Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Особенности труда, образа жизни, обычаев людей в восточном и античном обществе»

/ История античности
Конспект, 

Оглавление

Основными формами организации труда в Древней Греции и Древнем Риме были наряду с общинным сельскохозяйственным производством, рабский и наемный труд. Рабский труд применялся в сельском хозяйстве (особенно в Риме во II в. до н.э. – II н.э.), ремеслах, горном деле и других видах производства. В странах античного мира наемный труд применялся главным образом в ремесленном производстве. Например, в Афинах городские бедняки, принадлежавшие к 4-у разряду – фетам, нанимались на длительный срок в мастерские – эргастерии, служили гребцами на кораблях, грузчиками в портах.  В эпоху античности наемными работниками нередко считались писцы, служители при судах, смотрители рынков, учителя, врачи и т.д.

    В этот период в странах Древнего Востока можно также увидеть достаточно сложную организацию труда. В странах Древнего Востока расширились масштабы и усложнилась структура воспроизводства, возросла его организованность. Этого потребовала логика регулирования оросительных систем в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда. Возникла иерархическая структура воспроизводства на нескольких уровнях: низовом – земледельческая, скотоводческая или ремесленная семья, соседская община, полутоварные или товарные рабовладельческие хозяйства; региональном – в отдельных территориях, номах Верхнего и Нижнего Египта; государственном – в масштабах Египта, Ассирии, Вавилонии и т.п. Сложился устойчивый рынок (не охватывавший, правда, продуктов питания и одежды для основной массы населения, но включавший куплю-продажу рабов) в масштабах отдельных стран, формировались товарные потоки между странами. Был достигнут скачок в разделении и повышении эффективности труда. Высокой урожайностью отличалось ирригационное земледелие. Наблюдался подъем разнообразных ремесел, производства бронзовых орудий труда, вооружения, украшений, различных тканей, одежды, обуви, лекарственных препаратов, предметов искусства. О развитии строительства свидетельствуют дошедшие до наших времен пирамиды, остатки дворцов и храмов. Из памятников Раннего египетского царства известно, что уже в то время существовало многоотраслевое царское хозяйство, включавшее пашни и пастбища, виноградники и сады, изготовление разнообразных продуктов питания, ремесленные мастерские, судостроительные верфи. Существовали также храмовые хозяйства, хозяйства частных лиц – вельмож, приближенных фараона. Возникло множество профессий – земледельцы и пастухи, рыболовы и птичники, огородники и садовники, пекари и пивовары, медники и ювелиры, гончары и каменотесы, ткачи и сандальщики, плотники и столяры, строители зданий и судов, художники и скульпторы, музыканты и певцы, танцовщики и парикмахеры, писцы и учетчики, надсмотрщики и управляющие. Процесс дифференциации видов деятельности давал возможность каждому приобретать навыки, мастерство, совершенствовать орудия труда, добиваться возможно большей его эффективности. Это стало основой ускорения технического и экономического прогресса. Дж. Бернал отмечал период бурного подъема технического новаторства, возникший вместе с началом городской жизни на огромных речных долинах Месопотамии, Египта, Индии и Китая примерно с 3200 по 2700 г. до н.э., вслед за чем последовал длительный период культурного и политического застоя.

    Особенностью экономических отношений древних цивилизаций было превращение в объект собственности человека – рабов (военнопленных, попавших в рабство соплеменников). Сначала, пока рабский труд, требовавший присмотра и принуждения, был невыгоден, военнопленных либо превращали в неполноправных членов общины (домашнее рабство), либо убивали, а иногда приносили в жертву при религиозных церемониях или похоронах знати. Но со временем рабский труд стал проносить прибавочный продукт, рабовладельческое хозяйство стало широко распространенным (хотя и не повсеместно – в Северной и Восточной Европе оно не было преобладающим). Однако, как показали исследования российских и зарубежных археологов и историков, рабовладение не было экономической основой, главным характерным признаком цивилизации бронзового века.

    Например, в Древнем Египте рабство имело во многом патриархальный характер, при котором основной сферой применения труда рабов было домашнее хозяйство. Античное рабство – система производственных отношений, основанных на использовании значительного числа рабов. Применение труда рабов на наиболее тяжелых работах (рудниках, каменоломнях и пр.). Характеризуется практическим полным бесправным юридическим и экономическим положением рабов (полностью лишены собственности, семьи и т.д.), за преступление против господина следовало жестокое наказание. Классическое рабство было в Древней Греции и особенно в Древнем Риме.

    Основная масса прибавочного продукта, присваиваемого эксплуатирующим классом и государством, создавалась трудом крестьян-общинников и ремесленников, а также зависимых государственных или храмовых работников. Другая особенность экономического строя бронзового века –  иерархичность отношений собственности: на вершине пирамиды находился верховный всемогущий правитель (фараон, царь), деливший власть со жрецами.

    Развитие регулярного обмена потребовало создания всеобщего эквивалента, в котором находила бы свое выражение, материализовалась ценность многообразных товаров. Испытав множество различных претендентов на эту роль (связки раковин, камешки, скот и т.п.), человечество в эпоху бронзы закрепило функции меры стоимости, средства обращения и накопления за металлическими деньгами – золотом, а затем и серебром.

    Весьма сложные и противоречивые экономические и социальные отношения, основанные на частной собственности, принудительном труде, имущественном неравенстве, эксплуатации, не могли поддерживаться и регулироваться институтами общинного самоуправления и нормами нравственности. Понадобилось формирование специализированного аппарата государства, которое выполняло функции внутреннего  регулирования и внешней защиты (и нападения), опираясь на узаконенные нормы права. Произошло крупное общественное разделение труда: выделились группы людей, которые на профессиональной основе выполняли функции государства и поддерживали нормы права (фараон, царь, придворные, военачальники, судьи, полицейские и т.п.). Государство взяло на себя и некоторые экономические функции: организацию строительства ирригационных систем, пирамид, храмов, защиту отношений собственности, регулирование денежного обращения (чеканка денег) и т.п.

    Наиболее богатые люди в государстве, верховные правители имели возможность приглашать архитекторов, скульпторов, художников, танцоров, летописцев, историков, астрологов; возникли школы писцов с профессиональными учителями. Так произошло еще одно крупное разделение труда. Возводились крупные города, дворцы фараонов и царей, пирамиды для усопших, храмы и другие культовые сооружения. Развивался процесс обособления и подъема духовной сферы – изобразительного и музыкального искусства, архитектуры; изобретение и освоение письменности стало второй информационной революцией (первая – освоение членораздельной речи на заре формирования человека). Создание эмпирических основ естественных и прикладных наук сделало возможным регулировать ирригационные системы, развивать выплавку металла, разнообразные ремесла, строить морские суда, отправляться в дальние походы и морские путешествия. Были созданы солнечный календарь, водяные и солнечные часы, заложены основы математики, анатомии, медицины, строительной и земледельческой наук, возникли учебные заведения.1

    Предпосылкой и следствием названных выше перемен в обществе стали изменения в самом человеке, сбросившем оковы общинной нивелировки и уравнительности. Знания, навыки, воля, усиление общения, обмена знаниями и товарами в городах стали основой для успеха и богатства личности, выделения активной элиты. Прогресс происходил за счет закабаления других членов бывшей общины, захвата рабов и принуждения их к труду, крайних форм насилия, – но даже в грубой форме это был прогресс.

    На этой базе возникала своя система ценностей, норм и обычаев людей. Так, например, в Древнем Риме систему таких ценностей прежде всего определял патриотизм, представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состоял в том, чтобы служить Риму всеми силами, не щадя самой жизни. Для этого римский гражданин должен был обладать мужеством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиниться железной дисциплине на войне и обычаям предков в мирной жизни. Еще один принцип римской жизни – это презрительное отношение к рабам и к тому, что с ними связано. Для римлянина достойными занятиями признавались только политика, война, разработка права.

    Античная форма собственности, которая являлась одновременно собственностью государственной (совместной) и собственностью частной; владельцем основного средства производства (земли) мог стать лишь тот, кто был полноправным членом гражданской общины; верховным правом на землю обладал только коллектив граждан. На практике встречались как крупные землевладельцы (к концу республиканского периода в Риме сформировались латифундии), так и безземельные граждане; мелкие производители тем не менее преобладали в количественном отношении; наряду с частной существовала государственная собственность на землю и собственность зависимых от крупных землевладельце групп населения в греческих государствах, организованных по племенному принципу. В Греции это был класс мелких свободных производителей, жителей полисов, с другой стороны в классический период большую роль играл рабский труд; он проник во все сферы производства, в Афинах по приблизительным подсчетам количество рабов достигало 30-35% населения. В Риме также большую роль играл мелкий собственник, а рабство достигло своего классического развития и предопределило кризис социально-экономической системы в первой половине I тыс. н.э.

    Эпохальными вехами здесь стали возникновение частной собственности, денежного обращения, классов, государства, – социальных изобретений, которые, постепенно модифицируясь, определили лицо последующих цивилизаций. Каждый из этих общественных институтов был обусловлен ходом исторического прогресса и выполнял полезные функции. Общинная собственность была необходимой формой присвоения основных средств производства для сравнительно небольших общин, обеспечивала их выживание и медленный прогресс в условиях высокой неопределенности и изменчивости природной среды, низкой производительности труда, отсутствия прибавочного продукта. Но теперь она превратилась в тормоз прогресса. Работники, использовавшие более эффективные технологии возделывания земель, выращивания скота, переработки сельхозпродуктов, изготовления ремесленных изделий, строительства домов и сооружений, регулярно производившие прибавочный продукт, не хотели уравнительно делить результат своего более плодотворного труда с другими членами общины. Важнейшим стимулом повышения эффективности труда стала частная собственность, передаваемая по наследству членам своей семьи (обычно по мужской линии). Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что впервые сложилась многоукладная экономика. Преодоление уравнительности распределения, частное присвоение средств и результатов производства создало экономический интерес к приумножению собственности для себя, своей семьи, привело в действие мотивационный механизм, побуждавший повышать производительность труда, обмениваться его продуктами в поисках выгоды, накапливать богатства, строить лучшие жилища, дворцы, обзаводиться украшениями, заказывать скульптуры. Это многократно ускорило темпы прогресса. Частная собственность возникла из общинной в двух основных формах. Верхушка территориальной общины и племени, концентрировавшая в своих руках право распоряжения лучшими землями, стадами, захваченными у противника богатствами, а затем и пленными, закрепляла это имущество за собой. Формировался класс эксплуататоров из племенных вождей, жрецов, военачальников. На другом полюсе из общины выделялись мелкие частные собственники – земледельцы, скотоводы, ремесленники, которые присваивали часть имущества, ранее находившегося в личном пользовании и необходимого для воспроизводства. Они подвергались эксплуатации, но в скрытой, косвенной форме – выплачивали налоги и подати, поставляли людей и оружие в войска, становились должниками, а порой и попадали в долговое рабство. Мелкая частная собственность в той или иной мере сочеталась с общинной – совместными выпасами для скота, страховыми запасами семян и т.п.

    Однако, несмотря на это психология рабства оказывала значительное влияние на психологический склад, образ жизни и занятия в древних государствах. В лучшую пору демократи­ческих Афин раба, который ни в чем не обвинялся и даже не подозревался, а просто привлекался к дознанию в качестве свидетеля, в обязатель­ном порядке полагалось допрашивать под пыткой. Примечателен не сам этот факт — истории известны и более жестокие нравы — а отношение к нему общества самого просвещенного и свободного государства тог­дашнего мира.1


Заключение

 

    Да, древние цивилизации исключали чужака и презирали неполно­правного. Презирали откровенно и спокойно, не прибегая к лицемерию или оговоркам. И в то же самое время в лоне древних цивилизаций зарождались принципы всечеловеческого единства и нравственного со­вершенствования личности, осознание ею возможности выбора и ответ­ственности. Эти принципы утвердились вместе с появлением и развити­ем мировых религий, которые непременно предполагали привлечение на свою сторону верующих, сознательно выбирающих данную веру, а не принадлежащих к ней по закону рождения. В дальнейшем именно мировые религии играли роль одного из фак­торов цивилизационной интеграции. Пока нравственность не отделялась от священных родовых “табу”, а личное моральное сознание отождествлялось с общественным мнением родового коллектива, самостоятельный выбор образа мысли, образа жизни был невозможен. Разрушение автоматизма традиций рода сдела­ло актуальной проблему самостоятельного выбора жизненной позиции каждым отдельным человеком.

    Именно в период древних цивилизаций была открыта власть идеи, исходя из которой можно было заново строить поведение человека среди людей, подчиняя его не привычке и ритуалу, а истине. Отсюда такое богатство красочных и необычных деталей в биографиях борцов за свои идеи, подобных философу Диогену, поселившемуся в глиняном сосуде (пифосе) или великому мудрецу Сократу, принявшему по приговору суда яд (цикуту) , но не отказавшемуся от того, что он считал истиной.

    В лоне древних цивилизаций возник идеал верности истине, поиска и распространения ее, невзирая на страх перед насилием, готовность в крайних ситуациях подтвердить свою верность истине мученичеством или даже смертью. Так, легенда о греческом философе Зеноне Элейском гласит, что он на допросе в присутствии тирана Неарха откусил себе язык и выплюнул его в лицо врага.

    Мы отдаем себе отчет в том, что многое в мире древних цивилизаций может порождать трудности понимания этого времени. Многие положе­ния и истины, высказанные в письменных источниках, требуют допол­нительных усилий для понимания, становятся очевидными лишь в кон­тексте истории, но тем не менее загадки древности помогают лучше понимать современность.



1 Яковец Ю.В. История цивилизаций. – М., 1997. С. 82-85

1 Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. Т. 1. – М., 1998. Часть 1. Глава 3; Липс Ю. История древних цивилизаций. – М., 1998

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!