Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Магазин контрольных, курсовых и дипломных работ |
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!
Тема 4. Методология аудита и аудиторские стандарты
1. Аудиторские стандарты – это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей профессиональной деятельности. Соблюдение аудиторских стандартов в процессе осуществления аудиторской деятельности гарантирует определенный уровень качества аудита и надежности результатов.
Самыми полными действующими руководящими материалами в США являются десять общепринятых стандартов аудита (Generally Accepted Auditing Standards – GAAS). Они были подготовлены специалистами АIСРА в 1947 г. и с тех пор претерпели минимальные изменения. Эти десять общепринятых стандартов не являются какими-либо конкретными инструкциями по проверке определенных участков учетной работы. Они не настолько подробны, чтобы аудиторы-практики могли использовать их как весомое руководство для каждодневной работы. Но они представляют собой основу для разъяснений AICPA даже по вопросам этического поведения аудиторов. Эти десять стандартов и их взаимосвязь полностью приведены ниже.
ОБЩИЕ СТАНДАРТЫ (GENERAL STANDARDS)
1. Аудит должны выполнять лицо или лица, имеющие соответствующую техническую подготовку и профессиональные качества аудитора (The audit is to be performed by a person or persons having adequate technical training and proficiency as an auditor).
2.Во всех вопросах, связанных с заданием, аудитор или аудиторы должны сохранять независимость (In all matters relating to the assignment an independence in mental attitude is to be maintained by the auditor or auditors).
3.Проводя проверку и подготавливая заключение, необходимо проявлять должную профессиональную тщательность (Due professional care is to be exercised in the performance of the audit and the preparation of the report).
СТАНДАРТЫ РАБОТЫ НА ОБЪЕКТЕ
(STANDARDS OF FIELD WORK)
1.Работа должна быть адекватно спланирована, а ассистентов, если они есть, нужно контролировать надлежащим образом ( The work is to be adequately planned and assistants, if any, are to be properly supervised.)
2. Аудитор должен разбираться в системе внутрихозяйственного контроля достаточно для того, чтобы планировать аудит и определить характер, временные рамки и объем необходимых проверок (A sufficient undemanding of the internal control structure is to be obtained to plan (he audit and to determine the nature, timing, and extent of tests to be performed).
3.Путем проверок, наблюдений, опросов и подтверждений нужно получить достаточный объем релевантных свидетельств, чтобы создать необходимую основу для формирования мнения об аудируемой финансовой отчетности (Sufficient competent evidential matter is to be obtained through inspection, observation, inquiries, and confirmations to afford a reasonable basis for an opinion regarding the financial statements under audit).
СТАНДАРТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
(STANDARDS OF REPORTING)
1.Заключение должно содержать сообщение, представлена ли финансовая отчетность в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами (The report shall state whether the financial statements are presented in accordance with generally accepted accounting principles).
2.B заключении должны быть определены обстоятельства, при которых такие принципы не соблюдались последовательно в отчетном периоде по сравнению с предшествующим периодом (The report shall identify those circumstances in which such principles have not been consistently observed in (he current period in relation to the preceding period).
3.Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности следует рассматривать как вполне адекватное, если в заключении нет другой формулировки (Informative disclosures in the financial statements are to be regarded as reasonably adequate unless otherwise stated in the report),
4.Заключение должно включать в себя либо мнение о бухгалтерской отчетности в целом, либо утверждение о том, что мнение не может быть выражено. Если итоговое мнение не может быть выражено, то должны быть сформулированы соответствующие причины. Во всех случаях, когда имя аудитора связано с бухгалтерской отчетностью, заключение должно включать в себя четко сформулированное описание характера аудиторской проверки, если таковая имела место, а также данные об уровне ответственности, которую принимает на себя аудитор ( The report shall either contain an expression of opinion regarding the financial statements, taken as a whole, or an assertion to the effect that an opinion cannot be expressed. When an overall opinion cannot be expressed, the reasons therefore should be stated. In all cases where an auditor's name is associated with financial statements, the report should contain a clear-cut indication of the character of the auditor's work, – if any, and the degree of responsibility the auditor is taking).
Таким образом, стандарты аудита – это общие руководящие материалы для помощи аудиторам в выполнении ими обязанностей по аудиту завершенной бухгалтерской отчетности. В них рассмотрены профессиональные качества, требования к ходу проверки и к аудиторским заключениям и свидетельствам (доказательствам).
3. В соответствии с п. 11 «Аудиторская проверка не может проводиться» Временных правил аудиторской деятельности в РФ, утвержденным Указом Президента РФ №2263 от 22 декабря 1993 г.: а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов)… Если после заключения договора или дачи поручения на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны обстоятельства, указанные в настоящем пункте, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) от экономического субъекта – заказчика обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки, заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора с аудитором (аудиторской фирмой). Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
Тема 5. Технологические основы аудита
1. Подготовка аудиторской проверки включает в себя следующие этапы.
Составление письма-обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита
Подготовка письма-обязательства проводится в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.96, протокол №6).
Целью письма является регламентация обязательств экономического субъекта и аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.
В соответствии с правилом (стандартом) письму-обязательству должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг.
Определение объема проверки в соответствии с правилами (стандартами)
Порядок определения объема аудиторской проверки установлен правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 08.99 протокол №5.
Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, и носят рекомендательный характер при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг.
В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете заказавшему аудит руководству экономического субъекта.
Для того чтобы снизить аудиторский предпринимательский риск, т.е. риск неудачи аудиторской проверки, аудиторские организации должны иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов, в том числе для включения в текст договора определенных дополнительных условий.
Неудачный, непродуманный, опрометчивый выбор клиента может привести к значительным финансовым и моральным издержкам, нанести ущерб репутации аудиторской организации.
Аудиторская организация должна собрать объективную информацию о потенциальном клиенте.
Источниками такой информации могут быть:
• средства массовой информации: газеты, журналы, радио, телевидение и др.;
• банки;
• страховые организации;
• деловые партнеры потенциального клиента;
• другие источники.
В процессе принятия решения о начале работы с новым экономическим субъектом необходимо выяснить:
1) характер взаимоотношений с налоговыми органами, банками, страховыми организациями, акционерами и другими пользователями отчетности потенциального клиента;
2) причины, побудившие экономический субъект обратиться к услугам аудиторской организации (особенно в случае инициативного аудита);
3) причины, побудившие потенциального клиента сменить аудиторскую организацию, если этот факт имеет место;
4) объем и характер нарушений порядка ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности, хозяйственного законодательства Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, недостатков организации системы внутреннего контроля, выявленных предыдущими аудиторскими проверками и проверками налоговых органов. Если экономический субъект ранее проверялся аудиторскими организациями, он должен представить новому аудитору копии письменной информации аудитора руководству по результатам аудита не менее чем за три финансовых года, предшествующих планируемой проверке;
5) виды деятельности экономического субъекта и наличие лицензий на них, если какие-либо из них подлежат обязательному лицензированию. При этом следует руководствоваться перечнем лицензируемых видов деятельности;
6) наличие всей документации, необходимой для проведения проверки – первичных документов, регистров аналитического и синтетического учета, бухгалтерской отчетности по всем филиалам и подразделениям, а также по всем видам деятельности;
7) происходила ли в течение отчетного периода, за который планируется проведение аудиторской проверки, смена руководства экономического субъекта, главного бухгалтера, иного персонала;
8) не планирует ли предприятие в ближайшее время существенно сократить объемы производства продукции (работ, услуг), объявить о банкротстве, ликвидироваться.
Если результаты проведенной работы указывают на то, что аудиторский профессиональный риск аудиторской организации будет слишком высоким при работе с данным клиентом, а проверка слишком трудоемкой, договор на аудиторскую проверку может быть и не заключен.
5. Выявленные в процессе аудита факты расхождений содержания учредительных документов аудиторской организации следует подробно отразить в своей рабочей документации, оформленной в установленном порядке. Аудиторская организация должна включить сведения о выявленных расхождений в аудиторское заключение при проведении обязательного аудита или при проведении инициативного аудита различной целевой направленности.
Если аудитор не обнаружил нарушений или обнаружил нарушения, которые не влияют на законность функционирования, не наносят ущерб государству, учредителям или акционерам, то он фиксирует это в аналитической части аудиторского заключения. При этом аудитор вправе выдавать положительное заключение.
Если аудитор обнаружил нарушения, которые влияют на законность функционирования или наносят ущерб государству, учредителям или акционерам, то он фиксирует это в аналитической части аудиторского заключения. В этом случае аудитор предоставляет экономическому субъекту время для устранения выявленных нарушений. Если нарушения не исправлены, то аудитор не вправе выдать положительное заключение.
2. Все процедуры построены по единой схеме: наименование, цель процедуры; средства, необходимые для ее выполнения: техника исполнения процедуры; оформление результатов.
Процедуры снабжены классификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в, программе аудиторской проверки у конкретного клиента. Классификационный номер содержит название раздела бухгалтерского учета и три знака. Строится по серийно-порядковой системе: первый знак – номер нарушения по классификации (выделено семь нарушении порядка ведения кассовых операций); второй знак номер разновидности нарушения (от 1 до 4); третий знак – порядковый номер процедуры для выявления данного нарушения.
Возможный набор аудиторских процедур:
• Для выявления прямого хищения денежных средств, не замаскированного никакими действиями, применяется процедура:
«Касса 1.1.1» – инвентаризации кассовой наличности.
• Для выявления хищения денежных средств, маскируемого расписками должностных лиц, работников бухгалтерии и прочих сотрудников предприятия, применимы процедуры:
«Касса 1.2.1» – проверки наличия на приходных и расходных кассовых ордерах подписи главного бухгалтера или уполномоченного лица;
«Касса 1.2.2» – проверки наличия на расходных кассовых документах подписей руководителя предприятия или уполномоченного лица;
«Касса 1.2.3» – проверки наличия на расходных кассовых документах расписок получателей денег;
«Касса 1.2.4» – устный опрос лиц, получивших деньги по расходным кассовым ордерам, но не подтвердившим этот факт своей распиской.
• Для выявления случаев неоприходования и присвоения поступивших денежных сумм и, в частности, неоприходования и присвоения поступивших денежных сумм из банка применяются процедуры:
«Касса 2. 1.1» – проверки чековой книжки (книжек) предприятия на полноту;
«Касса 2.1.2». – проверки полноты оприходования денежных средств в кассу предприятия, полученных из банка по чеку.
• Для выявления случаев неоприходования и присвоения денежных сумм, поступивших от различных физических и юридических лиц по приходным ордерам, применяются процедуры:
«Касса 2.2.1» – проверки своевременности расчетов сотрудников предприятия по командировочным расходам;
«Касса 2.2.2» – проверки своевременности расчетов сотрудников по средствам, выданным на хозяйственные нужды;
«Касса 2.2.3» – проверки соответствия приходных кассовых ордеров записям в журнале регистрации приходных кассовых ордеров;
«Касса 2.2.4» – проверки одновременности оформления кассовых ордеров и движения денег по ним.
• Для выявления случаев неоприходования и присвоения поступивших денежных сумм от различных юридических лиц по доверенностям применяются процедуры:
«Касса 2.3.1» – проверки журнала (журналов) учета выданных доверенностей;
«Касса 2.3.2» – проверка правильности оприходования сумм по доверенностям.
• Для выявления излишнего списания денег по кассе путем повторного использования одних и тех же документов применяются процедуры:
«Касса 3.1.1» – проверки полноты первичных приходных кассовых документов, приложенных к отчету кассира;
«Касса 3.1.2» – проверки полноты первичных расходных кассовых документов, приложенных к отчету кассира;
«Касса 3.1.3» – проверка правильности и своевременности гашения приложений.
• Для выявления излишнего списания денег по кассе неправильным подсчетом итогов в кассовых документах и кассовых отчетах применяются процедуры:
«Касса 3.2.1» – проверки совпадения входящего остатка по кассе на каждый день с конечным остатком по кассе за предыдущий день;
«Касса 3.2.2» – проверки итогов кассовых отчетов.
• Для выявления излишнего списания денег по кассе без оснований или по подложным документам применяются процедуры:
«Касса 3.3.1» – проверки совпадения расходных кассовых ордеров с информацией о них, содержащейся в журнале регистрации расходных кассовых ордеров;
«Касса 3.3.2» – проверки доброкачественности первичных документов;
«Касса 3.3.3» – проверки обоснованности включения лиц в расчетно-платежные ведомости.
• Для выявления излишнего списания денег по кассе путем подлога в законно оформленных документах с увеличением сумм списаний применяются процедуры:
«Касса 3.4.1» – проверки полноты регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей в журнале регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей;
«Касса 3.4.2» – проверки соответствия данных аналитического и синтетического учета по расчетам с персоналом.
• Для выявления случаев присвоения сумм, законно начисленных разным лицам и организациям, в частности, депонированной заработной платы и средств, начисленных по другим основаниям, применяют процедуры:
«Касса 4.1.1» – проверки соответствия платежных (расчетно-платежных ведомостей) реестрам депонированных сумм;
«Касса 4.1.2» – проверки полноты и своевременности сдачи в банк депонированных сумм;
«Касса 4.1.3» – проверки полноты оприходования депонированных сумм на расчетный счет в банке;
«Касса 4.1.4» – проверки соответствия выписанных расходных кассовых ордеров журналу регистрации депонентов;
«Касса 4.1.5» – проверки соответствия данных синтетического и аналитического учета денежных сумм.
• Для выявления случаев присвоения сумм, причитающихся другим предприятиям:
«Касса 4.2.1» – проверки достоверности доверенностей от других предприятий на получение денег.
• Для выявления случаев расчетов суммами наличных денежных средств, превышающими предельную величину, с другими юридическими лицами и предпринимателями, действующими без образования юридического лица, применяют процедуры:
«Касса 5.1.1» – проверки осуществления расчетов наличными деньгами с другими юридическими лицами суммами, превышающими установленную предельную величину;
«Касса 5.1.2» – проверки соблюдения установленного банком лимита остатка кассы;
«Касса 5.2.1» – проверки соблюдения предприятием предельных сумм расчетов между юридическими лицами наличными денежными средствами, поступающими в кассу.
• Для выявления случаев расчетов с населением наличными денежными средствами за готовую продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги с применением контрольно-кассовых машин применяются процедуры:
«Касса 6.1.1» – проверки правильности ведения книг кассира-операциониста;
«Касса 6.1.2» – проверки полноты оприходования в кассу предприятия выручки контрольно-кассовых машин;
«Касса 6.2.1» – проверки своевременности постановки на учет контрольно-кассовых машин в налоговом органе;
«Касса 6.2.2» – проверки своевременности снятия с учета в налоговом органе контрольно-кассовых машин.
• Некорректное отражение кассовых операций в регистрах синтетического учета выявляется посредством процедуры:
«Касса 7.1.1» – проверки соответствия контировки, проставленной на первичных кассовых документах, записям в журнале-ордере №1 «Касса».
В условиях автоматизированного составления отчета кассира и ведения кассовой книги необходимость в проведении многих из указанных процедур отпадает.
Тема 7. Проверка учета расчетных и кредитных операций
1.
Аудит расчета с подотчетными лицами
Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан определенный набор контрольных процедур.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы деньги, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести по ним окончательный расчет.
Проверка своевременности расчетов сотрудников предприятия по командировочным расходам и средствам, выданным на хозяйственные нужды, осуществляется в рамках аудита кассовых операций. Если при проведении проверки предприятия установлено, что подотчетные суммы числятся за получившими их работниками продолжительное время, в том числе по истечении трех дней после установленного срока, следует провести проверку использования подотчетных сумм, получить письменное объяснение от соответствующих должностных лиц и подотчетного лица и с учетом этой проверки рассмотреть вопрос о включении выданной суммы в совокупный доход этого подотчетного лица.
При установлении фактов списания задолженности подотчетных лиц без представления соответствующих оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, подотчетные суммы, необоснованно списанные с работников без удержания из заработной платы, на основании статей 2 и 7 Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» подлежат включению в совокупный налогооблагаемый доход этих работников того календарного года, в котором суммы были ими получены.
Основные контрольные процедуры:
• «Подотчет 1.1.1» – проверка соответствия лиц, получающих наличные деньги из кассы на хозяйственно-операционные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия;
• «Подотчет 1.1.2» – проверка получения под отчет сумм денежных средств лицами, не отчитавшимися по ранее полученным авансам;
• «Подотчет 1.1.3» – проверка соответствия фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;
• «Подотчет 1.1.4» – проверка наличия подотчетных лиц в штате предприятия;
• «Подотчет 1.1.5» – проверка правильности списания подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия.
В случае, когда решением руководителя предприятия сумма, выданная под отчет, не возвращена и списывается за счет чистой прибыли предприятия, аудитору необходимо удостовериться в том, что, во-первых, решение о списании действительно существует, во-вторых, что с подотчетной суммы удержан подоходный налог в соответствующем размере и, в-третьих, если решение о списании принято после 1 января 1996 г., то на эту выплату следует начислить взносы в Пенсионный фонд РФ и удержать 1% взносов в Пенсионный Фонд РФ согласно ст. 1 Закона РФ №207-ФЗ от 21.12.95;
• «Подотчет 2.1.1» – проверка полноты оправдательных документов по командировкам, приложенных к авансовым отчетам.
Все приложения к авансовым отчетам во избежание их повторного использования должны быть погашены.
Проверка соблюдения порядка гашения первичных документов проводится в рамках аудита кассовых операций;
• «Подотчет 2.1.2» – проверка наличия приказов о направлении работников в командировку;
• «Подотчет 2.1.3» – проверка наличия в командировочных удостоверениях отметок в местах пребывания в командировке;
• «Подотчет 2.1.4» – проверка правильности возмещения командировочных расходов.
• «Подотчет 2.1.5» – проверка правильности ведения учета командировочных расходов в пределах и сверх норм;
• «Подотчет 2.2.1» – проверка удержания подоходного налога с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм.
При оплате работникам расходов на краткосрочные командировки как внутри страны, так и за ее пределы в облагаемый налогом доход не включаются суточные в пределах норм, установленных законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сбор за услуги аэропортов, страховые и комиссионные сборы, расходы на проезд на аэродром или вокзал в местах отправления, назначения или пересадок (кроме проезда на такси), на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, получению заграничного паспорта и виз, прописке заграничного паспорта, а также по обмену чека в банке на наличную иностранную валюту;
• «Подотчет 2.2.2» – проверка правильности выделения налога на добавленную стоимость в сумме командировочных расходов. Суммы расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно, затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями, расходы по найму жилого помещения, возмещаемые по нормам, установленным законодательством, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость.
Суммы налога на добавленную стоимость, оплаченные по расходам, относимым на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, установленных законодательством, подлежат возмещению из бюджета только в этих пределах, а сверх нормы – налог возмещению из бюджета не подлежит, а относится за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций (предприятий);
• «Подотчет 3.1.1» – проверка правильности отражения в учете налога на добавленную стоимость по приобретенным подотчетными лицами материальным ценностям в розничной торговой сети и у населения.
Суммы налога на добавленную стоимость по материальным ценностям (работам, услугам), приобретенным для производственных нужд у организаций розничной торговли и у населения, к зачету у предприятия-покупателя не принимаются и расчетным путем не выделяются;
• «Подотчет 3.1.2» – проверка правильности отражения в учете сумм налога на добавленную стоимость от стоимости материальных ценностей, приобретенных через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле.
При приобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчет (только в пределах лимитов, установленных Указом ЦБ России №375-У от 07.10.98 «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами» – для организаций и предприятий потребительской кооперации) у организации-изготовителя (предприятия-изготовителя), заготовительной, снабженческо-сбытовой, оптовой и другой организации (предприятия), занимающейся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения (за исключением организаций розничной торговли, общественного питания и аукционной продажи товаров) при наличии приходного кассового ордера и накладной на отпуск товаров с указанием суммы налога отдельной строкой налог на добавленную стоимость отражается по дебету сч. 19 и исчисляется в общеустановленном порядке.
На многих предприятиях независимо от того, у какой организации приобретены материальные ценности, только на основании того, что они приобретены за наличный расчет, налог на добавленную стоимость не выделяется и вместе со стоимостью материальных ценностей списывается на издержки производства, что приводит к их завышению и соответственно занижению налогооблагаемой прибыли.
Процедура проверки соблюдения проверяемым предприятием лимита расчетов между юридическими лицами проводится в рамках процедур проверки кассовых операций;
• «Подотчет 4.1.1» – проверка соответствия фактических размеров представительских расходов сметам.
К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.
Представительские расходы в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются в пределах смет, утвержденных руководителем предприятия определенной категории предприятия, и только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата, место, программа проведения деловой встречи (приема), список приглашенных с обеих сторон;
• «Подотчет 4.1.2» – проверка правильности ведения аналитического учета представительских расходов в пределах и сверх норм;
• «Подотчет 5.1.1» – проверка правильности выведения остатков на конец отчетного периода по расчетам с подотчетными лицами.
Задолженность подотчетных лиц предприятию и предприятия подотчетным лицам должна быть показана в регистрах учета развернуто;
• «Подотчет 6.1.1» – проверка соответствия записей в авансовых отчетах и журнале-ордере №7 «Расчеты с подотчетными лицами».
Первый этап может включать правовую оценку договоров с позиций действующего законодательства. Это объясняется различными вариантами отражения в учете операций в зависимости от условии договора, разницей в принятии на учет затрат и налога на добавленную стоимость в зависимости от юридического статуса контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности.
Существует ряд правовых форм поступления на предприятие товарно-материальных ценностей, работ, услуг, среди которых можно выделить основные: договор купли-продажи и договор поставки; договор мены; договор дарения; договор подряда. Каждый из этих договоров обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками, и поэтому роль правовой оценки заключаемых хозяйственных договоров и особенно анализа договоров с точки зрения налогообложения в ходе аудита очень велика.
Следующим этапом при проведении аудита расчетов, с поставщиками и подрядчиками может быть инвентаризация (взаимная сверка) расчетов. Эту процедуру целесообразно проводить посредством запроса к контрагенту о состоянии расчетов на определенную дату, прилагая к запросу выписку – расшифровку задолженности, числящейся на аудируемом предприятии.
Значительная часть предприятии, как правило, пренебрегает проведением инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, что нарушает Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в соответствии с которыми на предприятии ежегодно в сроки, установленные руководством организации, должна осуществляться инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящейся на балансе суммы задолженности по недостачам и хищениям, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности.
Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно или не проводят вовсе, эту работу должен организовать аудитор. Для этого можно использовать следующий этап проверки – получение подтверждения от третьих лиц. Аудитор может запросить данные об остатках на счетах или данные о конкретных счетах-фактурах, если суммы в них значительны. Запросы-подтверждения или акты сверок (обычно используют именно их) могут быть оформлены на бланке предприятия. Предприятие, получившее запрос, проставляет сумму, которую оно подтверждает. Такой запрос отсылают поставщику в двух экземплярах, один из которых возвращается аудитору.
Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформлены актом. В акте следует перечислить наименование проинвентаризованных счетов и указать суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.
По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, за что числится задолженность, с какого времени и на основании каких документов.
По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справках указываются лица, виновные в пропуске этих сроков. Анализ имеющихся на аудируемом предприятии материалов инвентаризаций расчетов или проведение инвентаризации самим аудитором дает возможность сосредоточить внимание на проверке тех расчетов, по которым установлены расхождения.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются, как правило, безналичным путем с применением форм: акцептной; аккредитивной; расчетов платежными поручениями в порядке плановых платежей; последующей, чеками; в порядке зачета взаимных требований; с использованием векселей.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором или соглашением. Приступая к проверке, аудитору немаловажно знать, какая система расчетов применяется на предприятии клиента.
Аудитор должен обратить особое внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях запросить в банках копии недостающих документов.
Результаты предварительной оценки действующих договоров системы расчетов с поставщиками и подрядчиками, результаты инвентаризации и анализ опроса служащих можно использовать в определении набора аудиторских процедур по проверке.
Аудит кредитов
«КРЕДИТ 2.1.1» – проверка обоснованности включения процентов по кредитам в себестоимость продукции (работ, услуг) в зависимости от источника получения кредита;
«КРЕДИТ 2.5.1» – проверка обоснованности включения в себестоимость суммы процентов по кредитам;
«КРЕДИТ 2.3.1» – проверка фактической уплаты процентов по кредитам;
«КРЕДИТ 2.4.1» – проверка правильности отражения в учете процентов по просроченным кредитам;
«КРЕДИТ 2.2.1» – проверка фактического соблюдения целевого назначения кредита;
«КРЕДИТ 6.1.1» – проверка правильности учета процентов по кредитам в пределах и сверх норм;
«КРЕДИТ 5.1.1» – проверка правильности и полноты выполнения корректировки прибыли для целей налогообложения;
«КРЕДИТ 2.2.2» – проверка соответствия бухгалтерских записей целевому назначению кредита;
«КРЕДИТ 3.1.1» – проверка правильности включения процентов за кредит в инвентарную стоимость объектов основных средств:
«КРЕДИТ 4.1.1» – проверка правильности применения льготы по налогу на прибыль, связанной с финансированием капитальных вложении:
«КРЕДИТ 3.5.1» – проверка соблюдения принципов учетной политики предприятия при оценке имущества;
«КРЕДИТ 3.2.1» – проверка правильности включения процентов за кредит в пределах установленных норм в стоимость имущества:
«КРЕДИТ 3.3.1» – проверка правильности включения процентов на кредит в фактическую себестоимость ценных бумаг.
3. Аудитор должен внести предложение по исправлению данной ситуации. Данная ситуация является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Штрафные санкции могут быть следующие. Согласно ст. 120 Налогового кодекса «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»:
1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов – фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Согласно ст. 122 Налогового кодекса «Неуплата или неполная уплата сумм налога»
1. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
2. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иного неправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы налога.
3. Деяния, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.
Вступи в группу https://vk.com/pravostudentshop
«Решаю задачи по праву на studentshop.ru»
Опыт решения задач по юриспруденции более 20 лет!