Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «История России»»

/ История России
Лекция, 

Оглавление

Общественно-политическая и культурная жизнь страны 

Война отчасти разрядила удушливую общественную атмосферу 30-х годов, поставила многих людей в условия, когда они должны были критически мыслить, инициативно действовать, брать ответ­ственность на себя. К тому же миллионы советских граждан - уча­стники освободительного похода Красной Армии (до 10 млн.) и ре­патрианты (5,5 млн.) - впервые лицом к лицу столкнулись с «ка­питалистической действительностью». Разрыв между образом и уровнем жизни в Европе и СССР был столь разительным, что они, по свидетельству современников, испытали «нравственный и психологический удар». И он не мог не поколебать утвердившие­ся в сознании людей социальные стереотипы.

Историки, изучая архивы ЦК ВКП (б) и органов госбезо­пасности, выявили немало документов, где фиксировалось устра­шавшее власти «брожение умов». Среди крестьянства ходили слухи о роспуске колхозов и расширении свободы хозяйствования. Ин­теллигенция надеялась на смягчение политического режима. В ря­де городов (в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске и др.) возникли молодежные антисталинские группы. Ситуация усугуб­лялась очагами открытого вооруженного сопротивления Советской власти (в присоединенных накануне войны республиках Прибалти­ки и западных областях Украины и Белоруссии).

Напор свежих общественных настроений нашел отклик даже в среде обновившейся за годы войны номенклатуры. В 1946-1948 гг. при составлении и обсуждении в узком кругу проектов новых Конституции СССР и программы ВКП (б), в письмах, посту­павших в ЦК партии, номенклатурными работниками были выска­заны предложения, способные вывести страну на путь известной демократизации: об ограничении срока пребывания в партийных и советских органах, о выдвижении нескольких кандидатов на вы­борах депутатов в Советы и т. п.

Столкнувшись с симптомами политической нестабильности, нараставшего общественного напряжения, сталинское руководство предприняло действия по двум направлениям.

Одно из них включало меры, в той или иной степени адекват­ные ожиданиям народа и направленные на оживление обществен­ной и культурной жизни в стране. Несмотря на крайнее напряжение госбюджета, чья значитель­ная часть уходила на финансирование военных программ, были изысканы средства на развитие науки, народного образования, уч­реждений культуры. В годы 4-й пятилетки создаются Академия ху­дожеств СССР, Академии наук в Казахстане, Латвии и Эстонии, почти на треть увеличилось число научно-исследовательских ин­ститутов. Открываются новые университеты (в Кишиневе, Ужгоро­де, Ашхабаде, Сталинобаде), учреждается аспирантура при вузах. В короткий срок была восстановлена введенная в начале 30-х годов система всеобщего начального образования, а с 1952 г. обязатель­ным становится образование в объеме 7-ми классов, открываются вечерние школы для работающей молодежи. Начинает регулярное вещание советское телевидение.

Одновременно с этими мерами, носившими в части демократи­зации политического режима чисто внешний, декорационный ха­рактер, сталинская администрация наращивала наступление на другом, главном направлении. Суть его заключалась в борьбе с вольномыслием в обществе, укреплении личной власти дик­татора.

В августе 1946 г. по инициативе И. В. Сталина было принято постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», а затем серия других «идеологических» постановлений («О реперту­аре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кино­фильме «Большая жизнь», «Об опере Мурадели «Великая дружба» и др.). Они дали сигнал к публичной травле многих выдающихся деятелей культуры: писателей А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, Э. Г. Казакевича, Ю. П. Германа, композиторов В. И. Мурадели, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича, киноре­жиссеров Г.М. Козинцева, В.И. Пудовкина, С.М. Эйзенштейна и др. Вся эта кампания имела своей целью «приструнить» интеллигенцию в целом, втиснуть ее творчество в прокрустово ложе «партийности» и «социалистического реализма». Аналогичные цели преследовали развернувшиеся с 1947 г. погромные дискуссии по философии, биологии, языкознанию, политэкономии. В области естественных наук насаждались лженаучные представления. Была разгромлена генетика, искусственно тормозилось развитие кибернетики.

В 40-х годах началась новая кампания: по борьбе с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом». Власти пытались усилить идейно-политическую и культурную изоляцию страны, разжечь шовинистические и антисемитские чувства. Нечто похожее происходило и в США, где в те же годы нагнеталась антикоммунистическая истерия.

С 1948 г. возобновляются массовые репрессии. Фабрику­ются новые судебные «дела» («Ленинградское дело», «Дело врачей» и др.). Жертвами террора стали тогда от 5,5 до 6,5 млн. человек.

 Внешняя политика СССР  

Потенциал сотрудничества, накопленный СССР и западными державами в годы совместной борьбы с фашизмом, с наступлени­ем мира стал быстро улетучиваться.  Главное изменение в международном положении после окончания второй мировой войны заключалось в дальнейшем углублении начавшегося в 1917 г. раскола мира на два социально-политических блока.                      

В выступлении бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля в американском городе Фултоне (март 1946 г.), в по­слании к конгрессу президента США Г. Трумэна (февраль 1947 г.), а также в ряде конфиденциальных документов были сформулиро­ваны две стратегические цели Запада по отношению к СССР. Пер­воочередная: не допустить дальнейшего расширения сферы влия­ния СССР и его коммунистической идеологии (доктрина «сдержи­вания коммунизма»). Перспективная: оттеснить социалистическую систему к довоенным границам, а затем добиться ее ослабления и ликвидации в самой России (доктрина «отбрасывания комму­низма»).                                                 

СССР, напротив, стремился как можно быстрее материализовать свое влияние в освобожденных Советской Армией странах, подведя под него соответствующую политическую и экономиче­скую базу. Вторая внешнеполитическая установка открыто не афишировалась, но, судя по некоторым документам, занимала важное место в планах стареющего кремлевского диктатора. Он вынаши­вал мысль мобилизовать военно-экономическую мощь советского блока для распространения его влияния на новые регионы мира.

Так, на секретном совещании в Кремле в январе 1951 г. И. В. Ста­лин прямо заявил, что существует возможность «установить социа­лизм по всей Европе» в течение «ближайших четырех лет», и что этой цели должна быть подчинена внешняя и внутренняя политика возглавляемых коммунистами «народно-демократических» стран.

Реализация намеченных бывшими союзниками внешнеполитических курсов, острие которых оказалось направленным друг против друга, за короткий срок до предела осложнила международную обстановку и ввергла мир в состояние холодной войны.      

В центре внимания США находилась Западная Европа. В 1948-1951 гг. туда безвозмездно была направлена материальная помощь на колоссальную сумму - 12,4 млрд. долларов («план Маршалла»). Эти средства пошли на восстановление разрушенной экономики  западноевропейских стран; кроме того, они умело использовались  Вашингтоном как инструментом политического давления. В результате позиции местных компартий, авторитет которых в годы войны значительно вырос благодаря их самоотверженной борьбе с фашистскими оккупантами (во Франции и Италии коммунисты даже входили в первые послевоенные составы правительства), оказались ослабленными, а влияние США в этом ключевом регионе мира существенно укрепилось.

В 1949 г. был создан военно-политиче­ский союз западных государств (НАТО), вдоль советских границ стала разворачиваться сеть военных баз США. В Пентагоне велась раз­работка планов войны против СССР с применением атомного оружия.

Тем временем при прямом содействии Москвы устанавливают­ся коммунистические и просоветские режимы в Болгарии (1944 г.), Югославии (1945 г.), Албании (1946 г.), Польше и Румы­нии (1947 г.), Венгрии и Чехословакии (1948 г.), а также на азиат­ском континенте: в Северном Вьетнаме (1945 г.), в Северной Корее (1948 г). В 1949 г. коммунисты пришли к власти и в Китае. Этим странам оказывалась интенсивная материальная поддержка, в том числе через учрежденный в 1949 г. Совет Экономической Взаимо­помощи (СЭВ). Истинные масштабы перекачки средств в страны «народной демократии» держались в секрете от населения СССР. Известно только, что одних долгосрочных льготных кредитов им было предоставлено в 1945-1952 гг. на 15 млрд. рублей или 3 млрд. долларов. В ответ И. В. Сталин требовал послушания и про­ведения политических и социально-экономических преобразова­ний по советской модели. Любое отклонение от нее воспринима­лось крайне враждебно. Именно это стало основанием для разрыва в 1948 г. отношений с Югославией, чей лидер И. Тито попытался отстоять свою самостоятельность.

Попытки же иного рода, направленные на расширение границ «социалистического лагеря», встречали у Москвы полное понима­ние и поддержку. Свидетельством того явилась Корейская война (1950-1953 гг.), развязанная с согласия И.В. Сталина руководст­вом КНДР против проамериканского режима Южной Кореи. Объединение страны под эгидой коммунистов сорвалось. Корея осталась разделенной на два государства. Та же участь постигла Вьетнам, а в Европе - Германию (в 1949 г. были созданы ФРГ и ГДР). Небывалый в истории феномен «разорванных надвое наро­дов» на долгие десятилетия стал трагическим символом раскола мира на две враждебные системы: капиталистическую и социали­стическую.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х – начале 50-х гг. были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности – таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

 

Глава 32. СССР в 1953-1964 гг.: попытки реформирования «государственного социализма»

 

Внутренняя политика

После смерти диктатора бразды правления страной сосредото­чила в своих руках небольшая группа политиков: преемник И. В. Сталина на посту председателя Совета министров Г. М. Ма­ленков, министр объединенного МВД (куда вошло и министерство госбезопасности) Л. П. Берия и секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев. Внутри этого «триумвирата» сразу же началась борьба за лидерство. В конечном счете, исход этой борьбы определялся тем, кого из претендентов на верховную власть поддержит партийно-госу­дарственная и военная номенклатура.

Основу этого господствую­щего слоя советского общества составляли люди, занявшие руково­дящие посты после «великой чистки» 30-х годов, а также в период Отечественной войны. За прошедшее время их положение заметно окрепло, они обрели немалый опыт и авторитет как непосредствен­ные организаторы борьбы народа против фашистской агрессии. К тому же номенклатура успела обрасти взаимопроникающими связями, которые цементировали этот слой, поддерживали его внутреннюю устойчивость и солидарность.

Выбор пал на Н. С. Хрущева. Причины следует искать в том, что этот политик в прошлом был в меньшей степени, чем многолетний шеф госбезопасности Л. П. Берия и один из вдохно­вителей послевоенных «чисток» Г. М. Маленков, замешан в крова­вом «перетряхивании» руководящих кадров, а в настоящем - не контролировал карательные органы. В глазах номенклатуры это делало фигуру Хрущева не столь одиозной и опасной в будущем.

События на советском политическом «Олимпе» развивались стремительно. В июне 1953 г. по вздорному обвинению в «сотрудничестве с империалистическими разведками» и «заговоре с целью восстановления господства буржуазии» был арестован Л. П. Берия (расстрелян в декабре того же года). В январе 1955 г. подал в вы­нужденную отставку председатель Совмина Г.М. Маленков. Полноправным руководителем партаппарата стал Н.С. Хрущев, избранный в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС.

«Оттепель»  в политике и культуре

Первые шаги по линии восстановления законности в стране были предприняты в апреле 1953 г. Прекратилось следствие по «делу врачей». Были освобождены из заключения участники «мингрельского дела». В печати началась критика культа личности Сталина. Началась работа по реабилитации невинных жертв репрессий.

Мощный толчок  к обновлению общества дал ХХ съезд партии, состоявшийся 14-15 февраля 1956 г. Съезд положил начало развенчанию социальных мифов сталинизма, формированию нового общественного сознания, относительно свободного от догм и идеологических стереотипов. Этот период в жизни страны получил название «оттепели».

После ХХ съезда, развенчавшего «культ личности» Сталина, резко увеличились масштабы реабилитации, и вскоре миллионы политзаключенных обрели долгожданную свободу.

Возвращение в общество огромной массы ни в чем не повинных людей поставило власть перед необходимостью объяснить причины постигшей народ и страну трагедии. Такая попытка была сделана в докладе Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» на закрытом заседании ХХ съезда. Все, однако, сводилось к деформации социализма из-за особенностей послереволюционной ситуации и личных качеств И.В. Сталина. Выдвигалась единственная задача – восстановление ленинских норм в деятельности партии и государства.

И все же сам факт публичного осуждения творившихся десятилетиями беззаконий и прямых преступлений высших должностных лиц произвел исключительное по своей силе впечатление, положил начало кардинальным переменам в общественном сознании, его нравственному очищению, дал мощный творческий импульс в работе научной и художественной интеллигенции. Под напором этих перемен стал расшатываться один из краеугольных камней в фундаменте «государственного социализма» – тотальный контроль властей над духовной жизнью и образом мышления людей.

КПСС, проводя политику «управляемой десталинизации», поспешила четко обозначить допустимые границы критического осмысления прошлого и настоящего. Стремясь овладеть нараставшим общественным подъемом и заодно изжить обозначившийся в массах под напором критики сталинизма кризис доверия в КПСС, партийные идеологи подготовили очередную «программу великих свершений», обещавшую полное изобилие материальных и духовных благ не где-то в отдаленной перспективе, а уже нынешнему поколению советских людей.

XXI  съезд КПСС (1959 г.) сделал вывод, что социализм в СССР одержал «полную и окончательную победу», и страна вступила в период «развернутого строительства коммунизма».

Номенклатурное мифотворчество, наложившись на еще не размытую до конца в общественном сознании веру в светлые идеалы и позитивные изменения в стране, вызвало последний в советской истории всплеск искреннего энтузиазма довольно широких слоев народа. Это, в частности, нашло отражение в многочисленных трудовых починах, молодежных стройках по комсомольским путевкам, в массовом движении «бригад коммунистического труда», в других идущих снизу формах соцсоревнования.

Преобразования в экономике

В центре внимания практической хрущевской администрации находились вопросы экономического развития СССР. По решению сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС были проведены неотложные меры по подъему сельского хозяйства: во много раз увеличены закупочные цены на колхозно-совхозную продукцию, усилено финансирование аграрного сектора (с 7,6% от всех капиталовложений в 1950 г. до 18% в 1955 г.). С 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и залежных земель. В оборот было введено 42 млн. га пашни, где выращивалось к концу десятилетия до 40% всех зерновых.

Новое руководство СССР обратило также внимание на отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом. Июльский (1955 г.) пленум ЦК КПСС осудил, как ошибочную, «теорию» об отсутствии морального износа техники в условиях социализма, получившую широкое хождение, и подчеркнул, что главная линия в развитии промышленности - это «всемерное повышение технического уровня произ­водства на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации».

Благодаря сверхконцентрации материальных средств и челове­ческих усилий, на отдельных направлениях удалось добиться впечатляющих успехов: впервые в истории атом заработал в мирных целях (в 1954г. построена атомная электростанция, в 1959г. спу­щен на воду атомоход «Ленин»), выводятся на околоземную орбиту первый спутник (1957г.) и первый космический корабль с челове­ком на борту (1961г.), радикально изменился топливный баланс страны за счет использования нефти и газа. Мощный рывок вперед сделала химическая промышленность, освоившая выпуск искусст­венных материалов с заданными свойствами, на транспорте паро­возы уступили место тепловозам и электровозам.

Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному рутинному пути, объем производства увеличивал­ся за счет нового строительства (введено в действие более 8 тыс. крупных предприятий), а не повышения эффективности использования имеющегося потенциала. Нарастали структурные диспро­порции: если в 1940 г. удельный вес выпуска средств производства (группа А) составлял 61,2%, то в 1960 г. он поднялся до 72,5% при соответствующем снижении доли производства средств потребления (группа Б).

В 1957 г. вместо упраздненных отраслевых министерств появились территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). В следующем году правительство ликвидировало МТС и поставило колхозы перед необходимостью втридорога выкупить сельхозтехнику, что ощутимо подорвало финансовое положение сельских производителей. Под влиянием идеологического клише о прогрессивности государственной формы собственности перед колхозно-кооперативной во второй половине 50-х годов происходит массовое преобразование колхозов в совхозы, а в городах - полное огосударствление промысловой кооперации (в 1955 г. на нее приходилось 8% всей промышленной продукции). Волна новых притеснений обрушилась на личные подсобные хозяйства, только что (в 1953 г.) освобожденные от сталинских налогов и обязательных натурпоставок: крестьян заставляли продавать колхозам скот, обрезали приусадебные участки.

Ситуация, сложившаяся в экономике, напрямую проецировалась на социальную политику хрущевской администрации. В середине 50-х был разработан целый пакет мер, направленных на улучшение жизни населения. Регулярно повышалась зарплата. Был принят закон о пенсиях для рабочих и служащих. Отменены все виды платы за обучение. Шло массовое строительство жилья. За 1956-1960 гг. новоселье справили почти 54 млн. человек, то есть четверть населения страны. При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще получали не комнаты, а отдельные квартиры.

Однако на рубеже 50-х – 60-х гг. явственно обозначилась попытка правительства поправить положение дел в экономике за счет трудящихся. Почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а розничные цены на продовольствие с мая 1962 года примерно на столько же возросли. В ряде городов произошли стихийные выступления рабочих. Самое крупное из них было в Новочеркасске (июнь 1962 г.), где власти применили оружие, и десятки человек погибли.

В правящих кругах СССР множились мнения о том, что административные методы управления способны обеспечить динамичное развитие экономики.

Внешнеполитическая деятельность советского руководства

Реформаторский курс, проводимый хрущевской администра­цией внутри страны, нашел свое отражение и во внешней политике. Ее новая концепция была сформулирована на XX съезде КПСС и включала два основных принципа:

- актуализированный тезис о необходимости мирного сосуще­ствования государств с различным общественным строем;

- признание многовариантности путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа «пролетарского ин­тернационализма» (т. е. помощи, практически безвозмездной, меж­дународному коммунистическому и национально-освободительно­му движению, а также социалистическим странам - с негласным правом вмешательства в их внутренние дела там, где для этого имелась возможность).

В 1955 г. по инициативе советского правительства были норма­лизованы отношения с Югославией. В рамках СЭВ велась работа по координации народнохозяйственных планов социалистических стран. Их воен­но-политическое сотрудничество осуществлялось через созданную в 1955 г. Организацию Варшавского Договора (ОВД).

Вместе с тем, в «социалистическом лагере» время от времени давали знать о себе и антитоталитарные силы. В октябре 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание. Оно было подавлено действиями местных коммунистов и частей Советской Армии. Руководство СССР было готово применить вооруженную силу и для наведения «порядка» в Польше, где в том же году проходили народные волнения. Но здесь удалось до­биться стабилизации мирными средствами. В серьезный кризис вылились события 1961 г. в ГДР, когда была возведена «берлинская стена». По другим причинам - из-за резкого недовольства консервативно-коммунистических правительств Китая и Албании критикой «культа личности Сталина» - значительно осложнились отно­шения с этими странами.

В попытке на скорую руку наполнить принцип мирного сосуще­ствования реальным содержанием СССР в одностороннем порядке провел серию сокращений численности Вооруженных Сил (с 5,8 млн. человек в 1955 г. до 2,5 млн. в 1960 г.) и объявил мора­торий на ядерные испытания. Однако адекватного отклика у Запада эти инициативы не вызвали. Там не собирались отказываться от антисоветских и антикоммунистических установок, сформули­рованных в первые послевоенные годы, продолжали наращивать и совершенствовать собственные вооружения. Да и сами инициати­вы правительства СССР во многом обесценивались действиями по энергичному развертыванию новых военных программ (осна­щение армии и флота межконтинентальными ракетами с ядерными головками, атомными подлодками и т. п.). Немалую озабочен­ность в западных столицах вызывало стремление СССР распространить свое влияние на страны «третьего мира», число которых множилось в условиях распада колониальной системы.

Пиком противостояния между Востоком и Западом явился «карибский» кризис. Поводом к нему послужил ввоз Советским Союзом на Кубу ядерных ракет в 1962 г. После переговоров кризис, поставивший мир на грань катастрофы, был улажен. Правительства двух крупнейших ядерных держав получили опыт взаимодействия в условиях жесткого столкновения интересов, поиска компромиссов. После этой кульминации «холодной войны» наметился медленный процесс улучшения отношений между капиталистическими и социалистическими странами.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!