Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «История России»»

/ История России
Лекция, 

Оглавление

Социально-экономическое развитие Российской Федерации 

Экономическая политика, проводившаяся «перестроечным» руководством КПСС и характеризовавшаяся попытками совместить введение рыночных механизмов с социалистическими методами хозяйствова­ния, потерпела крах. Новое российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным пошло на радикальные меры по реформированию экономики страны. Уже в конце октября 1991 г. Ельцин выступил с изложением программы радикальных экономических преобразований, в основе которой лежали методы западной «шоковой терапии», переработанные применительно к российским условиям группой экономи­стов во главе с Е.Т. Гайдаром. Программа реформ предусматривала введение свободных цен на товары и услуги (либерализацию цен), «запуск» механизма конкуренции между отраслями промышленности и предприятиями, освобождение из-под государственного контроля внутренней и внешней торговли и, наконец, широкую приватизацию и акционирование основных средств, принадлежащих государству в промышленном и сельскохозяйственном производстве - «разгосудар­ствление», которое должно было превратить массы населения в собст­венников и предпринимателей. Намечалось также проведение жесткой антимонопольной политики. Социально незащищенные слои населе­ния (пенсионеры, дети, инвалиды и т. п.) должны были при этом получить адресную поддержку со стороны государства.

Согласно принятой группой Гайдара концепции, постсоветская экономика не могла быть усовершенствована или улучшена, она подлежала немедленному демонтажу при одновременной ломке всей командно-бюрократической системы управления и распределения.

Первой радикальной реформой стал отпуск розничных цен с 1 января 1992 г. По прогнозам правительства, освобождение цен на внутреннем рынке должно было привести к сравнительно невысокому их росту. Был установлен индекс повышения заработной платы в бюджетной сфере, пенсий, стипендий и других выплат - на 70%. Однако цены сразу же выросли в 10-12 раз, а к декабрю 1992 г. - в 100-150 раз. Результатом явилось резкое падение уровня жизни большинства россиян.

Одновременно с отпуском цен последовали меры по либерализации торговли. Это привело к тому, что в 1992 г. в широких масштабах осуществлялось «первоначальное накопление капиталов» за счет спе­кулятивных операций в торгово-закупочной сфере. В их основе лежало использование значительной разницы между государственными заку­почными ценами и розничными ценами свободно регулируемого рын­ка. Наиболее опасным следствием этого процесса явилось накопление огромной денежной массы вне сферы государственного контроля и налогообложения.

Наконец, третьей важнейшей задачей макроэкономической модер­низации явилось разгосударствление собственности в стране путем акционирования и приватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе бесплатной раздачи всему населению страны приватизационных чеков номинальной стоимостью 10 тыс. руб. Именно ваучерная приватизация, согласно концепции радикальных экономических преобразований, должна была нейтрали­зовать негативные последствия рыночных реформ и способствовать формированию среднего класса - слоя собственников-акционеров. Однако ваучерная приватиза­ция не дала ожидаемого экономического эффекта и не привела ни к оживлению промышленного производства, ни к появлению массы граждан-собственников. Более того, в процессе приватизации было допущено множество злоупотреблений, причем, чаще всего занижалась реальная стоимость приватизируемых предприятий.

Итоги проведения экономических реформ в 1992-1993 гг. проде­монстрировали их внутреннюю противоречивость. Построить за один год эффективную модель экономики в действительности оказалось невозможно. Вместе с тем, благодаря свободному ценообразованию началось наполнение рынка товарами. Процесс массовой приватиза­ции постепенно привел к формированию в обществе рыночных отно­шений. Началась структурная перестройка основных отраслей экономики, в рамках которой ведущую роль играли факторы спроса и предложения, а не госзаказ.

С другой стороны, «шокотерапия» вызвала небывалый рост социального напряжения в обществе, развал целых отраслей промышленности (включая военно-промышленный комп­лекс), был нанесен сокрушительный удар по внерыночным, или бюд­жетным сферам - науке, культуре, медицине, образованию и др. Трагической ценой радикальных преобразований стало резкое увели­чение смертности россиян, которая возросла в 1993 г. на 20 % по сравнению с предыдущим годом. Одновременно было зафиксировано снижение рождаемости - на 14 % за тот же период. Новым явлением российской действительности стало появление официально зарегист­рированных безработных (на конец ноября 1992 г. было зафиксировано 1,4 млн. безработных). VII Съезд народных депутатов в декабре 1992 г. признал работу правительства неудовлетворительной.

Важнейшими задачами правительства в реформировании экономи­ки страны в 1994-1996 гг. являлись жесткий контроль со стороны государства за состоянием производства и сдерживание инфляции с последующим достижением финансовой стабилизации, выравнивание доходов по отраслям, регионам и различным социальным группам, а также сохранение минимальных социальных стандартов в сфере госу­дарственного обеспечения.

В результате производимой структурной перестройки экономики России в наиболее тяжелом положении оказались предприятия слож­ного машиностроения и наукоемкого производства, где спад достиг 70-80 %. Вместе с тем относительно благоприятно складывалась ситуация в сырьевых отраслях добывающей промышленности, прежде всего в нефтяной и газовой промышленности и в черной металлургии, продукция которых имеет прямой выход на зарубежные рынки.

В 1996-1997 гг. главной задачей руководства РФ в сфере эконо­мики являлось соблюдение жесткой финансовой дисциплины и сокра­щение бюджетных расходов. Важнейшим источником пополнения государственной казны было признано, наряду с сохраняющимися внешними заимствованиями (внешний долг России в 1996-1997 гг. составил свыше 130 млрд. долл., включая долги, унаследованные от СССР), привлечение внутренних финансовых ресурсов за счет высо­кого процента прибыльности государственных обязательств, а также привлечение средств от реализации программы приватизации.

По мнению ряда экспертов, российская экономика к концу 1997 г., казалось бы, миновала стадию затяжного структурного кризиса. Боль­шинство показателей на макроэкономическом уровне по итогам года свидетельствовали о тенденции к некоторой стабилизации промыш­ленного производства. Россия начала входить в полосу относительно стабильных, хотя и весьма высоких по мировым стандартам, цен.

Важнейшим показателем изменений в макроэкономической сфере является динамика доходов и потребительских расходов населения России. Масштабный финансово-экономический кризис августа 1998 г. не мог не привести к существенному падению доходов и изменению структуры потребления большинства россиян. Так, реальные личные доходы наших соотечественников к лету 1999 г. сократились в среднем примерно на 25 %, а в структуре потребления (потребительских расхо­дов) - снизились на 20 %, причем резко возросло потребление более дешевых отечественных товаров.

Внешняя политика России

Распад Советского Союза и провозглашение Содружества Неза­висимых Государств выделил две сферы внешнеполитических ин­тересов России: традиционное дальнее и новое ближнее Зарубежье, т. е. бывшие республики СССР.

Ельцинская администрация, как прежде горбачевская, очевид­ное предпочтение отдавала дальнему Зарубежью, главным образом укреплению отношений с США. В январе 1993 г. в Москве был заключен договор с США. В конце 1991 - начале 1992 гг. пре­зидент Б. Н. Ельцин выступил с первыми внешнеполитическими инициативами.

В январе 1993 г. в Москве между Россией и США был заключен договор ОСНВ-2, предусматривавший взаимное сокращение к 2003 г. ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уров­нем, установленным соглашением по ОСНВ-1.

Проблема ближнего Зарубежья - вообще наиболее трудная и болезненная для российского руководства. В рамках СНГ Россия подписала свыше 250 документов, регулирующих взаимоотно­шения с другими государствами Содружества (создание единого рублевого пространства на период хозяйственной стабилизации, отлаживание режима границ, совместного изучения космоса, обме­на информацией и т.д.). Был заключен договор о коллективной безопасности (в нем участвуют б из 11 стран СНГ), утвержден Устав СНГ (7-ю странами). Законотворчество, однако, не привело к оформлению Содружества в серьезную и действенную органи­зацию. Это объясняется и отсутствием взаимовыгодного эконо­мического союза между молодыми независимыми государства­ми, и наличием большого числа нерешенных вопросов, омрача­ющих их отношения.

Межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывала дискриминация проживающего там русскоязычного населения и нерешенность некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией.

К концу 90-х годов на долю СНГ приходилось 22% российского товарооборота. Главными партнерами РФ оставались Белоруссия и Украина.

На международной арене основными торговыми партнерами России оставались государства Европейского союза. В июне 1999 г. руководи­тели стран — членов ЕС приняли документ «Общая стратегия Европей­ского союза в отношении России». Документ стал основой сотрудниче­ства между государствами. Однако начавшиеся военные действия в Чечне вызвали серьезный конфликт в отношениях между ними.

В марте — апреле 1999 г. в связи с так называемым югославским конфликтом осложнились отношения между Россией и НАТО. Под предлогом защиты косовских албанцев от притеснений сербов военное командование НАТО предприняло военную операцию против Республи­ки Югославия. В ответ на агрессивные действия НАТО Россия отказа­лась от разработанных ранее программ сотрудничества с ними.

 

Глава 36. Россия в начале ХХI столетия

 

Смена руководства страны на рубеже 1999—2000 гг. завершила определенный этап в жизни постсоветской России, стала своеобраз­ным рубежом в ее общественно-политическом и экономическом раз­витии. Новые государственные лидеры, опираясь на предшествую­щий исторический опыт России, направили свои усилия на консоли­дацию общества, укрепление его стабильности и подъем экономики, повышение роли России на международной арене.

Начавшиеся в 90-е годы XX в. либерально-демократические пре­образования во всех сферах жизни общества интенсивно продолжа­ются в начале нового столетия. Предстоит решить ряд сложных про­блем для стабилизации политической системы и экономики, для ук­репления внешнеполитических контактов России и повышения ее роли на международной арене.

К началу XXI в. окончательно определились границы Российской Федерации, ее территория. Общероссийская перепись 2003 г. показа­ла, что по своей площади она занимала первое место в мире. Чис­ленность населения составляла 145,2 млн человек — на 1,8 млн меньше по сравнению с переписью 1989 г. Среди россиян насчиты­валось 106,5 млн горожан и 38,7 млн сельских жителей. Россия ос­тавалась одной из самых многонациональных стран мира: на ее территории проживали представители свыше  160 национальностей; бо­лее 80% населения составляли русские.

Были утверждены государственные символы России: трехцветный (бело-сине-красный) флаг и герб в виде двуглавого орла. Красный флаг остался за Вооруженными силами страны. Слова гимна на му­зыку бывшего гимна СССР (композитор А. В. Александров) написал поэт С. В. Михалков.

Международные связи России

В начале нового столетия замет­но активизировалась внешняя политика России. Восстанавливались политические, экономические, культурные связи с ведущими страна­ми мира — США, Германией, Великобританией, Францией, Италией. Конкретные вопросы сотрудничества обсуждались на встречах Пре­зидента В. В. Путина с главами зарубежных стран, а также во время визитов за рубеж министров иностранных дел И. Иванова, затем С. Лаврова и делегаций Государственной Думы.

Существенное воздействие на развитие международных отноше­ний оказали события 11 сентября 2001 г. В этот день террористы од­ной из международных организаций, завладев несколькими пассажирскими самолетами, направили их на здания Всемирного торгово­го центра в Нью-Йорке. Здания были разрушены, свыше 3 тысяч человек погибли. Ответной мерой США стал курс на ликвидацию баз международного терроризма, на объединение в борьбе с терро­ризмом стран Европы и Азии. В 2002 г. США предприняли военную операцию в Ираке. Ирак был объявлен местом пребывания террори­стов, причастных к событиям 11 сентября, и главным производите­лем оружия массового уничтожения. Россия не поддержала нападе­ние США на Ирак. Государственная Дума призвала страны к мирно­му урегулированию конфликта на основе норм международного права. Вместе с тем идея объединения усилий государств в борьбе с терроризмом получила поддержку со стороны российского руковод­ства. Россия ратифицировала Международную конвенцию по борьбе с международным бомбовым терроризмом. Была достигнута догово­ренность с Европейским Союзом о совместном антитеррористиче­ском сотрудничестве. Было заключено соглашение с НАТО, преду­сматривающее объединение усилий стран в борьбе за обеспечение международной безопасности.

В мае 2002 г. в Москве во время встречи В. В. Путина с амери­канским президентом Дж. Бушем была подписана декларация, на­правленная на расширение всестороннего сотрудничества между странами. Вопросы укрепления партнерства США и России обсужда­лись на нескольких последующих встречах глав государств. Однако курс на укрепление сотрудничества не помешал США заявить об од­ностороннем выходе из договора о противовоздушной обороне (ПРО) и продолжить строительство военных баз на приграничных с Россией территориях.

Многосторонние и двусторонние договоры связывали Россию с государствами Западной Европы. Германия, Италия и Франция ста­ли наиболее крупными партнерами страны в области внешней тор­говли. Осуществлялось сотрудничество с международными экономи­ческими организациями. Так, Россия согласилась с предложением своих партнеров о необходимости списать долги с Ирака в связи с его тяжелым положением, вызванным боевыми действиями.          

Недостаточно эффективно развивались отношения России с государствами Центральной и Восточной Европы, которые в своей внешней политике все более ориентировались на США и западноевропейские державы.                                 

Углублялись внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Индией и Китаем. Россия, как и прежде, оказывала помощь Индии в сфере энергетики и металлургии. При участии российских организаций велись работы на металлургическом заводе в Бхилаи. В отношениях с Китаем полу­чило развитие взаимное инвестирование. В России действовали свы­ше 400 предприятий с китайским капиталом. В то же время в КНР насчитывалось около 1200 фирм с российским участием (в основном в химической и ядерной промышленности). Были определены пути расширения политических и экономических контактов России и не­которых стран Латинской Америки. Договоренности о конкретных действиях в этой области удалось достичь во время поездки Прези­дента В. В. Путина в Бразилию и Чили.

Как и в предшествующие годы, руководство страны стремилось к расширению отношений с участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). В соответствии с двусторонними договорами уве­личивались объемы торгово-экономических связей, росли поставки в страны СНГ российского газа и нефти. Принимались меры по уг­лублению интеграционных процессов в экономике государств. По предложению России велись переговоры с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании единого экономического пространства с еди­ной торговлей, налоговой и денежно-финансовой политикой. Вместе с тем в отношениях Российской Федерации с некоторыми из быв­ших советских республик сохранялись противоречия и неразрешен­ные вопросы. Особенно осложнились отношения с Грузией и Украи­ной, где в связи с парламентскими (в другом случае — президент­скими) выборами возникли глубокие внутренние конфликты.

Общественно-политическое развитие

Первостепенное внимание в области внутренней политики было направлено на укрепление ос­нов российской государственности. В 2000 г. для совершенствования механизма укрепления страной были созданы 7 федеральных окру­гов. Во главе округов стояли полномочные представители Президента, призванные согласовывать работу местных органов власти на ос­нове российской Конституции. Произошла реорганизация Совета Фе­дерации — верхней палаты Федерального Собрания России. Место глав регионов в Совете заняли назначаемые ими лица, имеющие опыт работы в законодательной сфере. Бывшие члены верхней пала­ты парламента составили основу совещательного Государственного Совета при Президенте. Осенью 2004 г. была проведена еще одна реформа в системе государственной власти — переход от общена­родного избрания губернаторов к утверждению их федеральными парламентами по представлению Президента России.

Одно из центральных мест в деятельности Государственной Ду­мы занимала проблема разграничения обязанностей между федераль­ными, региональными и местными органами власти. Были определе­ны пути взаимодействия всех трех уровней власти на основе россий­ской Конституции и федерального законодательства.

Продолжалась работа по политическому урегулированию обста­новки в Чечне. В 2003 г. состоялся референдум по Конституции, ко­торая утвердила Чечню как субъект Российской Федерации. Прези­дентом республики стал бывший муфтий, а затем глава администра­ции Чечни Ахмат Кадыров. Создавались республиканские институты власти. Претворялась в жизнь принятая в январе 2001 г. федеральная программа восстановления экономики и социальной сферы. Однако сепаратистские тенденции в республике не исчезли. При участии ме­ждународных экстремистских организаций чеченские боевики орга­низовали несколько крупных терактов (взрыв Дома правительства в Грозном, нападение на Ингушетию, захват заложников в Москов­ском театральном центре на Дубровке, захват школы в Беслане и др.). Продолжались террористические действия против представи­телей местной администрации. В мае 2004 г. был убит президент республики. Новым главой Чечни стал Алу Алханов, прежде воз­главлявший республиканское МВД.

Развитию и укреплению нового политического порядка в стране, улучшению многопартийности должен был способствовать Закон о политических партиях России (2001 г.). Закон предусматривал пре­вращение партий в общефедеральные организации. В ходе последую­щей перерегистрации некоторые из них прекратили существование. В то же время создавались новые политические объединения. Наибо­лее крупной и влиятельной среди них стала партия «Единая Рос­сия», возникшая в результате слияния общественно-политических движений «Единство» и «Отечество — вся Россия». Именно эта пар­тия явилась главной опорой продолжавшихся политических и эконо­мических преобразований.

7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу IV созыва. В парламент были избраны 450 депутатов. Подавляющая часть их принадлежала к партии «Единая Россия» (350). КПРФ по­лучила 52 места, ЛДПР — 36, «Родина» — 36. Группу независимых составили 23 депутата. Представители оппозиционных партий «Союз правых сил» и «Яблоко» в Госдуму не прошли, так как не набрали необходимого количества голосов. Председателем Думы стал Б. В. Грызлов, занимавший ранее пост министра внутренних дел Рос­сийской Федерации.

Социально-экономическое развитие

Первые годы нового столе­тия явились переломными для российской экономики. Были преодоле­ны тяжелые последствия экономического кризиса (дефолта) 1998 г. и началось постепенное оживление всей хозяйственной системы.

Приоритетное внимание в планах экономического развития на период до 2010 г., разработанных Министерством торговли и про­мышленности, уделялось дальнейшему формированию и совершенст­вованию рыночных отношений. В этих целях продолжался, хотя и медленно, процесс приватизации. В 2003 г. в стране действовали почти 3,9 тыс. предприятий и организаций, из них 76,8% в негосу­дарственном секторе. Крупные монополии заняли прочные позиции в газовой и нефтяной промышленности, в электроэнергетике. Широ­кую известность не только в России, но и за рубежом приобрели созданные в 90-е годы компании ЛУКОЙЛ, Сибнефть, Газпром, ЮКОС, Норильский никель, РАО ЕЭС (Единая энергетическая сис­тема). Стремясь к получению неограниченных прибылей, некоторые предприниматели (олигархи) пытались использовать в этих целях за­конотворчество, внедряли своих представителей в органы власти. На­рушалось налоговое законодательство.

Совершавшиеся в экономике структурные преобразования потре­бовали упорядочения отношений государственной власти и частного бизнеса. Принимались меры по предотвращению злоупотреблений со стороны крупных промышленников и компаний. Государственная Дума III созыва утвердила Закон «О конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности на товарных рынках». Усилилось ре­гулирование деятельности монополий в электроэнергетической сфере. Чтобы не допустить сращивания бизнеса и силовых структур, спец­службам запрещалось излишнее вмешательство в работу предпри­ятий. Совершенствовалось налоговое законодательство, а к наруши­телям его применялись жесткие меры. В 2003—2004 гг. были при­влечены к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупных размерах руководители нефтяной компании ЮКОС. Было продано главное добывающее предприятие ЮКОСа — Юганскнефть. Позднее оно стало частью крупнейшей государственной монополии Газпрома.

Были приняты новые законодательные акты, направленные на улучшение условий деятельности средних и мелких предприятий. В 2003 г. насчитывалось свыше 280 тыс. малых предприятий, из них 47% — в торговле, 12% — в промышленности, лишь около 2% в агросфере. Положению дел в аграрном секторе уделялось особенно большое  внимание.  В   2001—2003 гг.   были  внесены  существенные изменения в Земельный кодекс. Закреплялось право собственности на землю. Устанавливались льготные кредиты для сельскохозяйст­венных предприятий. Были разработаны меры государственной под­держки личных подсобных хозяйств. Расширялись возможности раз­вития сельхозкооперации и фермерских (крестьянских) хозяйств.

Реформирование экономики шло медленно, но его позитивные результаты были налицо. В 2004 г. темпы роста валового внутренне­го продукта (ВВП) составляли более 6% (в 2001 г. — 5,1%); прирост промышленной продукции превысил 6% (в 2001 г. — 4,9%). На 12% сократилась инфляция. Это означало, что в развитии народного хо­зяйства наметился определенный поворот. Большую роль в этом сыграли и высокие цены на мировом рынке на предметы российско­го экспорта, прежде всего на нефть. Вместе с тем многие задачи развивающейся рыночной экономики оставались нерешенными. В ча­стности, предстояло создать действенные рыночные механизмы и структуры, способные успешно управлять всей системой народного хозяйства.

Под воздействием экономических преобразований продолжались изменения в социальной структуре общества. Увеличилась числен­ность новых социальных групп: предпринимателей (крупных, сред­них и мелких), фермеров, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Во всех сферах хозяйственной системы сократилось количество работников государственного сектора.

Изменения в экономике стали основой позитивных сдвигов в со­циальной сфере. Только в течение 2001—2003 гг. четыре раза повы­шался минимальный размер оплаты труда работникам бюджетной сферы. Реже становились задержки с выплатой зарплаты, пенсий и пособий. Были увеличены размеры пенсий. С 1999 по 2003 г. до­ходы населения выросли, по официальным данным, в полтора раза. Одновременно углубилась социальная дифференциация в обществе; десятки миллионов россиян оставались за чертой бедности.

Радикальные преобразования политической системы и экономики, многостороннее взаимовыгодное сотрудничество с государствами ми­ра способствовали укреплению внутреннего положения России и ее позиций на международной арене.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!