Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы по экономической истории»

/ История экономики
Конспект, 

Оглавление

 

1. а), б)

    В этот период ряд европейских держав: Испания, Португалия и другие начали освоение земель Нового Света, Африки и азиатского континента. Основными социально-экономическими последствиями великих географических открытий стали следующие:

         1. Начала складываться колониальная система, которая ускорила возникновение в Западной Европе капиталистического производства и содействовала накоплению у буржуазии больших денежных средств, необходимых для организации крупных капиталистических предприятии.

2. Благодаря смелым экспедициям мореплавателей многих стран мира Европа, Африка, Америка и Австралия были связаны между собой торговыми путями и начал складываться мировой рынок. Его появление стало еще одним мощным толчком к зарождению и развитию капита­листических отношений в Западной Европе. Новый мир стал рынком сбыта для мануфактур Европы и монопольное владение мм обеспечивало быстрое накопление капитала в странах Западной Европы.

3. В результате великих географических открытий центр экономической жизни переместился со Средиземного моря в Атлантический океан. Пришли в упадок итальян­ские города-республики, возвысились новые центры миро­вой торговли - Лиссабон, Севилья и особенно Антверпен. Именно последний стал самым богатым городом в Европе, мировым торговым и финансовым центром.

    Таким образом, в результате великих географических открытий отдельные страны Западной Европы оказались в максимально благоприятных условиях для развития капиталистического производства. Положительно отрази­лись географическая близость к новым морским путям мировой торговли и то, что Белорусско-Литовское и Мос­ковское государства прикрыли собой Западную Европу от разрушительных татаро-монгольских нашествий.

2. а)

3. б), в) Проводя отмену крепостного права, подрывавшую традиционное помещичье хозяйство, власть в то же время стремилась сохранить само это хозяйство, компенсировав помещикам неизбежные потери. Причем компенсацию она возложила на освобождающееся крестьянство. В результате помещики сохранили за собой лучшие земли и получили на руки огромные денежные суммы; крестьянство же в массе своей было обезземелено и обложено непомерно тяжелыми платежами. Это усугубляло черты отсталости в деревенской жизни и в конечном счете привело к глубочайшему кризису. Тем не менее эта реформа открыла путь преобразованиям в других сферах общественно-политической и экономической жизни страны и является ярким примером для последующих поколений.

4. а), б) с осени 1929 г., в марте 1930 г. – более 50% крестьянских хозяйств были объединены в колхозы в) в 1918-1920 гг. было проведена уравнительная политика, при этом необходимо учитывать, что 98-99% крестьянских земель Центральной и Южной России – общинное землепользование, что тормозило развитие индивидуального крестьянского хозяйства, хотя процесс дифференциации крестьян постоянно усиливался и только политика коллективизации прервала этот процесс.

5. а) 1928-1941 гг. – повышение цен в 6 раз

    б) 1947-1950 – снижение цен в пять раз

    в) 1953 г. – снижение цен

    г) 1962 г. – повышение цен

    За годы 4-ой пятилетки (1946-1950 гг.) было восстановлено и построено вновь около 6200 крупных промышленных предприятий. По данным официальной статистики промышленное производство в стране значительно увеличилось и в целом превзошло довоенные показатели. Однако, если верить в правдивость официальных цифр, то нельзя забывать, на чем основывался подобный рост. Это достигалось благодаря высокой мобилизационной способности директивной экономики, сохранившейся в условиях еще далеко не исчерпанных возможностей экстенсивного развития (за счет нового строительства, вовлечение в производство дополнительных источников сырья, топлива, людских ресурсов). Большую роль играли репарации с Германии. Они обеспечили до половины объема оборудования, установленного в промышленности. В огромном ГУЛАГе, бесплатно работала многомиллионная армия советских заключенных (8-9 млн. человек) и военнопленных (1,5 млн. немцев, 0,5 млн. японцев и др.). Продолжалась политика перераспределения средств из легкой промышленности и социальной сферы в пользу индустриальных отраслей. Ее составной частью меры по снижению покупательной способности населения. Так, в 1947 г. была отменена карточная система, которая лишь отчасти улучшила положение населения. В целом новый уровень цен был достаточно высоким, т.к. в среднем в три раза превосходил довоенный уровень цен. Средний размер заработной платы не достигал 500 рублей, килограмм хлеба стоил 3-4 рубля, килограмм мяса - 28-32 рубля, килограмм сливочного масла - более 60 рублей, одно яйцо - больше рубля, один шерстяной костюм - 1500 рублей. Конфискационный характер носила и денежная реформа, проведенная в 1947 г. По банковским вкладам в размере до 3 тыс. рублей обмен денежных знаков производился один к одному, по вкладам с 3 до 10 тыс. рублей конфисковывали 1/3, более 10 тыс. рублей - 2/3. Для тех, у кого деньги находились дома обмен производился 1:10. Однако эта реформа проводилась со множеством нарушений и мало коснулась денежных средств советской и партийной номенклатуры. Продолжали существовать принудительные государственные займы у населения на покупку облигаций, что в среднем забирало у рабочих и служащих в среднем 1-1,5 месячных зарплаты ежегодно. В 1952 г. реальная зарплата равнялась 94% от уровня 1928 г. В этих условиях проводившееся с 1948 по 1954 гг. снижение розничных цен на товары имело не столько экономический, сколько пропагандистско-политический характер.

    Еще одной основой для снижения цен было сельское хозяйство. Если жизнь обычного горожанина постепенно улучшалась, хотя и была очень бедной, то жизнь крестьянина и в целом советской деревни продолжала оставаться очень тяжелой. На подобное положение повлияли различные причины. Сельское хозяйство вышло из войны крайне ослабленным. В 1945 г. его валовая продукция составляла 60% от довоенной. Жестокая засуха 1946 г. еще больше подорвала производительные силы колхозов и совхозов и привела к очередному массовому голоду, от которого погибли тысячи людей. Однако главной причиной тяжелого положения в сельском хозяйстве была политика коммунистической партии и советского правительства. Это выражалось, в частности, в неэквивалентном товарообмене между городом и деревней. Капиталовложения в сельское хозяйство фактически не производились: на нужды села отправляли немногим более 7% общего объема ассигнований. Деревни не были электрифицированы: в 1953 году только 15% колхозов получали электроэнергию. Государство продолжало изымать из деревни большую часть произведенной продукции, фактически не оплачивая ее, т.к. цены на продукцию колхозов оставались на уровне 1928 г., тогда как цены на промышленную продукцию увеличились за прошедшее время в 20 раз. В результате этого почти ничего не оставалось для оплаты тяжелейшего труда колхозников. Затраты труда продолжали измеряться с помощью условной единицы - трудодня, оплата производилась в конце года частично в натуральной форме продуктами, частично деньгами в соответствии с количеством выработанных трудодней. Но в большинстве колхозов эта оплата была ничтожна мала или вообще отсутствовала. Поэтому основным источником дохода крестьян оставалась работа на своих приусадебных участках. Общая площадь этих участков составляла лишь 6% от всех засеваемых угодий страны, но по производству картофеля, мяса, молока, яиц они опережали все колхозы и совхозы вместе взятые. Власти и здесь усмотрели скрытые резервы и начиная с 1946 г. приусадебные участки были не только обрезаны, но и обложены непомерными налогами. Кроме того, каждый крестьянский двор обязывался поставлять государству определенное количество мяса, молока, яиц, шерсти и т.д. Таким образом, на сельское хозяйство продолжали смотреть как на отрасль, от которой следует постоянно брать и брать, не заботясь, как она выживет, поэтому неудивительно, что в начале 50-х годов эта отрасль, с трудом поднявшись на довоенный уровень, вступило в полосу глубокого кризиса.1

    При низкой производительности труда, отсутствия экономических стимулов к росту производства, наличии директивного установления цен сохранялся существенный дефицит товаров, что не могло вести к постоянному снижению цен и улучшению благосостояния населения.

6. Для экономики наиболее развитых стран в 70-е годы было характерно: а), в)

7. б), г) Уже к концу 1986 года экономическая ситуация в стране вновь стала ухудшаться. В январе 1987 года наступил спад производства, одной из причин которого была и Чернобыльская катастрофа (апрель 1986 г.), ставшая возможной в условиях нарастающего распада, падения производства и технологической дисциплины. Три года перестройки показали, что попытки в рамках старой системы провести преобразования экономики, активизировать человеческий фактор обречены на провал. Поэтому горбачевское руководство было вынуждено пойти по пути преодоления тотального огосударствления экономики для пробуждения инициативы людей. В июне 1987 г. был принят закон о государственном предприятии, внедрялись модели хозрасчета, а в июле 1988 г. увидел свет закон о кооперации. Следующий шаг в реформе хозяйственного механизма был отмечен появлением в июне 1990 г. постановлением Верховного Совета СССР О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике, а затем серии других законодательных актов. В них предусматривалось: перевод промышленных предприятий на аренду (до 20% их общего числа к 1995 году), постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация этих мер откладывалась на 1991 год. Власти всячески затягивали и болезненное в социальном плане, но крайне необходимое для оптимизации производства реформирование кредитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энергоносителями. Тогда же вниманию общественности была предложена альтернативная Программа 500 дней, разработанная группой экономистов во главе с С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским. В ней намечалось провести за этот сжатый срок поэтапную приватизацию госпредприятий и существенно ограничить экономическую власть Центра. Правительство отклонило ее.

8. 1991 г. – 200%

    1992 г. – 2600%

    1996 г. – 22%, инфляция в 1996 году была самая низкая после 1990 года

    Рост денежной массы без ее товарного обеспечения приводил и к фактическому росту цен. Так, исследования Всесоюзного научно-исследовательского института по изучению спроса населения на товары народного потребления и конъюнктуры торговли (ВНИИКС) показывают, что средние цены на ткани, одежду, обувь с 1976 по 1985 гг. выросли на 29%, хотя ежегодник Госкомстата СССР утверждает, что цены на эти товары сохранились на прежнем уровне. Установлено, что от 10 до 40% швейных изделий, кожаной обуви, телевизоров, магнитофонов, часов, холодильников, мебели имели завышенные цены. В десятой пятилетке (1976-1980 гг.) половина прироста товарооборота получена за счет роста цен, в одиннадцатой пятилетке этот угнетающий показатель вырос до 60%. Подобные же процессы продолжались и в период горбачевской “перестройки”.


1. а) В рамках надобщинной структуры, протогосударства с наследственным вождем, ставшим символом коллектива, неоспоримое право распоряжаться общественным достоя­нием было функцией высшей власти вождя. В свете сказанного вполне очевидно, что представление о верхов­ной собственности государства и государя можно понимать только в том плане, о котором идет речь: высшая собственность правителя-сим­вола, олицетворяющего коллектив, производна от реальном владения достоянием коллектива и безусловной) права распоряжаться его ре­сурсами и имуществом, причем и то и другое в конечном счете про­изводно от власти. Власть (владение) рождает понятие и представление о собственности, собственность рождается как функция владения и власти. Власть и собственность неразделимы, не расчлени­мы. Перед нами феномен власти-собственности. Власть-собственность - это и есть альтернатива европейской ан­тичной, феодальной и буржуазной частной собственности в неевро­пейских структурах, причем это не столько собственность, сколько власть, так как функции собственника здесь опосредованы причаст­ностью к власти, т.е. к должности, но не к личности правителя. По наследству в этих структурах может быть передана должность с ее правами и прерогативами, включая и высшую собственность, но не собственность как исключительное частное право владения вне зависимости от должности. Социально-экономической основой власти-соб­ственности государства и государя было священное право верхов на избыточный продукт производителей. Если прежде семейно-клановые группы вносили часть своем продукта в форме добровольных взносов старейшине в качестве скорей символической, нежели реальной платы за ею общественно полезный труд, то теперь ситуация стала иной. В надобщинной структуре, в рамках протогосударства вождь имел бес­спорное право на определенную часть продукта ею подданных, причем взнос с политэкономической точки зрения принимал облик ренты-налога. Налога потому что взимался центром для нужд структуры в целом, в частности для содержания непроизводительных слоев, обслуживающем их персонала или производителей, занятых внеземледельческой сфере (ремесло, промыслы и т.п.). Налог в этом смысле - высшее право государства как суверена на определенную долю дохода населения. Что же касается ренты, то она проявлялась в праве собственника, субъекта власти-собственности, на определен­ную долю реализации этой собственности в хозяйствах земледельцев­общинников.

    б) Понятие условного землевладения заключается в следующем. Во всех восточных обществах понятия о собственности вообще, тем более о частной собственности, просто не существовало. Специалисты, исследующие такие структуры, используют для их характеристики понятия “коллективная”, “общинная”, “племенная” собственность и т.п., сознавая всю условность этих понятий. Дело в том, что понятие о собственности в коллективах собирателей, кочевников или общин­ных земледельцев сводилось прежде всею к представление о праве на ресурсы, которые считались принадлежавшими данной группе и использовались ее членами в процессе их хозяйственной деятельно­сти. Собственно, иначе и быть не могло в те времена и в тех условиях жизни. Основа отношений к ресурсам, от обладания которыми зависело существование коллектива, реализовывалась, таким образом, в терминах владения, т.е. власти: “Мы владеем этим; это – наше”. Субъектом власти, владения, распоряжения хозяйственными ресурса­ми или, если угодно, коллективной собственности всегда был и практически всегда мог быть только коллектив, причем этому никак не противоречило то обстоятельство, что всегда существовало индивидуальное и семейное пользование какой-то частью общем владения, не говоря уже о предметах обихода, жилище, личных вещах, орудиях производства и т.п. Это означает, что и экономическое содержание, и юридическая форма таком рода собственности - именно владение и, как результат владения, власть.

в) В 4 в. до н.э. во многих древнекитайских царствах были проведены социально-политические реформы, направленные на окончательный слом изжившей себя системы общественных отношений и формирование новой общественно-экономической системы (в том числе и развитие частной собственности на землю). Инициаторами этих реформ были представители легистской школы, большинство которых стремилось не только сформулировать свою точку зрения на методы и решения социальных проблем современности, но и осуществить ее на практике. Об одном из них – Шань Яне, добившемся проведения реформ в царствование Цинь, сохранилось достаточно много сведений (главным образом из “Исторических записок” Сыма Цаня и трактата “Книга правителя Шан”, приписываемого Шан Яну). Цинь, самое западное из всех древнекитайских царств, долгое время не играло значительной роли в борьбе за главенство на Среднекитайской равнине. Цинь было экономически слабым царством и не имело сильной армии. Его правитель принял предложение Шан Яна о проведении реформ, которые должны были привести к усилению государства. Они были проведены в 359 – 348 гг. до н.э. и предусматривали, помимо всего прочего проведение аграрных преобразований: жителям царства Цинь разрешалось свободно покупать и продавать землю. Это нанесло решительный удар по общинному землевладению. “На полях, - как отмечают источники, - отменили старые межи”, было разрешено “обрабатывать землю в неограниченных размерах”. Узаконение продажи и заклада земли неизбежно влекли за собой, с одной стороны, быстрое разорение общинников, терявших землю, которой они владели раньше по праву принадлежности к общине, а с другой – концентрацию земли в руках новой, торгово-ростовщической знати.

    Подобный процесс развития частной собственности можно увидеть и на примере Вавилонского законодательства. По законам царя Хаммурапи представляется, что и среди полноправных граждан, свобод­ных общинников, глав патриархальных семей существовали различия, прежде всего экономические. Одни, наи­более зажиточные, подчиняли своему влиянию экономически слабых, механизмом для этого являлось весьма распространенное ростовщичество и долговая кабала. Взаимоотношениям между богатыми и обедневшими общинниками законы Хаммурапи уделили достаточно большое внимание. Процессу расслоения общины, а в дальнейшем и ее постепенному разрушению, безусловно, способствовала возможность членов общины распоряжаться собственностью по своему усмотрению, многие земли переходили в семейное владение. Они могли про­давать свои земельные наделы, сдавать их в аренду, пе­редавать по наследству. Наряду с мушкенумами - низшей категорией цар­ских людей - в зависимости от вавилонского царя находились куда более состоятельные люди средней и высшей категории: работники дворцового хозяйства, члены администрации, жрицы и другие. Эти категории также не являлись соб­ственниками земельных наделов, которые в любой момент по желанию царя могли быть переданы другому лицу. Однако постепенно, благодаря тому, что наследник часто оставался на должности отца, земельный участок все более закреплялся в собственности семьи и ее главы. Представителям высшей категории, в соответствии со ст. 40, разрешалось продавать свою землю вместе с пере­дачей должности. Кроме того, царские служащие могли покупать общинные земли (ст. 39). Сохранились сведе­ния и о хозяйственной деятельности жриц, которые по­пали в категорию царских слуг после 1768 г. до н.э., когда царь подчинил храм своей власти. Они покупали в собственность земли, сады, дома, сдавали их внаем, за­нимались ростовщичеством, торговали.1

 

 


2. Основными формами организации труда в Древней Греции и Древнем Риме были наряду с общинным сельскохозяйственным производством, рабский и наемный труд. Рабский труд применялся в сельском хозяйстве (особенно в Риме во II в. до н.э. – II н.э.), ремеслах, горном деле и других видах производства. В странах античного мира наемный труд применялся главным образом в ремесленном производстве. Например, в Афинах городские бедняки, принадлежавшие к 4-у разряду – фетам, нанимались на длительный срок в мастерские – эргастерии, служили гребцами на кораблях, грузчиками в портах.  В эпоху античности наемными работниками нередко считались писцы, служители при судах, смотрители рынков, учителя, врачи и т.д.

    В этот период в странах Древнего Востока можно также увидеть достаточно сложную организацию труда. В странах Древнего Востока расширились масштабы и усложнилась структура воспроизводства, возросла его организованность. Этого потребовала логика регулирования оросительных систем в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда. Возникла иерархическая структура воспроизводства на нескольких уровнях: низовом - земледельческая, скотоводческая или ремесленная семья, соседская община, полутоварные или товарные рабовладельческие хозяйства (рабство имело во многом патриархальный характер, при котором основной сферой применения труда рабов было домашнее хозяйство); региональном - в отдельных территориях, номах Верхнего и Нижнего Египта; государственном - в масштабах Египта, Ассирии, Вавилонии и т.п. Сложился устойчивый рынок (не охватывавший, правда, продуктов питания и одежды для основной массы населения, но включавший куплю-продажу рабов) в масштабах отдельных стран, формировались товарные потоки между странами. Был достигнут скачок в разделении и повышении эффективности труда. Высокой урожайностью отличалось ирригационное земледелие. Наблюдался подъем разнообразных ремесел, производства бронзовых орудий труда, вооружения, украшений, различных тканей, одежды, обуви, лекарственных препаратов, предметов искусства. О развитии строительства свидетельствуют дошедшие до наших времен пирамиды, остатки дворцов и храмов. Из памятников Раннего египетского царства известно, что уже в то время существовало многоотраслевое царское хозяйство, включавшее пашни и пастбища, виноградники и сады, изготовление разнообразных продуктов питания, ремесленные мастерские, судостроительные верфи. Существовали также храмовые хозяйства, хозяйства частных лиц - вельмож, приближенных фараона. Возникло множество профессий - земледельцы и пастухи, рыболовы и птичники, огородники и садовники, пекари и пивовары, медники и ювелиры, гончары и каменотесы, ткачи и сандальщики, плотники и столяры, строители зданий и судов, художники и скульпторы, музыканты и певцы, танцовщики и парикмахеры, писцы и учетчики, надсмотрщики и управляющие. Процесс дифференциации видов деятельности давал возможность каждому приобретать навыки, мастерство, совершенствовать орудия труда, добиваться возможно большей его эффективности.

    Долговое рабство имело большое значение практически для всех древнего мира. Так, в  течение архаического периода в Греции произошел важный исторический сдвиг: ремесло отделилось от сельского хозяйства как самостоятельная отрасль производства. В соответствии с этим перестраивается и само сельское хозяйство, связь с рынком становится для него делом первостепенной важности. Торговля становится ведущей отраслью греческой экономики, появляются деньги. Деньги делают человека - это изречение, приписываемое некоему спартанцу Аристомеду, стало своеобразным девизом новой эпохи. Деньги во много раз ускорили начавшийся еще до их появления процесс имущественного расслоения общины, еще более приблизили полное и окончательное торжество частной собственности. Сделки купли-продажи распространяются теперь на все виды материальных ценностей. Не только движимое имущество, но и земля, до сих пор находившаяся под контролем общины, свободно переходят из рук в руки: продается, закладывается, передается по завещанию или в качестве приданного. Продаются и покупаются сами деньги. Богатый человек мог отдать их в долг бедняку под очень высокий процент. Так зародилось ростовщичество, а вместе с ним и его неизменный спутник - широко распространенное почти во всех раннеклассовых обществах долговое рабство. Обычным явлением становятся сделки самозаклада. Не имея возможности своевременно расплатиться со своим безжалостным кредитором, несостоятельный должник отдает в заклад последнее, чем он еще располагает: детей, жену, а затем и самого себя. Аристотель в Афинской политии писал, что ... бедные находились в порабощении у богатых не только сами, но также и дети их и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей.1 Обозначение шестидольники объясняется тем, что они уплачивали 5/6 урожая за арендуемые участки.  Если долг и накопившиеся по нему проценты не выплачивались и после этого, должник со всем семейством и остатками имущества попадал в кабалу к ростовщику и превращался в раба, положение которого ничем не отличалось от положения обычных рабов, взятых в плен на войне или купленных на рынке. Об этом пишет и Плутарх: ... Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали землю, платя богатым шестую часть урожая; их называли гектоморами или фетами; другие брали у богатых в долг под залог тела; их заимодавцы имели право обратить в рабство; при этом одни оставались рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев.2

    Законы стран Древнего Востока также регулировали отношения связанные с долговым рабством. Например, в законах царя Хаммурапи наибольшего внимания заслуживают те из статей, которые каса­лись условий кредита и ростовщичества. Все они были направлены на ограничение произвола заимодавцев и стремились дать должнику мак­симальные шансы. При неурожае его долг откладывался. Если за долг человек был вынужден отдать в долговое рабство кого-либо из своей семьи, кредитор нес ответственность за приобретенного таким образом раба-должника: в случае, если от дурною обращения последний уми­рал, кредитор наказывался. В любом случае срок долгового рабства не должен был превышать трех лет - после этого срока должник освобождался, а долг считался погашенным. Был установлен и размер долгового процента - он не должен был превышать 20 % при денеж­ном и 30 % при натуральном займе.

    В Древней Греции и Древнем Риме не существовало люмпен-пролетариата, т.к. государство в той или иной мере поддерживало наименее зажиточную часть граждан. Например, в Афинах  за отправление государственных обязанностей по избранию устанавливается вознаграждение из государственной казны, что открывало реальную возможность политической деятельности и перед малообеспеченными слоями граждан. “Жалованье получает, во-первых, народ за рядовые народные собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов...”3 Был установлен также так называемый теорикон – выдача денег гражданам на посещение театра, который занимал очень видное место в общественной жизни афинян. Аристотель понимал необходимость недопущения обеднения граждан полиса: “Демократии в свою очередь пользуются большей в сравнении с олигархическими безопасностью; существование их более долговечно благодаря наличию в них средних граждан (их больше, и они более причастны к почетным правам в демократиях, нежели в олигархиях). Но когда за отсутствием средних граждан неимущие подавляют своей многочисленностью, государство оказывается в злополучном состоянии и быстро идет к гибели...”4

    На Востоке государство принимало энергичные меры для предотвращения деструктивного процесса гибели традиционной общины. Вот почему, хотя некоторое количество беднейших общинников, несмотря на все ухищрения противодействовавших этому властей, все-таки разорялось и продавало свои земли соседям, этот процесс обычно ограничивался лишь небольшой частью общины и был к тому же обратимым. В результате подавляющее большинство общинников, пусть с трудом сводя концы с концами, продолжало вести свое по преимуществу натуральное хозяйство, и это было нормой, переходя­щей из поколения в поколение.

    Азиатский способ производства – формулировка, которую употребил К. Маркс в “Предисловии” к “Критике политической экономии” для определения особенностей общественного и экономического строя в странах Азии в докапиталистическую эпоху. Основными признаками азиатского способа производства являлись: господство в странах Азии государственной земельной собственности, отсутствие крупных хозяйств, непосредственное подчинение крестьян государству, особая роль государства в создании ирригационной системы, в организации сопротивления кочевникам, а также наличие развитого слоя бюрократии.

    Античное рабство – система производственных отношений, основанных на использовании значительного числа рабов. Применение труда рабов на наиболее тяжелых работах (рудниках, каменоломнях и пр.). Характеризуется практическим полным бесправным юридическим и экономическим положением рабов (полностью лишены собственности, семьи и т.д.), за преступление против господина следовало жестокое наказание. Классическое рабство было в Древней Греции и особенно в Древнем Риме.


3. Финансовая система феодальных средневековых европейских государств. В раннее средневековье королевский двор и дружина содержались за счет поступлений из королевских поместий и повинностей населения, судебно-административных штрафов, даней, налогов (впервые возникших или унаследованных в известной мере от античных государств, провозных и рыночных пошлин. Соб­ственно королевская казна состояла из чеканной монеты и драгоценностей, хранившихся в королевской спальне и составлявших семейное сокро­вище короля. Чеканка монеты приносила фиску не­большой доход, главным образом в виде пошлин с монетариев, чеканивших монету из собственного металла. Местный государственный аппарат содержался за счет эксплуатации населе­ния, части судебно-административных штрафов, королевских земельных пожа­лований. Из бюджета монархии исключались в значительной мере расходы на войско, т.к. основная его часть состояла из ополченцев - свободных крестьян, снаряжав­шихся в поход на собственные средства; на войне войско кормилось за счет военной добычи и грабежей. Расходы на общественные нужды (строительство дорог, мостов, укреплений) перекладывалось на население, несшее трудовые повинности. С установлением феодальной раздробленности королевские доходы стали ограничиваться почти исключительно поступлениями с домена. Налоги с населения и по­ступления, связанные с королевской юрисдикцией, резко сократились, а в некоторых странах (например, во Франции) исчезли совсем по мере втягивания крестьян в вот­чинную зависимость и с широкой практикой раздачи иммунитетов, в результате чего бывшие королевские доходы переходили в руки отдельных феодалов владельцев им­мунитетных прав. Регалии, в частности монетная, давали королю немногим больше доходов, чем любому другому владетелю, пользовавшемуся этими правами. Как верховный сюзерен король получал взносы от своих прямых вассалов при вручении инвеституры на лен (рельеф), но это тоже не всегда имело место. Узость доходной части бюджета монархии балан­сировалась незначительностью расходов, ограничи­вавшихся содержанием двора (сановники к тому же имели собственные владения), аппарата управления доменом и собственно королевского войска из вассалов домена. Общегосударственное войско состояло из ополчений вассалов. Взамен военной службы король мог требовать часть доходов с военных фьефов. По мере ликвидации феодальной раздробленности и создания централизованных государств значение государственных финансов росло. Королевская власть вела борьбу за расширение домена (а соответственно и поступлений с него в казну), за распространение королевской юрисдикции на все слои населения (что также увеличивало королевские доходы), за превращение платежей и сборов, следовавших с королевских вассалов, в реальные. Но постепенно основой государственных финансов все более становятся не традиционные феодальные поборы, а государственные налоги, причем монархия, стре­мясь “улавливать” новые доходы - от развития то­варно-денежные отношений, ремесла, торговли, переходит к общей системе обложения всей движимой и недви­жимой собственности, все большее значение приоб­ретают косвенные налоги (на предметы потребления), торговые пошлины и т.д. Финансовая нужда, вызываемая ростом военных расходов (особенно с переходом от феод. опол­чений к системе наемных войск), трат на нужды управ­ления заставляла монархию изобретать все новые способы пополнения казны. Наряду с все возрастав­шими налогами практиковались принудительные займы, выпуск неполноценной монеты и т.д. Основная тяжесть налогов падала па крестьянство и городских ремесленников. Высшие сословия пользовались всевозможными на­логовыми изъятиями. Обложение налогами, в т.ч. высших сословий и городской верхушки, было одной из причин возникновения и функционирования сослов­ного представительства, главной функцией которого стало разрешение новых налогов. С торжеством абсолютизма монархия приобрела полную финансовую независимость. Это в наибольшей степени относится к Франции (“парламентская” форма обложения). Казна считалась собственностью монарха, бюджет не подлежал огласке. Финансовая система абсолютизма охватывала разнооб­разные формы обложения: прямые налоги (поимуще­ственный, подушный, иногда подворный), пошлины (за ввоз и вывоз товаров, за продажу и провоз товаров на соль, значение торговли, через внутренние таможенные пункты), акцизы на хлеб, вино и др. продукты. Все большее значение приобретало обложение доходов от ремесла и торговли, особенно внешней.

    В налоговой системе европейских стран име­лись известные различия. В Англии, где со времени норманд­ского завоевания 1066 г. и особенно в XI-XIII вв. сложилась относительно сильная централизованная монархия, уже с XI в. собирались т.н. “датские деньги” сначала в качестве единовремен­ного сбора, а затем более или менее регулярного общего налога (с целью выявить материальные ресурсы короны в 1086 была проведена всеобщая поземельная перепись (“Книга страш­ного суда”); король обладал весьма значительными “личными” феодальными доходами как собственник обширных земель и сеньор своих вассалов. С середины XII в. были введены “щитовые деньги”, новый произвольный побор с домениальных земель и городов - талья. Но уже к концу XIII в. доля всех этих тради­ционных феодальных поступлений составляла в гос. бюджете не более 1/3 (с начала XIV в. внимание многие из этих поборов вообще прекратилось), а 2/3 давали налоги, при этом с конца XIII в. основной формой обложения становятся налоги на движимость. Английский парламент в 1297 г. закрепил за собой право разрешать внимание налогов. Они носили всесословный характер, но феодалы пользовались финансовыми льготами и изъятиями. Во Франции XIII-XIV вв. в королевский фиск кроме натуральный и денежный. поступлений от домениального хозяйства поступали разные судебно-административные штрафы и сборы, конфискованное и выморочное имущество, доходы от пошлин, от выпуска монеты (королевская монета с конца XIII в. стала общераспространенной в стране), всевозможных налогов. Налоги давали основную часть доходов казны, доля их и размеры возрастали. Главный прямой налог - талья с 1439 превратился в постоянный налог, ее основным плательщиком было крестьянство (главным объектом прямого обложения был земля), привилегиро­ванные сословия из обложения тальей были почти полностью исключены. Косвенные налоги (гл. обр. эд, а также тяжелые налоги на соль, главным из которых была с 1341 габелъ) были, в отличие от прямых, всесословными, но всей тяжестью падали на городскую бедноту (обложению подлежали продукты и другие товары широкого потребления). Счетная камера ведала “обычными” поступлениями (с домена), “генералы финансов” - сбором пошлин и налогов на территории всей страны. Сбор налогов проводился (с сер. XIV в.) по налоговым округам, во главе которых стояли т.н. элю. В феодально-раздробленной Германии почти исчезли обще­государственные налоги (средства поступали гл. обр. от обложения импер­ских городов), не было и общеимперского налогового аппарата. Князья располагали собственным фискальным аппаратом и собственными финансовыми, города, освободившиеся от власти сеньоров, - своим. Попытка ввести общеимперский налог - т. н. импер­ский пфеннинг в конца XV в. была безуспешна.1


4. Торговые компании - привилегированные монопольные организации купечества, преимущественно занятого в внешней торговле, особенно характерные для времен: разложения феодализма и развития раннекапиталистических отношений в Европе. Сыграли важную роль в процессе первоначального накопления, развитии предпринимательства, внутренней и внешней торговли, складывании колониальной системы. Истоки торговых компаний связаны с классическими формами организации феодальной торговли [морские компании (коменды), гильдии, торговые караваны, торговые фактории (фондако) и т.п.]. Как новая система купеческих объединений, вызванная развитием капиталистических отношений, торговые компании возникали нередко путем внутренней трансформации этих типично феодальных форм организации торговли или на их месте. Вследствие слабости рынка и господства сословной системы торговые компании в большинстве случаев (особенно в начальный период) сохранили многие существенные черты феодально-корпоративной организации: привилегированное положение в сфере торговли определенными товарами в определенных географических пунктах, олигархичность управления, корпоративность и наследственность прав. Однако в период первоначального накопления по существу своему торговые компании были уже частнопредпринимательскими организациями. Рассчитанные на расширение оборота, они строились на основе соглашения пайщиков - владельцев капитала о совместном ведении дела и пропорциональном разделе прибылей, имели тенденцию к укрупнению капитала, уменьшению числа основных пайщиков. Торговые компании нередко соединяли крупную оптовую (часто заморскую торговлю с банковскими кредитными и ростовщическими операциями, а также с промышленным предпринимательством (особенно в текстильной и горно-металлургической отраслях, книгоиздательстве). Но торговая деятельность в торговых компаниях преобладала. Феодальная среда, в которой развивались торговые компании как носители раннекапиталистических отношений, обусловила их недолговечность. Лишь единичные из них просуществовали 100 лет, редкие - 50. Их судьба как правило, завершалась банкротством. Торговые компании могут быть различимы: по характеру деятельности (чисто торговые, торгово-предпринимательские или торгово-промышленные, торгово-банковские или торгово-ростовщические, торгово-колониальные и др.), по составу (семейные или родственные, земляческие, состоящие из коллег по роду или ареалу торговли, и т.п.), по типу деловых связей (т.н. товарищества на вере или соглашению, регулированные или акционерные и т.п.), по длительности существования (создании одну операцию, долговременные, постоянные и т.п.

    В XVI в. по мере усиления торгового капитала в Англии и других европейских странах стали организовываться крупные паевые торговые компании, чьи коммерческие интересы были связаны с определенными, бывшими часто заморскими, землями. Например, в Англии такими торговыми компаниями были Москов­ская компания (1554-1649), Ост-Индийская компания (1600-1858), Левантийская (основана в 1581), Восточная (основана в 1579), Гвинейская (Африканская, основана в 1588), Компания Гудзонова залива (основана в 1670), Плимутская (основана в 1606) и др. В XVI-XVIII вв. заморские торговые компании возникли также в Скандинавских странах. Заморские торговые компании имели монополь­ный характер. Основные капиталы и монопольные права были сосредоточены в руках узкой олигархической группы лиц. Торгуя с отдаленными, в большинстве случаев сла­боразвитыми странами, эти торговые компании превратились в мощ­ный рычаг колониального порабощения и эксплуатации, вывозя значительные  материальные ценности в Европу и создавая тем самым предпосылки для ее дальнейшего экономического развития. После Великих географических открытий колониальная деятельность торговых компаний приняла всеобщий характер. Благодаря смелым экспедициям мореплавателей многих стран мира Европа, Африка, Америка и Австралия были связаны между собой торговыми путями и начал складываться мировой рынок. Его появление стало еще одним мощным толчком к зарождению и развитию капиталистических отношений в Западной Европе. Новый мир стал рынком сбыта для мануфактур Европы и монопольное владение им обеспечивало быстрое накопление капитала в странах Западной Европы. Явля­ясь политическими организациями (обладая правом ведения войны, заключения мира, суда, чеканки монеты в местах своих торговых интересов и т.п.), торговые компании, как правило, использо­вали в зависимых странах методы прямого экономического и военного грабежа и пиратства, вызывая всеобщую нена­висть и восстания местного населения, занимались работорговлей (особенно Гвинейская компания). Сравнительная незначительность капиталов, огромные военные расходы, хищения и спекуляции со стороны служащих обусло­вили непрочность заморских торговых компаний. Они часто реорганизовывались, сливались с другими. Торговые компании (за исключе­нием английской и голландской Ост-Индских компаний) просущест­вовали сравнительно недолго. К тому же деятельность этих компаний в конце концов вступила в противоречие с интересами промышленной буржуазии, так что к концу 18 в. почти все они были ликвидированы.

    Торговые компании в России возникли во 2-й пол. XVII в. Одна из первых была создана в Москве среди торговых людей “москатильного ряду” во главе с купцами Е. Марковым и К. Ермолаевым. 27 окт. 1699 Петр I подписал указ о создании торговых компаний, наделенных различными привилегиями и находящихся под протекцией государства. Однако практическая реализация этого указа задержалась на четверть века. Лишь 4 августа 1724 была учреждена “Компания для торгу с Испанией”. Забота о компании поручалась Коммерц-коллегии. Деятельность этой торговой компа­нии ограничилась посылкой в Испанию трех кораблей, после чего она прекратила свое существование. В середине XVIII в. торговые компании возникают по инициативе правительства и частных лиц. Во втором случае торговые компании регистрировались в Коммерц-коллегии и затем утверждались Сенатом. В 1755 была создана акционерная торговая компания под названием “Российская в Константинополь и Венецию торгующая коммерческая компания” (учредители - купцы Хо­статов, Шемякин и Ярославцев, учредительный капитал -100 тыс. руб.); в 1758 – “Компания персидского торга” (учредители - купцы Иссаханов, Земский и Матвеев, учредит. капитал - 600 тыс. руб.). Последняя получи­ла разрешение правительства на строительство собственных кораблей. В 1760 была создана “Коммерческая в Бухары и Хиву компания”, учрежденная графом Воронцовым. Деятельность этих компаний была кратковременной и малоуспешной, несмотря на полученные ими от правительства привилегии. Более того, создание торговых компаний в связи с пре­кращением торговых операций частными лицами вызвало сокращение объема торговли России. Учитывая это, Екатерина II в 1762 г. ликвидировала монопольные права компаний. После 1762 торговые компании создавались преимущественно по инициативе купцов. В XIX в. торговые компании были постепенно заменены торговыми товариществами, которые, в отличие от компаний, не обладали никакими привилегиями.1

 

 


5. С конца 15 века начинается возвышение Нидерландов и в 17 веке она превращается в образцовую капиталистическую страну. Экономическому развитию Нидерландов содействовали прежде всего географические условия. Бедные почвы, близость моря, много островов и удобных гаваней, низовья крупных рек - Рейна, Мааса, Шельды - неизбежно подталкивали голландцев искать средства существования на море. В то время, когда многие другие народы Европы еще оставались земледельцами, а некоторые даже пастухами, голландцы раньше других стали моряками. После великих географических открытий, когда торговые пути из Средиземного моря переместились в Атлантический океан, Нидерланды оказались на стыке путей мировой торговли и сделалась торговым посредником между западом и востоком, севером и югом. Кроме того, экономическому подъему Нидерландов способствовало и более раннее развитие капитализма. Крепостное право не получило значительного развития, и крестьяне сохранили личную свободу. Многие города были известны своим судостроением, сукноделием, канатным и парусным производством, мануфактурами, которые получило широкое распространение благодаря проникновение в экономику Нидерландов еще за долгий период до Нидерландской буржуазной революции капиталистических отношений. Все это, а также ускорение капитализма в сельском хозяйстве и его товаризация сделали Нидерланды одной из наиболее развитых стран Европы. Однако наиболее важной причиной экономического подъема этой страны стала буржуазная революция в Нидерландах во второй половине 16 века. До этого Нидерланды находились под господством испанской короны. Благодаря этой революции в январе 1579 года была заключена Утрехтская уния, которая положила начало существованию первой в истории Европы буржуазной республики. Другие страны, например Англия, (не говоря уже о Португалии и Испании) в этот период, несмотря на широкое укоренение капиталистических отношений в городе и деревне, оставалась по существу аграрной страной и значи­тельно отставала от Нидерландов в развитии промышленности, транспорта, торговли.1 

    В России при Петре стало строиться значительное количество мануфактур. Мануфактуры, казенные и частные, имелись в стране и до Петра, но его вмешательство резко ускорило процесс их создания. За 1702 - 1707 гг. было построено 11 металлургических заводов, обеспечивших потребности в железе, а постройка и расширение существовавших оружейных заводов к 1712 г. обеспечили армию оружием. Были построены и расширены текстильные, полотняные, канатные и другие мануфактуры, заведены овчарные и конские заводы и т.п. К концу царствования Петра в России было около 200 мануфактур (из них половина частных), т.е. в десять раз больше, чем было до него. Наряду с разрешением подданным основывать новые заводы казна стала передавать в частные руки и предприятия, прежде принадлежавшие государству. Эти предприятия получали ссуды, право беспошлинной торговли в течении ряда лет, казна приобретала у них продукцию по завышенным ценам. Подобное предоставление льгот было обратной стороной медали, именуемой рынком. Такая практика фактически означала подавление конкуренции в торговой и промышленной среде.  Во время Северной войны государство и владельцы мануфактур обеспечивали предприятия рабочими руками по-разному: использовалась и вольнонаемная рабочая сила, и так называемые “приписные” крестьяне, жившие, как правило, в окрестностях заводов и отрабатывавшие на них свои государственные налоги, и преступники, присланные в виде наказания на мануфактуры. Важно при этом отметить, что наиболее квалифицированную постоянную часть рабочих составляли вольнонаемные. Вообще проблемы найма не существовало. Дифференциация сельского населения, наличие в обществе множества нетяглых мелких прослоек, вполне легальные пути выхода из служилого или податного сословия - все это создавало в стране контингент так называемых “вольных и гулящих”, из которого и черпалась рабочая сила для первых мануфактур. Примечательно, что среди “вольных и гулящих” было очень много просто беглых (в том числе - помещичьих) крестьян, о возвращении которых фактически никто, кроме самого помещика, не хлопотал. Наоборот, власти сквозь пальцы смотрели на использование труда беглых мануфактуристами и управляющими государственными предприятиями. Однако в конце 10 - начале 20-х годов произошли важные преобразования социального характера: была резко усилена борьба с побегами крестьян, началось массовое возвращение беглых прежним владельцам, была осуществлена детальная ревизия наличного населения с последующей фиксацией их социального статуса и закреплением навечно к месту записи в налоговый кадастр, наконец, вне закона была объявлена категория “вольных и гулящих”, которых приравняли к беглым преступникам. Резкий поворот в политике правительства тотчас отразился на промышленности. Правительственные органы и сам царь стали получать многочисленные жалобы владельцев частных мануфактур и управляющих казенными заводами на катастрофическое положение, возникшее с вывозом беглых с предприятий и запрещением впредь, под страхом штрафов, принимать их на работу. Под сомнение ставилась возможность поставок продукции в казну. Вот тогда-то и был опубликован закон, имевший самые серьезные последствия для русской экономики. 18 января 1721 г. Петр подписал указ, который разрешал частным мануфактуристам, вне зависимости от их социальной принадлежности, покупать к своим заводам крепостных крестьян, с тем чтобы использовать их на заводских работах. Этот указ знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнические, в разновидность феодальной собственности - своеобразную вотчинную мануфактуру, на которой рабочие эксплуатировались как на господской пашне. Важно отметить, что на работных людей, вне зависимости от их реального положения и длительности занятий промышленным трудом, распространялись нормы феодального права, критерии сословного средневекового общества. Ни право тех времен, ни отраженное в нем общественное сознание как бы не учитывало новой социальной реальности - появления мануфактуристов и рабочих. В социальной структуре общества не было места новым группам населения. Труд на мануфактуре не рассматривался жившими в эпоху бурного экономического строительства петровскими законодателями как деятельность, отличная от земледельческого труда. Работа на предприятии воспринималась либо как дополнительная, побочная работа крестьянина или посадского, либо как труд крепостного на вотчинном производстве. Рабочий воспринимался как крепостной крестьянин владельца мануфактуры, а не как закрепощенный рабочий. Новое в экономике воспринималось лишь как разновидность старого. Поощрения мануфактуристов шли по варианту поощрения дворянина - земле- и душевладельца, а не владельца собственности иного происхождения. Прямым следствием подобных представлений стал указ 28 мая 1723 г., регулировавший порядок приема на работу людей, не принадлежащих владельцу или не “приписанных” к заводу для отработок государственных заказов. Указ не оставлял работным никаких вариантов, кроме двух: пришедший на завод человек - либо крестьянин, получивший от своего помещика паспорт, дающий ему право работать временно (“отходник” с паспортом), либо это беглый, “беспашпортный” преступник, подлежащий аресту и немедленному возвращению своему владельцу или той общине, в которой он записан в подушный кадастр. Этими указами промышленность России была поставлена в такие условия, что она фактически не могла развиваться по иному, чем крепостнический, пути. Доля вольнонаемного, т.е., по сути, капиталистического, труда в промышленности после этих указов стала резко падать. Казенная промышленность стала переходить на эксплуатацию “приписных”, образовался институт “рекрут” пожизненных “промышленных солдат”. Практика использования крепостных на частных заводах привела к тому, что указом 1736 г. даже те рабочие, которые не являлись ничьими крепостными, в том числе и крепостными владельцев мануфактур, стали таковыми под названием “вечноотданных”. В итоге целые отрасли промышленности стали использовать почти исключительно труд крепостных. Победа подневольного труда в промышленности определила нараставшее с начала XIX в. экономическое отставание России, в этом и заключается главное отличие российского мануфактурного производства от европейского. 1

 


6. Раз­витие буржуазных отношений привело к образованию буржуазных системы финансов, заменившей старую феодальную финансовую систему. Примечательно, что контроль над государственными финансами занимал, как правило, одно из наибо­лее важных мест среди требований, которые повсюду выдвигала поднимавшаяся буржуазия. В Англии на­кануне Английской буржуазной революции XVII века конфликт между парламентом и королем, требовав­шим субсидий для ведения шотландской войны, стал одним из элементов складывавшейся в стране ре­волюционной ситуации. Позднее, в 1689 г., “Билль о правах”, юридически закрепивший результаты “Славной революции”, лишил короля права взимать какие-либо сборы без согласия парламента. Во Франции, где накануне буржуазной революции разразился острый финансовый кризис, буржуазия требовала отмены финансовых привилегий аристократии и участия в реше­нии важнейших вопросов государственного управления - в т. ч. и финансовых вопросов. Буржуазные принципы управления финансов были зафиксированы в Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), Конституциях 1791 г., 1793 г. и ряде законодательных актов Учредит. собрания, Законодательного собрания и Конвента. В американских колониях Англии, возмущенные действиями английских властей, взимавших налоги с населения без его согласия, вылилось в войну за независимость в Северной Америке 1775-83 гг. Конституции, вступившие в силу в начале 19 в. в некоторых
германских государствах (Бавария, Саксония, Вюртемберг, Баден), установили обязательность утверждение налогов законодательными собраниями. В Пруссии правительство парламента утверждать гос. бюджеты было зафиксировано конституцией 1850 г. и др. законодательным
актами, а нарушение этого права Бисмарком в 60-е
XIX в. вошло в историю как “Конституционный конфликт”. Под влиянием буржуазии повсеместно утверждались нормы государственных финансов, включавшие, помимо ограничения прав главы государства в распоряжении финансовыми средствами, также и публичность финансов. Вокруг различных аспектов финансовой политики происходила политическая борьба, принимавшая порой довольно острые формы. Один из таких аспектов - налогообложение, являющееся основой финансов буржуазных государствах. Постепенно в системе налогообложения возрастала доля прямых налогов, что, с одной стороны, содействовало приданию необходимой эластичности буржуазной финансовой системе, с другой использовалось для создания иллюзии справедливого обложения с целью “умиротворения” масс. Вместе с тем буржуазия, опираясь на свое экономическое и политическое господство, сохранила широкие возможности для возмещения потерь от выплаты налогов (повышение цен, прямое сокрытие
доходов под покровом “коммерческой тайны”, инфляция и др.). В Англии уже в 30-х гг.
XIX в. государственный бюджет стал в значительной мере бюджетом прямых налогов, а в 1842 г. был введен подоходный налог. Во Франции, где начиная с XIX в. было введено множество косвенных налогов, все больше распространялось прямое налогообложение, а после Первой мировой войны был введен подоходный налог. В Германии подоходный налог был введен в 90-х гг. XIX в., в США – в 1913 г.

    Лоу (Law), Джон (16.IV.1671-21.III.1729 гг.) - французский финансист, шотландец по происхождению. В 1716 г. основал во Франции частный банк (с 1718 г. став­ший государственным) с правом выпуска банкнот. Лоу полагал, что недостаток звонкой монеты можно восполнить бумажными деньгами, что процветание страны зависят от развития кредита, имеющего якобы капиталотвор­ческую силу. В 1718 г. Лоу организовал на акционерных началах торговую компанию, а в 1719 г. слил воедино ряд торговых компаний в Индийскую компанию, монополизировавшую почти всю Франция. В январе 1720 г. Лоу стал генеральным контролером финансов Франции. “Система Лоу”, основанная на выпуске в обращение необеспеченных банкнотов, ­вызвавшая неслы­ханный биржевой ажиотаж и спекуляцию, в короткий срок привела банк Лоу к банкротству (1720 г.), был вынужден бежать из Франции. К. Маркс причислил Лоу к “главным провозвестником кредита”. В то же время государство с помощью бумажных денег успело выплатить значительную часть государственного долга, значительно расширился товарооборот внутреннего рынка. После финансового краха 1720 г. в структуре народного хозяйства Франции происходят значительные сдвиги. Начинает развиваться капиталистическое фермерство в деревне, ускорятся захват общинных земель, особенно в северных районах Франции. Значительно возросли прямые и косвенные государственные налоги.

 


7.

 

 

Япония

Россия

Германия

Аграрные реформы

Среди наиболее значительных мероприятий правитель­ства следует отметить аграрную реформу 1872-1873 гг. По ней хозяевами земли были объявлены все те, кто владел земельными наделами к моменту принятия закона. Официально разрешалась купля-продажа земли. В ре­зультате земля оказалась в основном в руках так называ­емых новых помещиков и зажиточного крестьянства. Зе­мельные участки, полученные основной массой крестьян­ства, как правило, были мелкими. Реформа активизирова­ла процесс имущественной дифференциации в деревне. Росло число арендаторов. Прогрессивность нового законо­дательства проявилась прежде всего в том, что ликвидиро­валась земельная монополия феодалов и вводился буржу­азный принцип частной собственности на землю. В 1873 г. был принят закон об изменении в системе налогообложения в сельском хозяйстве. Вместо “кокудака” (“рисом”), других феодальных повинностей вводился единый ежегодный государственный денежный налог в размере 3% от стоимости земли. С учетом высокой цены на землю земельный налог равнялся почти 50% валового дохода крестьянского двора и составлял около 80% государственного бюджета страны. При всей неоднознач­ности в оценках аграрной реформы она несомненно спо­собствовала развитию капиталистических отношении. Более того, общий объем сельскохозяйственной продукции вырос с 1878 по 1898 г. в 3,6 раза.

Не решен до начала 19 века. Реформа 1861 г. сохранила и законсервировала крепостнические отношения. Проводя отмену крепостного права, подрывавшую традиционное помещичье хозяйство, власть в то же время стремилась сохранить само это хозяйство, компенсировав помещикам неизбежные потери. Причем компенсацию она возложила на освобождающееся крестьянство. В результате помещики сохранили за собой лучшие земли и получили на руки огромные денежные суммы; крестьянство же в массе своей было обезземелено и обложено непомерно тяжелыми платежами. Это усугубляло черты отсталости в деревенской жизни и в конечном счете привело к глубочайшему кризису. Тем не менее эта реформа открыла путь преобразованиям в других сферах общественно-политической и экономической жизни страны и является ярким примером для последующих поколений.

Во время революции 1848-1849 гг. в Германии аграрный вопрос решался антидемократическим путем – основная масса земли осталась в руках помещиков, феодальные повинности были упразднены лишь частично (за выкуп). Победил помещичье-буржуазный тип аграрной эволюции, получивший название прусского пути развития капитализма с сельском хозяйстве

Возможности частного предпринимательства

Глубокий кризис феодальной системы, крайнее обострение классо­вой борьбы, необходимость укрепления экономической мощи страны в борьбе против колониальной политики США и европейских держав, требования торгово-промыш­ленной буржуазии заставили новое правительство стать на путь проведения коренных социально-экономических и политических преобразовании. В 1870-1872 гг. завершился процесс объединения госу­дарства, были ликвидированы феодальные княжества и со­зданы префектуры. Одновременно были отменены всякие государственные ограничения на занятия и профессии, лик­видирован цеховой строй, гильдии и кланы. Правительство отменило сословное неравноправие в хозяйственной деятель­ности, провозгласило свободу торговли и передвижения по стране

Возможности частного предпринимательства были ограничены наличием в России крепостного права, которое сдерживало формирование рынка свободных рабочих рук. В конце 19-начале 20вв. Однако уже с конца 19в.экономика России переживала промышленный подъем (по темпам экономического роста Россия занимала в этот период первое место в мире), который был временно прерван только экономическим кризисом 1900-1903гг., а окончательно, с 1914г., начавшееся Первой мировой войной и преобразованиями большевиков. Экономический подъем был связан с отменой крепостного права (которая повлекла за собой создание рынка свободной рабочей силы), развитием промышленной базы в стране (индустриализацией) и реформаторской деятельностью Сергея Юрьевича Витте (в 90-е годы 19в. министр финансов, а затем в 1905-1906гг. глава российского правительства). В основе реформ Витте лежало активное вмешательство государства в частное предпринимательство и умелая экономическая политика, в частности: 1. Строительство железных дорог (к 1892г. протяженность ж/д в России составила 31 тыс. км., а за 1893-1902гг. было построено 27 тыс. км. ж/д и Россия по их общей протяженности вышла на второе место в мире). Это строительство подтолкнуло развитие торговли, увеличило спрос на продукцию металлургических и машиностроительных заводов. 2. Проведение в 1895-1897гг. денежной реформы (в частности, был введен золотой рубль) укрепило российскую валюту (с декабря 1895г. курс бумажного рубля к золотому составлял 1:1,5).3. Увеличение косвенных налогов (на сахар, табак, спички, керосин). 4. Введение “государственной винной монополии” (ежегодно давала казне около 500 млн. руб.). Очень важную роль Витте отводил иностранной финансово-технологической помощи. Наиболее важное место в этом процессе принадлежало вложению иностранных капиталов (Великобритании, Франции, Бельгии, Германии) в экономику России. Общая сумма иностранных капиталовложений к 1913г. составила около 4 млрд. руб. Иностранный капитал участвовал в создании и развитии значительной части металлургической, химической, нефтяной, текстильной промышленности, в развитии машиностроения и др. Благодаря иностранным займам было построено 70% ж/д. Несомненно, что привлечение иностранного капитала имело и свои отрицательные стороны (в частности, когда ряд иностранных горнодобывающих компаний вывозил природные ресурсы страны). Но в целом говорить о зависимости России от иностранного капитала не приходится, наоборот, иностранные вложения позволили поднять на более высокий уровень экономическую, а значит и политическую самостоятельность России.

 

Промышленный подъем последней трети ХIХ – начала ХХ в. сопровождался значительной концентрацией произ­водства и капитала. Начиная с 1870 г. в Германии происходит строительство крупных предприятий. Это объясняется не только быстрым развитием тяжелой промышленности, но и переходом к акционерной форме предпринимательства. В годы наибольшего поступления контрибуций (1871-1873) в стране возникло 928 новых товариществ с капиталом в 2,7 млрд. марок; акционерная деятельность охватила почти все отрасли хозяйства. Небольшие предприятия, основанные наручном труде, не выдерживали конкуренции и разорялись. Наиболее интенсивно концентрация производства про­исходила в строительстве, горной, металлургической и машиностроительной промышленности. За последние 20 лет ХIХ в. в германской промышленности количество мелких предприятий, где работало до 50 рабочих, факти­чески не изменилось, а количество предприятий, где было занято свыше 1000 рабочих, увеличилось в 4 раза.

На ускоренное развитие частного предпринимательства большое влияние оказывала политика протекционизма, которая была введена в 1879 г. Были установлены высокие пошлины на импортные товары, что создавало благоприятные условия для развития национальной промышленности.

Роль государства в экономическом развитии

В 60-70-е гг. 19 в. в промышленном развитии наметились коренные изменения. Учитывая слабую подготовленность к индустриализации страны, правительство встало на путь насаждение “государственного” капитализма. Государство за счет бюджетных ассигнований с использованием  зарубежного опыта построило ряд “образцовых” верфей, арсеналов, фабрик, заводов строительных материалов и т.д. В 80-е годы ускоренному промышленному развитию Японию также способствовали приоритетные государственные ассигнования, 80% которых составлял поземельный налог, а также протекционистская политика, которая защищала внутренний рынок от наплыва дешевых зарубежных товаров. При этом правительство прежде всего субсидировало развитие предприятий, которые работали на армию и флот, а также на средства транспорта и связи. Практически за государственный бюджет велось железнодорожное строительство

Крепостнический характер государства фактически вел к более полному установлению контроля над экономической сферой. Это приводило к регулированию государством отношений между помещиками и крепостными крестьянами, а во второй половине 19 в. к стеснению частной инициативы огромным вмешательством государства в экономическую деятельность. С другой стороны, правительство высокими таможенными тарифами оберегало русских промышленников, государственными заказами облегчало им существование в кризисные годы, оплачивая военные заказы не торгуясь. Насаждение капитализма сверху, государственное вмешательство в индустриализацию - характерная черта российской экономики и в более поздний период в конце 19-начале 20 вв.

Учитывая крепостнический характер экономики Германии, нужно отметить, что государство принимало значительное участие в экономическом развитии, в том числе и в индустриальной сфере. Поэтому и ликвидация крепостного права здесь произошла “сверху”, т.е. путем правительственных реформ. В связи с этим освобождение сельского хозяйства Германии от феодальных пережитков носило крайне затяжной и половинчатый характер. Юнкерство сохранило свои господствующие позиции в управлении страной

 

 


8. Пример наиболее развитых стран мира доказывает, что развитие любой экономики и тем более ее реформирование невозможно в современных условиях без иностранной международной помощи, в том числе и участия иностранного капитала. Процесс интеграции капиталов различных стран мира является сегодня естественным процессом и не приводит в современных развитых странах к политической, экономической или иной зависимости от стран-кредиторов. Во всем мире страны конкурируют за привлечение иностранного капитала. В США власти любого штата всеми силами тянут к себе зарубежные компании, поскольку их капитал - это дополнительные ресурсы, занятость, обучение, инфраструктура, новые технологии, товары. Это налоговые поступления в местный и центральный бюджеты, повышение уровня жизни местного населения. Однако, международная помощь имеет и свои отрицательные стороны.

    Более подробно этот вопрос можно рассмотреть на примере действия плана “Маршалла” во Франции. 28 июня 1948 г. в Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве между Францией и Соединенными Штата­ми Америки, ознаменовавшее собой начало действия во Франции “плана Маршалла”. До удаления коммунистов из правительства администрация США не считала возмож­ным оказывать систематическую поддержку Франции. Согласно “плану Маршалла” Франция в течение ряда лет получала от США продукты, вооружение и крупные денежные субсидии. С апреля 1948 г. по октябрь 1951 г. они составили 2458 млн. дол., а к 1958 г. общая помощь Соединенных Штатов Франции достигла 12 млрд. дол. Основными потребителями американских кредитов оказа­лись металлургические и химические тресты, автомобиль­ные компании. Значительная часть этой суммы была использована для импорта новейшего оборудования, что в дальнейшем благоприятно сказалось на развитии промыш­ленного производства страны. Следует, однако, иметь в виду, что с этого времени французская экономика оказалась в зависимости от амери­канских кредиторов, которые получили возможность оказы­вать влияние на внутреннюю и внешнюю политику Франции. Правительство предоставило США право определять, какие отрасли промышленности и сельского хозяйства следует считать “экономически рациональными”. Американские мо­нополии получили свободный доступ к сырьевым источникам Франции и ее колоний, а такие компании, как “Сталдардойл”, “Дженерал электрик”, “Форд”, “Крайслер” и др. полу­чили благоприятную возможность для скупки французских предприятий и создания во Франции своих филиалов и дочерних фирм. VIII статья соглашений обязывала француз­ское правительство давать “информацию о своей экономике и любую другую информацию”. США получили право кон­тролировать французский экспорт и импорт. Таким образом, после окончания второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем. С целью вывода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличил­ся приток капиталовложений в национальную промышлен­ность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановле­на. Франция присоединилась к “плану Маршалла”, чего в известной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал.1


9.

 

 

США

Великобритания

Бюджетная стабилизация

Бюджетное оздоровление: проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции. К концу первого срока правления администрации Рейгана инфляция упала до 4%. Безработица сократилась до 8% рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрачалась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд. долл., главным образом за счет увеличения расходов на военные цели

 

Сокращение численности государственного аппарата и затрат на его содержание. С начала 80-х  гг. были существенно сокращены расходы на содержание государственных предприятий и фирм. Одним из ведущих направлений деятельности правительства тори стала борьба с инфляцией. Были сокращены займы  стали строго контролироваться темпы роста денежной массы в обращении, был отменен контроль над ценами и заработной платой, повышены ставки процента

Приватизация

Администрация Рейгана стремилась ограничить государственное вмешательство в экономику. Была проведена реорганизация компаний с их бесчисленными слияниями и поглощениями. Крупным корпорациям принадлежат многочисленные предприятия в разных отраслях промышленности, торговле и других звеньях сферы услуг. Среди 500 лидирующих фирм почти нет одноотраслевых

Одним из важнейших элементов программы М. Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора. С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию - продажу акций нефтяной компании “Бритиш петролеум”. Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение. Широкая продажа этих отраслей промышленности значительно увеличила число держателей. Большое значение в программе перестройки британской экономики уделялось вопросам приватизации жилья 

Политика по отношению к частному бизнесу

Дерегулирование предпринимательской деятельности. Вера в целительные свойства “свободного частного предпринимательства” пронизывает всю экономическую стратегию “рейгономики”, в том числе и внешнеэкономическую. Одним из программных требований неоконсерваторов был демонтаж корпоративных структур (прежде всего профсоюзов), которые, руководствуясь “эгоистическими”, корпоративными  интересами своих членов, связывают руки предпринимателям и менеджерам, стремящимся добиться роста производительности труда и эффективности производства. Сфера приложения частного капитала и частной инициативы распространяется на некогда недоступные им секторы 

Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживался с крупными монополиями, дополняя их даже в самых современных отраслях, а также сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы оказались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры

 

 

    Причины проведения реформ в Великобритании в 80-е годы заключаются в том, что несмотря на все предпринимаемые усилия лейбористов по выводу экономики из тяжелого финансового положения в 70-е гг., практически ничего не менялось. На экономику давил груз накопившихся экономических проблем, разре­шить которые можно было путем изменения радикальным образом экономической и политической стратегии разви­тия. Правительство лейбористов оказалось не в состоянии разрешить эти проблемы. Таким образом, во второй половине 60-70-е гг. эконо­мика Великобритании находилась в крайне сложном поло­жении. С одной стороны, бурно росли гигантские монопо­лии в наиболее современных отраслях производства, кото­рые диктовали свои условия и оказывали мощное воздей­ствие на внутреннюю и внешнюю политику правительства. С другой - увеличился государственный сектор, который охватывал в основном старые традиционные отрасли про­изводства и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР, его продукция не могла успешно конкурировать на мировом рынке.

    Экономические трудности 70-х гг. в США поставили под сомне­ние правильность системы государственного регулирова­ния рыночной экономики, вызвали пересмотр теоретичес­ких посылок и практики государственной экономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консервативным вариантом государственного регулирова­ния, который на практике осуществлялся в годы правления республиканской администрации президента Р. Рейгана (1981-1988 гг.) и получил название “рейганомики”. “Рейганомика” явилась лишь одним из вариантов нео­консервативной политики, которая на протяжении 80-х-начала 90-х гг. применялась во всех развитых капиталис­тических странах. Неоконсерватизм стал ответом на ухуд­шение условий капиталистического воспроизводства и, как следствие, выдвижение на первый план задач рационали­зации производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Например, внедрение новых технологий требовало более гибкого государственного регулирования, что проявилось в накоплении больших средств для их инвестирования в передовые отрасли, переквалификации рабочей силы, но­вого подхода к решению экологических и социальных проблем. Большей свободы рук в новых условиях требо­вали и НТК и растущий немонополизированный секторы экономики, интересы которых государство должно было учитывать в своей экономической политике.1

    Несомненно, что необходимо использовать опыт стабилизации экономики других стран, тем более наиболее экономически развитых, таких как США и Великобритания. Однако, при этом необходимо обязательно учитывать российскую специфику: экономический менталитет российского народа, отсутствие демократических традиций, в том числе и в сфере свободного предпринимательства, нерешенность многих политических проблем и др.


1 Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х тт. Т. 2. - М., 1990. С. 306-324

1 История Древнего мира. Древний Восток. Египет, Шумер, Вавилон, Западная Азия // А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Минск, 1998. С. 328-330

1 Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкой. - М., 1989. - Вып. 2. С. 33-34

2 Плутарх Избранные жизнеописания. В 2-х тт. Т. 1. - М., 1990. С. 168

3 Аристотель. Афинская полития // В кн.: Хрестоматия по истории древнего мира / Составитель Е.А. Черкасова. – М, 1991. С. 176

4 Аристотель. Политика. Сочинения. В 4-х тт. Т. 4. – М., 1984. С. 509

1 Советская историческая энциклопедия. В 16-и тт. Т. 15. – М., 1974. Стб. 121-122

1 Советская историческая энциклопедия. В 16-и тт. Т. 14. – М., 1973. Стб. 343-347

1 Всемирная история. В 13-и тт. Т. 4. - М., 1958. Гл.10

1 Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л., 1989

1 Экономическая история зарубежных стран // Под общей ред. В.И. Голубовича - Минск, 1997. С. 358-359

1 Экономическая история зарубежных стран. Указ. соч. С. 309-313, 395-401

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!