Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Основы аудита»»

/ Аудит
Конспект, 

Оглавление

 

Законодательные и нормативные документы, регулирующие ревизию и контроль товарно-материальных ценностей

    Основной перечень таких документов:

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ №34н от 28.07.98).

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ №5/98, Приказ Минфина РФ №25н от 15.06.98).

3. Основные положения по учету тары на предприятиях (Приказ Минфина СССР №166 30.09.85).

4. Положение по бухгалтерскому учету малоценных и быст­роизнашивающихся предметов (приложение к письму Минфина СССР№ 166 от 18.10.79).

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в ино­странной валюте» (Приказ Минфина РФ №50 от 13.06.95).

6. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Минфина СССР №56 от 01.10.91 с по­следующими изменениями).

7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.95).

8. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включенных в себестоимость продук­ции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых ре­зультатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утв. Постановлением Правительства РФ №552 от 05.08.92 с измене­ниями и дополнениями, утвержденными Постановлениями №661 от 01.07.95 и № 1133 от 20.11.95).

9. Постановление Правительства РФ № 914 от 29.07.96 «Порядок ведения журналов учетов счетов-фактур при расчетах по НДС».

10. Основные положения по учету материалов на предпри­ятиях и стройках (приложение к письму Минфина СССР № 103 от 03.04.74).

11. Инструкция о порядке исчисления и уплаты НДС (пись­мо Госналогслужбы РФ № 39 от 11.10.95 с последующими из­менениями и дополнениями).

 

 

 
 


План и программа аудита товарно-материальных ценностей


 

Источники информации для проверки, основные комплексы задач и методики проверки

    Цель аудиторской проверки учета производственных запасов состоит в подтверждении достоверности данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей, установлении пра­вильности оформления операций по производственным запасам в соответствии с действующими нормативными актами Россий­ской Федерации.

    В соответствии с основной целью проверки необходимо проверить, как ведется учет на синтетических счетах раздела II планов счетов. Главным здесь, безусловно, является сч. 10 «Материалы», который подразделяется на субсчета по группам материальных ценностей. Кроме того, для учета производствен­ных запасов применяют следующие синтетические счета:

11. «Животные на выращивании и откорме»;

12. «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы»;

13. «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов»;

14. «Переоценка материальных ценностей»;

15. «Заготовление и приобретение материалов»;

16. «Отклонение в стоимости материалов»;

19. «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ма­териальным ценностям».

Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов и различные аналитические и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимуществен­но унифицированные учетные документы, к числу которых от­носятся следующие формы:

Доверенность (ф. № М-2 и № М-2а) применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпус­каемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, согла­шению.

Приходный ордер (ф. № М-4) используется для учета мате­риалов, поступающих от поставщиков или из переработки.

Акт о приемке материалов (ф. № М-7) для оформления при­емки материальных ценностей, имеющих количественные и ка­чественные расхождения с данными сопроводительных доку­ментов поставщика.

Лимитно-заборная карта (ф. № М-8) применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца.

Требование-накладная (ф. № М-11) используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально-ответственны­ми лицами.

Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяй­ствам своей организации, расположенным за пределами ее тер­ритории, или сторонним организациям.

Карточка учета материалов (ф. № М-17) применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала.

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооруже­ний, пригодных для использования при производстве работ.

По учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) используются:

Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся пред­метов (ф. № МБ-2) применяется для учета МБП, выданных под расписку работнику для длительного использования.

Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов (ф. № МБ-4) используется для оформления поломки и утери МБП.

Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохрани­тельных приспособлений (ф. № МБ-7) используется для учета вы­дачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособ­лении работнику в индивидуальное пользование.

Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся пред­метов (ф. № МБ-8) применяется для оформления изношенных и непригодных для дальнейшего использования МБП.

Общие данные по учету материальных ценностей и произ­водственных запасов проверяются по статьям раздела II «Оборотные активы» актива баланса (ф. 1) по строкам 210, 211, 212, 213, 218 и по таким бухгалтерским регистрам, как Главная книга, журналы-ордера № б, 10, 10/1, вспомогательная ведо­мость №10 при мемориально-ордерной форме учета или соот­ветствующие машинограммы, полученные на персональных компьютерах.

Положения  учетной  политики  по  учету  товарно-материальных ценностей (ТМЦ) отражены в документе «Учет­ная политика». Аудитор должен обратить внимание на следую­щее:

• как учитываются материальные ценности – по фактиче­ской себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам;

• какой метод используется для списания материальных ценностей на затраты производства;

• какой метод применяется для учета движения материаль­ных ценностей на складах;

• как ведется начисление износа малоценных и быстроиз­нашивающихся предметов.

После уточнения выполнения положении учетной политики можно приступать к проверке соответствующих комплексов за­дач по учету материальных ценностей. К таким комплексам от­носятся:

• аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия;

• учет использования материальных ценностей по направ­лениям затрат списания недостач, потерь и хищений материаль­ных ценностей;

• учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП) в запасе и в эксплуатации;

• сводный учет материальных ценностей;

    • анализ использования материальных ресурсов.

    Для выполнения проверки комплексов задач по учету мате­риальных ценностей применяют различные методы получения аудиторских доказательств.

    Так, для подтверждения фактического наличия товарно-материальных ценностей можно провести инвентаризацию. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами проводить ин­вентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения.

    Для подтверждения достоверности арифметических подсче­тов товарно-материальных ценностей, соответствия их величи­не, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгал­терского учета, обычно используется пересчет данных.

    Отражение в бухгалтерском учете проведенных хозяйствен­ных операций и реальность остатков на счетах учета ТМЦ про­веряют с помощью подтверждения.

    Контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтери­ей, и корреспонденцией счетов по движению ТМЦ проводится путем соблюдения правил учета отдельных хозяйственных опе­раций.

    Устный опрос используется в ходе получения ответов на во­просник аудитора по предварительной оценке состояния учета ТМЦ, а также в процессе их проверки при уточнении у специа­листов отдельных положений совершенных хозяйственных опе­раций, вызывающих сомнение или неясных.

    Для подтверждения правильности отражения в бухгалтер­ском учете поступления и расходования ТМЦ, полноты и свое­временности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки используется проверка документов.

    В процессе проверки операций, отраженных в первичном учете, в журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге, бухгал­терской отчетности, используется прослеживание. Особое вни­мание необходимо обратить на соответствие корреспонденции счетов, сумм оборотов и остатков в регистрах аналитического и синтетического учета.

    При сопоставлении наличия товарно-материальных ценно­стей в различные периоды, данных отчета о движении товарно-материальных ценностей с данными бухгалтерского учета, оцен­ке соотношений между различными статьями отчета и сопостав­лении их с данными за предыдущие периоды можно применить аналитические процедуры.

    При проверке организации учета движения материальных цен­ностей на складах прежде всего надо проконтролировать органи­зацию складского хозяйства и контрольно-пропускной системы. Далее проверяют, как организован складской учет материалов и как ведется контроль со стороны бухгалтерии. Предприятия могут применять преимущественно три основных варианта учета движения материалов на складах: оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод, карточно-документационный, бескарточный.

    Если применяется сальдовый метод, то аудитор проверяет ведомости по приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми ведомостями. Второй ме­тод предусматривает составление в бухгалтерии количественно-суммовых оборотных ведомостей по группам материалов. В этом случае аудитор просматривает эти ведомости и проводит сверку остатков с карточками складского учета. Обычно осуществляет­ся выборочная сверка, так как сплошной контроль – весьма трудоемкая операция.

    Третий метод – наиболее эффективный. Он применяется, как правило, при использовании ПЭВМ. В этом случае карточ­ки складского учета в обычном варианте не ведутся. Сам про­цесс складского учета организуется на ПЭВМ, а за определен­ные периоды (месяц, квартал) составляются оборотные ведомо­сти. Аудитор знакомится с имеющимися документами, выясня­ет, как ведется сверка данных складского учета с бухгалтерски­ми данными.

    Списание налога на добавленную стоимость производится в соответствии с инструкцией «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». Этот налог учитывается по дебету сч. 19, субсчет «НДС по приобретенным материальным ресурсам» в корреспонденции с кредитом сч. 60 «Расчеты с по­ставщиками и подрядчиками», сч. 76 «Расчеты с разными деби­торами и кредиторами» и др. Аудитору необходимо проверить, как было образовано сальдо по сч. 19 и как производилось его отнесение на сч. 68. НДС по материальным ресурсам списыва­ется полностью на сч 68 в момент оплаты счетов.

    Особое внимание должно быть уделено проверке расчетов по списанию материальных ценностей на затраты производства. Для этой цели на предприятии можно применить один из следую­щих методов: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобре­тения закупок (метод ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретения закупок (метод ЛИФО).

    Первый метод предусматривает списание каждой единицы материалов по цене приобретения или по себестоимости едини­цы запасов. Он применяется, если номенклатура материальных ценностей небольшая. Второй метод (оценка по средней себе­стоимости) является наиболее распространенным. При его при­менении важно правильно устанавливать средние цены.

    Метод ФИФО оценки запасов основан на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчетного пе­риода в последовательности их приобретения. На складе на конец отчетного периода остаются остатки материальных ценно­стей по фактической себестоимости последних по времени за­купок, а на себестоимость продукции списывают материальные ценности ранних по времени закупок.

    Четвертый метод – метод ЛИФО – основан на противопо­ложном методу ФИФО допущении. При этом методе ресурсы, которые поступают в производство, оцениваются и списываются по себестоимости последних в последовательности по времени закупок. Материальные ресурсы, остающиеся на складе на ко­нец отчетного периода, оцениваются по фактической себестои­мости ранних по времени закупок, а в себестоимости реализо­ванной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость позд­них по времени закупок.

    По каждому методу применяются свои алгоритмы расчета проверки, которые и использует аудитор. Здесь, безусловно, не­оценимую помощь аудитору может оказать применение персональных компьютеров для выполнения трудоемких расчетов.

    Проверка правильности отнесения и списания материальных ценностей, образованных в результате недостач и хищений, про­водится аудитором в том случае, если такие данные обнаруже­ны. Они возможны в результате форс-мажорных обстоятельств (землетрясение, наводнение, пожар) или обнаруживаются при проведении инвентаризации. Порядок списания сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законода­тельством и учредительными документами. Списание недостач и потерь от порчи ценностей отражается по кредиту сч. 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету сч. 73, 80 и др.

При проверке ведения учета по малоценным и быстроизнаши­вающимся предметам (сч. 12 и 13) надо принять во внимание, что учет движения МБП на складах обычно ведется такими же методами, как и учет материальных ценностей. Что касается учета МБП в эксплуатации, то для их погашения предприятие может использовать следующие схемы, которые отражаются в его учетной политике:

• начисление износа в размере 50% стоимости при передаче МБП со склада в эксплуатацию и в размере остальных 50% при выбытии за непригодностью;

• начисление износа в размере 100% при передаче предме­тов в эксплуатацию;

• списание в расход по мере отпуска в производство или в эксплуатацию.

    Аудитор проверяет правильность использованных методов и отражает это в отчете.

    Заключительным этапом проверки является контроль ведения сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяют­ся по данным журнала-ордера № 10, ведомостей ф. 10, 11, 10с, 14, 15с и Главной книги.

    При необходимости аудитор может провести анализ всей системы организации учета материальных ценностей и дать ре­комендации по ее рационализации.

    Анализ использования материальных ресурсов предусматривает получение данных по соответствию запасов установленным нормам, расходу материалов (в натуре или по стоимости) на 1 руб. изготовленной продукции и др.

    В качестве путей рационализации учета производственных запасов можно предложить: использование ПЭВМ; применение наиболее эффективных методов учета и оценки запасов, органи­зации движения материальных ценностей на складах, списания затрат по МБП.

    Аудитор должен проверить и оценить результаты инвентари­зации товарно-материальных ценностей. Для этой цели исполь­зуются инвентаризационные и сличительные ведомости, прово­дится анализ содержащихся в них данных и на их основании делается общая оценка этой работы. При выявлении отклоне­ний фиксируются замечания и неточности, которые должны быть исправлены.

    К наиболее характерным ошибкам по учету ТМЦ можно от­нести следующие:

• не заключены договоры о материальной ответственности с кладовщиками (материально-ответственными лицами);

• неправильно оформляются документы по приходу и рас­ходу товарно-материальных ценностей;

• не ведется аналитический учет движения ТМЦ в бухгал­терии;

• нерегулярно проводится сверка данных по движению ма­териальных ценностей в бухгалтерии и на складах предприятия, не проводится ежегодная инвентаризация ТМЦ;

• на складах хранится большое количество неиспользуемых ТМЦ;

• неправильно производится списание ТМЦ и МБП по на­правлениям затрат.


Задача 3.

Аудит – это проверка достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (финансовой отчетности)

    Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой пред­принимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. Аналогичные определения даются и в других работах.

    Аудитор (от лат. «auditor» – слушатель, ученик, последова­тель) – лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйствен­ной деятельности предприятия за определенный период. Ауди­тор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.

    Понятие аудита значительно шире таких понятий, как реви­зия и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку досто­верности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной дея­тельности с целью рационализации расходов и увеличения при­были. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

    Аудиторская деятельность включает, помимо проверок, ока­зание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др.

    Главная цель аудита – дать объективные, ре­альные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудиторство – это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансо­вой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему зако­нодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгал­терского учета и финансовой отчетности.

    Достижению главной цели способствуют особенности (тре­бования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность; профессионализм, компетентность и добросовестность аудито­ра; использование методов статистики и экономического ана­лиза; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его реко­мендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!