Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине «История России»»

/ История России
Лекция, 

Оглавление

Глава 3. Период феодальной раздробленности на Руси

 

Причины и сущность феодальной раздробленности

Новый этап развития Руси начался в XII веке, а точнее в 30-х годах этого столетия, когда единая держава Рюриковичей без особых конфликтов трансформировалась в систему отдельных земель и княжеств со своими династиями.

Период феодальной раздробленности на Руси охватывает XII-XV вв. К середине XII века насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне нашествия монголо-татар – 50, а в XIV веке, когда уже начался период консолидации, их число приблизилось к 250.

Причинами этого процесса являлись не только наличие натурального хозяйства как основы существования изолированных друг от друга областей, но и стремление древнерусских князей отделиться от Киева.

XII столетие – это время становления и расцвета многих древнерусских городов. Однако появление новых экономических, политических и культурных центров, в свою очередь, не могло не подрывать могущество Киева. Таким образом, не только натуральное хозяйство, но и развитие сельского хозяйства и ремесла, формирование феодальных усадеб и новых городских центров способствовало установлению новых политических форм или моделей развития средневекового общества на Руси. И в этом смысле переход к раздробленности нельзя рассматривать как упадок – напротив, перед нами расцвет средневекового общества, его экономики, политических форм и культуры, наглядно проявившийся в многообразии типов этого развития.

После смерти Ярослава Мудрого его сыновья приняли решение, согласно которому каждый из князей Рюриковичей имел право владеть своей вотчиной. Это решение впоследствии послужило основой для раздробленности русских земель. Внук Ярослава Мудрого Владимир Мономах на какое-то время сумел преодолеть сепаратизм князей. Но после смерти его сына Древнерусское государство распалось на несколько частей – уделов. Так в XII в. Русь вступила в период феодальной раздробленности.

Сущность феодальной раздробленности состоит в том, что она была новой формой государственно-политической организации общества и являлась прогрессивным и неизбежным явлением.

Распад Руси не привел к распаду древнерусской народности, продолжало существовать единое название Руси, единая культура, единый язык.

Политические центры Древней Руси

В период раздробленности в русских землях выделилось три центра: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская феодальная республика. Эти три центра обрели статус независимых государственных образований, и их политическое развитие шло своими, несхожими путями. В Галицко-Волынском княжестве наибольшую политическую роль играло боярство, в Новгороде и Пскове – вечевая система управления, во Владимиро-Суздальской земле – единодержавие великокняжеской власти.

Владимиро-Суздальское княжество. Расположенное на северо-вос­токе Руси княжество представляло собой огромную, слабо заселенную территорию волго-окского междуречья, куда в Х-ХI вв. устремлялся колонизационный поток. К концу XI в. на территории современного московского региона появляются первые города (Волоколамск и, очевидно, Москва, известная под древнейшим названием Кучково). Основой процветания княжества стало ополье - плодородная безлес­ная территория, где возникли древнейшие города края - Ростов и Суздаль.

При Владимире и Ярославе здесь возникают города Владимир на Клязьме и Ярославль на Волге, а в середине XII в. эта область выделяется в особое княжество и достается сыну Владимира Мономаха – Юрию Долгорукому. Юрий, а затем его сыновья Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо являются энергичными устроителями и заселителями Ростово-Суздальской области.

К концу XII в. Ростовско-Суздальская земля настолько заселяется и усиливается, что получает решительное преобладание над остальными областями Русской земли. Вместо Киева Владимир на Клязьме становится столицей старшего и самого могущественного русского князя.

Города Окско-Волжского междуречья никогда не достигали такого экономического значения и социально-политического влияния, как города Киевской и Новгородской Руси, а часть их населения занималась земледелием и лесными промыслами наравне с сельским населением. Таким образом, Северо-Восточная Русь на долгие века стала земледельческой, крестьянской страной.

Политические последствия русской колонизации Окско-Волжского междуречья состояли в изменении характера княжеской власти здесь и отношений между князем и населением. В Киевской и Новгородской Руси сильные, многолюдные и организованные городские общины приглашали к себе князей, нужных им  для военной обороны и для поддержания внутреннего порядка, здесь городское население чувствовало себя хозяином, а князь (особенно в Новгороде) был пришельцем.

На северо-востоке соотношение было обратным: князь, владевший обширными, но почти пустынными земельными пространствами, приглашал колонистов для заселения этих земель, чтобы увеличить свои доходы и свою социально-политическую силу. Здесь князь был хозяином, а население – пришельцами.

Князь видел в себе хозяина-собственника своей земли, считал себя вправе распоряжаться ею по своему усмотрению и перед смертью делил ее между своими сыновьями. Области, полученные отдельными князьями и составляющие их полную и наследственную собственность, называются их «уделами» (термин и понятие, чуждые Киево-Новгородской Руси).

Опираясь на городское население и дворян, владимирские князья могли в XII в. концентрировать в своих руках значительные силы и средства. До 10-х годов XIII в. княжество не дробилось на уделы, и потомки Юрия Долгорукого могли проводить активную внутреннюю и внешнюю политику. Андрей Боголюбский (1157—1174) совершил удачные походы на Волжскую Булгарию, подчинил Рязанское княже­ство, вмешивался в дела Южной Руси и сажал на киевский престол «подручных» князей. С 1158 г. он осуществлял обширную строительную программу: были созданы такие шедевры древнерусской архитектуры, как княжеский Боголюбовский замок под Владимиром, Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли.

Таким образом, особенностями развития Владимиро-Суздальского княжества можно считать сильную центральную власть князя, опирав­шегося на города и дворян. Однако не стоит отождествлять государст­венное устройство той эпохи с властью московских царей XVI-XVII вв. Ведь наряду с князьями-«самовластцами» в XII-XIII вв. действовали и другие органы управления, о которых нам известно намного меньше:  вечевые собрания во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове. Мы плохо знаем, как именно они действовали, из кого состояли, но даже скупые сообщения летописи свидетельствуют, что князья вынуждены были с ними считаться. При Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212) Владимирская земля переживает период своего наивысшего расцвета и могущества. В дальнейшем и здесь центробежные силы оказались сильнее: дети Всеволода основали свои уделы в Ростове, Переяславле, Юрьеве, Угличе и других центрах. Ко времени татарского нашествия существо­вало уже 7 отдельных княжеств, к концу XIII столетия их стало 17.

С развитием удельного порядка в XIII-XIV вв. вечевая жизнь в Северо-Восточной Руси постепенно замирает. С изменением характера общественной жизни и с преобладанием сельского населения над городским исчезают условия для вечевых собраний. В XIII-XIV вв. удельное дробление Суздальской Руси происходило быстро и непрерывно, по мере размножения княжеского рода. Каждый удельный князь считал себя независимым владетелем и полным собственником своего княжества.

 «Господин Великий Новгород». Другую модель государственного и общественного устройства представляла Новгородская земля. О Новгороде нам известно больше, чем о других древнерусских землях. Север не затрагивался татарскими набегами - здесь лучше сохранялись летописи и документы. С 1932 г. в Новгороде постоянно проводятся археологические раскопки, в ходе которых совершено важнейшее открытие - найдены берестяные грамоты, число которых к настоящему времени превышает 800. Исследования подтвердили, что Новгород - это действительно относительно «новый город»: он воз­ник из поселков нескольких объединившихся племенных союзов (кри­вичей, словен, мери и чуди) в середине Х в:, а век спустя была построена первая общегородская крепость-детинец. Но, говоря о Новгороде, надо иметь в виду не только город, но и обширное государство, никогда - в отличие от других земель и княжеств - не дробившееся на уделы.

В большинстве учебников приводится известная дата - 1136 г., когда новгородцы изгнали неугодного им князя и стали приглашать князей по своему выбору. Но это событие - только один этап на пути оформления особого социального и государственного устройства Нов­города. Его истоки уходят в глубокую древность, когда родоплеменная верхушка разноэтничных славянских и угро-финских племен возгла­вила эту «федерацию», впоследствии превратившись в новгородское боярство. В отличие от других земель, где боярином становился княжеский советник или дружинник, новгородским боярином можно было только родиться. Лишь представители 40-50 родов носили это звание. В Х-XI вв. именно новгородские бояре (а не княжеская власть) осуществляли сбор налогов, и древнейшие извест­ные берестяные грамоты - это записи долгов горожан и «смердов», хранившиеся на боярских усадьбах.

Верховным законодательным органом власти было новгородское вече. Судя по размеру вечевой площади на Ярославовом дворище около Никольского собора, оно было относительно небольшим (1200-1500 кв. м), при этом там находились «степень» - трибуна для посад­ников и других руководителей государства и скамьи для прочих участников. Такая площадь не могла вместить более 300-500 человек, но о составе веча точных данных нет. Одни авторы полагают, что вече состояло исключительно из бояр - владельцев усадеб (их в городе как раз и насчитывалось 400-500), другие считают возможным и более широкий состав представительства через систему кончанских и уличанских вечевых собраний, участниками которых могло быть все свободное население концов и улиц.

Главным представителем исполнительной власти в Новгороде был посадник из числа бояр. Однако и до, и после 1136 г. князья оказывали серьезное влияние на политику Новгорода через своих сторонников: в XII в. новгородцы часто меняли князей, но и князья выгоняли посадников, используя противоречия между боярскими кланами. Толь­ко к XIII в. республиканский строй оформился окончательно: взаимо­отношения Новгорода с князьями были урегулированы в договорах.

С середины XII в. в Новгороде избирали и главу церкви - архи­епископа, затем направлявшегося на поставление к митрополиту. Нов­городский архиепископ хранил государственную казну, утверждал сделки с земельной собственностью, во время конфликтов мирил враждовавшие стороны и нередко выступал в качестве дипломата в отношениях с другими княжествами.                           

У каждого из перечисленных должностных лиц был свой аппарат, каждый из них обладал, в рамках своих полномочий, судебной властью. Их судебные права определялись «Новгородской судной грамотой».

Новгородцы нуждались в князе, прежде всего, как в политическом союзнике, обеспечивавшем независимость республики от покушений со стороны других князей и свободу торговых путей из Новгорода на «низ» - в южнорусские земли: ведь в случае политиче­ских конфликтов князья легко могли перекрыть подвоз хлеба. Поэтому на новгородском столе мог находиться и князь-ребенок или его представитель-наместник. В случае необходимости (но далеко не всег­да) князь возглавлял объединенное войско новгородцев и своих дру­жинников.

В основном же повседневной функцией князя в Новгороде был суд. Но судил князь вместе с посадником - победа 1136 г. навсегда поставила новгород­ских князей под республиканский контроль. За эту работу князь получал судебные пошлины и доход с определенной территории, но не становился ее владельцем.

При заключении договора князь целовал крест «на всей воли новгородской», а гарантией его соблюдения был категорический запрет князю и его слугам приобретать в новгородских владениях земли. Таким образом, князь в Новгороде ставился в положение высокооплачивае­мого чиновника и мог быть в любое время сменен, поскольку не обладал материальными возможностями для сопротивления «новгородской воле».

Сложную систему «разделения власти» в Новгороде XII-XV вв. можно определить как боярскую республику — именно в этом направ­лении шло развитие и распространение власти боярской верхушки. Однако и население города участвовало (на уровне улиц, сотен, концов) в деятельности местных органов самоуправления, а во время нередких восстаний (в 1207 и 1418 гг.) оказывало давление на всю боярскую верхушку. Но при всем обилии политических и социальных конфлик­тов в Новгороде они не приводили к принципиальным изменениям в политическом строе.

Галицко-Волынское княжество. Эти земли занимали пограничное положение, и характерной чертой их истории стало постоянное вме­шательство соседних государств - Польши и Венгрии - в усобицы, проходившие в Галиче и на Волыни. Причиной последних становились напряженные отношения галицких князей с боярами и горожанами. Князя Ярослава Осмомысла (1152-1187), о котором с уважением отзывается автор «Слова о полку Игореве», в 1173 г. арестовали его же бояре и вместе с жителями Галича изгнали незаконного сына князя и сожгли его мать. На рубеже XII-XIII вв. Роман Мстиславич (1199-1205) сумел объединить под своей властью галицкие и волынские земли, но после его гибели на галицкий стол стали претендовать представители других княжеских родов - черниговские Ольговичи, владимирские Юрьевичи, киевский князь Рюрик Ростиславич; вместе с ними за богатые галицкие земли сражались венгерский король Андрей и польский князь Лешко. Приглашенные в Галич дети новгород-северского князя Игоря Святославича начали настоящую войну с бояр­ством, в итоге они были захвачены в плен и повешены. В ходе этой смуты в Галиче вокняжился (единственный случай на Руси!) боярин Владислав, а венгерские войска в 1206-1214 гг. шесть раз вторгались в галицкие земли.

Молодого Даниила Романовича Галицкого (1221-1263) бояре не раз вынуждали покидать княжество. Только к концу 30-х годов XIII в. Даниил смог окончательно утвердиться на княжении и даже временно подчинить Киев. После окончательного разгрома соперника, черни­говского князя Ростислава Михайловича, и венгерских войск в 1245 г. наступила, наконец, некоторая стабилизация внутриполитической жизни: в середине XIII в. Даниил стал одним из самых сильных русских князей. Он заключил союз с Венгрией и даже - в расчете на помощь против татар - в 1253 г. принял от Римского Папы королевский титул. В 1254 г. он предпринял успешный поход в литовские земли и «Черную Русь» (часть современной Белоруссии), после чего заключил мир и союз с литовским князем Миндовгом, зятем которого стал сын Даниила. Другого сына Даниил женил на австрийской принцессе и пытался посадить его на трон австрийского герцога. Однако в 1259 г. под угрозой татарского вторжения Даниил вынужден был срыть все свои укрепления и признать себя данником Золотой Орды.

После смерти Даниила его дети на короткое время объединили в своих руках Галицко-Волынскую землю и Литву, но это объединение оказалось непрочным. Правда, Лев Данилович (1264-1301) сумел присоединить к своей державе Закарпатье и претендовал на польский трон, но при его преемниках положение княжества в окружении Орды и крепнувших соседей - Литвы и Польши - стало ухудшаться. Прав­нуки Даниила Лев и Андрей Юрьевичи одновременно умерли или погибли в 1323 г., и в середине XIV в. галицко-волынские земли потеряли самостоятельность: они были захвачены Польшей и Великим княжеством Литовским.

 

Глава 4. Борьба с иноземными завоевателями в XIII в.

 

Шведско-немецкая агрессия

С середины XIII в. русские земли, утратившие единую государственность, подверглись натиску завоевателей. С востока на Русь пришли орды монголо-татар. С запада – шведские и немецкие завоеватели. Шведские феодалы давно зарились на земли Великого Новгорода. В начале XIII в. у них появился союзник – немецкие духовно-рыцарские племена: Орден меченосцев (Ливонский орден) и Тевтонский орден. Западная агрессия была подготовлена Ватиканом, и ее главной целью был разгром православия. Это затрагивало жизненные интересы славян, поскольку монголы, в отличие от западных агрессоров, были веротерпимыми и не могли всерьез угрожать русской духовной культуре.

Первыми агрессию против Руси начали шведы. В июле 1240г., угрожая Новгороду, они появились в устье Невы. Сюда же, совершив молниеносный переход из Новгорода, подошли русские дружины во главе с князем Александром. В результате внезапного и стремительного нападения на шведский лагерь новгородцы одержали блестящую победу, за которую Александр получил почетное прозвище Невский. В том же 1240г. предприняли поход на Русь и немецкие рыцари. Им удалось захватить Псков, и над Новгородом нависла новая угроза. Во главе новгородцев вновь встал Александр Невский. Весной 1242г. он освободил Псков. Преследуя рыцарское войско, русские дружины подошли к Чудскому озеру. Здесь 5 апреля 1242г. произошла знаменитая битва, названная Ледовым побоищем. В результате битвы было убито около 500 рыцарей и взято много пленных. В результате этой победы была остановлена немецкая агрессия на Восток, продолжавшаяся в течение нескольких столетий. Ледовое побоище считается самой кровопролитной битвой средневековья.

Монголо-татарское нашествие на Русь

Начало XIII в. является важным хронологическим рубежом во всемирной истории. Этот рубеж отмечен монгольскими завоеваниями, охватившими всю Азию и ряд стран Европы, в том числе и Русь. В 1206 г. Курултай объявил Чингисхана великим ханом монголов. Чингисхан создал мощную империю. В 1235 г. в столице империи, городе Каракоруме было принято решение о начале мировой войны. Одним из направлений военных действий стали русские земли. В 1237 г. Батый – внук Чингисхана начал вторжение на территорию Руси. Русские князья были застигнуты врасплох. Сначала Батый захватил территорию Рязанской земли. В феврале 1238г. были сожжены Москва, Суздаль, Владимир – города Владимиро-Суздальского княжества. Не доходя ста верст до Новгорода, войска Батыя неожиданно повернули на юг и отправились в приволжские степи. Так закончился первый поход Батыя на Русь.

В 1239 г. после отдыха Батый двинулся на южную Русь. В течение 1239-40гг. были взяты Чернигов, Переяславль, Киев, Галицко-Волынское княжество.

В результате походов 1236-38, 1239-42 гг. монголы завоевали все русские земли. Над территорией Руси воцарилось монгольское иго.

После монголо-татарского нашествия коренным образом изменилась общественно-политическая структура Руси:

1)  Киев потерял свое былое значение и даже номинально перестал считаться столицей Руси;

2)  Западные и южные княжества Руси были захвачены Литвой и Польшей и на этой территории начала складываться украинская и белорусская народности;

3)  Русские князья должны были получать ярлык на княжение в ханской ставке. Ярлык являлся ханской грамотой, которая разрешала князю владеть его землями. Это фактически было формой непрямого управления страной;

4)  Все население страны было обложено тяжелыми податями: налогами, пошлинами, повинностями. Для своевременной уплаты налогов во все русские земли были посланы баскаки – наместники хана.

Монголо-татарское нашествие оказало непосредственное воздействие на экономику русских земель. Это выразилось:

1)  в разорении территорий во время ордынских походов и набегов. Более всего пострадали города. Из 74 русских городов XII-XIII вв., известных по раскопкам, было разорено 49, т.е. почти 2/3;

2)  завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств в виде многочисленных поборов;

3)  пришло в упадок ремесленное производство. В то время как ремесло приходило в упадок, земледелие продолжало расширяться и стало основой русской экономики. Именно в монгольский период Россия превратилась преимущественно в аграрную страну.

Монголо-татарское иго

Главная специфика монголо-татарского ига состоит в том, что угнетение не было прямым. Угнетатель жил вдалеке, а не среди покоренного народа. Монголы нигде в завоеванных землях не оставляли гарнизонов. Это было невозможно в связи с их малочисленностью. Они повсюду сохранили местную власть. Их требования ограничивались двумя пунктами: признание хана верховной властью и уплата дани.

Татары не изменили систему власти на Руси, они сохранили существовавший политический строй, взяв себе право назначать князя. Покровительство Батыя было необходимым условием приобретения права на княжеский стол. Каждый русский князь должен был явиться в Сарай и получить ярлык на княжение. Ярлык являлся ханской грамотой, разрешающей князю владеть землями, которые ему принадлежат.

Кроме того, хан обладал высшей властью по юридическим, военным и финансовым делам. Все судебные дела между русскими и монголами разбирались монгольскими судами, все русские князья были подвластны высшему суду Золотой Орды. Все русские, зачисленные в монгольские войска, были обязаны подчиняться монгольским военным порядкам. Монголы забирали у русских одного рекрута с каждых десяти мужчин.

Большинство населения Руси занималось земледелием и выплачивало земельный налог, а также налоги с дома, с плуга и т.д. Были установлены пошлины с торговли, с ловли рыбы и т.д. Баскаки – наместники хана были посланы во все земли для обеспечения своевременной уплаты налогов.

Монголо-татарское нашествие застало на Руси три великих княжества: Владимиро-Суздальское, Черниговское, Галицко-Волынское. Непрекращающиеся раздоры между ними были одной из важнейших причин слабости Руси. После нашествия Батыя продолжалось дробление княжеских владений, их число удвоилось. Татары не возражали против дробления, но в то же время предпочитали иметь одного более сильного князя в качестве главного своего представителя на Руси. Батый решил опереться в своей политике на Владимир. Тенденция к усилению Владимирского княжества и укреплению его влияния связана с именем Александра Невского (великий князь владимирский в 1252-1263 гг.). В 1252 г. Александр отправился в Сарай и получил титул великого князя. Этот титул давал политическое главенство над всей Русью. Александру удалось укротить Новгородскую республику, которую татары не смогли завоевать военным путем. При нем сложилась традиция, согласно которой в Новгород приглашались только владимирские князья.

Культура Древней Руси периода монголо-татарского ига

Непосредственное воздействие монголо-татарского нашествия прослеживается и в области духовной культуры. В первую очередь это гибель значительных культурных ценностей, упадок каменного строительства, живописи, прикладного искусства, ослабление культурных связей с Западной и Центральной Европой. Но глубоких структурных изменений, как в политической и экономической сфере, в области духовной культуры не произошло. Литература и искусство, в общем, продолжали традиции предшествующего периода. Из иноземных культурных влияний преобладающим было не ордынское, а византийское и южнославянское (Болгария, Сербия).

Важнейшим жанром литературы в XIII в. становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. Со второй половины XIII в. в русских землях восстанавливается летописание. Ведущее место постепенно занимает московская летописная традиция. Южнославянским влиянием проникнута житийная литература.

В конце XIII-XIV вв. в русских землях возобновляется строительство из камня. Мощный подъем русской культуры в конце XIV в. нашел отражение в развитии живописи. В конце XIV- начале XV вв. в Новгороде, Москве и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Фресковые росписи Феофана Грека в сохранившихся новгородских храмах отличает необыкновенная виртуозность исполнения, свобода в обращении с этнографическими традициями, оригинальное монохромное исполнение в красно-коричневых глубоких тонах.

На рубеже XIVXV вв. в Москве складывается русская национальная школа иконописи. К этому времени относится ранний период творчества гениального художника Древней Руси Андрея Рублева. Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи – икона «Троица».

Важнейшее значение для охраны русской  духовной культуры имела русская православная церковь. В 1261 г. в Сарае была учреждена епархия русской церкви, что позволило через миссионерскую и проповедческую деятельность распространять духовно-культурное влияние Руси в Орде, а также защищать интересы православных пленников. В 1279 г. русский митрополит получил от хана охранную грамоту, которая признавала неприкосновенность православной веры, храмов и церковного имущества. Кроме того, православная церковь освобождалась от выплаты дани монголам. Она использовала свое положение для обогащения, для своего усиления, но также и для распространения и укрепления идеи единства Руси. Церковь была хранительницей веры и языка, связывавших воюющие между собой княжества.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!