Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Ответы по экономической истории»

/ История экономики
Конспект, 

Оглавление

 

Вопрос 4.

    Существовали различные виды феодальной зависимости крестьян. В большинстве государств Западной Европы в период раннего средневековья завершается процесс формирования феодальных отношений. В одних странах, например в Италии и Франции, феодальный строй в основных чертах сложился уже в Х в.; в Англии и Византии этот процесс завершился в основном только к концу ХI в., в Германии к началу ХII в. Еще медленнее шла феодализация в Скандинавских странах. Но к концу ХI в. феодальные отношения утвердились в большинстве стран Западной Европы и в Византии. Господствует феодальная земельная собственность в виде вотчины в сочетании с мелким индивидуальным крестьянским хозяйством. Основная масса крестьян находится уже в той или иной форме зависимости от землевладельца и подвергается эксплуатации с его стороны. Эта эксплуатация выражается в феодальной ренте и осуществляется с помощью различных средств внеэкономического принуждения. Ранее свободная сельская община превращается к этому времени в зависимую общину, а традиционные формы общинного землепользования заимствуются феодалами для организации эксплуатации крестьянства. На раннем этапе развития феодализма господствовало натуральное хозяйство; обмен был незначителен, торговые связи не развиты; ремесло еще только начинало отделяться от сельского хозяйства. В западноевропейских странах у лично зависимых крестьян; особенно в крупных поместьях, преобладала отработочная рента в связанная с ней барщинная система хозяйства. Широко распространяется также натуральный оброк с крестьян, находившихся в более легкой зависимости. Денежная рента была развита еще слабо. В наиболее тяжелом положении повсеместно находились лично зависимые крестьяне, в некоторых странах (например, во Франции) уже в Х - ХI вв. составлявшие значительную часть крестьянства. Они зависели от своего сеньора и в личном, и в поземельном, и в судебно-административном отношении и подвергались особенно тяжелой эксплуатации. Таких крестьян можно было отчуждать (обычно только вместе с землей); они были стеснены в распоряжении своим наследственным наделом и даже своим движимым имуществом: и то, и другое считалось собственностью феодала. Кроме того, зависимые крестьяне выполняли ряд унизительных повинностей и облагались платежами. В категорию таких крестьян постепенно вливались и бывшие рабы. В ряде стран этот наиболее зависимый слой именовался сервами (в период складывания варварских государств находились на положении домашних рабов, реже помещались на земельные участки, за которые несли продуктовые оброки), хотя они уже не были рабами в античном значении этого слова. Несколько легче было положение лично свободных крестьян, находившихся, однако, в поземельной и судебной зависимости от своих сеньоров. Так, вилланы имели ряд прав лично свободных людей: могли отчуждать свои держания, уйти в другую вотчину или город, выйдя из зависимости от прежнего сеньора, могли свидетельствовать в суде. В целом по Западной Европе они составляли весьма значительную часть крестьянства. Они могли более свободно распоряжаться своей движимостью, а иногда и земельным наделом. С согласия феодала, однако также платили ему ренту. В некоторых странах (Англии, Германии, на юге Франции, в Италии) сохранялся в IХ - ХI вв. еще небольшой слой свободных крестьян – земельных собственников аллодиального типа, зависимость которых от сеньора носила в первую очередь судебный и политический характер.

    В течение нескольких столетий в период развитого феодализма в странах Западной Европы (Франция, Англия, Испания, Средняя и Северная Италия и др.) в основном идет процесс ограничения и изживания крепостного права, постепенной отмены внеэкономической системы принуждения и замены ее на экономическое принуждение, что было связано с тенденциями буржуазного развития и активным сопротивлением крестьянства. Подобный процесс, можно проследить на примере Англии. Суть аграрных преобразований в Англии заключалась в следующем. В XVII в. земельные владения зажиточных фри­гольдеров уже приближались по своему характеру к бур­жуазной собственности. Мелкие фригольдеры по своему имущественному состоянию были ближе к копигольдерами и боролись за сохранение крестьянских наделов общинных земель, отмену права лендлордов на крестьянскую землю. В имущественных отношениях среди основной части копигольдеров также наблюдалось значительное расслоение. Одновременно с более-менее зажиточными копиголь­дерами большая часть этой категории английских крестьяне трудом сводила концы с концами. Значительно возрос удельный вес безземельных крестьян - лизгольдеров, коперов, пауперов. Английская буржуазная революция 1642 - 1660 гг. дала мощный толчок первоначальному накоплению капи­тала, т.е. “раскрестьяниванию” английской деревни, превращению крестьян в наемных рабочих, усилению огора­живаний (обезземеливания), ускорила замену крестьянских держаний земли крупными фермами капиталистичес­кого типа, обеспечила полную свободу действий буржуазии и заменила феодальную монархию буржуазной. После революции ускорился процесс вытеснения мелкого и среднего крестьянского хозяйства крупной земель­ной собственностью. Если в конце XVII в. около половины всей обрабатываемой земли находилось еще в руках крес­тьянства и средние размеры земельной собственности со­ставляли 70 акров, то в конце XVIII в. английское крес­тьянство вообще исчезло с исторической арены, а средние размеры земельной собственности составляли уже 300 акров.

    Цензитарии - держатели цензивы – недворянское, преимущественно крестьянское, наследственное земельное держание в феодальной Франции. Цензитарий ежегодно выплачивал сеньору ценз – денежную, реже натуральную ренту и государству талью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение крестьянского вопроса:

 

Англия

Франция

Германия

В результате огораживаний и английской буржуазной революции английское крестьянство лишилось своих земель и впоследствии как класс в Англии фактически исчезло. Главная роль в сельскохозяйственном производстве стала принадлежать фермерам-предпринимателям, ведущим крупное капиталистическое хозяйство с использованием труда наемных рабочих, в то же время в аграрном строе Англии сохранился сильнейший пережиток феодализма - лендлордизм

Решался на демократической основе: аграрно-крестьянское законодательство якобинского конвента (июнь-июль 1793 г.), полностью и без выкупа отменившего все феодальные повинности, превратило феодально-зависимых крестьян в свободных земельных собственников. Однако революция не разрешила проблемы малоземелья основной массы крестьянства: Франция стала типичной страной распространения парцеллярного хозяйства

Во время революции 1848-1849 гг. в Германии аграрный вопрос решался антидемократическим путем – основная масса земли осталась в руках помещиков, феодальные повинности были упразднены лишь частично (за выкуп). Победил помещичье-буржуазный тип аграрной эволюции, получивший название прусского пути развития капитализма с сельском хозяйстве

 

 

   


Вопрос 5.

    Торговые компании - привилегированные монопольные организации купечества, преимущественно занятого в внешней торговле, особенно характерные для времен: разложения феодализма и развития раннекапиталистических отношений в Европе. Сыграли важную роль в процессе первоначального накопления, развитии предпринимательства, внутренней и внешней торговли, складывании колониальной системы. Однако в период первоначального накопления по существу своему торговые компании были уже частнопредпринимательскими организациями. Рассчитанные на расширение оборота, они строились на основе соглашения пайщиков - владельцев капитала о совместном ведении дела и пропорциональном разделе прибылей, имели тенденцию к укрупнению капитала, уменьшению числа основных пайщиков. Торговые компании нередко соединяли крупную оптовую (часто заморскую торговлю с банковскими кредитными и ростовщическими операциями, а также с промышленным предпринимательством (особенно в текстильной и горно-металлургической отраслях, книгоиздательстве). Но торговая деятельность в торговых компаниях преобладала. Феодальная среда, в которой развивались торговые компании как носители раннекапиталистических отношений, обусловила их недолговечность. Лишь единичные из них просуществовали 100 лет, редкие - 50. Их судьба как правило, завершалась банкротством. В XVI в. по мере усиления торгового капитала в Англии и других европейских странах стали организовываться крупные паевые торговые компании, чьи коммерческие интересы были связаны с определенными, бывшими часто заморскими, землями. В Англии такими торговыми компаниями были Москов­ская компания (1554-1649), Ост-Индийская компания (1600-1858), Левантийская (основана в 1581), Восточная (основана в 1579), Гвинейская (Африканская, основана в 1588), Компания Гудзонова залива (основана в 1670), Плимутская (основана в 1606) и др. В XVI-XVIII вв. заморские торговые компании возникли также в Скандинавских странах. Заморские торговые компании имели монополь­ный характер. Основные капиталы и монопольные права были сосредоточены в руках узкой олигархической группы лиц. Торгуя с отдаленными, в большинстве случаев сла­боразвитыми странами, эти торговые компании превратились в мощ­ный рычаг колониального порабощения и эксплуатации, вывозя значительные  материальные ценности в Европу и создавая тем самым предпосылки для ее дальнейшего экономического развития. После Великих географических открытий колониальная деятельность торговых компаний приняла всеобщий характер. Благодаря смелым экспедициям мореплавателей многих стран мира Европа, Африка, Америка и Австралия были связаны между собой торговыми путями и начал складываться мировой рынок. Его появление стало еще одним мощным толчком к зарождению и развитию капита­листических отношений в Западной Европе. Новый мир стал рынком сбыта для мануфактур Европы и монопольное владение им обеспечивало быстрое накопление капитала в странах Западной Европы. Явля­ясь политическими организациями (обладая правом ведения войны, заключения мира, суда, чеканки монеты в местах своих торговых интересов и т.п.), торговые компании, как правило, использо­вали в зависимых странах методы прямого экономического и военного грабежа и пиратства, вызывая всеобщую нена­висть и восстания местного населения, занимались работорговлей (особенно Гвинейская компания). Сравнительная незначительность капиталов, огромные военные расходы, хищения и спекуляции со стороны служащих обусло­вили непрочность заморских торговых компаний. Они часто реорганизовывались, сливались с другими. Торговые компании (за исключе­нием англ. и голл. Ост-Индских компаний) просущест­вовали сравнительно недолго. К тому же деятельность этих компаний в конце концов вступила в противоречие с интересами промышленной буржуазии, так что к концу XVIII в. почти все они были ликвидированы.


Вопрос 6.

    Протекционизм – часть государственной экономической политики, направленная на обеспечение преобладания своей промышленности на внутреннем рынке посредством ее ограждения от иностранной конкуренции таможенными пошлинами, а также на поощрение экспорта промышленных товаров.

    Такая политика протекционизма, когда в XVI-XVII веках были введены большие налоги на ввозимые готовые изделия, был запрещен экспорт сырья и продуктов питания, давала буржуазии возможности удерживать на внутреннем рынке высокие цены на товары отечественного производства. Протекционизм широкое распространение имел во Франции – протекционистские тарифы 1664 г и 1667 г. Кольбера.

    Одним из примером политики протекционизма между Францией и Англией является Континентальная блокада. Континентальная блокада, введенная Наполеоном 1 21 ноября 1806г., имела целью подорвать могущество Англии и создать благоприятные условия для гегемонии француз­ской промышленности. Привела же она к тому, что фран­цузская промышленность на многие годы осталась без важнейших видов колониального сырья (хлопок, индиго и т.д.). Это отразилось в первую очередь на французской хлопчатобумажной промышленности. Из 1700 имевшихся в дореволюционной Франции бумагопрядилен к 1811 г. осталось только 300.

 


Вопрос 7.

    а) В 70-е гг. ХVIII в. Германия оставалась фео­дальной страной. Если в Голландии и Англии под влияни­ем внутренних факторов и европейского рынка развивался капитализм, то в Германии наблюдалось господство бар­щинной системы. Торговля крепостными была обычным явлением. Феодальная экспроприация земли приобрела крупные размеры. Обезземеленные крестьяне переводи­лись в разряд дворовых, получали господские харчи, обязывались даром работать на господском поле. Причиной возрождения крепостничества послужило общее замедление экономического развития Германии в этот период. После великих географических открытий произошло перемещение торговых путей на Атлантический океан, начал­ся упадок северо-итальянских городов, с которыми были тесно связаны города Южной Германии. Оставаясь полити­чески раздробленной, Германия не могла принимать участия в географических открытиях, мировой торговле, ограблении колонии. Не смогла она использовать внешние источники первоначального накопления капитала, что сильно ослабля­ло разложение феодализма и развитие капитализма. В силу этих причин Германия до середины ХIХ в. была ярко выраженной аграрной страной. Сельское хозяйство являлось решающей отраслью экономики. Тем не менее в последней трети XVIII в. в Германии ускорился процесс обезземеливания крестьянства, что и напоминает подробные процессы в Англии. Снос крес­тьянских дворов в Пруссии, т.е. захват земель мелких землевладельцев крупными юнкерскими имениями (юнкерство – крупные землевладельцы восточных и центральных провинций Пруссии, в широком смысле слова, обуржуазившиеся помещики Германии в целом), стал массо­вым явлением. Расширение дворянского землевладения за счет присвоения крестьянских земель особенно усилилось в конце XVIII в. Одновременно с экспроприацией крестьянских земель усиливается крепостная зависимость. Крестьяне были лишены всяких гражданских прав и не могли без разрешения помещика уходить в другое место. Падение крепостного права в Германии произошло позже, чем в развитых странах Западной Европы. В отли­чие от Франции ликвидация крепостного права здесь была постепенно осуществлена “сверху”, т.е. путем правительст­венных реформ. Поэтому освобождение сельского хозяй­ства Германии от феодальных пережитков носило крайне затяжной и половинчатый характер. Особенно ярко это проявилось в Пруссии, самом значительном и сильном из государств Германии. Первым шагом в проведении аграрной реформы в Пруссии был закон 1807 г. По этому закону было провоз­глашено уничтожение личного закрепощения, отменялась личная зависимость крестьян от помещиков. Крестьяне получали право распоряжаться своим имуществом, свобод­но вершить свадебные дела и освобождались от принуди­тельной службы у господ в качестве дворовых. Однако сохранялись повинности, связанные с земельными наделами, при этом помещикам-юнкерам разрешалось присоеди­нять к своим имениям те крестьянские участки, которые опустели во время войны. В 1816 г. было установлено, что наследственные держатели земельных наделов должны были уступить своему господину 173 обрабатываемой ими земли, а ненаследственные держатели - даже 172. Последующий закон 1821 г. предоставил крестьянам право выкупать свои повинности путем уплаты 25-кратной суммы годовых рентных платежей либо уступить помещи­ку не менее 1/2 или 1/3 своего надела. Однако это право распространялось только на дворы, имевшие лошадей и упряжь. Приобрести землю в собственность практически могла незначительная часть зажиточных крестьян. Основным итогом реформ было то, что крупное землевладение еще больше возросло. К середине ХIХ в. в руках юнкерства оказалось 60% всей земли. Мелкие хозяйства (их было более 70% всех хозяйств) владели всего лишь 9% обраба­тываемой земли. В немецкой деревне появилась значитель­ная часть безземельных крестьян. Бедняки попадали в обстановку усиленной эксплуатации как со стороны поме­щиков, так и со стороны кулачества (гроссбауэров). Хотя аграрные реформы носили половинчатый характер, развитие сельского хозяйства Германии в ХIХ в. довольно быстро пошло вперед. Произошло значительное улучшение агрикультуры - вводятся многопольные севообороты, улуч­шается качество обработки земли. В хозяйствах помещиков и кулаков стали широко применяться сельскохозяйственная техника, минеральные удобрения, так как в Германии были открыты богатые залежи калийных солей. Анализируя развитие капитализма в немецкой деревне, В.И. Ленин назвал его “прусским” путем развития в проти­воположность “американскому”. Он указывал, что суть “прусского” пути - самого невыгодного и тяжелого для крестьянства, в том, что “крепостническое помещичье хо­зяйство медленно перерастает в буржуазное, юнкерское, осуждая крестьян на десятилетия самой мучительной экспроприации и кабалы при выделении небольшого меньшинства “гроссбауэров”.

    б) Особенности индустриального развития Германии, проведение промышленного переворота заключается в следующем. В 70-е гг. XVIII в. Германия в экономическом и политическом отношении была одной из самых отсталых стран Европы. В экономическом отношении она значитель­но отставала не только от Англии, но и от Франции и Голландии. Если в Англии промышленный переворот на­чался во второй половине XVII в., во Франции - в конце XVIII в., то возникновение крупного промышленного про­изводства в Германии, связанное с массовым применением машин, происходит только во второй половине ХIХ в. Запоздание промышленного переворота объяснялось экономической отсталостью Германии. На протяжении первой половины ХIХ в. она была аграрной страной и не могла угнаться за своими соперниками. Основной причиной экономического отставания Герма­нии было то, что даже в начале ХIХ в. феодальный режим продолжал господствовать в деревне и тормозил развитие сельского хозяйства. Сохранялась цеховая система, пав­шая в Германии лишь в конце 60-х гг., после того как промышленный закон 1869 г. отменил ее на всей террито­рии Северо-Германского союза. Экономическая отсталость Германии обусловливалась также ее политической раз­дробленностью. К началу ХIХ в. на территории Германии существовало около 300 мелких государств. Сохранились внутренние таможенные пошлины, которые сильно тормо­зили развитие торговли и промышленности. В начале ХIХ в. при перевозке товаров из Дрездена в Магдебург пошлины приходилось уплачивать 166 раз. Вместе с тем полити­ческая раздробленность лишала немецкую промышлен­ность таможенной защиты от английской конкуренции.

 

 

Англия

Япония

Франция

Германия

Россия

Наиболее ранний вариант развития промышленного переворота. Начало 60-е годы 18 в. Первоначальное накопление капитала происходило на базе огораживаний. Изобретение Дж. Уайтом паровой машины стимулировало внедрение новой техники. Изменения в экономике позволили занять Англии лидирующее положение в колониальном мире. Одним из социальных последствий промышленного переворота было рабочее движение (луддиты, чартисты), а вследствие этого реформы в области парламентской системы, фабричного законодательства  

Глубокий кризис феодальной системы, крайнее обострение классо­вой борьбы, необходимость укрепления экономической мощи страны в борьбе против колониальной политики США и европейских держав, требования торгово-промыш­ленной буржуазии заставили новое правительство стать на путь проведения коренных социально-экономических и политических преобразовании. В 1870-1872 гг. завершился процесс объединения госу­дарства, были ликвидированы феодальные княжества и со­зданы префектуры. Одновременно были отменены всякие государственные ограничения на занятия и профессии, лик­видирован цеховой строй, гильдии и кланы. Правительство отменило сословное неравноправие в хозяйственной деятель­ности, провозгласило свободу торговли и передвижения по стране.

Проходил более медленными темпами, чем в Англии с конца 18 века. Основной тормоз – феодально-крепостнические порядки, уничтожить, которые была призвана революция 1789-1794 гг.

Преобладание мелкого крестьянского хозяйства сдерживало развитие крупной промышленности. Француский капитализм в силу национальных особенностей приобрел ростовщический характер

Начался во второй половине 19 века, что объясняется экономической отсталостью Германии (аграрный характер экономики). Важная предпосылка для проведения промышленного переворота сыграла частичная ликвидаиця экономической раздробленности путем создании Таможенного союза. Наиболее активно промышленный переворот происходил в текстильной и хлопчатобумажной промышленности. К 70-м годам 19 века Германия постепенно ликвидировала свою промышленную отсталость

Начался в кон. 30-начале - 40-х годов 19 века. Начался прежде всего в хлопчатобумажной промышленности. Однако он сдерживался до отмены крепостного права в 1861 г. отсутствием в России рынка свободной рабочей силы. Завершается в 80-х годах.

 

 

    Значительная роль государства в индустриальном развитии Германии. В частности, на ускоренное развитие промышленности большое влияние оказывала политика протекционизма, которая была введена в 1879 г. Были установлены высокие пошлины на импортные товары, что создавало благоприятные условия для развития национальной промышленности.

 


Вопрос 8.

 

 

Новый курс Ф. Рузвельта в США

Экономическая политика национал-социалистов в Германии

1.Государственный сектор

Теоретическую основу “нового курса” составили воззрения английского экономиста Дж.М. Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики для обеспечения бесперебойной работы рыночного механизма. Таким образом, в США получил развитие либерально-реформистский вариант  развития государственно-монополистического капитализма.

В 1933 г. был принят закон о восстановлении промышленности, он вводил систему государственного регулирования промышленности

В Германии сложилась тоталитарная модель государственно-монополистического капитализма, основы которой создавались в 1933-1935 гг. Перестройка социально-экономической структуры шла в направлении централизации экономической мощи в руках фашистского государства и верхушки монополистического капитала с целью ликвидации демократических сил в стране и подготовке к войне

2.Налоговая политика

Налоги прежде всего на крупный капитал

Фактически увеличение налогового бремени

3.Госбюджет

 Важнейшим инструментом политического курса Рузвельта стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ. В 1935 г. Рузвельт публично заявил, что “бюджет будет оставаться несбалансированным до тех пор, пока существует армия нуждающихся”

Основные бюджетные расходы были направлены на подготовку к войне (в 1938-1939 гг. военные расходы составили 58%)

4.Денежное обращение

В марте 1933 г. были закрыты все банки. Был принят чрезвычайный банковский закон, по которому все банки делились на три группы: “здоровые банки”, которые следовало открывать в первую очередь; во вторую - банки, которые могли функционировать при условии оказания им помощи; в третью - те, которые не способны были функционировать, они должны были быть ликвидированы.

Запрещен экспорт золота, а также был принят указ об обязательной сдаче банкам гражданами США золотых запасов на сумму свыше 100 долл. В январе 1934 г. была проведена девальвация доллара, была начата чеканка серебряной монеты

 

“ариизация капиталов”, в ходе которой под предлогом борьбы с “неарийскими” элементами в банках и промышленности близкие к власти монополисты захватывали банки и промышленные предприятия; возможность получения кредитов для  средних слоев

5.Организация труда

Были сняты антитрестовские ограничения сроком на два года. Рабочим предоставлялось право участия в коллективных договорах и профсоюзах. Однако предпринимателям не запрещалось заключать и индивидуальные соглашения с рабочими. В дальнейшем правительство отказалось регулировать уровень заработной платы, продолжительность рабочего дня и другие условия труда.

В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда

Главный упор в руководстве экономикой неизменно делался на методы прямого, административного диктата; государство взяло под свой контроль рынки рабочей силы. Каждый фабрикант объявлялся “фюрером” на своем предприятии и получал диктаторские полномочия. Были отменены коллективные договоры, уничтожены профсоюзы, запрещены забастовки. Вводились некоторые виды трудовой повинности

6. С/х политика

Помощь фермерам – закон о регулировании сельского хозяйства был издан с целью поднять уровень цен с тем, чтобы их паритет на продававшуюся и покупающуюся фермерами продукцию соответствовал соотношению цен 1909-1914 гг.

Сокращение посевных площадей.

Рефинансирование фермерских долгов.

Закон 1936 г. о сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка.

Стимуляция экспорта пшеницы и хлопка

К концу 1933 г. было реорганизовано и сельское хозяйство. Аграрная политика была рассчитана на создание продовольственных резервов к началу войны. Была введе­на система принудительных поставок сельскохозяйствен­ной продукции, ликвидирован профсоюз сельскохозяйст­венных рабочих. Изданный в 1933 г. закон “О наследст­венных дворах” объявил хозяйства от 7,5 до 125 га неот­чуждаемыми и освобожденными от налогов на наследство и поземельного. Такие хозяйства передавались по наслед­ству только старшему сыну. К 1941 г. было создано 730 тыс. наследственных дво­ров, что составляло примерно 1 Х10 от общего числа (6663 тыс.) сельских хозяйств. Закон разделил сельское население на крестьян и сель­ских хозяев. Право называться крестьянами получили толь­ко владельцы наследственных дворов арийского происхож­дения. Поскольку наследственные дворы передавались толь­ко старшему сыну, все остальные дети крестьян должны были добывать “жизненное пространство” в рядах армии с оружием в руках, завоевывать новые земли. Сельские хозяе­ва, владевшие небольшими участками земли, несли всю тяжесть повинностей по подготовке продовольственных за­пасов к войне. Им предписывалось, что сеять, сдавать и по каким ценам. Они не могли продать без разрешения властей даже курицу. В результате за 1933-1939 гг. около полутора миллионов сельских хозяев разорились.

 

 

 

    Несомненно, что для современной России была бы предпочтительней именно американская модель реформ.


Вопрос 9.

    Программа оздоровления американской экономики,   выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:

 1) Налоговая реформа. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25% в течение трех лет. Вместо действовавшей шкалы индивидуального подоходного налога (15 ставок от 11 до 50% в зависимости от размера доходов) предполагалось установить всего 3 ставки - 15, 25, 35%. На практике в соответствии с Законом о подоходном налоге 1986 г. “потолок” личных подоходных налогов сокращался с 50 до 28%, а налог на  прибыли корпораций - с 46 до 34%. Закон освободил 6 млн. граждан с низкими доходами от уплаты федеральных налогов. Цель закона состояла в том, чтобы установить систему, при которой лица с одинаковыми доходами платили бы примерно одинаковые налоги. Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность “среднему классу” улучшить свое материальное положение. 2) Дерегулирование предпринимательской деятельности. Вера в целительные свойства “свободного частного предпринимательства” пронизывает всю экономическую стратегию “рейгономики”, в том числе и внешнеэкономическую. Одним из программных требований неоконсерваторов был демонтаж корпоративных структур (прежде всего профсоюзов), которые, руководствуясь “эгоистическими”, корпоративными  интересами своих членов, связывают руки предпринимателям и менеджерам, стремящимся добиться роста производительности труда и эффективности производства. Сфера приложения частного капитала и частной инициативы распространяется на некогда недоступные им секторы. 3) Предпринятые правительством Рейгана шаги привели к значительному перераспределению функций государства. Существенно изменилась его роль в экономике. Это стало результатом прежде всего приватизации и отказа от директивных методов государственного вмешательства. 4) Бюджетное оздоровление: проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции. К концу первого срока правления администрации Рейгана инфляция упала до 4%. Безработица сократилась до 8% рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрачалась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд. долл., главным образом за счет увеличения расходов на военные цели.

    Правительство консерваторов, пришедшее к власти в Великобритании в 1979 г., возглавила М. Тэтчер, а проводимая ее правительством политика получила название “тэтчеризма”. 1) В Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы - стандартная ставка 33% подоходного налога поднималась до 83%. Правительство сдвинуло акцент с прямого налогообложения на косвенное, сократив на 3,5 млрд. фунтов стерлингов прямые налоги на крупные доходы. Одновременно выросли роль и удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета. Были повышены ставки налога на добавленную стоимость с 8 до 15%. Этим налогом облагался широкий ассортимент товаров первой необходимости, включая бытовые услуги и медицинскую помощь. Кроме того, до 17% были повышены учетные ставки Банка Англии. 2) Еще одно направление политики консерваторов - это упор на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживался с крупными монополиями, дополняя их даже в самых современных отраслях, а также сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы оказались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры. 3) Одним из важнейших элементов программы М. Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора. С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию - продажу акций нефтяной компании “Бритиш петролеум”. Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение. Широкая продажа этих отраслей промышленности значительно увеличила число держателей. Большое значение в программе перестройки британской экономики уделялось вопросам приватизации жилья. 4) Бюджетное оздоровление: сокращение численности государственного аппарата и затрат на его содержание. С начала 80-х  гг. были существенно сокращены расходы на содержание государственных предприятий и фирм. Одним из ведущих направлений деятельности правительства тори стала борьба с инфляцией. Были сокращены займы  стали строго контролироваться темпы роста денежной массы в обращении, был отменен контроль над ценами и заработной платой, повышены ставки процента.1

90-е годы оказались достаточно благоприятными для экономического развития многих стран “третьего мира”. Так, 1997 г. в странах Латинской Америки темпы роста повысились до 5%, снизилась инфляция, в большинстве стран выросли личное потреб­ление и инвестиции. Однако остались старые проблемы - бремя внешнего долга, растущий дефицит платежного баланса, острота внутренних социальных проблем, без решения которых невозможна дальнейшая модернизация экономики. Как подчеркнуто в обзоре ООН по Латин­ской Америке за 1997 г., для региона главная задача не ускорение темпов БВП, а более рациональное распределение результатов роста в обществе.

Несмотря на финансовый кризис среднесрочные перспективы стран Юго-Восточной Азии (кроме Индонезии) оцениваются достаточно высоко. На протяжении десятилетий высокие темпы роста привлекали туда иностранный капитал, на базе которого быстро развивалась экспортоориентированная обрабатывающая промышленность. Однако в последние три года резко возросла доля притока туда спекулятивных капиталов. По данным Вашингтонского института международных финансов, приток частного иностранного капитала в 5 стран региона (Индонезию, Южную Корею, Малайзию, Филиппины и Таиланд) подскочил с 48 млрд. долл. в 1994 г. до 93 млрд. долл. в 1996 г., а в кризисном 997 г. произошел чистый отток капиталов в 12 млрд. долл. Похоже, что негативные последствия кризиса для стран Юго-Восточной Азии переоценива­лись. Эти страны стали жертвой собственного экономического успеха. Причем временные финансовые сбои там были и в прошлом. У Индонезии в Филиппин - в 1983 г., Таиланда - в 1984 г., Малайзии и Сингапура - в 1985 г. В 1980 г. ВПП Южной Кореи сократился на 3%. Тогда эти страны успешно преодолели трудности. Сейчас выход из кризиса осуществлялся за счет девальвации валют. Это означает, что в этих странах приоритет отдан интересам национального промышленного капитала, чьи конку­рентные позиции на внешних рынках в результате девальвации улучшились. Восточно-азиат­ские страны какое-то время будут использовать свои преимущества относительно более низких трудовых издержек и более льготного налогового режима, пользуясь тем, что государственные расходы на социальное обеспечение (включая медицину и образование) относительно ВПП у них пока заметно ниже, чем в передовых государствах мира. Традиционно высока доля внутреннего накопления. В большинстве восточно-азиатских стран, попавших подкаток финансового кризиса, ситуация с внешним долгом вполне нормальная. Так, на обслужи­вание внешнего долга этих стран идет 10-15% экспортной выручки (кроме Индонезии - 28%) по сравнению с 50-60% у таких латиноамериканских стран, как Аргентина, Бразилия. Чили, Мексика. Однако в более долгосрочном плане восточно-азиатская модель развития, экономящая на социальных расходах и образовании, может оказаться менее предпочтительной даже по сравнению с латиноамериканской, где достигнуты определенные успехи по созданию (хотя пока и не для всех) современного уровня школьного и университетского образования.1

    Пример других стран может быть полезен России. На фоне существующей реальной угрозы разрушения российской государственности необходимо принятие следующих мер. Во-первых, объединение всех демократических сил, всех тех, кому дороги идеалы свободы, антитоталитаризма, на основе идеи национального возрождения России (а не вокруг политической борьбы за власть). Во-вторых, формирование национального правительства, живущего интересами российского народа, проводящего в жизнь политический курс в его интересах, способного защищать русских людей вне зависимости от того, где они проживают. Это национальное правительство призвано пересмотреть геополитическую доктрину о месте и роли России в современном цивилизованном процессе с учетом исторических традиций русского народа. Это правительство призвано прекратить осуществление идеологическо-информационной агрессии против русского народа с помощью средств массовой информации, отказаться от вульгаризации общественной и духовной жизни, воссоздать уклад жизни, основанный на российской истории и культуре, здоровом образе жизни. В-третьих, в России по-прежнему остается мощный слой национальной интеллигенции, страдающей и болеющей за состояние государства. Российская интеллигенция, как и во все периоды предшествующей истории, ныне не у дел, вне государственной и правительственной политики. Беда русской интеллигенции - в ее индивидуализме, отсутствии единства, сплоченности. Возможно создание единой общественной организации русской интеллигенции на основе объединения ее вокруг идеи национального возрождения России.  В-четвертых, формирование сильной государственной власти и властных структур в центре и на местах, способных на деле защитить население от растущей преступности, произвола, насилия и других античеловеческих проявлений. В ряде областей России всерьез задумываются над воссозданием земских учреждений, переходят к практической реализации идеи земства. Государственная власть (и никакие иные структуры) призваны обеспечить в обществе порядок. В-пятых, достижение стабилизации духовной жизни - наведение порядка, преодоления хаоса в душах людей. С этого начинается подлинное возрождение экономики. Ведущую роль в наведении духовной гармонии призвана сыграть русская православная церковь, но ей необходимо серьезное обновление. В-шестых, упорядочение системы налогов. Ныне существует несколько десятков видов различных налогов. Они тяжелым бременем ложатся на производителей отечественной продукции, во многом сдерживая развитие производства. В-седьмых, хозяйственная инновация страны должна фундироваться не сырьевыми отраслями (разбазаривание природных богатств), а активизацией потенциала легкой и пищевой промышленности. Единственный реальный материальный источник реформ - общее ограничение капиталовложений с акцентацией производств быстрого роста. Такими типами производств являются производства потребительских товаров. В-восьмых, в условиях зачастую монопольного производства требуется сильная антиинфляционная линия на основе государственного (частичного) регулирования цен, определенной их делиберализации. Последнее замедлит интенсивность инфляции, создаст благоприятные инвестиционные условия. Этот процесс важно совместить с усилением приватизации государственной собственности (соответственно с увеличением предприятий, имеющих право на свободное ценообразование). В-девятых, для контроля бюджетного дефицита цивилизованным образом необходимо связывание свободных средств населения посредством налаживания и расширения продажи золота, земли, недвижимости, различных сертификатов, ценных бумаг, облигаций, высоких процентных ставок на вклады. В-десятых, стоит пересмотреть тактику приватизации. Изменение форм собственности - не самоцель. Сверхзадача приватизации - соединение финансового и промышленного капитала. На деле сие означает поощрение приобретения банками (финансовыми структурами) акций приватизируемых хозяйственных единиц. В-одиннадцатых, требуется широкомасштабная программа ликвидации и перепрофилирования затратных неплатежеспособных производств с переквалификацией высвобождающейся рабочей силы. В первую очередь это касается отраслей ТЭК, транспортников, работников добывающей промышленности, строителей. Пример наиболее развитых стран мира доказывает, что развитие любой экономики и тем более ее реформирование невозможно в современных условиях без участия иностранного капитала. Процесс интеграции капиталов различных стран мира является сегодня естественным процессом и не приводит в современных развитых странах к политической, экономической или иной зависимости от стран-кредиторов. Во всем мире страны конкурируют за привлечение иностранного капитала. В США власти любого штата всеми силами тянут к себе зарубежные компании, поскольку их капитал - это дополнительные ресурсы, занятость, обучение, инфраструктура, новые технологии, товары. Это налоговые поступления в местный и центральный бюджеты, повышение уровня жизни местного населения. Другое дело страна нестабильная во всех смыслах этого слова, куда можно отнести и сегодняшнюю Россию. Вопрос заключается в том, как распорядиться предложенными кредитами: направить их на “проедание” или грамотно вложить в развитие своей экономики. Практика многих лет советской истории показывает, что в силу  ряда причин (в частности, из-за сформированного за эти годы менталитета иждивенчества как среди рядовых граждан, так и среди руководителей различного ранга, а также страха “советского” перед западной угрозой, в том числе и перед западным “троянским конем” кредитов) Россия не готова к принятию такой кредитной помощи.


1 История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг. // Под ред. А.Н. Марковой. - М., 1995. С. 86-91, 92-100; Экономическая история зарубежных стран // Под общей ред. В.И. Голубовича - Минск, 1997. С. 309-313, 395-403

1 Королев И. Мировая экономика после финансового кризиса // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. - №7. С. 44-45

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!