Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Экономическое развитие Франции во второй половине 40-х – 80-х гг.»

/ История экономики
Конспект, 

Оглавление

    Окончание Второй мировой войны поставило Францию перед сложнейшими задачами, главной из которых была ликвидация эко­номической разрухи. Вся полнота власти была сосредоточена в ру­ках Временного правительства во главе с Шарлем де Голлем, кото­рое было сформировано 30 августа 1944 г. В стране был установлен временный режим, просуществовавший до принятия Конституции Четвертой республики осенью 1946 г. в состав правительства вошли представители ряда партий, в том числе коммунистов и социалистов, отражавших противоречивые интересы различных слоев французского общества. Это предопределило столкновение политических сил в решении вопросов государственного устройст­ва, структурных реформ экономики и создания системы социаль­ного обеспечения. Франция фактически оказалась перед выбором пути своего дальнейшего развития.

    Политическая деятельность Шарля де Голля и Морила Тореза оставила заметный след в экономической истории Франции. С име­нем первого связаны освобождение страны в 1944 г. и идея возрож­дения величия французской нации. В свою очередь Морис Торез, занимавший пост генерального секретаря французской коммунис­тической партии с 1930 по 1964 гг., сыграл огромную роль в жизни Франции, поскольку в то время ему оказывали доверие примерно 25% избирателей.

    Эти политические деятели сотрудничали какое-то время в рам­ках Временного правительства Французской республики которое приняло ряд фундаментальных решений о национализации, созда­нии системы социального обеспечения и внедрении плановых начал в экономику. Однако очень скоро и тот, и другой оказались в рядах политической оппозиции правительству: генерал де Голль отошел от власти в январе 1946 гг., а коммунисты были устранены из правительства социалистом Полем Рамдье в мае 1947 г. В сле­дующий раз коммунисты были допущены в правительство толь­ко в 1981 гг. как младшие партнеры в рамках правящей коалиции, а генерал де Голль получил широчайшие полномочия в 1958 г., что позволило ему основать Пятую республику. Это означает, что уско­ренный рост французской экономики с 1947 по 1958 гг. и структур­ные изменения, осуществленные в этот период, проходили в об­становке относительной политической нестабильности, объясняющей в значительной степени возникшие при этом трудности фи­нансового и денежно-кредитного характера.

    Однако ни в правительстве ни среди предпринимательских кру­гов не было единства мнений относительно политики в финансо­во-экономической области. Так, министр экономики радикал Пьер Мендес-Франс с целью предотвращения инфляции предлагал замо­розить заработную плату и цены, а также одновременно блокировать банковские счета и приступить к принудительному обмену банкнот. Министр финансов Рене Плевен разработал проект, осно­вой которого являлся выпуск крупного внутреннего займа, призван­ного спасти военные прибыли. Коммунисты, у которых были силь­ные позиции ввиду их активного участия в движении Сопротивле­ния, важнейшими задачами считали проведение национализации и создание системы социальной защиты населения.

    Экономические реформы, проводившиеся П. Мендес-Франсом и А. Пине, иллюстрируют превратности жесткой финансовой и денежно-кредитной политики. Первый, назначенный министром экономики после освобождения Франции, ушел в отставку в апре­ле 1945 г. из-за своего несогласия с действиями министра финан­сов Рене Плевена. Пьер Мендес-Франс полагал, в частности, что проводимая денежная реформа была недостаточно радикальной, поскольку в обращении оставалось слишком большое количест­во денег. Чтобы избежать социальных потрясений, которые мог­ли быть спровоцированы чрезмерной дефляцией, правительство предпочло инфляцию на уровне 40—50% в год. Только в январе1948 г. путем девальвации франка на 80% и изъятия из обращения без какой-либо компенсации банкнот в сумме 5 000 франков удалось подавить инфляционные процессы (план Мейера). Однако новая вспышка инфляции произошла в начале 50-х гг. вследствие войны в Корее и Принятия закона об индексации заработной платы в сен­тябре 1951 г. Автоматическое повышение заработной платы в со­ответствии с ростом цен является мощным ускорителем инфляции.

    С учетом вышеизложенного Антуан Пине, новый глава прави­тельства Франции, в марте 1952 г. принял решение о проведении жесткой финансовой и денежно-кредитной политики. Чтобы со­кратить объем ликвидных средств, правительство выпустило зна­менитый золотой заем, имевший большой успех. Эта мера, направ­ленная на сдерживание инфляции, очень эффективная на первом этапе, оказалась чрезвычайно обременительной для госбюджета в момент погашения облигаций. Отметим, что в сентябре 1952 г. пра­вительство должно было временно заморозить рост заработной платы, так как выпуск займа не смог переломить инфляционные ожидания.

    Новый всплеск инфляции произошел в середине 60-х гг. в связи с войной в Алжире (в апреле 1956 г. в армию были призваны 170 000 человек) и в результате повышения заработной платы после мас­совых забастовок в 1955 г. Фактическое обесценение франка вы­звало его официальную девальзацию вплоть до декабря 1958 г., когда Пине, назначенный министром экономики и финансов в пра­вительстве генерала де Голля, добился новой стабилизации бла­годаря проведению жесткой финансовой и денежно-кредитной по­литики.

    Вокруг проблемы национализации развернулась острая полити­ческая борьба, которая закончилась компромиссом. На протяже­нии 1945—1947 гг. были национализированы такие отрасли, как электроэнергетика, добыча угля, газовая промышленность, авиа­промышленность, морское судоходство, воздушный транспорт, ав­томобильные заводы фирмы “Рено”, центральное эмиссионное уч­реждение — Французский банк, четыре крупнейших депозитных банка, сберегательные кассы, страховые компании. В общей слож­ности национализация охватила примерно 20% производственных мощностей страны. Для управления национализированными пред­приятиями, большинство которых ранее принадлежало коллабора­ционистам, создавались административные советы с участием пред­ставителей рабочих. Были расширены и права фабрично-заводских профсоюзных комитетов, получивших возможность контролиро­вать вопросы найма и увольнения рабочих, условия труда и обеспе­чения рабочих жильем.

    В то же время монополиям удалось добиться значительной ком­пенсаций за национализированные предприятия, в большинстве случаев убыточные. Не имели права на компенсацию лишь собст­венники национализированных предприятий, сотрудничавшие с оккупантами. Полученные средства были вложены в наиболее пере­довые и рентабельные отрасли.

    Как и в других капиталистических странах, национализация во Франции не коснулась всех основных отраслей промышленности и не меняла существа капиталистической экономики. По своему эко­номическому содержанию она означала переход от частной собст­венности к государственно-монополистической, представляя собой крупный шаг в развитии государственно-монополистического капи­тализма. Национализация в известной степени способствовала ог­раничению господства монополий.

    Потребности восстановления экономики привели к тому что большая часть капиталовложений стала направляться в промышлен­ность. Это позволило ускорить темпы промышленного производст­ва страны и летом 1947 г. достигнуть его довоенного уровня (в сель­ском хозяйстве этот уровень был превзойден в 1950 г.).

    В мае 1947 г. под предлогом голосования министров-комму­нистов против доверия правительству они были удалены из соста­ва правительственной коалиции. Процесс национализации был приостановлен. и 28 июня 1948 г. в Париже были подписаны Со­глашения об экономическом сотрудничестве между Францией и США, ознаменовавшие собой начало действия во Франции плана Маршалла. До удаления коммунистов из правительства администра­ция CШA не считала возможным оказывать систематическую под­держку Франции.

    Согласно плану Маршалла Франция в течение ряда лет получала от США продукты, вооружение и крупные денежные субсидии. С ап­реля 1948 г. по октябрь 1951 г. они составили 2458 млн. долл., а к 1958 г. общая помощь США Франции достигла 12 млрд. долл. Основ­ными потребителями американских кредитов оказались металлургические и химические тресты, автомобильные компании. Значи­тельная часть этой суммы была использована для импорта новей­шего оборудования, что в дальнейшем благоприятно сказалось на развитии промышленного производства страны.

    Следует, однако, иметь в виду что с этого времени французская экономика оказалась в зависимости от американских кредиторов, которые получили возможность оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику Франции. Правительство предоставило США право определять, какие отрасли промышленности и сельского хо­зяйства следует считать “экономически рациональными”. Амери­канские монополии получили свободный доступ к сырьевым источ­никам Франции и ее колоний, а такие компании, как “Стандард ойл”, “Дженерал электрик”, “Форд”, “Крайслер” и др., получили благоприятную возможность для скупки французских предприятий и создания во Франции своих филиалов и дочерних фирм. Статья VIII Соглашений обязывала французское правительство давать “информацию о своей экономике и любую другую информацию”. США получили право контролировать французский экспорт и импорт.

    Потребности восстановления экономики, а также новая обста­новка в мире существенно изменили экономическую стратегию пра­вящих кругов Франции. Во-первых, основное внимание стало уделяться переоснащению промышленности на базе новой техники. К концу Второй мировой войны средний возраст станков и оборудования составлял во Фран­ции 30 лет (в Англии — 7, в Западной Германии и США — 5 лет). В остальных отраслях производственные мощности не обновля­лись с начала столетия, Следует отметить, что инвестиции стали направляться прежде всего в тяжелую индустрию. Сюда направля­лось около 90% всех средств, предназначенных на развитие про­мышленности. В первые послевоенные годы расширение основно­го капитала касалось главным образом отраслей энергетического комплекса и черной металлургии. Но уже с середины 50-х гг. центр тяжести переместился на модернизацию химической промышлен­ности, машиностроения, радиоэлектроники и приборостроения. Возникли новые отрасли: атомная, электронная, нефтеперерабатывающая. Стали применяться методы массового, поточного произ­водства. В итоге к 1958 г. выпуск промышленной продукции в два с лишним раза превысил довоенный уровень. а стоимость продук­ции тяжелой промышленности составила почти стоимости всей промышленной продукции Франции.

    Во-вторых, значительно уменьшился вывоз капитала за границу и он стал осуществляться. как правило‚ в форме производительно­го, а не ссудного капитала. Если в начале ХХ в. французские капиталовложения в облигации государственных займов и иностранные ценные бумаги в 10 раз превышали вложения в промышленность и торговлю, то к началу 60-х гг. размер вывезенных за границу ка­питалов был почти в шесть раз меньше вложений в промышлен­но торговлю и транспорт.

    В-третьих, стало широко применяться программирование эко­номики. В соответствии с Декретом от 3 января 1946 г. был создан Ко­миссариат по планированию модернизации и производительности. ­На первом этапе перед этим органом ставились ограниченные цели: развитие производства средств производства для модерниза­ции национальной экономики, повышение производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве. С этой целью ус­танавливались плановые задания для шести ключевых отраслей промышленности: производств угля, электроэнергии, стали, цемен­та, а также транспорта и сельскохозяйственного машиностроения.

    Первоначально предусмотренный на 1947—1950 гг. и в дальней­шем продленный до 1953 г. первый план был направлен на приори­тетное развитие вышеуказанных ключевых отраслей промышлен­ности. Для его осуществления применялись различные методы: на­ционализация энергетики, предоставление субсидий и льготных кредитов, приоритет при распределении американской помощи в рамках плана Маршалла.

    Второй план, предусмотренный на период с 1954 по 1957 гг., был выполнен и даже перевыполнен в установленные сроки. За четыре года валовой национальный продукт вырос на 30%, а промышлен­ное производство увеличилось на 46% по сравнению с контроль­ными цифрами, составлявшими соответственно 25 и 30%. Кроме того, планом предусматривалось строительство школ, больниц, му­ниципального жилья. Однако этот относительный успех был до­стигнут ценой серьезного нарушения финансового равновесия.

    Цели, предусмотренные третьим планом развития (1958-1961 гг.), не были достигнуты из- за режима экономии государствен­ных средств, введенного после установления Пятой республики. Весной 1960 г. был принят новый, “временный” план, осуществле­ние которого совпало с началом европейского строительства и периодом трудностей, вызванных адаптацией французской экономи­ки к требованиям Общего рынка и развернувшимся соперничест­вом с Германией.

    Следует, однако, отметить, что по степени концентрации произ­водства Франция по-прежнему отставала от других крупных капита­листических государств. Численно во французской экономике преобладали мелкие предприятия. В 1954 г. на одно такое предприятие приходилось в среднем 13 работающих. Тем не менее почти 30% занятых в промышленности трудились на крупных предприятиях, на которых насчитывалось по 500 рабочих и более. В 1958 г. на долю крупнейших предприятий, составлявших 0,15% от числа всех пред­приятий, приходилось 14% годового оборота промышленности.

    Пятидесятые годы прошли под знаком милитаризации экономи­ки. В 1949 г. Франция вступила в блок НАТО, в 1954 г. — в СЕАТО, в 1955 г. — в Западноевропейский союз. Страна вела военные действия во Вьетнаме (1946—1954 гг.) и в Алжире (1954—1962 гг.). Все это вызвало огромное увеличение военных расходов и развитие воен­ного производства. У крупных промышленных фирм правительст­во закупало в значительных количествах разного рода вооружение, в связи с чем выросла производственная загрузка предприятий и повысилась интенсификация производственных процессов.

    На экономическое положение страны большое влияние оказала начавшаяся западноевропейская интеграция, в которой Франция приняла активное участие. В мае 1950 г. министр иностранных дел М. Шуман предложил объединить производство и сбыт угля и стали в западноевропейских странах. Англия отклонила план Шумана, од­нако ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург поддержали его. В апреле 1951 г. представители этих шести стран подписали договор о ЕОУС. Договор предусматривал посте­пенную отмену таможенных пошлин и создание общего рынка угля и стали для всех шести стран. Руководство ЕОУС осуществлял наднациональный верховный орган, решения которого являлись обя­зательными для всех стран. По существу это был первый шаг к эко­номической интеграции Западной Европы. 25 марта 1957 г. Франция вместе со своими партнерами подписала соглашение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Расширение меж­дународных экономических связей способствовало быстрому про­мышленному развитию страны.

    Крупные изменения произошли и в сельском хозяйстве. Именно в 50-е гг. здесь завершился технический переворот значительно уве­личилось количество тракторов (в 16 раз), комбайнов, автомоби­лей; большинство сельскохозяйственных районов было электрифицировано. Широко стали применяться химические удобрения и средства защиты растений. В сельскохозяйственном производстве возросла концентрация Число крупных хозяйств площадью свыше 50 га в 1956 г. увеличилось по сравнению с довоенным периодом почти в два раза. Они составляли 5% от общего числа, но обраба­тывали более 25% земли. Тем не менее эти сдвиги почти не коснулись мелких крестьянских хозяйств. Примерно 80% их практически не пользовались тракторами, процесс разорения усилился. Парцеллярная система землепользования изживалась крайне медленно и болезненно. В целом сельское хозяйство в своем развитии значи­тельно отставало от промышленности.

    Сдерживающим фактором в развитии экономики Франции яви­лись небывало высокие темпы инфляции и быстрый рост цен. К 1957 г. цены превысили довоенный уровень в 25 раз, а номиналь­ная заработная плата — в 21 раз. Возникла так называемая инфля­ционная спираль рост цен, за которым следует рост номинальной заработной платы, перекрываемый новым ростом цен.

     Таким образом, после окончания Второй мировой войны Фран­ция столкнулась с рядом экономических и политических проблем.

    С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился приток капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика стра­ны была восстановлена. Франция присоединилась к плану Маршалла, что в известной степени ограничило ее суверенитет, но позво­лило модернизировать производственный потенциал. Усилились тенденции государственно-монополистического капитализма, опре­деляющую роль стал играть промышленный капитал. Изменилась структура экономики, были модернизированы ее основные отрасли. Активное участие Франции в экономической интеграции позволи­ло значительно интенсифицировать внешнеторговые связи. Объем внешней торговли в четыре раза превысил довоенный уровень.

    Важную веху в экономической истории Франции ознаменовал 1958 г. Характерная для Пятой республики политическая стабиль­ность, установившаяся с возвратом к власти генерала де Голля (1958—1969 гг.), а также стимулирующее воздействие Общего рынка способствовали непрерывному экономическому рост и сохране­нию равновесия в сфере торговли, бюджета и денежного обраще­ния, по крайней мере, до конца 60-х гг.

    Несколько важных событий 60-х — 70-х гг. оказали заметное вли­яние на экономическую конъюнктуру во Франции. В 1962 г. после предоставления независимости Алжиру сотни тысяч репатриантов вернулись оттуда в метрополию и получили существенную ком­пенсацию от государства. Чтобы избежать инфляции, которую могло повлечь увеличение покупательной способности населения, новый министр экономики и финансов Валери Ж. д’Эстен стал про­водить жесткую бюджетную политику. В результате рост цен ока­зался весьма незначительным, а деловая активность осталась на до­вольно высоком уровне, что позволило быстро решить проблему безработицы вызванную резким увеличением предложения на рынке рабочей силы. Незначительное увеличение заработной платы в тот период облегчило восстановление экономического рав­новесия в стране.

    События мая 1968 г. явились в определенной степени ответом на сдерживание роста покупательной способности. Студенческие волнения и ревизия системы моральных ценностей сочетались с мирным движением за повышение уровня жизни, результатом ко­торого явилось значительное увеличение заработной платы в июне 1968 г. (минимальная заработная штата выросла на 30%, а все другие виды заработков — на 10%). Произошло ускорение темпов инфля­ции, но спрос оставался на достаточно высоком уровне. Сочетание этих факторов обеспечило устойчивый рост французской экономи­ки в период президентства Ж. Помпиду (1969—1974 гг.).

    Большой неожиданностью явился нефтяной кризис, который на первых порах рассматривался как преходящее явление. Так, после принятия плана замедления деловой активности в сентябре 1974 г., выполнение которого привело к возникновению бюджетно­го излишка, правительство Ж. Ширака (май 1974 г. — август 1976 г.) приняло в сентябре 1975 г. амбициозный план ускоренного разви­тия экономики. Этот план, предусматривавший строительство ско­ростной железнодорожной магистрали Юг — Восток и нескольких автострад, способствовал не столько поддержке платежеспособно­го спроса населения, сколько инвестициям в инфраструктуру. Вы­полнение этого плана обеспечило предполагаемый рост экономи­ки, но в области занятости результаты оказались гораздо скромнее: удалось стабилизировать безработицу на уровне 800 тыс. человек, тогда как год назад этот показатель составлял 400 тыс. человек. Кроме того, произошло значительное ускорение инфляции и ухуд­шился платежный баланс.

    По инициативе нового премьер-министра Р. Бappa в сентябре 1976 г. правительство приступило к выполнению нового плана за­медления деловой активности, что проявлялось в замораживании цен и заработной платы на три месяца и распространении прину­дительного займа среди налогоплательщиков. Поскольку эта мера совпала с неблагоприятным сельскохозяйственным годом из-за очень жаркого лета, таем получил название “налог на засуху”.

    Главным содержанием экономической политики стало всемер­ное поощрение развития промышленности посредством дальней­шей концентрации производства, образования крупнейших мо­нополий и усиления их связи с государством. Предусматривалось быстрое развитие практически всех отраслей промышленности. Позднее эта линия получила название “индустриальный импера­тив” (пропорциональное развитие практически всех отраслей эко­номики).

    Реализовать намеченные программы предполагалось на основе начавшейся научно-технической революции. Уже в 60-е гг. наука стала превращаться в непосредственную производительную силу во многом определяющую развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Одновременно НТР потребовала структурной перестройки промышленности. Быстрое развитие получают авиа­ция, химическая и автомобильная отрасли, значительно возросло производство счетно-решающих устройств, пластмасс. Создаются новейшие отрасли военно-промышленного комплекса: атомная, ра­кетная, аэрокосмическая. Франция превратилась в третью ядерную державу мира. Развитие НТР привело к увеличению темпов про­мышленного развития страны. За 10 лет, с 1958 по 1968 гг., объем промышленного производства возрос более чем на 60%: темпы роста промышленной продукции составляли 5,5% в год.

    Участие Франции в европейской экономической интеграций усилило государственно-монополистические тенденции в экономи­ке. Правительство систематически принимало планы экономичес­кого и социального развития, охватывавшие среду финансово-эко­номической и технической политики. Заботясь о повышении кон­курентоспособности фирм, государство посредством субсидий, заказов и других льгот всемерно поощряло монополистическую кон­центрацию. В 60-е гг. этот процесс принял взрывной характер. В ре­зультате слияния монополий различных отраслей промышленнос­ти появились гигантские финансово-промышленные комплексы (финансовые группы). Именно они со второй половины 60-х гг. стали главной организационной формой монополистических объ­единений во Франции. Всего 10 финансово-промышенных групп распоряжались 40% частного имущества и имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями про­мышленности, которые в 1967 г. давали 11% промышленной про­дукции и охватывали 38% производственных капиталовложении.

    Тем не менее и в 60-е гг. степень концентрации промышленнос­ти во Франции была ниже, чем в других высокоразвитых капита­листических странах. Из 711 тыс. промышленных предприятий, су­ществовавших в стране в 1962 г., более 600 тыс., или 84%, принад­лежали к числу мелких, имеющих не более пяти рабочих.

    Со второй половины 60-х гг. многонациональные корпорации, а которые перерастали крупнейшие французские компании, стали тяготиться достаточно жесткими методами программирования. Ориентирование на экономическую конъюнктуру ЕЭС и всего ми­рового хозяйства требовало большей свободы предпринимательства, Идя навстречу частному монополистическому капиталу, прави­тельство взяло курс на “либерализацию планов”, смягчение илы от­мену “нормативных методов вмешательства”. Тем самым француз­ские программы приблизились к чисто прогнозным документам.

    Научно-техническая революция и расширение масштабов промышленного производства ускорили интенсификацию и индустриализацию сельского хозяйства. Был осуществлен постепенный пере­ход к комплексной механизации и применению системы машин как в земледелии, так и в животноводстве.

    В 60-е гг. значительно активизировалась внешняя торговля Франции. На ее развитие оказали воздействие два основных факто­ра: переход к открытой экономике в рамках Общего рынка и распад французской колониальной системы. 1 января 1960 г. независи­мость получил Камерун, чуть позже — Того и другие государства, ранее входившие в состав французской Экваториальной л француз­ской Западной Африки. Всего в течение 1960 г., названного “годом Африки”, получили независимость 14 бывших французских коло­ний в Африке. Согласно Эвианским соглашениям 1962 г. статус само­стоятельного государства получила последняя колония Франции — Алжир. В 1960-1963 гг. почти все эти государства заключили с ней соглашение об экономической, технической и военной помощи.

    Несмотря на усиление экономических позиций в колониях, доля их во внешней торговле Франции снизилась. Одновременно резко возрос объем связей со странами — членами Общего рын­ка. В 1967 г. внешнеторговый оборот Франции в рамках ОС был в три раза больше, чем в рамках бывших колоний, хотя еще и 1958 г. торговля с ними велась более активно, чем с европейскими государ­ствами.

    Таким образом, в 70-х гг. во французской экономике возникла новая ситуация, поставившая под вопрос методы регулирования, применяемые государством.

    В сфере конъюнктуры применение французского варианта stop and go означало, что старые методы оказались неэффективными. Правительство Барра пошло по пути постепенного изменения эко­номической политики. С одной стороны, оно стало осторожно за­щищать франк посредством сокращения бюджетного дефицита, а с другой стороны, ужесточало денежно-кредитную политику что при­вело к сокращению темпов инфляции. Параллельно “плавное” сдер­живание заработной платы должно было позволить предприятиям работать рентабельно при одновременной либерализации цен.

   В сфере структурной перестройки произошло изменение мето­дов и целей планирования. Вначале планы рассматривались как строго обязательные программы, поэтому четвертый план (1962— 1965 гг.) и пятый план (1966—1970), получивший название “План социально-экономического развития”, включали такие показатели, как темпы прироста ВНП. Если указанные показатели и были до­стигнуты, то намеченное строительство предприятий и учрежде­ний социально-культурного назначения не было выполнено в пол­ном объеме. Первый нефтяной кризис заставил правительство пе­ресмотреть задания шестого экономического плана (1971—1975 гг.)

    Исполнительная власть уже не располагала необходимыми финансовыми и иными средствами, чтобы добиваться безусловного вы­полнения правительственных программ. Таким образом, разработ­ка плана стала для государства поводом для обсуждения и согласо­вания деятельности хозяйствующих субъектов, а также инструмен­том изучения рынка для каждой отрасли экономики.

    Составление плана позволяло государству установить договор­ные отношения с местными органами самоуправления и разрабо­тать программу государственных расходов на предстоящий период. Благодаря седьмому плану (1976—1980 гг.) были организованы раз­витие телефонной сети и производство необходимого оборудова­ния в рамках долгосрочной программы телефонизации, что позво­лило Франции обладать одной из лучших телефонных сетей мира и быть в авангарде технического прогресса в этой области.

    Политика структурной перестройки стала ориентироваться на стимулирование деловой активности: произошел отказ от попыток прямого контроля за деятельностью предприятий путем директив­ного планирования и национализации. Влияние внешних факторов и вызванное им изменение курса в экономической политике Франции стали первой неожиданностью 80-х гг.

    После внушительной победы на выборах в мае—июне 1981 г. со­циалисты сформировали правительство с участием коммунистов. Новое правительство приступило к осуществлению структурных реформ и проведению конъюнктурной политики стимулирования деловой активности. Эта политика опиралась на удвоение бюджетного дефицита и рост заработной платы и пособий (минимальная зара­ботная плата выросла на 10%, заработная плата государственных служащих — на 4%, пособия на детей — на 50% и т.д.). В то же время правительство вынуждено было пойти на значительное повышение процентных ставок из-за ситуации, сложившейся в Соединенных Штатах Америки, и искусственно завышенного курса американско­го доллара. Экономические результаты деятельности социалистов оказались весьма посредственными. Экономический рост составил только 2%, тогда как дефицит платежного баланса достиг угрожающих размеров (92 млрд. франков в 1981 г.).

    Понятие “внешнее ограничение” оказалось в центре эконо­мических дискуссий. Его можно определить как обязанность стра­ны привести в равновесие свои внешние экономические и финан­совые отношения, так как в противном случае возникает задолжен­ность по отношению к другим странам, которая становится тем больше, чем выше уровень процентных ставок. Чтобы избежать дальнейшего увеличения внешней задолженности, правительство в июне 1982 г. было вынуждено скорректировать свой экономичес­кий курс: были сокращены государственные расходы, заморожены цены и заработная плата и т.д. Однако принятых мер оказалось недостаточно, и в марте 1983 г. режим экономии был ужесточен. В это же время была проведена третья девальвация франка за пос­ледние 18 месяцев (первая имела место в октябре 1981 г. — на 3%, а вторая — в июне 1982 г. — на 10%). Была отменена индексация за­работной платы в соответствии с ростом инфляции, что вызвало снижение покупательной способности населения. Кроме того, пра­вительство ввело ограничения для частных лиц на вывоз валюты за границу, а расходная часть бюджета подверглась максимальному сокращению.

    Политика укрепления национальной валюты и введение прак­тически фиксированном курса франка по отношению к немецкой марке отражали стремление Франции применить в своей практике немецкую экономическую модель. Первой целью добровольного отказа от части суверенитета было уменьшение темпов инфляции, а второй — изменение специализации французской промышленнос­ти, доведя темпы инфляции франка до уровня инфляции немец­кой марки, Франция смогла устранить один из важнейших факто­ров относительного обесценивания своей национальной валюты, т.е. прекратила снижение ее покупательной способности.

    Чтобы закрепить этот успех, нужно было повысить конкуренто­способность французских предприятий. Дело в том, что финансо­вая стабилизация не позволяла больше развивать экспорт за счет падения обменного курса франка по отношению к другим валютам. Теперь французские предприниматели, как и их немецкие конку­ренты, должны были постоянно снижать себестоимость своей про­дукции и производить товары, пользующиеся устойчивым спросом.

    Если учесть также, что стабильность национальной валюты ведет к уменьшению относительной стоимости импорта, особенно при сни­жении курса доллара, можно легко понять причины исчезновения дефицита платежного баланса Франции в 1992 г.

    Среди важнейших реформ, проведенных левыми, на первое место по праву можно поставить закон о национализации, приня­тый в середине февраля 1982 г. Как по своим масштабам, так и по отраслевому охвату проведенная национализация вышла далеко за рамки “точечных” операций по огосударствлению частных пред­приятий, проводившихся в развитых капиталистических стра­нах в послевоенный период. Национализация охватила пять круп­ных промышленных групп, а также два сталелитейных треста, производство вооружений в компаниях “Дассо” (авиастроение) и “Матра” (ракетное оружие). В октябре 1982 г. власти национализировали два крупнейших французских филиала американской компании “ИТТ”.

    В результате этой реформы Франция стала располагать самым крупным среди капиталистических стран государственным секто­ром, который охватывал примерно 25% промышленных рабочих, обеспечивал четверть всего экспорта, треть производства промышленной продукции. На его долю приходилось 85% авиационной и космической промышленности, 80% черной и около 2/3 цветной металлургии, почти половина химической и треть стекольной про­мышленности.

    Собираясь вести активную промышленную политику, прави­тельство П. Моруа придавало важное значение контролю за рас­пределением кредита. Поэтому в собственность государства пере­шли 36 коммерческих и деловых банков (сумма депозитов каждо­го из них превышала 1 млрд. франков), а также две крупнейшие финансовые группы, представляющие собой обширные финансовые империи, под контролем которых находи­лись многие сотни промышленных компаний и крупнейших учреж­дений. доля государственного сектора в сфере финансирования и кредита составила 95%. Банковские средства стали более эффек­тивно использоваться для оказания помощи промышленности. Для ряда отраслей были установлены льготные процентные ставки.

    Перестройка производственной структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных предприятий, использующих новейшие технологии. Их финанси­рование и связанный с ним риск должны были взять на себя наци­онализированные банки.

    Успех реформ левых во многом зависел от сохранения доста­точно высоких темпов экономического роста. По оценкам экспер­тов только ежегодный 3%-й рост экономики позволил бы одновре­менно финансировать перестройку и поддерживать достигнутый уровень жизни. Однако желаемого результата удалось добиться только в 1981—1982 гг. Переход к политике дефляции (уменьшению денежной массы в обращении) путем частичного ее изъятия уже в1983 г. вызвал снижение экономического роста до 0,7%. Этот факт был использован оппозицией для перехода в наступление. Посто­янной критике стала подвергаться политика централизованного уп­равления кредитом. Предприниматели большую половину прибыли стали вывозить за границу. Весной 1983 г. мощный экономический и политический нажим провели США и ФРГ с целью заставить французское правительство отказаться от политики ограничения власти монополий.

    В этих условиях в политике левого правительства произошли серьезные перемены. Была принята “программа из десяти пунк­тов”, которая по имени министра экономики, финансов и бюджета стала называться “планом Делора”. Основу его составлял режим«жесткой экономии”. Главной целью “плана Делора” было объяв­лено сокращение внешнеторгового дефицита, а продолжение со­циальных реформ становилось делом второстепенной важности. Предусматривалось увеличение налогов, был объявлен принуди­тельный заем, заморожены ассигнования на социальные нужды, уве­личена плата за больничные места, проезд в транспорте, коммуналь­ные услуги и т.д. В результате годовой потребительский спрос был урезан на 65 млрд.  франков. Одновременно уменьшилось число ста­рых убыточных предприятий, к финансированию государственного сектора стал привлекаться частный капитал.

    Все это позволило несколько стабилизировать экономику Фран­ции. В 1984 г. экономический рост составил 1,15%, в 1985 г. — 2%. Страна добилась серьезных успехов в экономии энергии — основ­ной статьи экспорта. Однако необходимого 3%-го роста экономики достичь не удалось.

   Левый блок стал терять поддержку избирателей, и на состояв­шихся в марте 1986 г. выборах большинство получили консервато­ры. Было сформировано правительство во главе с Ж. Шираком. Новая администрация разработала программу наибольшего благо­приятствования частному капиталу, стержневым направлением ко­торой явилась денационализация.

    Необходимость денационализации французские консерваторы объясняли несколькими аргументами. Во-первых, переход национа­лизированных предприятий в лоно частного бизнеса должен был положить конец вмешательству государства в выработку стратегии фирм, восстановить их способность гибко подстраиваться к изме­няющейся рыночной конъюнктуре. Во-вторых, интернационализа­ция хозяйственной жизни предполагает переплетение капиталов, которое удобнее организовать между частными компаниями, чем между предприятиями с различной формой собственности. В-тре­тьих, увеличение числа мелких акционеров должно было заложить основы “народного капитализма”, привить населению чувство совладельца средств производства. Развивая это положение, Ширак заявил, что “приватизация является подлинной национализацией”, поскольку дает возможность “каждому гражданину участвовать в экономической жизни”.

    Другим направлением трансформации хозяйственного механиз­ма явилось сокращение масштабов налогообложения. Было решено большую часть доходов передать в непосредственное распоряжение хозяйственных единиц, что расширяло свободу частного предпринимательства и индивидуальную инициативу. Так, в 1987 г. сумма налоговых поступлений сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15 млрд. франков, а за период с 1988 по 1991 гг. — еще на 45 млрд. франков.

    Еще одно направление либеральных реформ — дерегламентиро­вание различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ори­ентируясь на рыночные условия. Регламентированию подлежали лишь цены на книги и медикаменты, тарифы на свет, газ и желез­нодорожный транспорт. Был предусмотрен ряд мер по устранению вмешательства государства в функционирование кредитной систе­мы, проведена постепенная приватизация кредитных учреждении, ликвидированы привилегии при пользовании кредитом. установле­ны свободные рыночные нормы процента и т.д.

    Всего за короткий срок новое правительство подготовило при­мерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние эко­номики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986—1989 гг. в стра­не наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост валово­го внутреннего продукта составил в среднем около 3%, промышлен­ного производства — 4%. Капиталовложения за этот период вырос­ли более чем на 50%, что обусловило быстрое расширение ряда базовых отраслей: автомобилестроения, химической и бумажно-картонной промышленности, станкостроения и т.д.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2023 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!