Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по этике»

/ Общая философия
Лекция, 

Оглавление

Глава 6. Этические принципы деятельности сотрудников

УИС в международных документах 

 

1. История возникновения международных документов

История международного сотрудничества в области обраще­ния с осужденными охватывает довольно длительный период. В конце XVIII - начале XIX века произошли существенные изме­нения в уголовной политике наиболее развитых стран Европы и Соединенных Штатов Америки. Существенную роль в этом сыг­рали воззрения, пропагандировавшиеся французским философом Шарлем Монтескье, итальянским юристом Чезаре Беккариа, анг­лийским коммерсантом и общественным деятелем Джоном Говардом и другими прогрессивными людьми того времени, скло­нившими общественное мнение в пользу гуманизации уголовных наказаний, в том числе и тюремного заключения.    Новые цели и задачи, поставленные перед учреждениями и органами, исполняющими наказания, породили необходимость в обмене информацией о проводимых реформах в межгосударственных масштабах. В середине XIX века потребность в междуна­родном сотрудничестве начала реализовываться в определенных  организационных формах.

Одной из них стало проведение по инициативе частных лиц и  благотворительных организаций  международных тюремных конгрессов, на которых обсуждались наиболее значимые пени­тенциарные проблемы и пути их решения. Позднее такие кон­грессы стали  проводиться под эгидой межправительственных комиссий, а с 1950 года - ООН. Организацией Объединенных Наций проблематика применения уголовных наказаний развива­ется, главным образом, в рамках Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, кото­рые проводятся, начиная с 1955 года, через каждые пять лет в различных странах. Подобного рода мероприятия проводятся и другими межправительственными и неправительственными ор­ганизациями. На таких форумах преимущественно и вырабаты­ваются общие правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, которые в последующем получают свое закрепле­ние в международно-правовых актах.

 В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Россий­ской Федерации «общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Федера­ции являются  составной  частью  ее  правовой  системы.  Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В связи с этим статья 3 Уго­ловно-исполнительного кодекса Российской Федерации содер­жит положение о том, что уголовно-исполнительное законода­тельство Российской Федерации учитывает международные акты, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осу­жденными.

Вышеупомянутые международные акты по степени обяза­тельности подразделяют на два вида: международные договоры и международные стандарты.

2. Международные стандарты и договоры

Международные договоры - это соглашения (пакты, конвен­ции и т.п.) между государствами, обязательные для исполнения всеми участниками. Применительно к рассматриваемому вопросу наиболее известным примером таких договоров является «Кон­венция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и нака­зания», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 года. Другим примером международных договоров являются со­глашения о правовой помощи по уголовным делам и взаимодей­ствии в борьбе с правонарушителями, заключенные Россией с за­рубежными государствами. В ряде случаев такие соглашения содержат в себе нормы об обращении с иностранцами, привле­ченными к уголовной ответственности и отбывающими наказа­ние в другой стране, о взаимной выдаче осужденных к лишению свободы для отбывания наказания государствам, гражданами которых они являются, и т.п.

Международные стандарты представляют собой документы, содержащие нормы, принципы и предложения, касающиеся на­значения уголовно-правовых мер, обращения с осужденными и деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Главная цель этих документов - защита человеческих и граждан­ских прав лиц, привлеченных к уголовной ответственности. На­ряду с этим международные стандарты имеют своими задачами распространение прогрессивного мирового опыта, гуманизацию уголовной политики государств в области обращения с правонарушителями, максимально возможное сужение сферы применения наиболее репрессивных мер - смертной казни, лишения сво­боды, предварительного заключения под стражу и т.д.

В отличие от международных договоров международные стандарты носят рекомендательный характер. Как указано в ста­тье 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, их положения «реализуются в уголовно-исполнительном законо­дательстве при наличии необходимых экономических и социаль­ных условий». Следует подчеркнуть, что Россия стремится к мак­симальному соблюдению международных стандартов в плане создания соответствующих материальных и иных условий для осужденных в той мере, в какой это способствует достижению целей наказания. Более того, многие международные рекоменда­ции уже реализованы в законодательстве и правоприменительной практике.

Международные стандарты в зависимости от источника их происхождения подразделяют:

а)  принятые ООН и ее рабочими органами;

б) принятые региональными межправительственными орга­низациями, например, Европейским Советом, Организацией Аф­риканского Единства;

в) принятые международными неправительственными орга­низациями, например такими, как «Международная амнистия», «Международная тюремная реформа».

В зависимости от характера и масштаба объекта правового регулирования международные стандарты можно подразделить на следующие группы.

1. Стандарты, регулирующие общественные отношения, свя­занные с обеспечением соблюдения прав и свобод человека, в том числе и осужденных.

Например, такими документами являются: Всеобщая декла­рация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году; Международный пакт ООН о гражданских и полити­ческих правах 1966 года; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года; Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 года.

 2. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере осуществления правосудия, в том числе при назначении и исполнении уголовных наказаний.

К их числу относятся: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамб­леей ООН в 1979 году; Декларация ООН об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью 1985 года; Минимальные стандартные правила ООН, касающие­ся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 года и др.

 3. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний и мер предварительного заключения.

В качестве примера таких документов можно привести: Ми­нимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые  Первым Конгрессом ООН по предупреждению пре­ступности и обращению с правонарушителями в 1955 году; Ев­ропейские пенитенциарные правила, объявленные рекомендаци­ей № R (87) Комитета министров Совета Европы в 1987 году; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, принятые Экономическим и Социальным Советом ООН в 1984 году; Типовое соглашение ООН о передаче осуж­денных-иностранцев и рекомендации в отношении обращения с осужденными-иностранцами 1989 года; Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в осо­бенности врачей, к защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих дос­тоинство видов обращения и наказания, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году; Стандартные минимальные прави­ла ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключени­ем, 1990 года.

Правосудие - это вид государственной деятельности. Осу­ществление правосудия призвано обеспечить справедливость, пра­ва и интересы личности. Для этого правосудие должно базиро­ваться на правовых и нравственных началах. Законность и нравст­венность в правосудии находятся в неразрывном единстве. Закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Единство законности и нравственности в реализации правосудия способст­вует обеспечению основных прав и свобод человека. Обеспечение основных прав и свобод личности представляет главную нравст­венную задачу правосудия, решению которой мировое сообщество уделяло и уделяет особое внимание. Каталог прав человека, зафик­сированный в международно-правовых документах, явился ре­зультатом длительного исторического формирования эталонов и стандартов, которые стали нормой для современного демократиче­ского общества. Анализ нравственного содержания международ­но-правовых документов о правах человека представляет интерес, так как сформулированные в них нравственные принципы и нор­мы положены в основу реформирования российского законода­тельства. Этот факт свидетельствует о том, что Россия встала на путь серьезных намерений и действий в области прав человека. Согласно Конституции РФ 1993 г. именно эти права и свободы являются высшей ценностью, и именно они должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти.

Ознакомление с историей формирования институтов прав человека, ставших неотъемлемым признаком цивилизованного общества - свободы и неприкосновенности личности, права на су­дебную защиту, признание лица виновным лишь по приговору су­да, право на участие в решении государственных дел, свободу со­вести и т.д., показывает постепенный, неизбежный процесс рас­ширения прав человека и их гарантий.

Анализ юридических актов по правам человека, созданных в различные эпохи и в разных странах, показывает исторические корни тех норм, институтов и принципов, которые были восприня­ты международным правом для защиты прав человека. Признание виновным лишь по приговору суда, соразмерность правонаруше­ния и наказания, презумпция невиновности, свобода прений, сло­ва, печати, религии, право покидать страну и возвращаться в нее, ответственность должностных лиц за нарушение прав человека - эти и другие права, вошедшие в золотой фонд гуманистических ценностей, впервые были заложены в Великой хартии вольностей (1215), развиты в английском Билле о правах (1689), Habeas Corpus Act, Декларации независимости, американском Билле о правах, Декларации прав человека и гражданина. Прослеживая генезис этих ценностей, нельзя не вспомнить и древнегреческую филосо­фию, давшую импульс развитию учения о естественных правах человека, а также постулаты периода Реформации и Просвещения, которые выдвинули идеи социальной справедливости и равенства. Естественно-правовое учение играет определяющую роль в развитии прав и свобод человека, признании их приоритета.

Начало сотрудничеству государств в области прав человека было положено созданием после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций. В качестве одной из ее целей и прин­ципов, записанных в Уставе ООН, указывалась необходимость осуществлять международное сотрудничество в разрешении про­блем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам всех, без различия расы, пола, языка, религии. Первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого сотрудничества государств по правам человека, явился Устав ООН. Он возложил на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская какой-либо дискримина­ции.

При обсуждении проекта Устава ООН вносились предложе­ния включить в этот международный договор перечень основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему уважению и со­блюдению. Однако большинство государств, участвовавших в раз­работке Устава ООН, ввиду сложности этого вопроса и различных точек зрения, зачастую исключающих друг друга, решили пере­дать его на обсуждение компетентных органов ООН для подготов­ки международного Билля о правах человека. На первом этапе ООН приняла решение, что Международный Билль о правах чело­века должен состоять из трех документов: 1. Декларация о правах человека. 2. Пакт о правах человека. 3. Меры по комплектации Пакта.

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжест­венной обстановке приняла Всеобщую декларацию прав человека. С тех пор эта дата ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека. Однако в этот период демократические права и свободы не стали достоянием всех государств мира. Поэтому со­держащая демократические принципы и нормы Всеобщая декла­рация, имеющая рекомендательный характер, предлагала всем го­сударствам мира каталог прав и свобод человека в качестве образ­ца для развития внутригосударственного законодательства в этой области. Всеобщая декларация содержала обогащенный перечень прав и свобод, включающий уже не только гражданские и полити­ческие, но и социальные, экономические и культурные права, сформировавшиеся в конце XIX в. и развитые в XX в. Однако ос­новные принципы и нормы «первого поколения» прав человека - гражданских и политических - уже подтвердили свою жизненность и эффективность в практике демократических правовых государств.

Демократические нормы и принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека, оказали влияние на разви­тие национального законодательства. В послевоенных конститу­циях Италии, Японии, ФРГ права человека были представлены в специальных разделах о правах и обязанностях граждан. Во Фран­ции основные политические и гражданские права были закрепле­ны в преамбуле к Конституции 1946 г. со ссылкой на Декларацию прав человека и гражданина.

Вскоре после принятия Всеобщей декларации. Генеральная Ассамблея изменила свое первоначальное решение и рекомендо­вала подготовить вместо одного два пакта о правах человека. Это было вызвано разным подходом государств к юридической обяза­тельности различного комплекса прав. США и некоторые другие члены ООН исходили из того, что гражданские и политические права должны незамедлительно претворяться всеми государствами в обязательном порядке, а социально-экономические и культурные являются стандартами, к достижению которых они должны стремиться постоянно, исходя из уровня своего экономического разви­тия. Такая точка зрения в то время была преобладающей, вследст­вие чего Генеральная Ассамблея в 1966 г. приняла два договора - Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономиче­ских, социальных и культурных правах. В соответствии с Пактом о гражданских и политических правах был создан Комитет по пра­вам человека, который рассматривает как жалобы отдельных лиц, так и межгосударственные жалобы и доклады о принятых ими ме­рах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте. 15 де­кабря 1989 г. Генеральная Ассамблея приняла второй факульта­тивный Протокол к Международному пакту о гражданских и по­литических правах, направленный на отмену смертной казни. Все эти пять документов и образуют Международный Билль о правах человека. В 1993 г. на Международной конференции по правам человека была учреждена должность Верховного комиссара по правам человека в целях поощрения и защиты прав человека.

Старейшей региональной европейской организацией являет­ся Совет Европы, созданный в 1949 г. В рамках этой организации принято более 150 конвенций и протоколов, относящихся к раз­личным аспектам прав человека. Россия вступила в Совет Европы в 1996 г. Основополагающим европейским договором стала Кон­венция о правах человека, принятая 4 ноября 1950 г. и вступившая в силу 3 сентября 1953 г. после ее ратификации восемью странами. Только спустя 25 лет после принятия, в 1975 г., участниками Кон­венции стали все члены Совета Европы (40 государств). Россия ратифицировала Европейскую конвенцию в 1998 г., после чего она вступила в силу на территории России. Европейская конвенция явилась своеобразным продолжением и развитием Всеобщей дек­ларации прав человека 1948 г. Однако, в отличие от нее, Конвен­ция не только провозгласила основополагающие права, но и созда­ла особый механизм их защиты. Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспече­ние соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам чело­века, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. С 1 ноября 1998 г. первые два органа были заме­нены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы. Евро­пейский Суд начал свою деятельность в 1959 г. Нормы и принци­пы, содержащиеся в Конвенции, существенно ограничивают сферу правовой компетенции государства, служат основой для развития демократических структур гражданского общества и обеспечения основных прав и свобод человека.

В ряду международно-правовых актов, относящихся к ис­полнению уголовных наказаний и обращению с осужденными, хотелось бы отметить особо Европейские международные стан­дарты, большинство из которых в России малоизвестно и ранее в основном публиковалось в малотиражных специальных издани­ях. Помимо названных выше к ним относятся:

·            Европейская конвенция о надзоре за условно осужденны­ми или условно освобожденными правонарушителями от 30 ноября 1964 года;

·            Европейская конвенция по предупреждению пыток, бес­человечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 года;

·            Резолюция Комитета министров Совета Европы от 9 мар­та 1976 года «О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы»;

·            Резолюция Комитета министров Совета Европы относительно избирательных, гражданских и социальных прав заключенных от 1 февраля 1962 года;

·            Резолюция Комитета министров Совета Европы о труде  заключенных от 18 сентября 1975 года;

·            Резолюция Комитета министров Совета Европы об обра­зовании в тюрьмах от 13 октября 1989 года; Рекомендация Комитета министров Совета Европы относительно системы заключения и обращения с опасными преступниками от 24 сентября 1982 года;

·            Рекомендация Комитета министров Совета Европы отно­сительно предоставления краткосрочных отпусков заклю­ченным от 24 сентября 1982 года.

Европейские стандарты развивают и детализируют стандар­ты ООН с учетом особенностей стран, входящих в Совет Европы Международно-правовые документы отражают высшие социальные ценности, выработанные человечеством, поэтому особое место в них принадлежит естественным правам человека. Это свидетельство неразрывного единства законности и нравственности в правосудии.

Существует значительное количество международных документов, касающихся обращения с осужденными. Некоторые из них были разработаны под эгидой ООН, другие - по инициативе региональных организаций. Не все документы имеют одинаковый статус, одни обладают силой закона, иные - нет, но при этом являются не менее значимыми.

Международно-правовые документы по правам человека включают в себя следующие фундаментальные правовые акты: Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уни­жающих достоинство видов обращения и наказания; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни; Минимальные стан­дартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несо­вершеннолетних (Пекинские правила); Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме; Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связанных с тю­ремным заключением (Токийские правила); Правила, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы; Европейская конвенция о защи­те прав человека и основных свобод.

Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Всеобщая декларация прав человека - это международный доку­мент, провозглашенный Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в «качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства...».

В преамбуле дано объяснение необходимости данного документа для каждого отдельного индивида и человечества в целом. Содержание статей отражает мировое общественное мнение о ключевых человеческих ценностях, к которым относятся жизнь, свобода, неприкосновенность личности как основы справедливости и всеобщего мира.

В данной Декларации отражены важнейшие принципы отношения к человеку во всех сферах жизни, включая правосудие. Гуманизм, справедливость, защита человеческого достоинства характеризуют нормы этого важнейшего документа.

Статья 1 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Статья 5 запрещает подвергать кого бы то ни было пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и на­казанию.

В ст. 7 говорится, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Статья 11 провозглашает презумпцию невиновности, принцип глас­ности судебного разбирательства с обеспечением всех возможностей для защиты.

В ст. 29 определяется, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только тем ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного призна­ния и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справед­ливых требований морали, общественного порядка и общего благосостоя­ния в демократическом обществе.

Приведенные, а также и другие положения Всеобщей декларации прав человека в юридической форме закрепляют нравственные начала пра­ва и обязательность следования им по отношению ко всем людям.

Другой важнейший документ ООН - Международный пакт о гражданских и политических правах (далее — Пакт), принятый 19 декабря 1966 г. Пакт развивает и конкретизирует положения Всеобщей декларации прав человека. Этот документ обладает обязательной юридической силой для государств-участников ООН и является основным стандартом в сфере правового регулирования положения личности.

Для уголовного процесса существенное значение имеют следующие положения Пакта о процессуальных гарантиях личности.

Статья 7 аналогична ст. 5 Всеобщей декларации прав человека.

Статья 9 Пакта провозглашает право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность и запрещает произвольный арест или содержание под стражей.

До каждого арестованного доводится причина его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение.

Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение.

Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательст­ва, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой стадии и в случае необходимости - явки для исполнения приговора.

Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.

Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой,

Приведенные нормы, предоставляя каждому человеку гарантии про­тив произвольного стеснения свободы и личной неприкосновенности, де­лают судебную власть гарантом неприкосновенности личности.

Статья 10 Пакта обязывает гуманно обращаться со всеми лицами, лишенными свободы, и уважать их достоинство, присущее человеческой личности.

Статья 14 провозглашает равенство всех лиц перед судами и трибуналами. Она устанавливает право каждого при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Ограничения гласности судебного разбирательства могут иметь ме­сто, в частности, «по соображениям морали... или когда того требуют ин­тересы частной жизни сторон».

Однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, «за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми». Кроме того, в данной статье Пакта содержится формулировка презумпции невиновно­сти, а также перечень процессуальных гарантий, которые как: минимум: должны предоставляться каждому обвиняемому в преступлении на ос­нове полного равенства обвинения и защиты. К их числу откосятся, в частности: право знать характер и основания предъявляемого обвинения, о чем лицо должно уведомляться «в срочном порядке и подробно» на языке, который оно понимает; быть судимым без неоправданной за­держки; право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником; быть су­димым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были до­прошены; не быть принуждаемым к даче показаний против себя самого или к признанию себя виновным; пользоваться бесплатной помощью пе­реводчика; при отсутствии достаточных средств пользоваться безвоз­мездно помощью защитника.

Каждый осужденный за какое-либо преступление имеет право на пересмотр его осуждения и приговора вышестоящей судебной инстанцией согласно закону.

Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны.

Статья 15 Пакта устанавливает принцип уголовного права - «нет преступления без закона» - и положение об обратной силе уголовного за­кона, смягчающего ответственность.

Статья 16 утверждает: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».

Статья 19 уточняет, что ограничения прав устанавливаются только законом.

Статья 26, отражая принципы демократизма и равенства всех перед законом, воспроизводит ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, цитированную выше.

Таким образом, Пакт, развивая идеи гуманизма и справедливости применительно к производству по уголовным делам, устанавливает конкретные процессуальные гарантии личности.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) подчеркивает, что положение ст. 3 (аналогична ст. 5 Всеобщей декларации прав человека и ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах) о запрещении пыток или бесчеловечных или уни­жающих достоинство обращения и наказания не может быть нарушено да­же при чрезвычайных обстоятельствах, к которым относятся война или иное, угрожающее жизни нации, положение. 

Особое положение среди международно-правовых документов, касающихся уголовного правосудия, занимают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые в 1955 г. 1-м Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушите­лями (прил. 1). Они содержат важные руководящие принципы, которые оказывают большое влияние на развитие пенитенциарной политики и ре­формирование УИС.

Изначально Минимальные стандартные правила (далее - Правила) не имели обязательного правового статуса в международном праве и носи­ли скорее рекомендательный характер. Но в последующие годы они полу­чили широкое признание со стороны международных органов, прави­тельств многих государств и неправительственных организаций. В на­стоящее время юридический статус данного документа все более возраста­ет. Они являются своего рода «Великой Хартией» прав заключенных[1].

Широкое признание Правил свидетельствует о том, что они занима­ют особое положение среди международных документов, посвященных уголовному правосудию. Фактически они стали частью международного права в области регулирования правового статуса заключенных.

Данный документ содержит следующие рекомендации:

- п. 30. Наказание можно налагать только в соответствии с указанным законом или распоряжением властей, причем ни один заключенный не должен подвергаться повторному наказанию за один и тот же проступок.

Кроме того, ни один заключенный не может быть подвержен наказа­нию, не будучи предварительно информирован о проступке, который ста­вится ему в вину, и не получив должной возможности высказаться в свое оправдание.

Каждое такого рода дело должно тщательно рассматриваться. Если это необходимо, заключенному следует предоставлять возможность вы­ступать в свою защиту через переводчика;

- п. 31. Запрещается использовать в качестве наказаний за дисциплинарные проступки: телесные наказания; заключение в темной камере; жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство виды наказания;

-  п. 32. Наказания, предусматривающие строгое заключение или со­кращение питания, можно накладывать только после осмотра заключенно­го врачом, который должен письменно подтвердить, что заключенный спо­собен перенести такое наказание. То же относится и к другим видам нака­зания, способным причинить наказуемому физический или психологиче­ский ущерб.

Врач обязан ежедневно навещать заключенных, подверженных упомянутым наказаниям, и информировать начальника учреждения, если он считает необходимым, прервать или изменить наказание по причинам физического или психического состояния заключенного;

- п. 33. В качестве наказания запрещается пользоваться такими средствами усмирения, как наручники, кандалы, смирительные рубашки или цепи. Кандалами и цепями вообще нельзя пользоваться как средством усмирения... Другими средствами усмирения можно пользоваться только в определенных Правилами случаях.

Данные правила являются одним из источников уголовно-исполнительного права России. Многие положения названного международно-правового документа были учтены при разработке нового уголовно-исполнительного законодательства. Можно констатировать, что более 80 % норм, содержащихся в этом документе, нашли отражение и соответ­ствующее закрепление в УИК РФ[2].

Помимо Правил нормы, запрещающие жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение с осужденными, содержатся в Основных принципах обращения с заключенными, принятых ООН.

Международные стандарты признают, что обращение с лицом, лишенным свободы, должно основываться на соблюдении полного запрещения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человече­ское достоинство видов обращения и наказания. Все задержанные лица имеют право на гуманное отношение и уважение присущего им человече­ского достоинства.

Согласно ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказа­ния, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г., «пытка означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причи­няется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любо­го характера, когда такая боль или страдание причиняются государствен­ным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома, или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вы­зываются ими случайно».

Международное сообщество исходит из того, что не существует оправданий для применения пыток и жестокого обращения. В Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г., говорится: «Никакое государство не может разрешать или терпеть пытки или другое жестокое, бесчеловеч­ное или унижающее достоинство обращение или наказание. Исключи­тельные обстоятельства, такие как, например, состояние или угроза войны, внутренняя политическая неустойчивость или любая другая крайняя общественная необходимость, не могут использоваться как оправдание пытки или другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство об­ращения или наказания».

Практически ни одна страна не свободна от случаев совершения на практике действий, равнозначных пыткам и жестокому обращению. Но интенсивность и степень таких злоупотреблений и реакция на них органов власти различны в каждом отдельно взятом государстве. Нарушения могут быть единичными или систематическими, совершаться по воле отдельных лиц либо и результате небрежности соответствующих организаций - в лю­бом случае нормы международного права говорят об их недопустимости.

В 1987 г. Совет министров Совета Европы принял Европейские тюремные правила. По своему содержанию они являются пересмотренным европейским вариантом Минимальных стандартных правил.

В преамбуле документа подчеркивается особое значение обяза­тельств тюремной администрации об уважении человеческого достоинства заключенных. В основных принципах подчеркнуто: «Лишение свободы должно осуществляться с учетом материальных и моральных условий, ко­торые обеспечивают уважение человеческого достоинства и находятся в соответствии с этими правилами. Цель исправления лиц в заключении должна быть такова, чтобы поддержать их здоровье и самоуважение».

Большинство международно-правовых актов о правах человека со­держат прямые директивы правительствам привести национальное законо­дательство в соответствие с нормами международного права исходя из признания: универсального характера прав человека.

Этические и правовые принципы вышеперечисленных международ­ных документов являются основой российской пенитенциарной законода­тельной практики.

3. Проблемы по применению международных  принципов и норм в УИС России

История развития отечественной уголовно-исполнительной сис­темы за последние полвека свидетельствует о диаметрально противо­положных отношениях ее руководства и большинства сотрудников к международным нормам и принципам, «касающимся исполнения наказания и обращения с осужденными. Первый из ныне действую­щих авторитетных международных документов — Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г. после их принятия, мягко говоря, не «рекламировались» в советской науке исправительно-трудового права и практике исправительно-трудовых учреждений. Достаточно сказать, что первая публикация Правил на русском языке была осуществлена под грифом «Для служебного пользования». В учебниках того времени международные конгрессы по борьбе с преступностью и международные документы об обраще­нии с осужденными имели однозначно отрицательную идеологическую оценку[3]. Для советского читателя в лучшем случае делались некоторые оговорки, что, несмотря на существование неких между­народных актов, отечественное законодательство и практика его при­менения ушли далеко вперед.

С другой стороны, когда в «постперестроечный» период на фоне гласности, демократизации и защиты прав человека для общества более широко открылись ворота колоний и тюрем, некоторые деятели (прежде, как правило, к исполнению наказания никакого отношения не имевшие) стали говорить о чрезвычайно, безнадежной отсталости отечественной уголовно-исполнительной системы в свете междуна­родных стандартов и призывать к ее коренной ломке, к «цивилизации», в том числе путем повальной замены колоний тюрьмами.

Парадоксально, что эти крайности, ныне уже преодоленные, во многом стали результатом слабой осведомленности не только с «буквой», но и с духом международных стандартов. Взвешенная, трезвая их оценка, основанная на глубоком их знании, позволяет не только существенно расширить профессиональный кругозор сотрудника уголовно-исполнительной системы, но и более адекватно оценить современное состояние законодательства, практики его при­менения, лучше понять перспективы.

Опыт преподавания уголовно-исполнительного права в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы свидетельствует о преодолении новым поколением сотрудников ранее существовавшего своеобразного «отторжения» международных стандартов как «происков мирового империализма». В то же время до конца еще не преодолены некото­рые стереотипы настороженного к ним отношения. Перечислим ряд наиболее часто встречающихся:

-  международные стандарты нам «навязывают»;

-  международные стандарты - это «абстрактно», «далеки» «не про нас»;

- контроль за соблюдением международных стандартов - это вмешательство во внутренние дела России;

- международные стандарты относятся только к наказанию в виде лишения свободы (вариант - только к западным тюрьмам);

-  международные стандарты односторонни, они направлены толь­ко на защиту прав осужденных, игнорируя права сотрудников;

- для реализации международных стандартов нужно очень много средств.

Остановимся на некоторых путях преодоления этих стереотипов. Тезис, что международные стандарты нам «навязывают», частично все же был справедлив в прошлом, когда представители СССР само­изолировались от разработки и принятия в 1955 г. Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Достаточно упомя­нуть и такой малоизвестный факт, что в 1948 г. представитель СССР (им был А.Я Вышинский) воздержался при голосовании за принятие Всеобщей декларации прав человека. Однако ныне ситуация в этой области кардинально изменилась. Так, представители ФСИН России активно участвовали в разработке Европейских тюремных (пенитенциарных) правил 2006 г., в обсуждении ряда других между­народных документов.

Отношение России к международным актам четко закреплено в Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) и в ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Важно подчеркнуть, что никакого умаления государст­венного суверенитета России в связи с необходимостью соблюдения международных стандартов нет и не может быть. Наша страна - пол­ноправный член международного и европейского сообщества.

Не следует преувеличивать и якобы абстрактный характер рассматриваемых международных норм. Каждая из них может и должна быть предметом конкретизации, интерпретации посредством норм текущего законодательства. В свою очередь, почти каждое положение уголовно-исполнительного законодательства может быть предметом анализа в плане его соответствия духу и букве международных актов.

Следует также иметь в виду всеобъемлющий характер междуна­родных актов. Во-первых, - в части видов уголовных наказаний, ими охватываемых, во-вторых - по субъектам регулируемых ими отноше­ний. Существование таких документов, как Токийские правила (1990 г.), Европейские правила альтернативных (общественных) санк­ций и мер (1992 г.) подтверждает первый из тезисов. Наличие же в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, Европейских тюремных правилах (2006 г.) и в упомянутых выше актах обширных разделов, посвященных персоналу уголовно-исполнительной системы, ярко свидетельствует, что разработка и реа­лизация международных стандартов - это вовсе не «улица с односторонним движением», направленная исключительно на защиту прав осужденных.

Наконец, следует преодолевать стереотип, что для реализации международных стандартов нужно много средств, и поэтому эти стандарты недостижимы. Здесь нужно обращать внимание на нали­чие в международных стандартах двух групп положений: норм-принципов и норм-рекомендаций. Отход от первой группы положе­ний недопустим ни при каких обстоятельствах, но их соблюдение вовсе не требует каких-то особых материальных средств (например требования об индивидуализации личности осужденного, о запрете коллективных, «суммарных» наказаний и т.д.). Для реализации вто­рой группы положений средства часто необходимы, но данные поло­жения носят рекомендательный характер и реализуется, как это указано в ч. 1 ст. 3 УПК РФ, в соответствии с экономическими и социальными возможностями.



[1] См.: Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федера­ции и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. С. 10.

[2] См.: Мелентьев М.П. Соотношение норм уголовно-исполнительного законода­тельства России и Минимальных стандартных правил обращения с заключенными // Про­блемы реформирования уголовно-исполнительной системы и подготовки персонала. С. 27.

[3] Так, в учебнике 1960 г. под редакцией Б.С. Утевского указывалось, что перио­дически созываемые тюремные конгрессы «всегда отражали и отражают антина­родную тюремную политику буржуазии (Советское исправительно-трудовое право. М., 1960. с. 156)». Авторы более поздних изданий (до конца 80-х - начала 90-х годов) уходили от столь категоричных оценок путем полного игнорирова­ния существовавших международных документов. В учебниках освещалась лишь «реакционная тюремная политика капиталистических государств».

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!