Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Глава 1. Этика как наука и явление духовной жизни
1. Этика, мораль, нравственность: истоки и смысл
Профессиональная этика — прикладная отрасль философской науки этики. Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад в античной Греции. В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), который поместил ее между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Подчеркивая специфичность этики, Аристотель отмечал, что она базируется на учении о душе человека, но служит при этом интересам государства, поскольку целью этики является формирование добродетельного гражданина. В системе Аристотеля нашли выражение многие «вечные вопросы» этики: о благе, о смысле жизни, о природе и источнике морали, о свободе воли и основах нравственного поступка, о добре и зле.
Происхождение понятий «этика», «мораль», «нравственность»
Термин «этика» — древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова «этос», означавшего в далекие времена «привычное местопребывание» (человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо). В этом значении слово употреблялось еще Гомером. Намного позднее оно приобрело новый смысл. Слово «этос» стало обозначать привычки, обычаи, нравы людей. Вместе с новым значением слово «этос» приобретает нормативный оттенок, обозначая такую устойчивую природу явления, которая выступает в качестве образца.
Аристотель, отталкиваясь от слова «этос» в значении — характер, внутренняя природа, нрав, образовал прилагательное «этический». Им он обозначил особый класс качеств, относящихся к характеру человека, описывающих его совершенное состояние — этические добродетели. Этические добродетели (мужество, умеренность, щедрость и др.) отличаются как от природных свойств человека, аффектов, так и от качеств его ума. Уже от прилагательного «этический» Аристотель пришел к существительному «этика», являющемуся, с одной стороны, обобщением соответствующего класса добродетелей, а с другой — обозначением той области знаний, которая изучает человеческие добродетели.
Термин «мораль» — и по содержанию и по истории возникновения — латинский аналог термина «этика». В латинском языке есть слово «mos» (множественное число — «mores»), соответствующее древнегреческому этосу и обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения латинского языка и с прямой ссылкой на опыт Аристотеля образовал прилагательное «моральный» (moralis) для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV в., появляется слово «мораль» (moralitas) в качестве собирательной характеристики моральных проявлений. То есть фактически, мораль есть прямой аналог этики.
В русском языке есть самобытный термин «нравственность», являющийся в целом эквивалентом греческого слова «этика» и латинского слова «мораль». Насколько можно судить, он повторяет их историю. В русском словаре 1704 г. (словарь Поликарпова) есть слово «нрав», но нет еще слов «нравственный» и «нравственность». В словаре 1780 г. (словарь Нордстета) есть уже слово «нравственный», но нет слова «нравственность». И только в словаре 1793 г. (академический словарь) в добавление к двум вышеназванным появляется слово «нравственность». Интересно заметить: немецкий термин, обозначающий нравственность, также воспроизводит историю и логику своих иноязычных и более древних эквивалентов. Согласно толковому словарю Гримм, в XIII в. существовало слово «нрав», в XIV в. появляется слово «нравственный» и только в XVI в. возникает существительное «нравственность», обобщающее определенную реальность внутренней жизни человека и его отношений с другими людьми.
Таким образом, термины «этика», «мораль», «нравственность» приблизительно однотипны по своему этимологическому содержанию и истории возникновения. В ходе историко-культурного развития термины «этика» и «мораль» наполняются различным содержанием. Этика обозначает науку, а мораль (нравственность) — реальное явление, которое этой наукой изучается. Сформулируем определения этики, морали и нравственности.
Этика — это философская наука, объектом изучения которой является мораль: ее сущность, происхождение, функционирование, а также проблемы нравственности в обществе.
Мораль — это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил, норм, которыми люди руководствуются в своем поведении.
Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни — в труде и в быту, в политике и науке, в семье и общественных местах.
В этической науке существуют разные точки зрения, как отличающие мораль от нравственности, так и отождествляющие эти понятия, но подавляющее большинство современных исследователей признают их тождественность. Таким образом, нравственность — понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина «мораль»), происходящее от слова «нрав».
Нормативный характер этики, выражающийся в формулировании норм поведения и создании идеальных образцов нравственных отношений, обусловливает ее ценность, специфику и особое место в системе научного знания.
Вся традиция этики связана с выяснением того, что является должным для человека, то есть соответствует объективным законам человеческого бытия, которые реально существуют.
Кант в предисловии к «Критике практического разума» предложил замечательный образ, сопоставив величие и незыблемость морального закона внутри нас и звездного неба над головой:
Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
Действительно, и то, и другое свидетельствует об эфемерности человеческого бытия, в том числе всех человеческих учреждений, по сравнению с космическими и моральными законами и вместе с тем о способности человеческого разума постигать их и восхищаться ими. Вот почему осмысление начал этики, рефлексия над природой морального закона, укорененного в человеческом бытии (как части мироздания), столь важны в становлении свободного человека.
Пожалуй, ни один нормальный человек не стремится совершать зло ради самого зла. Обычно каждый добивается получения некоего блага, которое в действительности может оказаться фиктивным (искаженным добром), и попытки его достижения могут привести к дурным последствиям. Даже отказ (как сознательная жертва) от некоторого очевидного блага, приносящего непосредственную выгоду, означает лишь предпочтение более высокого духовного блага корыстному интересу как менее значимому благу. Задача этики вовсе не в том, чтобы обосновать превосходство добра над злом, блага над отсутствием блага. Это превосходство очевидно всем, кроме убежденных нигилистов и критиканов. Ее задача состоит в том, чтобы помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага. Мораль человека предполагает его способность к оценкам, то есть умение различать добро и зло в соответствии с их истинной ценностью. Тем самым мораль благотворно влияет на поведение конкретного человека и нравы общества в целом.
Краткая характеристика этических учений.
С чего начинается этика? С постановки «детского» вопроса — что такое хорошо и что такое плохо? Глубокий историзм этого вопроса и архаичность первых ответов на него подтверждаются тем, что он присутствует в мифах, сагах, легендах, сказаниях, былинах. Именно в них находит свое отражение человеческая способность отделять плохое от хорошего, давать оценку добру и злу, судить и прощать.
Так, в древнеиндийской этике было выделено десять качеств, общепризнанных как «хорошие»: постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знание Вед, справедливость и негневливость.
На другой этический вопрос — как надо жить, чтобы жить нравственно? — был дан спектр разных ответов. И почти каждый из них — это жизнь, прожитая в соответствии с проповедуемым учением.
Моисей (XIII в. до н. э., Ближний Восток):
• почитай отца своего и мать свою;
• не убивай;
• не прелюбодействуй;
• не кради;
• не произноси на другого ложного свидетельства;
• не желай дома ближнего твоего, ни жены его, ни раба его... ничего, что у ближнего твоего.
Кодекс самурайской этики предполагал: 1) самоконтроль и самообладание; 2) верность государю, начальнику, учителю; 3) мудрость, то есть знание того, что такое добро и что такое зло, умение различать их; 4) справедливость — готовность защищать добро и противостоять злу; 5) человеколюбие и почтительность; 6) мужество, включающее в себя такие качества, как храбрость, отвага, стойкость; 7) соблюдение чести рода и личного достоинства — внутреннего нравственного стержня; 8) правдивость. Ложь для воина-самурая равносильна бесчестью и трусости. Ложь — качество людей неблагодарных, трусливых и глупых. Слово же самурая должно быть сильнее и тверже любых письменных договоров или обязательств. Даже малое отступление от этих правил влекло за собой нравственное самоосуждение самурая. Единственным способом восстановления чести и достоинства было демонстративное презрение смерти — самоубийство (харакири).
В средневековой Европе также существовали рыцарские кодексы, которые формировали нравственное самосознание воинов.
Отметим, что такой вопрос этики: «А зачем мне быть нравственным?» — один из самых трудных вопросов для любой этической системы. Тем не менее, без ответа на него не может быть этики, в том числе и профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел. Ибо любая теория морали должна, прежде всего, доказать привлекательность добра, заинтересовать людей и увлечь их за собой.
Античная этика (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, стоики, эпикурейцы, софисты) строилась на нескольких фундаментальных утверждениях:
- Все люди стремятся к счастью.
- Счастье есть отсутствие страданий и безмятежное состояние души.
- Хорошие, добрые поступки доставляют удовольствие тому, кто их совершает, а дурные — нарушают его душевный покой и приводят к страданию.
- Быть счастливым — значит быть нравственным. Все люди стремятся к счастью, то есть к нравственному образу жизни.
Средневековая этическая мысль (Августин Блаженный, Фома Аквинский) полностью определялась универсально-религиозным сознанием. Бог понимался как создатель, источник и гарант нравственного закона. Поведение людей в основном мотивировалось страхом перед возможным наказанием за дурной поступок и надеждой на воздаяние за праведные деяния. Вопрос об оправдании морали переводился в другую плоскость, а именно: «Бог существует, следовательно, я должен быть нравственным, ибо Он этого требует».
В Новое время наиболее последовательно ответил на вопрос: «Зачем я должен быть нравственным?» — Кант, создавший знаменитую этику долга. Суть ее состоит в том, что единственным мотивом нравственного поступка может быть только долг. Все остальные мотивы — получение удовольствия от содеянного добра, страх перед Божественным наказанием, надежда на загробное воздаяние и т.д. — объявляются Кантом несущественными. Моральный закон существует столь же объективно, независимо от нас, как и звездное небо над нами. Этот объективный закон морали был Кантом назван категорическим императивом (повелением). Нарушение категорического императива рассматривалось Кантом как нарушение фундаментального закона природы.
Известны две формулировки категорического императива:
1) Поступай так, чтобы твое поведение, твой поступок мог стать законом для всех, образцом для подражания.
Что из этого следует? Каждый наш поступок расширяет или сужает горизонт нравственности, поскольку оказывает воздействие на окружающих. Допустим, если кто-то груб, значит, грубость позволена, следовательно, другой человек тоже может себе позволить быть грубым. И наоборот, если в мире, пронизанном злобой, агрессивностью, недоверием, один человек совершает милосердный поступок, то «след» от этого поступка может протянуться столь далеко, что повлияет на нравы целого поколения.
2) Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
Эта формулировка категорического императива была целиком направлена против общества «всеобщего потребления», поскольку главным предметом потребления, товаром, вещью оказался человек. Один человек, используя другого как средство, тем самым потребляет его, унижает до уровня предмета. Более того, он и самого себя точно так же унижает, так как не ценит человеческое в человеке.
Происхождение морали
Очевидно, что понятие морали необходимо включает в себя вопрос о ее происхождении. Множественность ответов на него в основном определяется тем, что понимается под словом «мораль». Из многообразия теорий происхождения морали мы выберем три: эволюционно-генетическую, религиозно-богословскую и социально-историческую.
Эволюционно-генетическая теория. Суть теории заключается в понимании морали как инстинкта, унаследованного от животных предков. Разногласия ученых сводятся к такому вопросу: продолжением какого именно инстинкта является мораль — борьбы за существование (выживание) или взаимопомощи?
Идеологом эволюционно-генетической концепции является великий естествоиспытатель Ч. Дарвин. Главная идея его книги «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) состоит в признании естественного отбора на уровне отдельных особей. Живая природа устроена так, что благодаря такому отбору выживают сильнейшие или наиболее приспособленные. Последователи дарвинизма распространили действие естественного отбора на человеческое общество. Следовал вывод о врожденной агрессивности homo sapiens и оправданности эгоизма.
Между тем у Дарвина есть и другой серьезный труд — «Происхождение человека и половой отбор», где автор пытался показать роль группового отбора на социально значимые инстинкты. Он писал: «Мы видим, что чувства и впечатления, различные ощущения и способности, такие, как любовь, память, внимание, любопытство, подражание, рассудок и т.д., которыми гордится человек, могут быть найдены в зачатке или в хорошо развитом состоянии у низших животных. ...Выживать должны были те стада, которые имели наибольшее число сочувствующих друг другу членов». Следовательно, человек, как ближайший наследник стадных животных, по своей природе — коллективист и альтруист.
Одним из логических последствий биологизации духовно-нравственной сферы человеческого существования стал (в XX в.) поиск генов, «ответственных» за развитие альтруизма или эгоизма. Развилось даже отдельное направление, получившее название евгеники, которое ставило целью улучшение, облагораживание человека путем селекции ценных генотипов или же с помощью изощренных методов генной инженерии.
Эта проблема нашла свое отражение и криминологии. Речь идет об антропологической школе уголовного права, основанной итальянским врачом Ч. Ломброзо. В своих работах «Преступный человек» и «Преступление, его причины и средства лечения» он настаивал на существовании людей, обладающих «врожденной» склонностью к аморальному и преступному поведению.
На основании эволюционно-генетической теории, источником всех этических понятий и всего последующего развития нравственности (морали) является общественный инстинкт, присущий как человеку, так и всем общественным животным, то есть источником и основой нравственного начала является сама природа.
Религиозно-богословская теория. Переходя к анализу этой теории, необходимо ответить на три существенных вопроса: О каких религиях пойдет речь? Что из чего возникает — религия из морали или мораль из религии? Каковы «взаимоотношения» религии и морали?
Речь пойдет о религиях, родиной которых являются Древняя Индия и Ближний Восток, о так называемых мировых религиях: буддизме, христианстве и исламе.
По второму вопросу в этике (а также в теологии и культурологии) есть две системы взглядов: традиционно-религиозная и либерально-религиозная. Кратко остановимся на их рассмотрении.
Традиционно-религиозный подход. Космос, мир, природа созданы Высшим творческим началом — Богом. Раннехристианские мыслители утверждали, что человек создан «по образу Божию», то есть физически человек «похож» на Бога, а вот подобие — это то стремление к внутреннему совершенству, которое лишь потенциально заложено в человеке. Иными словами, нравственность как стремление к совершенству, идеалу представляет собой творческий дар Бога. Это наиболее полно отражается в таком странном на первый взгляд явлении, как человеческая совесть. Вот что пишет Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим: «Самым значительным проявлением духовности в человеке, на наш взгляд, является совесть. Совесть, неотъемлемое начало общечеловеческой нравственности, рассматривается христианской Церковью как голос свыше, присутствие Божие в душе человека».
Либерально-религиозная традиция. Все мировые религии стремились установить некие поведенческие рамки, ограничить человеческое своеволие. В этом, кстати, и состоит неоценимая роль религии вообще в процессе социально-нравственной эволюции человечества. В частности, «христианство было обращено к миру, как религия послушания...» (Н.А. Бердяев).
С точки зрения рассматриваемой традиции не следует путать причину и следствие. Религия освящала, обосновывала уже существующие нравственные ценности и нормы. Нравственность в самой глубинной своей основе имеет общечеловеческий характер. Исторически менялась форма, иногда до неузнаваемости маскируя содержание. Видимо, прав был апостол Павел, признавший, что и язычники, не знающие единого Бога, отличают добро от зла и могут вести нравственный образ жизни.
Русский философ B.C. Соловьев, как бы завершая многовековой спор о соотнесенности морали и религии, писал: «Итак, этические нормы, одинаково предполагаемые всеми вероисповеданиями, не могут сами по себе зависеть от вероисповедных различий... Значит, эти нормы, общие христианину с язычником и у этого последнего «написанные в сердце его», независимы от положительной религии вообще».
Сделав такой вывод, необходимо было ответить на фундаментальный вопрос XIX столетия: способен ли человек сам, без Бога и религии, быть нравственным?
Ответ, данный в рамках русской либерально-религиозной традиции (B.C. Соловьев, Ф.М. Достоевский, Н.Ф. Федоров и др.), — отрицателен. Несмотря на временную независимость морали и религии, невозможно обосновать, «оправдать» мораль без Бога. Другими словами, на вопрос — а зачем мне быть нравственным? — либерально-религиозная традиция дает свой окончательный ответ: потому что есть Бог.
Социально-историческая теория. Суть данной теории происхождения морали, состоит в следующем:
Откуда берет начало нравственность? Видимо, это должно быть некое новое отношение к миру, включающее в себя, во-первых, способность человека к совместной жизни и, во-вторых, формирование «верхних этажей» психики — готовности к сопереживанию, сочувствию и стыду.
Известно, что стремление к упрочению кровнородственной взаимосвязи между первобытными людьми способствовало появлению целого ряда запретительных норм — табу. В первую очередь, табу распространялись на пищу и половые отношения. Пища распределялась только между сородичами: все члены рода получали пищу в соответствии со своим полом и возрастом. Много позже основным принципом распределения становится иерархический: в зависимости от социального статуса, который занимал тот или иной сородич.
В историко-этнографической литературе неоднократно отмечалось, что члены одного рода в отношении друг друга проявляли позитивные качества, в дальнейшем определяемые как скромность, стыдливость, уступчивость и т.д. Вместе с тем регуляция между родами отличалась некоторой двойственностью. С одной стороны, рода были тесно связаны между собой обменом мужьями и женами, обменом пищей во время праздников и ритуалов. С другой стороны, рода могли и соперничать между собой, и даже смертельно враждовать.
Замечательной нормой, регулирующей отношения между родами и между племенами, стал талион — принцип равного воздаяния. Спустя много веков он был письменно изложен в библейском тексте, как «око за око, зуб за зуб». Талион явился мощным ограничителем кровной мести, возникшей как выражение единства среди членов первобытного стада в период его превращения в родовое общество, что стало большим цивилизационным прорывом наших далеких предков.
В дальнейшем нравственным эквивалентом талиона стало знаменитое «золотое правило» нравственности — не делайте другим того, чего себе не желаете.
Начавшийся в позднеродовом обществе процесс разложения коллективного сознания приводит к выделению самосознания индивида, что является необходимой предпосылкой становления личности. Вариативность, возникшая потребность выбора линии поведения предполагает превращение действия индивида в поступок личности.
2. Категории этики в системе нравственных ценностей
Каждая наука располагает своей системой категорий, представляющих собой универсальные формы человеческого мышления. Категории этики — это понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны нравственного освоения человеком окружающего мира. Возникая в ходе исторического развития человечества как результат его практической и преобразовательной деятельности, они отражают основные типы нравственных отношений к миру, обобщают важнейшие нравственные характеристики человека и его деятельности.
При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло, совесть, долг, достоинство и честь и т.д.
Категории добра и зла
Центральными понятиями морального сознания и основными категориями науки этики с древнейших времен являются добро и зло. Они являются наиболее обобщенной формой оценки и разграничения нравственного и безнравственного в поступках отдельного человека, деятельности больших социальных групп, а также крупных исторических событий. Добро и зло нередко рассматривают в качестве синонимов понятий нравственное и безнравственное, а саму этику - как учение о добре и зле.
Ученые, изучающие нравы и обычаи племен и народов, свидетельствуют, что до сих пор не было найдено ни одного даже самого дикого племени, которое было бы чуждо тех или иных понятий о добре и зле. Кроме того, многие племена не только высоко ценят добро и гнушаются злом, но в основном сходятся в своих взглядах на сущность того и другого. Многие дикие племена стоят так же высоко по своим понятиям о добре и зле, как и наиболее развитые и культурные народы.
Существование добра не подвергается, как правило, сомнению. Сложнее со злом, которое некоторые религиозные мыслители рассматривают как недостаток добра. Идея добра упорядочивает, объединяет всю духовную жизнь человека. Зло же является символом диспропорции, анархии, разрушения.
Наиболее категорично говорят о природе добра и зла религиозные мыслители. Они утверждают, что Бог является живым воплощением добра, а сатана - воплощением зла. Получается, что добро и зло имеют сверхъестественный источник.
Отечественный философ С. Франк (1877-1950) писал, что «разум и добро суть не выдумки, а лучи, доходящие до нас из абсолютного первоисточника бытия». Отсюда следует, что добрыми являются те действия, которые соответствуют воле Бога, а те, которые им противоречат, - злыми. Вл. Соловьев утверждал, что без веры в Бога «нам пришлось бы допустить, что добро есть только обманчивое ощущение или же непроизвольный вымысел человеческого ума, т.е. то, что его в сущности нет совсем». Только вера в абсолютное добро позволяет нам творить добро.
Гедонические и эвдемонистические учения понятия добра и зла выводят из наслаждения и счастья. Добрые поступки ведут к счастью и наслаждению, злые же порождают страдания и несчастья. С учением эвдемонизма «пересекаются» воззрения основателей утилитаризма (от лат. utilitas - польза) - Бентама (1748-1832), Милля (1806-1873) и других мыслителей, по существу считавших добром то, что приводит к счастью наибольшее количество людей.
Понятие добра соотносится с понятием добродетели. Добродетель - устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетель не тождественна доброте. Добродетель - нравственно-похвальные человеческие качества, в разных культурах и в разные эпохи они существенно различаются. Например, главные добродетели стоического мудреца - бесстрастие, строгость, безжалостность, мужество, неукоснительное исполнение долга. Христианские добродетели - смирение, неизбирательная сочувствующая любовь.
В современной этике добро раскрывается в нескольких различных, но тесно взаимосвязанных аспектах: а) добро как моральное качество поступка; б) добро как совокупность положительных принципов и норм морали; в) добро как нравственный мотив и нравственная цель поступка; г) добро (добродетель) как моральное качество человека.
Зло - категория этики, по своему содержанию противоположная добру. В нем обобщены представления о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения.
Зло, существующее в мире, можно разделить, по крайней мере, на три вида. Первый - физическое или природное зло. Это все стихийные силы, которые разрушают наше благополучие: землетрясения, наводнения, ураганы. Они не зависят от воли человека. Вторым видом объективного зла является зло в общественных процессах. Оно совершается уже с участием человеческого сознания - социальное отчуждение (классовая ненависть, насилие, борьба за земли). Третий вид зла - зло моральное, нравственное. Нравственным мы называем то зло, которое совершается при непосредственном участии человеческого внутреннего мира - его сознания и воли. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору.
Современные исследователи выделяют две разновидности морального зла - враждебность и распущенность. К враждебности относится стремление к разрушению, насилию, гнев, ненависть. Это зло активное, направлено вовне. Распущенность, другая разновидность зла, объединяет такие человеческие пороки как: малодушие, трусость, лень, холопство, неумение совладать со своими влечениями, желаниями, страстями, жадностью, обжорством, неуемной страстью к разным удовольствиям.
Категории добра и зла находятся в тесной диалектической взаимозависимости и взаимосвязи. Не существует абсолютного добра и абсолютного зла. В каждом добром поступке можно обнаружить элементы зла и в каждом злом — хоть крошечную частицу добра. Более того, добро и зло могут меняться местами, не меняя при этом своего объективного содержания. Известно, что в древней Спарте младенцев, родившихся с какими-либо физическими недостатками, сбрасывали в пропасть, а в древней Японии старых немощных людей относили живыми в долину смерти, где они и заканчивали свой земной путь. Тогда это рассматривалось как добрые деяния, сейчас же мы считаем это варварством. Следует подчеркнуть, что одно и то же явление в одно и то же время может быть оценено и как добро и как зло. Убийство человека само по себе — зло. Но если в схватке сотрудников правоохранительных органов с бандитами последние были убиты, то это деяние получает нравственное оправдание и рассматривается как добро, благо. Призывы к убийству людей с позиции общей нравственной нормы безнравственны и представляют зло. А вот статья Ильи Эренбурга под названием «Убей немца» во время Великой Отечественной войны стала своеобразной программой действий для бойцов Красной Армии.
Выше было сказано, что нет абсолютного добра или зла. Так, победа советского народа в Великой Отечественной войне — благо, но гибель многих миллионов людей ради ее достижения — зло. Не случайно говорят, что нет худа без добра, а добра без худа. Есть истина и в утверждении, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Для достижения благой цели часто приходится прибегать к компромиссам, выбирать меньшее зло.
Совесть как нравственная основа личности
Каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который то упрекает его, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью. Совесть - это своего рода духовный инстинкт, который быстрее и яснее отличает добро от зла, нежели ум. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках.
Совесть - это нравственная самооценка и самоконтроль человека над своим поведением с точки зрения норм морали данного общества, самоанализ собственных поступков и обусловленные им чувства и переживания. Совсем кратко совесть можно определить как чувство ответственности перед должным.
Совесть предполагает знание человеком своего нравственного долга, который по тем или иным причинам не выполняется; отсюда - апелляции к совести человека в различных моральных ситуациях. Таким образом, в одной из важнейших категорий этики - совести - фокусируется такая особенность нравственного сознания, как признание непререкаемости и категоричности моральных требований независимо от сиюминутных преходящих обстоятельств (требование - всегда поступать по совести). Совесть проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний, например угрызений совести.
Голос совести предупреждает о нравственной недопустимости порой весьма соблазнительных поступков и подчас сурово карает долгими и тяжкими мучениями за неправильно сделанный моральный выбор. Образно говоря, если этика - это наука о навигации в мире нравственных ценностей, то совесть - это встроенный в душу человека навигационный прибор, своего рода моральный компас. Навигация, как известно, не учит изготовлению компаса, но зато объясняет, как им правильно пользоваться для ориентации на том или ином маршруте. Аналогично и этика не ставит целью научить тому, что такое совесть, как она возникает в человеке и почему у кого-то отсутствует. Этика вполне убедительно разъясняет роль и место совести в нравственной жизни и предупреждает о возможных последствиях тех ситуаций, когда человек пренебрегает ее голосом.
При определении понятия совести выделяют три ее взаимосвязанных элемента.
Рациональный элемент — это разумное осознание нравственного значения своих действий, которое носит характер нелицеприятного суда. Человек, обладающий совестью, размышляет о своем поведении, поступках даже тогда, когда он уверен, что о его поступках никто не знает. Если человек совершает неблаговидный поступок, то «голос совести» подсказывает ему, что он заслуживает негодования и презрения других людей. Человек, имеющий совесть, в таких случаях испытывает муки совести, то есть мучается от осознания того, что совершил плохой поступок, сожалеет о его последствиях. Так, совесть является внутренним судьей человеческих поступков, мыслей, чувств независимо от того, знают о них другие люди или нет.
Чувственно-эмоциональный элемент проявляется в виде чувства нравственного удовлетворения и неудовлетворения человека собой. Чувство нравственного удовлетворения иногда называют «чистой совестью». Чувство недовольства собой принимает форму раскаяния, угрызений совести, чувства стыда. В этом случае говорят о «муках совести». Элементарной основой проявления совести является стыд.
Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь. Стыд развивается на основе уважения мнения других людей. Но совесть, в отличие от стыда, является более сложной формой осознания человеком своих поступков, так как проявляется не только в чувстве виновности, но и правоты своих чувств, мыслей, поведения. Эмоциональный характер совести проявляется в таком случае в положительных эмоциях — «спокойной совести».
Волевой элемент. Не случайно говорят: совесть удерживает меня от этого поступка, не позволяет сделать это или совесть требует, заставляет поступать так, а не иначе.
Воля — это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели. Совестливому человеку приходится преодолевать много затруднений, препятствий, вести внутреннюю борьбу с различными мотивами, прежде чем выбрать тот, который обеспечил бы ему спокойную совесть. Чтобы поступать всегда по совести, нужна стойкая воля, которая должна сочетаться с определенной сознательностью, нравственными убеждениями, иначе совесть может привести к разладу с самим собой. Совесть представляет собой ту особую силу душевного напряжения личности, которая связана с внутренней борьбой между злыми и добрыми намерениями, общественным (служебным) долгом и личной выгодой.
Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.
Одним из самых сложных понятий этики является понятие справедливости. Об этом понятии люди с давних пор размышляли не меньше, чем о добре и зле. Это не случайно, ибо в справедливости фиксируется характер отношений других людей к данному человеку, мера распределения различных благ.
Справедливость – это соответствие человеческих отношений, действий, поступков и т.д. моральным и правовым нормам, включающее равное воздаяние за определенное деяние.
Уже с древних времен философы подчеркивали особую значимость справедливости в жизни человека. Аристотель считал, что справедливость может быть двух родов: справедливое от природы и справедливое по закону. Закон устанавливает государство. Справедливое от природы Аристотель считал выше справедливого по закону. Основное же внимание он уделял гражданской справедливости.
По мнению Аристотеля, выполнять все то, что требует закон, значит быть справедливым. Закон же требует выполнять требования добродетелей: быть мужественным, благоразумным и т.д. Аристотель считал справедливость самой совершенной добродетелью. Справедливость выражается в отношении к другим людям. Исходным принципом справедливости считается принцип равенства. В неравенстве же проявляется несправедливость. Справедливость, по Аристотелю, есть некая середина между нехваткой и излишеством.
Аристотель разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Если справедливое - это равное, то пропорционально равное также будет справедливым. Пропорционально равное состоит в том, что имеющий большее имущество делает больший взнос, а имеющий малое - малый взнос; много потрудившийся получает больше, чем поработавший мало; общественная жизнь держится справедливостью, и справедливое - то же, что пропорциональное. Аристотель понимал, что государственные законы сами по себе могут быть несовершенными, несправедливыми. Однако он считал, что лучше выполнять несовершенные законы, чем жить без законов, иначе - хаос, анархия. Аристотель, вместе с тем считал, что как справедливые, так и несправедливые поступки совершаются осознанно и по доброй воле. Если же индивид совершает какие-то действия по неведению, то его следует считать не несправедливым, а несчастным.
Справедливость часто сопоставляется с объективностью. Объективность - такая оценка различных действий, отношений, при которой не абсолютизируется чей-то интерес (частного лица или социальной группы). Сознание справедливости включает в себя и чувство справедливости, и знание о должном, справедливом.
Категория долга выражает нравственную обязанность личности по отношению к обществу или по отношению к другим людям; это внутренняя моральная необходимость выполнения объективно существующих общественных обязанностей, необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями общественного блага.
Долг — одна из основных категорий этики, выражающая общественную необходимость в виде определенных нравственных требований, предъявляемых к отдельной личности и личностью к обществу. Сферу морали с достаточным основанием именуют сферой должного. Будь добрым, будь честным, будь справедливым. Будь! В долге, как ни в какой другой категории, силен обязательный побудительный момент. Он не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер. Быть человеком долга – значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.
Долг — это сложное и многогранное явление. Он проявляется во всех сферах жизни человека. В зависимости от сфер и характера деятельности людей, их обязанностей существуют различные виды долга: общественный, государственный, патриотический, национальный, профессиональный, воинский (служебный), семейный (сыновний, отцовский и т.д.).
Чувство долга возникло у человека в глубокой древности, но оно еще значительно отличалось от той теоретической обобщенности, которую приобретет позднее в этических системах. Оно было мало осознанным, полуинстинктивным и служило выражением бессилия человека в борьбе с природой в одиночку. Обязанности по отношению к общине нельзя было рассматривать как сознательное служение долгу, выполнение их поддерживалось не самосознанием, а силой привычек, чувством страха перед возможным суровым наказанием.
Особое внимание в истолковании природы и происхождения долга (одной из труднейших проблем в истории этики) следует обратить на этику Канта, который писал: «Долг — ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, перед тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне и противодействовали, где же твой достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения».
Как видим, долг у Канта — ни что иное, как подчинение личности чистому практическому разуму, перед которым все страсти молчат, несмотря на тайный ропот. Долг, как и всю мораль, Кант выводит из практического разума, из «автономной» человеческой воли, действующей внутри нас, независимо от внешних причин и чувственных побуждений. По Канту, личность, желающая вести себя нравственно, обязана вопреки собственным склонностям и интересам слепо повиноваться велениям долга, только тогда ее поступки можно считать моральными. Иными словами, то, что мы хотим сделать, представляет гораздо меньшую важность, чем то, что мы должны сделать. Исполняй свой долг, в чем бы он ни состоял, чьим бы интересам и целям ни служил — таков основной этический лозунг Канта.
Областью, в которой категория долга получила особенно большое признание, издавна были сферы военной и правоохранительной деятельности. Именно в этих сферах деятельности долг использовался и используется как крайне действенная движущая людьми сила.
Категория долга занимает особое место в профессиональной этике сотрудников УИС. Понятие долга необходимо для того, чтобы определить этический статус данной социальной профессии.
Честь и достоинство
Одними из первых содержание категорий чести и достоинства начали изучать римские философы-стоики, в частности, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Каждый из них утверждал, что честь и достоинство есть высшие нравственные ценности, без которых жизнь теряет всякий смысл. Потому самоубийство для стоиков (зачастую) более предпочтительно, чем жизнь без чести и достоинства. Эпиктет говорил: «Не то жалко, что человек родился или умер, что он лишился своих денег, дома, именно все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет истинную собственность — свое человеческое достоинство».
Категория чести выражает сознание человеком своей ценности в обществе, а также признание этой ценности со стороны общества. Честь как нравственное понятие указывает на наличие у человека добродетелей, из которых складывается социальная значимость и моральная ценность личности, то есть добродетелей, необходимых для блага общества и его прогресса. В понятии «честь» ценность личности связывается с конкретным положением человека в обществе, родом деятельности, его значимостью в жизни общества и признаваемыми за ним нравственными заслугами (говорят: по заслугам — и честь). Ни один человек, будучи частицей общества, не может избежать социальной оценки. Категория чести указывает на связь человека с определенной общностью людей и характеризует его как гражданина.
Понятие чести включает в себя сознание личного достоинства. Эти нравственные понятия тесно связаны и во многом сходны между собой. Подобно чести достоинство раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в которых выражается моральная оценка и самооценка человека. Достоинство играет такую же роль во взаимоотношениях людей и регулировании личностью своего поведения, как и честь. Но в отличие от последней достоинство человека связано главным образом с потребностью человека в сознании своей нравственной ценности, хотя и не отрицает его нравственных заслуг. Честь же опирается, прежде всего, на оценку общественной значимости и общественных заслуг личности, хотя и не отрицает за человеком потребности в сознании своей нравственной ценности. В своем единстве эти категории выступают в качестве эталонов, с помощью которых определяется нравственная ценность человека как представителя определенной социальной группы (или профессии).
Честь — это положительная общественная оценка личности, авторитет, репутация.
Достоинство — это самооценка личности, представление самого человека о своей ценности как личности.
Честь и достоинство выступают как показатели моральной ценности человека. Это — эталон для определения нравственности (или безнравственности) каждого человека, который представляет собой определенную социальную (или профессиональную) группу.
Честь сотрудника уголовно-исполнительной системы — это заслуживаемое безупречным выполнением служебного долга личное и профессиональное достоинство, доброе имя, все то, что предоставляет ему, как профессионалу, право на доверие, уважение и признание народа (общества).
В книге французского писателя А. де Винъи «Неволя и величие солдата» есть такие слова: «Какое-то неизъяснимое жизненное начало присуще этой странной, гордой добродетели, которая стойко держится, невзирая на все наши пороки, и даже как-то сообразуется с ними, развиваясь за счет их усилия... Эта добродетель исключительно человеческая, словно порожденная самою землею, не сулящая небесного венца после смерти; добродетель эта неотделима от жизни... Это суровая религия, не знающая ни символов, ни образов, ни обрядов... Это убеждение, которое как будто еще свойственно всем и безраздельно господствует в рядах армии, зовется честью».
Л.Н. Толстой заметил, что значимость человека измеряется арифметической дробью, в числителе которой находятся его достоинства, а в знаменателе — самомнение: чем выше у человека самомнение, противоположное скромности, тем меньше его подлинная величина, даже при наличии несомненных достоинств.
Любой человек, независимо от его положения в обществе, испытывает потребность в том, чтобы его ценили и уважали. Утрата собственного достоинства, которую условно можно назвать унижением (униженностью), представляет собой один из наиболее неприглядных нравственных пороков. Однако и чрезмерное чувство собственного достоинства вряд ли украшает человека в глазах окружающих. Способность личности быть сдержанной в обнаружении своих достоинств называется скромностью.
Наверное, мы не найдем кодекса достоинства, за исключением известных правовых норм, запрещающих унижать достоинство человека, и санкций, применяемых за такие действия. Однако в истории и в современной мировой практике известно немало самых разных кодексов чести различных социальных (особенно профессиональных) групп. Честь обычно выступает в форме профессиональной чести, хотя в прежние времена были распространены и понятия сословной чести (рыцаря, дворянина, купца, мещанина и др.).
Профессиональные кодексы чести существовали и существуют во всем мире со времени знаменитой клятвы Гиппократа. По мере исторического развития представители тех профессий, труд которых важен для всех, все чаще оказывались перед лицом определенных обязанностей по отношению к людям, пользующимся их услугами, результатами труда. Это и вызвало необходимость вырабатывать определенные нормы профессиональной этики, клятвы, приемы, кодексы чести, способные поддерживать моральный престиж профессиональных групп в обществе.
3. Нормы морали и нормы права: их отличие и взаимосвязь
Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия и взаимодействуют друг с другом. Общие черты морали и права определяются тем, что они: принадлежат к социальным нормам поведения; являются основными регуляторами поведения; базируются на справедливости как высшем нравственном принципе; выступают мерой свободы индивида, определяют ее границы.
Мораль и право, являясь формами общественного сознания, вместе с тем имеют следующие различия:
• Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может существовать несколько моральных систем (классов, социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов (так называемая господствующая мораль).
• Процесс формирования моральных норм идет спонтанно, в недрах общественного сознания на основе обычаев и традиций. Обычаи и традиции складываются на протяжении жизни многих поколений людей той или иной страны, путем опытного нахождения, отбора и закрепления определенных форм поведения в общепринятые образцы. Обычаи и традиции лишь задают общее направление поведения человека, не являются строго регламентированными. В традиции нет полного совпадения должного (как надо поступать) и сущего (как человек поступает). Однако при этом моральные нормы отличаются высокой степенью усвоения, имеют характер привычки. Они глубоко внедряются в сознание и поведение людей с детства («так принято», «так поступают все»). Процесс правообразования тоже весьма сложен, имеет глубокие корни, однако право в единстве своей формы и содержания предстает как результат официальной деятельности государства, как выражение его воли.
• Мораль живет в общественном сознании, которое и является формой ее существования. Право, по сравнению с моралью, имеет четкие формы выражения, закрепленные вовне. Однако, некоторые моральные нормы могут содержаться в документах нормативного характера. К ним относятся всевозможные моральные кодексы, присяги, клятвы и т.д. Ярким примером такого свода морально-нравственных норм является Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый 34-й сессией Генеральной ассамблеи ООН в декабре 1979 года. В нем объединены нормы, обязывающие работников правоохранительных органов, и, в первую очередь, осуществляющих расследование по уголовному делу, уважать и защищать человеческое достоинство, поддерживать и защищать права человека (ст.2), применять силу только в случаях крайней необходимости и в той мере, в какой это требуется для выполнения обязанностей (ст.3), сохранять в тайне сведения конфиденциального характера, получаемые в процессе осуществления своей деятельности, если исполнение обязанностей или требования правосудия не требуют иного (ст.4), нетерпимо относиться к любому действию, представляющему собой пытку или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения (ст.5), обеспечивать охрану здоровья задержанных лиц (ст.6).
Конечно, ту или иную моральную систему можно систематизировать и изложить в письменном виде как некий моральный кодекс. Однако речь идет о том, что мораль как особый социальный регулятор объективно в этом не нуждается.
• Не совпадают предметы регулирования норм морали и норм права. Если их представить в виде кругов, то они будут пересекаться. То есть у них есть общий предмет регулирования и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью. Специфический предмет морального регулирования - сферы дружбы, любви и т.п., куда право как регулятор, требующий внешнего контроля за осуществлением своих предписаний и предполагающий возможность государственно-принудительной реализации, не может и не должно проникать. Однако есть сферы правового регулирования, к которым мораль не подключается в силу того, что они принципиально, по своей природе не поддаются моральной оценке: они этически нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических норм.
• Мораль и право различаются по средствам и методам обеспечения реализации своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной реализации, то нормы морали гарантируются силой общественного мнения, негативной реакцией общества на нарушение норм морали. В то же время природа морали такова, что подлинно моральное поведение имеет место в том случае, когда оно осуществляется в силу личной убежденности человека в справедливости и необходимости этических требований, когда поведением человека руководит совесть. Существует «золотое правило» морали: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Нормы морали и права могут изменяться в ходе исторического развития общества. Так, моральные нормы могут перерастать в правовые. Переход моральной нормы в правовую – это обычный способ образования правовых норм. Например, ранее оскорбление словом (клевета) осуждалось только морально, а теперь в законодательстве предусматривается определенное наказание за клевету. То же самое можно сказать о законе об охране природы, в частности, о борьбе с загрязнением окружающей среды. Распространенным является и обратный процесс, когда норма права переходит в моральную норму. Связано это с изменением отношения общества к той или иной форме поведения.
Чем выше нравственный уровень общества, тем меньше надобности в строгих нормах права. И наоборот, когда общество переживает нравственный кризис, то в нем появляется много всевозможных законов и подзаконных правовых актов, с помощью которых государство пытается регулировать практически все отношения. Российское общество сегодня переживает именно такой кризис. Количество законов и подзаконных актов быстро растет, но получается так, что чем больше законов, тем больше беззакония и так называемого «правового беспредела». Очевидное бессилие закона объясняется всеобщей безответственностью и распущенностью, то есть безнравственностью общества. Закон исполняется там, где властвуют люди, кровно заинтересованные в порядке, справедливости, честности. Таким образом, среди множества кризисов, с которыми закономерно столкнулось современное российское общество, пожалуй, самый серьезный, имеющий крайне негативные проявления во всех других сферах общественной жизни — кризис моральный, духовный. К сожалению, в нашей реальности утвердился стереотип человека жестокого, равнодушного к страданиям других людей. Многие уже в настоящее время приходят к пониманию того, что спасение общества, выход из разрухи и упадка связан с возрождением общественной и личной нравственности, так как одна из особенностей морали состоит в том, что она не является какой-то автономной сферой, а пронизывает всю жизнь, любую профессиональную и иную деятельность, выступая как ее своеобразный обязательный аспект.
4. Предмет профессиональной этики
Общеизвестно, что жизнь человека в обществе связана с определенной деятельностью, с выполнением разного рода обязанностей, соблюдением различных социальных норм, в системе которых важнейшую роль регулятора общественных отношений играют моральные нормы.
Особенность морали заключается в том, что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы к представителям любых профессий, любой должности и звания. В то же время к отдельным профессиям предъявляются более высокие нравственные требования. К их числу в полной мере относится и профессия сотрудника УИС.
Термин «профессиональная этика» обычно употребляется по отношению к людям, объектом труда которых является сам человек, и от деятельности которых зависят права, интересы, а нередко судьба и даже жизнь человека (педагоги, врачи, юристы, сотрудники правоохранительных органов). Особые нравственные требования к этим профессиям и готовность выполнять их нередко выражаются в своеобразных нравственных кодексах.
Ко времени античной Греции относится самый ранний в истории человечества профессионально-этический кодекс: клятва Гиппократа (460-370гг. до н.э.). Следует отметить, что и в настоящее время все студенты медицинских университетов, получающие квалификацию врача, торжественно принимают эту клятву. Таким образом, посредством данной клятвы на протяжении веков происходит трансляция морально-нравственных норм в медицине. Кроме деятельности врача во времена античной Греции человеческая мысль выделила еще две профессиональные сферы деятельности, в которых особо важное место занимает этический момент - это деятельность учителя и воина.
Подытоживая сказанное, можно дать определение такого понятия, как «профессиональная этика». Профессиональная этика – это область этической науки, изучающая специфические моральные требования к определенной профессии, основу которых составляют общепринятые моральные принципы, нормы, требования.
Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и, в конечном счете, к обществу в целом.
Профессиональная этика представляет собой конкретизацию общих этических норм, которая вызывается не только спецификой отношений профессиональных коллективов к обществу в целом, но и спецификой личностных отношений в профессиональной деятельности. Существование специфических отношений между людьми в профессиональных группах порождает своеобразие нравственных норм, призванных регулировать эти отношения, кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности; способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии.
Справедливости ради заметим, что изучение этики не может из эгоиста сделать альтруиста, из грешника — праведника, а из нравственно юродивого — благопристойного и порядочного гражданина. Человеческая история со всей очевидностью подтверждает это. Но тому, кто сознательно посвятил свою жизнь противоборству со злом, изучение этики, или нравственной философии, поможет удержаться от опасного компромисса и сохранить порядочность.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!