Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Древние авторы о причинах реформ Солона»

/ История античности
Конспект, 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 

    Эпоха античности занимает особое место в мировой истории. То было время когда закладывались основы всего дальнейшего развития человеческой общества, когда формировавшаяся в наиболее развитых регионах Европы цивилизация оказывала все большее влияние на прилегающие к Средиземному морю и на гораздо более удаленные области Азии и Африки. Один из важнейших периодов античности - это история классической Греции. Это был великий период расцвета полисной организации общества, оказавшей влияние на все стороны его жизни. Полис представлял собой гражданскую общину, для которой характерно сочетание общинного характера и своеобразных черт, отличающих эту общину от родовой, семейной, территориальной и т.п. В ее основе лежала античная форма собственности, которая являлась одновременно собственностью государственной (совместной) и собственностью частной. Владельцем основного средства производства (земли) мог стать лишь тот, кто был полноправным членом гражданской общины. Верховным правом на землю (правом владеть, пользоваться и распоряжаться ею) обладал только коллектив граждан. Взаимосвязь и взаимообусловленность права собственности на землю и гражданских прав приводила к тому, что все граждане, в идеале, обладали равными правами. В полисах действовали различные органы управления, но верховным органом в большинстве из них было народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности.1 Экономика полиса базировалась на земледелии и скотоводстве, виноградарстве и садоводстве.

    Основным принципом его хозяйства была идея автаркии - то есть самообеспеченности. Средства существования, не зависящие от внешних факторов, рассматривались как экономическая основа свободы. Излишки продуктов обменивались через рынок, составляли предмет продажи. Таким образом, полис представлял собой своеобразное явление, в котором сочетались экономические, военные и политические функции.1

    В 6 в. до н. э. социально-экономические и политические отношения в греческих полисах подверглись суровым испытаниям. Экономический упадок и социальные  потрясения оказали значительное влияние на греческую историю, в том числе и на историю Афинского полиса. Значительное внимание этому вопросу было уделено в трудах древних авторов, в частности, в сочинениях Аристотеля и Плутарха, где повествуется о реформах Солона.

    Аристотель (384-322 гг. до н. э.) был одним из величайших философов древности и вошел в историю прежде всего как ученый-энциклопедист. Его наследие - настоящий свод знаний, накопленный греческой наукой к 4 в. до н. э.: по некоторым сведениям, число написанных им работ приближалось к тысяче. Сочинения Аристотеля отличались строгостью и продуманностью композиции, четкостью и ясностью изложения. Аристотель написал более ста политий - произведений, в которых излагалась история греческих полисов и анализировалось их устройство. К сожалению, почти все они утрачены, сохранилась лишь Афинская полития (найдена в 1890 г.). Взгляды Аристотеля во многом соответствовали настроениям его времени. Так, Аристотель безоговорочно оправдывал рабовладение, считая его естественным, соответствующим природе состоянием. Рабство по Аристотелю общественно-необходимый институт: граждане должны иметь досуг, а для этого им необходимо быт свободными от забот от предметов первой необходимости. Он

отстаивал частную собственность, выступая против плана Платона об обобществлении имущества господствующей верхушки общества. Однако он осуждал стремление афинских богачей к наживе, выступал против ростовщичества и широкого размаха торговли. Истинное богатство, считал Аристотель, состоит из потребительских ценностей, из совокупности полезных вещей, ложное - из денежных накоплений. Аристотель являлся сторонником преобладания в обществе среднего достатка, средних людей. Он высказывался против резких имущественных различий среди свободных и мечтал о возрождении зажиточных земледельцев, составлявших значительный общественный строй при Солоне. Одобряя политику поддержки бедноты, он советовал вместо систематических мелких подачек оказывать ей существенную единовременную помощь. Неравенство политических и имущественных прав Аристотель пытался обосновать аргументами этического порядка. Он различал два вида справедливости - уравнивающую и распределяющую. Уравнивающая справедливость - это область эквивалентных отношений, при которых со всеми людьми обходятся как с равными во всем. Напротив, распределяющая справедливость учитывает качественные различия людей, она уделяет людям блага по достоинству, в соответствии с теми или иными свойствами: неравным она дает неравное. В политической области применима лишь распределяющая справедливость: предоставление гражданам различных благ в соответствии с их имущественным положением, занятиями, заслугами; так он обосновывал принцип неравенства в политических правах. Государство по мнению Аристотеля, призвано объединить одних только свободных людей; рабы, будучи необходимы государству, должны стоять вне его; люди физического труда - ремесленники - также исключались им из числа граждан в идеальном государстве. Большое значение Аристотель придавал форме государства, понимая под ней

 

организацию государственной власти, в первую очередь высшей. Идеалом Аристотеля была полития - средний государственный строй, умеренная цензовая демократия, в которой политическими правами пользуется большинство свободного населения. Демократию Аристотель считал извращением политии, в том числе и афинскую демократию периода ее расцвета. Лучшим из политических деятелей Афин он считал Солона, которому приписывал заслугу создания среднего государственного строя, представлявшего собой, по его словам, соединение демократического принципа с аристократическим.1

    Другой античный автор , поведавший нам о реформах Солона - Плутарх (ок. 46 г. - ок. 127 гг. н. э.). Сведений о жизни Плутарха дошло до нас немного. Но несомненно, что Плутарх один из образованнейших людей своего времени, он прекрасно знал литературу, историю и философию, был сведущим в музыке и естественных науках. Главными сочинениями Плутарха являются, созданные им в старости, Сравнительные жизнеописания - вершина античного биографического жанра и плод громадной эрудиции. Они являются бесценным материалом для специалистов историков и для всех тех, кто интересуется античной историей, но, необходимо сделать оговорку, Плутарх историком не был и не считал себя таковым. Во введении к биографии Александра Македонского он совершенно ясно определяет свои задачи: Мы пишем не историю, а жизнеописания, и не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживают характер человека, чем сражения с десятками тысяч убитых, огромные армии и осады городов. Поэтому, как живописцы изображают сходство в лице и в чертах его, в которых выражается характер, очень мало заботясь об остальных частях тела, так и нам да будет позволено больше погружаться в проявления души и посредством их изображать жизнь каждого, предоставив другим описания великих дел и сражений. 1 Наставление на пути к добродетели - главная цель этих сочинений Плутарха. Оставаясь прежде всего философом-моралистом, историю, как и философию, Плутарх подчиняет своей основной задаче. В жизни и деяниях знаменитых полководцев и государственных деятелей он видит положительные или отрицательные примеры, олицетворение тех или иных нравственных принципов. Однако биографии Плутарха не имеют ничего общего с сухим морализированием, характер вырастает из искусно сплетенной сети фактов, а поэтому Сравнительные жизнеописания имеют большое значение и как исторический источник, и как литературный памятник.2

    Характеристике причин проведения реформ Солона на основе трудов Аристотеля и Плутарха, не претендуя на оригинальность изложенной темы, и посвятил автор свою работу. 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ГРЕЦИЯ И АФИНЫ НАКАНУНЕ РЕФОРМ СОЛОНА    

    Великая греческая колонизация, проходившая накануне и в период реформ Солона, оказала мощное влияние на развитие греческого общества. Колонизаторское движение намного ускорило еще не законченный в то время процесс расшатывания устоев первобытнообщинного строя и вызревания частнособственнических отношений. Освоение новых земель на окраинах обитаемой вселенной и являющееся его необходимой предпосылкой развитие мореплавания открывали широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, что способствовало окончательному высвобождению личности из-под контроля рода или большой семьи там, где эти древние формы социальной организации еще сохранили свое значение и силу. В греческих колониях происходило интенсивное смешение выходцев из разных греческих полисов, а также греков с окрестными варварами, что способствовало отказу от множества старых предрассудков и во многом вследствие этого уровень деловой активности среди жителей колоний был выше. Поэтому не удивительно, что торговля в греческих колониях становится одной из главных сфер деятельности людей. В свою очередь появление новых обширных рынков сбыта в зоне колонизации стало мощным стимулом для развития и совершенствования ремесленного и сельскохозяйственного производства в самой Греции. Бесспорным свидетельством стремительного технического прогресса являются дошедшие до нас ремесленные изделия архаического периода, в особенности сравнительно редкие изделия из металла и гораздо чаще встречающаяся керамика. Эти и другие факты говорят о том, что в течение архаического периода в Греции произошел важный исторический сдвиг: ремесло отделилось от сельского хозяйства как самостоятельная отрасль производства. В соответствии с этим перестраивается и само сельское хозяйство, связь с рынком становится для него делом первостепенной важности. Торговля становится ведущей отраслью греческой экономики, появляются деньги. Деньги делают человека - это изречение, приписываемое некоему спартанцу Аристомеду, стало своеобразным девизом новой эпохи. Деньги во много раз ускорили начавшийся еще до их появления процесс имущественного расслоения общины, еще более приблизили полное и окончательное торжество частной собственности. Сделки купли-продажи распространяются теперь на все виды материальных ценностей. Не только движимое имущество, но и земля, до сих пор находившаяся под контролем общины, свободно переходят из рук в руки: продается, закладывается, передается по завещанию или в качестве приданного.1 Продаются и покупаются сами деньги. Богатый человек мог отдать их в долг бедняку под очень высокий процент. Так зародилось ростовщичество, а вместе с ним и его неизменный спутник - широко распространенное почти во всех раннеклассовых обществах долговое рабство. Обычным явлением становятся сделки самозаклада. Не имея возможности своевременно расплатиться со своим безжалостным кредитором, несостоятельный должник отдает в заклад последнее, чем он еще располагает: детей, жену, а затем и самого себя. Аристотель в Афинской политии писал, что ... бедные находились в порабощении у богатых не только сами, но также и дети их и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей.2 Обозначение шестидольники объясняется тем, что они уплачивали 5/6 урожая за арендуемые участки.  Если долг и накопившиеся по нему проценты не выплачивались и после этого, должник со всем семейством и остатками имущества попадал в кабалу к ростовщику и превращался в раба, положение которого ничем не отличалось от

положения обычных рабов, взятых в плен на войне или купленных на рынке. Об этом пишет и Плутарх: ... Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, платя богатым шестую часть урожая; их называли гектоморами или фетами; другие брали у богатых в долг под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство; при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев.1   

    В этот период продолжает развиваться и греческий полис. С его развитием непосредственно связан заметный прогресс в области права, как внутриполисного, так и международного. Экономические потребности общества трудно было согласовать с традиционными принципами родового права и морали, в соответствии с которыми каждый чужак - выходец из чужого рода или фратрии воспринимался как потенциальный враг, подлежащий уничтожению или превращению в раба. В архаическую эпоху эти воззрения постепенно начинают уступать свое место более широким и гуманным взглядам, согласно которым существует некая божественная справедливость, распространяющаяся в равной степени на всех людей независимо от их родовой или племенной принадлежности. О реальном прогрессе общественного правосознания свидетельствуют древнейшие сборники законов, приписываемые знаменитым законодателям: Драконту, Залевку, Харонду и др.2 Кодексы эти содержали немало устаревших правовых норм и обычаев; в основе своей законы Драконта и им подобные есть не что иное, как запись существовавшего обычного права. Этот факт свидетельствует о стремлении положить предел самоуправству влиятельных семей и родов и добиться подчинения

рода судебному авторитету полиса.    

    Аграрный кризис, породивший Великую колонизацию, продолжался, несмотря на массовый отток населения. Почти повсеместно в Греции наблюдается одна и та же картина: крестьяне массами разоряются, лишаются своих отеческих наделов и пополняют ряды батраков-фетов. Характеризуя обстановку, сложившуюся на рубеже на рубеже 7-6 вв., перед реформами Солона, Аристотель писал в Афинской политии: Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона.1  Коренная ломка привычного житейского уклада весьма болезненно действовала на сознание людей. Поэтому не удивительно, что ... огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй.2 Нужен был такой человек, который смог бы возглавить этих людей. Большинство народа было в порабощении у немногих. Народ восстал против знатных. Смута была сильная и долгое время одни боролись против других; наконец, они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства.3

    Солон (около 640-560 гг. до н. э.) афинский политический деятель и поэт из знатного, но обедневшего древнего аристократического рода Кодридов. По имущественному положению Солон относился к людям среднего достатка. Его отец все свое состояние истратил на помощь нуждающимся, и Солон в молодости приложил немало усилий, чтобы разбогатеть: бедность не была в почете, а страсть к богатству считалась естественной. В своих стихах Солон открыто признается, что

хочет быть богатым, оговариваясь, правда, что его привлекает лишь честно нажитое:

    Быть богатым хочу, но нечестно владеть не желаю

    Этим богатством: поздней час для расплаты придет.

Он подчеркивает, что честь и доброе имя ему дороже богатства:

    Многие низкие люди богаты, а добрый беднеет;

    Мы же не будем менять доблесть на денег мешок;

    Ведь добродетель всегда у нас остается, а деньги

    Этот сегодня имел, завтра получит другой.1

Большинство аристократов - современников богатели, занимаясь ростовщичеством и обращая в рабство своих должников. Солон считал такой способ несправедливым и обратился к морской торговле. Он стал купцом и путешественником. Дальние страны манили молодого аристократа, очевидно не только возможностью нажить состояние. Его живой и любознательный ум жаждал знаний и ярких впечатлений. Даже в преклонном возрасте он не потерял интереса к новым знаниям:

    Стар становлюсь, но всегда многому учусь.2

Солон жил в трудное время. Отмирал прежний порядок, основанный на господстве родовой знати, поднимался на борьбу против аристократии. Незнатные, но зажиточные горожане считали несправедливым безраздельное господство аристократии в судах и управлении.  Тяжело было жить крестьянину, попавшему в долговую кабалу и потерявшему веру в справедливость сильных. С безысходной тоской смотрели на жизнь аристократы - проклиная, призывая кары небесные на головы своемыслящей черни, не видя ничего хорошего в будущем.  Солон был человеком жизнерадостным и даже легкомысленным, по определению его биографа Плутарха. Он любил жизнь и, претерпев много неудач и разочарований, писал:

    Ныне мне стали милы Дионис, Киприда и Муза

    - Те, чьи забавы радость вселяют в людей

Разгорающиеся в обществе вражда и ненависть заставляли страдать и его:

    Да, понимаю, и в сердце глубоко мне горе запало:

    Вижу, как клонится ниц бывшая первой страна

    Меж ионийских земель1

Он оказался близок к новым людям, поднявшимся из народа, понимал их нужды, осознавал их силу. Поэтому в отличии от аристократов, упорствующих в приверженности старому порядку, он готов был содействовать утверждению новой социально-политической системы и знал, как это сделать. Еще до того, как стать законодателем, Солон принимал активное участие в политической жизни Афин. Его родной город вел долгую войну с соседним городом Мегара за обладание островом Саламин, лежащим у самых берегов Аттики. После очередного поражения афинское народное собрание запретило под страхом смертной казни поднимать вопрос о возобновлении войны. Многие горожане, недовольные запретом, не решились открыто выступить против него. Тогда Солон, чтобы поднять боевой дух афинян, выбежал, притворившись сумасшедшим, на площадь и пропел стихи, в которых призывал к захвату Саламина. Стихи произвели на граждан Афин столь сильное впечатление, что они тут же решили начать войну с мегарянами и назначили Солона военачальником. Остров был отвоеван, а Солон приобрел значительный политический авторитет. Нет ничего странного в том, что выступление сумасшедшего его соотечественники восприняли всерьез: сумасшествие, считали древние, - от богов. И в данном случае боги через Солона выразили свою волю.2 Действия Солона характеризуют его как человека рационального. Постоянно обращаясь к авторитету богов, в делах житейских он предпочитал

руководствоваться здравым смыслом. Доказывая исконную принадлежность Саламина Афинам, Солон не побоялся вскрыть на острове несколько могил и показать мегарянам, что мертвые захоронены по обычаю афинян. Более того, он пошел на откровенный подлог: пользуясь авторитетностью в Греции стихов Гомера, вставил в один из них строку, доказывавшую давнюю связь Саламина с Афинами. Подобные хитрости тогда пороком не считались - напротив, они создавали человеку репутацию умного и тонкого политика. Солона стали приглашать посредником в спорах между знатными афинскими родами. Уважение и известность во всей Греции принесло ему выступление в защиту дельфийского храма бога Аполлона, землю которого захватили жители города Кирры.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ И ИХ ИТОГИ

    Несомненно, политические взгляды Солона сформировались и были хорошо известны к началу 6 в. до н. э. Став архонтом в 594 г. до н. э., он был наделен чрезвычайными полномочиями и провел ряд реформ. Таким образом, подводя итоги  причин проведения этих  реформ, нужно отметить, что они заключались в затяжном экономическом и политическом кризисе афинского государства. К этому времени противоречия между народом и знатью достигли предела. Неконтролируемое расширение крупных земельных владений привело к тому, что положение мелких землевладельцев крайне ухудшилось, они сильно задолжали и частично лишились своей земли (гектеморы). Они требовали отмены долгов и нового раздела земли. Ремесленники и торговцы стремились участвовать в управлении государством и устранить остатки родового строя, который препятствовал экономическому развитию, установлению демократии. Необходимо отметить, что обе противоборствующие группы были неоднородны. Если в целом демос был заинтересован в ликвидации экономического преобладания и ниспровержении политического господства родовой аристократии, то отдельные его слои руководствовались при этом различными целями. Безземельная беднота и мелкие землевладельцы стремились отстоять свою личную свободу, а также свободу членов своей семьи от опасности долговой кабалы и мечтали о переделе земли и о отмене долгов; наиболее состоятельная часть демоса - купцы, судовладельцы, хозяева ремесленных мастерских, землевладельцы незнатного происхождения - стремились лишить аристократию ее привилегий и утвердиться у власти. В борьбу включились и афинские метеки, пришлое население. Метеки были лично свободны, но, не будучи афинянами по происхождению, они не обладали политическими правами и были стеснены в некоторых других отношениях. Главную свою задачу поэтому метеки видели в том, чтобы добиться уравнения в правах с афинскими гражданами. В начавшейся борьбе позиции афинских эвпатридов были ослаблены тем, что процессы имущественного расслоения затронули и их собственную среду. Одни аристократические роды разорялись; другие, приобщаясь к торговле и морскому делу, проникались новыми интересами и переходили на сторону состоятельной части демоса.

    Солон решил пойти на компромисс, чтобы преодолеть кризис: удовлетворить часть справедливых требований бедняков, для того чтобы они не настаивали на дальнейших коренных преобразованиях. Солон разработал и осуществил широкую программу социально-экономических и политических преобразований, конечно целью которых было восстановление единства полиса, расколотого гражданскими междоусобицами на враждующие политические группировки. По происхождению Солон принадлежал к эвпатридам, но как уже было отмечено выше, его род обеднел. Тем не менее, Солон и его единомышленники не были заинтересованы в полном сохранении привилегий родовой знати и были склонны к некоторым компромиссам. Главная цель Солона состояла в том, чтобы ценой известных уступок удовлетворить наиболее настойчивые требования демоса и таким путем поднять благосостояние и обороноспособность Афин. Солон не без колебаний приступил к преобразованию государственного строя Афин. Знать надеялась, что Солон, сам будучи аристократом, укрепит ее позиции. Демос, считая Солона человеком справедливым, ждал от него проведения всеобщего передела имущества и уравнения всех в правах. Солон же не собирался делать ни того, ни другого.1 Претензии знати он считал чрезмерными и укорял ее в своих стихах:

    Вы же в груди у себя успокойте могучее сердце

    Много досталось вам благ - ими пресытились вы,

    Меру поставьте надменному духу: не то перестанем мы подчиняться,

    А вам будет не по сердцу все

Неприемлема была для Солона и идея всеобщего имущественного и политического равенства, которую он ставил в один ряд с ненавистной тиранией:

    Мне равно не по душе силой править тирании, как и в пажитях родных

    Дать худым и благородным долю равную иметь1

По убеждению Солона, жизнь общества должны регулировать право и законы, принятые при всеобщем согласии. Эти принципы были положены Солоном в основу проводимых им реформ. Для Солона богатые и бедные, знатные и незнатные - равноправные члены единого гражданского общества. Ради единства и процветания общества необходимы взаимные уступки, компромиссы. О своей роли Солон сказал в стихах:

    Встал я, могучим щитом тех и других прикрывая,

    И никому побеждать не дал неправо других 2

Для последовательного проведения в жизнь подобного намерения требовались мужество и сильная воля. 

    Наиболее важными реформами Солона явились: реформа долгового права (сейсахтейя, т.е. стряхивание бремени), особые камни, поставленные на земле должника, теперь были сброшены в знак освобождения от долгового бремени. Навсегда была отменена долговая кабала, а проданные в рабство за долги афиняне были выкуплены и возвращены на родину; была установлена свобода завещания, в силу которой выморочное имущество уже не обязательно попадало, как раньше, в род умершего, но каждому было предоставлено право завещать имущество по своему усмотрению. Был также осуществлен ряд мер, поощрявших ремесло и способствовавших развитию торговли. Был принят закон, запрещавший приобретать

 

землю свыше определенной нормы, а также политические реформы, среди которых особенно важное место занимает введение имущественного ценза, ставшего главным критерием при определении прав и обязанностей афинских граждан. За основу цензовой системы были взяты годовые доходы каждого гражданина, исчислявшиеся в получаемых с его земли сельскохозяйственных продуктах - земле, масле, вине и т.д. В соответствии с этим принципом все афинские землевладельцы были разделены на четыре класса (разряда): 1) Класс пятисотмерников; 2) класс всадников; 3) класс зевгитов; 4) класс фетов. За каждым из этих классов был закреплен определенный минимум политических прав, соответствующий их имущественному достатку и выполняемым им военным функциям.1 Народное собрание, пребывавшее до Солона в состоянии долгого застоя и неподвижности, при нем, по-видимому, приобрело некоторое политическое значение. 

    Как детище компромисса, призванного в одно и то же время удовлетворить и примерить интересы полярно противоположных слоев афинского общества, какими были в то время имущие и неимущие граждане, законодательство Солона заключало в себе множество мелких и крупных противоречий. Осуждая, подобно Феогниду Мегарскому, всевластие богатства и денег, Солон тем не менее своей цензовой реформой лишил старинную афинскую знать - евпатридов, ее привилегий, допустив к кормилу правлению государством разбогатевших выходцев из низов - афинских нуворишей. В то же время он попытался смягчить явно олигархический характер созданного им государственного устройства, несколько активизировав деятельность народного собрания и тесно связанного с ним суда присяжных. Главная же его заслуга перед афинской демократией заключалась в том, что он дал основной массе граждан надежную гарантию защиты от порабощения и социальной деградации. Однако уже после 594 г. внутри афинского общества вновь началась

борьба, т.к. Солон не задел главную основу аристократии - крупное землевладение. Тем самым у землевладельцев сохранилась возможность возобновить борьбу за власть. Неимущие были недовольны тем, что не получили таких же политических прав, как и богатые. В государстве вновь начались смуты, продолжавшиеся около 30 лет, пока к власти не пришел, используя, как и многие его предшественники, очередной политический кризис, тиран Писистрат.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

    Жизнеописание Солона, оставленное нам в трудах Аристотеля и Плутарха, являют заметный след как в истории, так и в целом в греко-римской культуре. Прошли сотни и тысячи лет после реформ Солона. Так уж необходимо знать об этих реформах, о самом Солоне? Да, наверное необходимо.  Жизнь таких людей как Солон,  их деятельность - заставляет задумываться спустя даже много лет после  их смерти над процессами, которые могут послужить примером и людей живущим в конце 20 в. История, ни смотря ни на что, все таки чему учит. Учит тому, что в человеке должно быть стремление жить не только ради себя, но и ради других. Такие люди как Солон, лучше других понимали стоящие перед их временем задачи и трудности, они предлагали планы по исправлению недостатков. Более того, им пришлось проявить огромное мужество, самоотверженность, волю, знания, чтобы претворить эти планы в жизнь, чтобы повести народ к новым рубежам его истории. Люди привыкают к определенному образу жизни, поведению, способу деятельности и потому очень часто не замечают накопившихся противоречий, отжившего и вредного. Зачастую все эти моменты как часть общей жизни многие не считают отрицательными. Вот почему люди, которые их вскрывают, которые призывают их искоренить и предлагают свои планы в этом направлении, воспринимаются многими современниками как неудобные. Их обвиняют в карьеризме, стремлении выделиться, возвеличить свою личность, в прожектерстве, в разрушении сложившихся устоев, в чем только их не обвиняют. Великие люди, деятельность которых, подобно маяку, освещает тернистый путь движения человечества, как правило, редко получают признание при жизни, чаще всего их титанический труд  оценивают в полной мере их потомки. Эти люди опережают свое время. Их имена уже позже, спустя десятилетия, а то и века, заносятся в золотую книгу исторической памяти человечества.     



1 Советская историческая энциклопедия. В 16-и тт. Т. 11. - М., 1968. Стб. 271-272

1 Словарь античности. - М., 1993. С. 445

1 Всемирная история. В 13-и тт. Т. 2. - М., 1956. С. 88-90

1 Плутарх Избранные жизнеописания. В 2-х тт. Т. 2. - М., 1990. С. 361-362

2 Советская историческая энциклопедия. В 16-и тт. Т. 11. - М., 1968. Стб. 224-225

1 Экономическая история зарубежных стран // Под общей ред. В.И. Голубовича - Минск, 1997. С. 25-30

2 Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкой. - М., 1989. - Вып. 2. С. 33-34

1 Плутарх Избранные жизнеописания. В 2-х тт. Т. 1. - М., 1990. С. 168

2 Словарь античности. - М., 1993. С. 453

1 Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкой. - М., 1989. - Вып. 2. С. 34

2 Плутарх Избранные жизнеописания. В 2-х тт. Т. 1. - М., 1990. С. 168

3 Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкой. - М., 1989. - Вып. 2. С. 35

1 Плутарх Избранные жизнеописания. В 2-х тт. Т. 1. - М., 1990. С. 159

2 Там же. С. 189

1 Плутарх Избранные жизнеописания. В 2-х тт. Т. 1. - М., 1990. С. 189

2 Там же. С. 163-164

1 Плутарх Избранные жизнеописания. В 2-х тт. Т. 1. - М., 1990. С. 172; Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкой. - М., 1989. - Вып. 2. С. 36-37

1 Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкой. - М., 1989. - Вып. 2. С. 37

2 Там же

1 Плутарх Избранные жизнеописания. В 2-х тт. Т. 1. - М., 1990. С. 173-181

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!