Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Коллективизация сельского хозяйства
Еще XV съезд партии (1927 г.) определил, что коллективизация должна стать основной задачей партии в деревне. В 1928 г. был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства», представлявший колхозам льготы по получению в пользование земли, кредитованию и налогообложению. Одновременно ограничивалась аренда земли кулаками, запрещалось выделение на хутора зажиточных хозяйств. В помощь колхозам государство организовывает машинно-тракторные станции (МТС).
С осени 1929 г. на смену чрезвычайным мерам по хлебозаготовкам пришла насильственная коллективизация.
Ее необходимость была «обоснована» в работе И. В. Сталина «Год великого перелома» (ноябрь 1929 г.), где он заявил о «готовности широких слоев крестьянства» к вступлению в колхозы и необходимости решительного наступления на кулака. Эти идеи легли в основу партийно-государственных решений. 5 января 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». В нем устанавливались сроки проведения коллективизации по отдельным районам и ликвидации кулачества как класса. И без того жесткие рамки постановления постоянно нарушались, ретивые администраторы на местах торопились рапортовать первыми о выполнении заданий партии.
Власти с помощью войск ОГПУ в течение короткого времени (за 1,5-2 года) изъяли из деревни реально и потенциально опасные для себя слои населения. В их число попали, прежде всего, кулаки и зажиточные середняки, т. е. те крестьяне, которым было что терять от коллективизации, и которые поэтому противодействовали (в различной форме, вплоть до борьбы с обрезами в руках, но одинаково стихийно и разрозненно) большевистскому наступлению на деревню.
Историки называют разные цифры «раскулаченных»: от 3,5 до 15 млн. человек. Часть из них была брошена в тюрьмы, а основную массу, включая женщин, стариков и детей, отправили под конвоем в трудовые лагеря, устроенные в глухих районах Севера и Сибири.
Оставшиеся в родных местах крестьяне, опасаясь за свою судьбу, записались в колхозы, где работали за нищенскую плату. 1 марта 1930 г. был утвержден Примерный устав сельскохозяйственной артели. Согласно ему, наряду с «обобществлением» основных средств производства (пахотной земли, рабочего скота и инвентаря, семенного зерна) в единоличном пользовании колхозников оставались приусадебные земли (огород, сад), мелкий инвентарь, корова, мелкий домашний скот, птица.
В целом трагическая эпопея по коллективизации крестьянства закончилась к середине 30-х годов.
Последствия разгрома векового хозяйственного уклада в деревне были крайне тяжелыми. Производительные силы сельского хозяйства оказались подорванными на годы вперед: за 1929-1932 гг. поголовье крупного рогатого скота и лошадей сократилось на 1/3, свиней и овец - более, чем в 2 раза. Голод, обрушившийся на ослабленную деревню в 1932-1933 гг., унес жизни свыше 5 млн. человек. От холода, нехватки продовольствия и непосильного труда погибли и миллионы «раскулаченных».
И все же большевистские руководители, исповедовавшие стародавний принцип «цель оправдывает средства», праздновали еще одну победу. В короткий срок аграрный сектор, где господствовала мелкотоварная, слабоуправляемая стихия, оказался во власти жесткой централизации, администрирования, приказа, превратился в органическую составную часть директивной экономики.
Политика в области культуры
Перепись населения в 1920 г. выявила в стране 54 млн. неграмотных. Поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных в государственной политике народного образования. На средства общества содержались тысячи пунктов или школ по ликвидации неграмотности (ликбезы). Наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи закрепления у населения господствующей идеологии. Увеличивается сеть рабочих клубов, изб-читален, библиотек. Выпускаются специальные серии популярных брошюр на антирелигиозные, политические, экономические, бытовые, исторические и революционные темы.
К концу 20-х годов старая интеллигенция почти полностью рассталась с иллюзиями о возможности демократической эволюции Советской власти. В этой среде теперь преобладали скептицизм и безразличие, совершенное отсутствие энтузиазма в отношении свертывания нэповских начал. Лидер меньшевиков Ф. И. Дан, хорошо информированный о внутрироссийских делах, справедливо отметил в январе 1930 г.: «Когда на пороге 1928 г. появились первые предвестники нового поворота от НЭПа к «генеральной линии», к политике проводимой головокружительным темпом сверхиндустриализации и коллективизации, эта «линия» слишком резко противоречила научным убеждениям и общей политически-психологической установке интеллигенции, чтобы она могла добровольно ее проводить. В порядке приказа она могла проводить эту «линию» только с величайшим внутренним сопротивлением».
В сфере культуры определяющей тенденцией с начала 30-х годов стала проводимая властями унификация и жесткая регламентация. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» ликвидировались многочисленные группы и объединения мастеров литературы и искусства, а их место заняли централизованные, удобные и подконтрольные правительству «творческие союзы» интеллигенции: Союз композиторов и Союз архитекторов (1932 г.), Союз писателей (1934 г.), Союз художников. Господствующим творческим направлением был провозглашен «социалистический реализм», требовавший от произведений литературы и искусства коммунистической идейности, служения задачам социалистического строительства.
Среди гуманитарных наук особым вниманием властей пользовалась история. Она была коренным образом переработана и превращена, по выражению И. В. Сталина, в «грозное оружие в борьбе за социализм». В 1938 г. выходит в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», ставший нормативной книгой для сети политпросвещения, школ и вузов. Он давал далекую от истины сталинскую версию прошлого большевистской партии. В угоду политической конъюнктуре была переосмыслена и история Российского государства. Оно уже не рассматривалось как «тюрьма народов», а, напротив, всячески подчеркивалась его мощь и прогрессивность присоединения к нему различных наций и народностей. Советское многонациональное государство представало теперь в качестве преемника цивилизаторской роли дореволюционной России.
Свободнее развивались естественные и технические науки. Огромные средства государство вкладывало в создание различных конструкторских бюро, разрабатывавших новые образцы боевой техники. Следует отметить абсолютное преобладание прикладных исследований над теоретическими – государству нужны были сегодняшние результаты.
Глава 28. Советская государственность в период форсированного строительства «государственного социализма»
Конституция 1936 г.
На рубеже 1920-1930-х годов в Советском Союзе формируется авторитарно-тоталитарная система власти, базирующаяся на монополии ВКП(б) на власть и иерархии партийных руководителей, которую венчала личность Сталина с неограниченными диктаторскими полномочиями. Партийная власть в рамках государственно-политической системы и административно-командной экономики обладала абсолютным контролем над всеми рычагами управления обществом. Высшие руководители партии занимали одновременно руководящие государственные и хозяйственные посты как в союзных, так и в республиканских органах. Сформировался обособленный привилегированный слой партийно-государственной бюрократии - партноменклатуры.
Политическую основу социалистического общества, согласно «сталинской» Конституции, принятой 5 декабря 1936 г., составляли Советы депутатов трудящихся, которым формально принадлежала вся власть в стране. Высшим органом власти провозглашался Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, депутаты которых работали в сессионном порядке. Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум ВС СССР, который в период между сессиями издавал указы и назначал новые выборы. Верховному Совету СССР формально было подотчетно Правительство (Совет народных комиссаров) СССР, формировавшееся на совместном заседании обеих палат. В составе Совнаркома СССР находились как общесоюзные, так и союзно-республиканские отраслевые народные комиссариаты. По аналогии с союзными органами власти и управления строилась система республиканских органов.
«Сталинская» Конституция закрепила федеративную систему, состоящую из разнородных субъектов. Полноправными субъектами федерации объявлялись только союзные республики, которых к моменту принятия Конституции насчитывалось 11. В каждой из них был принят свой Основной Закон, который с небольшими изменениями дублировал главные положения общесоюзной Конституции.
В период оформления государственно-политического устройства СССР окончательно утвердилась однопартийная политическая система. Одновременно завершилось сращивание партийного и государственного аппаратов. Наиболее значительные решения принимались исключительно Центральным Комитетом РКП(б), [с 1925 г. – ВКП (б)]. Высшим руководящим центром ЦК было его Политическое бюро (Политбюро). Здесь обсуждались все крупные политические и экономические вопросы, принимались важнейшие решения, которые после этого закреплялись и оформлялись решениями органов советской власти и их исполнительных структур. Такая же система действовала на других уровнях.
Оформление структуры государства-партии в СССР
Уже в годы гражданской войны партия приняла форму милитаризованной замкнутой организации, а предпринимавшиеся в 1921-1924 гг. попытки ее демократизации были непоследовательны и нерешительны. Решения Х съезда РКП(б) (1921) о запрете в партийных рядах фракционной деятельности позволили контролировавшей партийный аппарат группировке объявлять антипартийным и оппозиционным любой кружок инакомыслящих. Жесткий внутрипартийный режим был призван, по мысли его сторонников, подавлять в партии любые проявления объективных противоречий многоукладного российского общества. Но поскольку политический плюрализм не допускался режимом, эти противоречия прорывались внутри монопольно правящей партии, принимая форму ожесточенной фракционной борьбы. В ходе внутрипартийных дискуссий обсуждались все принципиальные вопросы развития страны: политика накопления, взаимоотношения с крестьянством, политика цен, темпы индустриализации, возможность построения социализма в СССР.
Назначение И.В. Сталина 3 апреля 1922 г. на состоявшемся после XI съезда партии пленуме ЦК на внешне чисто техническую должность генерального секретаря ЦК РКП (б) ускорило процесс централизации партии. Структура партийных комитетов разных уровней была унифицирована, во главе их поставлены освобожденные секретари, призванные заниматься исключительно партийной работой. Секретари должны были обладать определенным стажем партийной работы и подлежали утверждению сверху. По подсчетам историков, к осени 1923 г. из 191 секретаря губкома партии только 97 было «выбрано», а остальные прямо назначены. Создавалась своеобразная «иерархия секретарей» во главе со Сталиным как твердый организационный стержень «государства-партии». Аппаратный курс Сталина вызывал растущий протест в рядах старой партийной элиты, что еще больше обостряло внутрипартийную ситуацию.
В 1922-1924 гг. партия, расширив и обновив свой состав («чистка» 1921 г. и «ленинский рабочий призыв», объявленный после смерти Ленина (21 января 1924 г.), когда за полгода партия увеличилась в полтора раза (на 203 тыс. новых членов)), вступила в полосу серьезных потрясений, выразившихся в расколе «старой гвардии» (соратников Ленина, большевиков с дореволюционным стажем) и развертывании борьбы за власть.
Острая внутрипартийная борьба за власть началась в конце 1923 г., после того как Троцкий в нескольких письмах в Политбюро подверг критике политический и экономический курс, проводимый «тройкой» (или «сталинским обручем»), возглавляемой генсеком ЦК Сталиным и поддерживавшими его членами Политбюро Зиновьевым и Каменевым. Выступление Троцкого против диктата партаппаратчиков было подкреплено обращением в Политбюро 46 видных партийных деятелей-ветеранов. В ходе острой внутрипартийной дискуссии и фракционной борьбы XIII партконференция (январь 1924 г.), а за ней и XIII съезд партии (май того же года) обвинили Троцкого и группу его сторонников «в ярко выраженном мелкобуржуазном уклоне» и фракционной деятельности, попытках раскола партии, что вело к «прямому отходу от ленинизма».
Уже на следующий год логика оппозиционной борьбы объединила сторонников Троцкого, Зиновьева и Каменева («объединенная оппозиция»). Однако они уже не смогли противостоять группировке Сталина, которая опиралась на великолепно отлаженный бюрократический партийно-номенклатурный механизм. В конце 1927 г. Сталин добился исключения лидеров оппозиции из ЦК и из партии. Наиболее активный «оппозиционер» Троцкий, еще в январе 1925 г. вынужденный покинуть посты председателя РВС и наркомвоенмора, в 1929 г. был насильно выслан в Турцию, став одним из первых советских политических диссидентов.
Репрессивный аппарат власти
С 1929 по 1936 гг. в ВКП(б) прошла серия генеральных чисток. В результате их из партийных рядов были удалены все те, кто вызывал у руководства сомнения с точки зрения своей «надежности» и «устойчивости» (около 40% всех коммунистов).
Одновременно широко практиковалась дискредитация и, как следствие, выключение из активной партийно-политической работы наиболее заметных противников сталинского курса путем навешивания на них ярлыка руководителей «подпольных антипартийных групп».
1 декабря 1934 г. был убит С. М. Киров. Тайна этого политического преступления не разгадана до сих пор. Но то, что оно развязало руки И. В. Сталину для физического устранения мешавших ему людей, прежде всего из рядов большевистской гвардии - бесспорный исторический факт. Уже в самый день убийства Кирова было принято постановление Президиума ЦИК СССР. Следственным властям предписывалось вести дела обвиняемых в подготовке «террористических актов» ускоренным порядком (через военные трибуналы) и приговоры приводить в исполнение немедленно.
Аресты «врагов народа» в течение 1935-1936 гг. нарастали в геометрической прогрессии, достигли апогея в 1937 г. и постепенно затихли (не прекратившись, однако, вовсе) в 1939 г. За эти годы было репрессировано 1108 из 1961 делегата XVII съезда ВКП(б), около 40 тыс. из 80 тыс. офицеров, в том числе подавляющее большинство высшего командного состава РККА. Огромный урон понесла научная, техническая и художественная интеллигенция, а также духовенство (начиная с 1930 г. было закрыто 90% церквей). Общее число репрессированных достигло несколько миллионов человек.
Сейчас совершенно ясна главная цель массовых репрессий того времени. Они должны были нанести (и нанесли) удар не только по противникам сталинских методов строительства социализма. Посредством государственного террора из общественно-политической и культурной жизни страны устранялась лучшая, свободомыслящая часть нации, способная критически оценивать действительность и происходящие в ней процессы - и потому уже одним фактом своего существования представлявшая основное препятствие на пути окончательного утверждения личной власти И. В. Сталина. Попутно решалась еще одна задача: серьезно ослаблялись сепаратистские настроения в союзных республиках, носителями которых была национальная интеллигенция, сформированная уже в годы Советской власти. В ходе «чисток» она была в ряде регионов почти полностью уничтожена.
Советская модель директивной экономики
Экономической основой СССР провозглашалась социалистическая собственность на средства производства. Сложившаяся к тому времени экономика ныне определяется как директивная. Она характеризовалась:
- фактически полным огосударствлением средств производства, хотя формально-юридически устанавливалось наличие двух форм социалистической собственности: государственной и групповой (кооперативно-колхозной);
- свернутостью товарно-денежных отношений (но не их полным отсутствием в соответствии с социалистическим идеалом), деформированностью объективного закона стоимости (цены определялись на глазок в кабинетах чиновников, а не на основе рыночного спроса и предложения);
- предельно жестким централизмом в управлении при минимальной хозяйственной самостоятельности на местах;
- административно-командным распределением ресурсов и готовой продукции из централизованных фондов.
Для советской модели директивной экономики было характерно существование так называемой «подсистемы страха» – мощных рычагов внеэкономического принуждения. На рубеже 1932-1933 гг. вводится паспортный режим, отделявший административной стеной деревню от города, поскольку паспорта выдавались только горожанам. Крестьяне, таким образом, были лишены права свободного перемещения по стране и фактически прикреплялись к земле, к своим колхозам. Аналогичные меры в отношении рабочих и служащих власти принимают в 1940 г., когда серией указов была установлена судебная ответственность за самовольное увольнение с предприятий и учреждений, за прогулы и опоздания на работу.
К концу 30-х гг. директивная экономика все отчетливее приобретает «лагерный» облик. В результате массовых репрессий значительная часть населения страны переместилась за колючую проволоку. По существующим неофициальным оценкам, в местах лишения свободы находилось от 10 до 15 млн. человек, то есть примерно 20% всех занятых в отраслях материального производства.
Социально-классовую структуру советского общества, насчитывавшего к 1940г. около190 млн. чел., составляли три основных элемента: рабочий класс, его численность равнялась примерно 33,7 % всего населения); класс колхозного крестьянства и кооперированных кустарей (47,2%); социальная группа служащих и интеллигенции (16,5%). Сохранялся также и небольшой слой крестьян-единоличников и некооперированных кустарей (2,6%).
Глава 29. Международные отношения и внешняя политика СССР в 20-30-е годы ХХ в.
Внешняя политика советского государства в 1920-е годы
Надежды лидеров большевиков на грядущую мировую коммунистическую революцию не были реализованы. Невозможность решить проблему победы над империализмом в ближайшем времени военным путем поставила перед советским руководством задачу нормализации отношений с империалистическими странами.
Отношения СССР с зарубежными государствами развивались неровно. И все же главным вектором этого развития было постепенное укрепление позиций Советского Союза на мировой арене, рост его влияния как великой державы.
С подписанием в конце 1920 – начале 1921 гг. мирных договоров с Финляндией, Эстонией, Латвией и Польшей Советское государство вышло из международной изоляции. В 1921 г. были нормализованы отношения с южными соседями: Турцией, Ираном, Афганистаном. Большевистское правительство аннулировало все долги этих стран царской России. Был подписан договор о дружбе с революционным правительством Монголии. Эта небольшая отсталая страна, на территории которой располагались советские войска, на долгие десятилетия вошла в сферу влияния Москвы.
Крупные индустриальные державы воздерживались от установления дипломатических отношений с Советской Россией, требуя в соответствии с нормами международного права выплаты дореволюционных долгов и возмещения потерь от национализации иностранной собственности. Москва решила признать часть долгов, связав это с требованием возмещения ущерба от интервенции, политического признания советского государства и предоставления ему кредитов.
В 1922 г. с целью обсуждения этих вопросов в Генуе была созвана международная конференция. Интересы России на ней представляли нарком по иностранным делам Г.В. Чичерин, М.М. Литвинов, Л.Б. Красин и другие советские дипломаты. Участники конференции не смогли достичь соглашений. Но в ходе ее работы в предместье Генуи Раппалло был подписан советско-германский договор об отказе от взаимных претензий и установлении дипломатических отношений. Германия стала первой великой державой, признавшей Советскую Россию де-юре. Между ними налаживается тесное сотрудничество в торгово-экономической и военной области (подготовка в советских учебных центрах военных кадров для Германии, совместное производство в СССР отдельных видов вооружений, запрещенных по условиям Версальского мирного договора 1919 г. с побежденной Германией). Торговые отношения развиваются и с другими государствами Запада. В 1921-1922 гг. соответствующие договоры были заключены с Англией, Австрией, Данией, Италией, Норвегией и др.
С 1924 г. началась полоса дипломатического признания СССР. В середине 20-х годов он поддерживал официальные отношения с более чем 20 странами мира, в том числе с Англией, Францией, Италией, Японией, Китаем. Из великих держав лишь США оттягивали признание СССР до ноября 1933 г. В 1928 г. СССР присоединился к пакту Бриана-Келлога, провозглашавшего отказ от войны как орудия национальной политики.
Иначе развивались события по второй, неофициальной линии внешней политики СССР. Попытки вмешательства – в основном через структуры Коминтерна – во внутренние дела зарубежных государств не только не давали результата, но и приводили к серьезным международным осложнениям (разрыв дипломатических отношений с Англией в 1927 г., конфликт на принадлежавшей СССР Китайско-Восточной железной дороге в 1929 г.).
Это не помешало И.В. Сталину сделать в конце 20-х годов вывод, что «Европа явным образом вступает в полосу нового революционного подъема». Коминтерн потребовал от коммунистических партий при подготовке к «решающим боям пролетариата» главный удар наносить по социал-демократии, обвиняемой в пособничестве фашистам. Итоги коминтерновской кампании против «социал-фашизма» имели трагические последствия. Используя глубокий раскол рабочего класса, а также острое недовольство народных масс в условиях мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., фашисты при поддержке влиятельных антикоммунистических сил сумели парламентским путем прийти к власти в Германии (январь 1933г.). В центре Европы возник очаг военной напряженности.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!