Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Задание 1. Правовые основы аудиторской деятельности
Аудиторская деятельность является новым институтом экономических отношений, порожденных переходом к рыночной системе.
Аудиторская деятельность – аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.
В качестве основополагающих признаков этого института можно выделить следующие:
ü Контроль – основная функция аудиторской деятельности. Целью этой деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам Российской Федерации.
ü Контрольные проверки осуществляются аудиторами наряду с финансовым контролем специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
ü Независимость неведомственною финансового контроля – особенность аудиторской деятельности, обеспечивающая ее объективность, непредвзятость, что и является целью получения соответствующей информации от аудитора в интересах клиента.
ü Предпринимательский характер аудиторской деятельности переводит эту форму контрольной деятельности в сферу гражданско-правовых отношений, ибо этот вид деятельности осуществляется на коммерческой основе между имущественно самостоятельными субъектами, не связанными между собой подчиненностью одного субъекта другому.
Правовое регулирование аудиторской деятельности заключается в определении законами и другими нормативными актами Российской Федерации: 1) правового статуса субъектов этой деятельности; 2) их прав и обязанностей в процессе осуществления аудиторской деятельности; 3) административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности, предусмотренной за нарушение законодательства субъектами аудиторской деятельности; 4) основ организации государственного регулирования аудиторской деятельности.
Правовая база регулирования аудиторской деятельности еще недостаточно развита. До сих пор нет закона об аудиторской деятельности.
К основным нормативным актам относятся: Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации”, а также утвержденные Указом Президента РФ 22 декабря 1993 г. “Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации”, которые устанавливают правовые основы аудиторской деятельности, определяя правовое положение субъектов, вступающих в правоотношения по поводу аудиторской деятельности, содержание проверки и правовую форму ее оформления, правовую природу договоров на аудиторскую проверку и других юридических фактов, порождающих это правоотношение, а также ответственность сторон.
Правила аудиторской деятельности, обязательность проведения аудиторских проверок, их сроки отражены в отдельных законах (например в Законе об акционерных обществах, Законе о страховании) и других нормативных актах, например, в Положении об аудиторской деятельности в банковской системе, утверждено Приказом ЦБ России 10 сентября 1997 г. № 02-391.
Ряд существенных положений, относящихся к аудиторской деятельности, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации”.
Организация государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Положение об этой Комиссии утверждается Президентом РФ, назначающим также ее председателя. По представлению Комиссии Правительство РФ утверждает порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, а также порядок получения лицензий на осуществление этой деятельности.
В соответствии с Положением об аудиторской деятельности в банковской системе в Банке России и его территориальных главных управлениях созданы советы по банковской аудиторской деятельности, которые координируют работу аудиторов, вырабатывают методические рекомендации, а также рассматривают вопросы, связанные с выдачей и отзывом лицензий на проведение банковского аудита.
Субъектами правоотношения, возникающего в связи с осуществлением аудиторской деятельности являются, с одной стороны, аудиторы, осуществляющие проверку или оказывающие другие предусмотренные законом услуги, а, с другой, – экономические субъекты, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также органы государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления.
Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица–аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами.
Физические лица допускаются к аудиторской деятельности только после прохождения аттестации. К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо среднее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации: бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподавателя по экономическому профилю.
К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений в течение отбывания наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.
Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирование аттестационных комиссий утверждается Правительством РФ.
Лица, получившие квалификационный аттестат, могут заниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве предпринимателя, либо войти в состав аудиторской фирмы, заключив с ней соответствующее трудовое соглашение.
Аудиторские фирмы как любые юридические лица должны быть зарегистрированы в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а также получить лицензию, и после этого они включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Лицензия является обязательным условием для функционирования как аудиторов, работающих самостоятельно, так и аудиторских фирм. Лицензии специализируются по осуществлению банковского аудита, аудита страховых организаций, бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, общего аудита (аудита иных экономических субъектов).
Лицензии на осуществление аудиторской деятельности могут быть аннулированы выдавшими их органами в случаях:
а) обнаружения после выдачи лицензии факта представления для ее получения аудитором (учредителями аудиторской фирмы) недостоверных сведений;
б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему лицензией;
в) предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) хозяйствующею субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
г) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающею наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определение должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;
д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического субъекта;
е) неоднократного неквалифицированною проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.
Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.
Осуществление юридическим или физическим лицом аудиторской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на основании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции:
ü полученных в результате незаконной деятельности доходов – в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов;
ü штрафов в пределах от 500 до 1000-кратною размера установленной законом минимальной оплаты труда – в доход республиканского бюджета Российской Федерации.
Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридического лица.
Аудитор и аудиторская фирма вправе обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии и о ее аннулировании в установленном порядке в суде или арбитражном суде.
Аудиторские фирмы могут быть организованы в любой предусмотренной законодательством организационно-правовой форме, за исключением акционерного общества открытого типа. Поскольку аудиторская деятельность является предпринимательской, аудиторские фирмы могут быть созданы только по правовому статусу коммерческих юридических лиц. Некоммерческие организации, осуществляющие только функции, предусмотренные их учредительными документами и не связанные с коммерческими целями, не могут, следовательно, заниматься аудиторской деятельностью.
Аудиторские фирмы, таким образом, могут быть организованы в форме хозяйственного товарищества и хозяйственного общества.
Правила устанавливают для аудиторской фирмы принцип специальной правоспособности, который выражается в том, что аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью кроме аудиторской и связанной с ней деятельностью.
Условием выбора организационно-правовой формы и правилом ее реорганизации, изменения состава участников является требование закона о возможности осуществления аудиторской деятельности только дипломированными специалистами. Совмещение этого требования с одной из предусмотренных ГК РФ организационно-правовых форм требует более тщательного нормативного регулирования.
В настоящее время практика создания и функционирования аудиторских фирм опирается на требования органов по выдаче лицензии о наличии не менее 51% доли уставного капитала в руках дипломированных аудиторов или аудиторских фирм. Это правило предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности”.
Наиболее принятой формой в современных условиях для аудиторской фирмы является акционерное общество закрытого типа.
Решением государственного или муниципального органа также может быть создана аудиторская фирма, где аудиторские проверки поручаются дипломированным специалистам, работающим в фирме по трудовому договору.
Аудиторы и аудиторские фирмы могут образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Но эти объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью.
Субъектами, чья экономическая деятельность подлежит аудиторской проверке, являются организации, основанные на любой форме собственности. Аудиторская проверка как форма независимого вневедомственного контроля осуществляется в субъектах Экономической деятельности либо в обязательном порядке, либо по инициативе самою экономического субъекта.
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1355 “Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке” с последующими изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 408, устанавливает ряд оснований для обязательной аудиторской проверки.
Обязательная ежегодная проверка предусмотрена в банках, других кредитных учреждениях, страховых организациях, инвестиционных институтах, внебюджетных фондах, благотворительных или иных фондах, источником образования капитала которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц. Законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ могут быть предусмотрены обязательные аудиторские проверки по виду деятельности иных экономических субъектов.
Закон “Об акционерных обществах” предусматривает обязательную аудиторскую проверку для подтверждения достоверности годовой бухгалтерской отчетности и в ряде других случаев, связанных с деятельностью открытого акционерного общества.
Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты, если в уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.
Обязательная аудиторская проверка также обусловливается финансовыми показателями деятельности экономического субъекта. Такими показателями являются: объем выручки от реализации продукции (услуг) за год, превышающий в 500 тыс. раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, или сумма активов баланса, превышающая на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством минимальный размер оплаты труда.
Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, Государственной налоговой службы и налоговой полиции:
ü штрафа с экономического субъекта в сумме от 100 до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда;
ü штрафа с руководителя (руководителей) экономического субъекта в сумме от 50 до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.
Суммы взыскиваемых штрафов зачисляются в доход республиканского бюджета Российской Федерации.
Обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению государственных органов.
Орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.
Содержание такого поручения должно соответствовать обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения (возобновления производством) уголовного дела, принятия к производству (возобновления производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.
Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей.
С согласия аудиторов проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следователем, судом и арбитражным судом.
Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражною суда производится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Федерации с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг. В случае отсутствия у экономического субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства) предварительная оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа федеральном казначейства за счет имущества экономического субъект, признанного несостоятельным (банкротом).
В случае отказа или уклонения экономического субъекта при наличии у него достаточных средств от предварительной оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы), проведенной по поручению государственных органов, а также в случае неоплаты этой работы за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации аудитор (аудиторская фирма) либо по его ходатайству соответствующий прокурор может обратиться в судили арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов.
Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям по поручению государственных органов производятся только за счет республиканского бюджета Российской Федерации и не могут быть осуществлены аудитором или аудиторской фирмой, проводившими первоначальную проверку.
Инициативная аудиторская проверка проводится по решению самого экономическом субъекта, которым может быть хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, кооператив, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, т.е. коммерческие юридические лица в любой организационно-правовой форме. Некоммерческие юридические лица также могут принимать решения о проведении аудиторской проверки той предпринимательской деятельности, которой им разрешено заниматься.
Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т. е. по отдельным участкам учета.
Аудиторы и фирмы, помимо проведения аудиторских проверок, могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансовом, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.
Задание 2. Аудит учета основных средств
Аудит основных средств осуществляется на базе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон “О бухгалтерском учете” № 129-ФЗ от 21.11.96.
2. Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” ПБУ 1/98 (утв. Приказом МФ РФ № 60н от 09.12.98).
3. Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/97 (утв. Приказом МФ РФ № 65н от 03.09.97).
4. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом МФ РФ № 33н от 20.07.98).
5. Положение по бухгалтерскому учету “Учет договоров(контрактов) на капитальное строительство” ПБУ 2/94 (утв. Приказом МФ РФ № 167 от 20.12.94).
6. Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (письмо МФ РФ № 160 от 30.12.93).
7. Постановление СМ СССР № 1072 от 22.10.90 “О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР”.
8. Постановление Правительства РФ № 315 от 21.03.96 “Об утверждении порядка исчисления индекса инфляции, применяемого для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли”.
9. Приказ МФ РФ № 56 от 01.11.91 “План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению (с изменениями и дополнениями)”.
10. Постановление Правительства РФ № 552 от 05.08.92 “Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (с изменениями и дополнениями)”.
11. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом МФ РФ № 49 от 13.06.95).
12. Инструкция Госкомстата РФ 185 от № 24.09.93 “О порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству”.
13. Постановление Госкомстата СССР № 241 от 28.12.89 “Об утверждении типовых форм учета основных средств” (в ред. Постановления Госкомстата России № 71а от 30.10.97).
14. Патентный закон РФ, 1992 г.
15. Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров РФ, 1992 г.
16. Закон об охране программ электронных вычислительных машин и баз данных РФ, 1992 г.
17. Закон об охране топологий интегральных микросхем РФ,1992 г.
18. Закон об авторском праве и смежных правах РФ, 1993 г.
19. Гражданский кодекс РФ.
20. Земельное законодательство.
21. “О порядке оценки чистых активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах” (письмо Минфина России и Госкомимущества № ДВ-2/3498/62 от 25.05.93).
22. Закон Российской Федерации № 2116-1 от 27.12.91 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.
23. Закон Российской Федерации № 1992-1 от 06.12.91 “О налоге на добавленную стоимость”.
24. Закон Российской Федерации № 1759-1 от 18.10.91 “О дорожных фондах в Российской Федерации”.
25. Закон Российской Федерации № 2030-1 от 13.12.91 “О налоге на имущество предприятий”.
Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированной, а также в перечне применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в них. Но следует помнить, что при любой форме учета операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации:
форма ОС-1 - акт (накладная) приемки-передачи основных средств;
форма ОС-З - акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;
форма ОС-4 - акт на списание основных средств;
форма ОС-4а - акт на списание автотранспортных средств;
форма ОС-6 - инвентарная карточка учета основных средств;
форма ОС-14 - акт о приемке оборудования;
форма ОС-15 - акт приемки-передачи оборудования в монтаж;
форма ОС-16 - акт о выявленных дефектах оборудования;
синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий - в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по сч. 01, 02;
ведомость учета нематериальных активов № 17 по дебету и кредиту сч. 04 “Нематериальные активы”;
журнал-ордер № 10 по кредиту сч. 05 “Износ нематериальных активов”;
журнал-ордер № 13 по кредиту сч. 04 “Нематериальные активы”;
расчет износа нематериальных активов (при журнально-ордерной форме учета);
Главная книга;
баланс (ф.№ 1);
отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);
приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).
Основные направления аудита учета основных должны обеспечить:
• контроль за наличием и сохранностью основных средств;
• правильность отнесения предметов к основным средствам;
• правильность оценки основных средств в учете;
• правильность оформления и отражения в учете по поступлению и выбытию основных средств;
• правильность начисления и отражения в учете ремонта основных средств;
• правильность отражения данных о наличии и основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.
Важная задача аудита нематериальных активов - установление соответствия применяемой предприятием методики учета нематериальных активов требованиям нормативных актов, а также требованиям соответствующих стандартов и положениям, устанавливающим правила их учета.
В соответствии с основными направлениями и задачами аудита основных средств и нематериальных активов можно выделить семь направлений проверки:
1) аудит наличия и сохранности основных средств;
2) аудит движения основных средств;
3) аудит правильности начисления износа;
4) проверка операций учета поступления и создания нематериальных активов;
5) проверка учета амортизации нематериальных активов;
6) проверка учета выбытия нематериальных активов;
7) проверка правильности налогообложения по основным средствам и нематериальным активам.
Аудиторская проверка учета основных средств и нематериальных активов планируется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.
Общий план проверки основных средств и нематериальных активов должен учитывать направления аудита данных участков, названные выше.
Общий план и программа аудита учета основных средств и нематериальных активов могут быть дополнены рассмотренными ниже вопросами.
Аудит наличия и сохранности основных средств. Аудитору необходимо проверить:
• создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств ОС и оформлению ее результатов;
• оформлены ли договоры купли-продажи ОС;
• оформлены ли протоколы договорной цены;
• правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки-передачи ОС;
• правильно ли отражена первоначальная стоимости после достройки и до оборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.
По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности контроля.
Важное условие обеспечения сохранности основных средств - качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность ее правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.
Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета.
В целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитор требует от предприятия составить детальный список. всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.
Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность начисления амортизации и включения ее в издержки обращения и производства.
Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных средств, их движении в течение года, аудитору необходимо получить и документы, отражающие поступление, выбытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерских записей в них можно убедиться, что все операции по движению основных средств были правильно отражены на сч. 01 “Основные средства”.
Подтверждение данных о хозяйственных операциях по учету основных средств является расширенной процедурой, так как основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах.
Привлечение таких документов, как счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убедительную информацию об аудируемом объекте. Если аудиторам необходимы более убедительные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компаниям и государственным учреждениям.
Документальное подтверждение хозяйственных операций по основным средствам - это процесс выбора статьи счета и прослеживания в обратном порядке, т.е. поиск исходных документов, подтверждающих правильность учетной записи. По основным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы установить факт поступления, выбытия основных средств, а также выявить статьи ремонта, по которым были затрачены значительные средства. Можно использовать также метод случайной выборки. Таким образом можно выбрать отраженные в учете налоги и расходы по страхованию основных средств.
В процессе аудита основных средств широко применяют прием пересчета, который необходимо осуществлять при проверке начисления износа и оценок выбытия и списания основных средств. Накопленный износ существует как арифметическая величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета.
Аудит движения основных средств. Пути поступления основных средств на предприятие:
• приобретение за плату у поставщиков;
• безвозмездное поступление;
• в качестве учредительских взносов в уставный капитал;
• в порядке выкупа арендованных основных средств;
• возврат имущества (основных средств) по договору о совместной деятельности.
Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. ОС-1) с приложением к нему технической документации на данный объект.
Причины выбытия основных средств на предприятии:
• ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также в силу форс-мажорных обстоятельств;
• ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией;
• передача ОС другим организациям.
Для определения непригодности основных средств на предприятии создается специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основных средств (ф.ОС-3). Акт утверждается руководителем предприятия, а бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и номер акта.
В местах использования основных средств (в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств (ф.ОС-9), в которых даются краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации.
Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия основные средства после соответствующих записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видам основных средств суммируют обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и записывают в карточку учета движения основных средств.
Необходимо проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и вызвать:
• неточное исчисление амортизации;
• искажение сумм исчисляемых налогов;
• неправильное отражение величины основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При аудиторской проверке операций по движению основных средств необходимо обратить внимание на следующие моменты:
• при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче. К перечню должны быть подложены вторые экземпляры актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны, и вся техническая документация на передаваемые объекты;
• при приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения;
• при приобретении объектов основных средств в комплекте (например, мебель для офиса) в инвентарную карточку должна быть вписана расшифровка - перечень отдельных предметов, входящих в комплект;
• при приобретении объектов основных средств за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения;
• объекты капстроительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как незавершенные капиталовложения;
• объекты основных средств, принятых в эксплуатации на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом сч. 001;
• при продаже основных средств должна быть установлена рыночная стоимость (письмо ГНС РФ № 12 от 11.01.95);
• при безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны за исключением безвозмездной передачи ОС, зачисленных ранее в ОС с НДС (для непроизводственной сферы);
• для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия;
• если оборудование списывают в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, то перечень этого оборудования должен быть указан в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий;
• все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа оборудования, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на склад и эта операция отражается соответствующей записью в бухгалтерском учете (Д 10 - К 47).
Аудит начисления износа. В ходе аудита необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации; начисляется ли износ с учетом движения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации.
Износ начисляется по всем видам основных средств, за исключением находящихся на консервации земельных и природных ресурсов, объектом жилищного фонда и внешнего благоустройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания. его с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета.
Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в, бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
С 1 января 1998 г. в соответствии с ПБУ 6/97 “Учет основных средств”, утвержденным Приказом Минфина РФ № 65н от 03.09.97, изменен порядок начисления амортизации. До введения в действие ПБУ 6/97 существовал только один способ - линейный. С 1 января 1998 г. введены дополнительно следующие варианты начисления амортизации:
1) способ уменьшаемого остатка;
2) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
3) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений.
Для проверки правильности отнесения износа по счетам затрат или других источников следует установить, к какому виду относятся основные средства: производственного или непроизводственного назначения.
Проводя проверку начисления амортизации, аудитор должен обратить особое внимание на начисление амортизации по основным средствам, не относящимся к промышленно-производственным (например, объекты культуры), не включается ли она в себестоимость продукции. Делается это с целью снижения затрат по содержанию непромышленных объектов, и такие случаи при проверках выявляются.
В связи с тем, что в настоящее время многие предприятия простаивают или работают менее чем в две смены, находятся в резерве или законсервированы, важным элементом проверки является равномерность приостановки начисления амортизации или применение понижающих коэффициентов к действующим нормам (при этом необходимо помнить, что большинство норм начисления амортизации установлено исходя из двухсменной работы оборудования).
Важно проверить, не продолжается ли начисление амортизации по основным средствам, уже имеющим полный износ.
Необходимо проверить, не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны шифры.
При контроле начисления износа необходимо учесть, что некоторым предприятиям разрешено применять метод ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов (например, малым и др.). Ускоренная амортизация применяется и оформляется предприятием как элемент учетной политики.
Согласно Постановлению Совмина РФ № 406 от 18.07.91 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий” на ряду с ускоренной амортизацией малым предприятиям предоставлено право списывать дополнительно как амортизационные отчисления в первый год функционирования предприятия по основным средствам со сроком службы более трех лет 50% их первоначальной стоимости. При прекращении деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие сумма дополнительно начисленной амортизации подлежит включению в налогооблагаемую сумму прибыли.
При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие исправления в регистры и отчетные формы.
По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в этом лиц предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем.
Аудит операций учета поступления и создания нематериальных активов. В ходе аудиторской проверки операций учета поступления и создания нематериальных активов рассматривается, как они поступают на предприятие: в качестве вложений в уставный капитал; в результате приобретения или создания; погашения дебиторской задолженности; компенсационной сделки; безвозмездной передачи.
Нематериальные активы, поступившие на предприятие в результате вклада в уставный капитал инвесторов, отражаются в бухгалтерском учете по дебету сч. 04 “Нематериальные активы” и кредиту сч. 75 “Расчеты с учредителями”, субсчет “Расчеты по вкладам в уставный капитал”, в том случае, если на величину заявленного уставного капитала предприятия сделана запись по дебету сч. 75 и кредиту сч. 85 “Уставный капитал”.
Если имущество инвесторами вносится в уставный капитал сразу н полностью, то сч. 04 может дебетоваться в непосредственной корреспонденции с кредитом сч. 85 “Уставный капитал”. Нематериальные активы приходуются в этом случае в оценке по договоренности сторон.
Другие варианты поступления нематериальных активов на предприятие - их приобретение за плату и создание. В настоящее время приобретение и создание нематериальных активов осуществляются в результате долгосрочных инвестиций.
Долгосрочные инвестиции связаны в том числе и с приобретением, и с созданием активов нематериального характера. Бухгалтерский учет ведется на сч. 08 “Капитальные вложения”, субсчет “Приобретение нематериальных активов”. Стоимость приобретенных нематериальных активов отражается на сч. “Капитальные вложения” согласно оплаченным или принятым к оплате счетам после их оприходования и постановки на учет, что отражается по дебету сч. 08, субсчет “Приобретение нематериальных активов”, и кредиту сч. 60, 76 и т.д.
Долгосрочные инвестиции включают в себя и процесс создания нематериальных активов. При создании предприятием нематериальных активов на счете “Капитальные вложения” отражаются фактически произведенные при этом затраты. Эта операция отражается в бухгалтерском учете по дебету сч. 04 “Нематериальные активы”, соответствующему субсчету и кредиту сч. 08 “Капитальные вложения”, субсчет “Приобретение нематериальных активов”.
Еще один вариант поступления нематериальных активов на предприятие - в результате безвозмездного получения от юридических и физических лиц. Эта операция отражается по дебету сч. 04 “Нематериальные активы” и кредиту сч. 87 “Добавочный капитал”, субсчет “Безвозмездно полученные ценности”. Операции по безвозмездному получению требуют весьма тщательной проверки с использованием инструмента встречного контроля, чтобы установить, не нарушены ли здесь права добровольных инвесторов. Поступление нематериальных активов оформляется актом приемки.
Проверяя указанные операции, аудитор изучает первичные документы: акты приемки-передачи, договоры купли-продажи, лицензии и др. Это позволяет сделать вывод, что указанные приобретения произведены с соблюдением требований действующего законодательства.
Если аудитор установит нарушения в учетных записях по перечисленным выше операциям поступления нематериальных активов - он указывает работникам бухгалтерии на необходимость внесения соответствующих исправлений и уточнений.
Задание 2.
1. Какая страна считается родиной аудита и почему?
Родиной аудита считается Англия, потому что в Англии в середине 19 в., а в 1862 году вышел закон об обязательном аудите.
2. В чем отличие обязательного аудита от инициативного?
Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных нормативными актами. Например, в Законе “О банках и банковской деятельности” предусмотрено, что банки публикуют годовой баланс по форме и в сроки, которые устанавливаются Центральным банком РФ, после подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нем сведении. Обязательные проверки, кроме того, в соответствии с процессуальным законодательством проводятся по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. Поручение о проведении аудиторской проверки дается аудитору при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.
Инициативная аудиторская проверка проводится по решению самого экономического субъекта. Цель такой проверки – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.
3. Как подразделяются стандарты аудита в зависимости от масштаба применения?
По принадлежности стандарты подразделяются на внешние и внутренние. Внешние стандарты определяют организацию аудиторской деятельности, являются основным элементом системы ее нормативного регулирования. Внутренние стандарты разрабатываются в аудиторских фирмах и используются для различных целей. Внешние аудиторские стандарты могут быть как международными, так и национальными.
4. Назовите стадии нормативной модели аудита.
Эта система включает 5 основных уровней. Первый уровень включает закон об аудите(аудиторской деятельности). До принятия закона аудиторская деятельность регулируется Временными правилами. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Этот закон будет определять место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволит считать, что становление аудита в России состоялось.
К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, относятся: Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ; Положение о Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ; ряд постановлений Правительства РФ. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.
Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен стандартами (правилами). Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом. Большая часть стандартов разработана, другие находятся в стадии разработки. Кроме того, к стандартам относят также Перечень терминов и определений, используемых в них. Этот перечень обновляется и пополняется при разработке очередных правил (стандартов).
Четвертый уровень — это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права и др. На этом уровне должны разрабатываться и правила (стандарты) по специфическим видам аудита.
Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации на базе правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.
5. Назовите основные элементы процесса планирования аудита.
Целью стандарта является установление норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, при планировании аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Задачами и правила (стандарта) являются: описание предварительного этапа планирования аудита; формулирование принципов и описание порядка подготовки общего плана и программы аудита. Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами: комплексности; непрерывности; оптимальности.
Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита. Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.
Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
При планировании аудита аудиторской организации следует выделить основные этапы: предварительный; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита.
6. Какие факторы влияют на величину внутреннего риска?
В самом начале аудита можно лишь приблизительно оценить уровень внутрихозяйственного риска. Оценивая внутрихозяйственный риск, аудитор должен учесть следующие основные факторы:
•характер бизнеса клиента;
•честность администрации;
•мотивы поведения клиента;
•результаты предыдущего аудита;
•проводимый аудит — первоначальный или повторный;
•взаимоотношения с дочерними и зависимыми фирмами;
•нетрадиционные операции;
•профессионализм учетного персонала;
•сальдо счетов и величину сумм по статьям отчетности;
•количество и состав операций клиента и т.д.
7. Какие виды аудиторских доказательств Вы знаете?
Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.
Внутренние аудиторские доказательства включают в себя информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде.
Внешние аудиторские доказательства включают информацию, полученную от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу аудиторской организации).
Смешанные аудиторские доказательства включают информацию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в письменном виде.
Наибольшую ценность и достоверность для аудиторской организации представляют внешние доказательства, затем по степени ценности и достоверности следуют смешанные доказательства и внутренние доказательства.
8. Из каких частей состоит аудиторское заключение?
Аудиторское заключение включает в себя следующие части.
Вводная часть включает все необходимые сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно аудиторской фирмы указываются юридический адрес и телефоны, С ведения о лицензии на право аудиторской деятельности(номер лицензии, дата выдачи, наименование органа, выдавшего лицензию, срок действия лицензии); фамилии, имена и отчества аудиторов, принимавших участие в проведении аудита, их квалификационные аттестаты на право заниматься аудиторской деятельностью. Для аудитора, работающего самостоятельно, указываются: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи лицензии и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии, номер квалификационного аттестата аудитора.
Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.
Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской организации (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Задание 3.
1. Какова основная цель аудиторской проверки?
в) установить достоверность бухгалтерской отчетности и соответствие совершенных клиентом финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
2. Как организована оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведении проверки по поручению органа дознания?
а) оплата предварительная
3. Аудиторские фирмы могут быть зарегистрированы как организации, имеющие:
в) любую организационно-правовую форму, кроме ОАО.
4. Аудитор, не имея лицензии, осуществил аудиторскую проверку клиента в декабре 1995 г. Какое наказание ожидает аудитора?
б) взыскание полученных в результате незаконной деятельности доходов – в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов;
штраф в пределах от 500- до 1000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда – в доход республиканского бюджета Российской Федерации.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!