Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Аудит основных средств осуществляется на базе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон “О бухгалтерском учете” №129-ФЗ от 21.11.96.
2. Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98 (утв. Приказом МФ РФ № 60н от 09.12.98).
3. Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/97 (утв. Приказом МФ РФ №65н от 03.09.97).
4. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом МФ РФ №33н от 20.07.98).
5. Положение по бухгалтерскому учету “Учет договоров(контрактов) на капитальное строительство” ПБУ 2/94 (утв. Приказом МФ РФ №167 от 20.12.94).
6. Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо МФ РФ №160 от 30.12.93).
7. Постановление СМ СССР №1072 от 22.10.90 “О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР”.
8. Постановление Правительства РФ №315 от 21.03.96 “Об утверждении порядка исчисления индекса инфляции, применяемого для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли”.
9. Приказ МФ РФ №56 от 01.11.91 “План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению (с изменениями и дополнениями)”.
10. Постановление Правительства РФ №552 от 05.08.92 “Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (с изменениями и дополнениями)”.
11. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом МФ РФ №49 от 13.06.95).
12. Инструкция Госкомстата РФ 185 от №24.09.93 “О порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству”.
13. Постановление Госкомстата СССР №241 от 28.12.89 “Об утверждении типовых форм учета основных средств” (в ред. Постановления Госкомстата России №71а от 30.10.97).
14. Патентный закон РФ, 1992 г.
15. Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров РФ, 1992 г.
16. Закон об охране программ электронных вычислительных машин и баз данных РФ, 1992 г.
17. Закон об охране топологий интегральных микросхем РФ, 1992 г.
18. Закон об авторском праве и смежных правах РФ, 1993 г.
19. Гражданский кодекс РФ.
20. Земельное законодательство.
21. “О порядке оценки чистых активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах” (письмо Минфина России и Госкомимущества №ДВ-2/3498/62 от 25.05.93).
22. Закон Российской Федерации №2116-1 от 27.12.91 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.
23. Закон Российской Федерации №1992-1 от 06.12.91 “О налоге на добавленную стоимость”.
24. Закон Российской Федерации №1759-1 от 18.10.91 “О дорожных фондах в Российской Федерации”.
25. Закон Российской Федерации №2030-1 от 13.12.91 “О налоге на имущество предприятий”.
Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированной, а также в перечне применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в них. Но следует помнить, что при любой форме учета операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации:
форма ОС-1 – акт (накладная) приемки-передачи основных средств;
форма ОС-З – акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;
форма ОС-4 – акт на списание основных средств;
форма ОС-4а – акт на списание автотранспортных средств;
форма ОС-6 – инвентарная карточка учета основных средств;
форма ОС-14 – акт о приемке оборудования;
форма ОС-15 – акт приемки-передачи оборудования в монтаж;
форма ОС-16 – акт о выявленных дефектах оборудования;
синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах №13, 10 и 10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий – в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по сч. 01, 02;
ведомость учета нематериальных активов №17 по дебету и кредиту сч. 04 “Нематериальные активы”;
журнал-ордер №10 по кредиту сч. 05 “Износ нематериальных активов”;
журнал-ордер №13 по кредиту сч. 04 “Нематериальные активы”;
расчет износа нематериальных активов (при журнально-ордерной форме учета);
Главная книга;
баланс (ф.№1);
отчет о прибылях и убытках (ф. №2);
приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5).
Основные направления аудита учета основных должны обеспечить:
• контроль за наличием и сохранностью основных средств;
• правильность отнесения предметов к основным средствам;
• правильность оценки основных средств в учете;
• правильность оформления и отражения в учете по поступлению и выбытию основных средств;
• правильность начисления и отражения в учете ремонта основных средств;
• правильность отражения данных о наличии и основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.
Важная задача аудита нематериальных активов – установление соответствия применяемой предприятием методики учета нематериальных активов требованиям нормативных актов, а также требованиям соответствующих стандартов и положениям, устанавливающим правила их учета.
В соответствии с основными направлениями и задачами аудита основных средств и нематериальных активов можно выделить семь направлений проверки:
1) аудит наличия и сохранности основных средств;
2) аудит движения основных средств;
3) аудит правильности начисления износа;
4) проверка операций учета поступления и создания нематериальных активов;
5) проверка учета амортизации нематериальных активов;
6) проверка учета выбытия нематериальных активов;
7) проверка правильности налогообложения по основным средствам и нематериальным активам.
Аудиторская проверка учета основных средств и нематериальных активов планируется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.
Общий план проверки основных средств и нематериальных активов должен учитывать направления аудита данных участков, названные выше.
Общий план и программа аудита учета основных средств и нематериальных активов могут быть дополнены рассмотренными ниже вопросами.
Аудит наличия и сохранности основных средств. Аудитору необходимо проверить:
• создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств ОС и оформлению ее результатов;
• оформлены ли договоры купли-продажи ОС;
• оформлены ли протоколы договорной цены;
• правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки-передачи ОС;
• правильно ли отражена первоначальная стоимости после достройки и до оборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.
По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности контроля.
Важное условие обеспечения сохранности основных средств – качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность ее правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.
Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета.
В целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитор требует от предприятия составить детальный список. всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.
Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации и включения ее в издержки обращения и производства.
Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерских записей в них можно убедиться, что все операции по движению основных средств были правильно отражены на сч. 01 “Основные средства”.
Подтверждение данных о хозяйственных операциях по учету основных средств является расширенной процедурой, так как основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах.
Привлечение таких документов, как счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте. Если аудиторам необходимы более убедительные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компаниям и государственным учреждениям.
Документальное подтверждение хозяйственных операций по основным средствам – это процесс выбора статьи счета и прослеживания в обратном порядке, т.е. поиск исходных документов, подтверждающих правильность учетной записи. По основным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт поступления, выбытия основных средств, а также выявить статьи ремонта, по которым были затрачены значительные средства. Можно использовать также метод случайной выборки. Таким образом можно выбрать отраженные в учете налоги и расходы по страхованию основных средств.
В процессе аудита основных средств широко применяют прием пересчета, который необходимо осуществлять при проверке начисления износа и оценок выбытия и списания основных средств. Накопленный износ существует как арифметическая величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета.
Аудит движения основных средств. Пути поступления основных средств на предприятие:
• приобретение за плату у поставщиков;
• безвозмездное поступление;
• в качестве учредительских взносов в уставный капитал;
• в порядке выкупа арендованных основных средств;
• возврат имущества (основных средств) по договору о совместной деятельности.
Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. ОС-1) с приложением к нему технической документации на данный объект.
Причины выбытия основных средств на предприятии:
• ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также в силу форс-мажорных обстоятельств;
• ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией;
• передача ОС другим организациям.
Для определения непригодности основных средств на предприятии создается специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основных средств (ф.ОС-3). Акт утверждается руководителем предприятия, а бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и номер акта.
В местах использования основных средств (в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств (ф.ОС-9), в которых даются краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации.
Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия основные средства после соответствующих записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видам основных средств суммируют обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и записывают в карточку учета движения основных средств.
Необходимо проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и вызвать:
• неточное исчисление амортизации;
• искажение сумм исчисляемых налогов;
• неправильное отражение величины основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При аудиторской проверке операций по движению основных средств необходимо обратить внимание на следующие моменты:
• при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче. К перечню должны быть подложены вторые экземпляры актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны, и вся техническая документация на передаваемые объекты;
• при приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения;
• при приобретении объектов основных средств в комплекте (например, мебель для офиса) в инвентарную карточку должна быть вписана расшифровка – перечень отдельных предметов, входящих в комплект;
• при приобретении объектов основных средств за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения;
• объекты капстроительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как незавершенные капиталовложения;
• объекты основных средств, принятых в эксплуатации на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом сч. 001;
• при продаже основных средств должна быть установлена рыночная стоимость (письмо ГНС РФ №12 от 11.01.95);
• при безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны за исключением безвозмездной передачи ОС, зачисленных ранее в ОС с НДС (для непроизводственной сферы);
• для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия;
• если оборудование списывают в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, то перечень этого оборудования должен быть указан в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий;
• все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на склад и эта операция отражается соответствующей записью в бухгалтерском учете (Д 10 – К 47).
Аудит начисления износа. В ходе аудита необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации; начисляется ли износ с учетом движения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации.
Износ начисляется по всем видам основных средств, за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, объектом жилищного фонда и внешнего благоустройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания. его с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета.
Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в, бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
С 1 января 1998 г. в соответствии с ПБУ 6/97 “Учет основных средств”, утвержденным Приказом Минфина РФ №65н от 03.09.97, изменен порядок начисления амортизации. До введения в действие ПБУ 6/97 существовал только один способ – линейный. С 1 января 1998 г. введены дополнительно следующие варианты начисления амортизации:
1) способ уменьшаемого остатка;
2) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
3) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений.
Для проверки правильности отнесения износа по счетам затрат или других источников следует установить, к какому виду относятся основные средства: производственного или непроизводственного назначения.
Проводя проверку начисления амортизации, аудитор должен обратить особое внимание на начисление амортизации по основным средствам, не относящимся к промышленно-производственным (например, объекты культуры), не включается ли она в себестоимость продукции. Делается это с целью снижения затрат по содержанию непромышленных объектов, и такие случаи при проверках выявляются.
В связи с тем, что в настоящее время многие предприятия простаивают или работают менее чем в две смены, находятся в резерве или законсервированы, важным элементом проверки является равномерность приостановки начисления амортизации или применение понижающих коэффициентов к действующим нормам (при этом необходимо помнить, что большинство норм начисления амортизации установлено исходя из двухсменной работы оборудования).
Важно проверить, не продолжается ли начисление амортизации по основным средствам, уже имеющим полный износ.
Необходимо проверить, не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны шифры.
При контроле начисления износа необходимо учесть, что некоторым предприятиям разрешено применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов (например, малым и др.). Ускоренная амортизация применяется и оформляется предприятием как элемент учетной политики.
Согласно Постановлению Совмина РФ №406 от 18.07.91 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий” на ряду с ускоренной амортизацией малым предприятиям предоставлено право списывать дополнительно как амортизационные отчисления в первый год функционирования предприятия по основным средствам со сроком службы более трех лет 50% их первоначальной стоимости. При прекращении деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие сумма дополнительно начисленной амортизации подлежит включению в налогооблагаемую сумму прибыли.
При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие исправления в регистры и отчетные формы.
По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в этом лиц предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем.
Аудит операций учета поступления и создания нематериальных активов. В ходе аудиторской проверки операций учета поступления и создания нематериальных активов рассматривается, как они поступают на предприятие: в качестве вложений в уставный капитал; в результате приобретения или создания; погашения дебиторской задолженности; компенсационной сделки; безвозмездной передачи.
Нематериальные активы, поступившие на предприятие в результате вклада в уставный капитал инвесторов, отражаются в бухгалтерском учете по дебету сч. 04 “Нематериальные активы” и кредиту сч. 75 “Расчеты с учредителями”, субсчет “Расчеты по вкладам в уставный капитал”, в том случае, если на величину заявленного уставного капитала предприятия сделана запись по дебету сч. 75 и кредиту сч. 85 “Уставный капитал”.
Если имущество инвесторами вносится в уставный капитал сразу н полностью, то сч. 04 может дебетоваться в непосредственной корреспонденции с кредитом сч. 85 “Уставный капитал”. Нематериальные активы приходуются в этом случае в оценке по договоренности сторон.
Другие варианты поступления нематериальных активов на предприятие – их приобретение за плату и создание. В настоящее время приобретение и создание нематериальных активов осуществляются в результате долгосрочных инвестиций.
Долгосрочные инвестиции связаны в том числе и с приобретением, и с созданием активов нематериального характера. Бухгалтерский учет ведется на сч. 08 “Капитальные вложения”, субсчет “Приобретение нематериальных активов”. Стоимость приобретенных нематериальных активов отражается на сч. “Капитальные вложения” согласно оплаченным или принятым к оплате счетам после их оприходования и постановки на учет, что отражается по дебету сч. 08, субсчет “Приобретение нематериальных активов”, и кредиту сч. 60, 76 и т.д.
Долгосрочные инвестиции включают в себя и процесс создания нематериальных активов. При создании предприятием нематериальных активов на счете “Капитальные вложения” отражаются фактически произведенные при этом затраты. Эта операция отражается в бухгалтерском учете по дебету сч. 04 “Нематериальные активы”, соответствующему субсчету и кредиту сч. 08 “Капитальные вложения”, субсчет “Приобретение нематериальных активов”.
Еще один вариант поступления нематериальных активов на предприятие – в результате безвозмездного получения от юридических и физических лиц. Эта операция отражается по дебету сч. 04 “Нематериальные активы” и кредиту сч. 87 “Добавочный капитал”, субсчет “Безвозмездно полученные ценности”. Операции по безвозмездному получению требуют весьма тщательной проверки с использованием инструмента встречного контроля, чтобы установить, не нарушены ли здесь права добровольных инвесторов. Поступление нематериальных активов оформляется актом приемки.
Проверяя указанные операции, аудитор изучает первичные документы: акты приемки-передачи, договоры купли-продажи, лицензии и др. Это позволяет сделать вывод, что указанные приобретения произведены с соблюдением требований действующего законодательства.
Если аудитор установит нарушения в учетных записях по перечисленным выше операциям поступления нематериальных активов – он указывает работникам бухгалтерии на необходимость внесения соответствующих исправлений и уточнений.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!