Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Экономическое развитие Великобритании во второй половине 40-х – 80-х гг.»

/ История экономики
Конспект, 

Оглавление

После окончания Второй мировой войны начался распад колониальной системы. Вследствие мощного национально-освободитель­ного движения Великобритания в 1947 г. вынуждена была предо­ставить независимость Индии, разделив страну по религиозному признаку на два государства: Индию и Пакистан. В 1948 г. неза­висимости добились Бирма и Цейлон. Борьба угнетенных наро­дов заставила Великобританию предоставить независимость почти всем своим колониальным территориям. Так, если в 1945 г. населе­ние английских колоний и зависимых территорий составляло около 432 млн. человек, то в 1969 г. — около 10 млн. человек. Распад колониальной империи экономически ослабил Великобританию, хотя ей удалось сохранить значительные экономические и полити­ческие позиции во многих своих бывших колониях.

    В июле 1945 г. в Англии были проведены очередные выбо­ры, в результате которых к власти пришли лейбористы во главе с К. Эттли. Правительство лейбористов предложило программу воз­рождения экономики “Лицом к будущему”. В предвыборном мани­фесте подчеркивалось: “Лейбористская партия есть социалистичес­кая партия и гордится этим”. Ее конечной целью провозглашалось создание “социалистического содружества Великобритании”. Наи­лучший путь к этой цели авторы манифеста видели в плановой и постепенной эволюции в рамках “смешанной экономики” в сторону повышения в ней доли государственной собственности.

    Первый незыблемый элемент “экономического пейзажа” Вели­кобритании был создан сразу же после победы лейбористов на вы­борах 1945 г. Речь идет о Национальной службе здравоохранения. В соответствии с предложением, выдвинутым экономистом У. Беве­риджем еще в 1942 г., вся система здравоохранения была национа­лизирована. Врачи и весь остальной персонал больниц и диспансе­ров получили статус государственных служащих. С тех пор меди­цинское обслуживание в Англии стало бесплатным. Это стало одним из важнейших проявлений “государства-провидения”, идея которо­го была сформулирована тем же Бевериджем в докладе, подготов­ленном в 1944 г. и озаглавленном “Полная занятость в свободном обществе”. Широко применявшаяся практика stop and go также сдерживала рост британской экономики, но уже средствами конъ­юнктурной политики. Всякий раз. когда международные спекулян­ты предпринимали атаку против фунта стерлингов, британское пра­вительство вынуждено было переходить к политике жесткой эконо­мии. В первый раз это произошло в 1947 г., а затем повторялось в 1949, 1951, 1955 и 1960 гг. Если также учесть старение оборудования на английских промышленных предприятиях и их относительную “неспособность” к широкому применению американских методов повышения производительности труда, то можно легко объяснить отставание Великобритании от других промышленно развитых стран Запада, которое проявилось, в частности, в том, что норми­рование продуктов питания, введенное во время воины, было от­менено только в 1954 г., тогда как во Франции продовольственные карточки вышли из употребления в 1949 г.

    Для реализации этой цели лейбористское правительство увели­чило капиталовложения в промышленность, а также провело наци­онализацию ряда отраслей экономики и их реконструкции. Были национализированы Английский банк, угольная и газовая промыш­ленность, ряд электростанций, некоторые сталелитейное заводы, весь внутренний транспорт, телеграфы и радиосвязь. При этом вла­дельцы национализированных предприятий получили финансовую компенсацию, которая значительно превышала их фактическую стоимость. Прежним хозяевам был гарантирован годовой доход, который выплачивался за счет части прибыли национализирован­ных предприятий. Немало бывших владельцев заняло посты в управлениях национализированными предприятиями.

    Реализуя социальную часть своей предвыборной программы, правительство Эттли отменило антирабочий закон о профсоюзах 1927 г. и восстановило их прежние права на забастовки, стачки и т.д. Была реорганизована система социального страхования. Фонды которой пополнялись теперь за счет взносов грудящихся, отчисле­ний предпринимателей и поступлений из государственного бюдже­та. Из этих средств выплачивались пособия по болезни, безработи­це. при потере трудоспособности, в связи с рождением ребенка, на воспитание детей, пенсии престарелым и вдовам, а малоимущим оказывалась бесплатная медицинская помощь.

    Лейбористам уже с первых дней правления пришлось столкнуть­ся с рядом сложных экономических проблем внешнего характера. Так, в августе 1945 г. США без предварительного уведомления пре­кратили поставки товаров по ленд-лизу, которые впредь Англия должна была оплачивать в долларах. В декабре 1945 г. было заклю­чено финансовое оглашение, по которому США предоставили Анг­лии заем в сумме 4,4 млрд. долл. За вычетом 650 млн. долл. в качестве возмещения за поставки по ленд-лизу Англия получила кредит на сумму 3,75 млрд. долл. Она могла его использовать в течение пяти лет, с 1946 по 1951 гг. Погашение займа начиналось по истечении шестилетнего срока из расчета 2% годовых и должно было продол­жаться в течение 50 лет. Получая заем, Англия обязалась восстано­вить свободный обмен фунта стерлингов на доллар и снизить пре­ференциальные тарифы.

    Однако в 1946 г. в CШA был отменен контроль над ценами, что привело к резкому подорожанию экспортных товаров. По этой при­чине Англия израсходовала полученный заем всего за один год. Вы­полняя принятые на себя обязательства, правительство в июле 1947 г. ввело свободный обмен фунта на доллар, но так как денег катастрофически не хватало, то уже через месяц пришлось отка­заться от свободного обмена валюты. В стране наступил острый финансовый кризис, и правительство вынуждено было пойти на сокращение импорта продовольствия, что привело к резкому подо­рожанию продуктов питания.

    Выход из сложной экономической ситуации правительство Анг­лии видело в присоединении к плану Маршалла. В июле 1948 г. было подписано двустороннее соглашение с США о реализации плана Маршалла в Англии. В период действия этого плана Англия получила 2351 млн. долл. в виде поставок и 337 млн. долл. в виде займов.

    Во время экономического кризиса в 1949 г. США сократили импорт из стран “стерлинговой зоны”, что привело к резкому умень­шению золотых и валютных резервов Англии. Чтобы приостано­вить утечку золота и валюты, лейбористское правительство провело в сентябре 1949 г. девальвацию фунта стерлингов на 30,5%. Стои­мость фунта снизилась с 4,03 до 2,8 долл. Вслед за девальвацией в Англии произошла девальвация валют в странах, входивших в “стерлинговую зону” или “связанных с английским фунтом”. Де­вальвация фунта ослабила его значение как международной валюты и укрепила позиции доллара. Цены на товары первой необходимос­ти возросли, что привело к снижению реальной заработной платью, а также к падению конкурентоспособности английских товаров на мировом рынке по сравнению с довоенным уровнем.

    Некоторое улучшение в экономике страны наступило в 1950 г. Это было вызвано поставками военно-стратегического сырья, а также размещением части военных заказов CШA на заводах Англии в годы войны в Корее. В результате были накоплены запасы золота и валюты, что в свою очередь позволило правительству лейборис­тов в конце 1950 г. отказаться от американской помощи по плану Маршалла.

    В 1951 г. производственные показатели почти на превысили показатели 1937 г. Однако промышленность развивалась крайне не­равномерно. Новые отрасли — электроэнергетика, машиностроение, химическая — переживали подъем, в то же время старые — угольная, текстильная — так и не достигли к 1951 г. довоенного уровня. Из-за нехватки угля в Англии дважды (в 1947 и 1951 гг.) возникали топливные кризисы, болезненно отразившиеся на рабо­те большинства предприятий. Капиталовложения в английскую промышленность, сделанные после окончания Второй мировой войны, способствовали увеличению производительности труда, но не устранили возраставший разрыв между Англией и CШA в этой области.

    В целях увеличения производства продуктов питания внутри страны правительство приняло в 1947 г. четырехлетнюю программу развития сельского хозяйства. Программа предусматривала гаран­тирование минимальных цен и выдачу субсидий фермерам на меро­приятия по повышению урожайности полей и продуктивности жи­вотноводства.

    К началу 50-х гг. правительству лейбористов удалось в основ­ном восстановить экономический потенциал страны, несмотря на потери во Второй мировой войне и утрату колоний. Однако им не удалось выполнить предвыборные обещания в социальной об­ласти, и поэтому после очередных выборов к власти в стране при­шли консерваторы.

    Новое правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1951 г., возглавил У. Черчилль. Основными направлениями эконо­мической политики нового правительства были следующие: 1) час­тичная денационализация отраслей промышленности; 2) стимули­рование образования крупных монополистических объединений; 3) структурная перестройка экономики под влиянием НТР и соот­ветственно изменение финансовой политики; 4) создание экономи­ческого союза ряда европейских государств под эгидой Англии с целью сохранения независимого положения в мире; 5) техничес­кое переоснащение армии.

    В 50-е гг. экономическое развитие Англии ускорилось. Так, если в 1931-1938 гг. среднегодовой темп роста валового внутреннего про­дукта составил 1,75%, а промышленного производства — 2,7%, то в 50-е гг. он поднялся соответственно по 2,7 и 3,3%. Послевоенные десятилетия характеризовались отсутствием столь глубоких и дли­тельных кризисов, какие были в довоенные годы. Изменения в характере циклического развития повлекли за собой повышение об­щего уровня занятости. По сравнению с довоенным периодом число безработных в 50-е сократилось, их доля в экономически активном населении колебалась от 1,2 до 2,6%.

    В основе некоторого ускорения темпов хозяйственного роста Англии в 50-е гг. лежали благоприятные экономические и полити­ческие факторы, общие для всех индустриальных стран. Это прежде всем влияние научно-технической революции, которая в условиях распада Британской колониальной империи и отставания Англии от соперников потребовала изменения во многом устаревшей структуры хозяйства, а также крупного перераспределения капиталовло­жений.

    Происходившие в промышленности структурные изменения привели к упадку ряда отраслей, которые были сконцентрированы в беднейших районах. Так, в Шотландии одна за другой закрывались угольные шахты, прекратили существование предприятия, произ­водившие жидкое горючее из сланцев. Сталелитейная промышлен­ность работала всего на 60% своей мощности. В трудном положе­нии оказались судостроительные и судоремонтные верфи. В Север­ной Ирландии сворачивалась работа текстильной промышленнос­ти, в результате изменений в технологии и организации производства сократилось число работавших на самолетостроительных за­водах. Механизация сельского хозяйства, игравшего важную роль в экономике Северной Ирландии, оставила без работы большое число сельскохозяйственных рабочих. В Южном Уэльсе десятками закрывались угольные шахты, и десятки тысяч шахтеров пополняли ряды безработных.

    Закрытие большого количества шахт было вызвано резким со­кращением вывоза угля за границу: с 41 млн. т в 1937 г. до 6,8 млн. т в начале 60-х гг. и постепенным вытеснением угля газом, нефтепро­дуктами и атомной энергией. Уменьшение вывоза угля отрицатель­но сказалось на состоянии торговом и платежного баланса Вели­кобритании. Совершенствование структуры хозяйства в Великоб­ритании затруднялось тем, что по сравнению с западноевропейски­ми конкурентами и Японией гораздо большая часть инвестиций (до 10% от суммы внутренних капиталовложений) вывозилась за гра­ницу и это несмотря на то, что доля вложений в хозяйство в валовом национальном продукте страны была ниже, чем в других индустриальных государствах.

    Формирование новых хозяйственных пропорций наталкива­лось на сопротивление той части буржуазии, которая обогащалась за счет эксплуатации природных ресурсов развивающихся стран и осуществления различного рода торговых и финансовых посредни­ческих операций. Изменения в мирохозяйственных связях в после­военный период обнаружили уязвимость внешнеэкономических по­зиций Англии, выявили относительно низкую конкурентоспособность многих ее товаров. Для Великобритании проблема “поиска нового места” в международном разделении труда приобрела гораз­до большее значение, чем для ее конкурентов.

    Так, образовав в 1957 г. Общий рынок, Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург поставили перед собой задачу создать наиболее благоприятные условия торговли и противосто­ять усилившейся конкуренции со стороны CШA и Японии. В то время Англия отказалась войти в объединение, так как считала, что сумеет самостоятельно противостоять возраставшей конку­ренции мировых держав. Чтобы противостоять ЕЭС, Англия со­здала Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), объ­единив под своим руководством не вошедшие в ЕЭС Австрию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию. Соответ­ствующие соглашения между странами были подписаны в Стокголь­ме в январе 1960 г.

    “Зона” свободной торговли несколько отличалась от Общего рынка. В частности, были сохранены прежние таможенные тарифы в торговле с государствами других районов- Созданная Англией ор­ганизация не сумела предоставить наиболее благоприятные условия для английских товаров и в последующие годы Англия предприни­мает шаги к вступлению в Общий рынок. Так, уже в 1961 г. прово­дились переговоры о вступлении в ЕЭС, однако Англии пришлось пройти достаточно долгий путь, чтобы стать равноправным парт­нером в Общем рынке.

    Значительное влияние на экономику Великобритании в 50-е гг. оказывала политика милитаризации и гонки вооружений, прово­дившаяся консерваторами. Англия стала участником военных бло­ков НАТО, СЕНТО и СЕАТО, ее военные базы располагались на Кипре, в Южной Аравии, Малайзии, она принимала участие в ряде колониальных войн. По объему военных расходов и степени ми­литаризации экономики Англия занимала второе место в мире (после CШA).

    Подводя итоги экономического развития страны во второй по­ловине 40-х — 50-е гг., следует отметить, что в целом экономика Великобритании развивалась в общем русле европейских держав, од­нако по темпам развития уступала ФРГ, CШA, а затем и Японии. Утрата колониальной империи болезненно отразилась на экономи­ке страны, а начавшаяся эпоха ИТР потребовала перемен в тради­ционной структуре производства. Значительных средств требовали большие военные расходы и начавшееся в 50-е гг. техническое переоснащение армии, повлекшие сокращение социальных программ. Все это создавало дополнительные трудности в управлении страной для консервативного правительства, стремившегося к возврату Ве­ликобритании роли мирового лидера.

    В 60-е – 70-е годы доля Великобритании в мировом экс­порте промышленных товаров сократилась до 7,4%, что равно доле Франции, но в два раза меньше соответствующего показателя в За­падной Германии (14,7%) и США (13,3%), за которыми вплотную следует Япония (11,2%). Если для Франции это довольно неплохой результат, отражающий реальный прогресс ее экспортеров, то для Великобритании это серьезный откат с занимаемых позиций. За двадцать лет доля Англии в мировом экспорте сократилась в два раза. Это — очевидный признак структурной слабости ее экономи­ки, что во многом объясняет систематические конъюнктурные трудности Великобритании.

    Об этом свидетельствует, в частности, эволюция фунта стерлин­гов. С 1960 по 1979 гг. он обесценился на 20% по сравнению с доллары и более чем на 50% по сравнению с японской иеной и немец­кой маркой. За этот же период Великобритания в значительной степени утратила свои позиции на мировом рынке промышленных товаров.

    В конечном счете, именно недостаточная специализация бри­танской промышленности объясняет слабость ее внешнеторговых позиций. Предприятия Великобритании стоили свою ценовую политику, ориентируясь на сложившиеся цены мирового рынка, поскольку за исключением химии и ракетостроения они отстают от своих конкурентов в наиболее динамично развивающихся отрас­ли промышленности. Снижение паритета фунта стерлингов не представляло собой адекватного ответа на эволюцию британской экономики, которая добилась значительных успехов в сравнении с довоенным перио­дом, однако, по сравнению с достижениями других промышленно развитых стран они били недостаточными.

    Накануне выборов в 1964 г. лейбористы обещали провести в жизнь программу социальных реформ: национализировать литей­ную промышленность‚ снизить цены на землю, восстановить кон­троль над квартирной платой, осуществить некоторые мероприя­тия в области культуры, науки, здравоохранения и пенсионного обеспечения. Но придя к власти в октябре указанного года, прави­тельство Г. Вильсона стало на путь “партнерства” с крупными моно­полиями. Так, в августе 1966 г. через парламент был проведен закон о ценах и доходах, означавший замораживание заработной платы рабочих и служащих в условиях роста стоимости жизни и ограни­чения прав профсоюзов. Вследствие девальвации фунта стерлин­гов, проведенной в ноябре 1967 г., особенно увеличились цены, квартирная плата, транспортные расходы. Правительство ввело до­полнительные налоги. в том числе на потребительские товары. Были сокращены ассигнования на социальные нужды.

    Значительное воздействие на увеличение размеров и мощи анг­лийских монополистических объединений оказывала научно-техни­ческая революция. В наибольшей степени это относилось к новыми наиболее передовым в техническом отношении отраслям экономи­ки, так как издержки, связанные с проведением исследовании и раз­работок, настолько были значительными, что оказывались посиль­ными только мощным трестам или государственным компаниям.

    Хотя в связи с распадом британской колониальной империи роль колониально-сырьевых монополий, представлявших большую группу, заметно снизилась, тем не менее они еще оставались значи­тельной силой в экономике страны. Эти колониально-сырьевые монополии сосредоточили подавляющую часть английских загранич­ных капиталовложений, размещенных на предприятиях по добыче благородных металлов, олова, меди, цинка, свинца, на плантациях каучука и тропических культур. Именно крупные монополии, стремившиеся еще глубже проникнуть в экономику стран Западной Ев­ропы, являлись наиболее активными сторонниками участия Англии в Общем рынке. Английское правительство оказывало всемерное содействие укреплению монополии.

    Бурно развивавшийся процесс сращивания банковского и про­мышленного капиталов, их тесное взаимодействие и переплетение привели к образованию в Англии гигантских финансовых консо­рциумов, которые контролировали большую часть промышленнос­ти, кредита, транспорта, торговли и сферы услуг.

    В 1967 г. правительство лейбористов провело ренационализа­цию сталелитейной промышленности с выплатой компенсации бывшим владельцам, тем самым еще больше увеличив государствен­ный сектор экономики. Оно также попыталось ввести элементы планирования в экономику чтобы добиться резкого усиления тем­пов роста производства. В том же году правительство вынуждено было провести вторую за послевоенный период девальвацию фун­та стерлингов. Однако это не принесло желаемых результатов и в 1964—1969 гг. среднегодовой прирост продукции составил всего 2%.

    В экономику Великобритании широко внедрялся американский капитал, резко возросла внешняя задолженность страны: только сумма срочных внешних займов и кредитов на конец 1969 г. состав­ляла 5 млрд. фунтов стерлингов.

    Во внешней политике лейбористы проводили курс на укрепле­ние военно-политических блоков и сохранение особых отноше­ний с CША. Они поддерживали американскую агрессию во Вьетна­ме, а также отстаивали свои позиции в странах, ранее входивших в Британскую империю, и в остававшихся у Великобритании ко­лониях и зависимых территориях. Так, в 1974 г. английские войс­ка были направлены в Уганду, Кению и Танганьику, в 1968 г. — на о. Маврикий, а в 1969 г. — на о. Ангунляд. Такая внешнеполитичес­кая деятельность тяжким бременем ложилась на плечи налогопла­тельщиков и еще больше усугубляла достаточно сложное положение в экономике страны. Внутренняя и внешняя политика правитель­ства лейбористов становилась все более непопулярной, и на досроч­ных выборах в июне 1970 г. победили консерваторы. К власти в стране пришло правительство Э. Хита.

    С первых же дней правления новое правительство столкнулось с труднейшими проблемами в экономическом развитии страны. Сред­негодовой прирост национального продукта за 1961—1970 гг. составил 2,89%, тогда как в Японии — 11,1, во Франции — 5,8, в ФРГ — 4,8%. Неблагоприятное положение наблюдалось и в области внешней торговля. которая традиционно играла большую роль в жизни стра­ны. И хотя правительство пыталось стимулировать предприятия, работавшие на экспорт. тем не менее дефицит торгового баланса продолжал оставаться большим и постоянным.

    Экономические и финансовые трудности страны усугублялись быстрорастущей инфляцией. что проявлялось в стремительном росте цен, особенно на предметы ширпотреба, и падении покупа­тельной способности фунта стерлингов. Проблемой номер один для Англии стала инфляция. По отношению к 1965 г. индекс потреби­тельских цен в 1971 г. вырос на 37%, а цены на продовольственные товары только за 1971 г. — в среднем на 12,4%.

Одной из мер, способной помочь явно “больной” экономике Англии, было решение правительства о вступлении в Общий рынок, правда, добиться этого оказалось не так просто. И главным против­ником принятия Англии в ЕЭС была Франция.

    После того, как созданная Великобританией FACT оказалась бессильной в конкуренции с Общим, рынком, консервативное пра­вительство Макмиллана летом 1961 г. решило вступить в ЕЭС. Пере­говоры о вступлении продолжались с перерывами 14 месяцев и за­кончились неудачей для Англии. В конце 1966 г. под давлением круп­нейших монополий страны правительство начало второй тур пере­говоров. однако и эта попытка оказалась безуспешной.

    И только консервативному правительству Э. Кита вскоре после прихода к власти удалось приступить к третьему туру переговоров. который в 1978 г. закончился положительно для Великобритании — она была принята в ЕЭС. Англии пришлось пойти на значительные уступки, чтобы попасть в эту организацию. Так, по условиям при­ема в течение нескольких лет должен был проходить процесс при­общения Англии к экономике Общего рынка. Переходный период для промышленности составил 4,5 года. Существовавшие пошлины на промышленные товары в торговле между Англией и шестью членами ЕЭС должны были сокращаться постепенно, в пять этапов, по 20% на каждом этапе. Включение Англии в единый сельскохо­зяйственный рынок должно было осуществляться в течение пяти лет. После вступления в ЕЭС Англия должна была приобщиться к более высоким ценам на сельскохозяйственную продукцию. Анг­лийская сторона взяла на себя обязательство пересмотреть свои важнейшие торговые соглашения со странами Содружества применительно к требованиям стран “шестерки”.

    Лондону пришлось уступить в таком существенном вопросе, как валютно-финансовый. В частности, согласиться на то, чтобы отка­заться от фунта стерлингов как резервной валюты. Должны были возрасти и взносы в бюджет ЕЭС со 100 млн. в 1973 г. до 300 млн. фунтов стерлингов в 1980 г. Однако и это несомненно, чрезвычайно важное событие в эко­номической жизни Великобритании не спасло консервативное пра­вительство, и на досрочных выборах в 1974 г. консерваторы потер­пели поражение.

    Лейбористское правительство в своем предвыборном Манифесте провозгласило своей целью создать “более честное, более демократическое и социально-справедливое общество”. Была разра­ботана программа, предусматривавшая национализацию ряда важ­нейших промышленных отраслей, установление государственного контроля за разработкой нефтяных ресурсов в Северном море, со­кращение военных расходов, пересмотр условий участия Англии в Общем рынке.

­    Придя к власти, лейбористы начали реализацию своей программы с ряда социальных мер. В частности, был отменен антипрофсо­юзный закон, проведенный предыдущим правительством консерва­торов, повышены пенсии престарелым, заморожено повышение квартирной платы.

    Однако, несмотря на все предпринимавшиеся усилия по выводу экономики из тяжелого финансового положения в 70-е гг., практи­чески ничего не менялось. На экономику давил груз накопившихся экономических проблем, разрешить которые можно было путем из­менения радикальным образом экономической и политической стратегии развития. Правительство лейбористов оказалось не в со­стоянии решить эти проблемы. Состояние экономики особенно ухудшилось в связи с мировым энергетическим кризисом в 1973 г., когда резко возросли цены на нефть, а Великобритания была одним из крупнейших импортеров арабской нефти. Усугубил экономичес­кие трудности очередной циклический кризис в 1975 г., с этого вре­мени экономика стала переживать своего рода застой.

    Таким образом, во второй половинё 60-х — 70-х гг. экономика Ве­ликобритании находилась в крайне сложном положении. С одной стороны, бурно росли гигантские монополии в наиболее современных отраслях производства, которые диктовали свои условия и ока­зывали мощное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику правительства, а с другой стороны, увеличился государственный сектор, который охватывал в основном старые традиционные от­расли производства и крайне медленно перестраивался под влия­нием НТР, вследствие чего его продукция не могла успешно конкурировать на мировом рынке.

    Приход к власти правительства М. Тэтчер существенно изменил социально-экономическую ситуацию в стране. Во время борьбы за власть Маргарет Тэтчер опубликовала весной 1979 г. ультралиберальную программу, включавшую обещание осу­ществить приватизацию снизить налоги на самые высокие доходы, проводить жесткую денежно-кредитную и бюджетную политику ограничить влияние профсоюзов и т.д. За следующие десять лет боль­шинство пунктов этой программы было выполнено, и экономика Великобритании претерпела глубокие изменения. В настоящее время эта страна представляет собой воплощение оригинального либерализма, отмеченного националистическими тенденциями.

    Новое правительство М. Тэтчер провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу что для выхода страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в соци­ально-экономической системе. К ним относились: 1) слишком боль­шая власть профсоюзных лидеров, которые чаще руководствова­лись личными интересами и шантажировали крупных предприни­мателей угрозами забастовок; 2) чрезмерное налогообложение с са­мыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы: стандартная ставка 33% подоходного налога поднималась до 83%; 3) высокая инфляция; 4) сосредоточение государственной власти в руках медлительной и становящейся все более громоздкой бюро­кратии.

    Консервативное правительство М. Тэтчер решило положить этому конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элементов: а) свободное предприни­мательство; б) личная инициатива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции “тэтчеризма” стали провозглашенный консерваторами возврат к “викторианским цен­ностям” — уважение к семье и религии, закону и порядку, бережли­вость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, примат права личности и т.д.

    М. Тэтчер намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем осуществления политики монетаризма, со­кращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсо­юзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и прива­тизации принадлежавших государству отраслей промышленности. Она выступила против корпоративизма, коллективизма и кейнси­анства. Тэтчер считала, что инфляция представляет большую опас­ность, чем безработица. Поэтому в числе первых шагов, предпри­нятых консерваторами, было принятие законов, которые значи­тельно сузили почти безграничные права профсоюзов на объявле­ние забастовок.

    Одним из важнейших элементов программы М. Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора. С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы девять важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промыш­ленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности.

    Приватизация крупных государственных предприятии стала наиболее известным мероприятием правительства М. Тэтчер. За 10 лет в руки частных собственников перешло около 30 фирм в различных отраслях экономики: автомобильной и авиационной промышленности, черной металлургии, энергетике, транспорте и т.д. При этом следует отличать приватизацию от передачи общест­венной собственности на правах концессии. В первом случае госу­дарственное предприятие продается частным акционерам, которые становятся его полновластными владельцами, если только прави­тельство не оставляет за собой “золотую акцию”, т.е. право вето при принятии решений, противоречащих национальным интере­сам. Во втором случае предприятия общественного сектора (водо ­и электроснабжение, телефон, общественный транспорт) переда­ются в управление частным компаниям на строго определенных условиях. По истечении срока концессии ее условия могут быть пересмотрены.

    Примеру правительства консерваторов последовали органы самоуправления многих английских городов, где общественные службы (городской транспорт, вывоз мусора, учреждения культуры) были переданы в управление частным фирмам. Менее известным шагом правительства Тэтчер стало распределение собственности среди членов общества. В результате приватизации 9 млн. англичан, т.е. 20% активного населения страны, стали акционерами. Это яв­ление затронуло практически все слои общества, поскольку из об­щего числа акций, находящихся в руках частных лиц, 25% принад­лежит рабочим и 28% — служащим.

    Среди прочих достижений правительства М. Тэтчер следует от­метить приватизацию муниципальных квартир, большая часть ко­торых была продана их арендаторам. Таким образом, две трети анг­личан стали собственниками своего жилья. Правительство всячески стремилось сделать “здоровую конку­ренцию” универсальным принципом экономического прогресса, причем эта конкуренция все больше переносилась в сферу ценооб­разования, где соперничавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены.

    Еще одно важное направление в экономической программе кон­серваторов — это упор на развитие мелкого и среднего бизнеса, ко­торый стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживается с крупными монополиями, дополнял их даже в самых современных отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы оказа­лись в состоянии гибко реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промыш­ленного производства.

    Правительство также активно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Одной из важнейших специфических особенностей английской экономики была высокая степень “интернационализации” в ведущих отраслях производства. Лишь немногие сферы про­мышленного производства опирались на прочный внутренний рынок, имели высокий уровень капиталовложений, развитую базу НИОКР. В первую очередь это химическая и аэрокосмическая отрасли. Остальные в большей части были связаны с международными корпорациями.

    Следствием проводимой правительством М. Тэтчер экономи­ческой политики был экономический рост страны в 80-е гг. в сред­нем на уровне 3—4% в год, что было выше, чем в других западноев­ропейских странах. Важнейшими мерами, стимулировавшими развитие экономики Англии, являлись принятие закона о снижении стандартной ставки подоходного налога, сокращение численности государственного ап­парата и затрат на его содержание.

    Достаточно трудноразрешимой задачей для правительства ока­залась борьба с инфляцией, однако и здесь благодаря перечисленным мерам наметились сдвиги. Если в 1980 г. инфляция составляла 16%, то уже в 1983 г. она снизилась до 4% и в последующие годы колебалась в пределах 6%.

    Подъем в экономике начался с середины 1985 г., хотя в после­дующие два года он не был стабильным. Со второй половины 1987 г. наряду с заметным ускорением темпов развития экономики обозна­чились и другие признаки перехода к новой стадии подъема: увели­чились объемы предоставленных кредитов, достигли пика курсы акций, возросли и без того высокие цены на жилье.

    Важную роль в стимулировании потребительских расходов на­селения играло активное использование кредитов. Снятие ограни­чений в кредитной сфере, внедрение современной расчетной электронной техники подстегнули конкуренцию, кредит стал более до­ступным для широких масс населения. В 1988 г. сумма предоставленного потребительского кредита финансовыми домами, строитель­ными обществами, другими специализированными обществами, а также по банковским кредитным карточкам возросла до 42 млрд. фунтов стерлингов.

    В актив тэтчеризма следует отнести также снижение налогов и уменьшение безработицы. В области налогообложения британский батскеллизм характе­ризуется предпочтением, отдаваемым прямому прогрессивному на­логу, который считается более справедливым в сравнении с косвенным налогом, распространяющимся на всех граждан независимо от уровня их доходов. Тэтчеризм решительно покончил с подобной практикой перераспределения доходов: были значительно сниже­ны ставки прямого налога на наиболее высокие доходы и увеличены налоги на добавленную стоимость. Эти меры оказались очень попу­лярными, так как в отличие от французов большинство англичан платят прямые налоги. Снижение ставок способствовало существен­ному увеличению покупательной способности населения.

    В то же время “железная леди” добилась гораздо меньшего ус­пеха в реформе местных налогов. Чтобы побудить налогоплатель­щиков более активно вмешиваться в финансовую политику местных органов власти, правительство заменило подоходный налог на по­душный налог, получивший название poll tax. Это нововведение вы­звало падение популярности Маргарет Тэтчер и стало причиной ее отставки в конце 1990 г. 

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2023 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!