Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
СССР в середине 1980 – начале 1990-х гг.
Предыстория «перестройки»
После смерти Л. И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) в высших эшелонах власти вновь началась борьба за лидерство. О ее остроте свидетельствует тот факт, что дважды за короткий срок на посту генерального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу этого заведомо «временные» как руководители правящей партии: с ноября 1982 г. - Ю. В. Андропов, а после его смерти в феврале 1984 г. — К. У. Черненко (умер в марте 1985 г.). В стареющей партийно-государственной элите постепенно укрепляются позиции относительно молодых и энергичных политиков (М.С.Горбачев, Е.К.Лигачев, Н.И.Рыжков, Э. А. Шеварднадзе, А. Н. Яковлев и др.), не только боровшихся за передел власти в свою пользу, но и готовых к обновлению системы.
В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев, Председателем Совета министров СССР - Н. И. Рыжков (в декабре 1990 г. его сменил В. С. Павлов). Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре название «перестройки».
Главной задачей «перестройки» было остановить распад системы «государственного социализма» и обеспечить интересы его правящей элиты - номенклатуры, сформировавшей этих политиков и выдвинувших их наверх. Средством избирается осторожное реформирование общественных структур, прежде всего экономики. Однако, решения горбачевской администрации очень часто не опережали и направляли общественные процессы, а следовали за ними - с неизбежной в таких случаях результативностью. В огромной степени это объяснялось запоздалостью реформ, глубиной тотального кризиса, успевшего охватить основные звенья системы.
Реформы в экономике
В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора».
На встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми ударниками труда в сентябре 1985 г. М. С. Горбачев призвал не сводить все к рублю, не дожидаться появления нового класса машин, а мобилизовать энергию молодежи на приведение в действие «скрытых резервов», а именно: добиться максимальной загрузки имеющихся мощностей путем организации трех-, четырехсменного режима работы, укрепить трудовую дисциплину, проводить механизацию и автоматизацию силами местных рационализаторов, немедленно повысить качество продукции. С этой целью создается еще одна контролирующая инстанция - госприемка.
Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой и квалификацией работников, привела не к «ускорению», а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. По мнению международных экспертов, ее последствия отразятся на здоровье и жизни десятков миллионов людей нескольких поколений. «Чернобыль» стал мрачным символом катастрофы, надвигающейся на общество и государство, во главе которого находились политики, не способные прогнозировать последствия своих решений.
К собственно экономической реформе власти обратились лишь с лета 1987 г. Были заметно расширены права предприятий. В частности, они получили возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными фирмами деятельность. Сокращалось число министерств и ведомств, между ними и предприятиями декларировались «партнерские» (а не командные) отношения. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В середине 1988 г. принимаются законы, открывшие простор для частной деятельности в более чем 30 видах производства товаров и услуг. Тем самым фактически легализовывалась «теневая экономика» и ее капиталы, накопленные разными способами, включая коррупцию и казнокрадство. По скромным и очень приблизительным оценкам, частный сектор стал «отмывать» до 90 млрд. рублей в год (в масштабах цен того времени).
Следующий шаг в реформе хозяйственного механизма был отмечен появлением в июне 1990 г. постановления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем серии других законодательных актов. В них предусматривалось: перевод промышленных предприятий на аренду (до 20% их общего числа к 1995 г.), постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация этих мер откладывалась на 1991 г. Власти всячески затягивали и болезненное в социальном плане, но крайне необходимое для оптимизации производства реформирование кредитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энергоносителями.
В целом экономическая политика горбачевской администрации отличалась непоследовательностью и половинчатостью, что усиливало кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различными секторами. К тому же абсолютное большинство принимаемых «правильных» законов не работало. Они выхолащивались и глушились бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в непривычных новациях Центра прямую угрозу своему существованию и благополучию.
Экономическая ситуация не переставала ухудшаться. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Резко усилились инфляционные тенденции в связи с огромным бюджетным дефицитом (уже в 1989 г. он превысил 100 млрд. рублей или 11% валового национального продукта). Инфляция, официально оцениваемая в 1990 г. в 10%, достигла к концу следующего года 25% в неделю. Золотой запас сократился в 1991 г. в 10 раз по сравнению с 1985 г. и составил лишь 240 т. Уровень жизни населения стремительно падал, делая в глазах простых людей рассуждения об экономической реформе все менее заслуживающими доверия. Летом 1989 г. прошли первые массовые забастовки рабочих, которые с того времени уже постоянно сопутствовали «перестройке».
Политическая реформа
Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. обратилось - не без колебаний - к реформированию закостеневшей политической системы СССР.
На первом этапе целью политической реформы было укрепление руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов, подмятых в свое время под ее железную пяту, привнесение в советскую систему элементов парламентаризма и разделения властей.
В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989-1990 гг. на альтернативной основе. Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост - председателя Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР - бывший кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Б. Н. Ельцин (май 1990 г.).
Еще раньше (с середины 1987г.) был провозглашен курс на «гласность», т. е. на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидацию «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее запрещенных книг и т. п. Однако вскоре выяснилось, что партаппарат, давно утративший свою гибкость и адаптационные возможности, не способен удержать поток свободного слова в русле официально подтвержденного «социалистического выбора». В стране возникают десятки, затем тысячи независимых газет и журналов, раскованнее делается радио- и телевещание.
В этих условиях резко усилился спонтанный процесс формирования новых политических партий (точнее протопартий) самого широкого спектра: от монархических до анархистских с преобладанием центристских (либерально-демократических) группировок. В республиках появляются партии и массовые движения национальной - а зачастую и националистической - ориентации («Народные фронты» и т. п.).
Новые политические образования все отчетливее занимают антикоммунистические и антисоциалистические позиции, отражая растущее недовольство народа неспособностью правящей партии остановить развал экономики и падение жизненного уровня.
Кризис охватывает и ряды самой КПСС. В ней обозначились по меньшей мере три течения: социал-демократическое, центристское и ортодоксально-традиционалистское. Происходит массовый отток из компартии (к середине 1991 г. ее численность сократилась с 21 до 15 млн. человек). В 1989-1990 гг. компартии Латвии, Литвы и Эстонии заявили о своем выходе из КПСС. Развертывается необратимый процесс идейного расслоения и организационного разброда этой несущей конструкции советской политической системы.
При всей своей важности он, однако, был лишь внешним проявлением другого, намного более глубокого процесса - регионального дробления до той поры единой и строго централизованной союзной номенклатуры. В стране начинают складываться новые центры реальной власти - в лице республиканских съездов народных депутатов и Верховных Советов, где происходит блокирование политиков либерально-демократической ориентации, прошедших в «парламенты» на волне критики КПСС, и старых опытных партократов.
Весной и летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а за ними Российская Федерация и другие союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливавшие приоритет своих законов над законами Союза. Сепаратистские настроения в национальных регионах, прежде всего в Прибалтике, энергично поддерживались российским руководством во главе с Б. Н. Ельциным. Последнее пыталось использовать их в собственной борьбе с Центром. Страна вступила в полосу дезинтеграции. В ряде мест вспыхнули кровавые межнациональные конфликты (в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, в Ошской области, Сумгаите и др.).
Оказавшись под перекрестным огнем критики политических оппонентов с правого (ортодоксально-марксистского) и левого (либерально-демократического) флангов, а также руководства республик, горбачевская администрация вяло, теряя инициативу, переходит с весны 1990 г. ко второму этапу политических реформ. Постепенно они распространяются и на сферу государственного устройства СССР. Отличительными чертами этого этапа были:
- признание постфактум сдвигов в общественных настроениях, в реальной расстановке политических сил и их законодательное оформление (отмена б-й статьи Конституции СССР, закреплявшей «руководящую и направляющую» роль КПСС, начатая с 1991 г. официальная регистрация политических партий, и др.);
- отказ от поддержки распадавшейся КПСС в ее прежнем виде и попытка перестроить партию по образцу западной социал-демократии в надежде обрести опору в лице коммунистов-реформаторов. Соответствующая программа, разработанная генсеком и его единомышленниками, была одобрена XXVIII съездом КПСС (лето 1990 г.), но так и не проведена в жизнь;
- введение новой высшей государственной должности - Президента СССР и концентрация властных полномочий в президентском аппарате за счет союзных советских структур (съезда народных депутатов и Верховного Совета), терявших контроль над ситуацией в стране и авторитет в обществе. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал Президентом М. С. Горбачева;
- прямые переговоры Президента СССР с руководством республик о заключении нового Союзного договора. Они начались в президентской резиденции Ново-Огарево в апреле 1991 г. после того, как Центр исчерпал свои возможности по силовому давлению на местные власти (в апреле 1989г. в Тбилиси, в январе 1990г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге).
Распад СССР
В переговорах с Президентом СССР согласились участвовать представители 9 из 15 союзных республик. К августу 1991 г. с трудом удалось подготовить компромиссный и согласованный лишь в общих чертах проект образования вместо СССР Содружества Суверенных Государств. ССГ должно было представлять собой фактически конфедерацию, но с институтом единой президентской власти (весьма ограниченной). По сути, это была последняя попытка Центра, агонизирующего под мощным давлением рвущихся к безраздельной власти республиканских правящих элит, предотвратить бесконтрольный распад СССР и неизбежные при таком повороте событий бедствия и страдания миллионов простых людей во всех концах бывшего Союза. История, однако, рассудила по-своему.
В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. произошло памятное выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР. Его не устраивали проект Союзного договора, наделявший Центр призрачной властью, утрата контроля над республиканскими Верховными Советами и правительствами. В отсутствие Президента СССР (он отдыхал в Крыму) был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению в стране (ГКЧП). В него вошли вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер В. С. Павлов, министр обороны Д. Т. Язов, министр внутренних дел Б. К. Пуго, председатель КГБ В. А. Крючков и ряд других ответственных работников. ГКЧП объявил: о введении чрезвычайного положения в отдельных районах СССР; о расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г.; о приостановлении деятельности оппозиционных партий; о запрете митингов и демонстраций; о контроле над средствами массовой информации. В Москву вошли войска.
В Москве, а затем и в некоторых других крупных городах России президенту РСФСР Б.Н.Ельцину (избран на этот пост всенародным голосованием в июне 1991 г.) удалось организовать десятки тысяч своих сторонников на активное сопротивление мерам ГКЧП (митинги протеста, строительство баррикад у здания Верховного Совета РСФСР и т. п.). 22 августа члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота.
Сразу после упразднения ГКЧП Президент РСФСР Б. Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе. Распад СССР вступил в завершающую фазу. Уже в августе три прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре 1991 г. Президент М. С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода.
8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С. С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Это решение, подготовленное в глубокой тайне от Президента СССР и народов страны, вошло в историю как «беловежское соглашение». 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик (Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизстан, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), санкционировав тем самым кончину Союза. 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР в связи с исчезновением самого государства.
Поворот во внешней политике
Придя к власти, горбачевская администрация подтвердила традиционные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже на рубеже 1987-1988 гг. в них были внесены существенные коррективы в духе провозглашенного к тому времени М.С. Горбачевым «нового политического мышления». Активными проводниками нового курса стали министр иностранных дел Э. А. Шеварднадзе, член Политбюро ЦК КПСС А. Н. Яковлев, а также послы СССР в Вашингтоне.
Основные принципы «нового политического мышления» сводились к следующему:
- отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую); признание его единым и взаимозависимым;
- объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов;
- отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими).
Реализация этого курса по одним направлениям имела положительные последствия, по другим - обернулась крупнейшими внешнеполитическими провалами СССР.
Характерной чертой нового этапа советской дипломатии были ежегодные встречи М. С. Горбачева с Президентами США Р. Рейганом, затем Д. Бушем. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических вооружений (июль 1991 г. - соглашение об ОСНВ-1) положили начало новой тенденции к сокращению ядерного оружия в мире. За май 1988 - февраль 1989 гг. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана. С 1989 г. стало проводиться снижение численности Вооруженных сил СССР и оборонных расходов.
Этот же год явился переломным в отношениях СССР со своими партнерами по «социалистическому содружеству». Развернулся форсированный (и социально не обеспеченный) вывод войск с советских баз в Центральной и Восточной Европе.
С лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских соцстранах происходит серия народных революций, в результате которых мирным путем (за исключением Румынии, где имели место кровопролитные столкновения) власть переходит от компартий к национально-демократическим силам. Новые правительства тут же взяли курс на отход от СССР и сближение с Западом, выразив готовность вступить в НАТО и Общий рынок. ГДР, войдя в состав ФРГ, вообще исчезла как самостоятельное государство.
Ухудшение экономического положения в СССР, заметно обострившееся из-за обвального снижения поставок по линии бывшего СЭВ, побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990 - 1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира - т. н. «семерке» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).
В эти годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольствием и медикаментами (она в основном осела в номенклатурных кругах или прилипла к рукам дельцов коррумпированной товаропроводящей сети). Серьезной же финансовой помощи не последовало, хотя «семерка» и Международный валютный фонд обещали ее М. С. Горбачеву. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм, и все меньше верили в дееспособность Президента СССР.
Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».
Глава 35. Российская Федерация в 1992-1999 гг.
Государственно-политическое развитие
Процесс формирования обновленной российской государственности начался еще до распада Советского Союза. Принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете России на I Съезде народных депутатов РСФСР стало важнейшей вехой в становлении ее институтов власти и управления, независимых от союзных структур. Тогда же на пост Председателя Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, пользовавшийся в тот период широкой поддержкой в России.
Ровно через год, 12 июня 1991 г., в рамках укрепления исполнительной высшей власти и в соответствии с утвержденным IV Съездом народных депутатов РСФСР Законом о Президенте РСФСР, Б.Н. Ельцин был избран на этот пост всенародным голосованием. В первом же туре выборов его кандидатура получила поддержку почти 60 % избирателей, принявших участие в голосовании.
После событий августа 1991 г. фактически вся полнота государственно-политической власти перешла от союзного Центра в республики. Осенью 1991 г. российское руководство поставило целью, прежде всего, разрушение структур КПСС, создание собственной системы исполнительной власти как в центре, так и на местах, а также борьбу за перераспределение рычагов управления страной от союзных к республиканским органам.
В сфере государственного строительства важнейшей задачей, стоявшей перед руководством России, являлось решение вопроса о сохранении территориальной целостности страны. Уже с 1990 г. автономные республики в составе РСФСР повысили свой статус до уровня союзных, что значительно расширило их суверенные полномочия.
31 марта 1992 г. после длительных переговоров и дискуссий большинство субъектов Российской Федерации подписали в Кремле Федеративный Договор. Этот документ разграничивал предметы ведения и полномочия между федеральными органами власти и управления, а также органами власти субъектов Федерации. К числу субъектов Федерации были отнесены республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные образования, города Москва и Санкт-Петербург. От подписания Федеративного Договора воздержались лишь лидеры Татарстана и Чеченской республики. Они заявили о своем полном суверенитете и независимости от федеральных органов. Однако, как показали последующие события, подписание Договора не оказало ожидаемого результата на укрепление государственного единства России.
В 1992-1993 гг. на высшем уровне российская государственность была представлена тремя ветвями власти: законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый из числа депутатов двухпалатный Верховный Совет), исполнительной (Президент РФ и назначаемое им Правительство РФ, Председатель которого утверждался, по представлению Президента, Съездом народных депутатов), судебной (систему судебных органов венчал Конституционный Суд, состав которого избирался также Съездом народных депутатов).
В действовавшей в этот период Конституции России, с внесенными в нее поправками и изменениями, функции и пределы компетенции разных ветвей власти четко определены не были. Поэтому она объективно не могла играть роль общепризнанного гаранта политической стабильности в ситуации, когда развернулся процесс выбора конкретной формы государственности. На повестку дня был поставлен вопрос, быть ли России президентской республикой (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентской республикой (сильный парламент, назначающий подотчетное ему правительство; должность президента либо отсутствует вовсе, либо он наделен ограниченными полномочиями) или парламентско-президентской республикой (равно присутствуют признаки и парламентской и президентской республик).
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!