Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «История России»»

/ История России
Лекция, 

Оглавление

СССР в середине 1980 – начале 1990-х гг.

 

Предыстория «перестройки»

После смерти Л. И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) в высших эшело­нах власти вновь началась борьба за лидерство. О ее остроте свиде­тельствует тот факт, что дважды за короткий срок на посту гене­рального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу этого заведомо «временные» как руководи­тели правящей партии: с ноября 1982 г. - Ю. В. Андропов, а после его смерти в феврале 1984 г. — К. У. Черненко (умер в марте 1985 г.). В стареющей партийно-государственной элите постепенно укрепляются позиции относительно молодых и энергичных поли­тиков (М.С.Горбачев, Е.К.Лигачев, Н.И.Рыжков, Э. А. Шевард­надзе, А. Н. Яковлев и др.), не только боровшихся за передел власти в свою пользу, но и готовых к обновлению системы.

В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев, Председателем Совета министров СССР - Н. И. Рыжков (в декабре 1990 г. его сменил В. С. Павлов). Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре на­звание «перестройки».

Главной задачей «перестройки» было остановить распад системы «государст­венного социализма» и обеспечить интересы его правящей эли­ты - номенклатуры, сформировавшей этих политиков и выдвинувших их наверх. Средством избира­ется осторожное реформирование общественных структур, прежде всего экономики. Однако, решения горбачевской администрации очень часто не опережа­ли и направляли общественные процессы, а следовали за ними - с неизбежной в таких случаях результативностью. В огромной сте­пени это объяснялось запоздалостью реформ, глубиной тотального кризиса, успевшего охватить основные звенья системы.

 Реформы в экономике 

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его ры­чаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора».

На встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и моло­дыми ударниками труда в сентябре 1985 г. М. С. Горбачев призвал не сводить все к рублю, не дожидаться появления нового класса ма­шин, а мобилизовать энергию молодежи на приведение в действие «скрытых резервов», а именно: добиться максимальной загрузки имеющихся мощностей путем организации трех-, четырехсменно­го режима работы, укрепить трудовую дисциплину, проводить ме­ханизацию и автоматизацию силами местных рационализаторов, немедленно повысить качество продукции. С этой целью создается еще одна контролирующая инстанция - госприемка.

Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой и квалификацией работников, привела не к «ускорению», а к значи­тельному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. По мнению международных экспертов, ее послед­ствия отразятся на здоровье и жизни десятков миллионов людей нескольких поколений. «Чернобыль» стал мрачным символом ка­тастрофы, надвигающейся на общество и государство, во главе ко­торого находились политики, не способные прогнозировать по­следствия своих решений.

К собственно экономической реформе власти обратились лишь с лета 1987 г. Были заметно расширены права предприятий. В час­тности, они получили возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными фирма­ми деятельность. Сокращалось число министерств и ведомств, между ними и предприятиями декларировались «партнерские» (а не командные) отношения. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов,  арендных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В середине 1988 г. принимаются законы, открывшие простор для частной деятельности в более чем 30 видах производства това­ров и услуг. Тем самым фактически легализовывалась «теневая экономика» и ее капиталы, накопленные разными способами, включая коррупцию и казнокрадство. По скромным и очень при­близительным оценкам, частный сектор стал «отмывать» до 90 млрд. рублей в год (в масштабах цен того времени).

Следующий шаг в реформе хозяйственного механизма был от­мечен появлением в июне 1990 г. постановления Верховного Сове­та СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной эконо­мике», а затем серии других законодательных актов. В них предус­матривалось: перевод промышленных предприятий на аренду (до 20% их общего числа к 1995 г.), постепенная демонополизация, де­централизация и разгосударствление собственности, создание ак­ционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация этих мер откладывалась на 1991 г. Власти вся­чески затягивали и болезненное в социальном плане, но крайне не­обходимое для оптимизации производства реформирование кре­дитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энергоносителями.

В целом экономическая политика горбачевской администрации отличалась непоследовательностью и половинчатостью, что усили­вало кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различны­ми секторами. К тому же абсолютное большинство принимаемых «правильных» законов не работало. Они выхолащивались и глуши­лись бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в не­привычных новациях Центра прямую угрозу своему существова­нию и благополучию.

Экономическая ситуация не переставала ухудшаться. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Резко усилились инфляционные тенденции в связи с огромным бюджетным дефицитом (уже в 1989 г. он превысил 100 млрд. рублей или 11% валового нацио­нального продукта). Инфляция, официально оцениваемая в 1990 г. в 10%, достигла к концу следующего года 25% в неделю. Золотой запас сократился в 1991 г. в 10 раз по сравнению с 1985 г. и составил лишь 240 т. Уровень жизни населения стремительно падал, де­лая в глазах простых людей рассуждения об экономической рефор­ме все менее заслуживающими доверия. Летом 1989 г. прошли первые массовые забастовки рабочих, которые с того времени уже постоянно сопутствовали «перестройке».

Политическая реформа                 

Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. обратилось - не без колебаний - к реформированию закостеневшей политической системы СССР.

На первом этапе целью политической реформы было укрепле­ние руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов, подмятых в свое время под ее железную пяту, привнесение в совет­скую систему элементов парламентаризма и разделения властей.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законода­тельной власти - Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989-1990 гг. на альтернативной основе. Из числа народных депутатов формировались постоянно действу­ющие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост - председателя Совета (от Верховного до районного). Предсе­дателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР - бывший кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Б. Н. Ельцин (май 1990 г.).

Еще раньше (с середины 1987г.) был провозглашен курс на «гласность», т. е. на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидацию «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее запрещенных книг и т. п. Однако вскоре выяснилось, что партаппарат, давно утративший свою гиб­кость и адаптационные возможности, не способен удержать поток свободного слова в русле официально подтвержденного «социали­стического выбора». В стране возникают десятки, затем тысячи не­зависимых газет и журналов, раскованнее делается радио- и телеве­щание.

В этих условиях резко усилился спонтанный процесс формиро­вания новых политических партий (точнее протопартий) самого широкого спектра: от монархических до анархистских с преоблада­нием центристских (либерально-демократических) группировок. В республиках появляются партии и массовые движения нацио­нальной - а зачастую и националистической - ориентации («На­родные фронты» и т. п.).

Новые политические образования все отчетливее занимают ан­тикоммунистические и антисоциалистические позиции, отражая растущее недовольство народа неспособностью правящей партии остановить развал экономики и падение жизненного уровня.

Кризис охватывает и ряды самой КПСС. В ней обозначились по меньшей мере три течения: социал-демократическое, центрист­ское и ортодоксально-традиционалистское. Происходит массовый отток из компартии (к середине 1991 г. ее численность сократилась с 21 до 15 млн. человек). В 1989-1990 гг. компартии Латвии, Лит­вы и Эстонии заявили о своем выходе из КПСС. Развертывается необратимый процесс идейного расслоения и организационного разброда этой несущей конструкции советской политической си­стемы.

При всей своей важности он, однако, был лишь внешним про­явлением другого, намного более глубокого процесса - региональ­ного дробления до той поры единой и строго централизованной со­юзной номенклатуры. В стране начинают складываться новые цен­тры реальной власти - в лице республиканских съездов народных депутатов и Верховных Советов, где происходит блокирование по­литиков либерально-демократической ориентации, прошедших в «парламенты» на волне критики КПСС, и старых опытных парток­ратов.

Весной и летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а за ними Рос­сийская Федерация и другие союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливавшие приори­тет своих законов над законами Союза. Сепаратистские настроения в национальных регионах, прежде всего в Прибалтике, энергично поддерживались российским руководством во главе с Б. Н. Ельци­ным. Последнее пыталось использовать их в собственной борьбе с Центром. Страна вступила в полосу дезинтеграции. В ряде мест вспыхнули кровавые межнациональные конфликты (в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, в Ошской области, Сумгаите и др.).

Оказавшись под перекрестным огнем критики политических оппонентов с правого (ортодоксально-марксистского) и левого (либерально-демократического) флангов, а также руководства республик, горбачевская администрация вяло, теряя инициати­ву, переходит с весны 1990 г. ко второму этапу политических реформ. Постепенно они распространяются и на сферу государ­ственного устройства СССР. Отличительными чертами этого эта­па были:

- признание постфактум сдвигов в общественных настроениях, в реальной расстановке политических сил и их законодательное оформление (отмена б-й статьи Конституции СССР, закреплявшей «руководящую и направляющую» роль КПСС, начатая с 1991 г. официальная регистрация политических партий, и др.);

- отказ от поддержки распадавшейся КПСС в ее прежнем виде и попытка перестроить партию по образцу западной социал-демок­ратии в надежде обрести опору в лице коммунистов-реформаторов. Соответствующая программа, разработанная генсеком и его едино­мышленниками, была одобрена XXVIII съездом КПСС (лето 1990 г.), но так и не проведена в жизнь;

- введение новой высшей государственной должности - Пре­зидента СССР и концентрация властных полномочий в президент­ском аппарате за счет союзных советских структур (съезда народ­ных депутатов и Верховного Совета), терявших контроль над ситуа­цией в стране и авторитет в обществе. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал Президентом М. С. Горбачева;

- прямые переговоры Президента СССР с руководством ре­спублик о заключении нового Союзного договора. Они начались в президентской резиденции Ново-Огарево в апреле 1991 г. после того, как Центр исчерпал свои возможности по силовому давлению на местные власти (в апреле 1989г. в Тбилиси, в январе 1990г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге).

Распад СССР

В переговорах с Президентом СССР согласились участвовать представители 9 из 15 союзных республик. К августу 1991 г. с трудом удалось подготовить компромиссный и согласованный лишь в общих чертах проект образования вместо СССР Содружества Суверенных Государств. ССГ должно было представлять собой фактически конфедерацию, но с институтом единой президентской власти (весьма ограниченной). По сути, это была последняя попытка Центра, агонизирующего под мощным давлением рвущихся к безраздельной власти республиканских пра­вящих элит, предотвратить бесконтрольный распад СССР и неиз­бежные при таком повороте событий бедствия и страдания миллионов простых людей во всех концах бывшего Союза. История, од­нако, рассудила по-своему.

В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. произошло памятное выступ­ление консервативного крыла в высшем руководстве СССР. Его не устраивали проект Союзного договора, наделявший Центр при­зрачной властью, утрата контроля над республиканскими Верхов­ными Советами и правительствами. В отсутствие Президента СССР (он отдыхал в Крыму) был учрежден Государственный коми­тет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП). В него вошли вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер В. С. Павлов, министр обороны Д. Т. Язов, министр внутренних дел Б. К. Пуго, председа­тель КГБ В. А. Крючков и ряд других ответственных работников. ГКЧП объявил: о введении чрезвычайного положения в отдельных районах СССР; о расформировании структур власти, действовав­ших вопреки Конституции 1977 г.; о приостановлении деятельно­сти оппозиционных партий; о запрете митингов и демонстраций; о контроле над средствами массовой информации. В Москву вошли войска.

В Москве, а затем и в неко­торых других крупных городах России президенту РСФСР Б.Н.Ельцину (избран на этот пост всенародным голосованием в июне 1991 г.) удалось организовать десятки тысяч своих сторон­ников на активное сопротивление мерам ГКЧП (митинги протеста, строительство баррикад у здания Верховного Совета РСФСР и т. п.). 22 августа члены ГКЧП были арестованы по обвинению в по­пытке государственного переворота.

Сразу после упразднения ГКЧП Президент РСФСР Б. Н. Ель­цин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе. Распад СССР всту­пил в завершающую фазу. Уже в августе три прибалтийские ре­спублики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре 1991 г. Пре­зидент М. С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С. С. Шушкевич) объявили о роспу­ске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Это решение, подготовленное в глубокой тайне от Прези­дента СССР и народов страны, вошло в историю как «беловежское соглашение». 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоедини­лись еще восемь республик (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), санкционировав тем самым кончину Союза. 25 декабря М. С. Гор­бачев подал в отставку с поста Президента СССР в связи с исчезно­вением самого государства.

Поворот во внешней политике

Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила тра­диционные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже на рубеже 1987-1988 гг. в них были внесены существенные кор­рективы в духе провозглашенного к тому времени М.С. Горбаче­вым «нового политического мышления». Активными проводника­ми нового курса стали министр иностранных дел Э. А. Шеварднад­зе, член Политбюро ЦК КПСС А. Н. Яковлев, а также послы СССР в Вашингтоне.

Основные принципы «нового политического мышления» своди­лись к следующему:

- отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические систе­мы (социалистическую и капиталистическую); признание его еди­ным и взаимозависимым;

- объявление в качестве универсального способа решения меж­дународных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их ин­тересов;

- отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).

Реализация этого курса по одним направлениям имела положи­тельные последствия, по другим - обернулась крупнейшими внешнеполитическими провалами СССР.

Характерной чертой нового этапа советской дипломатии были ежегодные встречи М. С. Горбачева с Президентами США Р. Рейга­ном, затем Д. Бушем. Заключенные с США договоры об уничтоже­нии ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и об ог­раничении стратегических вооружений (июль 1991 г. - соглаше­ние об ОСНВ-1) положили начало новой тенденции к сокращению ядерного оружия в мире. За май 1988 - февраль 1989 гг. был осуще­ствлен вывод советских войск из Афганистана. С 1989 г. стало про­водиться снижение численности Вооруженных сил СССР и оборон­ных расходов.

Этот же год явился переломным в отношениях СССР со своими партнерами по «социалистическому содружеству». Развернулся форсированный (и социально не обеспеченный) вывод войск с со­ветских баз в Центральной и Восточной Европе.

С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских соцстранах про­исходит серия народных революций, в результате которых мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролит­ные столкновения) власть переходит от компартий к национально-демократическим силам. Новые правительства тут же взяли курс на отход от СССР и сближение с Западом, выразив готовность всту­пить в НАТО и Общий рынок. ГДР, войдя в состав ФРГ, вообще исчезла как самостоятельное государство.

Ухудшение экономического положения в СССР, заметно обост­рившееся из-за обвального снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990 - 1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим де­ржавам мира - т. н. «семерке» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).

В эти годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь продо­вольствием и медикаментами (она в основном осела в номенкла­турных кругах или прилипла к рукам дельцов коррумпированной товаропроводящей сети). Серьезной же финансовой помощи не по­следовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обе­щали ее М. С. Горбачеву. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм, и все меньше верили в дееспособность Президента СССР.

Крушение Советского Союза вывело США в разряд единствен­ной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

 

Глава 35. Российская Федерация в 1992-1999 гг.

 

Государственно-политическое развитие

Про­цесс формирования обновленной российской государственности на­чался еще до распада Советского Союза. Принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России на I Съезде народ­ных депутатов РСФСР стало важнейшей вехой в становлении ее институтов власти и управления, независимых от союзных структур. Тогда же на пост Председателя Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, пользовавшийся в тот период широкой поддержкой в России.

Ровно через год, 12 июня 1991 г., в рамках укрепления исполнительной высшей власти и в соответствии с утвержденным IV Съездом народных депутатов РСФСР Законом о Президенте РСФСР, Б.Н. Ельцин был избран на этот пост всенародным голосованием. В первом же туре выборов его кандидатура получила поддержку почти 60 % избирателей, принявших участие в голосовании.

После событий августа 1991 г. фактически вся полнота государст­венно-политической власти перешла от союзного Центра в республики. Осенью 1991 г. российское руководство поставило целью, прежде всего, разрушение структур КПСС, создание собственной системы исполни­тельной власти как в центре, так и на местах, а также борьбу за перераспределение рычагов управления страной от союзных к респуб­ликанским органам.

В сфере государственного строительства важнейшей задачей, сто­явшей перед руководством России, являлось решение вопроса о сохранении территориальной целостности страны. Уже с 1990 г. авто­номные республики в составе РСФСР повысили свой статус до уровня союзных, что значительно расширило их суверенные полномочия.

31 марта 1992 г. после длительных переговоров и дискуссий боль­шинство субъектов Российской Федерации подписали в Кремле Феде­ративный Договор. Этот документ разграничивал предметы ведения и полномочия между федеральными органами власти и управления, а также органами власти субъектов Федерации. К числу субъектов Федерации были отнесены республики в составе Российской Федера­ции, края, области, автономные образования, города Москва и Санкт-Петербург. От подписания Федеративного Договора воздержались лишь лидеры Татарстана и Чеченской республики. Они заявили о своем полном суверенитете и независимости от федеральных органов. Одна­ко, как показали последующие события, подписание Договора не оказало ожидаемого результата на укрепление государственного един­ства России.

В 1992-1993 гг. на высшем уровне российская государственность была представлена тремя ветвями власти: законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый из числа депутатов двухпа­латный Верховный Совет), исполнительной (Президент РФ и назна­чаемое им Правительство РФ, Председатель которого утверждался, по представлению Президента, Съездом народных депутатов), судебной (систему судебных органов венчал Конституционный Суд, состав которого избирался также Съездом народных депутатов).

В действовавшей в этот период Конституции России, с внесенными в нее поправками и изменениями, функции и пределы компетенции разных ветвей власти четко определены не были. Поэтому она объек­тивно не могла играть роль общепризнанного гаранта политической стабильности в ситуации, когда развернулся процесс выбора конкрет­ной формы государственности. На повестку дня был поставлен вопрос, быть ли России президентской республикой (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентской республикой (сильный парламент, назначающий под­отчетное ему правительство; должность президента либо отсутствует вовсе, либо он наделен ограниченными полномочиями) или парламентско-президентской республикой (равно присутствуют признаки и парламентской и президентской республик).

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!