Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Окончание Второй мировой войны поставило Францию перед сложнейшими задачами, главной из которых была ликвидация экономической разрухи. Вся полнота власти была сосредоточена в руках Временного правительства во главе с Шарлем де Голлем, которое было сформировано 30 августа 1944 г. В стране был установлен временный режим, просуществовавший до принятия Конституции Четвертой республики осенью 1946 г. в состав правительства вошли представители ряда партий, в том числе коммунистов и социалистов, отражавших противоречивые интересы различных слоев французского общества. Это предопределило столкновение политических сил в решении вопросов государственного устройства, структурных реформ экономики и создания системы социального обеспечения. Франция фактически оказалась перед выбором пути своего дальнейшего развития.
Политическая деятельность Шарля де Голля и Морила Тореза оставила заметный след в экономической истории Франции. С именем первого связаны освобождение страны в 1944 г. и идея возрождения величия французской нации. В свою очередь Морис Торез, занимавший пост генерального секретаря французской коммунистической партии с 1930 по 1964 гг., сыграл огромную роль в жизни Франции, поскольку в то время ему оказывали доверие примерно 25% избирателей.
Эти политические деятели сотрудничали какое-то время в рамках Временного правительства Французской республики которое приняло ряд фундаментальных решений о национализации, создании системы социального обеспечения и внедрении плановых начал в экономику. Однако очень скоро и тот, и другой оказались в рядах политической оппозиции правительству: генерал де Голль отошел от власти в январе 1946 гг., а коммунисты были устранены из правительства социалистом Полем Рамдье в мае 1947 г. В следующий раз коммунисты были допущены в правительство только в 1981 гг. как младшие партнеры в рамках правящей коалиции, а генерал де Голль получил широчайшие полномочия в 1958 г., что позволило ему основать Пятую республику. Это означает, что ускоренный рост французской экономики с 1947 по 1958 гг. и структурные изменения, осуществленные в этот период, проходили в обстановке относительной политической нестабильности, объясняющей в значительной степени возникшие при этом трудности финансового и денежно-кредитного характера.
Однако ни в правительстве ни среди предпринимательских кругов не было единства мнений относительно политики в финансово-экономической области. Так, министр экономики радикал Пьер Мендес-Франс с целью предотвращения инфляции предлагал заморозить заработную плату и цены, а также одновременно блокировать банковские счета и приступить к принудительному обмену банкнот. Министр финансов Рене Плевен разработал проект, основой которого являлся выпуск крупного внутреннего займа, призванного спасти военные прибыли. Коммунисты, у которых были сильные позиции ввиду их активного участия в движении Сопротивления, важнейшими задачами считали проведение национализации и создание системы социальной защиты населения.
Экономические реформы, проводившиеся П. Мендес-Франсом и А. Пине, иллюстрируют превратности жесткой финансовой и денежно-кредитной политики. Первый, назначенный министром экономики после освобождения Франции, ушел в отставку в апреле 1945 г. из-за своего несогласия с действиями министра финансов Рене Плевена. Пьер Мендес-Франс полагал, в частности, что проводимая денежная реформа была недостаточно радикальной, поскольку в обращении оставалось слишком большое количество денег. Чтобы избежать социальных потрясений, которые могли быть спровоцированы чрезмерной дефляцией, правительство предпочло инфляцию на уровне 40—50% в год. Только в январе1948 г. путем девальвации франка на 80% и изъятия из обращения без какой-либо компенсации банкнот в сумме 5 000 франков удалось подавить инфляционные процессы (план Мейера). Однако новая вспышка инфляции произошла в начале 50-х гг. вследствие войны в Корее и Принятия закона об индексации заработной платы в сентябре 1951 г. Автоматическое повышение заработной платы в соответствии с ростом цен является мощным ускорителем инфляции.
С учетом вышеизложенного Антуан Пине, новый глава правительства Франции, в марте 1952 г. принял решение о проведении жесткой финансовой и денежно-кредитной политики. Чтобы сократить объем ликвидных средств, правительство выпустило знаменитый золотой заем, имевший большой успех. Эта мера, направленная на сдерживание инфляции, очень эффективная на первом этапе, оказалась чрезвычайно обременительной для госбюджета в момент погашения облигаций. Отметим, что в сентябре 1952 г. правительство должно было временно заморозить рост заработной платы, так как выпуск займа не смог переломить инфляционные ожидания.
Новый всплеск инфляции произошел в середине 60-х гг. в связи с войной в Алжире (в апреле 1956 г. в армию были призваны 170 000 человек) и в результате повышения заработной платы после массовых забастовок в 1955 г. Фактическое обесценение франка вызвало его официальную девальзацию вплоть до декабря 1958 г., когда Пине, назначенный министром экономики и финансов в правительстве генерала де Голля, добился новой стабилизации благодаря проведению жесткой финансовой и денежно-кредитной политики.
Вокруг проблемы национализации развернулась острая политическая борьба, которая закончилась компромиссом. На протяжении 1945—1947 гг. были национализированы такие отрасли, как электроэнергетика, добыча угля, газовая промышленность, авиапромышленность, морское судоходство, воздушный транспорт, автомобильные заводы фирмы “Рено”, центральное эмиссионное учреждение — Французский банк, четыре крупнейших депозитных банка, сберегательные кассы, страховые компании. В общей сложности национализация охватила примерно 20% производственных мощностей страны. Для управления национализированными предприятиями, большинство которых ранее принадлежало коллаборационистам, создавались административные советы с участием представителей рабочих. Были расширены и права фабрично-заводских профсоюзных комитетов, получивших возможность контролировать вопросы найма и увольнения рабочих, условия труда и обеспечения рабочих жильем.
В то же время монополиям удалось добиться значительной компенсаций за национализированные предприятия, в большинстве случаев убыточные. Не имели права на компенсацию лишь собственники национализированных предприятий, сотрудничавшие с оккупантами. Полученные средства были вложены в наиболее передовые и рентабельные отрасли.
Как и в других капиталистических странах, национализация во Франции не коснулась всех основных отраслей промышленности и не меняла существа капиталистической экономики. По своему экономическому содержанию она означала переход от частной собственности к государственно-монополистической, представляя собой крупный шаг в развитии государственно-монополистического капитализма. Национализация в известной степени способствовала ограничению господства монополий.
Потребности восстановления экономики привели к тому что большая часть капиталовложений стала направляться в промышленность. Это позволило ускорить темпы промышленного производства страны и летом 1947 г. достигнуть его довоенного уровня (в сельском хозяйстве этот уровень был превзойден в 1950 г.).
В мае 1947 г. под предлогом голосования министров-коммунистов против доверия правительству они были удалены из состава правительственной коалиции. Процесс национализации был приостановлен. и 28 июня 1948 г. в Париже были подписаны Соглашения об экономическом сотрудничестве между Францией и США, ознаменовавшие собой начало действия во Франции плана Маршалла. До удаления коммунистов из правительства администрация CШA не считала возможным оказывать систематическую поддержку Франции.
Согласно плану Маршалла Франция в течение ряда лет получала от США продукты, вооружение и крупные денежные субсидии. С апреля 1948 г. по октябрь 1951 г. они составили 2458 млн. долл., а к 1958 г. общая помощь США Франции достигла 12 млрд. долл. Основными потребителями американских кредитов оказались металлургические и химические тресты, автомобильные компании. Значительная часть этой суммы была использована для импорта новейшего оборудования, что в дальнейшем благоприятно сказалось на развитии промышленного производства страны.
Следует, однако, иметь в виду что с этого времени французская экономика оказалась в зависимости от американских кредиторов, которые получили возможность оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику Франции. Правительство предоставило США право определять, какие отрасли промышленности и сельского хозяйства следует считать “экономически рациональными”. Американские монополии получили свободный доступ к сырьевым источникам Франции и ее колоний, а такие компании, как “Стандард ойл”, “Дженерал электрик”, “Форд”, “Крайслер” и др., получили благоприятную возможность для скупки французских предприятий и создания во Франции своих филиалов и дочерних фирм. Статья VIII Соглашений обязывала французское правительство давать “информацию о своей экономике и любую другую информацию”. США получили право контролировать французский экспорт и импорт.
Потребности восстановления экономики, а также новая обстановка в мире существенно изменили экономическую стратегию правящих кругов Франции. Во-первых, основное внимание стало уделяться переоснащению промышленности на базе новой техники. К концу Второй мировой войны средний возраст станков и оборудования составлял во Франции 30 лет (в Англии — 7, в Западной Германии и США — 5 лет). В остальных отраслях производственные мощности не обновлялись с начала столетия, Следует отметить, что инвестиции стали направляться прежде всего в тяжелую индустрию. Сюда направлялось около 90% всех средств, предназначенных на развитие промышленности. В первые послевоенные годы расширение основного капитала касалось главным образом отраслей энергетического комплекса и черной металлургии. Но уже с середины 50-х гг. центр тяжести переместился на модернизацию химической промышленности, машиностроения, радиоэлектроники и приборостроения. Возникли новые отрасли: атомная, электронная, нефтеперерабатывающая. Стали применяться методы массового, поточного производства. В итоге к 1958 г. выпуск промышленной продукции в два с лишним раза превысил довоенный уровень. а стоимость продукции тяжелой промышленности составила почти стоимости всей промышленной продукции Франции.
Во-вторых, значительно уменьшился вывоз капитала за границу и он стал осуществляться. как правило‚ в форме производительного, а не ссудного капитала. Если в начале ХХ в. французские капиталовложения в облигации государственных займов и иностранные ценные бумаги в 10 раз превышали вложения в промышленность и торговлю, то к началу 60-х гг. размер вывезенных за границу капиталов был почти в шесть раз меньше вложений в промышленно торговлю и транспорт.
В-третьих, стало широко применяться программирование экономики. В соответствии с Декретом от 3 января 1946 г. был создан Комиссариат по планированию модернизации и производительности. На первом этапе перед этим органом ставились ограниченные цели: развитие производства средств производства для модернизации национальной экономики, повышение производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве. С этой целью устанавливались плановые задания для шести ключевых отраслей промышленности: производств угля, электроэнергии, стали, цемента, а также транспорта и сельскохозяйственного машиностроения.
Первоначально предусмотренный на 1947—1950 гг. и в дальнейшем продленный до 1953 г. первый план был направлен на приоритетное развитие вышеуказанных ключевых отраслей промышленности. Для его осуществления применялись различные методы: национализация энергетики, предоставление субсидий и льготных кредитов, приоритет при распределении американской помощи в рамках плана Маршалла.
Второй план, предусмотренный на период с 1954 по 1957 гг., был выполнен и даже перевыполнен в установленные сроки. За четыре года валовой национальный продукт вырос на 30%, а промышленное производство увеличилось на 46% по сравнению с контрольными цифрами, составлявшими соответственно 25 и 30%. Кроме того, планом предусматривалось строительство школ, больниц, муниципального жилья. Однако этот относительный успех был достигнут ценой серьезного нарушения финансового равновесия.
Цели, предусмотренные третьим планом развития (1958-1961 гг.), не были достигнуты из- за режима экономии государственных средств, введенного после установления Пятой республики. Весной 1960 г. был принят новый, “временный” план, осуществление которого совпало с началом европейского строительства и периодом трудностей, вызванных адаптацией французской экономики к требованиям Общего рынка и развернувшимся соперничеством с Германией.
Следует, однако, отметить, что по степени концентрации производства Франция по-прежнему отставала от других крупных капиталистических государств. Численно во французской экономике преобладали мелкие предприятия. В 1954 г. на одно такое предприятие приходилось в среднем 13 работающих. Тем не менее почти 30% занятых в промышленности трудились на крупных предприятиях, на которых насчитывалось по 500 рабочих и более. В 1958 г. на долю крупнейших предприятий, составлявших 0,15% от числа всех предприятий, приходилось 14% годового оборота промышленности.
Пятидесятые годы прошли под знаком милитаризации экономики. В 1949 г. Франция вступила в блок НАТО, в 1954 г. — в СЕАТО, в 1955 г. — в Западноевропейский союз. Страна вела военные действия во Вьетнаме (1946—1954 гг.) и в Алжире (1954—1962 гг.). Все это вызвало огромное увеличение военных расходов и развитие военного производства. У крупных промышленных фирм правительство закупало в значительных количествах разного рода вооружение, в связи с чем выросла производственная загрузка предприятий и повысилась интенсификация производственных процессов.
На экономическое положение страны большое влияние оказала начавшаяся западноевропейская интеграция, в которой Франция приняла активное участие. В мае 1950 г. министр иностранных дел М. Шуман предложил объединить производство и сбыт угля и стали в западноевропейских странах. Англия отклонила план Шумана, однако ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург поддержали его. В апреле 1951 г. представители этих шести стран подписали договор о ЕОУС. Договор предусматривал постепенную отмену таможенных пошлин и создание общего рынка угля и стали для всех шести стран. Руководство ЕОУС осуществлял наднациональный верховный орган, решения которого являлись обязательными для всех стран. По существу это был первый шаг к экономической интеграции Западной Европы. 25 марта 1957 г. Франция вместе со своими партнерами подписала соглашение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Расширение международных экономических связей способствовало быстрому промышленному развитию страны.
Крупные изменения произошли и в сельском хозяйстве. Именно в 50-е гг. здесь завершился технический переворот значительно увеличилось количество тракторов (в 16 раз), комбайнов, автомобилей; большинство сельскохозяйственных районов было электрифицировано. Широко стали применяться химические удобрения и средства защиты растений. В сельскохозяйственном производстве возросла концентрация Число крупных хозяйств площадью свыше 50 га в 1956 г. увеличилось по сравнению с довоенным периодом почти в два раза. Они составляли 5% от общего числа, но обрабатывали более 25% земли. Тем не менее эти сдвиги почти не коснулись мелких крестьянских хозяйств. Примерно 80% их практически не пользовались тракторами, процесс разорения усилился. Парцеллярная система землепользования изживалась крайне медленно и болезненно. В целом сельское хозяйство в своем развитии значительно отставало от промышленности.
Сдерживающим фактором в развитии экономики Франции явились небывало высокие темпы инфляции и быстрый рост цен. К 1957 г. цены превысили довоенный уровень в 25 раз, а номинальная заработная плата — в 21 раз. Возникла так называемая инфляционная спираль рост цен, за которым следует рост номинальной заработной платы, перекрываемый новым ростом цен.
Таким образом, после окончания Второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем.
С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился приток капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена. Франция присоединилась к плану Маршалла, что в известной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал. Усилились тенденции государственно-монополистического капитализма, определяющую роль стал играть промышленный капитал. Изменилась структура экономики, были модернизированы ее основные отрасли. Активное участие Франции в экономической интеграции позволило значительно интенсифицировать внешнеторговые связи. Объем внешней торговли в четыре раза превысил довоенный уровень.
Важную веху в экономической истории Франции ознаменовал 1958 г. Характерная для Пятой республики политическая стабильность, установившаяся с возвратом к власти генерала де Голля (1958—1969 гг.), а также стимулирующее воздействие Общего рынка способствовали непрерывному экономическому рост и сохранению равновесия в сфере торговли, бюджета и денежного обращения, по крайней мере, до конца 60-х гг.
Несколько важных событий 60-х — 70-х гг. оказали заметное влияние на экономическую конъюнктуру во Франции. В 1962 г. после предоставления независимости Алжиру сотни тысяч репатриантов вернулись оттуда в метрополию и получили существенную компенсацию от государства. Чтобы избежать инфляции, которую могло повлечь увеличение покупательной способности населения, новый министр экономики и финансов Валери Ж. д’Эстен стал проводить жесткую бюджетную политику. В результате рост цен оказался весьма незначительным, а деловая активность осталась на довольно высоком уровне, что позволило быстро решить проблему безработицы вызванную резким увеличением предложения на рынке рабочей силы. Незначительное увеличение заработной платы в тот период облегчило восстановление экономического равновесия в стране.
События мая 1968 г. явились в определенной степени ответом на сдерживание роста покупательной способности. Студенческие волнения и ревизия системы моральных ценностей сочетались с мирным движением за повышение уровня жизни, результатом которого явилось значительное увеличение заработной платы в июне 1968 г. (минимальная заработная штата выросла на 30%, а все другие виды заработков — на 10%). Произошло ускорение темпов инфляции, но спрос оставался на достаточно высоком уровне. Сочетание этих факторов обеспечило устойчивый рост французской экономики в период президентства Ж. Помпиду (1969—1974 гг.).
Большой неожиданностью явился нефтяной кризис, который на первых порах рассматривался как преходящее явление. Так, после принятия плана замедления деловой активности в сентябре 1974 г., выполнение которого привело к возникновению бюджетного излишка, правительство Ж. Ширака (май 1974 г. — август 1976 г.) приняло в сентябре 1975 г. амбициозный план ускоренного развития экономики. Этот план, предусматривавший строительство скоростной железнодорожной магистрали Юг — Восток и нескольких автострад, способствовал не столько поддержке платежеспособного спроса населения, сколько инвестициям в инфраструктуру. Выполнение этого плана обеспечило предполагаемый рост экономики, но в области занятости результаты оказались гораздо скромнее: удалось стабилизировать безработицу на уровне 800 тыс. человек, тогда как год назад этот показатель составлял 400 тыс. человек. Кроме того, произошло значительное ускорение инфляции и ухудшился платежный баланс.
По инициативе нового премьер-министра Р. Бappa в сентябре 1976 г. правительство приступило к выполнению нового плана замедления деловой активности, что проявлялось в замораживании цен и заработной платы на три месяца и распространении принудительного займа среди налогоплательщиков. Поскольку эта мера совпала с неблагоприятным сельскохозяйственным годом из-за очень жаркого лета, таем получил название “налог на засуху”.
Главным содержанием экономической политики стало всемерное поощрение развития промышленности посредством дальнейшей концентрации производства, образования крупнейших монополий и усиления их связи с государством. Предусматривалось быстрое развитие практически всех отраслей промышленности. Позднее эта линия получила название “индустриальный императив” (пропорциональное развитие практически всех отраслей экономики).
Реализовать намеченные программы предполагалось на основе начавшейся научно-технической революции. Уже в 60-е гг. наука стала превращаться в непосредственную производительную силу во многом определяющую развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Одновременно НТР потребовала структурной перестройки промышленности. Быстрое развитие получают авиация, химическая и автомобильная отрасли, значительно возросло производство счетно-решающих устройств, пластмасс. Создаются новейшие отрасли военно-промышленного комплекса: атомная, ракетная, аэрокосмическая. Франция превратилась в третью ядерную державу мира. Развитие НТР привело к увеличению темпов промышленного развития страны. За 10 лет, с 1958 по 1968 гг., объем промышленного производства возрос более чем на 60%: темпы роста промышленной продукции составляли 5,5% в год.
Участие Франции в европейской экономической интеграций усилило государственно-монополистические тенденции в экономике. Правительство систематически принимало планы экономического и социального развития, охватывавшие среду финансово-экономической и технической политики. Заботясь о повышении конкурентоспособности фирм, государство посредством субсидий, заказов и других льгот всемерно поощряло монополистическую концентрацию. В 60-е гг. этот процесс принял взрывной характер. В результате слияния монополий различных отраслей промышленности появились гигантские финансово-промышленные комплексы (финансовые группы). Именно они со второй половины 60-х гг. стали главной организационной формой монополистических объединений во Франции. Всего 10 финансово-промышенных групп распоряжались 40% частного имущества и имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями промышленности, которые в 1967 г. давали 11% промышленной продукции и охватывали 38% производственных капиталовложении.
Тем не менее и в 60-е гг. степень концентрации промышленности во Франции была ниже, чем в других высокоразвитых капиталистических странах. Из 711 тыс. промышленных предприятий, существовавших в стране в 1962 г., более 600 тыс., или 84%, принадлежали к числу мелких, имеющих не более пяти рабочих.
Со второй половины 60-х гг. многонациональные корпорации, а которые перерастали крупнейшие французские компании, стали тяготиться достаточно жесткими методами программирования. Ориентирование на экономическую конъюнктуру ЕЭС и всего мирового хозяйства требовало большей свободы предпринимательства, Идя навстречу частному монополистическому капиталу, правительство взяло курс на “либерализацию планов”, смягчение илы отмену “нормативных методов вмешательства”. Тем самым французские программы приблизились к чисто прогнозным документам.
Научно-техническая революция и расширение масштабов промышленного производства ускорили интенсификацию и индустриализацию сельского хозяйства. Был осуществлен постепенный переход к комплексной механизации и применению системы машин как в земледелии, так и в животноводстве.
В 60-е гг. значительно активизировалась внешняя торговля Франции. На ее развитие оказали воздействие два основных фактора: переход к открытой экономике в рамках Общего рынка и распад французской колониальной системы. 1 января 1960 г. независимость получил Камерун, чуть позже — Того и другие государства, ранее входившие в состав французской Экваториальной л французской Западной Африки. Всего в течение 1960 г., названного “годом Африки”, получили независимость 14 бывших французских колоний в Африке. Согласно Эвианским соглашениям 1962 г. статус самостоятельного государства получила последняя колония Франции — Алжир. В 1960-1963 гг. почти все эти государства заключили с ней соглашение об экономической, технической и военной помощи.
Несмотря на усиление экономических позиций в колониях, доля их во внешней торговле Франции снизилась. Одновременно резко возрос объем связей со странами — членами Общего рынка. В 1967 г. внешнеторговый оборот Франции в рамках ОС был в три раза больше, чем в рамках бывших колоний, хотя еще и 1958 г. торговля с ними велась более активно, чем с европейскими государствами.
Таким образом, в 70-х гг. во французской экономике возникла новая ситуация, поставившая под вопрос методы регулирования, применяемые государством.
В сфере конъюнктуры применение французского варианта stop and go означало, что старые методы оказались неэффективными. Правительство Барра пошло по пути постепенного изменения экономической политики. С одной стороны, оно стало осторожно защищать франк посредством сокращения бюджетного дефицита, а с другой стороны, ужесточало денежно-кредитную политику что привело к сокращению темпов инфляции. Параллельно “плавное” сдерживание заработной платы должно было позволить предприятиям работать рентабельно при одновременной либерализации цен.
В сфере структурной перестройки произошло изменение методов и целей планирования. Вначале планы рассматривались как строго обязательные программы, поэтому четвертый план (1962— 1965 гг.) и пятый план (1966—1970), получивший название “План социально-экономического развития”, включали такие показатели, как темпы прироста ВНП. Если указанные показатели и были достигнуты, то намеченное строительство предприятий и учреждений социально-культурного назначения не было выполнено в полном объеме. Первый нефтяной кризис заставил правительство пересмотреть задания шестого экономического плана (1971—1975 гг.)
Исполнительная власть уже не располагала необходимыми финансовыми и иными средствами, чтобы добиваться безусловного выполнения правительственных программ. Таким образом, разработка плана стала для государства поводом для обсуждения и согласования деятельности хозяйствующих субъектов, а также инструментом изучения рынка для каждой отрасли экономики.
Составление плана позволяло государству установить договорные отношения с местными органами самоуправления и разработать программу государственных расходов на предстоящий период. Благодаря седьмому плану (1976—1980 гг.) были организованы развитие телефонной сети и производство необходимого оборудования в рамках долгосрочной программы телефонизации, что позволило Франции обладать одной из лучших телефонных сетей мира и быть в авангарде технического прогресса в этой области.
Политика структурной перестройки стала ориентироваться на стимулирование деловой активности: произошел отказ от попыток прямого контроля за деятельностью предприятий путем директивного планирования и национализации. Влияние внешних факторов и вызванное им изменение курса в экономической политике Франции стали первой неожиданностью 80-х гг.
После внушительной победы на выборах в мае—июне 1981 г. социалисты сформировали правительство с участием коммунистов. Новое правительство приступило к осуществлению структурных реформ и проведению конъюнктурной политики стимулирования деловой активности. Эта политика опиралась на удвоение бюджетного дефицита и рост заработной платы и пособий (минимальная заработная плата выросла на 10%, заработная плата государственных служащих — на 4%, пособия на детей — на 50% и т.д.). В то же время правительство вынуждено было пойти на значительное повышение процентных ставок из-за ситуации, сложившейся в Соединенных Штатах Америки, и искусственно завышенного курса американского доллара. Экономические результаты деятельности социалистов оказались весьма посредственными. Экономический рост составил только 2%, тогда как дефицит платежного баланса достиг угрожающих размеров (92 млрд. франков в 1981 г.).
Понятие “внешнее ограничение” оказалось в центре экономических дискуссий. Его можно определить как обязанность страны привести в равновесие свои внешние экономические и финансовые отношения, так как в противном случае возникает задолженность по отношению к другим странам, которая становится тем больше, чем выше уровень процентных ставок. Чтобы избежать дальнейшего увеличения внешней задолженности, правительство в июне 1982 г. было вынуждено скорректировать свой экономический курс: были сокращены государственные расходы, заморожены цены и заработная плата и т.д. Однако принятых мер оказалось недостаточно, и в марте 1983 г. режим экономии был ужесточен. В это же время была проведена третья девальвация франка за последние 18 месяцев (первая имела место в октябре 1981 г. — на 3%, а вторая — в июне 1982 г. — на 10%). Была отменена индексация заработной платы в соответствии с ростом инфляции, что вызвало снижение покупательной способности населения. Кроме того, правительство ввело ограничения для частных лиц на вывоз валюты за границу, а расходная часть бюджета подверглась максимальному сокращению.
Политика укрепления национальной валюты и введение практически фиксированном курса франка по отношению к немецкой марке отражали стремление Франции применить в своей практике немецкую экономическую модель. Первой целью добровольного отказа от части суверенитета было уменьшение темпов инфляции, а второй — изменение специализации французской промышленности, доведя темпы инфляции франка до уровня инфляции немецкой марки, Франция смогла устранить один из важнейших факторов относительного обесценивания своей национальной валюты, т.е. прекратила снижение ее покупательной способности.
Чтобы закрепить этот успех, нужно было повысить конкурентоспособность французских предприятий. Дело в том, что финансовая стабилизация не позволяла больше развивать экспорт за счет падения обменного курса франка по отношению к другим валютам. Теперь французские предприниматели, как и их немецкие конкуренты, должны были постоянно снижать себестоимость своей продукции и производить товары, пользующиеся устойчивым спросом.
Если учесть также, что стабильность национальной валюты ведет к уменьшению относительной стоимости импорта, особенно при снижении курса доллара, можно легко понять причины исчезновения дефицита платежного баланса Франции в 1992 г.
Среди важнейших реформ, проведенных левыми, на первое место по праву можно поставить закон о национализации, принятый в середине февраля 1982 г. Как по своим масштабам, так и по отраслевому охвату проведенная национализация вышла далеко за рамки “точечных” операций по огосударствлению частных предприятий, проводившихся в развитых капиталистических странах в послевоенный период. Национализация охватила пять крупных промышленных групп, а также два сталелитейных треста, производство вооружений в компаниях “Дассо” (авиастроение) и “Матра” (ракетное оружие). В октябре 1982 г. власти национализировали два крупнейших французских филиала американской компании “ИТТ”.
В результате этой реформы Франция стала располагать самым крупным среди капиталистических стран государственным сектором, который охватывал примерно 25% промышленных рабочих, обеспечивал четверть всего экспорта, треть производства промышленной продукции. На его долю приходилось 85% авиационной и космической промышленности, 80% черной и около 2/3 цветной металлургии, почти половина химической и треть стекольной промышленности.
Собираясь вести активную промышленную политику, правительство П. Моруа придавало важное значение контролю за распределением кредита. Поэтому в собственность государства перешли 36 коммерческих и деловых банков (сумма депозитов каждого из них превышала 1 млрд. франков), а также две крупнейшие финансовые группы, представляющие собой обширные финансовые империи, под контролем которых находились многие сотни промышленных компаний и крупнейших учреждений. доля государственного сектора в сфере финансирования и кредита составила 95%. Банковские средства стали более эффективно использоваться для оказания помощи промышленности. Для ряда отраслей были установлены льготные процентные ставки.
Перестройка производственной структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансирование и связанный с ним риск должны были взять на себя национализированные банки.
Успех реформ левых во многом зависел от сохранения достаточно высоких темпов экономического роста. По оценкам экспертов только ежегодный 3%-й рост экономики позволил бы одновременно финансировать перестройку и поддерживать достигнутый уровень жизни. Однако желаемого результата удалось добиться только в 1981—1982 гг. Переход к политике дефляции (уменьшению денежной массы в обращении) путем частичного ее изъятия уже в1983 г. вызвал снижение экономического роста до 0,7%. Этот факт был использован оппозицией для перехода в наступление. Постоянной критике стала подвергаться политика централизованного управления кредитом. Предприниматели большую половину прибыли стали вывозить за границу. Весной 1983 г. мощный экономический и политический нажим провели США и ФРГ с целью заставить французское правительство отказаться от политики ограничения власти монополий.
В этих условиях в политике левого правительства произошли серьезные перемены. Была принята “программа из десяти пунктов”, которая по имени министра экономики, финансов и бюджета стала называться “планом Делора”. Основу его составлял режим«жесткой экономии”. Главной целью “плана Делора” было объявлено сокращение внешнеторгового дефицита, а продолжение социальных реформ становилось делом второстепенной важности. Предусматривалось увеличение налогов, был объявлен принудительный заем, заморожены ассигнования на социальные нужды, увеличена плата за больничные места, проезд в транспорте, коммунальные услуги и т.д. В результате годовой потребительский спрос был урезан на 65 млрд. франков. Одновременно уменьшилось число старых убыточных предприятий, к финансированию государственного сектора стал привлекаться частный капитал.
Все это позволило несколько стабилизировать экономику Франции. В 1984 г. экономический рост составил 1,15%, в 1985 г. — 2%. Страна добилась серьезных успехов в экономии энергии — основной статьи экспорта. Однако необходимого 3%-го роста экономики достичь не удалось.
Левый блок стал терять поддержку избирателей, и на состоявшихся в марте 1986 г. выборах большинство получили консерваторы. Было сформировано правительство во главе с Ж. Шираком. Новая администрация разработала программу наибольшего благоприятствования частному капиталу, стержневым направлением которой явилась денационализация.
Необходимость денационализации французские консерваторы объясняли несколькими аргументами. Во-первых, переход национализированных предприятий в лоно частного бизнеса должен был положить конец вмешательству государства в выработку стратегии фирм, восстановить их способность гибко подстраиваться к изменяющейся рыночной конъюнктуре. Во-вторых, интернационализация хозяйственной жизни предполагает переплетение капиталов, которое удобнее организовать между частными компаниями, чем между предприятиями с различной формой собственности. В-третьих, увеличение числа мелких акционеров должно было заложить основы “народного капитализма”, привить населению чувство совладельца средств производства. Развивая это положение, Ширак заявил, что “приватизация является подлинной национализацией”, поскольку дает возможность “каждому гражданину участвовать в экономической жизни”.
Другим направлением трансформации хозяйственного механизма явилось сокращение масштабов налогообложения. Было решено большую часть доходов передать в непосредственное распоряжение хозяйственных единиц, что расширяло свободу частного предпринимательства и индивидуальную инициативу. Так, в 1987 г. сумма налоговых поступлений сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15 млрд. франков, а за период с 1988 по 1991 гг. — еще на 45 млрд. франков.
Еще одно направление либеральных реформ — дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия. Регламентированию подлежали лишь цены на книги и медикаменты, тарифы на свет, газ и железнодорожный транспорт. Был предусмотрен ряд мер по устранению вмешательства государства в функционирование кредитной системы, проведена постепенная приватизация кредитных учреждении, ликвидированы привилегии при пользовании кредитом. установлены свободные рыночные нормы процента и т.д.
Всего за короткий срок новое правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986—1989 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта составил в среднем около 3%, промышленного производства — 4%. Капиталовложения за этот период выросли более чем на 50%, что обусловило быстрое расширение ряда базовых отраслей: автомобилестроения, химической и бумажно-картонной промышленности, станкостроения и т.д.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!