Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «История России»»

/ История России
Лекция, 

Оглавление

Тайные революционные общества. Восстание декабристов

После окончания войны 1812 года в России стали складываться тайные общества, целью которых было уничтожение крепостного права и установление конституционного строя. Северное и Южное общества объединили сторонников вооруженного переворота. Именно они подготовили восстание 1825 года.

Во главе Южного общества стоял Пестель, составивший программу общества «Русскую правду». Программа выдвинула задачу установления в России республиканского строя. Политическими правами наделялись все граждане России мужского пола, достигшие 20 лет. Законодательная власть должна была принадлежать Народному вече из 500 человек, которое избиралось на 5 лет. Каждый мог занять любую выборную должность в государстве. Органом исполнительной власти становилась избираемая на вече Державная дума из 5 членов. Высшим контрольным органом был Верховный собор из 120 граждан, избираемых пожизненно. Сословное деление уничтожалось, все граждане наделялись политическим правами. Крепостное право уничтожалось. Проект провозглашал священное право личной собственности, устанавливал для всех граждан республики свободу занятий и вероисповедания.

В Северное общество вошли Никита Муравьев, Трубецкой, Оболенский, Пущин. Программной установкой общества стала «Конституция» Никиты Муравьева, согласно которой Россия должна была стать конституционной монархией. Исполнительная власть должна была принадлежать императору, а законодательная – парламенту («Народное вече»). Избирательное право граждан ограничивалось довольно высоким имущественным цензом. Крепостное право уничтожалось, но сохранялась помещичья собственность.

Военный переворот предполагалось осуществить в 1826 году, однако внезапная смерть Александра I изменила планы  заговорщиков. Срочно был разработан новый план. Было решено 14 декабря вывести войска на Сенатскую площадь, помешать присяге Сената и Госсовета Николаю I, и обнародовать «Манифест к русскому народу», провозглашавший отмену крепостного права, свободу печати, совести, занятий и передвижения. Правительство объявлялось низложенным, и власть переходила к временному правительству до принятия решения о форме правления в России. Царская семья должна была быть арестована, а Николай I убит.

Но выполнить план не удалось. На Сенатскую площадь вышло около 3 тыс. солдат и 30 офицеров. Пока Николай I стягивал к площади войска, генерал Милорадович обратился к восставшим с призывом разойтись и был смертельно ранен П.Г. Каховским. Вскоре выяснилось, что Николай уже успел привести к присяге членов Сената и Государственного Совета. Нужно было менять план восстания, но призванный руководить действиями диктатор восстания Трубецкой не явился на площадь.

Под вечер декабристы выбрали нового диктатора – князя Оболенского, но время было упущено. По приказу Николая I мятежные войска были расстреляны. Как известно, пятеро декабристов были повешены, остальные сосланы на каторжные работы в Сибирь и в Кавказские полки.

 

 

 

 

Глава 13. Россия во второй четверти XIX в.

 

Внутренняя политика Николая I 

Правление Николая I (1825-1855 гг.), начавшееся с жестокого подавления восстания декабристов, стало апогеем самодержавия, периодом наивысшего упрочения военно-бюрократической формы российского абсолютизма. Характерной особенностью николаевского стиля правления стало стремление решить все проблемы путем политической централизации и жесткой регламентации общественной жизни.

В условиях, когда император стремился сосредоточить в своих руках все нити управления страной, неизмеримо возросла роль Собственной его императорского величества канцелярии. Созданные в ее составе 6 отделений представляли собой самостоятельные высшие государственные учреждения со своими начальниками, ответственными только перед императором. I отделение выполняло функции канцелярии – готовило бумаги для доклада государю и контролировало исполнение его повелений, деятельность II отделения была связана с систематизацией законов, III отделение являлось органом политического сыска и следствия, IV отделение ведало благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями, V отделение занималось разработкой реформ государственных крестьян, VI отделение занималось разработкой административной реформы на Кавказе.

Наиболее успешной была работа II отделения под руководством М.М. Сперанского по приведению в порядок уже принятых законодательных актов. В 1830 году вышло в свет первое «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. В него вошли более 30 тыс. законодательных актов за время с 1649 до 3 декабря 1825 года, расположенные в хронологическом порядке. В 1832 году был издан 15-томный «Свод законов», куда вошли только действующие законы, систематизированные по определенной схеме.

Особая роль в сохранении незыблемости власти отводилась органам политической полиции, а именно III отделению Собственной его императорского величества канцелярии. Широко используя доносы, шпионаж и подкуп, раскинув по всей стране своих тайных агентов, оно проникло во все слои общества и жестоко подавляло любые проявления общественно-политического движения.

Кардинальным вопросом российской действительности продолжал оставаться крестьянский вопрос. Однако Николай I, понимая необходимость решения крестьянского вопроса, считал возможным сгладить его остроту, сохраняя крепостное право. Разрушение основ крепостничества он считал большим злом, чем само крепостничество. При Николае было создано 9 специальных секретных крестьянских комитетов, но ни один из них не ставил вопроса об освобождении крестьян, и только некоторые разработали и приняли частные меры по устранению отдельных крайностей крепостного строя.

Результаты правления Николая I имели печальный результат. Централизованный военно-бюрократический аппарат тормозил развитие страны, процветало взяточничество и казнокрадство. Систематизация законодательства не устранила злоупотреблений в судах. Палочная дисциплина не создала сильной армии.

Социально-экономическое развитие

Сельское хозяйство России во второй четверти XIX в. переживало глубокий кризис. Усиление эксплуатации крестьян уже не могло дать необходимого увеличения производства продуктов на продажу. Помещичьи хозяйства все больше приходили в упадок. Техническая оснащенность сельского хозяйства оставалась на рутинном уровне. Росла товаризация сельского хозяйства.

В промышленности России по-прежнему преобладало мелкое, в основном крестьянское производство. Увеличивалось число промышленных предприятий, росло и число занятых в промышленности рабочих. Происходили изменения и в отраслевой структуре промышленности. Стали возникать новые виды мелкого товарного производства: изготовление ситцевых и шелковых тканей, тонких полотен, игрушек и мебели.

Во второй половине 30-х гг. на российских бумагопрядильных предприятиях начался промышленный переворот. Переход к машинному производству в 30-50-х гг. переживали суконная, писчебумажная промышленность, сахароварение. В первой половине века основывались машиностроительные заводы в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, в Прибалтике.

Рост производства, усиление специализации регионов стимулировали развитие торговли. Увеличивался оборот внешней торговли России.

Транспорт во второй четверти XIX в. в своем развитии отставал от потребностей промышленности и торговли. Наиболее успешно шла организация пароходного сообщения. В 1834 году на заводе Демидова в Нижнем Тагиле прошли испытания первой русской железной дороги и паровоза, построенных Е.А. и М.Е. Черепановыми. В 1837 году открылась железная дорога Петербург – Царское Село. Но, несмотря на это, темпы экономического развития страны были слишком медленными. Россия считалась «житницей Европы», но Европе она поставляла только сырье.

Общественное движение в 30-50 гг. 

В условиях правительственных репрессий, регламентации и полицейского надзора над общественной и частной жизнью всюду росло недовольство, и революционные идеи за эти двадцать лет распространились шире, чем за все предыдущее столетие.

В общественном движении данного периода началось размежевание трех идейных направлений: либерального, радикального и консервативного.

В конце 20-х – начале 30-х гг. центром общественного брожения становится Московский университет. Среди его студентов возникали и разрабатывались либеральные и революционные идеи. Группу сторонников республики и утопического социализма объединили вокруг себя в начале 30-х годов Герцен и Огарев. Все эти студенческие тайные общества существовали недолго и были разгромлены.

С конца 30-х гг. либеральное направление приняло форму идейных течений западничества и славянофильства.

Славянофилы – в основном мыслители и публицисты (А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Н.Я. Данилевский) идеализировали допетровскую Русь, настаивали на ее самобытности, которую они усматривали в крестьянской общине, чуждой социальной вражды, и в православии. Эти черты, по их мнению, должны были обеспечить мирный путь общественных преобразований в стране. Россия должна была вернуться к Земским соборам, но без крепостного права.

Западники – преимущественно историки и литераторы (И.С. Тургенев, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д, Кавелин, Б.Н. Чичерин, М.Н. Катков) были сторонниками европейского пути развития и выступали за мирный переход к парламентскому строю. Однако в главном позиции славянофилов и западников совпадали: они выступали за проведение политических и социальных реформ сверху, против революций.

Славянофилы и западники заложили в 30-50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

Революционное, или радикальное, направление оформилось вокруг журналов «Современник» и «Отечественные записки», которыми руководил В.Г. Белинский при участии А.И. Герцена и Н.А. Некрасова. Сторонники этого направления также считали, что Россия пойдет по европейскому пути развития, но, в отличие от либералов, полагали, что революционные потрясения неизбежны.

До середины 50-х гг. революция была необходимым условием отмены крепостного права и для А.И. Герцена. Отмежевавшись в конце 40-х гг. от западничества, он пришел к идее «русского социализма», который основывался на свободном развитии русской общины и артели в соединении с идеями европейского социализма и предполагал самоуправление в общегосударственном масштабе и общественную собственность на землю.

Период, названный Герценом «эпохой возбужденности умов», продолжался до 1848 года. В России наступила реакция, уехал за границу Герцен, умер Белинский. Новое оживление наступило лишь в 1856 году.

Вторая четверть XIX в. – период активизации деятельности консерваторов, защищавших существовавший в России строй. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Консерваторы считали, что помещики осуществляют отеческую заботу о крестьянах, а также помогают правительству поддерживать порядок и спокойствие в деревне. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.

Внешняя политика Николая I

  Главные направления внешней политики Николая I были: «восточный вопрос», борьба с западными революциями и «кавказская проблема», предполагавшая вооруженную борьбу с Персией.

В первой половине XIX в. Османская империя переживала тяжелый кризис из-за подъема национально-освободительного движения входивших в нее народов. Политика России в восточном вопросе была противоречивой, но в конечном итоге доминирующей стала линия солидарности с народами Балкан.

В 1821 г. вспыхнуло греческое восстание. Султан отказывался предоставить грекам автономию, и в 1828 г. Россия объявила Турции войну. Турция была готова к войне хуже, чем Россия. В 1829 г. был подписан Адрианопольский мирный договор. К России отходили значительные территории Черноморского побережья Кавказа и часть армянских областей, принадлежавших Турции. Была гарантирована широкая автономия для Греции. В 1830 г. было создано независимое греческое  государство.

В 1826 г. началась русско-иранская война. Иран стремился вернуть утраченные в 1813 г. земли и восстановить свое влияние в Закавказье.   Но иранские войска потерпели поражение. В феврале 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор, по которому к России отходили Эривань и Нахичевань. В 1828 г. была образована Армянская область, что положило начало объединению армянского народа.

В результате русско-турецкой и русско-иранской войн конца 20-х гг. XIX в. завершился второй этап в процессе присоединения Кавказа к России. Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан стали частью Российской империи. Присоединение Северного Кавказа стало третьим и самым сложным этапом.

Северный Кавказ был населен многими народами, отличавшимися друг от друга по языку, обычаям, нравам и уровню общественного развития. Политика России в этом регионе осуществлялась двумя путями: мирными переговорами и заключением соглашений с отдельными народами Северного Кавказа, а также ведением активных военных действий против наиболее враждебно настроенных горских общин. В Дагестане и Чечне сложилось своеобразное государство на религиозной основе – имамат, объединившее наиболее непримиримых горцев. В 1829-1830 гг. между Россией и имаматом началась так называемая Кавказская война. В 1834 г во главе имамата встал Шамиль. Под его руководством усилилась борьба против русских. Однако силы были неравными. В1859 г. государство горцев пало. В 1863-1864 гг. Кавказская война закончилась присоединением Северного и Северо-Западного Кавказа к России.

Вмешательство Николая I  в европейские дела с целью защиты старых порядков и недопущения распространения революционных движений привело к тому, что не только в революционных, но и в демократических и либеральных кругах Россию стали называть международным жандармом.

В конце своего правления Николай I вступил в новую войну против Турция, которая получила название Крымской войны (1853-1856 гг.). Поводом для войны послужили религиозные споры. В 1854 г. войну России объявили Франция и Англия. Помочь России отказались также Пруссия и Австрия. Россия оказалась в ситуации полной изоляции. В октябре 1854 г. союзники осадили Севастополь. Гарнизон крепости проявил невиданный героизм. Особенно прославились адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов и В.И. Истомин, военный инженер Э.И. Тотлебен и др.  В 1856 г. Был подписан Парижский мирный трактат. Россия не понесла значительных территориальных потерь. Но России запретили иметь на Черном море военно-морские силы, военные арсеналы и крепости.

Поражение в Крымской войне подвело печальный итог николаевскому правлению, всколыхнуло всю российскую общественность и заставило правительство вплотную заняться реформированием государства.

 

Глава 14. Реформы Александра II

 

Отмена крепостного права

Россия объективно нуждалась в радикальных реформах. И они были осуществлены Александром II (1855-1881 гг.). Центральным событием царствования Александра II стала отмена крепостного права.

Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 года с создания очередного Секретного комитета. Комитет признал необходимость постепенной отмены крепостного права. 21 февраля 1858 года комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Началось широкое обсуждение реформы в печати.

19 февраля 1861 года Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», согласно которому крестьяне получили личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, заключать сделки, выступать как юридическое лицо. В то же время крестьянство оставалось единственным сословием, которое должно было платить подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесным наказаниям.

Земля полностью сохранялась за помещиками. Помещики должны были выделить крестьянам участки земли в бессрочное постоянное пользование. При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. В целом по стране крестьяне получили на 20 % меньше земли, чем обрабатывали до реформы. Так образовались отрезки, отобранные помещиками у крестьян. Крестьяне боролись за их возвращение вплоть до 1917 г.

Бывшие крепостные считались временно обязанными до тех пор, пока они не выкупали свои  наделы. Пока же должны были платить помещику оброк. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян. Правительство оплатило помещикам 80 % стоимости земель, а крестьяне в течение 49 лет должны были платить долг государству в форме выкупных платежей с начислением 6 % годовых

Крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою противоречивость и непоследовательность, явилась, в конечном итоге, важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Личное освобождение крестьянства ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию дарового крестьянского труда. Реформа заставила помещиков отдать крестьянам в собственность их надельную землю. Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка рабочей силы. Предоставление крестьянам не только имущественных, но и определенных гражданских прав благоприятствовало развитию их сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.

Реформы 60-70-х гг.

Кроме отмены крепостного права Александр II провел еще целый ряд реформ.

В 1862 г. была проведена судебная реформа. Главный Российский  суд становился гласным и открытым. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной, судьи стали независимыми от правительственных чиновников. Была введена состязательность судебного процесса, государственный обвинитель – прокурор  противостоял независимому властному адвокату. Важнейшим принципом реформ стало признание равенства всех подданных пред законом. Присяжные определяли вину  или невиновность подсудимых, а судьи подыскивали соответствующее вине наказание. Страна была разделена на 108 судебных округов. Образовывались два вида судов: мировые и общие.

Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду.

Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов, поданные на кассацию.

Судьи обоих судов назначались царем. Они были включены в систему чинопроизводства и получали высокие денежные оклады. По новым Судебным уставам предварительное расследование было передано из ведения полиции особым чиновникам – судебным следователям. Прокуратура осуществляла судебный, а не общий надзор, как раньше. Вводилась адвокатура – присяжные поверенные, состоявшие на государственной службе, но действовавшие под контролем судебных палат. Судебная реформа была самой демократичной и последовательной из всех реформ.

В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала земская реформа. Новыми органами местного самоуправления в губерниях и уездах стали всесословные выборные учреждения – земства. Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия – землевладельческая – состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости стоимостью от 15 тыс. рублей. Вторая курия – городская – объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. рублей и владельцев недвижимости не менее,  чем на 2 тыс. рублей. Выборы по третьей курии – сельских крестьянских обществ – были многоступенчатыми.

Земства избирались на три года. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.

Работа в земствах способствовала формированию гражданского сознания, развитию российской интеллигенции. Служащие земств и часть дворянства составляли земское движение, главным требованием которого было создание центрального земского учреждения.

Несмотря на ограниченную компетенцию земств, которая в дальнейшем все более и более сужалась, они сыграли немалую роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов: в организации местного кредита, устройстве почт, дорожном строительстве, страховании, в создании медицинской и ветеринарной службы в деревне, в народном образовании.

16 июня 1870 года было утверждено «Городовое положение», положившее начало городской реформе. В городах создавались всесословная городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган). В компетенцию городского управления входили городское благоустройство, попечение о развитии торговли, устройство больниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников. Городской голова, избранный думой (сроком на 4 года, как и сама дума), утверждался губернатором или министром внутренних дел. Они же могли приостанавливать решения городской думы.

Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена узкими рамками хозяйственных вопросов: благоустройство городов, устройство рынков и базаров, попечение о местной торговле и промышленности, о здравоохранении и образовании, принятие санитарных и противопожарных мер.

В течение 12 лет осуществлялись преобразования в армии (1862-1874 гг.). Инициатором и руководителем военной реформы был генерал Д.А. Милютин. В течение 70-х годов в основном завершилось техническое перевооружение армии. После долгих дебатов 1 января 1874 года был утвержден Устав о воинской повинности, коренным образом изменивший систему комплектования армии. Вместо рекрутского набора вводилась всеобщая воинская повинность всего мужского населения по достижении 20 лет. Вместо рекрутчины солдаты служили 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе, матросы соответственно 7 лет и 3 года. Окончившие начальную школу служили 3 года, гимназию – 1,5 года, выпускники вузов – 6 месяцев.

Результатом реформы стало создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.

В 1863-1865 гг. была проведена серия реформ в сфере просвещения и печати. 18 июня 1863 г. был издан новый университетский устав, который предоставлял университетам довольно широкую автономию. 19 ноября 1864 г. был утвержден устав гимназий. Он вводил принцип формального равенства в получении среднего образования для людей всех сословий, но из-за высокой платы за обучение гимназическое образование оказалось доступным лишь детям состоятельных родителей.

По уставу 1864 г. прежние гимназии разделялись на классические и реальные. В классических гимназиях в основу было положено преподавание древних ("классических" языков – латинского и греческого). В реальных гимназиях взамен древних языков увеличивался объем преподавания математики и естествознания.

 

Глава 15. Царствование Александра III

 

Политика контрреформ

1 марта 1881 г. Александр II был убит взрывом бомбы террористами «Народной воли». На российский престол вступил Александр III (1881-1894 гг.).

Александр III жестоко расправился с народовольцами и стал проводить жестокий консервативный  курс. Внутриполитический курс Александра III выразился в проведении мер, направленных на ограничение действия реформ 60-70-х гг., и поэтому получил название "контрреформ".

Министры – либералы были изгнаны из правительства. Значительную роль в выработке концепции политического развития Российской империи в период нового правления сыграл К.П. Победоносцев. Концепция нового политического курса окончательно сложилась к середине 80-х гг. и заключалась в провозглашении незыблемости самодержавия, недопустимости каких-либо преобразований существующего правления, в централизации власти и ограничении прав местного самоуправления, в полной неприкосновенности прав дворянства.

Усилилась  карательная политика по отношению к революционному движению, значительно увеличилась численность корпуса жандармов.  Были приняты меры, призванные успокоить крестьянские массы и ослабить внутреннюю напряженность в российском обществе. Для этого были использованы экономические рычаги – отмена подушной подати, ликвидация временнообязанного положения крестьян и снижение выкупных платежей, создание Крестьянского банка.    

Национальная политика Александра III, в противовес традиционной российской веротерпимости и покровительственному отношению к малым народам, определялась православным патриотизмом и стремлением добиться слияния всех подданных Российской империи в некую единую нацию.

Особенно ярко проявился великодержавный национализм в отношении Царства Польского и Финляндии. В Финляндии, традиционно пользовавшейся правами автономии, была отменена самостоятельность финляндского почтового ведомства, введен обязательный прием русской монеты, преобразован Сенат в целях ослабления его политического значения.

В Польше насильственной русификации подверглась система образования – преподавание всех предметов должно было вестись на русском языке, был закрыт Польский банк.

В Прибалтийских губерниях небывалый размах приобрела русификация путем обращения в православие. Дискриминации подверглась национальная культура украинцев и белорусов, их языки были запрещены к употреблению. Подверглась гонениям Униатская церковь. На Кавказе гонениям подверглась Армянская церковь, была предпринята попытка русификации Грузии, что подрывало традиционно дружеские отношения кавказских народов с Россией.

Политика преследований и ограничений проводилась в отношении евреев.

С июня 1882 г. до конца 1885 г. происходит установление нового правительственного курса и намечаются общие контуры преобразований, главной задачей которых являлось усиление роли поместного дворянства как опоры самодержавного строя.

Университетский устав 23 августа 1884 г. фактически уничтожил автономию университетов. Ректор, деканы и профессора отныне назначались, при этом учитывались не ученые заслуги, а «религиозно-нравственное и патриотическое направление».

1886-1894 гг. стали периодом детальной разработки и проведения в жизнь конкретных проектов «контрреформ».

Последовательно ограничивалась сфера компетенции судов, продолжалось наступление на гласность судопроизводства. Был повышен имущественный и образовательный ценз  для присяжных заседателей, что ставило препятствия к демократизации их состава. Серьезный удар по судебным уставам нанесла ликвидация института мировых судей в связи с введением института земских начальников. Затем была значительно ущемлена самостоятельность органов городского самоуправления. Городской голова и члены объявлялись государственными служащими и, следовательно, попадали под контроль администрации.

Затем последовали реформы местного самоуправления, направленные на усиление в земствах дворянского элемента и резкое сокращение представительства от крестьян. Компетенция земств все более ограничивалась, а административный контроль над ними усилился.

В годы правления Александра III фактически устанавливается всесилие цензуры, направленной как на периодическую, так и на непериодическую печать. Среди запрещенных книг оказались произведения Л.Н. Толстого.

То есть фактически политика контрреформ Александра III свела на нет все либеральные преобразования Александра II.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!