Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «История России»»

/ История России
Лекция, 

Оглавление

Конституционный кризис и его разрешение 

В течение 1993 г. важнейшим фактором государственно-политического развития Рос­сийской Федерации стало все более обостряющееся противостояние двух высших институтов государственной власти: исполнительной - в лице Президента РФ и его аппарата и законодательной - в лице руководства Верховного Совета РФ.

В основе соперничества этих главных политических институтов на высшем уровне федеральной власти лежало различие в подходах к развитию конституционного процесса, осуществлению стратегии и тактики переходного периода и реализации основных положений рыночных реформ в стране.

Президент и его аппарат вели настойчивую борьбу за усиление центральных органов исполнительной власти и ускорение начавшихся радикальных социально-экономических преобразований и, прежде всего, за форсированную приватизацию.

Руководство Верховного Совета РФ, опираясь на оппозиционно настроенное большинство депутатского корпуса, настаивало на плавном и сбалансированном переходе страны к рынку при домини­рующей роли государственного регулирования. Сложилось положение опасного состояния двоевластия, как в центре, так и на местах.

В качестве выхода из сложившейся ситуации Президент РФ Б.Н. Ельцин в январе 1993 г. предложил заключить конституционное соглашение с руководством Верховного Совета РФ. В связи с возник­шими по этому поводу дебатами он выдвинул идею о вынесении вопроса о путях разрешения конституционного кризиса на референдум. Лидеры парламента выступили против инициативы Президента, их поддержал Конституционный Суд. Состоявшийся 10-13 марта 1993 г. VIII (внеочередной) Съезд народных депутатов отклонил вопрос о про­ведении референдума. Тогда Президент Б.Н. Ельцин пошел на реши­тельные меры: 20 марта он обратился по телевидению к гражданам России, заявив, что подписывает указ «Об особом порядке управления» страной вплоть до преодоления кризиса власти. Этот шаг вызвал бурный протест большей части российских депутатов, а Председатель Конституционного Суда опротестовал законность президентского ре­шения. Вслед за этим в конце марта вновь собрался Съезд народных депутатов. На нем был поставлен вопрос об отстранении Президента от должности в связи с превышением полномочий. В итоге удалось найти компромиссное решение: большинство депутатов согласилось на проведение всероссийского референдума о доверии Президенту, поддержке курса проводимых им реформ, доверии Председателю Вер­ховного Совета РФ и российскому депутатскому корпусу.

Референдум состоялся 25 апреля 1993 г., выраженная на нем под­держка реформаторского курса, проводимого Президентом (из 62 % граждан, принявших участие в голосовании, большинство высказалось за доверие исполнительной высшей власти), стала той основой, которая позволила Ельцину продолжить обсуждение конституционной рефор­мы.

Для подготовки текста новой Конституции летом 1993 г. в несколь­ко этапов, с участием представителей как государственных, так и общественных органов, проводилось Конституционное совещание. Рас­ценивая итоги референдума как свою победу, Б.Н. Ельцин публично объявил 10 августа 1993 г., что сентябрь будет «сверхбоевым».

Исходя из сложившейся в обществе и государстве кризисной ситуации, вечером 21 сентября 1993 г. Президент в своем обращении к народу по телевидению провозгласил роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, а также заявил о формировании двухпалатного Федерального Собрания на основе проведения выборов в Государственную Думу и наделения функциями верхней палаты Совета Федерации (образованного летом 1993 г. как консультативный орган при Президенте РФ).

Одновременно был подписан указ Президента РФ № 1400 «о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Он содержал положения о роспуске прежних государственных органов советской власти, назначении выборов нового органа законодательной власти - Федерального Собрания и проведении очередного референ­дума - на этот раз по проекту новой Конституции Российской Феде­рации.

Председатель Верховного Совета РФ Р.И. Хасбулатов охарактери­зовал появление указа Президента как очевидный антиконституцион­ный акт и государственный переворот. Его поддержало большинство членов Конституционного Суда. В ночь с 21 на 22 сентября, опираясь на уже отмененную Президентом РФ Конституцию, о возложении на себя президентских обязанностей заявил вице-президент А.В. Руцкой. Собравшиеся 23 сентября на Х (внеочередной) Съезд народные депу­таты решили не покидать здание Верховного Совета РФ и организовать его оборону. К этому времени здание Верховного Совета было уже фактически блокировано силами правопорядка, подчиненными Пре­зиденту. На требование Правительства РФ сдать оружие защитники власти Советов ответили отказом.

Апогеем противостояния между народными депутатами и силами, поддерживающими Президента РФ, стали трагические события, раз­вернувшиеся в Москве 3-4 октября 1993 г. и вылившиеся в форму открытого вооруженного противоборства. Сторонники Верховного Со­вета захватили здание мэрии на Новом Арбате, а затем их нападению подвергся телецентр в Останкино. В ответ Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска: Утром 4 октября начался обстрел здания Верховного Совета РСФСР из танковых ору­дий, а спустя несколько часов оно было взято штурмом отрядами спецподразделений.. Главные политические оппоненты Президента были арестованы. В ходе трагических октябрьских событий 1993 г. в Москве погибли и были ранены несколько сот человек.

В это же время Б.Н. Ельцин возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления в стране вплоть до проведения выборов в Федеральное Собрание. Таким образом, кон­ституционный кризис в России был разрешен силовыми методами.

В соответствии с указом Президента РФ выборы в Государственную Думу должны были пройти как на основе традиционной мажоритарной системы - по одномандатным округам, так и по партийным спискам. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одновременно был проведен Всероссийский референдум по проекту новой Конституции России. Конституция получила одобрение большинства принявших участие в голосовании граждан (около 55 % от общего числа внесенных в списки избирателей).

По итогам выборов в Государственную Думу партийный состав нижней палаты сложился следующим образом: из 450 мест наибольшее число мандатов получили представители проправительственного блока «Выбор России» (лидер Е.Т. Гайдар), они заняли 96 мест с учетом депутатов, избранных по территориальным округам. Наибольшее число мандатов по партийным спискам получила Либерально-демократи­ческая партия В.В. Жириновского (свыше 25 %), занявшая 70 мест в нижней палате нового российского парламента. Компартия России (председатель Г.А. Зюганов) получила 65 мандатов, а Аграрная партия России (лидер М.И. Лапшин) - 47. Остальные избирательные блоки и партии («Яблоко», Партия российского единства и согласия, Демок­ратическая партия России и избирательное объединение «Женщины России») получили в Государственной Думе ФС РФ первого состава от 14 до 21 места.

В целом оппозиционный по своему политическому потенциалу Президенту состав Думы определил ту политическую атмосферу, в которой начался новый этап государственного строительства в России.

Конституционные основы Российской Федерации

Пятая в истории России Конституция подвела черту под советским периодом развития государственности нашего Отечества. Конституция РФ носит в себе элементы переходного периода, когда в обществе еще не сложились основные социальные механизмы, не завершился процесс формиро­вания общественно-политических групп и партий. Новый Основной Закон выразил определенный компромисс между организацией испол­нительной и законодательной власти и неструктурированным обще­ством.

Вся полнота государственной власти в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ совместно с органами законодатель­ной (двухпалатный парламент - Федеральное Собрание), исполнитель­ной (Правительство РФ) и судебной (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ) власти, действую­щих самостоятельно. Система органов государственной власти респуб­лик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов устанавливается субъектами Федера­ции самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя.

Президент как глава государства является одновременно Верхов­ным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государ­ственной власти. Он назначает выборы, распускает Государственную Думу, вносит в нее законопроекты, подписывает указы и распоряже­ния. Президент назначает с согласия нижней палаты парламента Председателя Правительства РФ, а также его заместителей и федераль­ных министров. В полномочия Президента входит также формирование Совета Безопасности, Администрации Президента и Совета Обороны, назначение и освобождение полномочных представителей Президента, высшего командования Вооруженных Сил, дипломатических представителей России за рубежом.

Президент Российской Федерации избирается на 4-летний срок. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Отрешение от должности Президента РФ, хотя и предусмот­рено Конституцией, но весьма сложно и далеко еще не определено. Вместе с тем сама декларация существования такого механизма не позволяет считать власть Президента в России неограниченной.

Совет Федерации - верхняя палата российского парламента - формируется из представителей субъектов Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов их государственной власти), образует комитеты и комиссии, проводит парламентские слушания по вопросам своего ведения; утверждает указы Президента РФ о введении военного (чрезвычайного) положения; решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами страны; назна­чает выборы Президента и отрешает его от должности; по представле­нию Президента назначает судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; назначает и освобождает от дол­жности Генерального прокурора РФ, заместителей Председателя Счет­ной палаты и половину состава ее аудиторов. К его ведению относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Феде­рации.

Государственная Дума - нижняя палата Федерального Собрания - избирается в составе 450 депутатов на 4-летний срок на постоянной основе. Государственная Дума образует комитеты и комиссии, прово­дит по вопросам своего ведения парламентские слушания, принимает федеральные законы (о федеральном бюджете, финансовом, валютном и таможенном регулировании, войне и мире и др.), высказывается о доверии Правительству РФ, назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ и Председателя Счетной палаты.

В Конституции провозглашается право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности и про­фессию, вступать в трудовые споры, включая такую форму, как заба­стовка. Впервые права частной собственности охраняются законом: никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. В Конституции записано: человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, а соблюдение его прав и свобод и их защита - главной обязанностью государства.

Вместе с тем, события, происходившие в стране после принятия новой Конституции, со всей очевидностью демонстрировали, что созданная правовая основа российской государственности еще далеко не разрешила всех проблем, стоящих на пути ее развития.

Лишь в начале 1995 г. возобновилась работа Конституционного Суда РФ, приостановленная в октябре 1993 г. В качестве средства разрешения противоречий между интересами федеральных властей и местных политических элит в различных регионах России возникла идея заключения двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и о взаимном делегировании полномочий между федеральны­ми органами власти РФ и органами власти субъектов Федерации.

Первым такого рода документом стал договор между федеральными властями и Татарстаном, подписанный 15 февраля 1994 г. Вслед за этим были заключены договоры со всеми остальными субъектами Федерации.

Единственное исключение составила «самопровозглашенная» Че­ченская республика Ичкерия. Руководство Чечни во главе с пришедшим к власти в результате государственного переворота в сентябре 1991 г. бывшим генералом Советской Армии Д. Дудаевым демонстративно не признавало действия российского законодательства на территории республики, заявляя о полном государственном суверенитете. Переговоры с Чечней, кото­рые представители федеральной власти пытались вести на протяжении двух лет, не давали конструктивных результатов. И тогда в Москве возобладал силовой подход к решению чеченского кризиса. 10 декабря 1994 г. в Чечню были введены федеральные войска.

Целью военной операции федеральных сил официально объявля­лось разоружение незаконных вооруженных формирований и восста­новление конституционного строя и правопорядка на территории Чечни. Однако продолжавшаяся около трех лет военная акция так и не принесла ожидаемых результатов. Более того, эскалация военных действий федеральных сил в Чечне, вылившаяся в полномасштабную войну, привела к огромным материальным и человеческим жертвам.

После вывода федеральных войск, в соответствии с Хасавюртовскими соглашениями, подписанными 31 августа 1996 г., в Чечне были проведены президентские и парламентские выборы, организованные непобежденной оппозицией на основе Конституции непризнанной Чеченской Республики Ичкерия, а не федерального законодательства. Президентом Чечни по итогам проведенных в конце января 1997 г. выборов стал бывший начальник штаба оппозиционных вооруженных формирований А.А. Масхадов. Между ним и Президентом России Б.Н. Ельциным 12 мая 1997 г. в Кремле был подписан Договор о мире и основах отношений. Однако, несмотря на все усилия, чеченская проблема оставалась, пожалуй, наиболее сложной и взрывоопасной в контексте современного этапа развития российского федеративного государственного строительства.

В середине 1999 г. ситуация в Чечне вновь обострилась. Усилилось сепаратистское движение, возглавляемое А. Масхадовым. Участились террористические акты против представителей федеральной власти и мирных граждан. Чечня стала центром притяжения террористов из многих соседних стран. Все это стало причинами антитеррористической операции федеральных войск в Чечне, а точнее – причинами второй чеченской войны (август 1999 г.).

Общественно-политическая жизнь

С конца 1994 г. общественно-политическая жизнь в России все в большей степени определялась борьбой ведущих партий и блоков за голоса избирателей на выборах в новую Государственную Думу. В ходе проведения выборов 17 декабря 1995 г. с участием более 50 % от числа всех избирателей 5-процентный барьер, необходимый для получения голосов по федеральным спискам, преодолели КП РФ (22 % голосов), ЛДПР (10,9 %), проправительственный блок, возглавляемый В.С. Чер­номырдиным, - «Наш дом - Россия» (около 10 %), а также объеди­нение «Яблоко» (свыше 7 %).

Итоги выборов по одномандатным округам укрепили позиции основных оппозиционных президентской власти партий и блоков: КПРФ получила 58 мандатов избирателей, «Яблоко» -14, а «Наш дом - Россия» -10.

По сравнению с предыдущими парламентскими выборами 1993 г. новые выборы в Думу продемонстрировали серьезное поражение таких политических и общественных объединений, как «Демократический выбор России», «Женщины России», Аграрная партия России, а также «Конгресс русских общин» (лидеры А.И. Лебедь, Ю.В. Скоков и С.Ю. Глазьев), на победу которого возлагали надежды многие отече­ственные и зарубежные аналитики.

Расстановка сил в новой Думе отразилась в избрании на пост ее председателя одного из руководителей фракции КПРФ Г.Н. Селезнева. Председателем вновь сформированного Совета Федерации стал глава администрации Орловской области, бывший член Политбюро ЦК КПСС, отвечавший в последние годы существования СССР за развитие аграрного сектора экономики, Е.С. Строев.

Итоги парламентских выборов 1995 г. отразили глубокое противо­речие между жесткой политикой реформирования общества, проводи­мой администрацией Б.Н. Ельцина, и нарастающим противодействием социальным последствиям этой политики в российском обществе. Действительно, рецепты «шокотерапии», примененные для оздоровле­ния экономики страны, не принесли ожидаемых положительных ре­зультатов: спад промышленного производства, достигший более чем 50 % от уровня 1991 г., безудержный рост «освобожденных от партий­ного диктата» цен и катастрофическое падение уровня жизни населе­ния, массовые невыплаты пенсий и заработной платы превратились в постоянно присутствующие факторы жизни россиян.

Парламентские выборы 1995 г. стали пробой сил накануне прези­дентских выборов 1996 г. Проведенные в два тура, 16 июня и 3 июля 1996 г., они принесли победу Б.Н. Ельцину, переизбранному на второй срок, т. е. до 2000 г. В ходе второго тура голосования Ельцин, получивший около 40 млн. голосов избирателей, победил своего ос­новного конкурента - председателя Коммунистической партии РФ Г. А. Зюганова. Таким образом, большинство избирателей продемон­стрировало неприятие предлагаемой нынешними коммунистическими лидерами модели развития экономики и общества.

В марте 1997 г. по инициативе Президента были произведены перемены в составе Правительства РФ. Первыми заместителями Пре­мьер-министра были назначены «молодые реформаторы» - А.Б. Чу­байс и губернатор Нижегородской области Б.Е. Немцов. Одновременно в этот период в большинстве регионов - субъектов РФ проходили губернаторские выборы. Наибольший успех у избира­телей, как показали результаты избирательных кампаний, имели кан­дидатуры управленцев - профессионалов, обладающих значительным опытом хозяйственной работы.

Весна 1998 г. ознаменовалась новым резким поворотом в полити­ческой жизни страны. 23 марта Б.Н. Ельцин подписал указ об отставке Правительства РФ во главе с В.С. Черномырдиным. Вскоре в соответ­ствии с конституционной процедурой Президент направил в Государ­ственную Думу письмо с предложением утвердить на пост Председателя Правительства РФ министра топлива и энергетики 35-летнего С.В. Кириенко. В результате длительных процедурных колебаний нижняя палата Российского парламента утвердила представленную Президен­том кандидатуру на этот пост. К середине мая был окончательно сформирован новый состав Правительства РФ, и началась выработка его антикризисной программы.

17 августа 1998 г. грянул кризис всей валютно-финансовой системы России. В этот день Центральный банк РФ официально заявил об отказе по обязательствам государства в выплатах ГКО и о расширении рамок «валютного коридора» до 9,5 руб. за 1 долл. США. Вслед за финансовым банкротством, взаимно дополняя его, последовал и политический кризис. 23 августа Президент РФ подписал указ об отставке правительства С.В. Кириенко, ровно через 153 дня с момента его назначения. Исполняющим обязанности Председателя Правитель­ства РФ в этот же день был вновь назначен В.С. Черномырдин. Его кандидатура встретила бурю возмущения среди большинства депутат­ского корпуса нижней палаты Федерального Собрания РФ и дважды в течение первой недели сентября была отвергнута на заседаниях Думы. Одновременно начался процесс политических консультаций и «круг­лых столов» между представителями основных ветвей государственной власти: лидерами фракций Госдумы, региональной элитой и Прези­дентом.

Важнейшим событием в политической жизни страны осенью 1999 г являлась подготовка и проведение избирательной кампании по выбо­рам депутатов в Государственную Думу третьего созыва. Главными соперниками в ходе выдвижения кандидатов и регистрации избирательных объединений в третий состав Государственной Думы стали, помимо уже традиционных парламентских «партий-фракций» КПРФ, «Яблоко» и ЛДПР, новые избирательные блоки. Это, прежде всего, движение «Отечество», объединившееся в конце лета с региональным «губернаторским» блоком - «Вся Россия» и создавшее движение «Отечество - Вся Россия» (ОВР), во главе которого встал экс-премьер Е.М. Примаков, а также руководители двух российских столиц - мэр Москвы Ю.М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В.А. Яковлев.

Другим оппозиционным предвыборным блоком, кото­рый возглавил также недавний премьер российского правительства С.В. Кириенко, стал «Союз правых сил» (СПС), в который вошли такие видные либеральные политики современной России как Б. Немцов, И. Хакамада, А. Чубайс и др. Наконец, в августе 1999 г. при явной поддержке Кремля и «Белого дома», был образован проправительст-венный избирательный блок «Единство», во главе которого был пос­тавлен бессменный министр РФ по чрезвычайным ситуациям генерал-лейтенант С.К. Шойгу, а также два других представителя силовых ведомств России генерал милиции А.И. Гуров и рекордсмен мира и Европы по классической борьбе полковник налоговой полиции А.А. Карелин.

После изнурительной и крайне ожесточенной по своим методам парламентской кампании (в которой широко использовались компро­метирующие материалы и публичное очернение руководителей избирательных объединений) уже 23 декабря 1999 г.

Лидерами «думского марафона» стали КПРФ, «Единство», ОВР, СПС, «Яблоко» и Блок Жириновского (ЛДПР). Согласно результатам выборов большинство мест в Госдуме третьего созыва заняли представители КПРФ, набрав по федеральным спискам 67 мандатов и победив в 46 одномандатных округах, а проправительственный блок «Единство» получил соответст­венно 64 и 8 мест. Именно эти две ведущие политические силы с учетом независимых депутатов, сформировавших парламентскую группу «На­родный депутат», составили думское большинство. К ним присоединилась также фракция Жириновского. Три других избранных в Думу блока (ОВР, СПС и «Яблоко»), сформировавшие соответству­ющие парламентские фракции, фактически оказались в Госдуме треть­его созыва в меньшинстве.

Результаты парламентских выборов определили новую «политичес­кую конфигурацию» в стране. Финальным аккордом государственно-политического развития современной России стало неожиданное заявление Президента Б.Н. Ельцина о своей добровольной отставке и возложении исполнения президентских обязанностей на Председателя Правительства РФ В.В. Путина, прозвучавшее с экранов телевидения 31 декабря 1999 г. - в канун Нового 2000-го года. Таким образом, первый всенародно избранный Президент обновленного Российского государства фактически выдвинул на пост главы исполнительной власти своего преемника, значительно сократив сроки развертывав­шейся в стране президентской кампании. На состоявшихся 26 марта 2000 г. выборах Президента РФ победу в первом же туре одержал исполняющий обязанности главы государства В.В. Путин, получив­ший поддержку почти 53 % избирателей, участвовавших в голосовании.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!