Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Лекции по дисциплине "История экономики"»

/ История экономики
Конспект, 

Оглавление

Тема 1. История экономики как наука

 

    1. Учитывая интеграционный характер экономической истории, достаточно сложно выделить предмет ее исследования. Этот вопрос неоднократно поднимался в отечественной и зарубежной литературе, высказывались различные точки зрения. Так, существует мнение о тождестве экономической истории и истории экономики. Некоторые авторы рассматривают ее как науку об истории производства в его конкретном многообразии на различных этапах истории народов. Мы полагаем, что можно говорить о предмете экономической истории в широком и узком смысле слова. В широком смысле предметом экономической истории является «экономическое движение» общества, особенности его изменений, трансформация закономерностей такого движения, их связь со всеми сторонами общественной жизни. В узком смысле – это изучение хозяйственной деятельности народов различных стран, развития их производительных сил, смены способов производства.

2. Многие страны сегодня ищут путь к более высокому уровню жизни, и общепризнанно, что самые благоприятные перспективы для этого раскрываются в условиях рыночной экономики. Тем не менее с десяток стран мира действительно процветают, в то время как большинство государств, развиваясь также в рыночных условиях, по многим параметрам далеко отстали от ведущей «семерки». Видимо, рынок сам по себе не ведет к благополучию, а дает лишь шанс для достижения лучшей жизни. В этом смысле знание экономической истории крайне важно, поскольку позволяет из массы вариантов уже имеющегося в мире опыта перехода к рыночной экономике выбрать адекватную именно нашим условиям модель, увидеть преимущества или недостатки различных рыночных механизмов и инструментов, максимально сократить неизбежные издержки и ослабить социальную напряженность. Изучая уроки экономической истории, мы приходим к пониманию того, что прогресс часто достигается огромной ценой. Экономическая история учит нас, как   изменяя экономический порядок, действовать более эффективно и рационально. Кроме того, она позволяет сформировать видение долгосрочных тенденций экономического развития, прививает навык «объемного» видения социально-экономических процессов.

    3. Периодизация – это установление определенных хронологически последовательных этапов в экономическом развитии общества. Установление этапов развития является важнейшей научной проблемой, поскольку в основу их выделения должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих. Сегодня общепринятой периодизацией является следующая: древняя история (100 тыс. лет до н.э. – V в. н.э.), средние века (V–XV вв.), новое время (XVI – начало ХХ в.), новейшее время (с 1914 г. до наших дней). И здесь мы сталкиваемся с еще одной проблемой. Как адаптировать эту периодизацию к курсу экономической истории? Можно бесконечно критиковать марксизм за присущий ему экономический детерминизм, но слишком сложно вообще отодвинуть экономический фактор на второй план. Ведь источник социального прогресса заключается именно в развитии производительных сил. Расцвет науки, образования, культуры в современном обществе базируется на высоком научно-техническом уровне производства, экономики в целом. Именно поэтому мы выделяем первобытный и рабовладельческий способы производства; применительно к средневековью ведем речь об изменениях в феодальном способе производства. Анализируя новое время, изучаем зарождение, становление и развитие капиталистического способа производства.

    На начальном этапе развития историко-экономической науки большинство ученых однозначно отвергли периодизацию, разработанную гражданскими историками, поскольку в ней в качестве критериев периодизации принимались факторы, лежащие вне производственной сферы. И только постепенно в установлении этапов развития историки-экономисты стали учитывать показатели, связанные с социально-экономическим прогрессом, формами хозяйства, стадиями развития, различающимися достигнутым уровнем производительных сил, и т.п. За время существования историко-экономической науки разработано множество вариантов периодизации хозяйственной истории человечества. В настоящее время существуют три основных подхода к этой проблеме:

q      экономическая история человечества трактуется как восхождение от низшего к высшему,

q      теории исторического круговорота;

q      теории цивилизации.

    Именно многообразием подходов объясняется и расхождение на вопросы периодизации экономической истории. Экономика не может существовать без рынка и бизнеса, потому что в основе этих явлений лежит обмен, который фактически появился на заре возникновения человека. Основной водораздел экономической истории лежит в разделении труда, развитие торговых связей и формированием мирового рынка. Рынок оказал самое значительное влияние на экономику. Именно благодаря ему сложилась мировая экономическая интеграционная система, позволяющая ускорить мировой технический и социальный прогресс. Основные этапы современной экономики представляются следующие: В ХХ в. на развитие капитализма оказали влияние два глобальных события – первая и вторая мировые войны. После первой мировой войны многие страны высказались за переход к управляемым национальным валютам, гегемонии банков, пришедшей из Европы в CШA; укрепились торговые барьеры; африканские и азиатские народы начали успешное освобождение от колониализма. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. в большинстве стран положил конец политике невмешательства государства в экономические дела. После второй мировой войны наблюдался мощный инвестиционный бум, вызванный ее окончанием, ускорением темпов научно-технического прогресса, возрождением Европы и становлением Японии как центра экономической экспансии. Во всех западных странах были внедрены механизмы перераспределения доходов, проводилась целенаправленная антикризисная политика. Капиталистический хозяйственный механизм превращался в конкурентный, социально-ориентированный и регулируемый.

    4. Данное высказывание может относиться к индустриальному периоду цивилизации и помогает понять, что неравномерность развития различных народов земного шара, когда одни из них находились на стадии натурального хозяйства (например, народы Африки), другие вступали на путь развития рыночных отношений, а в наиболее передовых странах Европы и США была развита капиталистическая деятельность.

 


Тема 2. Становление центральноуправляемого типа хозяйства в странах  Древнего Востока

 

    1. В странах Востока сложился коллективный тип хозяйства, основанный главным образом на растениеводстве (симбиозе человека с растениями), столь же древнего, как загонная охота. Один из самых древних типов растениеводства сложился в долинах великих рек Востока – Тигра и Ефрата, Нила, Хуанхэ, Аму-Дарьи и др. (а также в доколумбовой Центральной и Южной Америке). Режимы земледелия здесь полностью зависели от гидрорежима. Поэтому главным условием производства сельскохозяйственных культур и, следовательно, самого существования людей, было искусственное регулирование режима рек при помощи дамб и каналов для обводнения (гидромелиорации) исключительно плодородной почвы. При жарком климате это обеспечивало в нормальные (без стихийных бедствий) годы довольно высокие урожаи злаков, овощей и фруктов.

    В отсутствие механизации только коллективный труд больших масс людей мог справиться с исключительно трудоемким ирригационным строительством. Люди регулировали реки, но и вся их жизнь, в свою очередь, регулировалась реками. Ирригационная экономика являла собой, по-видимому, самый ранний пример командно-распределительной системы – без центрального управляющего и учетного органа невозможно было поддерживать гидромелиоративную сеть вдоль великих рек. Поскольку ручные земляные работы были исключительно трудоемкими (120 – 150 тыс. чел./час на 1 км канала ), а материальные стимулы в условиях натурального хозяйства не действовали, управление этими работами должно было быть не только централизованным, но и обожествленным (цари вполне официально считались живыми богами). Отсюда – огромное значение в управлении хозяйством мифологии и жрецов как ее интерпретаторов, а также бюрократии – для контроля и учета (чтобы выдать работнику вавилонского государственного хозяйства пару сандалий, требовалось выписать 9 глиняных табличек-накладных). Государство, как распорядитель ирригационных работ и распределитель воды, являлось верховным собственником и всех орошаемых земель, которыми распоряжалось через царские (государственные) или храмовые хозяйства. Крестьянские общины имели право наследственного пользования за. натуроплату, размер которой устанавливался не по амбарному, а по биологическому урожаю (определялся до жатвы чиновниками).

    2. Азиатский способ производства – формулировка, которую употребил К. Маркс в «Предисловии» к «Критике политической экономии» для определения особенностей общественного и экономического строя в странах Азии в докапиталистическую эпоху. Основными признаками азиатского способа производства являлись: господство в странах Азии государственной земельной собственности, отсутствие крупных хозяйств, непосредственное подчинение крестьян государству, особая роль государства в создании ирригационной системы, в организации сопротивления кочевникам, а также наличие развитого слоя бюрократии.

    Консервации азиатского способа производства способствовал определенный тип восточного менталитета.    Ментальность народов, относящихся к восточному типу, обладает ярко выраженным своеобразием. Общественное сознание носит харизматический характер. Действительность воспринимается не только в реальности, через чувственный опыт («я это вижу, слышу, ощущаю»), но и через веру в сверхъестественные силы, через призму религиозной догматики. Цель существования таких обществ понимается как приближение, движение к некоторому высшему харизматическому, то есть божественному, идеалу. Жизнь представляет собой как бы бесконечно разыгрываемый религиозный или космогонический спектакль, в котором участвуют и боги, и люди. Сосредоточенность на духовном – это отличительная черта восточных сообществ. Главным содержанием бытия являлось постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей. Отношение к основным идеалам, а также лидерам, вождям, монархам, которые рассматривались как носители высших ценностей, имеет также харизматический характер. Они обожествлялись.

    Существенная особенность восточных обществ заключается в специфике, которая особенно четко проявилась в положении личности и отношении к ней общества и государства. Эта специфика обнаруживается уже в эпоху древних цивилизаций. Ее основными чертами были: государственно-общинная система с верховной собственностью на землю, на производимый на ней продукт и на самого работника, преобладание коллективного начала над личным, индивидуальным, растворение личности в определенной социально-культурной общности (например, касте), резко выраженное социальное неравенство, практически ничем не ограничиваемая эксплуатация общинников деспотической верховной (царской, жреческой) властью. Востоку на протяжении всей его истории свойственна была очень сильная тенденция к сакрализации неограниченной власти правителей, сложнейшая иерархия правящей элиты, бюрократический произвол. Все это тормозило развитие гражданского общества, предполагающего единство прав и обязанностей всех людей, и явственно отражалось на духовной культуре стран Востока, системе принятых в традиционных обществах нравственных ценностей, характере религиозных воззрений, политических и философских взглядах и т.д.

    3. Рассмотрим «Законы царя Хаммурапи».    Отдельные статьи Закона Хаммурапи имели своей целью защитить личную свободу и имущество тех граждан, которые попадали в долговую кабалу и находились на грани рабства. Об остроте проблемы красноречиво говорят многочисленные источники, свидетельствующие о широчайшем распространении ростовщичества одного из основных занятий зажиточных граждан. В роли кредитора могли выступать и владеющие значительными богатствами храмы.

    Характерно, что даже на табличках, относящихся к школьной литературе, в начале II тысячелетия до н.э. рассматриваются термины из сферы займа, ссуды, процентов. Современной науке известны математические задачи того времени по расчету долговых процентов. Сохранились документы, содержащие информацию об исключительно активной деятельности двух братьев-ростовщиков из города Урука: за смехотворную цену они стали владельцами более сорока домов и земельных участков.

    Исторически достоверны факты о занятии многими видами ростовщической деятельности жриц храма бога Солнца Шамаша, которые проворачивали свои сделки в городе Сиппаре через посредничество родственников. В городе Ларсе два ростовщика успешно отдавали внаем своих же сограждан-должников.

    С одной стороны, закон стимулировал финансовую активность крупных оптовых торговцев, гарантируя им высокую прибыль. Так, согласно ст. 101, ссуду‚ взятую у крупного торговца, требовалось возвратить в двойном размере, даже если пользовавшийся средствами оставался в проигрыше. Единственной уважительной причиной для невозвращения были военные действия (ст. 103). С другой стороны, кодекс Хаммурапи пытался несколько сдерживать процесс закабаления свободных граждан и рост ростовщичества. Чтобы не попасть в долговую кабалу, мелкие торговцы, земледельцы и ремесленники, беря ссуду, должны были уплатить 20% годовых при ссуде серебром и те же 20% за ссуду зерном. Эти проценты устанавливались законом.

    Но на практике за зерновую ссуду взималась треть, что было вызвано возможными сезонными колебаниями цен на натуральный продукт. Такое соотношение процентных ставок, кроме того, ярко свидетельствует о развитости денежных отношений в Вавилоне. Гарантией возвращения ссуды и процентов могло быть поручительство третьего лица, обладавшего значительными правами по отношению к должнику, а также особый залог. например, дом взявшего ссуду.

    Каким же образом кодекс Хаммурапи защищал малоимущих граждан? В соответствии с 113-й статьей, заимодателю без согласия хозяина и без решения суда запрещалось присваивать имущество должника с целью возмещения ссуды. Закон требовал юридического оформления сделки, судебного разбирательства по каждому случаю (казусу) и даже соблюдения процедуры. Все это в конечном итоге препятствовало проведению самосуда.

    Ст. 110 защищала жизнь и здоровье членов семьи должника, отрабатывающих займ в хозяйстве ростовщика. Если в результате жестокого обращения и истязаний взятый в залог близкий родственник должника умирал, то кредитор отвечал за это жизнью своих домочадцев. За смерть сына заложника смертная казнь грозила сыну ростовщика. При этом ст. 115 гласила: «Если взятый в залог умрет в доме взявшего в залог естественной смертью, то это дело не может повести к иску».

    Продолжительность работы заложника у кредитора ограничивалась тремя годами (ст. 117). По истечении этого срока заложник считался отработавшим долг, независимо от его размера.

Существовал и еще ряд положений кодекса, защищавших права землевладельца-должника. Так, обоснованной причиной неуплаты долга и процентов в данном сезоне справедливо считались климатические условия, уничтожившие урожай, например засуха или наводнение, против которых человек был бессилен.

    Рассмотренные статьи кодекса Хаммурапи не оставляют сомнения, что закон ставил своей целью в какой-то степени защитить землевладельца, его семью и имущество от самоуправства и притеснения кредитора. Разорение и закабаление несостоятельных должников и их домочадцев, долговое рабство, в первую очередь, было невыгодно самому рабовладельческому государству. Эти процессы приводили к уменьшению численности налогоплательщиков и, что, по-видимому, самое важное, к сокращению количества свободных землевладельцев‚ из которых формировалось ополчение. Наряду с регулярной армией, ополчение являлось одним из существенных факторов, определявших мощь государства.

    По-видимому, именно этими причинами объясняется запрет для главы обедневшего семейства самому отрабатывать в чужом хозяйстве. (Непосредственно такого пункта в Законах Хаммурапи нет, однако это можно предположить на основании содержания 116-й и 117-й статей). Примечательно и то, что домочадец, которому приходилось отрабатывать ссуду и проценты на полях заимодателя, не превращался в раба. Не «рабом», а именно «заложником» называл его закон государства.

    Неограниченная монархия, «древневосточная деспотия»; древневосточная деспотия как специфическая форма рабовладельческой монархии формировалась в течении долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии; ранние формы примитивной монархии постепенно перерастали в ту или иную разновидность древневосточной деспотии; важной особенностью древневосточной деспотии является особое положение главы государства – правителя-деспота; царь считался не только носителем всей полноты власти, но признавался сверхчеловеком, ставленником богов; однако в разных странах Древнего Востока и в разные периоды истории степень деспотизма была неодинаковой; существовали в странах Древнего Востока и немонархические формы государства, своего рода олигархические республики, например в ряде государственных образований Древней Индии, в некоторых городах Финикии. Так, например,    идеологи древневавилонского общества утверждали, что царь получает власть из рук самих богов. Практически царская власть ничем не ограничивалась, бразды правления всех сфер жизни общества находились в руках представителей правящей династии. Руководство осуществлялось через сложный бюрократический аппарат во главе с наместниками царя, управлявшими отдельными областями и городами. На имя царя приходило большое количество самых разнообразных жалоб. Однако сам царь не принимал решения, а направлял дело на рассмотрение в соответствующий орган. Характерно, что в законодательстве практически не отражены полномочия царя, хотя нет сомнений, что в действительности он обладал неограниченной властью, вплоть до распоряжения жизнью своих сограждан.

    4. Формирующееся самосознание личности на Востоке в принципе не может обрести различные очертания, человек может по-разному оценивать свою общественную роль. Первые проблески самоощущения восточной личности отнюдь не сделали человека счастливее, напротив, они заставили людей почувствовать свою трагическую оторванность от безликого природного мира и отсутствие гармонии в мире социальном. Бремя свободы и ответственности давило на сознание людей и заставляло их искать како-то выход. Вернуться в прежнее состояние неведения, вновь раствориться в коллективе было нельзя, однако можно было создать такую социальную структуру, в рамках которой сводилась к минимуму необходимость принимать решения. Подобные структуры (в различных вариантах и модификациях) и возникли на Древнем Востоке. Они жестоко определяли место человека в обществе, оставляя очень небольшое пространство для реализации личных склонностей и потребностей. В зависимости от места, занимаемого человеком в иерархической структуре древневосточного общества, подданные пользовались различным объемом материальных благ; однако, как правило, имущество не находилось в частной собственности, монарх мог в любой момент лишить подданного, в том числе и высокопоставленного чиновника, должности, средств к существованию, даже жизни. Конечно, в большинстве случаев люди сохраняли привычный им (обычно наследственный) социальный статус, что обеспечивало стабильность древневосточного общества; принадлежность к определенному слою общества (чиновничеству, купечеству, крестьянству и т.д.) давало право на некоторый усредненный уровень жизни, традиционно свойственный большинству представителей этого слоя. Таким образом, на Древнем Востоке существовало приблизительное равенство внутри социальных групп, которые перед лицом государства были одинаково бесправны.    


Тема 3. Развитие элементов свободорыночной системы в античных Греции и Риме

 

    1.    В античном типе экономики происходит более значительное развитие рыночных отношений. Так, в период кризиса греческого полиса в IV в. до н.э. не земля, а деньги становятся престижной формой богатства: в IV в. до н.э. резко увеличилось число сделок по купле-продаже земли. Результатом стала концентрация земельной собственности в одних руках. Подрывался принцип полисной жизни –  единство понятия гражданина и земельного собственника: можно было быть гражданином и не иметь земли и наоборот. Характер собственности изменился, античная форма все более вытеснялась частной собственностью, полисная мораль уступала место индивидуализму.

    Экономической основой зарождающегося индивидуализма могла быть расширяющаяся частная собственность, особенно на такое средство производства как земля и расширение наемного труда.

    Древнегреческий классический полис, в котором при определенных локальных различиях и изменениях с течением времени государственное устройство предполагает наличие таких общих элементов, как  собрание граждан, совет магистратуры и судебную систему; возникла классическая античная республиканская рабовладельческая демократия, в отдельные периоды перераставшая в тиранию и олигархию; подобное республиканское устройство после изгнания царей (VI в. до н.э.) со своими особенностями было характерно и для Древнего Рима; с конца II в. до н.э. по мере обострения социальной и классовой борьбы государственное устройство стало все более принимать характер военной диктатуры, воплотившейся в форме принципата; при Диоклетиане была основана абсолютная монархия по персидскому образцу. Античная форма собственности, которая являлась одновременно собственностью государственной (совместной) и собственностью частной; владельцем основного средства производства (земли) мог стать лишь тот, кто был полноправным членом гражданской общины; верховным правом на землю обладал только коллектив граждан. На практике встречались как крупные землевладельцы (к концу  республиканского периода в Риме сформировались латифундии), так и безземельные граждане; мелкие производители тем не менее преобладали в количественном отношении; наряду с частной существовала государственная собственность на землю и собственность зависимых от крупных землевладельце групп населения в греческих государствах, организованных по племенному принципу. В Греции это был класс мелких свободных производителей, жителей полисов, с другой стороны в классический период большую роль играл рабский труд; он проник во все сферы производства, в Афинах по приблизительным подсчетам количество рабов достигало 30-35% населения. В Риме также большую роль играл мелкий собственник, а рабство достигло своего классического развития и предопределило кризис социально-экономической системы в первой половине I тыс. н.э. Сельское хозяйство (земледелие, виноградарство, садоводство), значительного развития достигло ремесло (металлургия, металлообработка, кораблестроение, керамическое и гончарное производство). В Греции активно развивалась торговля, в том числе внешняя, особенно морская; катализаторами торговли стали рост населения, недостаток зерна, сырья, излишки продукции; для удобства в проведении торговых операций купцы, особенно связанные с заморской торговлей, создавали объединения –  фиасы, задачами которых была взаимная выручка ссудами, страховка, обмен информацией; в Риме большое значение приобрела внутрииталийская торговля; крупными торговыми центрами были Рим, Путеолы, Сиракузы; в эпоху императорского Рима торговали также за пределами империи, в ряде случаев торговля была специализирована. В греческий период совершенствовалась расчетная система, появились зачатки банковских операций, их осуществляли менялы (трапедзиты); развитие внешней торговли отразилось в том факте, что особенно в V в. до н.э. чеканка монеты широко распространилась во всем греческом мире; в римский период римские серебряные монеты стали основной валютой Средиземноморья; развивалось меняльное дело, ростовщичество, причем в ростовщических операциях, разорявших целые города, принимала участие римская знать. Однако торговый капитал не финансировал и не организовывал производство.

    2. Одним из главных зарождающихся элементов свободнорыночной экономики в античном полисе мог быть наемный труд. В странах античного мира наемный труд применялся главным образом в ремесленном производстве. Например, в Афинах городские бедняки, принадлежавшие к 4-у разряду – фетам, нанимались на длительный срок в мастерские – эргастерии, служили гребцами на кораблях, грузчиками в портах.  В эпоху античности наемными работниками нередко считались писцы, служители при судах, смотрители рынков, учителя, врачи и т.д. Таким образом, эргастерии могли служить предвестником свободного наемного труда в средневековой Европе.

    3.    Большое значение в Древнем Риме имела торговля, которая приобрела более широкий характер, чем это было на Древнем Востоке (в обращении находились и предметы повседневного спроса). В период  римской истории, в частности во II-I вв. до н.э., установились рыночные отношения между городом и деревней, нуждавшихся в продукции друг друга. Господствующим типом стало рабовладельческое имение, связанное с рынком. Этот факт послужил для ряда крупных ученых (Эд. Мейер, М.И. Ростовцев, У. Уестерман) основанием признать товарное производство в Риме II-I вв. до н.э. капиталистическим. В римских латифундиях использовались элементы простой и сложной кооперации. В III в. до н.э. граждане владевшие землей в пределах 500 югеров, получали ее в частную собственность. Это способствовало развитию товарно-денежных отношений в деревне. Большое значение в Риме приобрела внутрииталийская торговля. Доходы римского государства в огромной степени возросли за счет военной добычи, контрибуций, поступлений из провинций. В 167 г. до н.э. в связи с огромной военной добычей в 3-й Македонской войне римские граждане были освобождены от прямого налога. Этот прямой налог стали взимать с провинций. Сбор налогов с провинций отдавался на откуп публиканам. Большую статью римских доходов составляли всевозможные поступления с государственных имуществ, косвенные налоги, таможенные сборы и т.д. Государственная казна республиканского Рима находилась в ведении сената. В период империи с разделением провинций на сенатские и императорские доходы со вторых стали поступать в личную казну императора (фиск). Постепенно фиск становится единственным финансовым центром империи. При императорах Диоклетиане (284-305 гг.) и Константине (306-337 гг.), который объединял империю под своей властью, победив различных претендентов на престол, после того как Диоклетиан отрекся от власти были проведены налоговые реформы. Реформы Диоклетиана и Константина учитывали фактически сложившееся положение и соответственно его оформляли, дабы возродить империю в новых условиях. Был изменен принцип налогообложения. С землевладельцев налоги взимались натурой исходя из некоей единицы (капут), складывающейся из сочетания рабочей силы и земельного участка определенного размера и вносившейся в ценз, проводившийся раз в 45 лет. Сущность налоговой реформы вызывала много споров среди историков и окончательно не решена. Видимо, единица рабочей силы равнялась одному мужчине или двум женщинам размер участка определялся в зависимости от качества земли и произраставших на ней культур. Подать за частные земли была меньше, чем за участки, взятые из императорской земли. Каждая провинция была обязана определенным количеством капутов; за сбор с сельских территории городов отвечали декурионы, теперь именовавшиеся куриалами; с экзимированных имений –  их владельцы. Сельский и городской плебс были разделены: жившие внутри городов ремесленники, торговцы и другие плебеи должны были платить подать деньгами согласно цензу, проводившемуся раз в 5 лет, и год ценза был, по словам современников, годом слез и печали. Известными привилегиями пользовались ремесленные коллегии, но зато они должны были обслуживать двор и армию. Их члены вместе со своими потомками были прикреплены к своей коллегии. Сенаторы, ставшие сословием крупных землевладельцев, пополнявшимся за счет вышедших в отставку высших чиновников, и необязанные присутствовать на заседаниях сената, вносили в казну определенное количество золота в зависимости от размеров их имений и в торжественных случаях должны были делать в пользу императоров дополнительные золотые взносы.

    4. Античное рабство в Древней Греции – система производственных отношений, основанных на использовании значительного числа рабов. Применение труда рабов на наиболее тяжелых работах (рудниках, каменоломнях и пр.). Характеризуется практическим полным бесправным юридическим и экономическим положением рабов (полностью лишены собственности, семьи и т.д. [отсюда и выражение «…раб был наиболее рабом…»]), за преступление против господина следовало жестокое наказание. Классическое рабство было в Древней Греции и особенно в Древнем Риме.

 


Тема 4. Социально-экономические причины жизнеспособности Восточно-Римской империи

 

    1. В последние десятилетия II в. в римском обществе все отчетливее стали нарастать трудности, которые в III в. переросли в общий кризис, поставивший Римскую империю под угрозу распада. Социально-экономические изменения были вызваны кризисом рабовладельческого способа производства, исчерпанием заложенных в нем потенциальных возможностей. Конкретными проявлениями экономического спада были сокращение рабочей силы из-за эпидемий, мобилизации в армию, запустение посевных площадей, падение урожайности, отказ от интенсивных культур винограда и олив в пользу экстенсивного хлебопашества, ухудшение качества ремесленных изделий и т.д. Однако этот спад нельзя рассматривать как катастрофу, уровень ремесла и земледелия превосходил уровень раннего средневековья.

    Кризис сельского хозяйства нанес удар по городам как экономическим и культурным центрам, привел к массовому бегству населения в сельскую местность. Господствующим типом хозяйства стала латифундия, обрабатываемая колонами, слабо связанная с рынком, имевшая собственные мастерские. Ведущую роль стали играть крупные земельные магнаты, контролировавшие обширные территории и многочисленное население. Резко снизилась роль рабов в производстве, возросла роль колонов, даже рабов владельцы сажали на участки земли и превращали в квазиколонов. Упадок городов, товарных вилл, ремесла, торговли, с одной стороны, и укрепление латифундиального землевладения – с другой свидетельствовали об изменениях хозяйственной структуры, готовили почву для перемещения центра социально-экономической жизни в деревню.

    2. Феодальные отношения, развивавшиеся в Византии, начали формироваться относительно поздно и сильно отличались от классических образцов Запада. Для Византии характерны плавная, непрерывная эволюция от античности к средневековью, развитие феодальных отношений внутри разлагающегося рабовладельческого общества. Синтез прораставших в империи элементов феодализма с общественными порядками варваров был менее интенсивным, чем в Западной Европе. Это обусловило типологические особенности генезиса феодализма в Византии: более длительное, чем на Западе, сохранение рабовладения; более широкое распространение свободной сельской общины, пришедшей на смену разнообразным видам рабовладельческого хозяйства; наличие государственной собственности на землю; замедленное по сравнению с Западом складывание иерархической структуры земельной собственности (в этом аспекте аграрный строй Византии имеет больше сходства с аграрными отношениями стран Востока); меньшая по сравнению с Западом дезурбанизация, происшедшая с конца VIIVIII вв. Как ни парадоксально, своего наивысшего расцвета города Византии достигли не в конце, а в начале истории. В то время как на Западе многие античные городские центры были смыты волной варварских завоеваний и запустели, Византия на заре своей истории по праву могла называться страной городов – центров унаследованной от античности высокой техники ремесленного производства, мореплавания, монетного обращения и организации торговли. Византийские города, преодолев кризис VII-VIII вв. раньше, чем города Западной Европы, вновь вступили в полосу экономического процветания. Одной из особенностей византийской цивилизации была значительная специфика города, где своеобразно сочеталось развитие денежного хозяйства и государственная регламентация производства. Территория Византийской империи состояла преимущественно из областей с высокой земледельческой культурой. Во многих из них плодородные почвы позволяли выращивать по два-три урожая в год. Было широко развито скотоводство. Богата была Византия и природными ресурсами, различными видами минерального и растительного сырья. Она могла обеспечить свои потребности почти во всех основных продуктах, а некоторые из них даже в значительном количестве вывозить в другие страны (зерно, масло, рыба, ткани, металл, металлические изделия и др.). Все это создавало известную экономическую устойчивость в империи, позволяло вести достаточно широкую внешнюю торговлю, быть монопольным посредником в торговле между Востоком и Западом. До XII в. экономическое превосходство Византии над другими европейскими странами было бесспорным. Изобретение греческого огня и косого паруса обеспечивало морские успехи империи, расцвет строительной техники, достижения точных и естественных наук помогали Византии обогнать в своем развитии многие государства Востока и Запада. Коренной перелом в поступательном экономическом развитии Византии наступил в XII в. С этого столетия экономическое превосходство переходит, притом окончательно, к государствам Западной Европы. 

Рабовладельческий строй, а вместе с ним и рыночное хозяйство,  погибло вместе с Римской империей. Но феодализм возник не сразу после гибели Рима. Обычное представление о том, что рабовладельческий строй непосредственно сменяется феодальным, не совсем точно. Чаще феодальный строй происходит от первобытнообщинного. Завоевавшие Рим народы находились на стадии первобытнообщинного строя, и лишь через несколько веков у них возникло классовое общество, но уже в форме феодализма. Такова историческая закономерность: если социально-экономическая система у некоторых народов пришла к логическому концу, отстававшие ранее народы не повторяют ее в своем развитии. На территории бывшей Западной римской империи городов как центров ремесла и торговли пока еще не было. Ремесло еще не отделилось от земледелия. Торговля была в зародыше. Поэтому мы должны рассматривать практически только одну отрасль хозяйства – сельское хозяйство. Задача упрощается тем, что хозяйство страны состояло из одинаковых по характеру и структуре, экономически между собой не связанных феодальных владений. Владения монастырей, епископов и даже самого короля принципиально не отличались от остальных феодов. 

    3. Причины жизнеспособности Византии заключались в следующем. Она сумела сохранить все основные элементы наследства предшествовавшей цивилизации (крупные города с преобладанием ремесла и торговли, рабовладение в сочетании с общинным землевладением, развитую культуру, в которой преобладали греческие элементы, сильное государство с развитым римским правом), постепенно преобразуя их и наращивая элементы, свойственные феодальным отношениям. Более того, здесь даже наблюдался период укрепления рабовладельческого уклада (в конце IХ–Х в.). Однако это не могло остановить утверждения феодального строя, основанного на сочетании государственной, феодальной, мелкокрестьянской и общинной собственности, постепенного утверждения феодальной вотчины и зависимости крестьян. В городах складывались корпорации свободных ремесленников, купцов, моряков, владельцев кораблей. Развивалась сеть городов, первенствовал среди которых Константинополь. Переход Византии к феодальной цивилизации был наименее болезненный, с сохранением материальных и культурных ценностей, городов. Однако длительное сохранение рабовладельческих отношений, преобладание консервативных элементов обусловило медленный прогресс; переход к феодализму завершился лишь в ХI в., Византия потеряла лидерство, ослабела и в середине XV в. сошла с исторической сцены.

    4. К VI веку, когда восточнославянские племена и их объединения вступили на историческую арену, на территории будущей Руси продолжал господствовать общинный строй. Бурные европейские события –         «христианская революция» в Римской империи в начале IV века, ее разделение в 395 году на Западную и Восточную и наконец падение Западной Римской империи в 476 году – практически не затронули судеб полян, древлян, кривичей, дреговичей, волынян и многочисленных угро-финских племен. Далеко впереди по оси времени были и процессы феодализации экономики, начавшиеся в Европе на рубеже VI–VII веков. Важнейшим занятием восточных славян было земледелие. Выращивались просо, рожь, пшеница, лен. Но система земледелия была самая примитивная: переложная (когда использованная несколько лет земля забрасывалась на несколько десятков лет) и подсечно-огневая (когда вырубался и сжигался участок леса и использовался до полного истощения земли). Легко понять, что земледелие было исключительно экстенсивным, трудоемким, а ввиду сурового климата и крайне рискованным. В таких условиях объективно возникала необходимость в общинном владении землей и в совместном общинном труде. Пожалуй, именно в этом, в природно-климатических условиях, надо искать живучесть и консерватизм русского общинного строя. И действительно, все исторические источники – византийские, арабские, скандинавские – подтверждают незыблемость русской соседской общины, верви на юге и мира на севере ареала расселения прарусских племен. С самого начала своего цивилизационного развития восточные славяне не испытывали недостатка земли, что и явилось причиной пренебрежения к возможным интенсивным формам земледелия. Крестьянская общинная колонизация новых территорий – характерная черта русской экономики, сохранившаяся до настоящего времени. Ход колонизации находился, очевидно, в сильной зависимости от рек, перерезавших в разных направлениях страну, а также от лесов, ее покрывавших: поселенцы двигались именно по рекам и обыкновенно замыкались в бассейне той реки, где оседали, будучи изолированы от своих соседей непроходимыми лесами, занимавшими водоразделы между разными бассейнами. Крупные передвижения племен и народов «великие переселения») – характерная черта той эпохи, и славяне в этом отношении ничем не отличались от, например, франков, которые начали свою экспансию в обратном направлении, на запад, в V веке. И если в своих бурных походах германские племена сталкивались с Западной Римской империей и ее развалинами, то крепость русского меча очень скоро ощутили жители Константинополя (Царьграда). Однако при всей важности земледелия в VIIVIII веках в хозяйстве восточнославянских общин сохраняли первостепенное значение охота и звероловство. Летописные легенды рассказывают, что первые русские князья, Кий, Щек и Хорив, были звероловами. Северяне – крупнейшее племенное объединение славян – платили в этот период дань хазарам по шкурке белки с дыма, то есть с одного крестьянского двора. Еще в 883 году князь Олег, подчинив древлян, установил дань по черной кунице с дома, твердо зная, что у них, древлян, этот пушной зверь наверняка есть. В описываемую эпоху, политический строй которой иногда называют военной демократией, князь всего лишь – военный предводитель, как правило, избранный народным вече. Понятия княжеской династии появилось, судя по всему, лишь в конце VIII века, когда выделился у полян «род Кия». Частной собственности на землю прарусские племена тогда не знали, в отличие, например, от тех же франков, у которых в VI–VII веках уже появился аллод – частная земельная собственность, формировавшаяся за счет королевских пожалований. Несмотря на некоторую локализированность жизни общин, особенно в северных лесных зонах, будущие россияне уже в те времена прекрасно демонстрировали свою способность к коммерции и торговле. Во всяком случае, торговля с арабами и хазарами к VIII веку была заурядным делом. Правда, у славян тогда не было собственных денег в монетной форме, но они вполне довольствовались шкурами пушных зверей или иностранными серебряными монетами, например, германскими шлягами. Чем же торговали восточные славяне? А тем же, чем торгуют сейчас россияне – предметами добывающих, а не перерабатывающих отраслей: мехами, медью, воском да рыбой. Вот и весь набор экспортных статей и в IХ, и в Х веках. Поскольку экстенсивное хозяйствование оставалось основным и у западных земледельческих соседей, и у восточных кочевых народов, славянам приходилось много воевать. Воевать порой не вполне удачно: поскольку племенные союзы часто сталкивались друг с другом, они плохо оборонялись от внешних врагов. В конце VIII столетия северные племена были покорены варягами, а южные – хазарами. Сама жизнь, задача выживания и сохранения своей самобытности, едва народившейся цивилизации объективно требовали объединения. Только мощный государственный союз восточнославянских и угорских племен мог противостоять разбойничьим походам викингов и «гнетущей власти иудейских каганов Хазарии». 

    5. Синтез западной и восточной культур можно проследить на примере Испании. В экономическом отношении мусульманская Испания представляла собой процветающий регион раннесредневековой Европы. На юге полуострова были созданы ирригационные системы, позволившие значительно поднять урожайность традиционных культур (зерновых, винограда и др.) и начать культивирование новых (сахарный тростник, рис, хлопок, некоторые овощи и фрукты). В центральных районах страны получило широкое распространение перегонное овцеводство. Значительная часть завоевателей оседав городах, которые быстро превратились в торгово-ремесленные центры. Ал-Авдалус славился своими тканями, керамикой, изделиями, из металла и кожи. Несмотря на сложные отношения с остальным исламским миром, арабская Испания активно торговала на Средиземном море, ее монета обращалась на огромной территории от Индии до Ирландии. Экономическое благополучие отличало ал-Алдалус вплоть до его окончательного покорения христианами в XV в., делало его города привлекательной целью для военных походов. Социальный строй ал-Акдалуса свидетельствует о специфичности местного варианта феодализма. В сельском хозяйстве господствовало мелкое крестьянское хозяйство при фактически полном отсутствии домена. Не получили развития прикрепление крестьян к земле и связанные с ним тяжелые формы личной зависимости. Крестьяне, как правило, арендовали на тяжелых условиях (до 2/3 доходов с земли) участки у крупных землевладельцев (воинов, чиновников, придворных и т.п.), проживавших обычно в городах, а также платили значительные налоги в казну. В отличие от других западноевропейских стран раннего средневековья платежи взимались главным образом деньгами. Политическое развитие ал-Аидалуса даже в период халифата сего централизованной и развитой администрацией отличалось относительной нестабильностью. Правители отдельных территорий, особенно окраинных, нередко добивались реальной автономии от Кордовы. Постоянно вспыхивали мятежи, вызванные противоречиями между племенными группировками арабов, между арабами и берберами. Непросто складывались и отношения завоевателей с местным населением. Значительная часть его приняла ислам, другая, сохранив свою религию, усвоила язык и культуру мавров (таких называли мосерабы, т.е. арабизированные). Тем не менее эти категории населения не были полноправными, часто поднимали восстания, особенно в периоды усиления мусульманского религиозного фанатизма. Главным очагом таких восстаний был город Толедо. Высокоразвитая городская цивилизация мусульманской Испании стала базой для невиданного в раннесредневековой Западной Европе развития культуры.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!