Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Помощь в учебе студентам РАНХиГС
Уважаемые студенты!
По любым из нижеприведенных заданий я, Марина Самойлова, могу возмездно выполнить работу на заказ.
Стоимость работы зависит от вида работы, сроков, количества заданий, методических указаний и т.п.
Срок исполнения от 1-го дня.
Для заказа данной работы обращайтесь по адресу: studentshopadm@yandex.ru
Присоединяйся ко мне в друзья ВКонтакте http://vk.com/studentshopadm и получай готовую БЕСПЛАТНУЮ!!! работу при заказе новой работы.
При этом, если вы не нашли необходимую работу на моем сайте http://studentshop.ru/ – я могу выполнить ее на заказ. Стоимость рефератов и контрольных работ на заказ – от 200 р. Решение задач – от 250 р. Стоимость курсовых работ на заказ – от 800 р. Для заказа рефератов, контрольных, курсовых и других работ свяжитесь со мною по электронной почте studentshopadm@yandex.ru и в течение всего нескольких дней вы получите необходимую работу.
Задания взяты с сайта Ставропольского филиала РАНХиГС [федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»] http://www.sfranhgs.ru/
ТЕМА 1. Предмет и методология теории государства и права.
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понятии дисциплины «Теория государства и права».
Студент должен знать: понятие дисциплины, предмет и метод теории государства и права.
Уметь: определять методологические основы научного понимания государственно-правовых явлений.
Контрольные вопросы:
1. Понятие теории государства и права как науки, её развитие и современное состояние.
2. Предмет теории государства и права. Соотношение объекта и предмета теории государства и права.
3. Методология теории государства и права.
4. Функции теории государства и права.
Методические рекомендации
1. При рассмотрении первого вопроса необходимо, прежде всего, выяснить, что такое наука, почему теория государства и права является одновременно общественной и юридической наукой. Нужно понять, что теория государства и права фундаментальная юридическая наука, так как она выявляет общие закономерности государственно-правовых явлений и формирует понятийно-категориальный аппарат. Затем необходимо обратить внимание на её признаки и принципы. Студенты должны понять и разъяснить является ли теория государства и права юридической и политической наукой имеющей методологический характер; единая ли наука – теория государства и теория права.
2. Ответ на второй вопрос следует начать с указания связи между наукой и её предметом, затем отметить, что вопрос о содержании предмета теории государства и права вызывает споры и решается неодинаково, а также содержание предмета с течение времени изменяется и развивается, однако нужно уяснить, что основа предмета теории государства и права - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, ядро данной науки и учебной дисциплины.
3. Ответ на третий вопрос необходимо начать с того, что такое система, как классифицируются науки, к каким наукам относится теория государства и права. Далее необходимо определить и указать место и роль теории государства и права среди гуманитарных наук, как они взаимодействуют и соотносятся. Особо нужно отметить роль теории государства и права в системе юридических наук и выявить, почему теория государства и права является общетеоретической по отношению к другим юридическим наукам.
4. В начале ответа необходимо установить связь науки, её предмета и метода, так как метод науки – это совокупность способов, подходов, принципов, с помощью которых изучается предмет. Далее нужно проанализировать понятие методологии, и раскрыть систему методов, при этом особое внимание уделить специально-правовым методом.
5. Ответ следует начать с того, что именно функции – как основные направления в различных областях жизни, где применяются знания по теории государства и права позволяют легче выявить значение теории государства и права. Данный вопрос имеет своей целью раскрыть объективную взаимосвязь науки и потребностей практики. Далее нужно рассмотреть основные функции теории государства и права в особенности методологическую и прогностическую.
I.Письменно ответить на вопросы:
1. Каков предмет этики?
2. Понятие этики.
II. Записать в словарь и выучить термины: нравственность, мораль, моральное сознание, моральные нормы.
ТЕМА 2. Учения о происхождении государства и права.
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понятии первобытного общества.
Студент должен знать: причины и формы возникновения государства и права.
Уметь: определять признаки, отличающие государство от догосударственных форм общественной жизни.
Контрольные вопросы:
1. Первобытное общество: материальные и духовные предпосылки возникновения государства и права.
2. Причины и формы возникновения государства и права. Закономерности возникновения государства и права.
3. Признаки, отличающие государство от до государственных форм общественной жизни. Признаки, отличающие право от норм первобытного общества.
4. Основные теории происхождения государства и права.
Методические рекомендации
1. Происхождение, сущность и назначение государства и права невозможно вывести из самих себя, это достигается лишь при рассмотрении государства и права в контексте эволюции общества. В связи с этим необходимо проследить длительный эволюционный путь человеческого общества от естественного состояния к цивилизованному. Далее нужно раскрыть смысл термина «общество» так как оно имеет много значений, дать понятие «общество» раскрыть признаки, выделить структурные компоненты современного общества и назвать основные типы общества.
2. Ответ на второй вопрос надо начать с того, что государство и право как социальные институты существовали не всегда, далее нужно рассказать о формах социальной организации в догосударственном обществе (о первобытном стаде механизме его регуляции; о родовой общине с механизмом регуляции; о племенах и союзе племен о механизме регуляции). Далее необходимо дать понятие потестарной власти, раскрыть её признаки и ресурсы. Особое внимание нужно уделить системе нормативного регулирования в догосударственном обществе показать их специфику, а также проанализировать нормативные регуляторы догосударственного общества.
3. Для ответа на третий вопрос необходимо проанализировать причины и закономерности происхождения государства и права, выделить экономические и социальные причины, уяснить, лежит закон возрастающего разнообразия форм деятельности людей как следствие постоянного роста потребностей. Далее необходимо особо подчеркнуть самостоятельность независимость протекания процессов складывания государства от права т.к., они возникают из потребностей развития первобытного общества. В конце ответа нужно проследить пути формирования государства (восточной, западный, синтезный).
4. Ответ на этот вопрос следует начать с рассмотрения всех известных теорий происхождения государства и права при этом нужно отметить достоинства и недостатки этих теорий. В своем выводе необходимо указать о важности изучения и учета всех существующих позиций, так как каждая из них наиболее полно раскрывает роль того или иного фактора имеющего место в процессе возникновения государства и права, но не ставшего решающим.
5. Подготовить доклад на тему: «История развития этики».
ТЕМА 3. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понятии типологии, типов государства.
Студент должен знать: основные подходы к типологии государства и права.
Уметь: определять признаки, отличающие государство от догосударственных форм общественной жизни.
Контрольные вопросы:
1. Понятие типологии, тип государства. Основные подходы к типологии государства и права.
2. Формационный подход к типологии государства: особенности, достоинства и недостатки.
3. Цивилизационный подход к типологии государства: особенности, достоинства и недостатки.
Методические рекомендации:
1. Ответ на первый вопрос нужно начать с характеристики понятия типологии, её познании государственно-правовой реальности, затем требуется рассмотреть понятие «тип государства» и «тип права», далее рассмотреть подходы, существующие в науке, в конце ответа сформулировать понятие «тип государства» и указать, почему оно является важнейшей категории теории государства и права как науки.
2. В начале ответа на второй вопрос нужно рассказать о создателях рассматриваемых подходов типологии государства и права. Далее следует перейти к их характеристике, выделить главные критерии типологии, выделяемые типы государства и права, а в конце ответа, рассказать о достоинствах и недостатках формационного и цивилизационного подходов.
3. Отвечая на третий вопрос, прежде всего, необходимо дать характеристику типологии права, далее следует рассмотреть какие критерии, и подходы существуют в науке. Далее нужно выделить и дать характеристику типам права и основе формационного и цивилизационного подходов. В конце ответа попытайтесь вычленить типы права на основании интегративного классификатора – социального назначения и роли права, которые будут определяться: типом общества, типом правопонимания, а также составом субъектов права.
4. Составить блок-схему, основных этических категорий.
ТЕМА 4. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понимании сущности государства.
Студент должен знать: понятие государства, проблемы типологии государства, понятие функций государства.
Уметь: определять соотношение государства с другими общественными институтами.
Контрольные вопросы:
1. Существующие подходы к рассмотрению понятия государства. Сущность государства.
2. Основные и факультативные признаки государства.
3. Функции государства: понятие, признаки, классификация, их эволюция. Функции Российского государства на современном этапе.
Методические рекомендации
1. Ответ на этот вопрос следует начинать с исторически сложившихся подходов к рассмотрению понятия государства и указание причин разнообразия концепций государства и аргументировать свой взгляд на понятие государства, далее нужно рассматривать основные признаки государства и охарактеризовать их.
2. Данный вопрос имеет большое значение, так как главным в определении государства является раскрытие его сущности, то есть совокупности наиболее важных и устойчивых внутренних сторон и свойств, которые определяют его природу, содержание, цели функционирования и востребованности в обществе. Необходимо понять, что сущность государства может быть выявлена лишь в сопоставлении его с обществом через обоснование закономерности возникновения государства как организации «общих дел» в условиях социального неравенства и противоположности интересов индивидов. Далее следует рассмотреть классовое общечеловеческое, религиозное, национальное в сущности государства.
3. Ответ на третий вопрос необходимо начать с общей характеристики функций государства, они соотносятся с задачами государства. Далее следует рассмотреть методы и формы осуществления функций государства, на примере России рассмотреть эволюцию функций, в конце ответа необходимо сделать вывод о том, что именно в функциях государства наиболее последовательно выражаются сущность, социальное назначение и цели государства.
I.Письменно ответить на вопросы:
1. Понятие морали.
II. Разработать блок-схему конспекта темы.
ТЕМА 5: ФОРМА ГОСУДАРСТВА.
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понятии формы государства в Древнем мире и в современных государствах.
Студент должен знать: формы правления, формы государственного устройства, политический (государственный) режим
Уметь: определять признаки, отличающие государство от догосударственных форм общественной жизни.
Контрольные вопросы:
1. Понятие формы государства в Древнем мире и в современных государствах. Факторы, определяющие форму государства.
2. Формы правления: монархия и республика: понятие, виды и особенности.
3. Формы государственного устройства: понятие, виды и особенности.
4. Политический режим: понятие, виды и особенности.
Методические рекомендации
1. «Форма дает бытие вещи» - утверждали римские юристы, которые справедливо полагали, что содержание вещи неотделимо от её внешней формы. Таким образом, студенту необходимо понять, что вопрос о форме или устройстве государства – это вопрос о взаимосвязи содержания государства и формы выражения этого содержания.
Далее нужно дать понятие «формы государства», подходы в науке, рассмотреть структуру и факторы, определяющие форму государства.
Затем необходимо выяснить какую познавательную нагрузку несет понятие «форма государства». В частности нужно, прежде всего, уяснить, что данное понятие позволяет рассматривать государство как систему, целостность, которая состоит из отдельных элементов зависимых друг от друга, она раскрывает организацию государственной власти с различных сторон, посредством этих элементов отражает существеннее признаки государства как политической, структурной и территориальной организации общества.
2. Отвечая на второй вопрос нужно, прежде всего, дать определение понятия «форма правления», рассмотреть основные элементы, указать, что она раскрывает. Далее необходимо рассмотреть и проанализировать основания классификации форм правления, типология форм правления, выделить основные признаки классических и нетипичных форм правления. В конце ответа следует рассмотреть особенности форм правления Российского государства и тенденции его развития.
3. Ответ на третий вопрос нужно, прежде всего, начать с рассмотрения принципов взаимоотношений между государством как целым и его составными частями (т.е. унитаризма от лат. Unus – один, единое; федерализма от лат. Fedus – союз, верность союзу; конфедерализма от лат. Confederation - сообщество), так как этим трем принципам территориальной организации соответствуют три основные формы государственного устройства. Далее необходимо дать определение формы государственного устройства, её специфики, затем освятить её виды их признаки и особенности. В конце ответа рассмотреть и выделить особенности федеративного устройства Российского государства, тенденции её развития.
4. Для того чтобы ответить на данный вопрос нужно усвоить, что Политический режим наиболее важный элемент формы государства, так как определяет характер и способы взаимодействия власти, общества, личности, поэтому, в понятии «политический режим» достаточно полно выражается сущность государства. Нужно так же знать, что политический режим в состоянии изменить как форму правления, так и форму государственного устройства. В связи с этим студенту необходимо выявить содержание понятия «политический режим», его соотношение с государственным режимом, рассмотреть подходы в науке. Далее следует разновидности политических режимов выделить их признаки и особенности.
5. Разработать блок-схему конспекта темы.
ТЕМА 6: МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА.
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понятии механизма государства.
Студент должен знать: понятие механизма государства и развитие теории государственной власти.
Уметь: соотносить понятия «аппарат» и «механизм» государства.
Контрольные вопросы:
1. Понятие, основные черты, структура механизма (аппарата) государства. Соотношение механизма государства и его аппарата. Структура и элементы аппарата государства.
2. Понятие, признаки, виды и принципы деятельности государственных органов. Механизм современного Российского государства.
3. Понятие бюрократии, понятие и правовой статус государственного служащего.
Методические рекомендации
1. Прежде всего, студентам необходимо выяснить, что явилось причиной использования двух понятий «аппарат государства» и «механизм государства» - для обозначения организационной структуры, олицетворяющей государство и призванной реализовать его функции. Далее нужно рассмотреть какие имеются точки зрения в понимании механизма государства, выявить признаки, рассмотреть структуру и его назначение.
2. Ответ на второй вопрос необходимо начать с указания на государственный орган как составную часть механизма государства, а затем перейти к рассмотрению сферы действия каждого органа, охарактеризовать их виды и признаки. Далее необходимо отметить, что цели, задачи и структура государственного органа, порядок его образования и сама деятельность регулируются нормами права. В заключении, необходимо указать какое важное место в механизме государства занимает институт главы государства, а также рассмотреть принцип разделения властей который предохраняет общество от опасности быть подчиненными диктатору. На примере России показать относительную самостоятельность всех ветвей власти.
3. Третий вопрос посвящен характеристике принципов организации и деятельности механизма государства, необходимо рассмотреть как общие, так и частные принципы, составляющие специфические требования, предъявляемые к различным элементам государственного аппарата, а также принцип федерализма, который свойственен Российскому государству.
4. Отвечая на данный вопрос необходимо рассмотреть общие понятия государственной службы и государственный служащих, указать какой закон РФ определяет правовой положение государственных служащих. Далее нужно рассмотреть группы государственных должностей и их квалифицированные разряды, классификацию госслужащих и основные требования, предъявляемые к госслужащему. В заключении нужно указать какие были приняты новые законы по совершенствованию механизма современного Российского государства.
I. Решить задачу:
1. Бобров Михаил ночью подъехал на своей автомашине «Жигули» к автомашине «Мерседес» и с помощью различных инструментов снял с нее с целью кражи два колеса. При погрузке колес в автомашину «Жигули» Бобров М. был задержан. Ранее Бобров М. не судим. К адвокату Иванову обратилась жена Боброва М. с просьбой принять поручение на защиту ее мужа. В ходе беседы с адвокатом она сообщила, что у них дома хранится около 20 колес от разных автомашин, а также автомобильный двигатель с заводским номером. При этом жена Боброва пояснила, что происхождение данных предметов ей точно неизвестно, но, конечно, муж их не покупал, и, возможно, он их у кого-то украл.
Адвокат Иванов принял поручение на защиту Боброва М., при этом он рекомендовал его жене убрать из квартиры колеса и двигатель, поскольку если они будут обнаружены во время обыска, то Боброву М., скорее всего, будет предъявлено более тяжелое обвинение в совершении нескольких краж.
Дайте этическую оценку действиям адвоката?
ТЕМА 7: ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понятии политической системы общества.
Студент должен знать: структуру политической системы общества
Уметь: определять роль и место государства в политической системы общества.
Контрольные вопросы:
1. Понятие политической системы общества, её виды.
2. Структура политической системы общества. Роль и место государства в политической системе общества.
3. Политическая система в РФ.
Методические рекомендации
1. Прежде всего, необходимо уяснить, что понятие «политическая система» используется для характеристики отношений между государством и обществом между различными субъектами на негосударственном уровне. Далее нужно рассмотреть подходы по данному вопросу в науке, затем рассмотреть структуру, виды и основные функции.
2. Ответ на второй вопрос следует начать с анализа структуры политической системы и выявления места государства в данной системе, необходимо выделить основные юридические свойства и возможности которые позволяют государству быть ядром политической системы общества. Далее необходимо рассказать о роли государства в политической системе, затем проанализировать состояние современной политической системы РФ, событий в политической жизни страны и её проблем.
3. Ответ на третий вопрос должен быть посвящен определению характера взаимоотношений государства с другими элементами политической системы: политическими партиями, общественными и религиозными организациями средствами массовой информации и др., очень важно указать на ведущую роль государства. В конце ответа нужно охарактеризовать государство в современной политической системе российского государства.
I.Письменно ответить на вопросы:
1. Понятие профессиональной этики.
2. Перечислить виды профессиональной этики.
ТЕМА 8: ПОНЯТИЕ ПРАВА. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА.
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понимании сущности права, об источниках права
Студент должен знать: понятие сущности права и функций права. виды источников права в различных правовых системах современности.
Уметь: выделять проблемы соотношения функций права и функций государства, определять какой из основных источников права присущ тому или иному государству.
Контрольные вопросы:
1. Понятие и основные признаки позитивного права.
2. Объективное и субъективное в праве. Сущность права.
3. Принципы и функции права: понятие и виды.
4. Функции права: понятие и виды
5. Понятие и виды форм (источников) права. Виды нормативно-правовых актов и определение границ их действия.
Методические рекомендации
1. Для ответа на первый вопрос необходимо уяснить что понятие «форма» как философская категория используется в паре с категорией «содержание» и имеет множество смыслов, то же самое в отношении понятия «источник права», который также имеет несколько значений. Выяснив значение и смысл терминов необходимо произвести соотношение понятий «источника» и «формы права». В конце ответа следует рассмотреть, что представляет собой форма (источник) права в юридическом смысле.
2. Ответ на второй вопрос предполагает анализ и характеристику видов источников права, который следует начинать с исторически первого источника права правового обычая и заканчивать международными договорами РФ так как, они в соответствии с Конституцией России являются составной частью российской правой системы. Далее необходимо отметить, что система источника конкретной страны имеет вполне определенную конфигурацию, которая сформировалась под влиянием разнообразных факторов. В конце ответа следует рассматривать систему источников российского права с обоснованием ведущей роли нормативно-правовых актов и показать их иерархию в зависимости от юридической силы.
3. Определив, что доминирующим источником (формой) права в современных условиях является нормативно-правовой акт, который обладает рядом отличительных признаков, необходимо рассмотреть эти признаки, после чего следует раскрыть:
а) действие нормативного акта во времени (при этом нужно учитывать три существенных обстоятельства
- момент вступления его в законную силу;
- момент прекращения его действия;
- применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу.
б) действие нормативно-правовых актов в пространстве (при этом нужно учитывать исключения из принципа территориального действия нормативно-правовых актов, то есть принцип экстерриториального действия и нормативного акта).
в) действие нормативно-правовых актов по кругу лиц (при этом нужно учитывать правовой статус таких категорий лиц как:
- иностранные граждане и лица без гражданства;
- главы государств и правительств, дипломатов, консульских работников и т.д.).
I. Решить задачу:
Адвокат Зайцев несколько раз защищал Иванова по различным обвинениям. Случайно от сотрудников милиции ему стало известно, что они намерены произвести обыск на квартире Иванова, где он якобы хранит оружие и наркотики. В настоящее время у адвоката Зайцева нет соглашения на ведение дела Иванова. Адвокат знает, что сообщение Иванову ставшей известной Зайцеву информации повредит следствию.
Каковы должны быть действия адвоката Зайцева?
ТЕМА 9. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ В ПРАВЕ.
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понятии и соотношении системы права и системы законодательства, о систематизации нормативно-правовых актов.
Студент должен знать: понятие и основные черты системы права, предмет и метод правового регулирования, виды систематизации нормативно-правовых актов
Уметь: определять взаимосвязь системы права и системы законодательства.
Контрольные вопросы:
1. Понятие системы права, основные черты и функции.
2. Структура системы права, ее элементы. Институты права. Отрасль права.
3. Система законодательства: общая характеристика. Соотношение системы права и системы законодательства.
4. Систематизация законодательства: понятие и виды. Первичный учёт нормативно-правовых актов: понятие, особенности.
Методические рекомендации
1. Ответ на первый вопрос следует начать с рассмотрения термина «система» в его философском аспекте, затем необходимо отметить важно значение системности права в правотворческой и правоприменительной деятельности. Определив, что система – это внутренняя организация права, которая включает многообразные элементы, их иерархию, а также связи между ними, следует отметить о самом крупном делении системы права (распространенном в странах Романо-германской правовой семьи) и выделении двух основных групп права – публичного и частного, при этом нужно указать какие общественное отношения имеют в качестве предмета регулирования публичное и частное право.
2. В начале ответа на второй вопрос необходимо уяснить, что под отраслью права понимается совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений, далее следует выделить основные отрасли в проссийкой системе права. Особо нужно отметить центральное место Конституционного права среди остальных отраслей права, так как данная отрасль в качестве главного источника имеет – Конституцию Российской Федерации - правовой акт высшей юридической силы. Рассматривая институты права, необходимо показать их системную связь с отраслями права, рассмотреть виды и дать определение субинститутам. В конце ответа необходимо выделить и охарактеризовать материальные и процессуальные отрасли права, а также выделить комплексные отрасли права, т.е. занимающие промежуточное положение между различными отраслями права.
3. Для ответа на третий вопрос необходимо рассмотреть, что представляет собой международное право, уяснив, что это система норм, выражающая согласованную волю народов и регламентирующая межгосударственные и внутригосударственные отношения, нужно перейти к классификации отраслей международного публичного права. Далее следует отметить, что выделяют международное публичное и международное частное право, затем, необходимо используя Конституцию РФ (п.4, ст. 15.) показать, как соотносится международное право с системой российского права.
4. Ответ на данный вопрос предполагает характеристику и соотношение таких понятий как – «правовая система», «система права» и «система законодательства», следует определить, являются ли эти понятия тождественными, как соотносятся, и выделить отличительные черты и особенности. При ответе на данный вопрос следует учитывать, что система законодательства является формой выражения системы права и соотносится с ней как форма и содержание, а также нужно учесть что понятие «система права» нетождественно понятию «правовая система» - которая включает себя – систему права, традиции правового регулирования, правовые учения, доктрины и идеологию, т.е. намного шире.
I.Письменно ответить на вопросы:
1. Понятие профессиональной этики юриста.
2. Каков предмет профессиональной этики?
3. Составить блок-схему, структура профессиональной этики.
ТЕМА 10. ПРАВООТНОШЕНИЯ
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понятии правовых отношений.
Студент должен знать: понятие, состав и классификацию правоотношений.
Уметь: определять что относится к юридическим фактам, а что к событию.
Контрольные вопросы:
1. Понятие правоотношения: признаки, виды.
2. Состав правоотношения, его элементы.
3. Юридические факты, их классификация.
Методические рекомендации
1. Для ответа на первый вопрос необходимо уяснить, что правовыми являются те общественные отношения, которые обладают специфическими признаками, отличающими их от иных видов социальных отношений, затем нужно рассмотреть все признаки и охарактеризовать их. Далее необходимо рассмотреть и выделить юридические и социальные предпосылки возникновения правоотношений. В конце ответа, нужно используя как можно большее количество критериев рассмотреть, как классифицируются правоотношения, рекомендуется при этом использовать практические примеры.
2. Правоотношение является сложным образование, состоящим из входящих в него таких элементов как: субъекты, содержание как совокупность субъективных прав и юридических обязанностей и объекты, в связи с этим необходимо дать характеристику и выделить особенности этих элементов. При рассмотрении субъектов правоотношений необходимо обязательно особое внимание уделить правовому статусу различных категорий субъектов, таких как: иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, юридическим лицам, и особо отметить государство как субъект правоотношений, учитывая при этом что, оно пользуется иммунитетом.
3. Ответ на третий вопрос необходимо начать с определения юридического факта, уяснив, что это фактические жизненные обстоятельства с которыми нормы права связывают возникновения, изменения и прекращение правоотношений, следует выделить и охарактеризовать его отличительные признаки. Далее необходимо рассмотреть основания, по которым классифицируются юридические факты. Необходимо уяснить, что означает события и действия, что означает правомерность и неправомерность действий, какими могут быть правомерные действия, что значит «фактический состав», что такое квази-факты как основания возникновения правоотношений.
I.Письменно ответить на вопросы:
1. Перечислить нравственные основы международно-правовых норм о правах человека.
ТЕМА 11. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ ПРАВА.
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понятии нормативного регулирования общественных отношений, понятии реализации норм права
Студент должен знать: понятие социальных и технический норм, понятие и структуру правовой культуры общества, понятие и виды правосознания, формы реализации права
Уметь: определять формы реализации права при регулировании конкретных правоотношений.
Контрольные вопросы:
1. Система социального регулирования.
2. Понятие, формы, методы реализации права и правового регулирования.
3. Применение права как особая форма реализации права. Стадии применения права. Акты применения права.
4. Пробелы в праве и пути их устранения.
Методические рекомендации
1. Отвечая на первый вопрос необходимо, прежде всего, разобраться в значениях, прежде всего, разобраться в значениях терминов «регулирование» и «воздействие», после чего нужно перейти к проблеме соотношения и взаимодействия правового воздействия и правового регулирования, для этого необходимо рассмотреть какие подходы имеются в науке, и какая точка зрения является преобладающей. Далее следует рассмотреть, что понимается в юридической науке под правовым воздействием и правовым регулированием.
2. Для ответа на второй вопрос необходимо выяснить, что представляет собой предмет правового воздействия, выяснив, что это та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию нужно определить, какие группы общественных отношений включает в себя предмет правового регулирования. Далее следует выделить методы правового регулирования, и указать, для каких групп общественных отношений они характерны. Рассматривая основные и дополнительные способы правового регулирования нужно уяснить, что дозволение и обязывание проистекают из регулятивной статистической функции. В конце ответа нужно рассмотреть типы и стадии правового регулирования.
3. В начале на третий вопрос необходимо определить, что представляет собой механизм правового регулирования, выяснив, что это система юридических средств, с помощью которых осуществляется правового регулирование нужно перейти к анализу и характеристике средств правового регулирования, при этом необходимо выделить их особую роль в регулировании общественных отношений.
4. При ответе на вопрос следует дать определение реализации права, после чего приступить к рассмотрению и характеристике трех непосредственных форм реализации: соблюдение, исполнение, использование, здесь важно отметить, что этим трем формам реализации права соответствуют три способа правового регулирования – запрет, обязывание и дозволение. Важно также определить, почему данные формы реализации называются непосредственными.
5. Вопрос, посвященный особой форме реализации – применение права, определив, что за форма реализации необходимо отметить в каких случаях возникает необходимость государственного вмешательства, затем нужно рассмотреть свойственные данной форме реализации признаки. Далее следует выделить и рассмотреть обстоятельства необходимости применения права и стадии при этом следует обязательно охарактеризовать особенности каждой стадии.
6. Ответ на вопрос необходимо начать с того, что особенностью правоприменительного акта, т.е. – официального правового акта компетентного органа или должностного лица, содержащей индивидуальное, государственно-властное предписание, издаваемый в точном соответствии с законом на основании исследованных обстоятельств конкретного дела и определяющий права, обязанности или юридическую ответственность конкретных лиц, уяснив это необходимо перейти к рассмотрению признаков отличающих их от нормативно-правовых актов. Необходимо также подчеркнуть, что акты правоохранительных органов, должны содержать обязательные элементы, которые необходимо перечислить и охарактеризовать. В конце ответа следует произвести классификацию по различным основаниям актов применения права и показать, как они соотносятся с нормативно-правовыми актами.
7. Ответ на данный вопрос следует начать с выяснения, что представляет собой пробел, в праве уяснив, что это частичное или иное отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации определенного общественного отношения подлежащего правовому регулированию, необходимо выделить и охарактеризовать причины пробелов в праве. Далее следует рассмотреть Фомы восполнения пробелов в праве.
8. Определив, что толкование права – это деятельность по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, необходимая для их реализации, нужно уяснить, что это сложный мыслительный процесс, имеющий определенную структуру состоящей из двух этапов: 1) толкования-уяснения; 2) толкования-разъяснения. Далее следует рассмотреть основания классификации толкования права: по субъекту толкования, по объему толкования и по способу толкования охарактеризовав их необходимо приводить примеры из практики.
9. Данный вопрос предполагает характеристику интерпретационных актов – которые представляют собой правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснения правовых норм. Далее следует выявить отличительные признаки интерпретационных актов перейти к их классификации по различным основаниям.
I.Письменно ответить на вопросы:
1. Работа с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
ТЕМА 12. ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК.
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понятии правомерного поведения и правонарушения, законности и правопорядка
Студент должен знать: понятие правомерного и неправомерного поведения, понятие правонарушения, принципы и гарантии законности
Уметь: определять состав правонарушения, соотношение общественного порядка и правопорядка.
Контрольные вопросы:
1. Понятие, структура и виды правомерного поведения.
2. Понятие и признаки правонарушения. Виды правонарушений.
3. Состав правонарушения.
4. Причины правонарушений, пути и средства их предупреждения и устранения.
5. Понятие и сущность законности. Принципы законности.
6. Гарантии обеспечения законности.
Методические рекомендации
1. Отвечая на первый вопрос, прежде всего, необходимо выяснить, что такое правовое поведение, уяснив, что это поведение, урегулированное нормами права, Следует перейти к характеристике общесоциальных и юридических признаков. Далее нужно дать определение правомерного поведения, охарактеризовать его признаки, затем перейти к рассмотрению элементов состава правомерного поведения (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона) и видов в зависимости от характера самого акта поведения, (правомерное действие и правомерное бездействие); по мотивам поведения (социально-активные, позитивное, конформистское, маржинальное); по формам реализации (использование, исполнение, соблюдение, применение); по отраслям права (гражданско-правовое, конституционно-правовое. Административно-правовое и т.д.).
2. Определив, что правонарушение – это общественно опасное, противоправное, виновное деяние, совершенное лицом, достигшим установленного законом возраста и влекущее юридическую ответственность, применение к нему мер общественного либо государственного принуждения, следует перейти к характеристике его признаков. Далее необходимо рассмотреть и подробно охарактеризовать виды правонарушений при этом следует использовать соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях, гражданского кодекса РФ, для приведения практических примеров.
3. Каждое правонарушение по своей структуре характеризуется совокупностью необходимых и достаточных объективных и субъективных признаков которые в теории права называют юридическим составом правонарушения, которым включает в себя:
- объект правонарушения;
- объективную сторону правонарушения;
- субъект правонарушения;
- субъективную сторону правонарушения.
При характеристике объекта необходимо иметь в виду, что в теории права различают – общий, родовой и непосредственный объекты, которые нужно проанализировать. Объективную сторону образуют внешние признаки, через которые осуществляется и проявляется вовне правонарушения (действие или бездействие, вред причиненный деянием, связь между ними, а также факультативные элементы: время, место, способ, обстановка совершения действия или бездействия).
При характеристике субъектов, необходимо указать на такой существенный признак как деликтоспособность. Субъективная сторона воплощается в понятии вины, поэтому необходимо детально рассмотреть форму вины: умысел (прямой, косвенный) неосторожность (небрежность, самонанадеянность), а также мотив и цель. В конце ответа необходимо рассмотреть и проанализировать причины правонарушений, при этом следует использовать статистические данные по преступлениям в разных государствах по последнее время.
4. Ответ на данный вопрос необходимо начинать с определения понятия юридическая ответственность, затем нужно выделить присущие ей признаки. Далее следует выделить основания возникновения юридической ответственности (правовые и фактические), затем нужно перейти к рассмотрению принципов и видов юридической ответственности (правовые и фактические), затем нужно перейти к рассмотрению принципов и видов юридической ответственности.
5. Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение не порождает автоматически наступление юридической ответственности. В российском законодательстве (УК) социально оговорены обстоятельства, при которых ответственность исключается. Поэтому при ответе на данный вопрос следует, используя соответствующие положения уголовного кодекса российской федерации выделить и охарактеризовать все обстоятельства, при которых ответственность исключается. Далее необходимо рассмотреть основания освобождения от уголовной ответственности. Особо нужно отметить роль принципа презумпции невиновности, согласно которой лицо считается невиновным в совершении правонарушения, пока его вина не будет доказана правомочными органами в установленном законом порядке. В конце ответа необходимо произвести соотношение и показать взаимосвязь юридической ответственности и государственного принуждения.
6. При подготовке к ответу нужно обратить внимание на то, что, несмотря на длительное использование в юридической науке понятия «законность» за ним различают несколько подходов в его интерпретации, следует рассмотреть и охарактеризовать эти подходы. Далее необходимо выявить сущность законности рассмотреть принципы и функции, здесь нужно особо подчеркнуть, что принципы законности выражаются в системе требований, которые предъявляются ко всем субъективным правам. Рассматривая функции необходимо отметить, что роль т значение законности выражаются в тех функциях, которые она выполняет в обществе. В конце ответа необходимо отметить, что понятие законности является наиболее важным в теории права т.к. – она является проявлением самого права.
7. Необходимо уяснить, что даже самый совершенный закон не претворяется в жизнь автоматически, а требует создания необходимых и достаточных условий, обеспечивающих его осуществление, то есть гарантий законности – совокупность объективных условий, субъективных факторов и специальных юридических средств, с помощью которых обеспечивается законность. Далее следует подробно рассмотреть виды гарантий законности (общие условия; специальные юридические гарантии). В конце ответа необходимо подчеркнуть важность обеспечения законности и определить роль государства в данном процессе.
8. При подготовке на третий вопрос необходимо подчеркнуть взаимосвязь законности и правопорядка, затем следует проанализировать структуру, принципы и дать определение понятию «правопорядок». Важно свой ответ построить на сопоставлении основных характеристик правопорядка и общественного порядка, так как правопорядок как система является составной частью системы более высокого уровня – общественного порядка который представляет собой состояние упорядоченности и организованности всей системы общественных отношений, основанных на реализации норм морали, обычаев, традиций, стереотипов, следует также установить связь законности и правопорядком и общественным порядком.
9. Перечислить основные обязательства, подлежащие доказыванию по уголовному делу.
ТЕМА 13. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понятии юридической ответственности.
Студент должен знать: понятие, признаки, виды юридической ответственности.
Уметь: определять социальную ответственность.
Контрольные вопросы:
1.Понятие и виды социальной ответственности. Виды мер государственного принуждения.
2.Понятие, признаки, принципы и функции ретроспективной и проспективной (позитивной) юридической ответственности.
3. Виды ретроспективной юридической ответственности.
4. Основания, освобождающие от юридической ответственности и исключающие возможность её применения.
Методические рекомендации
1. Отвечая на первый вопрос, прежде всего, необходимо выяснить, что такое правовое поведение, уяснив, что это поведение, урегулированное нормами права, Следует перейти к характеристике общесоциальных и юридических признаков. Далее нужно дать определение правомерного поведения, охарактеризовать его признаки, затем перейти к рассмотрению элементов состава правомерного поведения (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона) и видов в зависимости от характера самого акта поведения, (правомерное действие и правомерное бездействие); по мотивам поведения (социально-активные, позитивное, конформистское, маржинальное); по формам реализации (использование, исполнение, соблюдение, применение); по отраслям права (гражданско-правовое, конституционно-правовое. Административно-правовое и т.д.).
2. Определив, что правонарушение – это общественно опасное, противоправное, виновное деяние, совершенное лицом, достигшим установленного законом возраста и влекущее юридическую ответственность, применение к нему мер общественного либо государственного принуждения, следует перейти к характеристике его признаков. Далее необходимо рассмотреть и подробно охарактеризовать виды правонарушений при этом следует использовать соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях, гражданского кодекса РФ, для приведения практических примеров.
3. Каждое правонарушение по своей структуре характеризуется совокупностью необходимых и достаточных объективных и субъективных признаков которые в теории права называют юридическим составом правонарушения, которым включает в себя:
- объект правонарушения;
- объективную сторону правонарушения;
- субъект правонарушения;
- субъективную сторону правонарушения.
При характеристике объекта необходимо иметь в виду, что в теории права различают – общий, родовой и непосредственный объекты, которые нужно проанализировать. Объективную сторону образуют внешние признаки, через которые осуществляется и проявляется вовне правонарушения (действие или бездействие, вред причиненный деянием, связь между ними, а также факультативные элементы: время, место, способ, обстановка совершения действия или бездействия).
При характеристике субъектов, необходимо указать на такой существенный признак как деликтоспособность. Субъективная сторона воплощается в понятии вины, поэтому необходимо детально рассмотреть форму вины: умысел (прямой, косвенный) неосторожность (небрежность, самонанадеянность), а также мотив и цель. В конце ответа необходимо рассмотреть и проанализировать причины правонарушений, при этом следует использовать статистические данные по преступлениям в разных государствах по последнее время.
4. Ответ на данный вопрос необходимо начинать с определения понятия юридическая ответственность, затем нужно выделить присущие ей признаки. Далее следует выделить основания возникновения юридической ответственности (правовые и фактические), затем нужно перейти к рассмотрению принципов и видов юридической ответственности (правовые и фактические), затем нужно перейти к рассмотрению принципов и видов юридической ответственности.
5. Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение не порождает автоматически наступление юридической ответственности. В российском законодательстве (УК) социально оговорены обстоятельства, при которых ответственность исключается. Поэтому при ответе на данный вопрос следует, используя соответствующие положения уголовного кодекса российской федерации выделить и охарактеризовать все обстоятельства, при которых ответственность исключается. Далее необходимо рассмотреть основания освобождения от уголовной ответственности. Особо нужно отметить роль принципа презумпции невиновности, согласно которой лицо считается невиновным в совершении правонарушения, пока его вина не будет доказана правомочными органами в установленном законом порядке. В конце ответа необходимо произвести соотношение и показать взаимосвязь юридической ответственности и государственного принуждения.
I.Письменно ответить на вопросы:
1. Что такое презумпция невиновности?
2. Обязанность доказывания в нравственном аспекте.
ТЕМА 14. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понятии правосознания и правовой культуры.
Студент должен знать: понятие, основные черты. Уровни, структуру и функции правовой культуры.
Уметь: определять понятие и роль правового воспитания.
Контрольные вопросы:
1. Понятие, структура, виды, уровни, функции, деформации правосознания.
2. Правовая культура: понятие, основные черты, уровни, структура, функции.
3. Понятие и роль правового воспитания.
Методические рекомендации
1. В начале ответа необходимо уяснить, что правосознание является одной из форм общественного сознания, формой осознания и изменения правовой действительности. Формами общественного сознания является также мораль, религия, искусство, наука, идеология и т.д., каждая из этих форм специфически познает окружающую действительность и формирует определенное отношение к ней. Далее следует дать определение отношение к ней. Далее следует дать определение понятия «правосознания» и выделить его признаки. Затем необходимо рассмотреть структуру, функции, виды и типы правосознания.
2. Необходимо отметить, что в отечественной юриспруденции существует понимание правовой культуры в широком и узком смысле, рассмотрев понимание и охарактеризовав эти подходы необходимо дать определение правовой культуры. Далее следует рассмотреть структуру правовой культуры и перейти к характеристике функций выполняемых в обществе.
3. Ответ на третий вопрос предполагает характеристику видов правовой культуры на основе таких критериев как с точки зрения носителей правовой культуры и по степени познания правовых явлений и использования их в практической правовой деятельности. В конце ответ необходимо особо подчеркнуть и показать роль правовой культуры и формировании правового государства и в практике работы юристов.
I. Решить задачу:
Колодвор обвинялся в том, что по предварительному сговору с Гамаковым совершил в зале ожидания железнодорожного вокзала г. N кражу личных вещей (рюкзака и полушубка) у гражданина Растяпина. Колодвор на предварительном следствии вину не признал, показал, что спал в зале ожидания, когда неожиданно почувствовал, что на него что- то накинули. Он открыл глаза, увидел, что на нем накинут полушубок, рядом стоит Гамаков с каким-то рюкзаком и три сотрудника милиции, которые их обоих доставили в дежурную часть по подозрению в совершении кражи. Гамаков, наоборот, полностью признал свою вину, показав, что Колодвор предложил ему похитить вещи спящего Растяпина, что они и сделали, после чего с похищенным были задержаны. По запросу суда коллегия адвокатов назначила защитником подсудимого Колодвор адвоката Ломова. АдвокатЛомов изучил материалы уголовного дела и пришел на свидание с подзащитным в следственный изолятор. Колодвор пояснил защитнику, что преступление он не совершал, на протяжении всего следствия давал правдивые показания и не собирается в суде менять показания и признавать свою вину, хотя ему известно, что по закону признание вины является обстоятельством, смягчающим наказание. Адвокат Ломов разъяснил клиенту, что суд будет выносить приговор на основе собранных по делу доказательств.
Анализ этих доказательств приводит адвоката к выводу, что избранная Колодвор линия защиты малоперспективна, поскольку, как показывает практика, представленная стороной обвинения совокупность доказательств будет достаточна для постановления обвинительного приговора. Противопоставить этим согласованным между собой обвинительным доказательствам защита может только показания Колодвор, иных оправдательных доказательств нет. В судебном заседании Колодвор вину не признал и дал показания, аналогичные его показаниям на предварительном следствии. Прокурором была представлена суду совокупность обвинительных доказательств.
Дополнительная информация
Он проживает в отдаленной деревне в частном доме с 85- летней матерью, инвалидом 1-й группы; других близких родственников у них нет. Колодвор опасается, что, если он будет осужден к лишению свободы, то в период отбытия наказания его старая больная мать может умереть, а он после освобождения останется без жилья, так как дом будет признан бесхозяйным имуществом и перейдет в муниципальную собственность. В г.N Колодвор приехал на заработки, так как в его стране не возможности найти работу даже в крупных городах. Прибыв в г.N, Колодвор решил сэкономить деньги и переночевать на вокзале. На работу он не устроился, поскольку в первую же ночь был арестован. Ранее Колодвор 2 раза судим за хулиганство (20 и 16 лет назад). 10 лет назад был осужден соучастие в изнасиловании, совершенном группой лиц по предварительному сговору, к 5 годам лишения свободы. Судимость за последнее преступление не погашена. На свидании Колодвор пояснил защитнику, что по своей натуре он хулиган, за что и был ранее осужден, но совершить кражу не мог, так как это противоречит его естеству. В то же время он рассказал, что за три часа до совершения Гамаковым кражи, он, ложась спать, показал ему рукой на спавшего здесь же в зале ожидания Растяпина и сказал: «Во лох! Обворуют, а он и не заметит».
Адвокат Ломов – человек честный, добросовестный, хороший профессионал.
1. Какую линию защиты обязан избрать адвокат
Ломов, произнося в судебных прениях речь в защиту Колодвор?
2. Если Колодвор будет осужден, то о чем обязан
просить суд 2-й инстанции адвокат Ломов в кассационной
жалобе?
ТЕМА 15. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понятии правового государства.
Студент должен знать: понятие и принципы правового государства, понятие и структуру гражданского общества.
Уметь: определять проблемы построения правового государства в России.
Контрольные вопросы:
1. Возникновение и развитие концепции правового государства.
2. Признаки правового государства. Функции правового государства.
3. Основы формирования правового государства. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.
4. Проблемы создания правового государства в России в ХХ в.
Методические рекомендации
1. Ответ на первый вопрос следует начать с общего понятия правового государства, далее необходимо рассмотреть, как возникла и развивалась идея правового государства те есть, как его понимали мыслители античности (Сократ, Аристотель, Платон, Цицерон и др.), мыслители Нового времени (идеи Г. Гороция, Б.Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, И.Канта, Г.Гегеля и др.), современные концепции либерального правого государства. Далее нужно показать, как идея правового государства усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое практическое применение и развитых странах мира, в том числе в России на современном этапе её развития.
2. Для ответа на данный вопрос необходимо указать все основные признаки правового государства их черты, особенности. Далее с использованием Конституции РФ дать характеристику основным признакам правового государства закрепленных в основном законе страны. В конце ответа нужно сделать выводы как в современный период развития российское государство соблюдает, обеспечивает и защищает права и свободы человека.
3. Ответ на третий вопрос нужно начать с концепций гражданского общества, рассмотреть подходы в юридической науке, предпосылки возникновения гражданского общества. Далее нужно дать понятие и раскрыть основные признаки гражданского общества, потом перейти к характеристике его структуры, особо нужно отметить независимость гражданского общества по отношению к государству и указать место в нем отдельной личности, а также соотношение государства и гражданского общества.
4. Ответ на данный вопрос следует начать с предпосылок гражданского общества, при этом нужно выделить причины незрелости в России гражданского общества, рассмотреть специфику формирования гражданского общества в современной России выделить трудности, и проанализировать какой отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер российской модернизации. В конце ответа, используя соответствующие статьи Конституции РФ, а также последние информационные данные о происходящих в стране событиях, выделить проблемы наиболее актуальные в создании правового государства в России и указать пути решения этих проблем.
I.Письменно ответить на вопросы:
1.Перечислить основы использования отдельных видов доказательств.
ТЕМА 16. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понятии правовой системы общества.
Студент должен знать: основные классификации правовых систем современности.
Уметь: определять правовые системы: становление, развитие. Особенности функционирования в различных правовых семьях.
Контрольные вопросы:
1.Понятие, признаки, структура правовой системы общества.
2.Основные классификации правовых систем современности. Общая характеристика.
3. Романо-германская (континентальная) и англосаксонская (система общего права) правовые системы: становление, развитие, особенности функционирования в различных правовых семьях.
Методические рекомендации
1. Прежде всего, необходимо уяснить, что понятие «политическая система» используется для характеристики отношений между государством и обществом между различными субъектами на негосударственном уровне. Далее нужно рассмотреть подходы по данному вопросу в науке, затем рассмотреть структуру, виды и основные функции.
2. Ответ на второй вопрос следует начать с анализа структуры политической системы и выявления места государства в данной системе, необходимо выделить основные юридические свойства и возможности которые позволяют государству быть ядром политической системы общества. Далее необходимо рассказать о роли государства в политической системе, затем проанализировать состояние современной политической системы РФ, событий в политической жизни страны и её проблем.
3. Ответ на третий вопрос должен быть посвящен определению характера взаимоотношений государства с другими элементами политической системы: политическими партиями, общественными и религиозными организациями средствами массовой информации и др., очень важно указать на ведущую роль государства. В конце ответа нужно охарактеризовать государство в современной политической системе российского государства.
ТЕМА 17. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ПРАВО.
Цель занятия: проверить и закрепить знания студентов о понятии правового государства.
Студент должен знать: понятие и принципы правового государства, понятие и структуру гражданского общества.
Уметь: определять проблемы построения правового государства в России.
Контрольные вопросы:
1. Понятие и структура общества.
2. Соотношение общества, государства, права.
3. Государственно-правовое регулирование политики, экономики, культуры.
Методические рекомендации
1. При ответе на первый вопрос нужно вспомнить, что индивиды создают общество и государство для реализации своих повседневных и общезначимых интересов. Взаимодействуя с другими индивидами и государством, они стремятся придать этим взаимоотношениям предсказуемый и устойчивый характер, которые подчинялись бы определенным принципам и нормам. Права человека представляющие собой необъемлемые свойства человека выступают в качестве критерия, способного ограничено сочетать интересы различных индивидов в их взаимоотношениях друг с другом и государством. Далее необходимо четко различать в своем ответе такие понятия как «индивид», «личность», «человек», «гражданин», поэтому, что от этого зависит характер связи с государством. Особое внимание надо уделить раскрытию института гражданства как правой связи между личностью и государством, а также на взаимные права и обязанности государства и личности, ответственность друг перед другом.
2. Второй вопрос предполагает анализ и характеристику правового статуса человека и гражданина, где нужно указать виды, принципы и содержание правого статуса, при этом необходимо пользоваться Конституцией РФ. Необходимо уяснить, что правовым статусом личности, составляющим единство прав, свобод и закреплены в конституции и иных нормативно-правовых актах определяются место и роль личности в государстве и характер их взаимоотношений. Далее нужно рассмотреть правовой статус личности в различных концепциях государства.
3. При ответе на третий вопрос, нужно пользуясь текстом Конституции РФ раскрыть понятия «права человека», «права гражданина», «права личности» и «обязанности человека и гражданина», осветить их признаки и выделить разницу в объеме прав человека, гражданина и личности. Далее необходимо выделить основания, по которым проводиться классификация прав человека и гражданина и рассмотреть личные права и свободы, политические права и свободы, экономические, социальные и культурные права. В конце ответа нужно раскрыть обязанности человека и гражданина и указать на неразрывную связь прав и обязанностей.
4. Отвечая на данный вопрос нужно, прежде всего, дать определение гарантиям прав человека и гражданина, затем раскрыть их систему, охарактеризовать социальные, экономические, политические, юридические, нормативные, институционные гарантии, особое внимание уделить такому правовому принципу как – презумпция невиновности, рассмотреть такой институт парламентского контроля как омбудсмен и его роль в защите прав человека. В конце ответа нужно привести примеры и сделать выводы как на практике обстоят дела с защитой прав и свобод человека и гражданина в Российской федерации.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!