Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
После окончания Второй мировой войны начался распад колониальной системы. Вследствие мощного национально-освободительного движения Великобритания в 1947 г. вынуждена была предоставить независимость Индии, разделив страну по религиозному признаку на два государства: Индию и Пакистан. В 1948 г. независимости добились Бирма и Цейлон. Борьба угнетенных народов заставила Великобританию предоставить независимость почти всем своим колониальным территориям. Так, если в 1945 г. население английских колоний и зависимых территорий составляло около 432 млн. человек, то в 1969 г. — около 10 млн. человек. Распад колониальной империи экономически ослабил Великобританию, хотя ей удалось сохранить значительные экономические и политические позиции во многих своих бывших колониях.
В июле 1945 г. в Англии были проведены очередные выборы, в результате которых к власти пришли лейбористы во главе с К. Эттли. Правительство лейбористов предложило программу возрождения экономики “Лицом к будущему”. В предвыборном манифесте подчеркивалось: “Лейбористская партия есть социалистическая партия и гордится этим”. Ее конечной целью провозглашалось создание “социалистического содружества Великобритании”. Наилучший путь к этой цели авторы манифеста видели в плановой и постепенной эволюции в рамках “смешанной экономики” в сторону повышения в ней доли государственной собственности.
Первый незыблемый элемент “экономического пейзажа” Великобритании был создан сразу же после победы лейбористов на выборах 1945 г. Речь идет о Национальной службе здравоохранения. В соответствии с предложением, выдвинутым экономистом У. Бевериджем еще в 1942 г., вся система здравоохранения была национализирована. Врачи и весь остальной персонал больниц и диспансеров получили статус государственных служащих. С тех пор медицинское обслуживание в Англии стало бесплатным. Это стало одним из важнейших проявлений “государства-провидения”, идея которого была сформулирована тем же Бевериджем в докладе, подготовленном в 1944 г. и озаглавленном “Полная занятость в свободном обществе”. Широко применявшаяся практика stop and go также сдерживала рост британской экономики, но уже средствами конъюнктурной политики. Всякий раз. когда международные спекулянты предпринимали атаку против фунта стерлингов, британское правительство вынуждено было переходить к политике жесткой экономии. В первый раз это произошло в 1947 г., а затем повторялось в 1949, 1951, 1955 и 1960 гг. Если также учесть старение оборудования на английских промышленных предприятиях и их относительную “неспособность” к широкому применению американских методов повышения производительности труда, то можно легко объяснить отставание Великобритании от других промышленно развитых стран Запада, которое проявилось, в частности, в том, что нормирование продуктов питания, введенное во время воины, было отменено только в 1954 г., тогда как во Франции продовольственные карточки вышли из употребления в 1949 г.
Для реализации этой цели лейбористское правительство увеличило капиталовложения в промышленность, а также провело национализацию ряда отраслей экономики и их реконструкции. Были национализированы Английский банк, угольная и газовая промышленность, ряд электростанций, некоторые сталелитейное заводы, весь внутренний транспорт, телеграфы и радиосвязь. При этом владельцы национализированных предприятий получили финансовую компенсацию, которая значительно превышала их фактическую стоимость. Прежним хозяевам был гарантирован годовой доход, который выплачивался за счет части прибыли национализированных предприятий. Немало бывших владельцев заняло посты в управлениях национализированными предприятиями.
Реализуя социальную часть своей предвыборной программы, правительство Эттли отменило антирабочий закон о профсоюзах 1927 г. и восстановило их прежние права на забастовки, стачки и т.д. Была реорганизована система социального страхования. Фонды которой пополнялись теперь за счет взносов грудящихся, отчислений предпринимателей и поступлений из государственного бюджета. Из этих средств выплачивались пособия по болезни, безработице. при потере трудоспособности, в связи с рождением ребенка, на воспитание детей, пенсии престарелым и вдовам, а малоимущим оказывалась бесплатная медицинская помощь.
Лейбористам уже с первых дней правления пришлось столкнуться с рядом сложных экономических проблем внешнего характера. Так, в августе 1945 г. США без предварительного уведомления прекратили поставки товаров по ленд-лизу, которые впредь Англия должна была оплачивать в долларах. В декабре 1945 г. было заключено финансовое оглашение, по которому США предоставили Англии заем в сумме 4,4 млрд. долл. За вычетом 650 млн. долл. в качестве возмещения за поставки по ленд-лизу Англия получила кредит на сумму 3,75 млрд. долл. Она могла его использовать в течение пяти лет, с 1946 по 1951 гг. Погашение займа начиналось по истечении шестилетнего срока из расчета 2% годовых и должно было продолжаться в течение 50 лет. Получая заем, Англия обязалась восстановить свободный обмен фунта стерлингов на доллар и снизить преференциальные тарифы.
Однако в 1946 г. в CШA был отменен контроль над ценами, что привело к резкому подорожанию экспортных товаров. По этой причине Англия израсходовала полученный заем всего за один год. Выполняя принятые на себя обязательства, правительство в июле 1947 г. ввело свободный обмен фунта на доллар, но так как денег катастрофически не хватало, то уже через месяц пришлось отказаться от свободного обмена валюты. В стране наступил острый финансовый кризис, и правительство вынуждено было пойти на сокращение импорта продовольствия, что привело к резкому подорожанию продуктов питания.
Выход из сложной экономической ситуации правительство Англии видело в присоединении к плану Маршалла. В июле 1948 г. было подписано двустороннее соглашение с США о реализации плана Маршалла в Англии. В период действия этого плана Англия получила 2351 млн. долл. в виде поставок и 337 млн. долл. в виде займов.
Во время экономического кризиса в 1949 г. США сократили импорт из стран “стерлинговой зоны”, что привело к резкому уменьшению золотых и валютных резервов Англии. Чтобы приостановить утечку золота и валюты, лейбористское правительство провело в сентябре 1949 г. девальвацию фунта стерлингов на 30,5%. Стоимость фунта снизилась с 4,03 до 2,8 долл. Вслед за девальвацией в Англии произошла девальвация валют в странах, входивших в “стерлинговую зону” или “связанных с английским фунтом”. Девальвация фунта ослабила его значение как международной валюты и укрепила позиции доллара. Цены на товары первой необходимости возросли, что привело к снижению реальной заработной платью, а также к падению конкурентоспособности английских товаров на мировом рынке по сравнению с довоенным уровнем.
Некоторое улучшение в экономике страны наступило в 1950 г. Это было вызвано поставками военно-стратегического сырья, а также размещением части военных заказов CШA на заводах Англии в годы войны в Корее. В результате были накоплены запасы золота и валюты, что в свою очередь позволило правительству лейбористов в конце 1950 г. отказаться от американской помощи по плану Маршалла.
В 1951 г. производственные показатели почти на превысили показатели 1937 г. Однако промышленность развивалась крайне неравномерно. Новые отрасли — электроэнергетика, машиностроение, химическая — переживали подъем, в то же время старые — угольная, текстильная — так и не достигли к 1951 г. довоенного уровня. Из-за нехватки угля в Англии дважды (в 1947 и 1951 гг.) возникали топливные кризисы, болезненно отразившиеся на работе большинства предприятий. Капиталовложения в английскую промышленность, сделанные после окончания Второй мировой войны, способствовали увеличению производительности труда, но не устранили возраставший разрыв между Англией и CШA в этой области.
В целях увеличения производства продуктов питания внутри страны правительство приняло в 1947 г. четырехлетнюю программу развития сельского хозяйства. Программа предусматривала гарантирование минимальных цен и выдачу субсидий фермерам на мероприятия по повышению урожайности полей и продуктивности животноводства.
К началу 50-х гг. правительству лейбористов удалось в основном восстановить экономический потенциал страны, несмотря на потери во Второй мировой войне и утрату колоний. Однако им не удалось выполнить предвыборные обещания в социальной области, и поэтому после очередных выборов к власти в стране пришли консерваторы.
Новое правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1951 г., возглавил У. Черчилль. Основными направлениями экономической политики нового правительства были следующие: 1) частичная денационализация отраслей промышленности; 2) стимулирование образования крупных монополистических объединений; 3) структурная перестройка экономики под влиянием НТР и соответственно изменение финансовой политики; 4) создание экономического союза ряда европейских государств под эгидой Англии с целью сохранения независимого положения в мире; 5) техническое переоснащение армии.
В 50-е гг. экономическое развитие Англии ускорилось. Так, если в 1931-1938 гг. среднегодовой темп роста валового внутреннего продукта составил 1,75%, а промышленного производства — 2,7%, то в 50-е гг. он поднялся соответственно по 2,7 и 3,3%. Послевоенные десятилетия характеризовались отсутствием столь глубоких и длительных кризисов, какие были в довоенные годы. Изменения в характере циклического развития повлекли за собой повышение общего уровня занятости. По сравнению с довоенным периодом число безработных в 50-е сократилось, их доля в экономически активном населении колебалась от 1,2 до 2,6%.
В основе некоторого ускорения темпов хозяйственного роста Англии в 50-е гг. лежали благоприятные экономические и политические факторы, общие для всех индустриальных стран. Это прежде всем влияние научно-технической революции, которая в условиях распада Британской колониальной империи и отставания Англии от соперников потребовала изменения во многом устаревшей структуры хозяйства, а также крупного перераспределения капиталовложений.
Происходившие в промышленности структурные изменения привели к упадку ряда отраслей, которые были сконцентрированы в беднейших районах. Так, в Шотландии одна за другой закрывались угольные шахты, прекратили существование предприятия, производившие жидкое горючее из сланцев. Сталелитейная промышленность работала всего на 60% своей мощности. В трудном положении оказались судостроительные и судоремонтные верфи. В Северной Ирландии сворачивалась работа текстильной промышленности, в результате изменений в технологии и организации производства сократилось число работавших на самолетостроительных заводах. Механизация сельского хозяйства, игравшего важную роль в экономике Северной Ирландии, оставила без работы большое число сельскохозяйственных рабочих. В Южном Уэльсе десятками закрывались угольные шахты, и десятки тысяч шахтеров пополняли ряды безработных.
Закрытие большого количества шахт было вызвано резким сокращением вывоза угля за границу: с 41 млн. т в 1937 г. до 6,8 млн. т в начале 60-х гг. и постепенным вытеснением угля газом, нефтепродуктами и атомной энергией. Уменьшение вывоза угля отрицательно сказалось на состоянии торговом и платежного баланса Великобритании. Совершенствование структуры хозяйства в Великобритании затруднялось тем, что по сравнению с западноевропейскими конкурентами и Японией гораздо большая часть инвестиций (до 10% от суммы внутренних капиталовложений) вывозилась за границу и это несмотря на то, что доля вложений в хозяйство в валовом национальном продукте страны была ниже, чем в других индустриальных государствах.
Формирование новых хозяйственных пропорций наталкивалось на сопротивление той части буржуазии, которая обогащалась за счет эксплуатации природных ресурсов развивающихся стран и осуществления различного рода торговых и финансовых посреднических операций. Изменения в мирохозяйственных связях в послевоенный период обнаружили уязвимость внешнеэкономических позиций Англии, выявили относительно низкую конкурентоспособность многих ее товаров. Для Великобритании проблема “поиска нового места” в международном разделении труда приобрела гораздо большее значение, чем для ее конкурентов.
Так, образовав в 1957 г. Общий рынок, Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург поставили перед собой задачу создать наиболее благоприятные условия торговли и противостоять усилившейся конкуренции со стороны CШA и Японии. В то время Англия отказалась войти в объединение, так как считала, что сумеет самостоятельно противостоять возраставшей конкуренции мировых держав. Чтобы противостоять ЕЭС, Англия создала Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), объединив под своим руководством не вошедшие в ЕЭС Австрию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию. Соответствующие соглашения между странами были подписаны в Стокгольме в январе 1960 г.
“Зона” свободной торговли несколько отличалась от Общего рынка. В частности, были сохранены прежние таможенные тарифы в торговле с государствами других районов- Созданная Англией организация не сумела предоставить наиболее благоприятные условия для английских товаров и в последующие годы Англия предпринимает шаги к вступлению в Общий рынок. Так, уже в 1961 г. проводились переговоры о вступлении в ЕЭС, однако Англии пришлось пройти достаточно долгий путь, чтобы стать равноправным партнером в Общем рынке.
Значительное влияние на экономику Великобритании в 50-е гг. оказывала политика милитаризации и гонки вооружений, проводившаяся консерваторами. Англия стала участником военных блоков НАТО, СЕНТО и СЕАТО, ее военные базы располагались на Кипре, в Южной Аравии, Малайзии, она принимала участие в ряде колониальных войн. По объему военных расходов и степени милитаризации экономики Англия занимала второе место в мире (после CШA).
Подводя итоги экономического развития страны во второй половине 40-х — 50-е гг., следует отметить, что в целом экономика Великобритании развивалась в общем русле европейских держав, однако по темпам развития уступала ФРГ, CШA, а затем и Японии. Утрата колониальной империи болезненно отразилась на экономике страны, а начавшаяся эпоха ИТР потребовала перемен в традиционной структуре производства. Значительных средств требовали большие военные расходы и начавшееся в 50-е гг. техническое переоснащение армии, повлекшие сокращение социальных программ. Все это создавало дополнительные трудности в управлении страной для консервативного правительства, стремившегося к возврату Великобритании роли мирового лидера.
В 60-е – 70-е годы доля Великобритании в мировом экспорте промышленных товаров сократилась до 7,4%, что равно доле Франции, но в два раза меньше соответствующего показателя в Западной Германии (14,7%) и США (13,3%), за которыми вплотную следует Япония (11,2%). Если для Франции это довольно неплохой результат, отражающий реальный прогресс ее экспортеров, то для Великобритании это серьезный откат с занимаемых позиций. За двадцать лет доля Англии в мировом экспорте сократилась в два раза. Это — очевидный признак структурной слабости ее экономики, что во многом объясняет систематические конъюнктурные трудности Великобритании.
Об этом свидетельствует, в частности, эволюция фунта стерлингов. С 1960 по 1979 гг. он обесценился на 20% по сравнению с доллары и более чем на 50% по сравнению с японской иеной и немецкой маркой. За этот же период Великобритания в значительной степени утратила свои позиции на мировом рынке промышленных товаров.
В конечном счете, именно недостаточная специализация британской промышленности объясняет слабость ее внешнеторговых позиций. Предприятия Великобритании стоили свою ценовую политику, ориентируясь на сложившиеся цены мирового рынка, поскольку за исключением химии и ракетостроения они отстают от своих конкурентов в наиболее динамично развивающихся отрасли промышленности. Снижение паритета фунта стерлингов не представляло собой адекватного ответа на эволюцию британской экономики, которая добилась значительных успехов в сравнении с довоенным периодом, однако, по сравнению с достижениями других промышленно развитых стран они били недостаточными.
Накануне выборов в 1964 г. лейбористы обещали провести в жизнь программу социальных реформ: национализировать литейную промышленность‚ снизить цены на землю, восстановить контроль над квартирной платой, осуществить некоторые мероприятия в области культуры, науки, здравоохранения и пенсионного обеспечения. Но придя к власти в октябре указанного года, правительство Г. Вильсона стало на путь “партнерства” с крупными монополиями. Так, в августе 1966 г. через парламент был проведен закон о ценах и доходах, означавший замораживание заработной платы рабочих и служащих в условиях роста стоимости жизни и ограничения прав профсоюзов. Вследствие девальвации фунта стерлингов, проведенной в ноябре 1967 г., особенно увеличились цены, квартирная плата, транспортные расходы. Правительство ввело дополнительные налоги. в том числе на потребительские товары. Были сокращены ассигнования на социальные нужды.
Значительное воздействие на увеличение размеров и мощи английских монополистических объединений оказывала научно-техническая революция. В наибольшей степени это относилось к новыми наиболее передовым в техническом отношении отраслям экономики, так как издержки, связанные с проведением исследовании и разработок, настолько были значительными, что оказывались посильными только мощным трестам или государственным компаниям.
Хотя в связи с распадом британской колониальной империи роль колониально-сырьевых монополий, представлявших большую группу, заметно снизилась, тем не менее они еще оставались значительной силой в экономике страны. Эти колониально-сырьевые монополии сосредоточили подавляющую часть английских заграничных капиталовложений, размещенных на предприятиях по добыче благородных металлов, олова, меди, цинка, свинца, на плантациях каучука и тропических культур. Именно крупные монополии, стремившиеся еще глубже проникнуть в экономику стран Западной Европы, являлись наиболее активными сторонниками участия Англии в Общем рынке. Английское правительство оказывало всемерное содействие укреплению монополии.
Бурно развивавшийся процесс сращивания банковского и промышленного капиталов, их тесное взаимодействие и переплетение привели к образованию в Англии гигантских финансовых консорциумов, которые контролировали большую часть промышленности, кредита, транспорта, торговли и сферы услуг.
В 1967 г. правительство лейбористов провело ренационализацию сталелитейной промышленности с выплатой компенсации бывшим владельцам, тем самым еще больше увеличив государственный сектор экономики. Оно также попыталось ввести элементы планирования в экономику чтобы добиться резкого усиления темпов роста производства. В том же году правительство вынуждено было провести вторую за послевоенный период девальвацию фунта стерлингов. Однако это не принесло желаемых результатов и в 1964—1969 гг. среднегодовой прирост продукции составил всего 2%.
В экономику Великобритании широко внедрялся американский капитал, резко возросла внешняя задолженность страны: только сумма срочных внешних займов и кредитов на конец 1969 г. составляла 5 млрд. фунтов стерлингов.
Во внешней политике лейбористы проводили курс на укрепление военно-политических блоков и сохранение особых отношений с CША. Они поддерживали американскую агрессию во Вьетнаме, а также отстаивали свои позиции в странах, ранее входивших в Британскую империю, и в остававшихся у Великобритании колониях и зависимых территориях. Так, в 1974 г. английские войска были направлены в Уганду, Кению и Танганьику, в 1968 г. — на о. Маврикий, а в 1969 г. — на о. Ангунляд. Такая внешнеполитическая деятельность тяжким бременем ложилась на плечи налогоплательщиков и еще больше усугубляла достаточно сложное положение в экономике страны. Внутренняя и внешняя политика правительства лейбористов становилась все более непопулярной, и на досрочных выборах в июне 1970 г. победили консерваторы. К власти в стране пришло правительство Э. Хита.
С первых же дней правления новое правительство столкнулось с труднейшими проблемами в экономическом развитии страны. Среднегодовой прирост национального продукта за 1961—1970 гг. составил 2,89%, тогда как в Японии — 11,1, во Франции — 5,8, в ФРГ — 4,8%. Неблагоприятное положение наблюдалось и в области внешней торговля. которая традиционно играла большую роль в жизни страны. И хотя правительство пыталось стимулировать предприятия, работавшие на экспорт. тем не менее дефицит торгового баланса продолжал оставаться большим и постоянным.
Экономические и финансовые трудности страны усугублялись быстрорастущей инфляцией. что проявлялось в стремительном росте цен, особенно на предметы ширпотреба, и падении покупательной способности фунта стерлингов. Проблемой номер один для Англии стала инфляция. По отношению к 1965 г. индекс потребительских цен в 1971 г. вырос на 37%, а цены на продовольственные товары только за 1971 г. — в среднем на 12,4%.
Одной из мер, способной помочь явно “больной” экономике Англии, было решение правительства о вступлении в Общий рынок, правда, добиться этого оказалось не так просто. И главным противником принятия Англии в ЕЭС была Франция.
После того, как созданная Великобританией FACT оказалась бессильной в конкуренции с Общим, рынком, консервативное правительство Макмиллана летом 1961 г. решило вступить в ЕЭС. Переговоры о вступлении продолжались с перерывами 14 месяцев и закончились неудачей для Англии. В конце 1966 г. под давлением крупнейших монополий страны правительство начало второй тур переговоров. однако и эта попытка оказалась безуспешной.
И только консервативному правительству Э. Кита вскоре после прихода к власти удалось приступить к третьему туру переговоров. который в 1978 г. закончился положительно для Великобритании — она была принята в ЕЭС. Англии пришлось пойти на значительные уступки, чтобы попасть в эту организацию. Так, по условиям приема в течение нескольких лет должен был проходить процесс приобщения Англии к экономике Общего рынка. Переходный период для промышленности составил 4,5 года. Существовавшие пошлины на промышленные товары в торговле между Англией и шестью членами ЕЭС должны были сокращаться постепенно, в пять этапов, по 20% на каждом этапе. Включение Англии в единый сельскохозяйственный рынок должно было осуществляться в течение пяти лет. После вступления в ЕЭС Англия должна была приобщиться к более высоким ценам на сельскохозяйственную продукцию. Английская сторона взяла на себя обязательство пересмотреть свои важнейшие торговые соглашения со странами Содружества применительно к требованиям стран “шестерки”.
Лондону пришлось уступить в таком существенном вопросе, как валютно-финансовый. В частности, согласиться на то, чтобы отказаться от фунта стерлингов как резервной валюты. Должны были возрасти и взносы в бюджет ЕЭС со 100 млн. в 1973 г. до 300 млн. фунтов стерлингов в 1980 г. Однако и это несомненно, чрезвычайно важное событие в экономической жизни Великобритании не спасло консервативное правительство, и на досрочных выборах в 1974 г. консерваторы потерпели поражение.
Лейбористское правительство в своем предвыборном Манифесте провозгласило своей целью создать “более честное, более демократическое и социально-справедливое общество”. Была разработана программа, предусматривавшая национализацию ряда важнейших промышленных отраслей, установление государственного контроля за разработкой нефтяных ресурсов в Северном море, сокращение военных расходов, пересмотр условий участия Англии в Общем рынке.
Придя к власти, лейбористы начали реализацию своей программы с ряда социальных мер. В частности, был отменен антипрофсоюзный закон, проведенный предыдущим правительством консерваторов, повышены пенсии престарелым, заморожено повышение квартирной платы.
Однако, несмотря на все предпринимавшиеся усилия по выводу экономики из тяжелого финансового положения в 70-е гг., практически ничего не менялось. На экономику давил груз накопившихся экономических проблем, разрешить которые можно было путем изменения радикальным образом экономической и политической стратегии развития. Правительство лейбористов оказалось не в состоянии решить эти проблемы. Состояние экономики особенно ухудшилось в связи с мировым энергетическим кризисом в 1973 г., когда резко возросли цены на нефть, а Великобритания была одним из крупнейших импортеров арабской нефти. Усугубил экономические трудности очередной циклический кризис в 1975 г., с этого времени экономика стала переживать своего рода застой.
Таким образом, во второй половинё 60-х — 70-х гг. экономика Великобритании находилась в крайне сложном положении. С одной стороны, бурно росли гигантские монополии в наиболее современных отраслях производства, которые диктовали свои условия и оказывали мощное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику правительства, а с другой стороны, увеличился государственный сектор, который охватывал в основном старые традиционные отрасли производства и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР, вследствие чего его продукция не могла успешно конкурировать на мировом рынке.
Приход к власти правительства М. Тэтчер существенно изменил социально-экономическую ситуацию в стране. Во время борьбы за власть Маргарет Тэтчер опубликовала весной 1979 г. ультралиберальную программу, включавшую обещание осуществить приватизацию снизить налоги на самые высокие доходы, проводить жесткую денежно-кредитную и бюджетную политику ограничить влияние профсоюзов и т.д. За следующие десять лет большинство пунктов этой программы было выполнено, и экономика Великобритании претерпела глубокие изменения. В настоящее время эта страна представляет собой воплощение оригинального либерализма, отмеченного националистическими тенденциями.
Новое правительство М. Тэтчер провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу что для выхода страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально-экономической системе. К ним относились: 1) слишком большая власть профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными интересами и шантажировали крупных предпринимателей угрозами забастовок; 2) чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы: стандартная ставка 33% подоходного налога поднималась до 83%; 3) высокая инфляция; 4) сосредоточение государственной власти в руках медлительной и становящейся все более громоздкой бюрократии.
Консервативное правительство М. Тэтчер решило положить этому конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элементов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициатива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции “тэтчеризма” стали провозглашенный консерваторами возврат к “викторианским ценностям” — уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, примат права личности и т.д.
М. Тэтчер намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем осуществления политики монетаризма, сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и приватизации принадлежавших государству отраслей промышленности. Она выступила против корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Тэтчер считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица. Поэтому в числе первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок.
Одним из важнейших элементов программы М. Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора. С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы девять важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности.
Приватизация крупных государственных предприятии стала наиболее известным мероприятием правительства М. Тэтчер. За 10 лет в руки частных собственников перешло около 30 фирм в различных отраслях экономики: автомобильной и авиационной промышленности, черной металлургии, энергетике, транспорте и т.д. При этом следует отличать приватизацию от передачи общественной собственности на правах концессии. В первом случае государственное предприятие продается частным акционерам, которые становятся его полновластными владельцами, если только правительство не оставляет за собой “золотую акцию”, т.е. право вето при принятии решений, противоречащих национальным интересам. Во втором случае предприятия общественного сектора (водо и электроснабжение, телефон, общественный транспорт) передаются в управление частным компаниям на строго определенных условиях. По истечении срока концессии ее условия могут быть пересмотрены.
Примеру правительства консерваторов последовали органы самоуправления многих английских городов, где общественные службы (городской транспорт, вывоз мусора, учреждения культуры) были переданы в управление частным фирмам. Менее известным шагом правительства Тэтчер стало распределение собственности среди членов общества. В результате приватизации 9 млн. англичан, т.е. 20% активного населения страны, стали акционерами. Это явление затронуло практически все слои общества, поскольку из общего числа акций, находящихся в руках частных лиц, 25% принадлежит рабочим и 28% — служащим.
Среди прочих достижений правительства М. Тэтчер следует отметить приватизацию муниципальных квартир, большая часть которых была продана их арендаторам. Таким образом, две трети англичан стали собственниками своего жилья. Правительство всячески стремилось сделать “здоровую конкуренцию” универсальным принципом экономического прогресса, причем эта конкуренция все больше переносилась в сферу ценообразования, где соперничавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены.
Еще одно важное направление в экономической программе консерваторов — это упор на развитие мелкого и среднего бизнеса, который стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживается с крупными монополиями, дополнял их даже в самых современных отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы оказались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промышленного производства.
Правительство также активно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Одной из важнейших специфических особенностей английской экономики была высокая степень “интернационализации” в ведущих отраслях производства. Лишь немногие сферы промышленного производства опирались на прочный внутренний рынок, имели высокий уровень капиталовложений, развитую базу НИОКР. В первую очередь это химическая и аэрокосмическая отрасли. Остальные в большей части были связаны с международными корпорациями.
Следствием проводимой правительством М. Тэтчер экономической политики был экономический рост страны в 80-е гг. в среднем на уровне 3—4% в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Важнейшими мерами, стимулировавшими развитие экономики Англии, являлись принятие закона о снижении стандартной ставки подоходного налога, сокращение численности государственного аппарата и затрат на его содержание.
Достаточно трудноразрешимой задачей для правительства оказалась борьба с инфляцией, однако и здесь благодаря перечисленным мерам наметились сдвиги. Если в 1980 г. инфляция составляла 16%, то уже в 1983 г. она снизилась до 4% и в последующие годы колебалась в пределах 6%.
Подъем в экономике начался с середины 1985 г., хотя в последующие два года он не был стабильным. Со второй половины 1987 г. наряду с заметным ускорением темпов развития экономики обозначились и другие признаки перехода к новой стадии подъема: увеличились объемы предоставленных кредитов, достигли пика курсы акций, возросли и без того высокие цены на жилье.
Важную роль в стимулировании потребительских расходов населения играло активное использование кредитов. Снятие ограничений в кредитной сфере, внедрение современной расчетной электронной техники подстегнули конкуренцию, кредит стал более доступным для широких масс населения. В 1988 г. сумма предоставленного потребительского кредита финансовыми домами, строительными обществами, другими специализированными обществами, а также по банковским кредитным карточкам возросла до 42 млрд. фунтов стерлингов.
В актив тэтчеризма следует отнести также снижение налогов и уменьшение безработицы. В области налогообложения британский батскеллизм характеризуется предпочтением, отдаваемым прямому прогрессивному налогу, который считается более справедливым в сравнении с косвенным налогом, распространяющимся на всех граждан независимо от уровня их доходов. Тэтчеризм решительно покончил с подобной практикой перераспределения доходов: были значительно снижены ставки прямого налога на наиболее высокие доходы и увеличены налоги на добавленную стоимость. Эти меры оказались очень популярными, так как в отличие от французов большинство англичан платят прямые налоги. Снижение ставок способствовало существенному увеличению покупательной способности населения.
В то же время “железная леди” добилась гораздо меньшего успеха в реформе местных налогов. Чтобы побудить налогоплательщиков более активно вмешиваться в финансовую политику местных органов власти, правительство заменило подоходный налог на подушный налог, получивший название poll tax. Это нововведение вызвало падение популярности Маргарет Тэтчер и стало причиной ее отставки в конце 1990 г.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!