Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «История России»»

/ История России
Лекция, 

Оглавление

Глава 9. Петр I и рождение Российской империи

 

Преобразования Петра I 

Начало существенных перемен в жизни страны тесно связано с именем царя-реформатора Петра I (1696-1725 гг.). В 1682 г. Петр был объявлен соправителем царевича Ивана при регентстве царевны Софьи, сестры царя Федора. Единодержавным правителем формально Петр стал в 1696 г. после смерти царя Ивана.

Преобразования Петра I затронули фактически все сферы общественной жизни, определив на длительную перспективу пути развития страны. Петровские реформы были направлены на максимальную централизацию управления государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества.

В 1711 г. вместо Боярской думы был учрежден Правительствующий Сенат в составе 9 сенаторов. Он стал высшим совещательно - распорядительным органом, действовавшим по указаниям царя и обладавшим одновременно известной самостоятельностью в реализации предписаний свыше. В составе Сената оформились два отделения: Расправная палата по судебным делам и Сенатская канцелярия по вопросам управления. Отдельное место с системе сенатских учреждений занимали институты фискалитета и прокуратуры, выполнявшие функции прокурорского надзора.

В 1711-1720 гг. вместо многочисленных приказов создаются новые центральные ведомства государственного управления – коллегии. Важнейшими являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейская коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства; Штатс-контор-коллегия – за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств. В ведении трех коллегий находились торговля и промышленность: Комерц-коллегия (ведавшая торговлей), Берг-коллегия (занимавшаяся горным делом) и Мануфактур-коллегия (занимавшаяся легкой промышленностью). Судебную систему страны курировала Юстиционная коллегия, а две сословных коллегии – Вотчинная и Главный магистрат  - управляли  дворянским землевладением и городскими сословиями.

Особое место в государственном управлении занимал Преображенский приказ, ведавший  политическим сыском. В дальнейшем он был преобразован в  Тайную канцелярию.

В 1710 – 1719 гг. была начата перестройка органов власти на местах. Страна была разделена на 8 губерний. Во главе каждой губернии стоял назначенный царем губернатор, сосредоточивший в своих руках  исполнительную и судебную власть и подчинявшийся только коллегиям, Сенату и царю.

В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций во главе с воеводами, в свою очередь провинции делились на уезды во главе с земским комиссаром,  избираемым из местных дворян,  или  отставных офицеров. Таким образом, оформилось трехуровневое административно–территориальное деление страны.

Реформы Петра I привели дальнейшему развитию бюрократии – социальной группы профессиональных управленцев. Как государственный институт, бюрократическая система отличалась строгой иерархией учреждений и должностных лиц, единообразием структуры и штатов учреждений, исполнением обязанностей в строгом соответствии с уставами и регламентами верховной власти. Итог формирования бюрократической системы подвела Табель о рангах, принятая в 1722 г.

Табель о рангах вводила иерархическую лестницу государственных должностей из 14 чинов. Она предоставляла возможность  служащему в зависимости от проявленных возможностей, знаний и усердия подняться от низших до высших ступеней служебной карьеры. Впервые в истории страны в качестве основного принципа иерархического (чиновного) деления признавались не происхождение и знатность, а личные способности, образование и практические навыки дворянина. Кроме того, Табель о рангах открывала доступ к дворянским титулам для служащих из низших сословий.

Важнейшей опорой политической системы является регулярная армия. Для обучения офицерских кадров были созданы Бомбардирская и Преображенская военная школа, Навигацкая школа.  В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская Академия.

В 1705 г. оформилась рекрутская система. Правительство  по мере надобности привлекло в армию годных к военной службе людей от определенного количества крестьянских и посадских дворов. Служба в армии была пожизненной.

Для управления делами церкви был создан Светский Правительствующий Синод, для надзора за деятельностью которого Петр I ввел должность обер–прокурора. Члены Синода назначались царем. Таким образом, церковь заняла подчиненное место по отношению к государству и стала  придатком административно-бюрократической системы.

В1721 г. Петр I принял титул Императора. В 1722 г. был принят новый закон о престолонаследии, по которому назначения наследника престола объявлялось вопросом личного усмотрения царя.

Социально-экономическая политика

В области экономики эпоха Петра  характеризуется активным развитием мануфактур, которые появились еще в XVII в., но не получили широкого распространения. Преимущественное развитие при Петре I получили мануфактуры, которые должны были обеспечивать военные нужды государства, поскольку Петр вел активную военную политику. Это были в первую очередь металлургические предприятия,  парусно-полотняная мануфактура, суконный двор и так далее. К середине XVIII в. в стране насчитывалась около 75 металлургических  заводов и 50 предприятий легкой промышленности. К мануфактурам, как правило, приписывались государственные крестьяне, либо владельцы мануфактур покупали крепостных для своих нужд.

Активная внешняя политика требовала больших денег, которые государство получало путем увеличения налогов. Петр I заменил подворное налогообложение подушной податью. В целом, в первой половине XVIII в. в сфере экономики господствовала доктрина меркантилизма, базировавшаяся на поощрении внутренней торговли и производства и активном внешнеторговом балансе.

Серьезную трансформацию претерпела сословная структура России. Господствующим сословием продолжало оставаться дворянство, составлявшее 1% населения. В 1714 году с изданием приказа о единонаследии фактически были отменены различия между двумя видами собственности – поместьем и вотчиной. В итоге разница между поместьем и вотчиной была устранена, и слово «помещик» стало обозначать всякого феодального землевладельца. Недворянам было запрещено приобретать землю и крестьян, и дворянское сословие стало монопольным владельцем земель и крепостных.

Положение крестьянства находилось в прямой зависимости от процесса укрепления дворянской собственности на землю, превращения дворянства в правящее привилегированное сословие, усиления крепостного права, формирования аппарата власти абсолютизма. Законодательство Петра не вмешивалось прямо и непосредственно в отношения между крестьянами и помещиками и не регулировало этих отношений. Но предпринятая Петром крупная финансовая реформа – введение «подушной» подати – способствовала ухудшению юридического положения крепостного крестьянства.

Изменения в культуре

Реформаторская деятельность Петра Великого не ограничивалась сферой государственного управления и военного дела. Она также глубоко изменила быт, нравы и культуру России. Первые реформы Петра в этой области коснулись внешнего вида русских людей. В 1698-1700 гг. последовали царские указы о бритье бород и упразднении старого русского платья. Вводились европейская одежда, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников.

Огромное значение для проникновения западной бытовой культуры в Россию имела посылка молодых дворян за границу, где они знакомились с укладом жизни высших сословий европейских стран. Элементы западной культуры проникали в общество и непосредственно от иностранцев, прием которых на русскую службу в начале XVIII в. резко возрос.

Петр I являлся основоположником светского просвещения России.  Он вызывал в Россию множество учителей из стран Европы,  посылал    туда учиться русских молодых людей. При Петре активно начали печататься книги светского содержания. Он также положил начало и периодической печати.

К 1701 г. в Москве были основаны две школы нового типа: Пушкарская и Навигацкая. Последняя выпускала не только моряков, но и инженеров, учителей цифирных школ, геодезистов, архитекторов и даже гражданских чиновников. В 1715 году была основана Морская академия. Были открыты Медицинская школа, а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы.

Параллельно с реформой в сфере образования в первой четверти XVIII в. бурное развитие получило издательское дело. Для печатания светской учебной, научной и специальной литературы, а также законодательных актов были созданы новые типографии в Москве, Петербурге и других городах. С декабря 1702 года стало выходить в России первое печатное периодическое издание – газета «Ведомости».

В основе развития науки и техники в Петровскую эпоху лежали в первую очередь практические потребности государства. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и в поиске полезных ископаемых.

Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 году. Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.

Ко времени Петра I относятся попытки создания публичных театров в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на исторические  темы и комедии. В области изобразительного искусства в первой четверти XVIII в. активное развитие получает светская живопись, особенно такой ее жанр как портрет. В градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамблей в основном гражданского назначения. Наиболее ярким проявлением этой тенденции стало строительство Петербурга.

Внешняя политика Петра I

Преобразования первой четверти XVIII в. создали внушительный экономический и военный потенциал, позволивший решать внешнеполитические задачи с исключительной настойчивостью, используя при этом самые различные (военные, политические, экономические) средства.

Одним из главных внешнеполитических событий данного периода была Северная война (1700-1721 гг.) против Швеции за выход в Балтийское море. В 1700 г. русским было нанесено сокрушительное поражение под Нарвой. Но уже в 1702-1703 гг. Россия провела ряд успешных операций по изгнанию шведов с берегов Невы. Здесь 3 мая 1703 года была заложена крепость Санкт-Петербург. Крупнейшей победой русской армии в Северной войне считается победа в Полтавском сражении в 1709 г. После Полтавской победы произошло решительное расширение сферы участия России в общеевропейских делах, причем инициатива расширения уже исходила от стран Западной Европы.

В 1714 году в морском сражении у мыса Гангут Балтийский флот одержал крупную победу над Швецией, названную морской Полтавой. В 1721 году в Ништадте был подписан мирный договор, по которому Россия получала Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии с Выборгом.

Одновременно с решением балтийской проблемы и урегулированием отношений со странами северного региона Петр пытался закрепиться на Востоке.

Летом 1722 г. с целью противодействия Ирану (Персии) на Северном Кавказе русские войска, возглавляемые самим Петром, предприняли так называемый Персидский поход и заняли западное  и южное побережье Каспия.  Заключенный в сентябре 1723 года в Петербурге мирный договор с Ираном передавал в русское владение Дербент, Решт и Астрабад – города западного и южного побережья Каспийского моря. Продолжение похода было чревато военным столкновением с Турцией, которого Петр всячески стремился избежать. Поэтому в 1724 г. русское правительство заключило договор с Турцией, подтверждающий условия мирного договора с Ираном.

Значение реформ

Реформы Петра имеют огромное значение для России. Они столь грандиозны по своим последствиям, что дают возможность говорить о допетровской и послепетровской России. В результате этих реформ Россия превратилась в могущественную европейскую державу, имеющую свой флаг, сильную армию и ведущую активную внешнюю политику.

Проведенные Петром I преобразования послужили основой для установления неограниченной или абсолютной монархии. Абсолютная монархия – форма правления, при которой власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. Власть достигает наивысшей степени централизации. Абсолютный монарх правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила.

Деятельность Петра  оценивается неоднозначно. Реформы Петра дали мощный импульс развитию промышленности, торговли, культуры, образования, с другой стороны эти преобразования сопровождались жестокостью и насилием, а иногда  слепым перенесением опыта Западной Европы на российскую почву.

Существовала ли оппозиция петровским преобразованиям? В высших слоях общества серьезной оппозиции реформам не было. В низах, которые несли основную тяжесть реформ, протест был значительным. На протяжении царствования Петра I наблюдались бесконечные возмущения. Особенно крупным было восстание казаков под руководством Кондратия Булавина (1701-1708 гг.).

 

Глава 10. Россия в эпоху дворцовых переворотов

 

Период политической нестабильности

История России с 1725 по 1762 гг. характеризовалась острой борьбой  дворянских группировок за власть, приводившей к частым сменам царствующих особ на престоле, перестановкам в ближайшем их окружении. Они совершались  с необыкновенной легкостью, так как не меняли дворянской природы самодержавия.

28 января  1725 г. после простуды Петр I скончался. В 1722 г. в связи с делом царевича Алексея и ранней смертью  сыновей Петра от брака с Екатериной Петр издал указ, по которому престол наследовал человек, указанный в завещании императора. Сам Петр такого завещания  не оставил. С этого  момента престол становится объектом борьбы различных придворных группировок, в которых огромную  роль играла гвардия.

После смерти Петра I оказалось несколько претендентов на престол. "Старая" знать боролась за кандидатуру Петра Алексеевича – внука Петра I, сына царевича Алексея. Однако "новая" знать, "птенцы гнезда Петрова" во главе с А. Д. Меншиковым, за которым стояла гвардия, желала воцарения Екатерины. Меншикова и Екатерину связывала давняя дружба. Поддержка гвардии решила дело: Сенат провозгласил Екатерину Императрицей.

В 1726 г. при императрице был создан Верховный тайный совет, обладавший высшими законодательными правами, но реальная власть сосредоточивалась в руках А.Д. Меншикова. Его усилия были направлены главным образом на всемерное обогащение и упрочение собственных позиций. Верховный тайный совет был чисто «абсолютистским органом» и вел свою родословную от негласных советов Петра I. Именно у Петра родилась мысль о создании небольшого, более гибкого, чем Сенат, постоянного органа. Его создание отвечало задаче сосредоточения власти в руках абсолютного монарха. Ту же цель при Екатерине преследовала перестройка работы коллегий (сокращение штатов, тенденция к единоначалию),  местного государственного аппарата.

Екатерина царствовала недолго – до своей смерти 5 мая 1727 г. Следующим императором стал 11-летний Петр II (1727-1730 гг.). С его воцарением в Верховном тайном совете возобладала старая аристократия. Но и это царствование оказалось недолгим. В середине января 1730 г. накануне свадьбы  с Е.А. Долгоруковой Петр II простудился на охоте и скоропостижно умер.

Завещание Екатерины I предусматривало, что, если Петр Алексеевич умрет, не оставив потомства русский престол должен перейти к ее дочерям. Но члены Тайного верховного совета решили короновать Анну Иоанновну, вдовствующую герцогиню Курляндскую, дочь брата Петра I Ивана Алексеевича.

Царствование Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) получило название бироновщины и обычно оценивается как некое безвременье, период засилья иностранцев. Однако Анна Иоанновна активно участвовала в управлении государством. В ее царствование наблюдается дальнейшее усиление относительной самостоятельности абсолютной власти. Анна Иоанновна издала манифест об упразднении Верховного тайного совета и восстановлении Правительствующего Сената. Однако вскоре все бразды правления было решено вновь сосредоточить  в небольшом по составу совете при императрице, получившем название Кабинета министров. По сути дела, Кабинет явился прямым преемником Верховного тайного совета. При Анне Иоанновне была продолжена линия на подчинение  церкви государству и превращение священнослужителей в послушный самодержавию специфический род чиновничества.

В 30-е г. далеко вперед шагнула экономика. Определенные успехи были достигнуты  во внешней политике.

Перед смертью императрица выбрала наследником Ивана Антоновича – правнука Ивана Алексеевича (брата Петра I), который был еще младенцем. 25 ноября 1741 г. при помощи гвардейцев на престол взошла дочь Петра I Елизавета (1741-1761 гг.).

Елизавета восстановила многие государственные учреждения, в частности, Сенат, как высший государственный орган, и ликвидировала стоявший над ним Кабинет министров.    

Правление Елизаветы ознаменовалось расцветом фаворитизма. Братья Разумовские и И.И. Шувалов играли огромную роль в формировании государственной политики. В целом же фаворитизм был противоречивым явлением. С одной стороны, он был показателем зависимости дворянства от монаршей щедрости, а с другой – своеобразной, пусть и достаточно робкой, попыткой приспособления государства к запросам дворянства.

Короткое правление племянника Елизаветы и внука Петра Великого Петра III (1761-1762 гг.) было ознаменовано его пропрусскими симпатиями, а также Манифестом о дворянской вольности, упразднением Тайной канцелярии, запрещением преследования раскольников (усилившегося при Елизавете) и подготовкой указа о секуляризации церковных земель.

В условиях частых дворцовых переворотов и смен лиц, стоявших во главе государственного правления, конечно, не могло идти речи о продолжении и развитии крупных реформ, осуществленных в царствование Петра I. Правительства, сменявшие друг друга, ограничивали свою деятельность мероприятиями частного характера. Однако импульс петровских преобразований оказался настолько силен, что страна в основном продолжала развиваться по тому пути, на который ее направил царь-реформатор.

Внешняя политика

Внешнеполитические задачи во второй четверти – середине XVIII в. решались Россией менее энергично, чем это было при Петре I. Основными задачами оставались борьба со Швецией, укрепление позиций в Центральной Европе и войны с Турцией за выход к Черному и Средиземному морям.

Поводом к русско-турецкой войне (1735-1739 гг.) послужили набеги на территорию России крымских татар, вассалов Османской Империи. Союзником России в войне была Австрия. В 1739 г. был подписан Белградский мир. К России отошли Азов без права укреплять его и небольшая территория между Северным Донцом и Бугом. Выход к Черному морю оставался за Турцией.

Безусловным внешнеполитическим успехом явилось принятие подданства России казахским ханом Абулхаиром. На границе казахской степи был выстроен город-крепость Орск, а в 1742 г. – Оренбург. По обе стороны от Оренбурга началось сооружение новой линии русских крепостей.

Во времена Анны Иоанновны организуется вторая Камчатская экспедиция с целью изучения севера Сибири и берегов Америки. Экспедиция положила начало освоению Северного морского пути и сыграла большую роль в русском продвижении на Аляску.

Швеция попыталась взять реванш за поражение в Северной войне и объявила России войну (1741-1747 гг.). Результатом ее стало подтверждение итогов Северной войны. К России отошла небольшая территория в Финляндии.

Из внешнеполитических событий середины века наибольшее значение имела Семилетняя война (1756-1763 гг.), в которой участвовали две коалиции европейских держав. В одну входили Пруссия и Англия, в другую – Франция, Австрия, Швеция, Саксония и Россия.

1758-1760 гг. принесли успех русской армии. В 1758 г. был взят Кенигсберг, 1760 г. русские войска вошли в Берлин. Пруссия стояла перед катастрофой, и прусский король Фридрих II был готов заключить мир на любых условиях. Однако воцарение Петра III резко изменило позицию России в войне. В 1762 г. Россия заключила мир с Пруссией и вернула ей все завоеванные территории. Это решение осложнило всю международную обстановку, менять которую предстояло уже Екатерине II.

 

Глава 11. «Просвещенный» абсолютизм Екатерины II. Павел I

 

Реформы Екатерины II

Царствование Екатерины II (1762-1796 гг.) положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, которая продолжалась до 1815 г.  и характеризовалась попытками проведения либеральных реформ при сохранении неограниченного самодержавия.

Просвещенный абсолютизм – это явление общеевропейское. В Европе оно было представлено такими яркими личностями как король прусский Фридрих II, шведский Густав III, император Австрии Иосиф II и др. Эта эпоха была пронизана идеями французских просветителей и характеризовалась появлением нового класса – буржуазии, открыто заявившей о своих претензиях на экономическую и политическую власть, остро критиковавшей деспотических правителей и засилье католической церкви.

В свое царствование Екатерина II стремилась провести либеральные реформы, направленные на формирование в России «новой породы людей», которая стала бы социальной базой для европейского типа развития, старалась внедрить широкое народное образование, пыталась искоренить крепостное право.

Екатерина II осознавала несовершенство существующего законодательства и полное отсутствие правопорядка в стране.

В 1767 г. в Петербурге по приказу императрицы собралась Уложенная комиссия для пересмотра российских законов (Уложения 1649 г.), составленная из депутатов всех сословий, кроме крепостных крестьян. Всего было избрано 564 депутата. Одновременно это была и попытка прощупать настроение и расклад сил в обществе.

Перед началом работы комиссии Екатерина обратилась к ней с посланием – «Наказом», в котором были использованы идеи Монтескье и итальянского юриста Беккариа о равенстве всех граждан пред законом и презумпции невиновности. Екатерина считала, что для успешного проведения реформ необходимо предоставить гражданские права, прежде всего, «самому правящему классу». Вместе с тем императрица считала, что единственно приемлемой формой правления для России является абсолютная монархия, и «всякое другое правление не только было бы для России вредно, но и вконец разорительно».

В «Наказе» Екатерина поставила проблему крепостничества, поскольку понимала, что крепостное право является тормозом для проведения реформ. Действия комиссии показали, что дворяне незыблемо стоят на страже своих прав и привилегий и борьба с ними может закончиться потерей власти. Поэтому, воспользовавшись началом войны с Турцией, в 1768 г. Уложенная комиссия была распущена.

Реформа органов центральной власти. В целях усиления абсолютизма были перестроены органы центральной власти. Екатерина II считала, что Сенат присвоил себе слишком большую власть, и в 1764 г. реформировала его, разделив на 6 департаментов. Четыре находились в Петербурге, а два в Москве. Каждый департамент при этом выступал как самостоятельное подразделение со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство Сената и ослабляло его. Фактически при Екатерине Сенат стал административным органом, лишенным законодательных прав. В системе управления была резко усилена роль доверенного лица – генерал-прокурора Сената. Он руководил созданной в 1762 г. Тайной экспедицией при Сенате – институтом политического розыска, созданным взамен Тайной канцелярии и просуществовавшим до 1801 г.

Необычайно возросла роль личной канцелярии императрицы. Подготовка законодательных актов с 1768 г. сосредоточилась в Совете при высочайшем дворе. Создание его еще раз ярко продемонстрировало стабильность высших советов при особе монарха как институт русского абсолютизма.

Реформа местного управления. В 1775 г. была проведена губернская реформа и издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Екатерина II подняла статус губернаторов, выведя их из подчинения Сенату и сделав представителями власти монарха на местах. Губернаторы назначались монархом, им подчинялась полиция, воинские гарнизоны, органы сыска и государственной безопасности. Было упрощено административное деление. Увеличилось число губерний: их стало 50, с примерно равным количеством населения (200-300 тыс. душ мужского населения). Исчезло промежуточное деление губерний на провинции, остался только уезд.

Судебная реформа. Был сделан подготовительный шаг к разделению властей: произошло отделение судебной власти от административной и ее организационное оформление. Уголовное судопроизводство было отделено от гражданского. Предпринималась попытка реализовать равенство всех перед законом через понятие «суд равных», то есть человека могли судить только люди, равные ему по званию. В результате была создана развитая система судов разного уровня: уездный суд в уезде и верхний земский суд в губернии - для дворян; городовой суд и губернский магистрат - для горожан; нижняя и верхняя расправа – для государственных крестьян. Кроме того, в губерниях создавался «совестный суд» из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции.

Реформа образования. Екатерина II продолжила реформу образования, начатую при Петре. В Москве и Петербурге были открыты училища и воспитательные дома закрытого типа. Особое значение имело создание Общества Благородных девиц (Смольный монастырь или Смольный институт). Оно положило начало женскому среднему образованию в России. Созданная в 1763 г. Медицинская академия была первым в России учебным заведением, готовящим профессиональных медиков.

Реформа установлений о престолонаследии. Чтобы оградить трон от рвущихся к власти, Екатерина установила строгое единонаследие императорского престола. (Наследником мог быть только принадлежащий к императорской фамилии «по роду и крови».) Наследование престола происходило преимущественно по мужской линии с предпочтительностью прав первородства (наследование «по крови» предполагает  передачу права наследника старшему сыну, а в дальнейшем его детям.). Три четверти XVIII в. в России правили женщины. Екатерина II была последней. Она, по сути, закрыла женщинам путь на престол. Только в случае отсутствия  наследника мужского пола в трех поколениях престол могла наследовать женщина, принадлежавшая к императорской фамилии "по роду и крови".

Социальная политика

Отличительной чертой социального развития России стало значительное расширение привилегий дворянства, получение которых облегчала относительная нестабильность государственной власти.

Дворянство очень тяготилось теми ограничениями, которые ввел для них Петр I, в частности, обязанностью бессрочной службы. В проектах, поданных в 1730 г. Анне Иоанновне, дворяне предлагали ограничить обязательную службу определенным сроком и освободить их от наиболее тяжелых ее видов (например, на кораблях в матросах). Но только через 6 лет появился закон, который ограничивал срок этой службы 25 годами. Часть дворян освобождалась от службы вообще: из нескольких сыновей отец-дворянин мог одного оставить дома «для содержания экономии». Когда после окончания русско-турецкой войны 1739 г. этот закон вступил в действие, дворяне, выслужившие 25-летний срок, массами стали подавать прошения об отставке.

В правление Анны Иоанновны дворянство добилось удовлетворения и некоторых других своих требований. Так, в 1731 г. ему было возвращено право распоряжения вотчинами, ограниченное законами Петра I о единонаследии: дворянам снова разрешалось делить свои имения между всеми детьми. 18 февраля 1762 г. Петр III подписал Манифест о вольности дворянской, который освобождал дворян от обязательной службы государству, а повинности, ранее возлагавшиеся на них законом, теперь превращались в требование их гражданской совести. Сами дворяне восприняли этот указ как освобождение от каких бы то ни было обязательств по отношению к государству.

В 1785 г. Екатериной II была утверждена «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства». Дворянство получило гражданские права, давно закрепленные за собственниками на Западе:

1.  Честь, жизнь и имущество дворянина можно было отнять только в том случае, если он совершил преступление, доказанное в суде. Судить дворянина мог только суд, состоящий из равных ему по положению. Дворяне окончательно освобождались от телесных наказаний.

2.  Свобода выбора занятий. Служить государству или не служить, решал сам дворянин.

3.  Полные права частной собственности. Дворянин мог свою собственность продать, купить, завещать, разделить, заводить фабрики или распылить по ветру.

4.  Свобода выезда за границу.

Таким образом, можно заключить, что в целом абсолютистское государство проводило продворянскую политику, и дворянство являлось его главной социальной опорой.

Большое внимание уделялось развитию городов. Условия для этого создавала Жалованная грамота городам 1785 г. Было расширено городское самоуправление, вводилось «градское общество» - общество горожан как правовое понятие. В него включались жители, имеющие недвижимость и проживающие в городе постоянно. Градское общество получило право делать представления губернатору «о своих общественных нуждах и пользах», а граждане – право занимать выборные должности по достижении 25 лет при обладании капиталом не ниже 5000 руб.

Была организована сложная система местного самоуправления на основе разделения горожан на разряды. Все население городов разделялось на 6 разрядов, или классов: 1) «настоящие городские обыватели» (владельцы недвижимых имуществ), 2) купцы, разделившиеся на три гильдии (соответственно сумме «объявленного» капитала), 3) ремесленники, входившие в цехи, 4) иногородние и иностранные гости, 5) «именитые граждане» (люди с высшим образованием и крупные капиталисты), 6) «посадские», жившие промыслом и работою и не входившие в другие группы.

Высшим органом было собрание градского общества, избиравшее городского голову, общую городскую думу и шестигласную думу (по числу разрядов). К выборным органам перешли вопросы благоустройства, продовольственное дело, развитие торговли, промыслов.

Самоуправление давало наибольшие права собственникам – владельцам недвижимости и капитала. Наиболее состоятельные («именитые граждане») пользовались особым почетом и были освобождены от телесных наказаний. Гильдейное купечество освобождалось  от повинностей и служб, а купцы первой гильдии – от телесных наказаний. Градское общество получило права юридического лица. Оно могло заводить собственность, иметь доходы с имущества, собирать с городского населения специальные сборы.

Прогрессивный тип развития вел к росту числа городов и их влияния как экономических и культурных центров. С 1775 по 1785 г. в России появилось 216 новых городов. Одновременно исчез ряд старых городов, которые в древности имели значение крепостей. В течение XVIII в. городское население в России постоянно увеличивалось, к концу века превысив 2 млн. человек. Но несмотря на заботы Екатерины о развитии и росте «среднего рода людей», городской класс в России никогда не достиг ни того благосостояния, ни того социального влияния, которого достигла буржуазия западноевропейских стран.

Государственная политика в отношении казачества была направлена на стирание его социокультурных особенностей и превращение в одно из сословий России, выполняющее определенные (воинские) функции. По воли власти, помимо исторически сформировавшихся, появилось Кубанское, Оренбургское, Астраханское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское и Енисейское казачество. В состав этих казачьих войск входили казаки из исторических казачьих областей, прежде всего с Дона; другие служилые люди; те, кто хотел переехать на новые места. Несмотря на размывание, расширение территории, казачество в дореволюционной России сохраняло свою самобытность и внутреннее корпоративное устройство.

Особенно тяжелым было положение крестьян. Права крепостных крестьян последовательно сокращались. В XVIII в. расширились права помещика в распоряжении трудом и личностью крестьянина. Власть помещика распространялась на сбор податей с его крепостных и на уголовную юрисдикцию над ними. Крестьянам не разрешалось вступать в любые денежные обязательства без разрешения владельца. Помещики присваивали себе право женить и выдавать замуж своих крестьян. В 1741 г. крепостные крестьяне были исключены из числа лиц, обязанных приносить присягу монарху; отныне, следовательно, они уже не признавались подданными государства, а рассматривались, как подданные своих господ.

Екатерина II высказывалась за отмену крепостного права, но не решилась сделать это. Поскольку разом освободить крестьян, было слишком трудным делом, она придумывала разные переходные способы частичного решения этого больного вопроса. Монастырские земли были изъяты у церкви, и крестьяне, работавшие на этих землях, стали государственными под названием «экономические». Учреждая новые города из сел, населенных крепостными, государство выкупало эти земли у помещиков, и крестьяне становились свободными. Ограничена была продажа крестьян без земли.

Крестьяне, доведенные до отчаяния, бунтовали, убивали своих господ. Никогда, может быть, побеги крепостных не были так часты, как в середине XVIII в. Так называемые, «воровские компании», за которыми в 40-50-х гг. охотились регулярные правительственные войска, наполовину состояли из беглых помещичьих крестьян.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!