Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Глава 6. Этические принципы деятельности сотрудников
УИС в международных документах
1. История возникновения международных документов
История международного сотрудничества в области обращения с осужденными охватывает довольно длительный период. В конце XVIII - начале XIX века произошли существенные изменения в уголовной политике наиболее развитых стран Европы и Соединенных Штатов Америки. Существенную роль в этом сыграли воззрения, пропагандировавшиеся французским философом Шарлем Монтескье, итальянским юристом Чезаре Беккариа, английским коммерсантом и общественным деятелем Джоном Говардом и другими прогрессивными людьми того времени, склонившими общественное мнение в пользу гуманизации уголовных наказаний, в том числе и тюремного заключения. Новые цели и задачи, поставленные перед учреждениями и органами, исполняющими наказания, породили необходимость в обмене информацией о проводимых реформах в межгосударственных масштабах. В середине XIX века потребность в международном сотрудничестве начала реализовываться в определенных организационных формах.
Одной из них стало проведение по инициативе частных лиц и благотворительных организаций международных тюремных конгрессов, на которых обсуждались наиболее значимые пенитенциарные проблемы и пути их решения. Позднее такие конгрессы стали проводиться под эгидой межправительственных комиссий, а с 1950 года - ООН. Организацией Объединенных Наций проблематика применения уголовных наказаний развивается, главным образом, в рамках Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, которые проводятся, начиная с 1955 года, через каждые пять лет в различных странах. Подобного рода мероприятия проводятся и другими межправительственными и неправительственными организациями. На таких форумах преимущественно и вырабатываются общие правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, которые в последующем получают свое закрепление в международно-правовых актах.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В связи с этим статья 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации содержит положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные акты, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными.
Вышеупомянутые международные акты по степени обязательности подразделяют на два вида: международные договоры и международные стандарты.
2. Международные стандарты и договоры
Международные договоры - это соглашения (пакты, конвенции и т.п.) между государствами, обязательные для исполнения всеми участниками. Применительно к рассматриваемому вопросу наиболее известным примером таких договоров является «Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 года. Другим примером международных договоров являются соглашения о правовой помощи по уголовным делам и взаимодействии в борьбе с правонарушителями, заключенные Россией с зарубежными государствами. В ряде случаев такие соглашения содержат в себе нормы об обращении с иностранцами, привлеченными к уголовной ответственности и отбывающими наказание в другой стране, о взаимной выдаче осужденных к лишению свободы для отбывания наказания государствам, гражданами которых они являются, и т.п.
Международные стандарты представляют собой документы, содержащие нормы, принципы и предложения, касающиеся назначения уголовно-правовых мер, обращения с осужденными и деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Главная цель этих документов - защита человеческих и гражданских прав лиц, привлеченных к уголовной ответственности. Наряду с этим международные стандарты имеют своими задачами распространение прогрессивного мирового опыта, гуманизацию уголовной политики государств в области обращения с правонарушителями, максимально возможное сужение сферы применения наиболее репрессивных мер - смертной казни, лишения свободы, предварительного заключения под стражу и т.д.
В отличие от международных договоров международные стандарты носят рекомендательный характер. Как указано в статье 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, их положения «реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и социальных условий». Следует подчеркнуть, что Россия стремится к максимальному соблюдению международных стандартов в плане создания соответствующих материальных и иных условий для осужденных в той мере, в какой это способствует достижению целей наказания. Более того, многие международные рекомендации уже реализованы в законодательстве и правоприменительной практике.
Международные стандарты в зависимости от источника их происхождения подразделяют:
а) принятые ООН и ее рабочими органами;
б) принятые региональными межправительственными организациями, например, Европейским Советом, Организацией Африканского Единства;
в) принятые международными неправительственными организациями, например такими, как «Международная амнистия», «Международная тюремная реформа».
В зависимости от характера и масштаба объекта правового регулирования международные стандарты можно подразделить на следующие группы.
1. Стандарты, регулирующие общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения прав и свобод человека, в том числе и осужденных.
Например, такими документами являются: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году; Международный пакт ООН о гражданских и политических правах 1966 года; Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года; Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 года.
2. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере осуществления правосудия, в том числе при назначении и исполнении уголовных наказаний.
К их числу относятся: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году; Декларация ООН об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью 1985 года; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 года и др.
3. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний и мер предварительного заключения.
В качестве примера таких документов можно привести: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые Первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 году; Европейские пенитенциарные правила, объявленные рекомендацией № R (87) Комитета министров Совета Европы в 1987 году; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, принятые Экономическим и Социальным Советом ООН в 1984 году; Типовое соглашение ООН о передаче осужденных-иностранцев и рекомендации в отношении обращения с осужденными-иностранцами 1989 года; Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, к защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году; Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, 1990 года.
Правосудие - это вид государственной деятельности. Осуществление правосудия призвано обеспечить справедливость, права и интересы личности. Для этого правосудие должно базироваться на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии находятся в неразрывном единстве. Закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Единство законности и нравственности в реализации правосудия способствует обеспечению основных прав и свобод человека. Обеспечение основных прав и свобод личности представляет главную нравственную задачу правосудия, решению которой мировое сообщество уделяло и уделяет особое внимание. Каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах, явился результатом длительного исторического формирования эталонов и стандартов, которые стали нормой для современного демократического общества. Анализ нравственного содержания международно-правовых документов о правах человека представляет интерес, так как сформулированные в них нравственные принципы и нормы положены в основу реформирования российского законодательства. Этот факт свидетельствует о том, что Россия встала на путь серьезных намерений и действий в области прав человека. Согласно Конституции РФ 1993 г. именно эти права и свободы являются высшей ценностью, и именно они должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти.
Ознакомление с историей формирования институтов прав человека, ставших неотъемлемым признаком цивилизованного общества - свободы и неприкосновенности личности, права на судебную защиту, признание лица виновным лишь по приговору суда, право на участие в решении государственных дел, свободу совести и т.д., показывает постепенный, неизбежный процесс расширения прав человека и их гарантий.
Анализ юридических актов по правам человека, созданных в различные эпохи и в разных странах, показывает исторические корни тех норм, институтов и принципов, которые были восприняты международным правом для защиты прав человека. Признание виновным лишь по приговору суда, соразмерность правонарушения и наказания, презумпция невиновности, свобода прений, слова, печати, религии, право покидать страну и возвращаться в нее, ответственность должностных лиц за нарушение прав человека - эти и другие права, вошедшие в золотой фонд гуманистических ценностей, впервые были заложены в Великой хартии вольностей (1215), развиты в английском Билле о правах (1689), Habeas Corpus Act, Декларации независимости, американском Билле о правах, Декларации прав человека и гражданина. Прослеживая генезис этих ценностей, нельзя не вспомнить и древнегреческую философию, давшую импульс развитию учения о естественных правах человека, а также постулаты периода Реформации и Просвещения, которые выдвинули идеи социальной справедливости и равенства. Естественно-правовое учение играет определяющую роль в развитии прав и свобод человека, признании их приоритета.
Начало сотрудничеству государств в области прав человека было положено созданием после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций. В качестве одной из ее целей и принципов, записанных в Уставе ООН, указывалась необходимость осуществлять международное сотрудничество в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам всех, без различия расы, пола, языка, религии. Первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого сотрудничества государств по правам человека, явился Устав ООН. Он возложил на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская какой-либо дискриминации.
При обсуждении проекта Устава ООН вносились предложения включить в этот международный договор перечень основных прав и свобод человека, подлежащих всеобщему уважению и соблюдению. Однако большинство государств, участвовавших в разработке Устава ООН, ввиду сложности этого вопроса и различных точек зрения, зачастую исключающих друг друга, решили передать его на обсуждение компетентных органов ООН для подготовки международного Билля о правах человека. На первом этапе ООН приняла решение, что Международный Билль о правах человека должен состоять из трех документов: 1. Декларация о правах человека. 2. Пакт о правах человека. 3. Меры по комплектации Пакта.
10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке приняла Всеобщую декларацию прав человека. С тех пор эта дата ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека. Однако в этот период демократические права и свободы не стали достоянием всех государств мира. Поэтому содержащая демократические принципы и нормы Всеобщая декларация, имеющая рекомендательный характер, предлагала всем государствам мира каталог прав и свобод человека в качестве образца для развития внутригосударственного законодательства в этой области. Всеобщая декларация содержала обогащенный перечень прав и свобод, включающий уже не только гражданские и политические, но и социальные, экономические и культурные права, сформировавшиеся в конце XIX в. и развитые в XX в. Однако основные принципы и нормы «первого поколения» прав человека - гражданских и политических - уже подтвердили свою жизненность и эффективность в практике демократических правовых государств.
Демократические нормы и принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека, оказали влияние на развитие национального законодательства. В послевоенных конституциях Италии, Японии, ФРГ права человека были представлены в специальных разделах о правах и обязанностях граждан. Во Франции основные политические и гражданские права были закреплены в преамбуле к Конституции 1946 г. со ссылкой на Декларацию прав человека и гражданина.
Вскоре после принятия Всеобщей декларации. Генеральная Ассамблея изменила свое первоначальное решение и рекомендовала подготовить вместо одного два пакта о правах человека. Это было вызвано разным подходом государств к юридической обязательности различного комплекса прав. США и некоторые другие члены ООН исходили из того, что гражданские и политические права должны незамедлительно претворяться всеми государствами в обязательном порядке, а социально-экономические и культурные являются стандартами, к достижению которых они должны стремиться постоянно, исходя из уровня своего экономического развития. Такая точка зрения в то время была преобладающей, вследствие чего Генеральная Ассамблея в 1966 г. приняла два договора - Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. В соответствии с Пактом о гражданских и политических правах был создан Комитет по правам человека, который рассматривает как жалобы отдельных лиц, так и межгосударственные жалобы и доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте. 15 декабря 1989 г. Генеральная Ассамблея приняла второй факультативный Протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Все эти пять документов и образуют Международный Билль о правах человека. В 1993 г. на Международной конференции по правам человека была учреждена должность Верховного комиссара по правам человека в целях поощрения и защиты прав человека.
Старейшей региональной европейской организацией является Совет Европы, созданный в 1949 г. В рамках этой организации принято более 150 конвенций и протоколов, относящихся к различным аспектам прав человека. Россия вступила в Совет Европы в 1996 г. Основополагающим европейским договором стала Конвенция о правах человека, принятая 4 ноября 1950 г. и вступившая в силу 3 сентября 1953 г. после ее ратификации восемью странами. Только спустя 25 лет после принятия, в 1975 г., участниками Конвенции стали все члены Совета Европы (40 государств). Россия ратифицировала Европейскую конвенцию в 1998 г., после чего она вступила в силу на территории России. Европейская конвенция явилась своеобразным продолжением и развитием Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Однако, в отличие от нее, Конвенция не только провозгласила основополагающие права, но и создала особый механизм их защиты. Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. С 1 ноября 1998 г. первые два органа были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы. Европейский Суд начал свою деятельность в 1959 г. Нормы и принципы, содержащиеся в Конвенции, существенно ограничивают сферу правовой компетенции государства, служат основой для развития демократических структур гражданского общества и обеспечения основных прав и свобод человека.
В ряду международно-правовых актов, относящихся к исполнению уголовных наказаний и обращению с осужденными, хотелось бы отметить особо Европейские международные стандарты, большинство из которых в России малоизвестно и ранее в основном публиковалось в малотиражных специальных изданиях. Помимо названных выше к ним относятся:
· Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями от 30 ноября 1964 года;
· Европейская конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 года;
· Резолюция Комитета министров Совета Европы от 9 марта 1976 года «О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы»;
· Резолюция Комитета министров Совета Европы относительно избирательных, гражданских и социальных прав заключенных от 1 февраля 1962 года;
· Резолюция Комитета министров Совета Европы о труде заключенных от 18 сентября 1975 года;
· Резолюция Комитета министров Совета Европы об образовании в тюрьмах от 13 октября 1989 года; Рекомендация Комитета министров Совета Европы относительно системы заключения и обращения с опасными преступниками от 24 сентября 1982 года;
· Рекомендация Комитета министров Совета Европы относительно предоставления краткосрочных отпусков заключенным от 24 сентября 1982 года.
Европейские стандарты развивают и детализируют стандарты ООН с учетом особенностей стран, входящих в Совет Европы Международно-правовые документы отражают высшие социальные ценности, выработанные человечеством, поэтому особое место в них принадлежит естественным правам человека. Это свидетельство неразрывного единства законности и нравственности в правосудии.
Существует значительное количество международных документов, касающихся обращения с осужденными. Некоторые из них были разработаны под эгидой ООН, другие - по инициативе региональных организаций. Не все документы имеют одинаковый статус, одни обладают силой закона, иные - нет, но при этом являются не менее значимыми.
Международно-правовые документы по правам человека включают в себя следующие фундаментальные правовые акты: Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни; Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила); Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме; Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила); Правила, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Всеобщая декларация прав человека - это международный документ, провозглашенный Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. в «качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства...».
В преамбуле дано объяснение необходимости данного документа для каждого отдельного индивида и человечества в целом. Содержание статей отражает мировое общественное мнение о ключевых человеческих ценностях, к которым относятся жизнь, свобода, неприкосновенность личности как основы справедливости и всеобщего мира.
В данной Декларации отражены важнейшие принципы отношения к человеку во всех сферах жизни, включая правосудие. Гуманизм, справедливость, защита человеческого достоинства характеризуют нормы этого важнейшего документа.
Статья 1 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Статья 5 запрещает подвергать кого бы то ни было пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
В ст. 7 говорится, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.
Статья 11 провозглашает презумпцию невиновности, принцип гласности судебного разбирательства с обеспечением всех возможностей для защиты.
В ст. 29 определяется, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только тем ограничениям, какие установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Приведенные, а также и другие положения Всеобщей декларации прав человека в юридической форме закрепляют нравственные начала права и обязательность следования им по отношению ко всем людям.
Другой важнейший документ ООН - Международный пакт о гражданских и политических правах (далее — Пакт), принятый 19 декабря 1966 г. Пакт развивает и конкретизирует положения Всеобщей декларации прав человека. Этот документ обладает обязательной юридической силой для государств-участников ООН и является основным стандартом в сфере правового регулирования положения личности.
Для уголовного процесса существенное значение имеют следующие положения Пакта о процессуальных гарантиях личности.
Статья 7 аналогична ст. 5 Всеобщей декларации прав человека.
Статья 9 Пакта провозглашает право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность и запрещает произвольный арест или содержание под стражей.
До каждого арестованного доводится причина его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявляемое ему обвинение.
Каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому принадлежит по закону право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение.
Содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой стадии и в случае необходимости - явки для исполнения приговора.
Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.
Каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой,
Приведенные нормы, предоставляя каждому человеку гарантии против произвольного стеснения свободы и личной неприкосновенности, делают судебную власть гарантом неприкосновенности личности.
Статья 10 Пакта обязывает гуманно обращаться со всеми лицами, лишенными свободы, и уважать их достоинство, присущее человеческой личности.
Статья 14 провозглашает равенство всех лиц перед судами и трибуналами. Она устанавливает право каждого при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Ограничения гласности судебного разбирательства могут иметь место, в частности, «по соображениям морали... или когда того требуют интересы частной жизни сторон».
Однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, «за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми». Кроме того, в данной статье Пакта содержится формулировка презумпции невиновности, а также перечень процессуальных гарантий, которые как: минимум: должны предоставляться каждому обвиняемому в преступлении на основе полного равенства обвинения и защиты. К их числу откосятся, в частности: право знать характер и основания предъявляемого обвинения, о чем лицо должно уведомляться «в срочном порядке и подробно» на языке, который оно понимает; быть судимым без неоправданной задержки; право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником; быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены; не быть принуждаемым к даче показаний против себя самого или к признанию себя виновным; пользоваться бесплатной помощью переводчика; при отсутствии достаточных средств пользоваться безвозмездно помощью защитника.
Каждый осужденный за какое-либо преступление имеет право на пересмотр его осуждения и приговора вышестоящей судебной инстанцией согласно закону.
Никто не должен быть вторично судим или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны.
Статья 15 Пакта устанавливает принцип уголовного права - «нет преступления без закона» - и положение об обратной силе уголовного закона, смягчающего ответственность.
Статья 16 утверждает: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».
Статья 19 уточняет, что ограничения прав устанавливаются только законом.
Статья 26, отражая принципы демократизма и равенства всех перед законом, воспроизводит ст. 7 Всеобщей декларации прав человека, цитированную выше.
Таким образом, Пакт, развивая идеи гуманизма и справедливости применительно к производству по уголовным делам, устанавливает конкретные процессуальные гарантии личности.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) подчеркивает, что положение ст. 3 (аналогична ст. 5 Всеобщей декларации прав человека и ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах) о запрещении пыток или бесчеловечных или унижающих достоинство обращения и наказания не может быть нарушено даже при чрезвычайных обстоятельствах, к которым относятся война или иное, угрожающее жизни нации, положение.
Особое положение среди международно-правовых документов, касающихся уголовного правосудия, занимают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые в 1955 г. 1-м Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (прил. 1). Они содержат важные руководящие принципы, которые оказывают большое влияние на развитие пенитенциарной политики и реформирование УИС.
Изначально Минимальные стандартные правила (далее - Правила) не имели обязательного правового статуса в международном праве и носили скорее рекомендательный характер. Но в последующие годы они получили широкое признание со стороны международных органов, правительств многих государств и неправительственных организаций. В настоящее время юридический статус данного документа все более возрастает. Они являются своего рода «Великой Хартией» прав заключенных[1].
Широкое признание Правил свидетельствует о том, что они занимают особое положение среди международных документов, посвященных уголовному правосудию. Фактически они стали частью международного права в области регулирования правового статуса заключенных.
Данный документ содержит следующие рекомендации:
- п. 30. Наказание можно налагать только в соответствии с указанным законом или распоряжением властей, причем ни один заключенный не должен подвергаться повторному наказанию за один и тот же проступок.
Кроме того, ни один заключенный не может быть подвержен наказанию, не будучи предварительно информирован о проступке, который ставится ему в вину, и не получив должной возможности высказаться в свое оправдание.
Каждое такого рода дело должно тщательно рассматриваться. Если это необходимо, заключенному следует предоставлять возможность выступать в свою защиту через переводчика;
- п. 31. Запрещается использовать в качестве наказаний за дисциплинарные проступки: телесные наказания; заключение в темной камере; жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство виды наказания;
- п. 32. Наказания, предусматривающие строгое заключение или сокращение питания, можно накладывать только после осмотра заключенного врачом, который должен письменно подтвердить, что заключенный способен перенести такое наказание. То же относится и к другим видам наказания, способным причинить наказуемому физический или психологический ущерб.
Врач обязан ежедневно навещать заключенных, подверженных упомянутым наказаниям, и информировать начальника учреждения, если он считает необходимым, прервать или изменить наказание по причинам физического или психического состояния заключенного;
- п. 33. В качестве наказания запрещается пользоваться такими средствами усмирения, как наручники, кандалы, смирительные рубашки или цепи. Кандалами и цепями вообще нельзя пользоваться как средством усмирения... Другими средствами усмирения можно пользоваться только в определенных Правилами случаях.
Данные правила являются одним из источников уголовно-исполнительного права России. Многие положения названного международно-правового документа были учтены при разработке нового уголовно-исполнительного законодательства. Можно констатировать, что более 80 % норм, содержащихся в этом документе, нашли отражение и соответствующее закрепление в УИК РФ[2].
Помимо Правил нормы, запрещающие жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение с осужденными, содержатся в Основных принципах обращения с заключенными, принятых ООН.
Международные стандарты признают, что обращение с лицом, лишенным свободы, должно основываться на соблюдении полного запрещения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания. Все задержанные лица имеют право на гуманное отношение и уважение присущего им человеческого достоинства.
Согласно ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 г., «пытка означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома, или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно».
Международное сообщество исходит из того, что не существует оправданий для применения пыток и жестокого обращения. В Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г., говорится: «Никакое государство не может разрешать или терпеть пытки или другое жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание. Исключительные обстоятельства, такие как, например, состояние или угроза войны, внутренняя политическая неустойчивость или любая другая крайняя общественная необходимость, не могут использоваться как оправдание пытки или другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания».
Практически ни одна страна не свободна от случаев совершения на практике действий, равнозначных пыткам и жестокому обращению. Но интенсивность и степень таких злоупотреблений и реакция на них органов власти различны в каждом отдельно взятом государстве. Нарушения могут быть единичными или систематическими, совершаться по воле отдельных лиц либо и результате небрежности соответствующих организаций - в любом случае нормы международного права говорят об их недопустимости.
В 1987 г. Совет министров Совета Европы принял Европейские тюремные правила. По своему содержанию они являются пересмотренным европейским вариантом Минимальных стандартных правил.
В преамбуле документа подчеркивается особое значение обязательств тюремной администрации об уважении человеческого достоинства заключенных. В основных принципах подчеркнуто: «Лишение свободы должно осуществляться с учетом материальных и моральных условий, которые обеспечивают уважение человеческого достоинства и находятся в соответствии с этими правилами. Цель исправления лиц в заключении должна быть такова, чтобы поддержать их здоровье и самоуважение».
Большинство международно-правовых актов о правах человека содержат прямые директивы правительствам привести национальное законодательство в соответствие с нормами международного права исходя из признания: универсального характера прав человека.
Этические и правовые принципы вышеперечисленных международных документов являются основой российской пенитенциарной законодательной практики.
3. Проблемы по применению международных принципов и норм в УИС России
История развития отечественной уголовно-исполнительной системы за последние полвека свидетельствует о диаметрально противоположных отношениях ее руководства и большинства сотрудников к международным нормам и принципам, «касающимся исполнения наказания и обращения с осужденными. Первый из ныне действующих авторитетных международных документов — Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г. после их принятия, мягко говоря, не «рекламировались» в советской науке исправительно-трудового права и практике исправительно-трудовых учреждений. Достаточно сказать, что первая публикация Правил на русском языке была осуществлена под грифом «Для служебного пользования». В учебниках того времени международные конгрессы по борьбе с преступностью и международные документы об обращении с осужденными имели однозначно отрицательную идеологическую оценку[3]. Для советского читателя в лучшем случае делались некоторые оговорки, что, несмотря на существование неких международных актов, отечественное законодательство и практика его применения ушли далеко вперед.
С другой стороны, когда в «постперестроечный» период на фоне гласности, демократизации и защиты прав человека для общества более широко открылись ворота колоний и тюрем, некоторые деятели (прежде, как правило, к исполнению наказания никакого отношения не имевшие) стали говорить о чрезвычайно, безнадежной отсталости отечественной уголовно-исполнительной системы в свете международных стандартов и призывать к ее коренной ломке, к «цивилизации», в том числе путем повальной замены колоний тюрьмами.
Парадоксально, что эти крайности, ныне уже преодоленные, во многом стали результатом слабой осведомленности не только с «буквой», но и с духом международных стандартов. Взвешенная, трезвая их оценка, основанная на глубоком их знании, позволяет не только существенно расширить профессиональный кругозор сотрудника уголовно-исполнительной системы, но и более адекватно оценить современное состояние законодательства, практики его применения, лучше понять перспективы.
Опыт преподавания уголовно-исполнительного права в системе переподготовки и повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы свидетельствует о преодолении новым поколением сотрудников ранее существовавшего своеобразного «отторжения» международных стандартов как «происков мирового империализма». В то же время до конца еще не преодолены некоторые стереотипы настороженного к ним отношения. Перечислим ряд наиболее часто встречающихся:
- международные стандарты нам «навязывают»;
- международные стандарты - это «абстрактно», «далеки» «не про нас»;
- контроль за соблюдением международных стандартов - это вмешательство во внутренние дела России;
- международные стандарты относятся только к наказанию в виде лишения свободы (вариант - только к западным тюрьмам);
- международные стандарты односторонни, они направлены только на защиту прав осужденных, игнорируя права сотрудников;
- для реализации международных стандартов нужно очень много средств.
Остановимся на некоторых путях преодоления этих стереотипов. Тезис, что международные стандарты нам «навязывают», частично все же был справедлив в прошлом, когда представители СССР самоизолировались от разработки и принятия в 1955 г. Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Достаточно упомянуть и такой малоизвестный факт, что в 1948 г. представитель СССР (им был А.Я Вышинский) воздержался при голосовании за принятие Всеобщей декларации прав человека. Однако ныне ситуация в этой области кардинально изменилась. Так, представители ФСИН России активно участвовали в разработке Европейских тюремных (пенитенциарных) правил 2006 г., в обсуждении ряда других международных документов.
Отношение России к международным актам четко закреплено в Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) и в ст. 3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Важно подчеркнуть, что никакого умаления государственного суверенитета России в связи с необходимостью соблюдения международных стандартов нет и не может быть. Наша страна - полноправный член международного и европейского сообщества.
Не следует преувеличивать и якобы абстрактный характер рассматриваемых международных норм. Каждая из них может и должна быть предметом конкретизации, интерпретации посредством норм текущего законодательства. В свою очередь, почти каждое положение уголовно-исполнительного законодательства может быть предметом анализа в плане его соответствия духу и букве международных актов.
Следует также иметь в виду всеобъемлющий характер международных актов. Во-первых, - в части видов уголовных наказаний, ими охватываемых, во-вторых - по субъектам регулируемых ими отношений. Существование таких документов, как Токийские правила (1990 г.), Европейские правила альтернативных (общественных) санкций и мер (1992 г.) подтверждает первый из тезисов. Наличие же в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, Европейских тюремных правилах (2006 г.) и в упомянутых выше актах обширных разделов, посвященных персоналу уголовно-исполнительной системы, ярко свидетельствует, что разработка и реализация международных стандартов - это вовсе не «улица с односторонним движением», направленная исключительно на защиту прав осужденных.
Наконец, следует преодолевать стереотип, что для реализации международных стандартов нужно много средств, и поэтому эти стандарты недостижимы. Здесь нужно обращать внимание на наличие в международных стандартах двух групп положений: норм-принципов и норм-рекомендаций. Отход от первой группы положений недопустим ни при каких обстоятельствах, но их соблюдение вовсе не требует каких-то особых материальных средств (например требования об индивидуализации личности осужденного, о запрете коллективных, «суммарных» наказаний и т.д.). Для реализации второй группы положений средства часто необходимы, но данные положения носят рекомендательный характер и реализуется, как это указано в ч. 1 ст. 3 УПК РФ, в соответствии с экономическими и социальными возможностями.
[1] См.: Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. С. 10.
[2] См.: Мелентьев М.П. Соотношение норм уголовно-исполнительного законодательства России и Минимальных стандартных правил обращения с заключенными // Проблемы реформирования уголовно-исполнительной системы и подготовки персонала. С. 27.
[3] Так, в учебнике 1960 г. под редакцией Б.С. Утевского указывалось, что периодически созываемые тюремные конгрессы «всегда отражали и отражают антинародную тюремную политику буржуазии (Советское исправительно-трудовое право. М., 1960. с. 156)». Авторы более поздних изданий (до конца 80-х - начала 90-х годов) уходили от столь категоричных оценок путем полного игнорирования существовавших международных документов. В учебниках освещалась лишь «реакционная тюремная политика капиталистических государств».
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!