Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Как изменилась налоговая политика в античных государствах (в Древней Греции VIII-V вв. до н.э.; в Римской цивилизации VIII в. до н.э. – IV в. н.э.):
а) в чем состояла налоговая реформа Фемистокла в V в. до н.э. в Древней Греции?
В большинстве греческих полисов не существовало организованного, приносившего постоянный и значительный доход государственного хозяйства, не было прямого налогообложения граждан. Отсутствие стабильного источника пополнения государственной казны отчасти компенсировалось добровольными пожертвованиями граждан и литургиями – налогами с богатых граждан на нужды государства. В период войн со всех граждан взимался чрезвычайный военный налог – эйсфора. Многие полисы имели и другие источники пополнения казны, так в Афинах государственные доходы пополнялись за счет Лаврионских серебряных рудников. Фемистокл выдвинул программу развития морской мощи Афин. Осуществляя эту программу, афиняне построили к 480 г. до н.э. за счет доходов с Лаврийских серебряных рудников, ранее распределявшихся среди граждан, около 150 боевых кораблей (триер), что было в конечном итоге одной из причиной победы греков над персами. При этом необходимо заметить, что, вопреки распространенному мнению, Фемистокл первоначально думал не о Персии, а об Эгине, с которой уже несколько лет шла война.1
б) как изменилось налогообложение в Римской империи в связи с реформами Диоклетиана (284-306 гг.) и Константина (306-337 гг.)?
Соответствующие налоговые реформы были проведены при императорах Диоклетиане (284-305 гг.) и Константине (306-337 гг.), который объединял империю под своей властью, победив различных претендентов на престол, после того как Диоклетиан отрекся от власти. Реформы Диоклетиана и Константина учитывали фактически сложившееся положение и соответственно его оформляли, дабы возродить империю в новых условиях.
При Диоклетиане был изменен принцип налогообложения. С землевладельцев налоги взимались натурой исходя из некоей единицы (капут), складывающейся из сочетания рабочей силы и земельного участка определенного размера и вносившейся в ценз, проводившийся раз в 45 лет. Сущность налоговой реформы вызывала много споров среди историков и окончательно не решена. Видимо, единица рабочей силы равнялась одному мужчине или двум женщинам. Размер участка определялся в зависимости от качества земли и произраставших на ней культур. Подать за частные земли была меньше, чем за участки, взятые из императорской земли. Каждая провинция была обязана определенным количеством капутов; за сбор с сельских территории городов отвечали декурионы, теперь именовавшиеся куриалами; с экзимированных имений - их владельцы. Сельский и городской плебс были разделены: жившие внутри городов ремесленники, торговцы и другие плебеи должны были платить подать деньгами согласно цензу, проводившемуся раз в 5 лет, и год ценза был, по словам современников, годом слез и печали. Для точной раскладки налогов в 289 — 290 гг. была произведена всеобщая перепись населения империи. Ежегодная сумма налогов устанавливалась, как уже отмечено, на пять лет, но по истечении этого срока вносились соответствующие поправки. Через пятнадцать лет всеобщая перепись должна была повториться. Сумма налогов исходила из количества земли и количества людей, которые ее обрабатывали. После проведения всеобщей переписи была введена поголовная подать (капитация), которую обязаны были платить все жители Империи. Исключением были лишь южные ее территории, которые приписывались к городу Риму. Жители его по-прежнему освобождались от уплаты налогов. Были установлены единые размеры налогов по всей стране и способы их взимания. Жители городов (ремесленники и торговцы) вместо поземельного налога платили подушный налог в тех же размерах, что и плательщики анноны (натуральный оброк зерном). Подобная система налогообложения на основе подробного учета всех налогоплательщиков при помощи скрупулезно составленных описей (кадастров) была заимствована из практики восточно-эллинистических государств, прежде всего Египта. Землевладельцы несли материальную ответственность за поступление налогов с колонов и помещенных на их землю рабов. За налоги городских жителей отвечали куриалы — члены городских управлений (курий). Известными привилегиями пользовались ремесленные коллегии, но зато они должны были обслуживать двор и армию. Их члены вместе со своими потомками были прикреплены к своей коллегии. Сенаторы, ставшие сословием крупных землевладельцев, пополнявшимся за счет вышедших в отставку высших чиновников, и необязанные присутствовать на заседаниях сената, вносили в казну определенное количество золота в зависимости от размеров их имений и в торжественных случаях должны были делать в пользу императоров дополнительные золотые взносы. Реформа налогов, которую провел император Диоклетиан, способствовала прикреплению основной массы городского и сельского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и к профессии. Подобная прикрепленность налогоплательщиков гарантировала полное поступление налогов в казну, а магнатам — постоянную рабочую силу. В своей внутренней и внешней политике император Константин продолжал политику реформ императора Диоклетиана. За те годы, которые прошли между этими двумя реформами, удалось вычислить более точную стоимость золота в слитках, в результате чего была выпущена новая золотая монета, солид, весом в 1/72 часть римского фунта. С этого времени солид стал основной монетой и единицей расчета сначала в западной половине, затем и во всей империи. Стабильность этой новой денежной системы укреплялась еще и тем, что в ее основу было положено одно золото, из серебра стали чеканить лишь мелкую разменную монету. Стабилизация денежной системы дала возможность восстановить некоторые денежные сборы, которые были заменены в прошлом натуральными повинностями. Это привело к оживлению в денежных сделках и на рынке, но по-прежнему, кроме монеты, в обращении продолжали ходить слитки золота и серебра с клеймами финансовых чиновников, удостоверявших их вес и качество, а внутри общинных императорских хозяйств натуральные отношения не изменились вовсе. На протяжении всего своего правления император Константин издавал эдикты, которые были направлены на упорядочение поступления в казну налогов и обеспечение рабочей силой сельского хозяйства и ремесла. Он продолжал начавшуюся при Диоклетиане политику прикрепления к месту жительства и работы куриалов, ремесленников и колонов. Куриалам (материально-ответственные за поступление налогов от горожан) запрещалось переселяться из одного города в другой и уклоняться от выполнения муниципальных повинностей. Если же куриалу удавалось все-таки бежать и поступить в армию или имперскую администрацию, то его, в случае обнаружения, немедленно возвращали в свою курию, так как его обязанности были не только пожизненные, но и наследственные, а так как куриалы обязаны были погашать из собственных средств недоимки по сбору налогов, они очень часто разорялись.1
в) что представляла собой налоговая политика до этих реформ?
Доходы римского государства в огромной степени возросли за счет военной добычи, контрибуций, поступлений из провинций. В 167 г. до н.э. в связи с огромной военной добычей в 3-й Македонской войне римские граждане были освобождены от прямого налога. Этот прямой налог стали взимать с провинций. Сбор налогов с провинций отдавался на откуп публиканам. От них очень сильно страдало население провинций (величина ссудного процента в провинциях иногда достигала 48%). Большую статью римских доходов составляли всевозможные поступления с государственных имуществ, косвенные налоги, таможенные сборы и т.д. Государственная казна республиканского Рима находилась в ведении сената. В период империи с разделением провинций на сенатские и императорские доходы со вторых стали поступать в личную казну императора (фиск). Постепенно фиск становится единственным финансовым центром империи. Императорские прокураторы руководили налоговой политикой в каждой провинции, контролируя наместников. Тяжелое экономическое положение провинции осложняло материальное положение их населения и приводило к массовым выступлениям.
Что такое “план Дж. Маршалла” (1948 г.) по стабилизации экономики европейских стран после второй мировой войны? Почему США предложили этот план? Являлся ли он выгодным США? Какие виды помощи предполагались этим планом? Что значит бесплатная помощь в виде предоставления потребительских товаров и одежды? Как это выгодно американскому бизнесу? Как это может стабилизировать экономику? Свяжите это с антиинфляционной политикой?
“План Дж. Маршалла” – план восстановления и развития Европы после 2-й мировой войны, впервые выдвинутый гос.секретарем США Дж. Маршаллом в выступлении в Гарвардском университете 5 июня 1947. Был направлен на сохранение и укрепление в странах Западной Европы власти крупной буржуазии, позиции которой оказались серьезно подорванными в результате 2-й мировой войны. “План Дж. Маршалла” ставил своей целью содействие проведению экспансионистской политики американских монополистических кругов, укрепление их позиций в разрушенной войной Европе, подчинение экономического развития Европы интересам США, вовлечение стран Западной Европы в военные, политические и экономические планы США. “План Дж. Маршалла” и доктрина Трумэна явились основными программами США, подготовившими создание военного блока НАТО. По предложению Англии и Франции основные положения “Плана Дж. Маршалла” обсуждались в 1947 на Парижском совещании министров иностранных дел СССР, Англии и Франции. В противовес “Плана Дж. Маршалла” Советский Союз выдвинул свои предложения, направленные на усиление своей экономической экспансии. Советский Союз и страны т.н. “народной демократии отказались участвовать в осуществлении “Плана Дж. Маршалла”. В “Плане Дж. Маршалла” согласились участвовать 16 европейских стран (Англия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Австрия, Ирландия, Исландия, Греция, Турция, Португалия, Швейцария), которые заключили конвенцию о создании “Организации европейского экономического сотрудничества”, в задачу которой входила выработка совместной “программы восстановления Европы”. “План Дж. Маршалла” был распространен также на Западную Германию. Начал осуществляться с апреля 1948, когда конгресс США принял “закон об экономическом сотрудничестве”, предусматривавший 4-летнюю (до 30 июня 1952) программу “экономической помощи” Европе. Конгресс отказался установить общую сумму ассигнований для всей программы и решил выделять определенные суммы ежегодно. Для первого года программы было ассигновано 5,3 млрд. долл. (фактически израсходовано ок. 4 млрд.). Законом предусматривалось заключение двусторонних соглашений, по которым европейские страны-участницы “Плана Дж. Маршалла” обязывались обеспечить рост производства и финансовую стабильность, сотрудничать с другими странами в снижении торговых барьеров, поставлять США дефицитные материалы, представлять регулярные отчеты об использовании американской “помощи”, сохранять и поощрять частные американской инвестиции. Страны-участницы “Плана Дж. Маршалла” обязались создать специальные фонды в национальной валюте, распоряжение которыми контролировалось США. Все это давало возможность США вмешиваться во внутренние дела этих стран и оказывать на них давление в интересах американских компаний.
Для осуществления “Плана Дж. Маршалла” была создана Администрация экономического сотрудничества. Администратором был назначен крупный американский промышленник П. Гофман, его спец. представителем в Европе стал А. Гарриман. В страны-участницы (кроме Исландии и Швейцарии) были направлены специальные американские миссии, наделенные широкими правами контроля не только за использованием “помощи”, но и в отношении экономического развития этих стран в целом. Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. Американская “помощь” едва покрывала пассив общего торгового баланса западноевропейских стран с США и была намного меньше тех военных расходов, которые Вашингтон возложил впоследствии на участников НАТО. Закон предусматривал поставку в европейские страны в первую очередь излишков американских товаров (главным образом с/х излишков, а также потребительских товаров и одежды), причем определялось, что 25% всех поставок пшеницы должно быть в виде муки и что по крайней мере 50% всех перевозок должно осуществляться на американских судах. США использовали “План Дж. Маршалла” для облегчения положения своей экономики (Европа использовалась как широкий рынок сбыта американских товаров, что способствовало росту производства в США и уменьшению инфляции), для широкого проникновения не только на рынки ряда европейских стран, но и их колоний. Одновременно с этим американский бизнес выгодно скупал западноевропейские предприятия. Администрация “Плана Дж. Маршалла” гарантировала американским монополиям их заграничные капиталовложения, а также прибыли в размере до 175%. В случае экспроприации или конфискации капиталовложений американских компаний правительством страны-участницы “Плана Дж. Маршалла” предусматривалась соответствующая компенсация этим компаниям.
Ежегодное рассмотрение в конгрессе вопроса о новых ассигнованиях явилось средством оказания нажима на страны-участницы “Плана Дж. Маршалла”, которые всегда находились под угрозой сокращения и даже прекращения им “помощи”. Конгресс принял в 1951 решение, согласно которому Национальный совет безопасности США получил право прекращать экономическую помощь государствам, осуществлявшим поставки СССР и др. социалистическим странам, если эти поставки, по мнению Национального совета, “наносят ущерб американской безопасности”.
Общая сумма ассигнований по “Плану Дж. Маршалла” с апреля 1948 по декабрь 1951 г. составила около 12,4 млрд. долл., причем основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд. долл.), Францию (2,5 млрд. долл.), Италию (1,3 млрд. долл.), Германию (1,3 млрд. долл.), Голландию (1,0 млрд. долл.). 30 декабря 1951 г. “План Дж. Маршалла” официально прекратил свое действие и был заменен “Законом о взаимном обеспечении безопасности” (принят конгрессом США 10 октября 1951 г.). Всего по этому плану 17 странам Европы были поставлены на сумму около 17 млрд. долларов, — частично под займы, частично как дотации, — американское продовольствие, одежда, топливо, сырье, промышленное оборудование, запчасти и др. товары. Местная валюта, вырученная от продажи на внутренних рынках потребительских американских товаров, укрепляла денежное обращение европейских стран, способствовала снижению инфляции, превращалась в инвестиции для отечественной тяжелой индустрии. “План Дж. Маршалла” оказал благотворное воздействие и на европейскую, и на американскую экономику. За 1947—1950 гг. объем продукции основных отраслей в Западной Европе увеличился более чем наполовину, а по таким видам как минеральные удобрения, сталь, цемент, транспортные средства, нефтепродукты — от 65 до 200%, что означало быстрое развитие земледелия, строительства, путей сообщения. Оживилась внешняя торговля: за 1948—1952 гг. экспорт из Западной Европы возрос наполовину, а из США и Канады — еще более.1
1 История Европы. Т. 1. Древняя Европа. М.: Наука, 1988. С. 261-262История мировой экономики: Учебник для вузов // Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 1999. С. 118
1 История Древнего мира. Древний Рим // А.Н. Бадак и др. Минск: Харвест, 1998. С. 640, 713-714
1 Советская историческая энциклопедия. В 16-ти тт. Т. 9. М.: Издательство “Советская энциклопедия”, 1966. С. 160-161; Лойберг М.Я. История экономики: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 102; Тахненко Г. Анатомия одного политического решения (к 45-летию плана Маршалла) // Международная жизнь. 1992. №5. С. 113-120
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!