Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!

 

 

 

 


«Конспект по дисциплине «Основы аудита»»

/ Аудит
Конспект, 

Оглавление

Задание 1. Правовые основы аудиторской деятельности

 

    Аудиторская деятельность является новым институтом эко­номических отношений, порожденных переходом к рыночной системе.

    Аудиторская деятельность – аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по осуществле­нию независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

    В качестве основополагающих признаков этого института можно выделить следующие:

ü    Контроль – основная функция аудиторской деятельно­сти. Целью этой деятельности является установление достовер­ности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хо­зяйственных операций нормативным актам Российской Феде­рации.

ü    Контрольные проверки осуществляются аудиторами наряду с финансовым контролем специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

ü    Независимость неведомственною финансового контроля – особенность аудиторской деятельности, обеспечивающая ее объективность, непредвзятость, что и является целью получения соот­ветствующей информации от аудитора в интересах клиента.

ü    Предпринимательский характер аудиторской деятельно­сти переводит эту форму контрольной деятельности в сферу гражданско-правовых отношений, ибо этот вид деятельности осуществляется на коммерческой основе между имущественно самостоятельными субъектами, не связанными между собой подчиненностью одного субъекта другому.

    Правовое регулирование аудиторской деятельности заклю­чается в определении законами и другими нормативными ак­тами Российской Федерации: 1) правового статуса субъектов этой деятельности; 2) их прав и обязанностей в процессе осу­ществления аудиторской деятельности; 3) административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности, предусмот­ренной за нарушение законодательства субъектами аудиторской деятельности; 4) основ организации государственного регули­рования аудиторской деятельности.

    Правовая база регулирования аудиторской деятельности еще недостаточно развита. До сих пор нет закона об аудиторской деятельности.

    К основным нормативным актам относятся: Указ Президен­та РФ от 22 декабря 1993 г. “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации”, а также утвержденные Указом Прези­дента РФ 22 декабря 1993 г. “Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации”, которые устанавливают правовые основы аудиторской деятельности, определяя право­вое положение субъектов, вступающих в правоотношения по поводу аудиторской деятельности, содержание проверки и пра­вовую форму ее оформления, правовую природу договоров на аудиторскую проверку и других юридических фактов, порож­дающих это правоотношение, а также ответственность сторон.

    Правила аудиторской деятельности, обязательность прове­дения аудиторских проверок, их сроки отражены в отдельных законах (например в Законе об акционерных обществах, Законе о страховании) и других нормативных актах, например, в По­ложении об аудиторской деятельности в банковской системе, утверждено Приказом ЦБ России 10 сентября 1997 г. № 02-391.

    Ряд существенных положений, относящихся к аудиторской деятельности, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. “Об утверждении норма­тивных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации”.

    Организация государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Положение об этой Комиссии утверждается Президентом РФ, назначающим также ее председателя. По представлению Комиссии Правительство РФ утверждает порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, а также порядок получения лицензий на осуществление этой деятельности.

    В соответствии с Положением об аудиторской деятельности в банковской системе в Банке России и его территориальных главных управлениях созданы советы по банковской аудитор­ской деятельности, которые координируют работу аудиторов, вырабатывают методические рекомендации, а также рассматри­вают вопросы, связанные с выдачей и отзывом лицензий на проведение банковского аудита.

    Субъектами правоотношения, возникающего в связи с осуще­ствлением аудиторской деятельности являются, с одной сторо­ны, аудиторы, осуществляющие проверку или оказывающие другие предусмотренные законом услуги, а, с другой, – эконо­мические субъекты, созданные в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации, а также органы государственной власти и управления всех уровней и органов местного само­управления.

     Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физи­ческие лица–аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе ино­странные и созданные совместно с иностранными юридиче­скими и физическими лицами.

    Физические лица допускаются к аудиторской деятельности только после прохождения аттестации. К аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее либо сред­нее специальное) образование, а также стаж работы не менее трех лет из последних пяти в качестве аудитора, специалиста аудиторской организации: бухгалтера, экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или преподава­теля по экономическому профилю.

    К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной дея­тельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений в течение отбывания наказания и в последующий период до по­гашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

    Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирование аттестационных комиссий утвер­ждается Правительством РФ.

    Лица, получившие квалификационный аттестат, могут за­ниматься аудиторской деятельностью самостоятельно, зареги­стрировавшись в качестве предпринимателя, либо войти в со­став аудиторской фирмы, заключив с ней соответствующее тру­довое соглашение.

    Аудиторские фирмы как любые юридические лица должны быть зарегистрированы в качестве субъекта предприниматель­ской деятельности, а также получить лицензию, и после этого они включаются в государственный реестр аудиторов и ауди­торских фирм.

    Лицензия является обязательным условием для функционирования как аудиторов, работающих самостоятельно, так и аудиторских фирм. Лицензии специализируются по осущест­влению банковского аудита, аудита страховых организаций, бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, общего аудита (аудита иных экономических субъектов).

    Лицензии на осуществление аудиторской деятельности мо­гут быть аннулированы выдавшими их органами в случаях:

а) обнаружения после выдачи лицензии факта представле­ния для ее получения аудитором (учредителями аудиторской фирмы) недостоверных сведений;

б) осуществления аудитором (аудиторской фирмой) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ему ли­цензией;

в) предоставления аудитором (аудиторской фирмой) полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без разрешения собственника (руководителя) хозяйствующею субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) вступления в законную силу приговора суда, предусмат­ривающею наказание лица, занимающегося аудиторской дея­тельностью, в виде лишения права занимать определение должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

д) умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудитор­ской проверки экономического субъекта;

е) неоднократного неквалифицированною проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг.

    Аннулирование лицензий по иным основаниям не допускается.

    Осуществление юридическим или физическим лицом ауди­торской деятельности без полученной в установленном порядке лицензии влечет за собой взыскание с указанных лиц на осно­вании решения суда (арбитражного суда) по искам, предъяв­ляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции:

ü    полученных в результате незаконной деятельности доходов – в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов;

ü    штрафов в пределах от 500 до 1000-кратною размера ус­тановленной законом минимальной оплаты труда – в доход республиканского бюджета Российской Федерации.

    Кроме того, орган, уполномоченный выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности, вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации указанного юридиче­ского лица.

    Аудитор и аудиторская фирма вправе обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии и о ее аннулировании в установ­ленном порядке в суде или арбитражном суде.

    Аудиторские фирмы могут быть организованы в любой предусмотренной законодательством организационно-правовой форме, за исключением акционерного общества открытого ти­па. Поскольку аудиторская деятельность является предприни­мательской, аудиторские фирмы могут быть созданы только по правовому статусу коммерческих юридических лиц. Некоммерческие организации, осуществляющие только функции, преду­смотренные их учредительными документами и не связанные с коммерческими целями, не могут, следовательно, заниматься аудиторской деятельностью.

    Аудиторские фирмы, таким образом, могут быть организо­ваны в форме хозяйственного товарищества и хозяйственного общества.

    Правила устанавливают для аудиторской фирмы принцип специальной правоспособности, который выражается в том, что аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью кроме ауди­торской и связанной с ней деятельностью.

    Условием выбора организационно-правовой формы и пра­вилом ее реорганизации, изменения состава участников являет­ся требование закона о возможности осуществления аудиторской деятельности только дипломированными специалистами. Совмещение этого требования с одной из предусмотренных ГК РФ организационно-правовых форм требует более тщательного нормативного регулирования.

    В настоящее время практика создания и функционирования аудиторских фирм опирается на требования органов по выдаче лицензии о наличии не менее 51% доли уставного капитала в руках дипломированных аудиторов или аудиторских фирм. Это правило предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности”.

    Наиболее принятой формой в современных условиях для аудиторской фирмы является акционерное общество закрытого типа.

    Решением государственного или муниципального органа также может быть создана аудиторская фирма, где аудиторские проверки поручаются дипломированным специалистам, рабо­тающим в фирме по трудовому договору.

    Аудиторы и аудиторские фирмы могут образовывать союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей дея­тельности или защиты своих профессиональных интересов. Но эти объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью.

    Субъектами, чья экономическая деятельность подлежит аудиторской проверке, являются организации, основанные на любой форме собственности. Аудиторская проверка как форма независимого вневедомст­венного контроля осуществляется в субъектах Экономической деятельности либо в обязательном порядке, либо по инициати­ве самою экономического субъекта.

    Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 1355 “Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязатель­ной ежегодной аудиторской проверке” с последующими изме­нениями, внесенными Постановлением Правительства Россий­ской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 408, устанавливает ряд оснований для обязательной аудиторской проверки.

    Обязательная ежегодная проверка предусмотрена в банках, других кредитных учреждениях, страховых организациях, инве­стиционных институтах, внебюджетных фондах, благотвори­тельных или иных фондах, источником образования капитала которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц. Законами, указами Президента РФ, постанов­лениями Правительства РФ могут быть предусмотрены обяза­тельные аудиторские проверки по виду деятельности иных эко­номических субъектов.

    Закон “Об акционерных обществах” предусматривает обяза­тельную аудиторскую проверку для подтверждения достоверно­сти годовой бухгалтерской отчетности и в ряде других случаев, связанных с деятельностью открытого акционерного общества.

    Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты, если в уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

    Обязательная аудиторская проверка также обусловливается финансовыми показателями деятельности экономического субъекта. Такими показателями являются: объем выручки от реализации продукции (услуг) за год, превышающий в 500 тыс. раз установленный законом минимальный размер оплаты тру­да, или сумма активов баланса, превышающая на конец отчет­ного года в 200 тыс. раз установленный законодательством ми­нимальный размер оплаты труда.

    Уклонение экономического субъекта от проведения обяза­тельной аудиторской проверки либо препятствование ее прове­дению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, Государственной налого­вой службы и налоговой полиции:

ü    штрафа с экономического субъекта в сумме от 100 до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда;

ü    штрафа с руководителя (руководителей) экономического субъекта в сумме от 50 до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда.

    Суммы взыскиваемых штрафов зачисляются в доход респуб­ликанского бюджета Российской Федерации.

    Обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению государственных органов.

    Орган дознания и следователь при наличии санкции проку­рора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов возбужденного (возобновлен­ного производством) уголовного дела, принятого к производст­ву (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.

    Содержание такого поручения должно соответствовать об­стоятельствам, послужившим основанием для возбуждения (возобновления производством) уголовного дела, принятия к производству (возобновления производством) гражданского де­ла или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок про­ведения аудиторской проверки по такому поручению определя­ется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.

    Государственные органы, по поручению которых проводит­ся аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей.

    С согласия аудиторов проверка может проводиться по до­кументам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) в установленном порядке органом дознания, прокурором, следо­вателем, судом и арбитражным судом.

    Оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведе­нии проверки по поручению органа дознания, прокурора, сле­дователя, суда и арбитражною суда производится предвари­тельно за счет проверяемого экономического субъекта по став­кам, ежегодно утверждаемым Правительством Российской Фе­дерации с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг. В случае отсутствия у экономиче­ского субъекта достаточных средств вследствие несостоятельно­сти (банкротства) предварительная оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации с последующим возмещением на основании реше­ния арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа федеральном казначейства за счет имущества эконо­мического субъект, признанного несостоятельным (банкротом).

    В случае отказа или уклонения экономического субъекта при наличии у него достаточных средств от предварительной оплаты работы аудитора (аудиторской фирмы), проведенной по поручению государственных органов, а также в случае неопла­ты этой работы за счет средств республиканского бюджета Рос­сийской Федерации аудитор (аудиторская фирма) либо по его ходатайству соответствующий прокурор может обратиться в судили арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов.

    Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям по поручению государственных органов производятся только за счет республиканского бюджета Рос­сийской Федерации и не могут быть осуществлены аудитором или аудиторской фирмой, проводившими первоначальную про­верку.

    Инициативная аудиторская проверка проводится по реше­нию самого экономическом субъекта, которым может быть хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, коопера­тив, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, т.е. коммерческие юридические лица в любой организационно-правовой форме. Некоммерческие юридиче­ские лица также могут принимать решения о проведении ауди­торской проверки той предпринимательской деятельности, ко­торой им разрешено заниматься.

    Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т. е. по отдельным участкам учета.

    Аудиторы и фирмы, помимо проведения аудиторских про­верок, могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетно­сти, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультирова­нию в вопросах финансовом, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по про­филю своей деятельности.

 


Задание 2. Аудит учета основных средств

 

    Аудит основных средств осуществляется на базе следующих нормативных документов:

    1.    Федеральный закон “О бухгалтерском учете” № 129-ФЗ  от 21.11.96.

    2.    Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика орга­низации” ПБУ 1/98 (утв. Приказом МФ РФ №  60н от 09.12.98).

    3.    Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/97 (утв. Приказом МФ РФ № 65н от 03.09.97).

    4.    Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом МФ РФ № 33н от 20.07.98).

    5.    Положение по бухгалтерскому учету “Учет договоров(контрактов) на капитальное строительство” ПБУ 2/94 (утв. Приказом МФ РФ № 167 от 20.12.94).

    6.    Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инве­стиций (письмо МФ РФ № 160 от 30.12.93).

    7.    Постановление СМ СССР № 1072 от 22.10.90 “О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР”.

    8.    Постановление Правительства РФ № 315 от 21.03.96 “Об утверждении порядка исчисления индекса инфляции, применяемого для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли”.

    9.    Приказ МФ РФ № 56 от 01.11.91 “План счетов бухгалтер­ского учета финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий и инструкция по его применению (с изменениями и до­полнениями)”.

    10.  Постановление Правительства РФ № 552 от 05.08.92 “Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продук­ции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых ре­зультатов, учитываемых при налогообложении прибыли (с из­менениями и дополнениями)”.

    11.  Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом МФ РФ № 49 от 13.06.95).

    12.  Инструкция Госкомстата РФ 185 от № 24.09.93 “О по­рядке составления статистической отчетности по капитальному строительству”.

    13.  Постановление Госкомстата СССР № 241 от 28.12.89 “Об утверждении типовых форм учета основных средств” (в ред. Постановления Госкомстата России № 71а от 30.10.97).

    14.  Патентный закон РФ, 1992 г.

    15.  Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наиме­нованиях мест происхождения товаров РФ, 1992 г.

    16.  Закон об охране программ электронных вычислительных машин и баз данных РФ, 1992 г.

    17.  Закон об охране топологий интегральных микросхем РФ,1992 г.

    18.  Закон об авторском праве и смежных правах РФ, 1993 г.

    19.  Гражданский кодекс РФ.

    20.  Земельное законодательство.

    21.  “О порядке оценки чистых активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах” (письмо Минфина России и Госкомимущества № ДВ-2/3498/62 от 25.05.93).

    22.  Закон Российской Федерации № 2116-1 от 27.12.91 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.

    23.  Закон Российской Федерации № 1992-1 от 06.12.91 “О налоге на добавленную стоимость”.

    24.  Закон Российской Федерации № 1759-1 от 18.10.91 “О дорожных фондах в Российской Федерации”.

    25.  Закон Российской Федерации № 2030-1 от 13.12.91 “О налоге на имущество предприятий”.

    Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированной, а также в перечне применяемых регистров, их построении, по­следовательности и способах записей в них. Но следует пом­нить, что при любой форме учета операции по основным сред­ствам должны оформляться унифицированными межведомст­венными формами первичной учетной документации:

    форма ОС-1 -  акт (накладная) приемки-передачи основных средств;

    форма ОС-З - акт приемки-сдачи отремонтированных, ре­конструированных и модернизированных объектов;

    форма ОС-4 - акт на списание основных средств;

    форма ОС-4а  - акт на списание автотранспортных средств;

    форма ОС-6  - инвентарная карточка учета основных средств;

    форма ОС-14 - акт о приемке оборудования;

    форма ОС-15 - акт приемки-передачи оборудования в мон­таж;

    форма ОС-16 - акт о выявленных дефектах оборудования;

    синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использова­нии компьютерных информационных технологий - в машино­граммах дебетовых и кредитовых оборотов по сч. 01, 02;

    ведомость учета нематериальных активов № 17 по дебету и кредиту сч. 04 “Нематериальные активы”;

    журнал-ордер № 10 по кредиту сч. 05 “Износ нематериальных активов”;

    журнал-ордер № 13 по кредиту сч. 04  “Нематериальные активы”;

    расчет износа нематериальных активов (при журнально-­ордерной форме учета);

    Главная книга;

    баланс (ф.№ 1);

    отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

    приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).

    Основные направления аудита учета основных должны обеспечить:

         контроль за наличием и сохранностью основных средств;

         правильность отнесения предметов к основным средст­вам;

         правильность оценки основных средств в учете;

    • правильность оформления и отражения в учете по поступлению и выбытию основных средств;

         правильность начисления и отражения в учете ремонта основных средств;

         правильность отражения данных о наличии и основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

    Важная задача аудита нематериальных активов - установле­ние соответствия применяемой предприятием методики учета нематериальных активов требованиям нормативных актов, а также требованиям соответствующих стандартов и положениям, устанавливающим правила их учета.

    В соответствии с основными направлениями и задачами ау­дита основных средств и нематериальных активов можно выде­лить семь направлений проверки:

    1)   аудит наличия и сохранности основных средств;

    2)   аудит движения основных средств;

    3)   аудит правильности начисления износа;

    4) проверка операций учета поступления и создания немате­риальных активов;

    5)  проверка учета амортизации нематериальных активов;

    6)  проверка учета выбытия нематериальных активов;

    7) проверка правильности налогообложения по основным средствам и нематериальным активам.

    Аудиторская проверка учета основных средств и нематериальных активов планируется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

    Общий план проверки основных средств и нематериальных активов должен учитывать направления аудита данных участков, названные выше.

    Общий план и программа аудита учета основных средств и нематериальных активов могут быть дополнены рассмотренными ниже вопросами.

    Аудит наличия и сохранности основных средств. Аудитору не­обходимо проверить:

         создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств ОС и оформлению ее результатов;

         оформлены ли договоры купли-продажи ОС;

         оформлены ли протоколы договорной цены;

         правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приемки-передачи ОС;

          правильно ли отражена первоначальная стоимости после достройки и до оборудования объектов, реконструкции или час­тичной ликвидации объектов.

    По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности контроля.

    Важное условие обеспечения сохранности основных средств - качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в про­цессе контроля нужно проверить полноту и своевременность ее правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.

    Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедить­ся в правильности организации аналитического учета.

    В целях более глубокого ознакомления с контролем и учетом основных средств аудитор требует от предприятия составить де­тальный список. всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по ти­пам. К этому списку должны быть приложены сведения о сни­жении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций.

    Основные средства отражаются в учете не систематически, а по мере совершения операций, что влияет на правильность на­числения амортизации и включения ее в издержки обращения и производства.

    Накопленные амортизационные отчисления подсчитываются по состоянию на отчетную дату. Несмотря на то что список основных средств содержит обширную информацию о наличии основных  средств, их движении в течение года, аудитору необ­ходимо получить и документы, отражающие поступление, вы­бытие, перемещение основных средств. По данным документов и бухгалтерских записей в них можно убедиться, что все опера­ции по движению основных средств были правильно отражены на сч. 01 “Основные средства”.

    Подтверждение данных о хозяйственных операциях по учету основных средств является расширенной процедурой, так как основная часть данных содержится во внешних и внутренних документах.

    Привлечение таких документов, как счета-фактуры, кон­тракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит аудитору получить убе­дительную информацию об аудируемом объекте. Если аудито­рам необходимы более убедительные данные, чем те, которые можно извлечь из регистров учета, то они должны ознакомиться с письмами, адресованными арендодателям, страховым компа­ниям и государственным учреждениям.

    Документальное подтверждение хозяйственных операций по основным средствам - это процесс выбора статьи счета и про­слеживания в обратном порядке, т.е. поиск исходных докумен­тов, подтверждающих правильность учетной записи. По основным средствам аудиторы могут сделать выборку, чтобы устано­вить факт поступления, выбытия основных средств, а также вы­явить статьи ремонта, по которым были затрачены значитель­ные средства.  Можно использовать также метод случайной вы­борки. Таким образом можно выбрать отраженные в учете на­логи и расходы по страхованию основных средств.

    В процессе аудита основных средств широко применяют прием пересчета, который необходимо осуществлять при про­верке начисления износа и оценок выбытия и списания основ­ных средств. Накопленный износ существует как арифметиче­ская величина, поэтому определение ее реальности возможно только путем пересчета.

    Аудит движения основных средств. Пути поступления основ­ных средств на предприятие:

         приобретение за плату у поставщиков;

          безвозмездное поступление;

          в качестве учредительских взносов в уставный капитал;

          в порядке выкупа арендованных основных средств;

          возврат имущества (основных средств) по договору о со­вместной деятельности.

    Поступление основных средств оформляется актом (наклад­ной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. ОС-1) с приложением к нему технической докумен­тации на данный объект.

    Причины выбытия основных средств на предприятии:

         ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также в силу форс-мажорных обстоятельств;

         ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией;

         передача ОС другим организациям.

    Для определения непригодности основных средств на пред­приятии создается специальная комиссия. Ликвидацию объек­тов комиссия оформляет актом на списание основных средств (ф.ОС-3). Акт утверждается руководителем предприятия, а бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и номер акта.

    В местах использования основных средств (в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств (ф.ОС-9), в которых даются краткие сведения об объектах ос­новных средств, находящихся в эксплуатации.

    Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и пере­мещенные внутри предприятия основные средства после соот­ветствующих записей до конца месяца не раскладывают, а хра­нят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за дан­ный месяц группируют по классификационным видам основных средств суммируют обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и записывают в карточку учета движения основных средств.

    Необходимо проверять правильность оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только иска­зить общую картину, но и вызвать:

         неточное исчисление амортизации;

         искажение сумм исчисляемых налогов;

         неправильное отражение величины основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    При аудиторской проверке операций по движению основных средств необходимо обратить внимание на следующие моменты:

         при передаче основных средств в качестве взноса в устав­ный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при пе­редаче. К перечню должны быть подложены вторые экземпляры актов приема-передачи, заверенные печатью передающей сто­роны, и вся техническая документация на передаваемые объекты;

         при приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стои­мости, износа и цены приобретения;

         при приобретении объектов основных средств в комплек­те (например, мебель для офиса) в инвентарную карточку долж­на быть вписана расшифровка - перечень отдельных предме­тов, входящих в комплект;

       при приобретении объектов основных средств за ино­странную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент при­обретения;

    • объекты капстроительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как неза­вершенные капиталовложения;

    • объекты основных средств, принятых в эксплуатации на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом сч. 001;

         при продаже основных средств должна быть установлена рыночная стоимость (письмо ГНС РФ № 12 от 11.01.95);

         при безвозмездной передаче основные средства подлежат обложению НДС у передающей стороны за исключением без­возмездной передачи ОС, зачисленных ранее в ОС с НДС (для непроизводственной сферы);

         для определения непригодности основных средств, не­возможности или неэффективности проведения их восстанови­тельного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия;

         если оборудование списывают в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевоо­ружением действующих предприятий, то перечень этого обору­дования должен быть указан в плане расширения, реконструк­ции и технического перевооружения действующих предприятий;

         все детали, узлы и агрегаты от разборки и демонтажа обо­рудования, пригодные для дальнейшего использования, должны быть оприходованы на склад и эта операция отражается соот­ветствующей записью в бухгалтерском учете (Д 10 - К 47).

    Аудит начисления износа. В ходе аудита необходимо устано­вить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации; начисляется ли износ с учетом дви­жения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации.

    Износ начисляется по всем видам основных средств, за ис­ключением находящихся на консервации земельных и природ­ных ресурсов, объектом жилищного фонда и внешнего благоуст­ройства, библиотечного фонда, музейных и художественных ценностей, продуктивных животных, числящихся на балансе предприятия.

    Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания. его с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собст­венности или иного вещного права.

    Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания его с бухгалтерского учета.

    Амортизационные отчисления по основным средствам отра­жаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов дея­тельности организации в отчетном периоде.

    Амортизационные отчисления по объектам основных средств отражаются в, бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.

    С 1 января 1998 г. в соответствии с ПБУ 6/97 “Учет основ­ных средств”, утвержденным Приказом Минфина РФ № 65н от 03.09.97, изменен порядок начисления амортизации. До введе­ния в действие ПБУ 6/97 существовал только один способ  - линейный. С 1 января 1998 г. введены дополнительно следую­щие варианты начисления амортизации:

    1) способ уменьшаемого остатка;

    2) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока по­лезного использования;

    3) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

    В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независи­мо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.

    Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений.

    Для проверки правильности отнесения износа по счетам за­трат или других источников следует установить, к какому виду относятся основные средства: производственного или непроиз­водственного назначения.

    Проводя проверку начисления амортизации, аудитор должен обратить особое внимание на начисление амортизации по ос­новным средствам, не относящимся к промышленно-произ­водственным (например, объекты культуры), не включается ли она в себестоимость продукции. Делается это с целью снижения затрат по содержанию непромышленных объектов, и такие слу­чаи при проверках выявляются.

    В связи с тем, что в настоящее время многие предприятия простаивают или работают менее чем в две смены, находятся в резерве или законсервированы, важным элементом проверки является равномерность приостановки начисления амортизации или применение понижающих коэффициентов к действующим нормам (при этом необходимо помнить, что большинство норм начисления амортизации установлено исходя из двухсменной работы оборудования).

    Важно проверить, не продолжается ли начисление амортиза­ции по основным средствам, уже имеющим полный износ.

    Необходимо проверить, не допускаются ли ошибки в опре­делении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны шифры.

    При контроле начисления износа необходимо учесть, что некоторым предприятиям разрешено применять метод ускорен­ной амортизации активной части производственных основных фондов (например, малым и др.). Ускоренная амортизация применяется и оформляется предприятием как элемент учетной политики.

    Согласно Постановлению Совмина РФ № 406 от 18.07.91 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий” на ряду с ускоренной амортизацией малым предприятиям предоставлено право списывать дополнительно как амортизационные отчисле­ния в первый год функционирования предприятия по основным средствам со сроком службы более трех лет 50% их первоначальной стоимости. При прекращении деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие сумма дополнительно начисленной амортизации под­лежит включению в налогооблагаемую сумму прибыли.

    При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соот­ветствующие исправления в регистры и отчетные формы.

    По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначислен­ной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себе­стоимость продукции и финансовые результаты, выявляют при­чины нарушений и виновных в этом лиц предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем.

    Аудит операций учета поступления и создания нематериальных активов. В ходе аудиторской проверки операций учета поступ­ления и создания нематериальных активов рассматривается, как они поступают на предприятие: в качестве вложений в уставный капитал; в результате приобретения или создания; погашения дебиторской задолженности; компенсационной сделки; безвоз­мездной передачи.

    Нематериальные активы, поступившие на предприятие в ре­зультате вклада в уставный капитал инвесто­ров, отражаются в бухгалтерском учете по дебету сч. 04 “Нематериальные активы” и кредиту сч. 75 “Расчеты с учреди­телями”, субсчет “Расчеты по вкладам в уставный капитал”, в том случае, если на величину заявленного уставного капитала предприятия сделана запись по дебету сч. 75 и кредиту сч. 85 “Уставный капитал”.

    Если имущество инвесторами вносится в уставный капитал сразу н полностью, то сч. 04 может дебетоваться в непосредст­венной корреспонденции с кредитом сч. 85 “Уставный капитал”. Нематериальные активы приходуются в этом случае в оценке по договоренности сторон.

    Другие варианты поступления нематериальных активов на предприятие - их приобретение за плату и создание. В настоя­щее время приобретение и создание нематериальных активов осуществляются в результате долгосрочных инвестиций.

    Долгосрочные инвестиции связаны в том числе и с приобре­тением, и с созданием активов нематериального характера. Бухгалтерский учет ведется на сч. 08 “Капитальные вложения”, субсчет “Приобретение нематериальных активов”. Стоимость приобретенных нематериальных активов отражается на сч. “Капитальные вложения” согласно оплаченным или принятым к оплате счетам после их оприходования и постановки на учет, что отражается по дебету сч. 08, субсчет “Приобретение нематериальных активов”, и кредиту сч. 60, 76 и т.д.

    Долгосрочные инвестиции включают в себя и процесс соз­дания нематериальных активов. При  создании  предприятием нематериальных активов на счете “Капитальные вложения” отражаются фактически произведен­ные при этом затраты. Эта операция отражается в бухгалтерском учете по дебету сч. 04 “Нематериальные активы”, соответствую­щему субсчету и кредиту сч. 08 “Капитальные вложения”, суб­счет “Приобретение нематериальных активов”.

    Еще один вариант поступления нематериальных активов на предприятие - в результате безвозмездного получения от юридических и физических лиц. Эта операция от­ражается по дебету сч. 04 “Нематериальные активы” и кредиту сч. 87 “Добавочный капитал”, субсчет “Безвозмездно получен­ные ценности”. Операции по безвозмездному получению требу­ют весьма тщательной проверки с использованием инструмента встречного контроля, чтобы установить, не нарушены ли здесь права добровольных инвесторов. Поступление нематериальных активов оформляется актом приемки.

    Проверяя указанные операции, аудитор изучает первичные документы: акты приемки-передачи, договоры купли-продажи, лицензии и др. Это позволяет сделать вывод, что указанные приобретения произведены с соблюдением требований дейст­вующего законодательства.

    Если  аудитор установит нарушения в учетных записях по перечисленным выше операциям поступления нематериальных активов - он указывает работникам бухгалтерии на необходи­мость внесения соответствующих исправлений и уточнений.


Задание 2. 

 

1. Какая страна считается родиной аудита и почему?

    Родиной аудита считается Англия, потому что в Англии в середине 19 в., а в 1862 году вышел закон об обязательном аудите.

 

2. В чем отличие обязательного аудита от инициативного?

    Аудиторская проверка может быть обязательной или ини­циативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных нормативными актами. Напри­мер, в Законе “О банках и банковской деятельности” преду­смотрено, что банки публикуют годовой баланс по форме и в сроки, которые устанавливаются Центральным банком РФ, по­сле подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в нем сведении. Обязательные проверки, кроме того, в соответствии с процес­суальным законодательством проводятся по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. По­ручение о проведении аудиторской проверки дается аудитору при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, приня­того к производству гражданского дела или дела, подведомствен­ного арбитражному суду.

    Инициативная аудиторская проверка проводится по решению самого экономического субъекта. Цель такой проверки – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

 

3. Как подразделяются стандарты аудита в зависимости от масштаба применения?

    По принадлежности стандарты подразделяются на внешние и внутренние. Внешние стандарты определяют орга­низацию аудиторской деятельности, являются основным эле­ментом системы ее нормативного регулирования. Внутренние стандарты разрабатываются в аудиторских фирмах и использу­ются для различных целей. Внешние аудиторские стандарты могут быть как междуна­родными, так и национальными.

 

4. Назовите стадии нормативной модели аудита.

    Эта система включает 5 основных уровней. Первый уровень включает закон об аудите(аудиторской деятельности). До принятия закона аудиторская деятельность регулируется Временными правилами. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным за­конодательным актам. Этот закон будет определять место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необхо­димого равноправного элемента. Для России это особенно важ­но, поскольку исторически государственный финансовый кон­троль превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволит считать, что становление аудита в России состоялось.

    К документам второго уровня, регулирующим ау­диторскую деятельность в Российской Федерации, относятся: Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ; Положение о Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ; ряд постановлений Правительства РФ. Они определяют общие во­просы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.

    Третий уровень системы нормативного регули­рования аудиторской деятельности представлен стандартами (правилами). Основное назначение стандартов: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбит­ражным судом. Большая часть стандартов разработана, другие находятся в стадии разработки. Кроме то­го, к стандартам относят также Перечень терминов и определе­ний, используемых в них. Этот перечень обновляется и попол­няется при разработке очередных правил (стандартов).

    Четвертый уровень — это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйст­венного права и др. На этом уровне должны разрабатываться и правила (стандарты) по специфическим видам аудита.

     Пятый уровень включает внутрифирменные стан­дарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают ауди­торские организации на базе правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются пре­рогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют каче­ство и престиж аудиторских фирм.

 

5. Назовите основные элементы процесса планирования аудита.

    Целью стандарта является установление норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, при планировании аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Задачами и правила (стандарта) являются: описание предварительного этапа планирования аудита; формулирование принципов и описание порядка подготовки общего плана и программы аудита. Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего пла­на аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской програм­мы, определяющей объем, виды и последовательность осущест­вления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

    Планирование аудита должно проводиться аудиторской ор­ганизацией в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными прин­ципами: комплексности; непрерывности; оптимальности.

    Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимосвязанности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до состав­ления общего плана и программы аудита. Принцип непрерывно­сти выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смеж­ным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительст­вам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровож­дения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансо­во-хозяйственной деятельности экономического субъекта и ре­зультатов промежуточных аудиторских проверок.

    Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить ва­риантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, оп­ределенных самой аудиторской организацией.

    При планировании аудита аудиторской организации следует выделить основные этапы: предварительный; подготовка и со­ставление общего плана аудита; подготовка и составление про­граммы аудита.

 

6. Какие факторы влияют на величину внутреннего риска?

    В самом начале аудита можно лишь приблизительно оценить уровень внутрихозяйственного риска. Оценивая внутрихозяйственный риск, аудитор должен учесть следующие основные факторы:

•характер бизнеса клиента;

•честность администрации;

•мотивы поведения клиента;

•результаты предыдущего аудита;

•проводимый аудит — первоначальный или повторный;

•взаимоотношения с дочерними и зависимыми фирмами;

•нетрадиционные операции;

•профессионализм учетного персонала;

•сальдо счетов и величину сумм по статьям отчетности;

•количество и состав операций клиента и т.д.

 

7. Какие виды аудиторских доказательств Вы знаете?

    Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внеш­ними и смешанными.

    Внутренние аудиторские доказательства включают в себя ин­формацию, полученную от экономического субъекта в письмен­ном или устном виде.

    Внешние аудиторские доказательства включают информацию, полученную от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу аудиторской организации).

    Смешанные аудиторские доказательства включают информа­цию, полученную от экономического субъекта в письменном или устном виде и подтвержденную третьей стороной в пись­менном виде.

    Наибольшую ценность и достоверность для аудиторской ор­ганизации представляют внешние доказательства, затем по сте­пени ценности и достоверности следуют смешанные доказатель­ства и внутренние доказательства.

 

8. Из каких частей состоит аудиторское заключение?

    Аудиторское заключение включает в себя следующие части.

    Вводная часть включает все необходимые сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно аудиторской фирмы указываются юридический адрес и телефоны, С ведения о лицензии на право аудиторской деятельности(номер лицензии, дата выдачи, наименование органа, выдав­шего лицензию, срок действия лицензии); фамилии, имена и отчества аудиторов, принимавших участие в проведении аудита, их квалификационные аттестаты на право заниматься аудитор­ской деятельностью. Для аудитора, работающего самостоятель­но, указываются: фамилия, имя, отчество, стаж работы в каче­стве аудитора; дата выдачи лицензии и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельно­сти, а также срок действия лицензии, номер квалификацион­ного аттестата аудитора.

    Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы экономическому субъекту об общих результатах провер­ки состояния внутреннего контроля, бухгалтерского учета и от­четности экономического субъекта, а также соблюдения эконо­мическим субъектом законодательства при совершении финан­сово-хозяйственных операций.

    Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской организации (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

 


Задание 3. 

 

1. Какова основная цель аудиторской проверки?

в) установить достоверность бухгалтерской отчетности и соответствие совершенных клиентом финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

 

2. Как организована оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) при проведении проверки по поручению органа дознания?

а) оплата предварительная

 

3. Аудиторские  фирмы могут быть зарегистрированы как организации, имеющие:

в) любую организационно-правовую форму, кроме ОАО.

 

4. Аудитор, не имея лицензии, осуществил аудиторскую проверку клиента в декабре 1995 г. Какое наказание ожидает аудитора?

б) взыскание полученных в результате незаконной деятельности доходов – в пользу введенных ими в заблуждение заказчиков в размерах понесенных этими заказчиками расходов;

штраф в пределах от 500- до 1000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда – в доход республиканского бюджета Российской Федерации.

 



0
рублей


© Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ, 2008-2024 гг.

e-mail: studentshopadm@ya.ru

об АВТОРЕ работ

 

Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop

«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»

Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!