Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Для всех бухгалтеров и аудиторов на Западе обязательно соблюдение принципов бухгалтерского учета, которые иногда называют стандартами – GAAP (Generally accepted accounting principles). Например, в США собственно стандарты по бухгалтерскому учету утверждает независимый совет – FASB (Financial Accounting Standards Board) после продолжительных публичных обсуждений.
Помимо бухгалтерских стандартов применяются также стандарты аудита – GAAS (Generally accepted auditing standards), помогающие аудитору в проведении проверок, подсказывающие решения и порядок работы. Стандарты аудита подготавливает специальный отдел AICPA – Совет по стандартам аудита. Они обязательны для всех аудиторов страны. При их нарушении (т.е. в случаях несостоятельности аудита) суды и другие органы, осуществляющие надзор над аудиторами, вправе прекратить их деятельность.
Независимые аудиторы могут работать индивидуально, но чаще они объединяются в фирмы и организации (это более эффективно), которые могут иметь различные наименования. Так, в западной практике и в современной экономической литературе широко известны фирмы присяжных бухгалтеров (СА firms в Великобритании) или фирмы дипломированных общественных бухгалтеров (СРА firms в США).
В странах Запада функционируют десятки тысяч аудиторских фирм (только в США их более сорока пяти тысяч1, от частных, состоящих из одного человека или нескольких присяжных бухгалтеров (таких фирм около 90–95%), до огромных, играющих решающую роль в мировом аудите и считающихся транснациональными корпорациями.
Захват власти корпорациями на Западе и интернационализация капитала в нашем бурном веке также повысили роль аудиторских фирм. Возникли (в особенности после второй мировой войны) и необычайно окрепли монополисты, первые транснациональные корпорации аудиторов. Это была «большая восьмерка», которая, после соответствующих трансформаций, превратилась сначала в «шестерку», а с 1998 г. – в «пятерку». Авторитетные профессиональные и деловые издания многих стран периодически публикуют различные списки ведущих аудиторско-консультационных фирм (как национальных, так и транснациональных). Многие из этих списков содержат различные статистические сведения об их деятельности, в том числе и более или менее регулярно обновляемые.
Такие публикации в ряде случаев позволяют их авторам ранжировать аудиторско-консультационные фирмы по определенным показателям. Чаще всего такое ранжирование фирм осуществляется по объему годового дохода (под которым подразумевается объем реализации) или по численности сотрудников (количеству профессионалов) и т.д. По транснациональным корпорациям, в которые сейчас превратились ведущие аудиторско-консультационные фирмы, в таких списках, как правило, содержатся также сведения о количестве стран, в которых они функционируют (с 90-х гг. и в России). Разумеется, данные показатели характеризуют не только статику, но и динамику приводимых в подобных рейтингах показателей.1
Среди крупнейших аудиторских фирм прежде всего можно назвать:
1) Coopers and Lybrand («Kynepc и Лайбранд», англо-американская), с 1998 г. слилась с Price Waterhous («Прайс Уотерхаус», также англо-американская).
2) Dcloitte and Touch («Дилойт и Туш», американо-японская).
3) Arthur Andersen («Артур Андерсен», американская).
4) Ernst and Young («Эрнст и Янг», шотландская).
5) KPMG (КПМГ), в том числе Peat Marwick, BDO и др.
Общепринятое собирательное имя этих фирм – «большая пятерка». Это действительно авторитетные во всем мире монополисты, и в своей совокупности перечисленные пять фирм – признанный и многоопытный лидер международного аудиторско-консультационного бизнеса.
Каждая из названных фирм имеет большое количество офисов в различных странах, все они являются членами Института присяжных бухгалтеров. «Большая пятерка» обслуживает около 90% крупнейших клиентов. Эти фирмы способны выполнять крупные международные проекты, оказывая практически весь спектр аудиторско-консультационных услуг, с привлечением не только своего немалого штата в России, но и необходимых специалистов из других офисов, в том числе хорошо знакомых с экономико-юридическими особенностями привлечения к участию в выполнении такого проекта предпринимателей или властных структур той или иной страны.
Указ Президента, несмотря на опубликованные возражения отечественных аудиторов, с 1994 г. широко распахнул иностранным аудиторам не только окошечко, но и все двери и ворота; эти фирмы работают в России. До настоящего времени нередко часть кредитов, предоставляемых Западом для России, засчитывалась «натурой»: эта часть кредитов предоставлялась в виде всевозможных дорогостоящих консультаций, аудиторского подтверждения балансов и другой бухгалтерской отчетности, подготовленной наиболее солидными (общенационального значения) отечественными предприятиями, холдингами, концернами, банками и другими экономическими субъектами. Вместе с тем, по оценкам некоторых весьма авторитетных экспертов, «снижение финансовых доходов России в результате следования рецептам МВФ намного перекрыло сумму займов, полученных от МВФ».1 А в целом по всему миру «биг файф», т.е. «большая пятерка» (как ни пикантно звучало по-русски ее предыдущее собирательное имя «большая шестерка»), ежегодно получает доход, исчисляемый десятками миллиардов долларов, из которых 70-90 % приходятся на США.
Но и «большая пятерка» – это еще далеко не весь аудит и в странах Запада. Кроме этих огромных, играющих решающую роль в мировом аудите и считающихся транснациональными корпорациями фирм почти везде существуют и аутсайдеры от аудита. Это небольшие аудиторские фирмы, и при условии государственной поддержки (хотя бы на уровне отечественного права!) они вполне жизнеспособны. К счастью, в аудиторской деятельности это возможно, поскольку настоящий аудитор, как правило, – личность, иначе он не аудитор.
Функционирование большого количества аудиторских фирм не позволяет некоторым пользователям оценить независимость и компетентность отдельных фирм. Профессиональное поведение аудиторов в США контролируется весьма различными способами (рис. 1). В России такая система только начинает создаваться, хотя некоторые ее элементы в первоначальных вариантах уже есть, например квалификационные экзамены аудиторов, требования их непрерывной профессиональной подготовки, первые попытки создания отечественных стандартов по проведению аудита и т.д.
Сейчас признана, хотя и с большими оговорками, необходимость обеспечения независимости внешних аудиторов в России. Они работают под эгидой Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (в дальнейшем – Комиссии). В перспективе эта Комиссия или другая организация (например, Аудиторская палата России), которая объединит аудиторов России как профессионалов, очевидно, будет членом Международной ассоциации бухгалтеров и аудиторов (International Federation of Accountants – IFAC), в которую входит около 90-100 стран мира. (Полный перечень этих стран публикуется в ежегодном отчете этой международной ассоциации.)
IFAC долгое время устанавливала международные нормы аудита (через Международный комитет по аудиторской практике), но недавно приняла решение переименовать их в стандарты аудита. Очевидно, это сделано для повышения авторитетности указанных документов. Они могут стать основой для повышения качества аудиторских услуг. Эти нормы и стандарты IFAC устанавливает в нескольких областях:
а) международные нормы по аудиту;
б) международные практические правила управленческого учета;
в) международные нормы по общественному сектору.
Всю свою работу по аудиту и учету IFAC организует через свои комитеты. В настоящее время среди них: Комитет по аудиторской практике, Комитет по обучению, Комитет по этике. Комитет по финансовому учету и управленческому учету. Комитет по планированию. Комитет по общественному сектору и др.
В каждой стране организация аудита может иметь свои национальные особенности, хотя в целом аудиторы всего мира выполняют примерно одну и ту же по своему характеру работу. А стандарты и нормы аудита не отменяют национальные нормы и стандарты той или иной страны. Напротив, многие страны разрабатывают свои собственные стандарты и нормы, свою методологию аудита, с ориентацией на необходимость обеспечения основных минимальных требований IFAC.
Национальные традиции, а также общественные ассоциации аудиторов играют очень большую роль в становлении и развитии аудиторской деятельности. Так, в США на развитие аудита оказал огромное влияние Американский институт присяжных бухгалтеров (AICPA). На него возложены обязанности:
а) установление профессиональных требований для присяжных бухгалтеров:
б) проведение исследований и публикация материалов на темы, связанные с бухгалтерским учетом и аудитом;
в) консультационные услуги для администрации;
г) консультационные услуги в области налогообложения и др.
На развитие аудита оказали влияние многие другие учреждения, ассоциации и институты. Каждый из них был создан для выполнения определенных задач, у них имеются весьма различные подходы к аудиторской деятельности. Одной из важнейших, очевидно, следует назвать Комиссию по ценным бумагам и биржевым операциям (Securities and Exchange Commission – SEC). которая отвечает за развитие и устойчивость финансового рынка.
Кроме того, в США существует Главная служба учета (The United States General Accounting Office, в дальнейшем – GAO). Это вневедомственная служба законодательной ветви федерального правительства. России еще предстоит создание известной и достаточно авторитетной государственной службы такого типа.
GAO ответственна только перед Конгрессом США. Ее возглавляет главный контролер, который и отчитывается перед конгрессом. Основная обязанность аудиторского персонала GAO выполнять функцию засвидетельствования аудиторов именно для конгресса. Различные правительственные учреждения США периодически предоставляют для конгресса определенные виды финансовой информации (в том числе и о расходовании бюджетных средств, выполнении правительственных заказов). Большая часть подготовленной ими информации подвергается аудиторской проверке специалистами GAO перед се представлением конгрессу. Поскольку расходы и доходы правительственных учреждений определяются законодательными актами, то основное содержание этих аудитов – не традиционный аудит завершенной бухгалтерской отчетности, а аудит на соответствие. Остальные обязанности аудиторов GAO в принципе такие же, как и у специалистов независимых аудиторских фирм.
Кроме перечисленных организаций, объединяющих аудиторов в США, следует назвать такие, как:
1) Американская ассоциация бухгалтеров (American Accounting Association – ААА), которая объединяет главным образом преподавателей бухгалтерского учета, аудита и финансового анализа;
2) Национальная ассоциация бухгалтеров США (National Association of Accountants – NAA). Это вневедомственная ассоциация бухгалтеров, которая работает в различных отраслях материального производства, неприбыльных предприятиях, банках, страховых компаниях и др.;
3) Институт финансовых работников (Financial Executives Institut – FEI), в котором объединены главным образом финансовые директора и главные бухгалтеры;
4) Ассоциация бухгалтеров государственных учреждений (Association of Government Accountants – AGA). В этой ассоциации состоят бухгалтеры государственных (федеральных, реже муниципальных) учреждений, служб и агентств:
5) Ассоциация специалистов по компьютерному аудиту (EDP Auditors Association) и др.
Широко известны также основные организации, объединяющие присяжных бухгалтеров в Великобритании:
1) Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (The Institute of Chartered Accountants in England and Wales – ICAEW или АСА, FCA);
2) Общественная ассоциация дипломированных бухгалтеров (The Chartered Association of Certified Accountants – CACA или ACCA,FCCA);
3) Общественный институт бухгалтеров-аналитиков (The Chartered Institute of Management Accountants – CIMA или АСМА, FCMA);
4) Институт присяжных бухгалтеров Шотландии (The Institute of Chartered Accountants of Scotland – ICAS или CA);
5) Общественный институт национальных финансов и бухгалтерского учета (The Chartered Institute of Public Finance and Accountancy – CIPFA или IPFA);
6) Институт присяжных бухгалтеров Ирландии (The Institute of Chartered Accountants of Ireland – ICAI или АСА, FCA).
В Китае, раньше нашей страны вставшем на путь рыночных преобразований, еще в 1982 г. была создана Аудиторская администрация КНР. Кроме того, под программу развития аудита Китай получил и использовал 180 млн. долл. И тут поневоле прислушаешься к мнению Збигнева Бжезинского: «Китайская модель реформ определенно доказала, что она более успешна, чем советский вариант перестройки».1
Для сравнения – лица, возглавлявшие Комиссию, с самого начала се деятельности отстаивали точку зрения, согласно которой Россия (очевидно, в отличие от КНР) в такой помощи, в государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг, не нуждается. Их аргументы сводились к тому, что «эта деятельность уже получила определенное развитие. Есть достаточно крупные фирмы, которые уже работают на российском рынке и которые хотели бы здесь работать».2 На этом основании руководители Комиссии категорически отказались продолжать какие-либо разговоры о традиционных либо о нетрадиционных методах государственной поддержки отечественного аудита, о соответствующих дополнительных централизованных затратах на развитие аудиторской деятельности в России.
Работа внешних (независимых) аудиторов во многом опирается на результаты работы аудиторов внутренних. В США профессиональная организация внутренних аудиторов была создана в 1941 г. и получила название Института внутренних аудиторов, который вскоре принял девиз: прогресс через партнерство. В начале 70-х гг. институт перенес свой международный центр в штат Флорида. Свою деятельность указанный институт строит на базе:
а) общих профессиональных знаний внутренних аудиторов;
б) программы непрерывного профессионального развития;
в) экономического кодекса;
г) профессиональных норм;
д) программы сертификации.
Такая организация внутренних аудиторов была вызвана необходимостью объединить их разрозненные усилия по защите своих интересов, а также по дальнейшему развитию профессионального мастерства, повышению эффективности деятельности. Институт координирует и регулирует деятельность внутренних аудиторов, обеспечивает общеобразовательную деятельность и разрабатывает нормы данной профессиональной практики. Он постоянно расширяет свои функции и службы внутренних аудиторов.
Институт признан авторитетом в профессиональном мире внутренних аудиторов. Он насчитывает десятки тысяч членов, работающих более чем в 100 странах. Кроме отделений института в США имеются национальные институты того же профиля в Австралии, КНР, Индии, Израиле, Японии, Малайзии, Новой Зеландии, Южной Африке, Великобритании и Северной Ирландии.
1 Аренс А., Лоббек Дж. Аудит. М., 1995. С. 19
1 Эксперт. 1996. №35. С. 30
1 Завтра. 1996. №50. С. 3
1 Завтра. 1995. №34. С. 1
2 Бухгалтерский учет. 1994. №4. С. 3
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!