Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!

 

 

 

 


«Задания по аудиту»

/ Аудит
Конспект, 

Оглавление

Аудит основных средств осуществляется на базе следующих нормативных документов:

    1.    Федеральный закон “О бухгалтерском учете” №129-ФЗ  от 21.11.96.

    2.    Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика орга­низации” ПБУ 1/98 (утв. Приказом МФ РФ № 60н от 09.12.98).

    3.    Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/97 (утв. Приказом МФ РФ №65н от 03.09.97).

    4.    Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом МФ РФ №33н от 20.07.98).

    5.    Положение по бухгалтерскому учету “Учет договоров(контрактов) на капитальное строительство” ПБУ 2/94 (утв. Приказом МФ РФ №167 от 20.12.94).

    6.    Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инве­стиций (письмо МФ РФ №160 от 30.12.93).

    7.    Постановление СМ СССР №1072 от 22.10.90 “О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР”.

    8.    Постановление Правительства РФ №315 от 21.03.96 “Об утверждении порядка исчисления индекса инфляции, применяемого для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли”.

    9.    Приказ МФ РФ №56 от 01.11.91 “План счетов бухгалтер­ского учета финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий и инструкция по его применению (с изменениями и до­полнениями)”.

    10.  Постановление Правительства РФ №552 от 05.08.92 “Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продук­ции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых ре­зультатов, учитываемых при налогообложении прибыли (с из­менениями и дополнениями)”.

    11.  Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом МФ РФ №49 от 13.06.95).

    12.  Инструкция Госкомстата РФ 185 от №24.09.93 “О по­рядке составления статистической отчетности по капитальному строительству”.

    13.  Постановление Госкомстата СССР №241 от 28.12.89 “Об утверждении типовых форм учета основных средств” (в ред. Постановления Госкомстата России №71а от 30.10.97).

    14.  Патентный закон РФ, 1992 г.

    15.  Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наиме­нованиях мест происхождения товаров РФ, 1992 г.

    16.  Закон об охране программ электронных вычислительных машин и баз данных РФ, 1992 г.

    17.  Закон об охране топологий интегральных микросхем РФ, 1992 г.

    18.  Закон об авторском праве и смежных правах РФ, 1993 г.

    19.  Гражданский кодекс РФ.

    20.  Земельное законодательство.

    21.  “О порядке оценки чистых активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах” (письмо Минфина России и Госкомимущества №ДВ-2/3498/62 от 25.05.93).

    22.  Закон Российской Федерации №2116-1 от 27.12.91 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

    23.  Закон Российской Федерации №1992-1 от 06.12.91 “О налоге на добавленную стоимость”.

    24.  Закон Российской Федерации №1759-1 от 18.10.91 “О дорожных фондах в Российской Федерации”.

    25.  Закон Российской Федерации №2030-1 от 13.12.91 “О налоге на имущество предприятий”.

    Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированной, а также в перечне применяемых регистров, их построении, по­следовательности и способах записей в них. Но следует пом­нить, что при любой форме учета операции по основным сред­ствам должны оформляться унифицированными межведомст­венными формами первичной учетной документации:

    форма ОС-1 –  акт (накладная) приемки-передачи основных средств;

    форма ОС-З – акт приемки-сдачи отремонтированных, ре­конструированных и модернизированных объектов;

    форма ОС-4 – акт на списание основных средств;

    форма ОС-4а  – акт на списание автотранспортных средств;

    форма ОС-6  – инвентарная карточка учета основных средств;

    форма ОС-14 – акт о приемке оборудования;

    форма ОС-15 – акт приемки-передачи оборудования в мон­таж;

    форма ОС-16 – акт о выявленных дефектах оборудования;

    синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах №13, 10 и 10/1, а при использова­нии компьютерных информационных технологий – в машино­граммах дебетовых и кредитовых оборотов по сч. 01, 02;

    ведомость учета нематериальных активов №17 по дебету и кредиту сч. 04 “Нематериальные активы”;

    журнал-ордер №10 по кредиту сч. 05 “Износ нематериальных активов”;

    журнал-ордер №13 по кредиту сч. 04  “Нематериальные активы”;

    расчет износа нематериальных активов (при журнально-­ордерной форме учета);

    Главная книга;

    баланс (ф.№1);

    отчет о прибылях и убытках (ф. №2);

    приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5).

    Основные направления аудита учета основных должны обеспечить:

         контроль за наличием и сохранностью основных средств;

         правильность отнесения предметов к основным средст­вам;

         правильность оценки основных средств в учете;

    • правильность оформления и отражения в учете по поступлению и выбытию основных средств;

         правильность начисления и отражения в учете ремонта основных средств;

         правильность отражения данных о наличии и основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

    Важная задача аудита нематериальных активов – установле­ние соответствия применяемой предприятием методики учета нематериальных активов требованиям нормативных актов, а также требованиям соответствующих стандартов и положениям, устанавливающим правила их учета.

    В соответствии с основными направлениями и задачами ау­дита основных средств и нематериальных активов можно выде­лить семь направлений проверки:

    1)   аудит наличия и сохранности основных средств;

    2)   аудит движения основных средств;

    3)   аудит правильности начисления износа;

    4) проверка операций учета поступления и создания немате­риальных активов;

    5)  проверка учета амортизации нематериальных активов;

    6)  проверка учета выбытия нематериальных активов;

    7) проверка правильности налогообложения по основным средствам и нематериальным активам.

    Аудиторская проверка учета основных средств и нематериальных активов планируется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

    Общий план проверки основных средств и нематериальных активов должен учитывать направления аудита данных участков, названные выше.

    Общий план и программа аудита учета основных средств и нематериальных активов могут быть дополнены рассмотренными ниже вопросами.

    Аудит наличия и сохранности основных средств. Аудитору не­обходимо проверить:

         создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств ОС и оформлению ее результатов;

         оформлены ли договоры купли-продажи ОС;

         оформлены ли протоколы договорной цены;

         правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки-передачи ОС;

          правильно ли отражена первоначальная стоимости после достройки и до оборудования объектов, реконструкции или час­тичной ликвидации объектов.

    По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности контроля.

    Важное условие обеспечения сохранности основных средств – качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в про­цессе контроля нужно проверить полноту и своевременность ее правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.

    Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедить­ся в правильности организации аналитического учета.

    В целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитор требует от предприятия составить де­тальный список. всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по ти­пам. К этому списку должны быть приложены сведения о сни­жении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.

    Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность на­числения амортизации и включения ее в издержки обращения и производства.

    Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных  средств, их движении в течение года, аудитору необ­ходимо получить и документы, отражающие поступление, вы­бытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерских записей в них можно убедиться, что все опера­ции по движению основных средств были правильно отражены на сч. 01 “Основные средства”.

    Подтверждение данных о хозяйственных операциях по учету основных средств является расширенной процедурой, так как основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах.

    Привлечение таких документов, как счета-фактуры, кон­тракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убе­дительную информацию об аудируемом объекте. Если аудито­рам необходимы более убедительные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компа­ниям и государственным учреждениям.

    Документальное подтверждение хозяйственных операций по основным средствам – это процесс выбора статьи счета и про­слеживания в обратном порядке, т.е. поиск исходных докумен­тов, подтверждающих правильность учетной записи. По основным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы устано­вить факт поступления, выбытия основных средств, а также вы­явить статьи ремонта, по которым были затрачены значитель­ные средства.  Можно использовать также метод случайной вы­борки. Таким образом можно выбрать отраженные в учете на­логи и расходы по страхованию основных средств.

    В процессе аудита основных средств широко применяют прием пересчета, который необходимо осуществлять при про­верке начисления износа и оценок выбытия и списания основ­ных средств. Накопленный износ существует как арифметиче­ская величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета.

    Аудит движения основных средств. Пути поступления основ­ных средств на предприятие:

         приобретение за плату у поставщиков;

          безвозмездное поступление;

          в качестве учредительских взносов в уставный капитал;

          в порядке выкупа арендованных основных средств;

          возврат имущества (основных средств) по договору о со­вместной деятельности.

    Поступление основных средств оформляется актом (наклад­ной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. ОС-1) с приложением к нему технической докумен­тации на данный объект.

    Причины выбытия основных средств на предприятии:

         ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также в силу форс-мажорных обстоятельств;

         ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией;

         передача ОС другим организациям.

    Для определения непригодности основных средств на пред­приятии создается специальная комиссия. Ликвидацию объек­тов комиссия оформляет актом на списание основных средств (ф.ОС-3). Акт утверждается руководителем предприятия, а бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и номер акта.

    В местах использования основных средств (в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств (ф.ОС-9), в которых даются краткие сведения об объектах ос­новных средств, находящихся в эксплуатации.

    Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и пере­мещенные внутри предприятия основные средства после соот­ветствующих записей до конца месяца не раскладывают, а хра­нят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за дан­ный месяц группируют по классификационным видам основных средств суммируют обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и записывают в карточку учета движения основных средств.

    Необходимо проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только иска­зить общую картину, но и вызвать:

         неточное исчисление амортизации;

         искажение сумм исчисляемых налогов;

         неправильное отражение величины основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    При аудиторской проверке операций по движению основных средств необходимо обратить внимание на следующие моменты:

         при передаче основных средств в качестве взноса в устав­ный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при пе­редаче. К перечню должны быть подложены вторые экземпляры актов приема-передачи, заверенные печатью передающей сто­роны, и вся техническая документация на передаваемые объекты;

         при приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стои­мости, износа и цены приобретения;

         при приобретении объектов основных средств в комплек­те (например, мебель для офиса) в инвентарную карточку долж­на быть вписана расшифровка – перечень отдельных предме­тов, входящих в комплект;

       при приобретении объектов основных средств за ино­странную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент при­обретения;

    • объекты капстроительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как неза­вершенные капиталовложения;

    • объекты основных средств, принятых в эксплуатации на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом сч. 001;

         при продаже основных средств должна быть установлена рыночная стоимость (письмо ГНС РФ №12 от 11.01.95);

         при безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны за исключением без­возмездной передачи ОС, зачисленных ранее в ОС с НДС (для непроизводственной сферы);

         для определения непригодности основных средств, не­возможности или неэффективности проведения их восстанови­тельного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия;

         если оборудование списывают в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевоо­ружением действующих предприятий, то перечень этого обору­дования должен быть указан в плане расширения, реконструк­ции и технического перевооружения действующих предприятий;

         все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа обо­рудования, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на склад и эта операция отражается соот­ветствующей записью в бухгалтерском учете (Д 10 – К 47).

    Аудит начисления износа. В ходе аудита необходимо устано­вить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации; начисляется ли износ с учетом дви­жения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации.

    Износ начисляется по всем видам основных средств, за ис­ключением находящихся на консервации земельных и природ­ных ресурсов, объектом жилищного фонда и внешнего благоуст­ройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.

    Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания. его с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собст­венности или иного вещного права.

    Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета.

    Амортизационные отчисления по основным средствам отра­жаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов дея­тельности организации в отчетном периоде.

    Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в, бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

    С 1 января 1998 г. в соответствии с ПБУ 6/97 “Учет основ­ных средств”, утвержденным Приказом Минфина РФ №65н от 03.09.97, изменен порядок начисления амортизации. До введе­ния в действие ПБУ 6/97 существовал только один способ  – линейный. С 1 января 1998 г. введены дополнительно следую­щие варианты начисления амортизации:

    1) способ уменьшаемого остатка;

    2) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока по­лезного использования;

    3) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

    В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независи­мо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

    Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений.

    Для проверки правильности отнесения износа по счетам за­трат или других источников следует установить, к какому виду относятся основные средства: производственного или непроиз­водственного назначения.

    Проводя проверку начисления амортизации, аудитор должен обратить особое внимание на начисление амортизации по ос­новным средствам, не относящимся к промышленно-произ­водственным (например, объекты культуры), не включается ли она в себестоимость продукции. Делается это с целью снижения затрат по содержанию непромышленных объектов, и такие слу­чаи при проверках выявляются.

    В связи с тем, что в настоящее время многие предприятия простаивают или работают менее чем в две смены, находятся в резерве или законсервированы, важным элементом проверки является равномерность приостановки начисления амортизации или применение понижающих коэффициентов к действующим нормам (при этом необходимо помнить, что большинство норм начисления амортизации установлено исходя из двухсменной работы оборудования).

    Важно проверить, не продолжается ли начисление амортиза­ции по основным средствам, уже имеющим полный износ.

    Необходимо проверить, не допускаются ли ошибки в опре­делении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны шифры.

    При контроле начисления износа необходимо учесть, что некоторым предприятиям разрешено применять метод ускорен­ной амортизации активной части производственных основных фондов (например, малым и др.). Ускоренная амортизация применяется и оформляется предприятием как элемент учетной политики.

    Согласно Постановлению Совмина РФ №406 от 18.07.91 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий” на ряду с ускоренной амортизацией малым предприятиям предоставлено право списывать дополнительно как амортизационные отчисле­ния в первый год функционирования предприятия по основным средствам со сроком службы более трех лет 50% их первоначальной стоимости. При прекращении деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие сумма дополнительно начисленной амортизации под­лежит включению в налогооблагаемую сумму прибыли.

    При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соот­ветствующие исправления в регистры и отчетные формы.

    По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначислен­ной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себе­стоимость продукции и финансовые результаты, выявляют при­чины нарушений и виновных в этом лиц предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем.

    Аудит операций учета поступления и создания нематериальных активов. В ходе аудиторской проверки операций учета поступ­ления и создания нематериальных активов рассматривается, как они поступают на предприятие: в качестве вложений в уставный капитал; в результате приобретения или создания; погашения дебиторской задолженности; компенсационной сделки; безвоз­мездной передачи.

    Нематериальные активы, поступившие на предприятие в ре­зультате вклада в уставный капитал инвесто­ров, отражаются в бухгалтерском учете по дебету сч. 04 “Нематериальные активы” и кредиту сч. 75 “Расчеты с учреди­телями”, субсчет “Расчеты по вкладам в уставный капитал”, в том случае, если на величину заявленного уставного капитала предприятия сделана запись по дебету сч. 75 и кредиту сч. 85 “Уставный капитал”.

    Если имущество инвесторами вносится в уставный капитал сразу н полностью, то сч. 04 может дебетоваться в непосредст­венной корреспонденции с кредитом сч. 85 “Уставный капитал”. Нематериальные активы приходуются в этом случае в оценке по договоренности сторон.

    Другие варианты поступления нематериальных активов на предприятие – их приобретение за плату и создание. В настоя­щее время приобретение и создание нематериальных активов осуществляются в результате долгосрочных инвестиций.

    Долгосрочные инвестиции связаны в том числе и с приобре­тением, и с созданием активов нематериального характера. Бухгалтерский учет ведется на сч. 08 “Капитальные вложения”, субсчет “Приобретение нематериальных активов”. Стоимость приобретенных нематериальных активов отражается на сч. “Капитальные вложения” согласно оплаченным или принятым к оплате счетам после их оприходования и постановки на учет, что отражается по дебету сч. 08, субсчет “Приобретение нематериальных активов”, и кредиту сч. 60, 76 и т.д.

    Долгосрочные инвестиции включают в себя и процесс соз­дания нематериальных активов. При  создании  предприятием нематериальных активов на счете “Капитальные вложения” отражаются фактически произведен­ные при этом затраты. Эта операция отражается в бухгалтерском учете по дебету сч. 04 “Нематериальные активы”, соответствую­щему субсчету и кредиту сч. 08 “Капитальные вложения”, суб­счет “Приобретение нематериальных активов”.

    Еще один вариант поступления нематериальных активов на предприятие – в результате безвозмездного получения от юридических и физических лиц. Эта операция от­ражается по дебету сч. 04 “Нематериальные активы” и кредиту сч. 87 “Добавочный капитал”, субсчет “Безвозмездно получен­ные ценности”. Операции по безвозмездному получению требу­ют весьма тщательной проверки с использованием инструмента встречного контроля, чтобы установить, не нарушены ли здесь права добровольных инвесторов. Поступление нематериальных активов оформляется актом приемки.

    Проверяя указанные операции, аудитор изучает первичные документы: акты приемки-передачи, договоры купли-продажи, лицензии и др. Это позволяет сделать вывод, что указанные приобретения произведены с соблюдением требований дейст­вующего законодательства.

    Если  аудитор установит нарушения в учетных записях по перечисленным выше операциям поступления нематериальных активов – он указывает работникам бухгалтерии на необходи­мость внесения соответствующих исправлений и уточнений.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2019 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Решение задач по юриспруденции [праву] от 50 р.

Опыт решения задач по юриспруденции 20 лет!