восточных славян

В основе верований восточных славян была языческая религия, обожествлялись явления природы. Существовал пантеон богов: Даждь-бог – бог плодородия, Ярила – бог животворящих сил природы, Стрибог – бог ветра, Велес – бог скота, Перун – бог грозы, войны и оружия. Очень сильно был развит культ предков, культ «берегини» - доброго, помогающего человеку духа, и упырей – вампиров, оборотней, олицетворяющих зло. Славяне-язычники верили в домовых, кикимор, чертей, леших, водяных. В языческой религии существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и времен года. Язычники всегда стремились активно воздействовать на своих богов путем просьб, молений, жертвоприношений. В честь богов устраивались пиры – братчины, куда как бы приглашались боги, которые становились сотрапезниками людей. Для таких ритуальных пиров существовали специальные святилища – «требища». В лесах жили лешие, в воде – водяные. Вся природа представлялась одушевленной и населенной множеством мелких духов.

У славян сложился устойчивый календарь языческих молений и празднеств, связанных с природой и земледелием, которые уже в рамках христианства дожили до наших дней. В новогодние святки 0проводились гуляния «ряженых» и гадали о предстоящем годе; ко дню весеннего солнцестояния была приурочена Масленица – праздник проводов зимы с приготовлением обрядовых блинов – символа солнца. Главным летним событием был день Ивана Купалы – древний общеславянский праздник Русалий, день летнего солнцеворота, когда надо было совершать моления о дожде, плодородии полей и разжигать костры по берегам рек с пением, плясками и игрищами.

Взаимоотношения с соседями

Непосредственными и ближайшими соседями восточных славян в занятых ими областях оказались многочисленные, но слабые и разбросанные по необъятным лесным просторам финские племена. На западе это были эсты («чудь» в русской летописи), водь, ижора, лопари, емь или ямь и собственно финны; на севере – югра, остяки, вогулы; в районе Бело-озера – весь; в окско-волжском районе – мещера, мурома, меря, черемисы, мордва; в Пермском краю – вотяки, зыряне и пермяки (коми). Разрозненные слабые и миролюбивые финские племена не оказывали активного сопротивления славянским пришельцам; они или отодвигали свои легкие и примитивные поселения дальше на север и восток, или жили вперемежку в пришельцами, сохраняя свой язык и этнический характер (как черемисы, вотяки, мордва, зыряне), или растворялись в славянском море и совершенно ассимилировались, «обрусели» (как меря, весь, мещера, мурома).

На юго-восточном побережье Балтийского моря и по течению рек Немана и Западной Двины жили литовские племена: литовцы, латыши, жмудь, пруссы, ятвяги и другие. Племена эти были примитивными в культурном смысле и разрозненными в смысле политическом, но воинственными и предприимчивыми; нередко они производили набеги на соседние русские земли.

Западными соседями русских славян были поляки (или ляхи), занимавшие территорию по берегам р. Вислы.

Весьма важную роль  в начальной русской истории играли отношения с двумя странами, которые не соприкасались непосредственно с территорией, занятой русскими славянами, но оказали существенное влияние: одна – на политический строй, другая – на всю культуру Древней Руси. Это была Скандинавия на севере и Византия на юге. VII-X века были временем энергичной и бурной экспансии скандинавских народов – норманнов, или «варягов».

Русские торговые города нуждались в вооруженной охране торговых путей, которым постоянно угрожали нападения хищных степных кочевников. Они сами организовывали военные отряды для охраны своих торговых караванов, шедших по Днепру на юг, но их собственные силы были недостаточны для успешной борьбы со степняками, и потому они прибегали к помощи скандинавов, нанимая варяжские дружины для военной охраны.

В эпоху раннего средневековья Византийская империя, наследница и преемница греческой культуры и государственно-правовой организации Римской империи, была наиболее культурным, наиболее сильным и наиболее экономически развитым европейским государством. Ее столица – Константинополь, который славянские народы справедливо называли Царьградом, была многолюдным, богатым, цветущим городом с высокоразвитым ремесленным и художественным производством. Купцы со всего тогдашнего мира, в том числе купцы русские и варяжские, стремились в Византию, чтобы завязать с нею оживленные торговые связи.

Наиболее тягостными, беспокойными и опасными соседями русских славян были их соседи с юго-востока, орды кочевых азиатских народов. Начиная с аваров, эти азиатские пришельцы в течение долгих веков не давали покоя славянскому населению.

В 30-х годах VII века в приазовских степях появилась Великая Булгария кочевников-болгар; тогда же сложилась и Хазария. Под давлением хазар часть болгар откочевала за Дунай, где вместе с оседлым славянским населением положила начало современной Болгарии; другая ушла на север и обосновалась в Поволжье – здесь до XIII в. ближайшим соседом северо-восточных русских земель стала Волжская Булгария.

В середине VII в. хозяевами южных степей оставались хазары. Им удалось создать огромное многоэтничное государство – Хазарский каганат, включавшее Восточный Крым, Северный Кавказ и степи между Волгой и Доном. В период своего расцвета эта держава сумела подчинить ряд славянских племен и взимать с них дань.

После ослабления и затем падения хазарского царства новые азиатские пришельцы – печенеги, торки и затем особенно половцы подвергали русские земли частым и опустошительным нападениям.

 

Глава 2. Киевская Русь: происхождение, крещение, государственное устройство

 

Формирование Древнерусского государства и деятельность первых русских князей

В VIII в. насчитывалось, по крайней мере, 15 крупных племенных союзов, которые образовали Древнерусское государство как объединение большинства восточных славян под властью Киева.

О внутренних предпосылках возникновения государства у славян говорилось выше. Существовали еще и внешние предпосылки, а именно, необходимость вести постоянные войны с соседними кочевыми племенами и северными соседями – скандинавами.

Древнейшая летопись «Повесть временных лет» повествует о том, что в 862 г. славянские племена обратились к варягам с просьбой прийти править ими, чтобы прекратить между ними распри и установить мир и согласие. В славянские земли пришел Рюрик (варяжский князь-конунг) и его братья Синеус и Трувор. Они и стали основателями славянского государства. При этом они не привнесли государственность на Русь извне, а только дали начало династии Рюриковичей, правившей вплоть до начала XVII в.

Два века текст летописи служил идеологическим обоснованием так называемой норманнской теории происхождения древнерусской государственности. Эта теория возникла в первой половине XVIII века и объясняла возникновение Древнерусского государства как результат иноземного вторжения. Но уже в XIX веке стало ясно, что складывание Древнерусского государства – это результат внутреннего развития самого восточнославянского общества. В настоящее время сам факт появления варяжского князя не ставится под сомнение.

Рюрик начал княжить в Новгороде, его родственник, новгородский князь Олег в 882 г. совершил поход на Киев и стал великим киевским князем, а Киев превратился в столицу нового государства. Путем насильственного присоединения славянских племенных союзов к Киеву происходило формирование и расширение территории Киевского государства. Олег присоединил к Киеву древлян, северян, радимичей. В 907 г. князь Олег совершил поход на Византию. Военные походы против соседей предпринимали потомок Олега Игорь и его сын Святослав. Процесс объединения восточнославянских племенных союзов вокруг Киева был длительным и болезненным.

Святослав Игоревич воевал с Волжской Булгарией, с Хазарами, с Византией. После его смерти великим киевским князем стал его сын Владимир Святославович. В его правление завершился процесс формирования территории древнерусского государства, и окончательно была ликвидирована автономия вошедших в Русь племенных союзов.

История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX – начало XII в., условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX – середина X в.) – время первых киевских князей; второй (вторая половина Х – первая половина XI в.) – время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий (вторая половина XI – начало XII в.) – переход к территориально-политической раздробленности или к удельным порядкам.

Крещение Руси

Становление и упрочение древнерусского государства, борьба великого князя с племенной разобщенностью, развитие феодальных отношений неизбежно порождали необходимость в принятии новой религии, поскольку язычество уже не могло способствовать укреплению древнерусской государственности.

Официальной датой принятия на Руси христианства считается 988 г. Как известно, Русь приняла христианство из Византии, т.е. его греко-православную ветвь. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсунь (Херсонес) – в центре византийских владений в Крыму. Христианизация Руси выводила ее на международную арену и делала христианским государством Европы. Провозглашение монотеизма (единобожия) укрепляло позиции главы государства и территориальное единство Киевской Руси. С христианством на Русь был привнесен огромный пласт христианской культуры, накопленный за многовековую историю ее существования. Наконец, христианство формировало новую модель, более гуманную и высоконравственную, чем языческая.

В 990 г. великий князь Владимир начал введение христианства на всей подвластной ему территории. Прежние языческие идолы были повержены, а все жители Киева по приказу Владимира вошли в воды Днепра, и греческие священники произвели над ними обряд крещения. С христианством на Русь пришло распространение грамотности, развивается живопись, литература, строятся храмы и церкви.

Во главе Русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Акт принятия христианства в качестве государственной религии не означал, конечно, быстрого и повсеместного его утверждения в обществе; это был длительный и сложный процесс. Наиболее заметен он был в городах, где население было меньше связано патриархальными традициями, и где шло активное храмовое строительство. Так, если во второй половине XI в. было построено всего 18 церквей, то во второй половине XII в. – уже 112. Однако в это время и на юге, и в северо-восточном Суздале прямо за городским валом по-прежнему насыпались курганы и усопшие отправлялись в последний путь и с крестиком, и с обычным языческим погребальным инвентарем.

И в городе, и в деревне христианизация привела к двоеверию – смешению языческих и христианских верований и обрядов, что было в известной мере характерно и для других европейских стран. Сочетанию церковной культуры и повседневной жизни соответствовало двуязычие: в храме звучал церковнославянский (древнеболгарский) язык, а в миру говорили на разговорном древнерусском.

Государственный строй.

Одним из самых  крупных государственных деятелей Древней Руси был сын Владимира Ярослав Владимирович – Мудрый. В его правление окончательно сформировался централизованный и разветвленный аппарат управления. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию.

Во главе Киевского государства стоял великий киевский князь. При нем действовал совет (дума) – совещания князя с верхушкой дружины. Дружина на Руси была главным и всеобъемлющим органом государственной власти и управления. Княжеские старшие дружинники – «бояре» и младшие – «отроки» и «детские» исполняли судебные и административные функции, получая плату за счет дани, пошлин и добычи в военных походах. Население должно было кормить их во время исполнения служебных обязанностей в качестве судей и приставов. Из числа дружинников князя назначали посадников – наместников в городах, воевод – предводителей военных отрядов, данников – сборщиков податей. Поэтому в литературе можно встретить характеристику такого типа государства как «дружинного», а отношения власти и подданных определяются как служебная организация общества.

Важным институтом древнерусской государственности являлось вече, которое играло важную политическую роль: проводило денежные сборы, решало вопросы обороны, приглашало князей. Но его социальный состав не поддается точному определению. При этом вече никогда не подменяло собой княжеской власти и нигде, за исключением Новгорода и Пскова, не переросло в постоянную организованную структуру государственной и правительственной деятельности.

Вече было открытым собранием, всенародной сходкой, и все свободные могли принимать в нем участие.

Государственный строй древнерусских княжеств XI-XII вв. представляет собой род «неустойчивого равновесия» между двумя элементами государственной власти: монархическим, в лице князя, и демократическим, в лице народного собрания или веча старших волостных городов. Власть князя не была абсолютной, она везде была ограничена, потенциально или фактически, властью веча. Но власть веча (везде, кроме Новгорода и Пскова) и вмешательство его в дела проявлялись только в случаях чрезвычайных, тогда как власть княжеская была постоянно и повседневно действующим органом управления.

Главной обязанностью князя было поддержание внешней безопасности и защита земли от нападений внешнего врага. Князь вел внешнюю политику, ведал сношениями с другими князьями и государствами, заключал союзы и договоры, объявлял войну и заключал мир. Князь был военным организатором и вождем, он собирал и формировал дружину, которая находилась в личной службе у него.

Князь был также судьей, законодателем и администратором. Князь был высшим судьею в своем княжестве. Князь часто поручал суд своим заместителям, «посадникам» и «тиунам», но это вело к многочисленным злоупотреблениям и обидам населения, и потому народ всегда предпочитал личный суд князя.

Князь был главой правительства и назначал всех чиновников. Доходы княжеские состояли из дани с населения, штрафов за преступления, взимаемых в пользу князя, торговых пошлин и доходов с княжеских имений.

Главными составными частями вооруженных сил русских княжеств в XI-XII вв. были, во-первых, княжеская дружина, и, во-вторых, народное ополчение. Княжеская дружина не была многочисленной, даже у старших князей она составляла отряд в 700-800 человек. Но зато это обычно были сильные, храбрые, обученные профессиональные воины, связанные с князем личным договором службы и верности. Дружинники составляли товарищество или братство, союз верных, на которых князь мог положиться в минуту опасности.

Княжеская дружина составляла наиболее сильное ядро и главный стержень войска. В случае предстоящих обширных военных операций призывалось к оружию народное ополчение, составлявшееся из свободного городского населения, а в случаях чрезвычайных призывались на военную службу и сельские жители – «смерды».

Кроме княжеской дружины и народного ополчения, в войнах принимали участие вспомогательные отряды из иноземцев. Первоначально это были главным образом варяжские дружины, которые русские князья нанимали на свою службу, а с конца XI в. это были конные отряды торков, берендеев и печенегов, которых русские князья поселили на южных окраинах Киевской земли.

К правлению Ярослава Мудрого относится начало оформления системы древнерусского права. Именно тогда появился первый свод законов «Русская правда». «Русская правда» ограничивала пережиток первобытного общества – кровную месть и устанавливала альтернативную ей систему штрафов за убийство.

Кодификация законодательства свидетельствовала об усилении государственных начал и самой системы великокняжеской власти.

Основной формой земельной собственности в Древнерусском государстве была феодальная вотчина, то есть отчина – отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Наряду с княжескими вотчинами в XI в. начинают создаваться боярские вотчины. Складывание боярского землевладения шло тремя путями:

1)  князь жаловал своего дружинника определенной территорией для сбора дани, т.е. «прокорма», и она впоследствии превращалась в наследственное владение;

2)  князь жаловал за службу дружинника землями из государственных земель;

3)  дружинник получал земли за службу из княжеской вотчины.

Общинники-смерды, земли которых оказывались в вотчинах князей и бояр, становились лично зависимыми от владельцев вотчин. Смердами на Руси называли людей, занимающихся сельскохозяйственным трудом. Кроме смердов в вотчинах были закупы, холопы, рядовичи. Закуп – разорившийся смерд, который брал у феодала долг – «купу» деньгами, скотом или инвентарем. После этого закуп отрабатывал купу в хозяйстве феодала. Холопами назывались зависимые люди, которые по своему положению были близки к рабам и выполняли различные работы в хозяйстве. Рядовичи – зависимые люди, заключившие с вотчинником договор – «ряд», и на его основе выполнявшие различные службы. Главными формами эксплуатации были натуральный оброк и отработка в господском хозяйстве.

Древнерусские города 

XII столетие – это время интенсивного образования и роста древнерусских городов. На рубеже X-XI вв. насчитывалось всего 20-25 городских центров, в XI в. летописи упоминают 64 новых центра, в XII – еще 134.

Древнерусский город – это сложное фортификационное сооружение, расположенное обычно на обрывистом берегу реки при впадении в нее другой, более мелкой, или при вхождении в речную пойму двух параллельных оврагов. С уязвимой стороны, а часто и по всему периметру город укреплялся кольцевыми рвами и валами, достигавшими 8-10 и более метров. Основу вала составляли рубленые бревенчатые клети-городни, а поверху шла деревянная стена с башнями и крытыми площадками-заборолами, защищавшими оборонявшихся от стрел врага. В центре такого города располагался укрепленный детинец с гарнизоном, резиденцией князя или посадника, творившего суд и собиравшего пошлины. Здесь же строился городской собор, при котором состояли администрация епископа, священники и церковнослужители и зависимые от них люди. Детинец был окружен торгово-ремесленным посадом, делившемся на "концы" (районы и улицы,) часто по профессиональному признаку.

Такой центр занимал от 2,5 до 40 гектаров земли и насчитывал в среднем 3-5 тысяч человек населения. В пределах городских стен находились сады и огороды, а сразу за стенами – пашни и выгоны; в амбарах на усадьбах горожан хранились овес, рожь и пшеница. Вдоль узких – шириной 3-5 м – улиц при достаточно свободной планировке располагались усадьбы горожан с жилыми и хозяйственными постройками. Дома горожан были крупнее, чем деревенские постройки, поскольку часто жилище совмещалось с мастерской – кожевенной, ювелирной, литейной, ткацкой и т.д.

В древнерусском городе существовало свыше 100 ремесленных специальностей. В XII в. ремесленники переходят от работы на заказ к изготовлению изделий на рынок. Крестьяне везли свою продукцию в город, а изделия городских ремесленников расходились в радиусе 30-50 км от города. Продукция ремесленников поступала также к купцам, а некоторые изделия шли даже на экспорт вместе с традиционными для Руси мехом и воском.

В городе производилось все, что было нужно для ведения хозяйства и войны; он являлся экономическим и административным центром округи, там, прежде всего, шло строительство храмов и обучение грамоте.

В начале XII в. в Киево-Печерском монастыре создается выдающееся произведение средневековой литературы – «Повесть временных лет» (ок. 1113 г.). Автором ее первоначальной редакции принято считать монаха Нестора. Начинается «Повесть» с рассказа о расселении славян по Европе, их взаимоотношениях с другими народами. Далее повествуется о возникновении государства Русь, его первых правителях. Особенно подробно изложены в «Повести» события второй половины XI – начала XII вв.

В конце XII в. было создано самое поэтичное из произведений древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», ставшее вершиной литературного творчества на Руси этого периода. Основа его сюжета – описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича, совершенного в 1185 г. Главной идеей «Слова» стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности.

В X-XII вв. развивается строительство из камня, в основном храмовое, и церковная живопись. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества середины XI в. – соборы св. Софии в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове. К вершинам владимиро-суздальской архитектуры второй половины XII в. относятся Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, Церковь Покрова на Нерли.

Русская культура домонгольского периода в целом стояла в одном ряду с западноевропейской и активно с ней взаимодействовала.

 

Глава 3. Период феодальной раздробленности на Руси

 

Причины и сущность феодальной раздробленности

Новый этап развития Руси начался в XII веке, а точнее в 30-х годах этого столетия, когда единая держава Рюриковичей без особых конфликтов трансформировалась в систему отдельных земель и княжеств со своими династиями.

Период феодальной раздробленности на Руси охватывает XII-XV вв. К середине XII века насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне нашествия монголо-татар – 50, а в XIV веке, когда уже начался период консолидации, их число приблизилось к 250.

Причинами этого процесса являлись не только наличие натурального хозяйства как основы существования изолированных друг от друга областей, но и стремление древнерусских князей отделиться от Киева.

XII столетие – это время становления и расцвета многих древнерусских городов. Однако появление новых экономических, политических и культурных центров, в свою очередь, не могло не подрывать могущество Киева. Таким образом, не только натуральное хозяйство, но и развитие сельского хозяйства и ремесла, формирование феодальных усадеб и новых городских центров способствовало установлению новых политических форм или моделей развития средневекового общества на Руси. И в этом смысле переход к раздробленности нельзя рассматривать как упадок – напротив, перед нами расцвет средневекового общества, его экономики, политических форм и культуры, наглядно проявившийся в многообразии типов этого развития.

После смерти Ярослава Мудрого его сыновья приняли решение, согласно которому каждый из князей Рюриковичей имел право владеть своей вотчиной. Это решение впоследствии послужило основой для раздробленности русских земель. Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах на какое-то время сумел преодолеть сепаратизм князей. Но после смерти его сына Древнерусское государство распалось на несколько частей – уделов. Так в XII в. Русь вступила в период феодальной раздробленности.

Сущность феодальной раздробленности состоит в том, что она была новой формой государственно-политической организации общества и являлась прогрессивным и неизбежным явлением.

Распад Руси не привел к распаду древнерусской народности, продолжало существовать единое название Руси, единая культура, единый язык.

Политические центры Древней Руси

В период раздробленности в русских землях выделилось три центра: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская феодальная республика. Эти три центра обрели статус независимых государственных образований, и их политическое развитие шло своими, несхожими путями. В Галицко-Волынском княжестве наибольшую политическую роль играло боярство, в Новгороде и Пскове – вечевая система управления, во Владимиро-Суздальской земле – единодержавие великокняжеской власти.

Владимиро-Суздальское княжество. Расположенное на северо-вос­токе Руси княжество представляло собой огромную, слабо заселенную территорию волго-окского междуречья, куда в Х-ХI вв. устремлялся колонизационный поток. К концу XI в. на территории современного московского региона появляются первые города (Волоколамск и, очевидно, Москва, известная под древнейшим названием Кучково). Основой процветания княжества стало ополье - плодородная безлес­ная территория, где возникли древнейшие города края - Ростов и Суздаль.

При Владимире и Ярославе здесь возникают города Владимир на Клязьме и Ярославль на Волге, а в середине XII в. эта область выделяется в особое княжество и достается сыну Владимира Мономаха – Юрию Долгорукому. Юрий, а затем его сыновья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо являются энергичными устроителями и заселителями Ростово-Суздальской области.

К концу XII в. Ростовско-Суздальская земля настолько заселяется и усиливается, что получает решительное преобладание над остальными областями Русской земли. Вместо Киева Владимир на Клязьме становится столицей старшего и самого могущественного русского князя.

Города Окско-Волжского междуречья никогда не достигали такого экономического значения и социально-политического влияния, как города Киевской и Новгородской Руси, а часть их населения занималась земледелием и лесными промыслами наравне с сельским населением. Таким образом, Северо-Восточная Русь на долгие века стала земледельческой, крестьянской страной.

Политические последствия русской колонизации Окско-Волжского междуречья состояли в изменении характера княжеской власти здесь и отношений между князем и населением. В Киевской и Новгородской Руси сильные, многолюдные и организованные городские общины приглашали к себе князей, нужных им  для военной обороны и для поддержания внутреннего порядка, здесь городское население чувствовало себя хозяином, а князь (особенно в Новгороде) был пришельцем.

На северо-востоке соотношение было обратным: князь, владевший обширными, но почти пустынными земельными пространствами, приглашал колонистов для заселения этих земель, чтобы увеличить свои доходы и свою социально-политическую силу. Здесь князь был хозяином, а население – пришельцами.

Князь видел в себе хозяина-собственника своей земли, считал себя вправе распоряжаться ею по своему усмотрению и перед смертью делил ее между своими сыновьями. Области, полученные отдельными князьями и составляющие их полную и наследственную собственность, называются их «уделами» (термин и понятие, чуждые Киево-Новгородской Руси).

Опираясь на городское население и дворян, владимирские князья могли в XII в. концентрировать в своих руках значительные силы и средства. До 10-х годов XIII в. княжество не дробилось на уделы, и потомки Юрия Долгорукого могли проводить активную внутреннюю и внешнюю политику. Андрей Боголюбский (1157—1174) совершил удачные походы на Волжскую Булгарию, подчинил Рязанское княже­ство, вмешивался в дела Южной Руси и сажал на киевский престол «подручных» князей. С 1158 г. он осуществлял обширную строительную программу: были созданы такие шедевры древнерусской архитектуры, как княжеский Боголюбовский замок под Владимиром, Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли.

Таким образом, особенностями развития Владимиро-Суздальского княжества можно считать сильную центральную власть князя, опирав­шегося на города и дворян. Однако не стоит отождествлять государст­венное устройство той эпохи с властью московских царей XVI-XVII вв. Ведь наряду с князьями-«самовластцами» в XII-XIII вв. действовали и другие органы управления, о которых нам известно намного меньше:  вечевые собрания во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове. Мы плохо знаем, как именно они действовали, из кого состояли, но даже скупые сообщения летописи свидетельствуют, что князья вынуждены были с ними считаться. При Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212) Владимирская земля переживает период своего наивысшего расцвета и могущества. В дальнейшем и здесь центробежные силы оказались сильнее: дети Всеволода основали свои уделы в Ростове, Переяславле, Юрьеве, Угличе и других центрах. Ко времени татарского нашествия существо­вало уже 7 отдельных княжеств, к концу XIII столетия их стало 17.

С развитием удельного порядка в XIII-XIV вв. вечевая жизнь в Северо-Восточной Руси постепенно замирает. С изменением характера общественной жизни и с преобладанием сельского населения над городским исчезают условия для вечевых собраний. В XIII-XIV вв. удельное дробление Суздальской Руси происходило быстро и непрерывно, по мере размножения княжеского рода. Каждый удельный князь считал себя независимым владетелем и полным собственником своего княжества.

 «Господин Великий Новгород». Другую модель государственного и общественного устройства представляла Новгородская земля. О Новгороде нам известно больше, чем о других древнерусских землях. Север не затрагивался татарскими набегами - здесь лучше сохранялись летописи и документы. С 1932 г. в Новгороде постоянно проводятся археологические раскопки, в ходе которых совершено важнейшее открытие - найдены берестяные грамоты, число которых к настоящему времени превышает 800. Исследования подтвердили, что Новгород - это действительно относительно «новый город»: он воз­ник из поселков нескольких объединившихся племенных союзов (кри­вичей, словен, мери и чуди) в середине Х в:, а век спустя была построена первая общегородская крепость-детинец. Но, говоря о Новгороде, надо иметь в виду не только город, но и обширное государство, никогда - в отличие от других земель и княжеств - не дробившееся на уделы.

В большинстве учебников приводится известная дата - 1136 г., когда новгородцы изгнали неугодного им князя и стали приглашать князей по своему выбору. Но это событие - только один этап на пути оформления особого социального и государственного устройства Нов­города. Его истоки уходят в глубокую древность, когда родоплеменная верхушка разноэтничных славянских и угро-финских племен возгла­вила эту «федерацию», впоследствии превратившись в новгородское боярство. В отличие от других земель, где боярином становился княжеский советник или дружинник, новгородским боярином можно было только родиться. Лишь представители 40-50 родов носили это звание. В Х-XI вв. именно новгородские бояре (а не княжеская власть) осуществляли сбор налогов, и древнейшие извест­ные берестяные грамоты - это записи долгов горожан и «смердов», хранившиеся на боярских усадьбах.

Верховным законодательным органом власти было новгородское вече. Судя по размеру вечевой площади на Ярославовом дворище около Никольского собора, оно было относительно небольшим (1200-1500 кв. м), при этом там находились «степень» - трибуна для посад­ников и других руководителей государства и скамьи для прочих участников. Такая площадь не могла вместить более 300-500 человек, но о составе веча точных данных нет. Одни авторы полагают, что вече состояло исключительно из бояр - владельцев усадеб (их в городе как раз и насчитывалось 400-500), другие считают возможным и более широкий состав представительства через систему кончанских и уличанских вечевых собраний, участниками которых могло быть все свободное население концов и улиц.

Главным представителем исполнительной власти в Новгороде был посадник из числа бояр. Однако и до, и после 1136 г. князья оказывали серьезное влияние на политику Новгорода через своих сторонников: в XII в. новгородцы часто меняли князей, но и князья выгоняли посадников, используя противоречия между боярскими кланами. Толь­ко к XIII в. республиканский строй оформился окончательно: взаимо­отношения Новгорода с князьями были урегулированы в договорах.

С середины XII в. в Новгороде избирали и главу церкви - архи­епископа, затем направлявшегося на поставление к митрополиту. Нов­городский архиепископ хранил государственную казну, утверждал сделки с земельной собственностью, во время конфликтов мирил враждовавшие стороны и нередко выступал в качестве дипломата в отношениях с другими княжествами.                           

У каждого из перечисленных должностных лиц был свой аппарат, каждый из них обладал, в рамках своих полномочий, судебной властью. Их судебные права определялись «Новгородской судной грамотой».

Новгородцы нуждались в князе, прежде всего, как в политическом союзнике, обеспечивавшем независимость республики от покушений со стороны других князей и свободу торговых путей из Новгорода на «низ» - в южнорусские земли: ведь в случае политиче­ских конфликтов князья легко могли перекрыть подвоз хлеба. Поэтому на новгородском столе мог находиться и князь-ребенок или его представитель-наместник. В случае необходимости (но далеко не всег­да) князь возглавлял объединенное войско новгородцев и своих дру­жинников.

В основном же повседневной функцией князя в Новгороде был суд. Но судил князь вместе с посадником - победа 1136 г. навсегда поставила новгород­ских князей под республиканский контроль. За эту работу князь получал судебные пошлины и доход с определенной территории, но не становился ее владельцем.

При заключении договора князь целовал крест «на всей воли новгородской», а гарантией его соблюдения был категорический запрет князю и его слугам приобретать в новгородских владениях земли. Таким образом, князь в Новгороде ставился в положение высокооплачивае­мого чиновника и мог быть в любое время сменен, поскольку не обладал материальными возможностями для сопротивления «новгородской воле».

Сложную систему «разделения власти» в Новгороде XII-XV вв. можно определить как боярскую республику — именно в этом направ­лении шло развитие и распространение власти боярской верхушки. Однако и население города участвовало (на уровне улиц, сотен, концов) в деятельности местных органов самоуправления, а во время нередких восстаний (в 1207 и 1418 гг.) оказывало давление на всю боярскую верхушку. Но при всем обилии политических и социальных конфлик­тов в Новгороде они не приводили к принципиальным изменениям в политическом строе.

Галицко-Волынское княжество. Эти земли занимали пограничное положение, и характерной чертой их истории стало постоянное вме­шательство соседних государств - Польши и Венгрии - в усобицы, проходившие в Галиче и на Волыни. Причиной последних становились напряженные отношения галицких князей с боярами и горожанами. Князя Ярослава Осмомысла (1152-1187), о котором с уважением отзывается автор «Слова о полку Игореве», в 1173 г. арестовали его же бояре и вместе с жителями Галича изгнали незаконного сына князя и сожгли его мать. На рубеже XII-XIII вв. Роман Мстиславич (1199-1205) сумел объединить под своей властью галицкие и волынские земли, но после его гибели на галицкий стол стали претендовать представители других княжеских родов - черниговские Ольговичи, владимирские Юрьевичи, киевский князь Рюрик Ростиславич; вместе с ними за богатые галицкие земли сражались венгерский король Андрей и польский князь Лешко. Приглашенные в Галич дети новгород-северского князя Игоря Святославича начали настоящую войну с бояр­ством, в итоге они были захвачены в плен и повешены. В ходе этой смуты в Галиче вокняжился (единственный случай на Руси!) боярин Владислав, а венгерские войска в 1206-1214 гг. шесть раз вторгались в галицкие земли.

Молодого Даниила Романовича Галицкого (1221-1263) бояре не раз вынуждали покидать княжество. Только к концу 30-х годов XIII в. Даниил смог окончательно утвердиться на княжении и даже временно подчинить Киев. После окончательного разгрома соперника, черни­говского князя Ростислава Михайловича, и венгерских войск в 1245 г. наступила, наконец, некоторая стабилизация внутриполитической жизни: в середине XIII в. Даниил стал одним из самых сильных русских князей. Он заключил союз с Венгрией и даже - в расчете на помощь против татар - в 1253 г. принял от Римского Папы королевский титул. В 1254 г. он предпринял успешный поход в литовские земли и «Черную Русь» (часть современной Белоруссии), после чего заключил мир и союз с литовским князем Миндовгом, зятем которого стал сын Даниила. Другого сына Даниил женил на австрийской принцессе и пытался посадить его на трон австрийского герцога. Однако в 1259 г. под угрозой татарского вторжения Даниил вынужден был срыть все свои укрепления и признать себя данником Золотой Орды.

После смерти Даниила его дети на короткое время объединили в своих руках Галицко-Волынскую землю и Литву, но это объединение оказалось непрочным. Правда, Лев Данилович (1264-1301) сумел присоединить к своей державе Закарпатье и претендовал на польский трон, но при его преемниках положение княжества в окружении Орды и крепнувших соседей - Литвы и Польши - стало ухудшаться. Прав­нуки Даниила Лев и Андрей Юрьевичи одновременно умерли или погибли в 1323 г., и в середине XIV в. галицко-волынские земли потеряли самостоятельность: они были захвачены Польшей и Великим княжеством Литовским.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!