Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по этике»

/ Общая философия
Лекция, 

Оглавление

Глава 5. Служебный этикет сотрудника УИС 

 

1. Требования, предъявляемые к культуре поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы

Умение правильно вести себя в различных ситуациях службы, в общении с коллегами, осужденными, в быту, проявлять подлинный интерес к другому человеку, уважительно, внимательно относиться к окружающим - важные показатели культуры поведения личности. Культура   поведения   -   неотъемлемый   атрибут   профессионального мастерства     сотрудника,     отражение     его    человеческих    качеств, нравственной зрелости, духовного богатства.

Под общей культурой личности, как правило, подразумевают уровень развития социально важных качеств и степень их реализации в общественно значимой деятельности. В широком смысле культурным называют человека образованного, знающего, нравственно и эстетически воспитанного, т.е. использующего в своей жизни и поведении весь достигнутый человечеством потенциал, в том числе и духовный.

Условно в культуре личности можно выделить внутреннюю и внешнюю составляющие ее стороны. Внутренняя сторона культуры представляет собой духовный мир человека, его идеалы, убеждения, взгляды, принципы, знания, мировоззрение. Внешняя культура - это реализация внутренней в конкретных поведенческих проявлениях, внешнем   облике,   одежде,   общении,   производственной   и   бытовой деятельности и т.д., их соответствие сложившимся правилам. Иными словами, культура поведения - это внешнее проявление и реализация социально значимых качеств личности в лучших и совершенных повседневных образцах взаимодействия с окружающими.

Часто культура поведения проявляется в этикете. Под этикетом понимают совокупность правил вежливого обхождения, сложившихся в данном обществе, касающихся внешнего проявления отношения к людям, принятый ритуал и порядок взаимоотношений с окружающими.

Правила этикета очень разнообразны. Они регламентируют поведение человека во многих сферах общественной жизни и типичных ситуациях, в которые он попадает. Например, этикет в служебном коллективе, на отдыхе, в гостях, в магазине, в театре, на улице, в общении, в написании писем, в телефонных разговорах и т.д. По соблюдению этикета судят о культуре поведения сотрудника и его профессионализме. Знание норм этикета, руководство ими - одно из условий установления правильных отношений с людьми, а значит, залог высоких результатов в служебной деятельности.

К сожалению, единство и гармоничное сочетание компонентов не всегда достигается в жизни. Иногда за внешним проявлением вежливости, прекрасными манерами скрывается безразличное, равнодушное отношение к окружающим, эгоизм, цинизм, лицемерие. В то время как подлинная культура поведения основывается на внимательном, гуманном отношении к людям, исходящим из внутренних побуждений.

Принципиальные требования к культуре поведения сотрудника выступают в качестве основных принципов этикета. Это тактичность и вежливость.

Тактичность (такт) - это чувство меры в человеческих взаимоотношениях, моральная интуиция, подсказывающая наиболее правильную, деликатную линию отношений с окружающими. Правила, которыми руководствуется тактичный человек, нередко начинаются с частички «не»: не допускай, не говори, не обращай внимания, не затрагивай и пр. У Ремарка Э.М. в романе «Три товарища» сказано: «Такт - это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением». Не заметить,  чтобы помочь человеку быстрее и проще справиться с досадной неловкостью, от которой никто не гарантирован.

Вежливость - принцип этикета, моральное качество личности и требование к культуре поведения человека. Противоположностью вежливости являются грубость, проявление высокомерия, пренебрежительное отношение к людям.

Этикет сотрудников уголовно-исполнительной системы отличается нормативным характером, его называют служебным этикетом. Правила общения     и      поведения     регулируются     законами,      приказами, наставлениями, инструкциями, выполнение которых строго обязательно. В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации в ст. 12 «Основные права осужденных» законодательное закрепление нашел один из принципов этикета. В статье провозглашается: «Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему   человеческое   достоинство   обращению».    Эта   норма предусматривает, с одной стороны, право заключенных на вежливое обращение, с другой обязанность сотрудников быть  вежливыми,  не допускать   в   обращении   ничего   такого,   что   могло   бы   унизить человеческое достоинство. Следует отметить, что осужденные имеют право требовать такого с ними    обращения, защищая его законными средствами, вплоть до обращения в соответствующие инстанции.

Конкретизация правил вежливого обращения содержится в подзаконных документах, регулирующих специфику исполнения наказания в учреждениях УИС. Так, «Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений» в параграфе 4 «Взаимоотношения осужденных и работников ИУ» констатируют: «Работники учреждений обращаются к осужденным на «Вы» и называют их «осужденный», «осужденная», «гражданин», «гражданка» и по фамилии». Аналогичные требования к культуре поведения сотрудников разработаны и для других объектов уголовно-исполнительной системы.

Следующий компонент в структуре культуры поведения - качества личности. Они определяют содержательную сторону действий и поступков, их общественную направленность и социальную ценность. В обобщенной форме качества личности выражают и характеризуют отношение к обществу в целом, окружающим, коллективу, служебным обязанностям, порученному делу, к самому себе.

В законодательных и нормативных актах, регламентирующих
условия и порядок прохождения службы в УИС и условия исполнения и
отбывания наказаний, содержатся общие требования к деловым и
личным качествам сотрудников. Более детально они раскрыты в
документе «Концепция совершенствования воспитательной работы с
личным составом уголовно-исполнительной системы Министерства
юстиции Российской Федерации (на период до 2010 г.)». Среди наиболее
важных из них, оказывающих непосредственное влияние на культуру
поведения и образцовое выполнение служебных обязанностей, следует
назвать: нравственные качества - гуманность, справедливость,
честность, принципиальность, мужество, верность долгу, терпимость,
стремление всегда и во всем соблюдать законность; деловые качества -
организованность, дисциплинированность, ответственность, взаимопомощь, критичность и гибкость ума, примерность. Поэтому воспитательная работа в учреждениях и самовоспитание сотрудника должно быть направлено на формирование и совершенствование этих качеств.

Личностные качества, органически связанные между собой, взаимно воздействуют друг на друга. Отдельные качества накладывают отпечаток на остальные и непосредственно на культуру поведения. Трудно представить себе сотрудника, у которого преобладают грубость, высокомерие, эгоизм (наделенного при этом еще и властными полномочиями), вежливо разговаривающего с осужденными, или безответственного работника, точно и безукоризненно выполняющего приказы и инструкции начальника.

Совокупность общественно значимых качеств личности образует комплексное качество - воспитанность. Можно сказать, что воспитанность — это глубина личностно-нравственного отношения к окружающим, перевод культурного достояния человечества в свое собственное достояние. В отличие от вежливого человека, который знает как себя вести, но руководствуется этими правилами в зависимости от настроения и обстоятельств, воспитанный - поступает по правилам всегда, потому что они стали его нравственными убеждениями и перешли в привычку. Настоящая культура поведения не может сводиться к соблюдению только правил этикета. Она имеет место лишь там, где проявляется воспитанность, когда требования вежливого, тактичного поведения становятся внутренними чертами личности, закрепляются в ее характере.

В отдельных случаях образцы поведения могут выступать в качестве требований. Требования, предъявляемые к образцам поведения для персонала, работающего с лицами, находящимися в заключении, отражены в международных и отечественных документах. Их выполнение является обязательным для всех сотрудников, а отступление может стать основанием для привлечения к дисциплинарной или иной ответственности или увольнению из органов УИС.    К    таким    документам,    наряду    с    названными,    относятся:

«Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод», «Минимальные стандартные правила обращения с заключенными», «Основные принципы обращения с заключенными», «Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни» и др.

В обобщенном виде приведем некоторые из требований:

- одинаково беспристрастное отношение к осужденным независимо
от     расовой     принадлежности,     языка,     религиозных     убеждений,
социального происхождения, имущественного и семейного положения;
 

- строгое руководство нормами закона, исключение произвола при
наложении взысканий, недопустимость повторного наказания за один и
тот же проступок,  предоставление  возможности  высказаться  в  свое
оправдание, выступить в свою защиту;

-  недопустимость  жестокого   бесчеловечного   или   унижающего
человеческое достоинство обращения и наказания, применение насилия
только в случаях крайней необходимости;

-  вести себя и выполнять свои обязанности так, чтобы служить
примером для заключенных, пользоваться их уважением; в обращении
укреплять в них чувство собственного достоинства и осознание своей
ответственности и др.

В культуре поведения органически слиты культура общения, культура речи, культура внешнего вида, культура досуга, культура чувств и внутренней организации, бытовая культура. Некоторые из них по своему содержанию накладываются друг на друга, выступают в качестве составляющих частей. Например, культура общения предполагает владение культурой речи, культурой чувств, психологической культурой. Многогранность культуры поведения, разнообразные обстоятельства, в которых может находиться личность, не позволяют в пределах лекции охватить ее целиком, поэтому рассмотрим некоторые ее наиболее заметные и важные грани.

2. Внешний вид сотрудника как проявление внутренней культуры

Внешний вид человека характеризует его внутреннюю культуру. Мудрая пословица утверждает: «По одежке встречают, по уму провожают». Даже если дело до ума не дойдет, то судить о сотруднике будут по внешнему виду, строевой подтянутости, подогнанной по фигуре форме, ее опрятности, внешним манерам.

Внешний вид сотрудника уголовно-исполнительной системы - один из первых и важных шагов к исправительному воздействию на осужденных. Ему должно уделяться особое внимание. Как справедливо отмечал выдающейся отечественный педагог Антон Семенович Макаренко, много лет посвятивший работе с несовершеннолетними преступниками, воспитывают не только люди, но и вещи, среда, в которой находится личность, одежда, внешний вид воспитателя: «Я на внешность обращал первейшее внимание. Внешность имеет большое значение в жизни человека. Трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками».

Внешний вид включает в себя одежду, осанку, позу, походку, прическу. Особо следует сказать об одежде. Правильно выбранная одежда подчеркивает культуру человека, отражает его вкус, стиль поведения, те или иные предпочтения. Неслучайно А.С. Макаренко, уделяя большое внимание одежде сотрудников, подчеркивал: «Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому у нас вошло в обыкновение, ходить на работу в лучшем костюме. И сам я ходил на работу в лучшем своем костюме, который у меня был. Так что все наши педагоги, инженер и архитектор ходили франтами».

Гардероб сотрудников УИС не отличается богатым разнообразием. Однако, находясь на службе, сотрудник всегда должен быть одет по форме. Странно, а иногда и смешно выглядят те, кто пытается совместить гражданскую одежду с форменной или соединить одежду из разных комплектов формы, скажем, сапоги и брюки, парадную и повседневную. Даже такая мелочь, как перчатки, шарф или носки, должны быть форменными.

Важно, чтобы все элементы одежды соответствовали фигуре и росту. Правильно подобранная форма красиво облегает тело, подчеркивает элегантность, скрывает недостатки фигуры. При ее подборе помнят, что рубашка лучше выглядит, и в ней удобнее себя чувствовать, если размер воротника на размер больше, а рукава впору или немного длиннее. Брюки смотрятся элегантнее, если плотно облегают талию и по длине слегка прикрывают туфли.

Одежда не просто должна быть подобранна по размеру, но и быть чистой, опрятной, отглаженной. Грязные канты, распоротые швы, застиранные рубашки, пятна на галстуке, мятые брюки производят отталкивающее впечатление. Следует также следить за тем, чтобы в наружных карманах не было торчащих блокнотов, записных книжек, очков, расчесок, ручек и других предметов. Все эти предметы носят во внутренних карманах.

Нашивки, звездочки, эмблемы на погонах, шевроны, кокарды размещаются в строгом соответствии с установленными правилами. Обувь всегда должна быть начищена, без сбитых каблуков, стоптанных задников, разлохмаченных шнурков.

Важно уметь носить форменную одежду. Элегантная форма в сочетании со строевой выправкой способствует поддержанию образцового внешнего вида, подтянутости, вызывает уважение у окружающих, служит примером для сослуживцев и осужденных, повышает уверенность сотрудника. Поэтому следует следить за своей осанкой, походкой, контролировать положение рук. Ходить нужно прямо, подтянуто, не сгибаясь, с достоинством. Руками принято не размахивать и без необходимости не жестикулировать. Их не держат напряженно вытянутыми по швам и не кладут в карманы.

Несколько слов следует сказать об украшениях. Булавки для галстука, заколки - предметы нужные, но чем они проще, тем лучше. Цепочки, перстни, кольца, массивные серьги, браслеты, кулоны и другие украшения на сотрудниках, носящих форменную одежду, смотрятся странно, несуразно, все это должно оставаться за пределами службы. Тонкое обручальное кольцо, скромные сережки для женщин - это тот небольшой набор украшений, который можно позволить на службе.

В понятие «внешнего вида сотрудника» входит не только умение заботиться о своем внешнем облике, но и соблюдение правил личной гигиены. Следить за чистотой тела следует как из медицинских, так и эстетических соображений.

Личная гигиена начинается с простых вещей, доступных каждому - это вода, мыло и зубная щетка. Никакие парфюмерия и косметика не устранят запах пота, табака, нечищеных зубов, не скроют грязь на руках или под ногтями. Лишь воспользовавшись мылом и зубной пастой, можно прибегать к кремам, одеколонам и дезодорантам. Ведь находиться рядом с неряшливым, нечистоплотным человеком неприятно.

Таким образом, культура внешнего вида - важная составляющая общей культуры поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы России.

3. Культура речи - составная часть культуры поведения

Культура речи - это своеобразная визитная карточка личности, которая точно указывает ее образовательный, социальный, культурный уровень. Речь говорящего дополняет внешний облик человека, раскрывает его внутренний духовный мир, нравственный, гражданский, профессиональный потенциал. От культуры речи во многом зависит результативность контактов между людьми, эффективность выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей, авторитет органов и учреждений, исполняющих наказания, в глазах граждан.

Под культурой речи понимают владение нормами устного и письменного литературного языка в различных ситуациях речевого общения. Нормы литературного языка - это сложившееся употребление языковых средств: звуков, словесных конструкций, ударения, правил произношения, интонации и др. Культурная речь предполагает богатство словарного запаса, правильный отбор слов для точного изложения говорящим своих мыслей, уместность, логичность, разнообразие грамматических конструкций, отсутствие нелитературных выражений, доходчивость, доступность для тех, кому речь адресована, а также владение голосом.

Владение голосом - это умение управлять силой и чистотой его звучания, придавая ему выразительность, доходчивость, адекватность при достижении поставленных задач. Владение голосом предполагает передачу окружающим своих чувств, отношений, настроения, эмоций. Неслучайно А.С. Макаренко придавал огромное значение постановке и владению голосом. «Я сделался настоящим мастером, - писал он, - тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с пятнадцатью - двадцатью оттенками, когда научился давать двадцать нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно».

Звучность голоса, его высота, тембр, темп точно отражают состояние человека, его отношение к происходящему, несут сильный эмоциональный заряд, передаваемый окружающим. Звуковые характеристики голоса могут противоречить смысловым значениям сказанного, затрудняя восприятие и выполнение поставленных задач, или, наоборот, усиливать их, придавая им форму требований, не терпящую возражений.

Речь с плохой дикцией (отчетливостью произнесения), хрипотой плохо воспринимается, заставляет собеседника переспрашивать или не придавать ей должного значения. Быстрая, торопливая речь, с нечетким выговариванием слов, произношением через нос, «глотанием» окончаний создает впечатление о недостаточной подготовке сотрудника, поверхностном знании предмета разговора. Нередко такой человек становится объектом насмешек. Речь, произносимая на одной ноте (монотонная речь), ведет к потере интереса, усыпляет, делает собеседника равнодушным к предмету беседы. Высокий по звучанию голос вызывает раздражение. Как правило, он возникает в споре, при волнении и возбуждении.

При общении с осужденными сотруднику всегда следует помнить, что переходить на крик в изложении своих доводов недопустимо и недостойно для представителя государства. Ничего, кроме отвращения, кричащий человек не вызывает. Контроль над эмоциональным состоянием повышает не только культуру его речи, но и общую культуру, улучшает отношение других людей.

Владение голосом не дается с рождения. Этому умению можно научиться в процессе систематических тренировок, как в обычной речевой практике, так и на специальных занятиях, в основу которых положено освоение механизмов правильного дыхания. Такие методики широко применяются при подготовке актеров, педагогов, лекторов и должны быть взяты на вооружение сотрудниками УИС.

Русский язык — один из богатых и ярких языков мира. Умение правильно пользоваться его средствами - показатель высокой общей культуры, развитого мышления.

Для сотрудника УИС владение литературным языком, расширение словарного запаса имеет большое значение. Чем выше культура человека, тем большим словарным запасом он пользуется, тем точнее слова и выражения, употребляемые в общении, в изложении своих мыслей и чувств.

В речи важно следить за правильностью произношения слов, постановкой ударения. Например, многие сотрудники уголовно-исполнительной системы неверно делают ударение в таком ключевом слове профессионального языка, как осужденные, ставя его во втором слоге на букву - у. В то время как правила русского языка требуют употребления ударения в третьем слоге на букву - ё: осуждённые.

Культура речи предполагает употребление устоявшихся слов и выражений. Не следует злоупотреблять терминами, словами, заимствованными из иностранной лексики. К ним следует обращаться лишь тогда, когда без этого слова трудно или невозможно точно передать смысл обращения или объяснения. Русский язык имеет много синонимов и почти всегда можно найти подходящее по значению слово. Следует избегать употребления слов, имеющих двоякий смысл, а также слов, в значении которых не уверены. Правила их употребления можно узнать из справочников и толковых словарей русского языка.

Особо следует обратить внимание на слова-паразиты или слова-сорняки. Это отдельные слова, присказки, поговорки, пословицы, которые человек повторяет многократно в силу привычки, часто не контролируя их произношение. Они как бы вырываются сами, дополняя сказанное. Наиболее часто употребляются такие слова, как «значит», «ну», «так сказать», «ну вот», «понимаете» и др.

Слова-паразиты засоряют речь, делают ее грубой, перегруженной, замусоривают содержание. Зачастую слова-паразиты являются показателем словарного бессилия, недостаточного словарного запаса, неумения выразить свои мысли и чувства. «Понимаю, но сказать не могу».

Одним из направлений совершенствования речевой культуры сотрудников УИС является борьба с употреблением жаргонных слов и выражений. К сожалению, в бытовом языке, а нередко и на страницах газет и журналов, с экранов телевизоров и кинотеатров можно услышать слова и выражения, привнесенные из воровского жаргона. Несомненно, работник уголовно-исполнительной системы должен знать специфический язык уголовного мира. Это позволяет глубже понять взаимоотношения между осужденными, их ценностные ориентации, восприятие и отношение к администрации и многое другое, что в конечном итоге облегчает работу. Однако разговаривать этим языком непозволительно. Употребление даже таких, казалось бы, привычных и безобидных слов, как «темнить», «ксива», «дешевка», «мокрое дело», «засветить», «гонишь», «паленка» и др., признак культурного неблагополучия сотрудника.

В этой связи можно привести часто цитируемое высказывание А.П. Чехова, которое до сих пор не потеряло своей актуальности: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Позволим дополнить эту цитату: и речь.

Культура речи сотрудника УИС должна нести высокий нравственный смысл исправительного воздействия на личность осужденного. Употребление нецензурной брани, или так называемых матерных выражений, в речи сотрудника недопустимо. Неслучайно этика, рассматривая вопрос о соотношении цели и средств ее достижения, подводит к мысли о том, что никакая цель не может быть оправдана и теряет свой нравственный смысл, если она достигается безнравственными средствами. Нецензурная брань выхолащивает нравственную ценность общения, какими бы высокими мотивами и целями не руководствовался сотрудник. Не следует забывать, что она ведет к конфликтным ситуациям. Осужденные болезненно реагируют на нее, расценивая как грубое личностное оскорбление.

Культурная речь - это не только средство убеждения или воспитания, но и проявление уважения к собеседнику. Спокойный ровный тон, отсутствие высокомерности, грубых обращений, самообладание, тактичность, внимательность, умение выслушать - непременные условия подлинной культуры речи. В то время как запальчивый тон и повышенный голос даже человека, прекрасно владеющего языком, делают его некультурным, неприятным в общении. Итак, культура речи - важнейшая составная часть культуры поведения сотрудника УИС.

4. Служебные взаимоотношения как элемент  культуры поведения

Служебные взаимоотношения - важный и неотъемлемый элемент профессиональной деятельности работников уголовно-исполнительной системы. В силу специфики решаемых задач сотрудники УИС много времени проводят на службе, и от того, насколько гармонично складываются отношения с окружающими, насколько они удовлетворены служебными взаимоотношениями, зависит атмосфера в коллективе, отношение к порученному делу и результативность работы в целом.

Если    в    учреждении    здоровый    микроклимат,    внимательное, доброжелательное отношение друг к другу, то в такой обстановке работается легко и свободно. Сотрудники с удовольствием идут на службу, ждут встречи с коллегами, им труд в радость. Нередко более выгодные  материальные  предложения,   связанные  со  сменой  места службы, не принимаются, так как сотрудники не хотят уходить из коллектива,   в  котором  сложилась  теплая  товарищеская  атмосфера. Социологический    опрос,    проведенный    среди    работников    УИС, изъявивших  желание  сменить  место  работы,   показал,   что  главная причина такого решения - неудовлетворенность взаимоотношениями в коллективе и с начальником. Второе место занимают тяжелые условия служебной   деятельности,   высокие   физические,   психологические   и эмоциональные нагрузки, неупорядоченность рабочего времени и др. Лишь  на  третьем  месте  находятся  причины  материально-бытового характера.     Неудовлетворенность    взаимоотношениями    на    службе отражается в семье, в отношениях с близкими и друзьями, влияет на все прочие    связи    с    окружающими.    Вот    почему    вопрос    культуры взаимоотношений в служебном коллективе не должен рассматриваться как второстепенный или малозначимый.

В самом общем виде все ситуации служебных взаимоотношений можно подразделить на три уровня. Это взаимоотношение с руководством, с коллегами, равными по служебному положению, и с подчиненными, в том числе и с осужденными. Для каждого уровня существуют как общие, так и специфичные правила отношений, запреты, разрешения, рекомендации на использование способов обращения друг к другу и форм поведения.

Культура служебных взаимоотношений начинается с приветствия. В соответствии с общими правилами этикета первым приветствует тот, кто первым увидел партнера. Это правило предполагает, что первым должен заметить мужчина - женщину, люди младшего возраста - старших, запаздывающий - ожидающего, входящий - присутствующих. В условиях служебной субординации, несмотря на приоритет женщины и человека старшего возраста, предпочтение отдается начальнику,   человеку,   выполняющему   более   сложную   социальную функцию.    Принято,    что    первым    здоровается    подчиненный    с начальником, младший по званию со старшим по званию.

Приветствия могут иметь различную речевую конструкцию. Нейтральное «Здравия желаю», «Здравствуйте» с приставкой «товарищ» без указания специального звания и имени отчества или с их указанием, дружескую - «Приветствую Вас», если подчиненный находится в приятельских отношениях с начальником. Употребление слова «господин» у людей, носящих погоны, пока не прижилось. На официальных мероприятиях, собраниях, совещаниях, рапортах и т.д. принято обращаться только на «Вы», по специальному званию и фамилии.

Приветствие может сопровождаться легким наклоном тела и головы вперед, свидетельствующим об уважении к человеку. Глубоких поклонов, щелканья каблуками, тем более жевания или приветствия с сигаретой во рту следует избегать. В официальных случаях применяется воинское приветствие. Рукопожатие с начальником не обязательно. Инициатива рукопожатия исходит от старшего по положению, подчиненный не должен первым протягивать руку.

Уважительное отношение к начальнику проявляется в сложившихся формах поведения. С ним не только здороваются первым, но и уступают дорогу в коридоре, на улице и т.д., спрашивают разрешения пройти, обойти или обогнать. При входе в помещение его пропускают вперед, открывают и придерживают дверь. Если начальник вошел в служебное помещение, подчиненные встают, ожидая разрешения сесть. В неслужебной обстановке предлагают наиболее удобное место, оказывают иные знаки внимания.

В кабинет начальника не принято входить без стука в дверь. Представляются ему в том случае, если подчиненного он не знает. Войдя в кабинет, ждут приглашения сесть. Инициатива начала разговора принадлежит начальнику. В случае, когда начальник встает, подчиненный тоже должен встать. Нередко такой жест означает завершение разговора. Если в кабинет зашел сотрудник, занимающий более высокое служебное положение, то присутствие подчиненного может быть неуместным. В такой ситуации спрашивается разрешение прийти в другой раз. Всегда следует помнить, что культурный человек уходит за минуту до того, как станет ненужным.

Сложившиеся требования к культуре поведения в коллективе предполагают взаимное выполнение правил как со стороны начальника, так и подчиненного. Taк, если, приходя в кабинет начальника, подчиненный не должен садиться без разрешения, то и начальник не должен встречать подчиненного сидя. Запрет на курение подчиненным без разрешения предусматривает, что и начальник не должен этого делать, предварительно не осведомившись, не мешает ли окружающим дым сигарет. Сама жизнь показала, что культура взаимоотношений - это не просто церемониал, а один из важнейших способов гармонизации человеческих отношений. Находясь в служебном коллективе, важно создать такую атмосферу, в которой общение друг с другом вызывало бы удовлетворение, было взаимно приятным. Начинайте свой рабочий день с приветствия коллег. «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Рад Вас видеть» - волшебные слова, с которых устанавливаются полноценные контакты, создается рабочая обстановка. В приветствии важен эмоциональный настрой, внутренняя потребность человека выразить свое внимание, интерес к собеседнику. Некоторые сотрудники считают, что специальная форма одежды предполагает определенную суровость и строгость в отношениях. Это неверно, ведь дружественность и комфортная обстановка не рождаются из жесткости. Доброжелательная приветливая улыбка и форменная одежда вполне совместимы.

Обратившись к сослуживцу с каким-либо вопросом и не получив на него положительного решения, не следует делать скоропалительных выводов. В любых ситуациях следует контролировать эмоции и не давать выход чувствам.

В служебном коллективе, обсуждая те или иные вопросы учреждения, нередко высказываются противоположные точки зрения, происходит спор. В такой ситуации важно услышать позицию другой стороны, понять ее смысл, правоту или ошибочность аргументов. По утверждению психологов, спорящие люди часто не слышат того, что им говорят, так как, подготовив аргумент, думают только о нем, ожидая своей очереди высказаться. Внимательно слушая собеседника, следует не торопиться вступать в спор, а постараться понять, о чем идет речь. Ведь часто предмет спора просто отсутствует.

Неправильным поведением в обсуждении служебных вопросов является грубое прерывание коллег, аргументирование этого тем, что они не знают ситуацию или не обладают достаточным опытом. Следует быть самокритичнее, постараться поставить под сомнение собственный опыт, отбросить личные антипатии и предвзятость, если они есть. Обсуждая проблему, проявляйте тактичность, избегайте категоричных суждений и высказываний, которые могут задеть, унизить или оскорбить собеседника. Дав высказаться, попробуйте понять, в чем ошибка оппонента или его сильные стороны. В случае изменения вашей точки зрения умейте признать свою неправоту.

Культура взаимоотношения с подчиненными, к которым можно отнести сослуживцев и осужденных, имеет свою специфику. Прежде всего, это выбор начальником правильного тона общения, большая деликатность и тактичность, более бережное отношение к личности собеседника. Ведь подчиненный или осужденный не сможет ответить на грубость, некорректность или злую шутку. Нельзя забывать, что содержанием      деятельности      начальника      является      не      только управленческий, но и воспитательный аспект. Он проводник воли государства в области политики, права, идеологии, культуры. Его призывы, обращения будут иметь отклик только тогда, когда подчиненные увидят, что они не расходятся с делом, конкретными поступками, когда нравственный и культурный уровень руководителя соответствует декларируемым им ценностям.

Некоторые начальники, стремясь показать свое расположение во взаимоотношениях с коллегами, обращаются на «Ты». Такое обращение может быть понято и принято далеко не всеми. Нередко подчиненные рассматривают такую форму как принижение своего служебного статуса или значимости собственной личности. Обращение на «Ты» предполагает некоторую близость, которая в условиях служебной субординации не всегда нужна. К тому же оно дает подчиненному право обратиться к начальнику в такой же форме.

При обращении к осужденным не следует допускать фамильярности и панибратства, недопустимо употребление прозвищ, кличек и т.д. Устоявшееся обращение «гражданин», как никакое другое, имеет глубокий правовой и этический смысл, создает необходимую нравственно-правовую дистанцию и официальность обращения. Унизительно смотрятся попытки подозвать к себе кого-либо криком «Эй», свистом, грубым окриком, пальцем, взмахом руки.

Во     взаимоотношениях     с     подчиненными     и     осужденными необходимо   выбрать   такой   тон   разговора,   чтобы   не   ущемить   их достоинство.    Особо   следует   обратить   внимание   на   содержание высказываний при обсуждении недостатков или просчетов. Обращаясь к критике,    нужно    избегать    грубых   слов,    оценок,    затрагивающих физические   недостатки   собеседника,   особенности   его   внешности, эстетические предпочтения. Недопустимо иронизировать, смеяться над недочетами, высказывать несправедливые замечания и суждения. Не следует  превращать  обсуждение  недоработок  в  разнос,   особенно  в присутствии   других   сотрудников   или   осужденных.   О   некоторых недостатках уместнее говорить наедине. В возможных конфликтных ситуациях с осужденными нельзя доходить до пререканий, споров и оскорблений.  Следует  в  убедительной  форме  твердо  и  решительно изложить      свои      требования      со      ссылкой      на      действующее законодательство, приказы и инструкции. Соблюдение правил культуры во взаимоотношении с осужденными не является проявлением слабости духа, наоборот, это показатель силы личности, ее уверенности в себе, веры в свои возможности.

Сотрудник, придя на службу, должен помнить, о чем нельзя говорить с осужденным. К таким темам относится обсуждение проблем учреждения, не подлежащих огласке. Недопустима критика сотрудников, высказывание недовольства в адрес руководства,  начальника. Не следует без необходимости упрекать осужденных преступным     прошлым,     заострять     внимание     на     переживаемых проступках, а также заискивать, соглашаться с их точкой зрения, добиваясь расположения к себе.

Недопустимо, когда начальник приказывает подчиненному или осужденному сходить за сигаретами, вычистить или постирать свою одежду, выполнить какую-либо работу по дому и т.д.

Важным элементом культуры служебных взаимоотношений является этика наказания. Любое наказание (замечание, выговор, лишение или ограничение определенных прав, водворение в штрафной изолятор и т.д.) должно быть справедливым. Оно должно применяться лишь к тем лицам, которые действительно виноваты, учитывать тяжесть проступка и его последствия, степень осознания своей вины. При выборе формы наказания нельзя руководствоваться чувством личной обиды, мести или неприязни. Наказывая даже за самый тяжелый проступок, не следует выходить за рамки дозволенного. Если наказание уже отбыто, не следует о нем вспоминать вторично, а сам факт не должен рассматриваться как препятствие для конструктивных служебных отношений в дальнейшем.

Как отмечал А.С. Макаренко, «наложенное наказание должно всегда разрешать конфликт до конца, без всяких остатков. Уже через час после наложения взыскания нужно быть с воспитанником в нормальных отношениях. Основной принцип, который должен определять всю систему наказаний: как можно больше уважения к человеку, как можно больше требований к нему».

Еще раз подчеркнем, овладение и соблюдение правил служебной этики во взаимоотношениях с коллегами, осужденными является важным требованием к культуре поведения сотрудника, показателем его внутренней культуры, нравственной воспитанности.

5. Особенности поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы в общественных местах

К культуре поведения сотрудника УИС в общественных местах не предъявляется каких-либо особых требований, отличных от норм и правил, принятых для культурного человека вообще. В ней лишь можно выделить некоторые специфические тонкости, связанные с ношением форменной одежды. На протяжении веков в общественном сознании граждан формировалось мнение, что человек в форме, не важно офицер или рядовой и к какой профессиональной системе принадлежит, - это не только покровитель и защитник слабых, но и носитель лучших человеческих качеств и добродетелей. Подтянутость, стройность, элегантность, воспитанность, мужество - далеко не полный перечень достоинств, которыми наделяют служивого человека. Окружающие предъявляют   к  ним  более   высокие  требования,   ожидают   образцов правильного поведения. Несоответствие этим ожиданиям вызывает справедливое недоумение, нередко сопровождается переносом критики на остальных людей в форме. Вот почему соблюдение этих правил крайне необходимо.

Выходя из дома на службу, следует перед зеркалом проверить свой внешний вид, прическу, головной убор, чистоту обуви, наличие носового платка, чистоту ногтей и др., при необходимости надо привести их в порядок. На улице и в иных общественных местах заниматься устранением огрех неприлично.

При движении по тротуару принято придерживаться правой стороны, заботясь о том, чтобы не мешать пешеходам и транспорту. Группой по нескольку человек в шеренгу можно идти лишь там, где позволяет ширина улицы, если это не мешает остальным прохожим. При отсутствии такой возможности, идут по двое. Если кому-либо из участников движения придется идти одному, позади всех, то им должен быть младший по положению или возрасту. Когда сотрудников двое, почетное место справа. Левое место занимает подчиненный или младший по возрасту. При встрече знакомых и необходимости поговорить, не останавливаются на тротуаре, а отходят для беседы в сторону.

Двигаясь по улице, следует вести себя так, чтобы как можно меньше привлекать внимание окружающих. Особенно важно контролировать поведение, когда сотрудники передвигаются группой и могут быть увлечены общением. Не следует кричать, насвистывать, громко смеяться, спорить, делать разговор достоянием окружающих граждан. Лучше если диалог будет слышать только собеседник.

Правила этикета предполагают, чтобы мужчина, сопровождая женщину, шел слева от нее. Однако для сотрудников в форме есть исключение. Для того чтобы отдавать воинское приветствие встречным коллегам и не задевать локтем спутницу, правая рука должна быть свободной. Поэтому женщине удобнее держаться слева от мужчины в форме.

Сотрудник УИС во всех ситуациях должен оставаться достойным представителем своей профессиональной системы, сохранять честь и достоинство мундира даже в таких мелочах, как переход улицы. Не воспитанно смотрится человек в форме, пытающийся в целях экономии времени перебежать дорогу в не установленном месте.

Сотруднику в форменной одежде правильнее отказаться от крупных громоздких покупок, отложив их приобретение на время, свободное от службы. Сумки, пакеты, свертки не украшают форму, делают внешний вид сотрудника УИС непривлекательным.

Следует избегать есть на ходу мороженое, пирожки, бутерброды, щелкать семечки, орехи и др. Лучше потерпеть до дома. Совершенно недопустимо употребление любых спиртных напитков, включая пиво. Отталкивающее впечатление производит сотрудник, сплевывающий под ноги, громко зевающий, сморкающийся, выбрасывающий пустые пачки от сигарет, обертки, окурки и т.д. прямо на тротуар.

Особо следует сказать о курении. Эта привычка прочно вошла в быт. И если в некоторых странах Европы и Америки количество курильщиков неуклонно снижается, и все больше граждан выбирают здоровый образ жизни, то в нашей стране, к сожалению, пристрастие к табаку остается достаточно стабильным. Поэтому представляется важным напомнить о некоторых правилах употребления табачных изделий, тем более что они нашли отражение в последних законодательных инициативах государства. Эти правила запрещают курение в общественных местах, количество которых значительно расширилось. В число таких мест не вошла лишь улица. Однако улица тоже общественное место, на которой действуют правила этикета. Курение на улицах, особенно в оживленных местах, в местах массового отдыха, на тротуарах в часы «пик» и др. может создать неудобство для окружающих. Никому не понравится, если курящий по неосторожности заденет проходящего зажженной сигаретой, осыплет пеплом или обдаст клубом дыма. Курение на улице допустимо лишь в укромных или не оживленных местах, там, где это не создает неудобств остальным прохожим. Для служащих в форменной одежде курение при движении по улице - это нарушение правил этикета. И то, что прощается другим или остается незамеченным, не прощается человеку в форме.

Таким образом, культура поведения сотрудника УИС должна соответствовать лучшим образцам и самым высоким стандартам поведения.

В заключение необходимо отметить, что культура поведения сотрудника УИС - это мера развития его личности. Она характеризует не просто объем усвоенных им знаний о том, как надо себя вести, сколько нравственный способ их реализации. Именно поэтому в культуре поведения преломляется внутренняя сущность человека, неотделимая от его мировоззрения, идеалов, ценностных ориентиров, стиля мышления, интеллекта, широты и глубины знаний.

Повышение уровня культуры поведения сотрудников представляет собой комплексную проблему. Она требует приведения в гармоническое соответствие всех сфер воспитания личности, в том числе активизации внутренних побуждений человека в работе над собой.

6. Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности

Телефонный разговор

 Разговор по телефону является неотъемлемой частью профессиональной деятельности, поэтому важно знать основные правила общения по телефону. Правила делового этикета требуют общения только по рабочему телефону. Однако возможны ситуации, когда сотрудник звонит клиенту на дом. Если Вы звоните клиенту домой, правила современного этикета рекомендуют не звонить рано утром (до 10 часов) или поздно вечером (после 22 часов), если это не было оговорено с вашим абонентом заранее. Общение по телефону начинается с ожидания ответа на вызов абонента. Ожидать ответа на вызов необходимо в продолжение 5-7 гудков.

Разговор всегда следует начинать с приветствия и представления, причем сотрудник не просто называет свою фамилию, имя (имя, отчество), но и организацию, которую он представляет.

Этикет рекомендует соблюдать определенные временные рамки телефонного разговора - не больше 5 минут (исходя из того, что более обширная информация требует очной встречи). По телефону обычно обсуждаются (уточняются) место и время встречи, какие-то изменения, можно дать (по­лучить) краткие ответы на вопросы, заданные заранее. Определяя длитель­ность разговора, необходимо ориентироваться по ситуации - неловко ком­кать разговор, если клиент что-то не понял, не расслышал, попросил повто­рить или объяснить. Соблюдение обычных форм речевого этикета обязатель­но и при телефонном разговоре.

Первым заканчивает разговор по телефону тот, кто позвонил. Если связь прерывается, то перезванивает тоже тот, кто позвонил.

Если же Вам позвонил клиент, а Вы в это время заняты срочной рабо­той, нужно извиниться и попросить подождать на линии.

Внешний вид делового мужчины

Современные пособия по культуре внешности рекомендуют:

·       Повседневный костюм, тщательно отглаженный, дополненный све­жей сорочкой (только с длинным рукавом) и красивым галстуком, длина ко­торого - до середины пряжки ремня.

·       На официальные и праздничные мероприятия рекомендуется наде­вать белую сорочку. Галстук - любой неяркой расцветки. Галстуки - бабочки приняты только в официальных случаях. Однотонный черный галстук (если он не форменный) надевают только в случае траура.

·       В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут (кроме нижней пуговицы). Расстегнуть его можно только за столом или в зрительном зале.

·       Из ювелирных украшений допустимо тонкое обручальное кольцо. Массивные перстни и цепи снижают статус делового человека.

·       Расческу, карандаш, ручку, носовой платок кладут во внутренние карманы пиджака. В наружный - только носовой платок из комплекта с галстуком. Кстати, лучше иметь два носовых платка: один - в кармане брюк (для использования по назначению), второй, безукоризненно чистый, - во внутреннем   кармане   пиджака(для   непредвиденных   ситуаций:   протереть стекла очков, вынуть соринку из глаза, предложить даме и т.п.).

·       К деловому костюму не подходят ботинки на толстой подошве, спортивная обувь и сандалии.

·       Лакированная обувь надевается только к смокингу или фраку.

·       Цвет носков в любом случае должен быть темнее, чем костюм, представляя собой переход от цвета костюма к цвету обуви.

·       Выбор одно- или двубортного пиджака зависит от роста. Невысоко­му человеку больше подойдет однобортный пиджак, он делает его зрительно выше. Двубортный пиджак делает более пропорциональной фигуру высокого человека.

·       Ношение дымчатых очков понижает имидж делового человека, в то время как обычные очки в хорошей оправе - повышают.

Внешний вид деловой женщины

Деловая женщина также должна помнить о некоторых правилах.

·       Наиболее способствует успеху деловой женщины деловой костюм: юбка с пиджаком, жакетом, блузкой. Сегодня все более популярным становится брючный костюм.

·       Платья допустимы только в жаркую погоду, причем однотонные и с закрытыми плечами.

·       Не надевайте на работу одежды, подчеркивающей сексуальность (мини - юбки, просвечивающие блузки, глубокий вырез, открытые плечи, обтя­гивающие свитера, ажурные чулки и т.п.).

·       Необходимо избегать экстравагантности в одежде, исключить ношение одежды свободного, спортивного, вечернего стиля (джинсы, шорты...).

·       Имидж бизнес-леди диктует ей избегать слишком блестящих и ярких, звенящих и низкокачественных украшений. Умеренность и вкус необхо­димы в подборе украшений, бижутерии и аксессуаров.

·       В любую погоду женщина на работе должна быть в колготках или чулках.

·       Макияж и маникюр являются обязательными, однако сдержанными.

·       Волосы должны быть чистыми, аккуратно подстриженными. Длин­ные волосы должны быть убраны в прическу.

·       Рекомендуется обувь: закрытые туфли на низком или среднем каблуке, гармонирующие по цвету с остальными элементами гардероба.

«Язык запахов»

Составной частью человеческой культуры является культура запахов. «Язык запахов» известен с незапамятных времен. Восприятие запахов оказывает определенное влияние на формирование целостного образа партнера по общению, на оценку его общей культуры. Не случайно Петр I в одном из своих Указов писал: «Замечено, что жены и девицы, на Ассамблеях являю­щиеся не зная политесу и правил одежды иностранной, яко кикиморы одеты бывают. Одев робы и фижмы из атласу белого на грязное исподнее, потеют гораздо, отчего зело гнусный запах распространяется, приводя в смятение гостей иностранных. УКАЗУЮ: впредь перед Ассамблеей мыться в бане с мылом со тщанием и не только за чистотой верхней робы, но и за исподним тоже следить усердно, дабы гнусным видом своим не позорить жен россий­ских». Проблема запахов актуальна для России и сегодня, несмотря на ак­тивную рекламу многочисленных дезодорантов и антиперспирантов. «Куль­тура запахов» пока остается на низком уровне.

Несколько самых общих советов

·       Садясь в автомобиль, мужчина пропускает даму вперед. При выходе мужчина выходит первым и помогает даме выйти, предложив ей руку. То же самое и в лифте.

·       Не шутите колко по адресу другого, не высмеивайте манеры других. Если в обществе кто-то чихает, оставьте это без внимания.

·       Не высказывайте нерасположения к скучным или очень надоедливым людям, не выказывайте раздражения или огорчения.

·       Если на приеме или в гостях состоятся танцы, мужчина должен пригласить к танцу хозяйку, а также ее дочерей.

·       В кино, войдя в зал, не забудьте снять шапку или шляпу. Мужчина должен снять головной убор в фойе.

·       По лестнице мужчина всегда идет на 1 - 2 ступени ниже женщины: вверх по лестнице - позади нее, вниз по лестнице - впереди нее.

·       Совершая поездки, обратите внимание на свою одежду. Не носите пижаму, халат и домашние туфли нигде, кроме спальни и ванной комнаты.

·       Не забывайте, что в некоторых странах запрещено фотографирование из окна поезда, парохода или самолета.

·       В поезде не загораживайте окна вагона без необходимости, т.к. ваши спутники, возможно, также желают с кем-нибудь проститься. В купе не открывайте окно, не спросив предварительно согласия других пассажиров.

·       Старайтесь держать руки в покое, не теребите галстук, пуговицы, рукав партнера.

·       Женщине не следует «играть» своим кольцом, ожерельем, замочком сумочки, накручивать на палец прядь волос.

·       В обществе не подобает почесываться, в том числе ерошить волосы на затылке, стараясь сосредоточиться.

·       Не «стреляйте» суставами пальцев, не щелкайте ими.

·       Не показывайте пальцем на что-либо, кого-либо, особенно человека.

·       Не разрезайте страницы журнала или книги расческой.   

·       Не смачивайте палец слюной, листая страницы.                      

·       Не используйте ноготь пальца в качестве зубочистки.

·       В общественном транспорте не следует громко разговаривать о своих делах.

Этикетные модели общения - безусловное приобретение человеческой культуры. Понятно, что сугубо формальное соблюдение человеком этикетных или протокольных норм в общении не гарантирует нравственной зрело­сти этого человека. Тем не менее, его компетентность в сфере общения, вы­бор адекватной манеры поведения в различных ситуациях помогут достичь успеха в любой сфере межличностного, группового и массового общения.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!